Научная статья на тему 'Конкурентная разведка в контексте искусства войны'

Конкурентная разведка в контексте искусства войны Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
137
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Лобовиков В.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентная разведка в контексте искусства войны»

DoiaooummB-p- ¡Л)

иекурс Ли

и опыта, в отличие от самостоятельных действий и работы с новой аудиторией. Red умнее и с той точки зрения, что он работает не с одной демографической группой, а скорее с единой «психографической» группой - аудиторией, обладающей сходными взглядами и сходным мышлением. Своими действиями Red надеется увеличить осведомленность об общечеловеческих проблемах ВИЧ и СПИДа и предлагает потребителям шанс принять участие в том, чтобы действительно делать что-то против своего уничтожения.

American Express провел собственное маркетинговое исследование прежде чем присоединиться к партнерству Red. По словам Гейла Вассермана, вице-президента компании по внешним коммуникациям, в Великобритании насчитывается порядка 1,5 миллионов сознательных потребителей, которые принимают решение о покупке бренда

на основании социальных и этических ценностей. Это очень обеспеченная аудитория, которая может выбирать, где и как потратить свои деньги. Сегодня этот рынок оценивается в 4 миллиарда фунтов стерлингов (порядка 7,44 миллиарда долларов) и это - растущий рынок.

1. R. Cowe and S.Williams, «Who Are the Ethical Consumers?» - Co-operative Bank 2000.

2. Ethical Consumerism Report. - The Co-operative Bank. - 2006.

3. Ethical Consumerism Report. - The Co-operative Bank. - 2006.

4. Mintel Press Release, Attitudes Towards Ethical Foods [Электрон. Ресурс]. - UK, August 2006. - http://www. mintel.com/press_releases/242166.htm?id=242166

5. Melissa Davis, Cause-Related Consumerism, [Электрон. Ресурс].- 2006. - http://www.brandchannel.com/ features_effect.asp?pf_id=337

6. [Электрон. Ресурс].- http://www.joinred.com

МОДАЛЬНЫЙ ДИСКУРС-АНАЛИЗ: ВО лобовиков ОТ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ К ФОРМАЛЬНОЙ ЭТИКЕ АЛЕТИЧЕСКИХ, ДЕОНТИЧЕСКИХ И ЭПИСТЕМИЧЕСКИХ МОДАЛЬНОСТЕЙ

Лобовиков Владимир Олегович

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Институт философии и права УрО РАН, академик МАДИ

Дискурс-анализ модальностей «необходимо», «обязательно» и других, в частности, эпистемических (знание и мнение, вера и сомнение) был начат уже в античности. Значительный вклад в этот анализ внес Аристотель и его последователи. Однако в процессе исторического развития учения о модальностях наметился явный «перекос». На долгие годы (и даже на многие столетия) доминирующей парадигмой исследования модального дис-

курса стал его формально-логический анализ. Модальная логика монополизировала изучение модальностей. Однако, строго говоря, полное сведение дискурс-анализа модальностей к его формально-логическому аспекту является необоснованным. Существуют также и другие его аспекты, изучение которых необходимо для более полного (комплексного) исследования модальностей. В данной работе упомянутая долго господствовавшая (и до сих пор доминирующая) парадигма дополняется (именно дополняется, а не исключается) новой - формально-аксиологическим (в частности, формально-этическим) дискурс-анализом модальностей.

В 1951 г. Г.Х. фон Вригтом была предложена оригинальная система неклассической модальной логики, названная деонтической1. Эта система явилась моделью (уточнением) высказанной Г.В. Лейбницем в «Elementa juris

108

naturalis» (1671) интуиции о фундаментальном структурно-функциональном единстве аристотелевских (алетических) и юридических (деонтических) модальностей2.

В случае принятия вригтовской модели обсуждаемой интуиции, серьезное беспокойство вызывает то, что в тексте Г.В. Лейбница речь идет о полном формальном соответствии (об эквивалентности форм) алетических и деонтических модальностей, а у Г.Х. фон Вригта

- только о частичном их соответствии (об аналогии, подобии). Но отношение подобия не является транзитивным и, поэтому, не может быть отношением эквивалентности. Поэтому необходимо признать, что между обсуждаемой интуицией Г.В. Лейбница и парадигмой Г.Х. фон Вригта есть некоторое противоречие. Рассуждая абстрактно, следует признать, что предложенный Г.Х. фон Вригтом подход к постижению обсуждаемой интуиции Г.В. Лейбница не является единственно возможным. В принципе, возможно построение качественно иных моделей обсуждаемой интуиции, не отрицающих, а дополняющих результаты Г.Х. фон Вригта.

Ранее автор данной работы предложил такую структурно-функциональную модель взаимосвязи алетических и деонтических модальностей, в которой их единство является отношением эквивалентности3. Поэтому, в некотором смысле, эта невригтовская модель

- алгебра поступков (синонимы - «алгебра формальной этики»; «алгебра естественного права») оказывается ближе к тексту «Elementa juris naturalis». Однако в ранее предложенной автором невригтовской модели единства обсуждаемых модальностей имелись недостатки, обусловленные тем, что модальности рассматривались только как унарные операции в алгебре поступков. В данной работе эти недостатки устраняются, так как алетические и деонтические модальности рассматриваются в ней уже как бинарные операции в алгебре поступков. (Результаты, полученные ранее для унарной модели, полностью сохраняются в бинарной модели как ее частный случай).

Перейдем к характеристике невригтовской модели - алгебры поступков (т.е. алгебры естественного права или алгебры формальной

этики). Двузначная алгебра естественного права строится на множестве поступков. Поступками называются любые действия, являющиеся либо хорошими (добром), либо плохими (злом) в нравственном смысле. На множестве поступков определяется множество унарных и бинарных алгебраических операций, представляющих собой морально-правовые ценностные функции. (Слово «функция» используется здесь в строго математическом смысле.) Областью допустимых значений (ОДЗ) переменных этих функций является двухэлементное множество {х (хорошо), п (плохо)}. Элементы этого множества называются ценностными (морально-правовыми) значениями поступков. Областью изменения значений морально-правовых ценностных функций является то же самое двухэлементное множество {х (хорошо), п (плохо)}. Выделенные курсивом строчные буквы (а, в, с) обозначают морально-правовые формы (поступков), отвлеченные от их конкретного содержания. Простые морально-правовые формы - независимые нравственные переменные, а сложные формы - морально-правовые ценностные функции от этих переменных. Для решения поставленных в данной работе задач введем в искусственный язык алгебры (естественного) права следующие символы, обозначающие бинарные морально-правовые операции (ценностные функции от двух ценностных переменных).

Пусть символ Оaв обозначает морально-правовую операцию «обязывание (кого) а делать (что) в». (Иначе говоря, Оaв - действие, обеспечивающее обязательность в для а.) Пусть Рaв обозначает «разрешение (кому) а делать (что) в». Faв - «запрещение (кому) а делать (что) в». Фaв - действие, обеспечивающее факультативность (необязательность) в для а. ^в - нормативная нейтральность в для а. Laв - «превращение поступка в в але-тически необходимое для а действие». Мaв - «возможность в для а, т.е. превращение в в алетически возможную (вероятную) для а деятельность». Zaв - «превращение поступка в в алетически невозможное для а действие». ^в - «превращение действия в в алетически обходимое (т.е. не являющееся алетически

109

DomGournrntB-s* \л)

иекурс flu

необходимым) для а действие». Сaв - «превращение действия в в алетически абсолютно случайное для а действие». Vaв - «насилие (чего, кого) в над (чем, кем) а. Ценностно-функциональный смысл вышеупомянутых операций определяется следующей таблицей 1.

Таблица 1

а в Оав Рав Fae Фав 1ав Lae Мав Ъав Пав Сав Vae

х х п х п х х п х п х х п

х п п х п х х п х п х х п

п х х х п п п х х п п п х

п п п п х х п п п х х п п

Теперь рассмотрим эпистемические модальности «знание», «допущение», «мнение», «доказательство», «опровержение». Пусть символ Дaв обозначает морально-правовую операцию «доказательство, доказуемость, доказанность (чего) в для (кого) а». Символ Yaв обозначает «небытие опровержения, неопровержимость (чего) в для (кого) а». Raв - «опровержение, опровержимость (чего) в для (кого) а». Waв - «небытие доказательства, недоказуемость (чего) в для (кого) а». Нав - «независимость (чего) в для (кого) а». Зaв - «знание (чего) в (кем, чье) а». (Здесь слово «знание» используется в значении episteme)». Аaв - «допущение (чего) в (кем, чье) а». Saв - «недопущение (чего) в (кем, чье) а». Эaв - «незнание (чего) в (кем, чье) а». Daв - «мнение (что) в (чье) а». (Здесь слово «мнение» используется в значении doxa)». Ъaв - «объективность (чего) в для (кого) а». Ценностно-функциональный смысл вышеупомянутых операций определяется таблицей 2.

аблица 2

а в Дав Yae Кав Шав Нав Зав Аав Saв Эав Daв Ъав

х х п х п х х п х п х х п

х п п х п х х п х п х х п

п х х х п п п х х п п п х

п п п п х х п п п х х п п

Обратим теперь внимание на эпистеми-ческие модальности «сомнение», «вера», «неверие», «терпимость». Пусть символ Вaв

обозначает морально-правовую операцию «вера во (что) в (чья) а». Символ Тaв обозначает «терпимость (толерантность) к (чему) в (чья) а». Шв - «нетерпимость (нетолерантность) к (чему) в (чья) а». Чaв - «неверие во (что) в (чье) а». Фaв - «сомнение в (чем) в (чье) а, т.е. скепсис (скептицизм) в отношении (чего) в (чей) а». Gaв - «господство, власть (чего) в над (кем) а». Иaв - «сила, мощь (чего) в перед (кем) а». Пав - «подавление, покорение, подчинение (чем) в (кого) а». Уaв - «уверение, убеждение (кого) а в (чем) в». Жaв - «смирение, послушание,рабство (чье) а перед (чем) в». Ьав - «бессилие, слабость, немощь (кого) а перед в». Ценностно-функциональный смысл вышеупомянутых операций определяется таблицей 3.

Таблица 3

а в Вав Тав Шв Чав Фав Gaв Иав Пав Уав Жав Ьав

х х п х п х х п п п п п п

х п п х п х х п п п п п п

п х х х п п п х х х х х х

п п п п х х п п п п п п п

Пусть символ «а=+=в» обозначает отношение формально-этической равноценности морально-правовых форм а и в». Согласно определению, принятому в алгебре поступков, поступки называются формально-этически равноценными, если и только если формально-этически равноценными являются их морально-правовые формы. В свою очередь, морально-правовая форма а называется формально-этически равноценной морально-правовой форме в, если и только если эти морально-правовые формы (а и в) принимают одинаковые морально-правовые значения (х или п) при любой возможной комбинации морально-правовых значений переменных, входящих в эти морально-правовые формы.

Используя сказанное выше, нетрудно обосновать следующие формально-этические равноценности: 1) Оав=+^ав; 2) Рав=+=Мав; 3) Faв=+=Zaв; 4) Фав=+=иав; 5) Iaв=+=Caв. Конъюнкция уравнений 1)-5) может быть названа формально-этическим принципом эквивалентности соответствующих друг другу

110

юридических и аристотелевских модальностей. На мой взгляд, этот принцип лучше соответствует буквальному (представленному в тексте «Elementa juris naturalis») выражению естественно-правовой интуиции Г.В. Лейбница, чем известные в настоящее время системы деонтической логики, основанной Г.Х. фон Вригтом. Однако, строго говоря, этот принцип не отрицает, а дополняет результаты, полученные в деонтической логике.

Кажущаяся парадоксальность уравнений 1)-5) - результат лингво-психологически естественного (незаметного), но логически незаконного (ошибочного) отождествления отношений формально-этической равноценности (=+=) и логической эквивалентности, обозначаемой символом «о». Пусть символ Еа обозначает высказывание (истинное или ложное утверждение) о том, что действие а имеет место в действительности. В связи со сказанным выше принципиально важно иметь в виду, что: (А) из истинности а=+=в не следует логически, что истинно ЕаоЕв; (В) из истинности ЕаоЕв не следует логически, что истинно а=+=в. Конъюнкция (А) и (В) - еще один вариант радикальной интерпретации принципа, именуемого «Гильотина Юма». Он четко разделяет вригтовскую и невриг-товскую экспликации обсуждаемой интуиции Лейбница.

Завершая данную работу целесообразно обратить внимание на приведенный ниже ряд интересных уравнений алгебры формальной этики эпистемических модальностей. Если ценностную функцию (не-в) от одной ценностной переменной (в) определить как инверсию нравственного значения этой переменной, то с помощью данных выше определений можно получить следующие формально-этические эквивалентности.

6) Raв=+=Дa(не-в): опровержение (чего) в для (кого) а равноценно доказательству (чего) не-в (кому) а.

7) Дaв=+=Raв доказательство (чего) в (кому) а равноценно опровержению (чего) не-в для (кого) а.

8) КYaвWaв=+=Нaв: объединение («конъюнкция») недоказуемости (чего) в (кому) а и неопровержимости (чего) в для (кого) а рав-

ноценна независимости (чего) в для а. Здесь символ «К» обозначает бинарную операцию алгебры поступков «объединение (двух) поступков (в линию поведения)»4.

9) Дaв=+=Laв: доказательство (чего) в (кому) а равноценно необходимости (чего) в для а.

10) Laв=+=Vав: необходимость (чего) в для а равноценна насилию (чего) в над а (Аристотель).

11) Дaв=+=Vав: доказательство (чего) в (кому) а равноценно насилию (чего) в над а (Аристотель).

12) Дaв=+=Зав: доказательство (чего) в (кому) а равноценно знанию (чего) в (чьему) а.

13) Зав=+=Дaв: знание (что) в (чье) а равноценно доказательству (чего) в (кому) а.

14) Зав=+=Vав: знание (что) в (чье) а равноценно насилию (чего) в над а.

15) Зав=+=Sa(не-в): знание (что) в (чье) а равноценно недопущению (чего) не-в (кем) а.

16) Аaв=+=Эa(не-в): допущение (что) в (кем) а равноценно незнанию (что) не-в (кем) а.

17) Sa(не-в)=+=Зa(не-в): недопущение (что) в (кем) а равноценно знанию (что) не-в (чьему) а.

18) Эaв=+=Аa(не-в): незнание (что) в (чье) а равноценно допущению (чего) не-в (кем) а.

19) Daв=+=КАавАa(не-в): мнение (что) в (чье) а равноценно объединению («конъюнкции»): допущения (чего) в (кем) а и допущения (чего) не-в (кем) а.

20) Вав=+=Ш(не-в): вера во (что) в (чья) а равноценна нетерпимости (чьей) а к (чему) не-в.

21) Тав=+=Ча(не-в): терпимость (толерантность) к в (чья) а равноценна неверию во (что) не-в (чьему) а.

22) Ш(ж-в)=+=Ва(ж-в): нетерпимость (нетолерантность) к в (чья) а равноценна вере (чьей) а во (что) не-в.

23) Чав=+=Та(не-в): неверие во (что) в (чье) а равноценно толерантности (терпимости) к не-в (чьей) а.

24) Фaв=+=КТавТa(не-в): сомнение в (чем) в (чье) а равноценно объединению терпимости

111

^оввсоиттв-Р1 ¡Л)

иекурс Ли

к в (чьей) а и терпимости к не-в (чьей) а.

25) Вав=+=Дав: вера во (что) в (чья) а равноценна доказательству (чего) в (кому) а.

26) Дaв=+=Вав: доказательство (чего) в (кому) а равноценно вере во (что) в (чьей) а.

27) Вав=+=Зав: вера во (что) в (чья) а равноценна знанию (что) в (чьему) а.

28) Зав=+=Вав: знание (что) в (чье) а равноценно вере во (что) в (чьей) а.

Очевидно, что если подменить формально-этическую эквивалентность «=+=» обсуждаемых эпистемических ценностных функций формально-логической эквивалентностью высказываний о фактической реализации этих функций, то получится ряд таких утверждений о логической связи фактов, которые (утверждения) явно абсурдны: противоречат как опыту, так и соответствующим фрагментам теоретической философии. Однако такого рода подмена - грубое нарушение точно сформулированного выше принципа, широко известного под названием «Гильотина Д. Юма». Данное замечание особенно важно в связи с уравнениями 12 и 13, которые устанавливают тождество (формально-аксиологическую эквивалентность) знания и доказанности (как ценностных функций). Вполне эффективная

Тропы метода

критика утверждения о логической эквивалентности факта знания и факта доказанности была развита уже в античности. Однако «Гильотина Д. Юма» надежно защищает обсуждаемые формально-аксиологические уравнения от этой логико-эмпирической критики.

1. Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования: Избранные труды. М., 1986.

2. G.W. Leibniz. Elementa Juris Naturalis // G.W. Leibniz. Samtliche Schriften und Briefe. Erste Reihe: Philosophishe Schriften. Erser Band: (1663-1672). Berlin: Akademie-Verlag. 1971. S. 466, 481.

3. Лобовиков В.О. О невригтовском подходе к интуиции Лейбница о формальной взаимосвязи деонтических и алетических модальностей // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. Материалы VII Общероссийской научной конференции 20-22 июня 2002 г. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 347-350; Lobovikov V.O. Mathematical simulating G.W. Leibniz's metaphysical principle of unity in plurality // Einheit in der Vielheit: VIII Internationaler Leibniz-Kongress (Hannover, 24 bis 29 Juli 2006). Hannover: Akademie-Verlag Berlin und Bahlsen GmbH & Co. KG, 2006. Vortrage 1. Teil. S. 504-509; Lobovikov V.O. G.W. Leibniz's discovery of a unity in plurality of modalities; a fundamental unity of his and G.W. F. Hegel's natural law doctrines in spite of the plurality of their philosophical views (Mathematical simulating a unity in plurality of legal philosophy ideas of the two men) // Ibid. S. 499-503.

4. Точное табличное определение ценностно-функционального смысла этой операции дается в монографии: Лобовиков В.О. Математическая этика, метафизика и естественное право. Екатеринбург, 2007.

КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА В КОНТЕКСТЕ ИСКУССТВА ВОЙНЫ

В.Л. Берсенёв, А.П. Горст, Е.Л. Ющук

Берсенёв

Владимир

Леонидович

доктор

исторических наук, профессор, Институт экономики УрО РАН,

академик МАДИ

Горст

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алексей

Петрович

Учебно-

методический

центр

гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций

Ющук

Евгений

Леонидович

Высшая

экономическая

школа

при Институте экономики УрО РАН

Поэтическая строчка «война, торговля и пиратство - три вида сущности одной» как нельзя лучше передаёт атмосферу споров на предмет того, как соотносятся предпринимательство и этика, и совместимы ли они

вообще. «Бурные девяностые» одарили историю отечественной экономики шикарнейшей фактографией на тему «Второе издание первоначального накопления», после чего публицистические изыски теоретиков-пер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.