УДК 639:637 (470.57)
М.С. Леонтьева*
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА НА РЫНКЕ ГОВЯДИНЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Статья посвящена анализу формирования конкурентной среды на рынке говядины Республики Башкортостан. Приводятся характеристика рынка говядины, конкурентной среды, направления дальнейшего развития предприятий отрасли.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентная среда, конкуренция, рынок говядины.
Конкуренция и конкурентоспособность представляют собой сложные многоуровневые понятия, анализ и оценку которых необходимо теснейшим образом увязывать с конкурентной средой.
Конкурентоспособность продукции — решающий фактор коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие продукции условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям ее реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности продукции является уровень затрат потребителя за время ее эксплуатации или хранения.
Республика Башкортостан — один из регионов России, вносящих весомый вклад в обеспечение экономической безопасности страны: на протяжении последнего десятка лет республика входит в тройку лидеров Приволжского федерального округа по величине валового регионального продукта, составляя в структуре ВРП региона порядка 13,5 %. Географическое положение, наличие разветвленной транспортной сети, структура и уровень социально-экономического развития, природно-климатический и производственный потенциал позволяют Республике Башкортостан стать центром оптовой торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием для других регионов России. Агропромышленный комплекс республики является одним из крупных и важных секторов ее экономики. В региональном АПК насчитывается 1147 крупных и средних сель-хозформирований, более одной тысячи предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 4719 крестьянских (фермерских) хозяйств, свыше 575 тысяч личных подсобных хозяйств.
Конкурентная среда на рынке говядины формируется одновременно по двум направлениям:
— идет конкуренция между организациями различных форм собственности и хозяйствования;
— конкуренция между всеми производителями за наиболее выгодные экономические условия деятельности и государственную поддержку.
* © Леонтьева М.С., 2011
Леонтьева Марина Сергеевна ([email protected]), кафедра менеджмента и маркетинга Башкирского государственного аграрного университета, 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 34.
За последнее десятилетие в республике произошло реформирование экономики сельского хозяйства, что в конечном итоге привело к разрушению традиционных форм хозяйствования. Следствием этого стало резкое падение объемов производства и эффективности сельскохозяйственных товаропроизводителей. В то же время развитие малых предприятий, создание крестьянских (фермерских) хозяйств внесли существенные изменения в структуру производства говядины, что нашло отражение в изменении структуры распределения скота по категориям хозяйств (табл. 1).
Таблица 1
Поголовье скота по категориям хозяйств в Республике Башкортостан, тыс. гол.
Годы 2010 г. к
2006 2007 2008 2009 2010 2006 г., %
Хозяйства всех категорий
Крупный рогатый скот 1644,8 1689,0 1746,4 1765,6 1753,6 106,6
в т. ч. мясное поголовье 2,138 2,851 6,396 41,029 74,017 + 34,6 раза
Сельскохозяйственные предп риятия
Крупный рогатый скот 620,5 610,5 615,9 604,1 585,0 94,3
в т.ч. мясное поголовье 1,603 2,050 4,410 28,300 50,330 + 31,4 раза
Хозяйства населения
Крупный рогатый скот 960,1 1011,4 1062,3 1080,7 1084,0 112,9
Крестьянские (фермерские) хозяйства
Крупный рогатый скот 64,2 67,1 68,2 80,8 84,6 131,8
в т.ч. мясное поголовье 0,535 0,801 1,986 12,729 23,687 + 44,3 раза
Из приведенной таблицы видно, что увеличение поголовья скота наблюдается в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Поголовье скота в сельскохозяйственных организациях сократилось на 5,7 %, что связано с уменьшением количества сельскохозяйственных организаций на 5,4 %.
Наибольшее поголовье мясного скота приходится на 2009 и 2010 гг., что объясняется выделением государственных средств по программе «Развитие мясного скотоводства России на 2009—2012 гг.»
Для оценки конкурентоспособности рынка говядины Республики Башкортостан проанализируем эффективность работы сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм хозяйствования.
Структура и объем производства говядины по категориям хозяйств представлены в табл. 2.
Таблица 2
Структура производства говядины в Республике Башкортостан
Категории хозяйств 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2006 г., %
тыс.т. % тыс.т. % тыс.т. % тыс.т. % тыс.т. %
Хозяйства всех категорий 407,2 100 413,2 100 421,3 100 433,1 100 467,1 100 114,7
Сельскохозяйственные предприятия 91,5 22,47 93,0 22,51 100,1 23,77 110,2 25,44 112,8 24,15 123,3
Личные подсобные хозяйства 304,1 74,68 307,5 74,42 305,6 72,55 305,9 70,63 338,2 72,40 111,2
Крестьянские (фермерские) хозяйства 11,6 2,85 12,7 3,07 15,5 3,68 17,0 3,93 16,1 3,45 138,8
За последние пять лет в производстве говядины в Республике Башкортостан произошли изменения. Общее производство говядины увеличилось на 14,7 %, или на 59,9 тыс. т, что связано с увеличением поголовья во всех категориях хозяйств. Этот рост происходит за счет сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Производство говядины в этих категориях хозяйств увеличилось соответственно на 21,3 тыс. т (23,3 %) и на 4,5 тыс. т (38,8 %). Тем не менее основными производителями говядины в республике остаются хозяйства населения, на их долю в структуре производства приходится свыше 70 %.
В целом возможности отрасли мясного скотоводства позволяют производить большее количество мяса, что дает основу для конкурентной среды. Динамика развития рынка говядины в Республике Башкортостан представлена в табл. 3.
Таблица 3
Развитие рынка говядины в Республике Башкортостан
Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2006 г.
Численность скота мясного направления, голов 2138 2851 6396 41 029 74 017 + 34,6 раза
в т.ч. коров 608 757 2085 11 619 21 672 + 35,6 раза
Произведено на убой мясного и помесного скота, тонн 198 315 500 3240 7100 + 35,9 раза
Количество хозяйств, занимающихся мясным скотоводством 15 15 15 308 398 + 26,5 раза
Выделено субсидий на развитие мясного скотоводства, млн руб. - - - 229,353 103,298 -
Стремительное развитие отрасли мясного скотоводства наблюдается в 2009— 2010 гг., что обусловлено реализацией государственной программы и выделением целевых средств. Величина выделенных субсидий по отраслевой программе «Развитие мясного скотоводства России на 2009—2012 гг.» составила 332,651 млн руб., что обусловило как увеличение хозяйств, занимающихся разведением мясного скота, так и мясного поголовья в хозяйствах.
Таким образом, исследовав состояние развития и функционирования рынка говядины Республики Башкортостан, мы пришли к выводу, что ему свойственны:
— динамичность (объем товарных ресурсов отечественного производства ежегодно увеличивается);
— неустойчивость (местное производство не обеспечивает потребности населения республики в говядине, которые в недостающей части покрываются импортом из других регионов России и зарубежья; эти поставки говядины увеличились с 28,5 тыс. т в 2000 г. до 54,3 тыс. т в 2010 г.);
— неоптимальность (сельскохозяйственные товаропроизводители в настоящее время имеют низкую экономическую эффективность и рыночную устойчивость. Положительный результат от производства и реализации говядины — только у хозяйств, занимающихся выращиванием и откормом специализированного скота);
— неинтегрированность (производственно-экономические связи между животноводством и мясоперерабатывающей промышленностью разрушены, что привело к некоторому диктату сферы переработки в ценовой политике рынка. Доминирующие мясоперерабатывающие предприятия республики предлагают
сельскохозяйственным товаропроизводителям низкие цены по поставкам мясо-сырья).
Конкуренции между товаропроизводителями препятствует в современных условиях установление для всех хозяйств в границах регионального агропромышленного комплекса государственной монополии на закупки большинства основных видов продукции. Тем не менее хозяйства региона отыскивают альтернативные рынки сбыта, о чем можно судить по появлению различных каналов реализации (табл. 4).
Таблица 4
Цены реализации скота и птицы в живом весе (в среднем за год)
Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2006 г., %
Реализовано всего, тыс. т 266,8 268,6 279,4 293,7 310,5 116,4
Средняя цена реализации, руб./т 39645,7 42408,6 48047,2 56138,5 64559,3 162,8
Цена реализации заготовительным организациям, руб./т 40375,6 40979,8 45110 45785,2 50398,8 124,8
Цена реализации потребительским кооперативам, руб./т 45792,0 34040,0 43038,0 44527,5 46896,9 102,4
Цена реализации на рынке через собственные предприятия торговли 39706,7 44404,0 50675,4 56670,3 64674,1 162,9
Цена реализации населению через систему общепита и в порядке оплаты труда, руб. т 37350,0 39062,0 44304,4 46789,4 49578,2 132,7
Цена реализации по обменным операциям (по бартеру), руб. т 40415,5 42270,7 44200,4 46229,3 48351,3 119,6
С развитием рынка и появлением конкуренции удельный вес заготовительных организаций в общем объеме реализованной продукции резко сократился. Расширение рынка и изменение каналов реализации способствует появлению конкуренции на рынке продукции сельского хозяйства.
Одним из методов определения наличия конкуренции на рынке является расчет показателей концентрации. На рынке говядины Республики Башкортостан были получены следующие значения показателей:
— индекс Герфиндаля — Гиршмана (1п), который характеризует степень монополизации рынка, составил 529,36 (показатель <1000, что говорит о том, что на рынке работает множество производителей без преобладания кого-либо из них);
— индекс концентрации — 95,3 %, что свидетельствует о высокой концентрации производителей говядины.
По итогам анализа конкурентной среды на рынке говядины Республики Башкортостан можно сделать следующие выводы:
— с увеличением поголовья крупного рогатого скота производство говядины в республике увеличилось на 14,7 %;
— основная доля в производстве говядины принадлежит сельскохозяйственным организациям — 50 %. Крестьянские (фермерские) хозяйства пока не оказывают существенного влияния на распределение долей, но объемы их производства стабильно увеличиваются, особенно в производстве говядины от специализированного мясного скота;
— система экономических отношений, действующая в отрасли, не отвечает задачам, стоящим перед ней. Рост процентных ставок за кредиты, увеличение налогов, снижение инвестиций, сокращение доходов из-за нарушения паритета цен не способствуют развитию конкурентной среды, приводят к ухудшению социального развития села и медленному развитию отрасли;
— существенное влияние на развитие отрасли мясного скотоводства оказала государственная программа «Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 гг.», позволив увеличить производство говядины в 35,9 раза, а количество хозяйств, занимающихся разведением мясного скота, — в 26,5 раза.
Для повышения рентабельности и конкурентоспособности продукции необходимо:
— повышение продуктивности животных, увеличение массы скота, поступающего на забой, повышение его упитанности;
— развитие материально-технической базы отрасли;
— освобождение продовольственной цепочки от многочисленных посредников, создание оптовых продовольственных мясных рынков и т. д.;
— формирование интеграционных процессов на рынке говядины (реализовывать рациональную вертикальную интеграцию хозяйствующих субъектов, не противоречащую антимонопольному законодательству. При этом основное внимание следует сконцентрировать на обеспечении стимулирования инвестиций в предприятия, занимающиеся выращиванием скота, за счет долевого участия предприятий — переработчиков мяса путем льготного налогообложения для инвесторов);
— увеличение поголовья специализированного мясного скота.
Библиографический список
1. Основные показатели сельского хозяйства Республики Башкортостан: статистический бюллетень. Уфа: Башкортостанстат, 2011. 54 с.
2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: учебник для вузов / под общ. ред. Г.Л. Багиева. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. 703 с.
3. Шкардун В. Д., Ахтямов Т.М. Методика исследования конкуренции на рынке // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 4. С. 22—27.
M.S. Leontieva*
THE COMPETITIVE ENVIRONMENT IN THE MARKET OF BEEF OF REPUBLIC BASHKORTOSTAN
The article is devoted to the analysis of formation of the competitive environment in the market of beef of the Republic of Bashkortostan. The characteristic of the market of beef, the competitive environment, direction of further development of the enterprises of branch are resulted.
Key words: competitiveness, competitive environment,
competition, beef market.
* Leontieva Marina Sergeevna ([email protected]), the Dept. of Management and Marketing, Bashkir State Agrarian University, Ufa, 450001, the Republic of Bashkortostan.