Научная статья на тему 'КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА В IT-ОТРАСЛИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ'

КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА В IT-ОТРАСЛИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ IT ПРОЕКТЫ / УПРАВЛЕНИЕ IT ПРОЕКТАМИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА / РАЗВЕДКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русанов С.В., Дорофеев О.В.

В настоящее время, конкурентная разведка является важной частью осуществления стабильного функционирования любого бизнеса. Руководству современного предприятия необходимо понимать, в каком направлении работают его конкуренты. То же самое относится и к IT отрасли. IT проекты отличаются высокой стоимостью реализации, поэтому руководителю IT компании важно понимать, что новый IT проект, над которым работает IT команда, будет востребован и конкурентоспособен на рынке. Для обеспечения анализа конкурентов в сфере IT, применяется конкурентная разведка с применением открытых данных в сети Интернет. Поиск информации о конкурентах в открытых источниках сети Интернет, а так же детальный анализ полученной информации специалистами - это новая дисциплина, которая называется «разведка на основе открытых источников данных». В рамках настоящей статьи, автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления современных проблем и перспектив развития конкурентной разведки в IT отрасли с применением открытых данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Русанов С.В., Дорофеев О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE INVESTIGATION IN THE IT-INDUSTRY USING OPEN DATA

At present, competitive intelligence is an important part of the implementation of the stable functioning of any business. The management of a modern enterprise needs to understand in which direction its competitors are working. The same applies to the IT industry. IT projects are characterized by a high cost of implementation, so it is important for the head of an IT company to understand that a new IT project that the IT team is working on will be in demand and competitive in the market. To ensure the analysis of competitors in the field of IT, competitive intelligence is used using open data on the Internet. Searching for information about competitors in open sources on the Internet, as well as a detailed analysis of the information received by specialists, is a new discipline called “intelligence based on open data sources”. Within the framework of this article, the author made an attempt to scientific analysis and critical understanding of modern problems and prospects for the development of competitive intelligence in the IT industry using open data.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА В IT-ОТРАСЛИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ»

Конкурентная разведка в IT-отрасли с применением открытых данных

Русанов Сергей Владимирович

аспирант, факультет бизнеса, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 7408804@gmail.com

Дорофеев Олег Васильевич

кандидат технических наук, доцент, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

В настоящее время, конкурентная разведка является важной частью осуществления стабильного функционирования любого бизнеса. Руководству современного предприятия необходимо понимать, в каком направлении работают его конкуренты. То же самое относится и к 1Т отрасли. 1Т проекты отличаются высокой стоимостью реализации, поэтому руководителю 1Т компании важно понимать, что новый 1Т проект, над которым работает 1Т команда, будет востребован и конкурентоспособен на рынке. Для обеспечения анализа конкурентов в сфере 1Т, применяется конкурентная разведка с применением открытых данных в сети Интернет. Поиск информации о конкурентах в открытых источниках сети Интернет, а так же детальный анализ полученной информации специалистами - это новая дисциплина, которая называется «разведка на основе открытых источников данных». В рамках настоящей статьи, автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления современных проблем и перспектив развития конкурентной разведки в 1Т отрасли с применением открытых данных. Ключевые слова: современные 1Т проекты, управление 1Т проектами, обеспечение конкурентоспособности, конкурентная разведка, разведка с применением открытых данных.

Концепция разведки, в основе которой лежат открытые источники (OSINT), имеет существенные отличия от «просто информации», Open Source InFormation или oSlF. Источником последней являются сведения, находящиеся в свободном доступе в сети интернет.

OSINT представляет собой специфическую информацию, обработанную и проанализированную с целью получить ответ на конкретный вопрос. Поиск информации в рамках OSINT имеет принципиальные отличия от подобной работы других видов разведки, в том числе агентурной, в которой основной проблемой является получение информации от источника, контакт с которым по разным причинам затруднён. Для OSINT такой проблемы нет. Здесь трудность заключается в поиске самого источника в огромной массе общедоступных материалов. [9, с. 68]

OSINT является эффективным инструментом IT-спе-циалистов, занимающихся созданием программ, защищающих софт от вирусов, взлома и других угроз.

Возможности OSINT используют и злоумышленники, получая информацию о структуре предприятия, квалификации работников, клиентской базе. Это даёт им возможность лучше подготовиться и провести атаку. Именно поэтому компании ограничивают доступ к некоторым данным о своей работе.

Методика OSINT активно развивается в бизнесе. На её основе получают информацию для аналитики. Исследуют данным образом направления расширения рынков, деятельность конкурентов, потенциальные риски, целевую аудиторию, эффективность рекламных компаний. Подобные знания необходимы для повышения успешности бизнеса.

IT-компании посредством OSINT занимаются поиском информации о современных IT-проектах своих конкурентов, используя полученные сведения для коррекции собственных разработок.

Разведка OSINT состоит из следующих этапов: [2, с. 139]

1. Разработка плана мероприятий, постановка цели.

2.

чения цели.

3.

4.

5.

Настройка оборудования, программного обеспе-необходимого для реализации поставленной

Поиск и сбор информации. Анализ данных. Архивирование оборудования.

Разведка по открытым источникам используется уже давно. Но в сфере 1Т её стали применять лишь в XXI веке, в эпоху интернет и огромного количества цифровой информации. Чаще всего OSINT используют в бизнесе для анализа рынка и поиска потенциальных клиентов. [8, с. 37]

Мониторинг информации с помощью системы конкурентной разведки, это лишь небольшая часть возможностей, которые даёт OSINT. Данный инструмент имеет

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

fO CS

о

CS CS

о ш m

X

<

m о x

X

одно существенное преимущество. Он позволяет моделировать стратегию конкурентов, занимающихся IT-тех-нологиями. Таким образом, инновационные методы конкурентной разведки дают возможность развивать стратегический менеджмент и получать преимущества на рынке IT.

В настоящее время в конкурентной разведке, работающей в IT-области, исследование источников в сети Internet представляет собой большую часть общей работы. Безусловно, ограничиваться только этим не стоит. Нужно использовать и другие способы решения поставленных задач и целей. Но благодаря OSINT можно в короткие сроки, максимально полно получить актуальную информацию, сбор которой производится из открытых источников специальными сервисами, информационно-аналитическими системами.

Предметом анализа в данном случае являются официальные сайты компаний, их представительства в социальных сетях, на тематических площадках в Интернете.

Например, портал ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС (zachestnyibiznes.ru) позволяет собрать информацию об экономических показателях деятельности компаний конкурентов, их доходной и расходной части, ключевых показателях, определяющих финансовую благонадёжность бизнеса, рентабельность и т.п. Портал предоставляет готовые расчетные коэффициенты: текущей ликвидности, быстрой ликвидности, автономии, Рентабельность активов (ROA) и многое другое. Дополнительно здесь же можно сравнить полученные данные о компании со средними по отрасли в РФ.

Кроме этого, возможности данного ресурса позволяют проанализировать выручку, величину общего капитала, изменения финансового состояния компании по времени, рассчитать чистую прибыл. Всю информацию можно оценить с точки зрения ближайших конкурентов.

Для сбора информации о компаниях конкурентах используют такие инструменты мониторинга, как «Медиа-логия», «ПрессИндекс», Google Alerts, SemanticForce и др. Например, с помощью Google Alerts появляется возможность собрать информацию о действиях конкурентов, новинках продукции в конкретной области бизнеса, выявить недобросовестных предпринимателях, пользующихся плагиатом для достижения своих целей. [5, с. 96]

Стоит заметить, что некоторые ресурсы, такие, как «Медиалогия», «ПрессИндекс, Babkee не только занимаются исследованием сети, но и анализируют собранную информацию, предоставляя пользователю готовый отчёт.

Плюсом сервиса Babkee является то, что первая неделя пользования ресурсом бесплатная. За это время можно оценить полезность софта и принять решение о его дальнейшем использовании. Однако Babkee больше рассчитан на исследование социальных сетей и средств массовой информации, размещённых в Интернет, для анализа собственных позиций в конкретной области бизнеса и сравнения их с конкурентами.

Медиапространство изучает и сервис «Крибрум», выделяя в нём отзывы о конкретном объекте, требующем исследования. При этом он оценивает охват аудитории и популярные темы. Собранные данные будут представлены графиками, таблицами, аналитическим отчётом. [7, с. 165]

Для анализа сайтов обращаются к Archive.org. Он группирует информацию в хронологическом порядке,

что даёт возможность изучить изменения, происходящие на интернет платформе конкурента и сделать выводы об эффективности используемых для этого средств. Плюсом Archive.org является и то, что он сохраняет сайты, которыми уже не пользуются.

Информационно-аналитические системы - это наиболее эффективный инструмент для работы в направлении 1Т. С их помощью решают наиболее глобальные задачи разведки в Интернет. Безусловно, каждая система имеет свои особенности в виде удобства интерфейса, функционала, стоимости и др. Однако все они позволяют решать следующие задачи: [13, с. 38]

- поиск информации, мониторинг различных платформ Интернет, сбор тематических сообщений, анализ текстов социальных сетей;

- извлечение из информации сущности в виде отдельных персон, лидирующих брендов, успешных фирм, выяснение отношений между ними;

- создание списка реферативных сообщений, аннотаций документов;

- разбор документов по темам;

- определение тональности сообщений, документов;

- разработка семантического ядра коллекций документов;

- исследование формирования и развития проблемы, обсуждаемой в сообщениях;

- составление аналитических отчётов, досье по заданной теме или группе пользователей Интернет.

Многие вышеперечисленные задачи позволяют успешно решать информационно-аналитические системы, имеющиеся на отечественном рынке. Среди них можно выделить самые популярные: «ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС», «Аналитический курьер», «Интегрум», «Контур Фокус», и др.

В качестве дополнения к традиционным поисковым системам используются метапоисковые системы. Их особенностью является отсутствие личной базы данных. Они самостоятельно настраивают поисковый запрос, учитывая информацию, которая необходима пользователю. Такие запросы реализуются одновременно по нескольким направлениям. Полученные результаты анализируются и оформляются в виде списка с присвоением каждой ссылке рейтинга, указывающего на её соответствие поисковому запросу по различным направлениям поиска. [1, с. 132]

Сегодня наиболее востребованными программами метапоиска являются: MetaBot.ru, MetaCrawler. Их основное преимущество, способность рассылать вводимые пользователем запросы по различным поисковым системам, собирать и суммировать полученные результаты, которые характеризуются полнотой и объективностью. Вместе с этим, результат может быть несколько искажён по отношению к запросу, так как каждая поисковая система по-своему обрабатывает и интерпретирует вводимый термин.

Метапоисковые системы рекомендованы для использования на первом этапе сбора информации. Итогом их работы должна стать локализация средств поиска, помогающих собрать сведения по теме, интересующей пользователя.

Системы анализа текстов осуществляют поиск тематических данных, их «скачивание», архивирование, распределение по папкам, анализ содержимого файлов. Подобные системы умеют качественно раскрывать суть запроса, конкретизировать поиск, обращая внимание на

термины и другие детали, скрытые от обычных поисковиков. Такие системы сохраняют в архивах целые тексты документов. Это даёт возможность обрабатывать документы в полном объёме, анализировать их в любое время.

Большим плюсом систем анализа контента и исследования сети является их способность сохранять поисковые запросы, собранные аналитиками из множества поисковых слов, предложений в виде каталогов, и при необходимости запускаться автоматически или по конкретному запросу вручную для организации поиска, изучения особенностей контента.

Системы мониторинга из общего объёма информации вычленяют известные объекты. В свою очередь, экстракторы объектов позволяют оперативно разобрать информационные потоки и найти в них неисследованные неизвестные объекты, соответствующие выбранному типу.

Стоит внимательно рассмотреть системы управления знаниями. Их использование позволяет в автоматическом режиме анализировать документы, находить в них взаимосвязь. Данная операция возможно и по отношению к конкретной персоне, объекту, информации.

В таких системах под управлением знаниями подразумевается комплекс стратегий, процессов, с помощью которых выявляются определённые знания, используются, распространяются, приобретаются, обмениваются и контролируются. Всё это обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности организаций, занимающихся информационными технологиями. [10, с. 169]

Системы этого типа характеризуются способностью определять новые знания, логические закономерности. В качестве примера можно обозначить такую функцию систем управления знаниями, как определение наличия или отсутствия отношений между людьми. Для этого анализируются факты их совместного обучения в одной школе, институте, времени проживания в конкретном населённом пункте, другие данные.

Востребованными системами управления знаниями сегодня считаются программы SharePointPortalServer с функциями поиска, аналитики,

KnowledgeDiscoverySystem - система извлечения полезных знаний из «сырой» информации.

В конкурентной разведке, использующейся в сфере 1Т-технологий, обращаются к специализированным программам, объединяющим сразу несколько из вышеперечисленных систем. Это даёт возможность решать специфические задачи.

Важно, что реализуя цели конкурентной разведки, специализированные системы используют базы, представляющие собой текстовые документы, имеющиеся в свободном доступе в Интернет, а так же собственные источники данных, архивы, добытые из «закрытых» файлов.

Среди таких систем выделяют поисковики: [12, с. 355]

- отдельных тематических файлов ртР-поисковик в русском сегменте сети FileSearch.ru);

- новостных страниц электронных средств массовой информации (Яndex Новости);

- сетевых продуктов и товаров (Торг.ги);

- людей (Реор^еагс11);

- заархивированных музыкальных файлов (MP3Search);

- картинок и гифок (Яndex Картинки).

С помощью специализированных систем можно получить доступ и к каталогам отдельных территорий (Япйех Регионы).

На основе анализа особенностей средств сетевой конкурентной разведки, мы обозначили несколько тематических комплексов: [3, с. 12]

- Инструменты, работающие в направлении поиска в Интернет упоминаний (Marketing Grader);

- Средства исследования статистики поисковой рекламы (Advse);

- Поиск по ключевым словам, фразам (iSpionage);

- Изучение соцсетей (InfiniGraph);

- Анализ рейтинга сайтов, веб-прощадок (Alexa, Similarweb );

- Обработка, проверка ссылок, наращивание их числа (Majestic SEO);

- Многофункциональные системы (SimplyMeasured).

В случае, когда инструменты разведки, используемой в IT отрасли для поиска, анализа информации, подобраны правильно, формируется многофункциональная система, дающая возможность руководителю организации своевременно реагировать на риски, сопровождающие бизнес, предупреждать их, принимать адекватные меры для устранения проблемы.

Развитая сеть конкурентной разведки ставит перед собой цель отказа от классической схемы принятия решений, базирующейся на интуитивном анализе информации, к управлению, на основе проверенных фактов, профессиональных аналитических прогнозов.

Процесс обработки информации подобными системами имеет цикличный характер и предусматривает собой следующие действия: [11, с. 196]

- целеуказание: выбор темы исследования, направления движения разведывательного интереса;

- определение источников информации в Интернет;

- поиск информации в автоматическом режиме, скачивание файлов в соответствии с поставленным заданием;

- обработка данных, переработка их в целевую информацию;

- трансформация информации в знания методом контент-анализа и синтеза;

- оперативная доставка знаний потребителю.

Несомненно, что специфика функционирования IT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компаний должна определять выбор источников информации, необходимой для реализации целей, задач сети конкурентной разведки в компаниях, занимающихся ИТ-технологиями. Такая система должна иметь гибкие механизмы, определяющие направления поиска информации, возможности оперативно доставлять её для обработки, анализа.

В последние годы создано большое количество методов конкурентной разведки, осуществляемой в рамках IT отрасли. Данный факт позволяет выбирать эффективные инструменты комплексного анализа, дающего оценку деятельности бизнеса в целом и отдельных процессов, происходящих в его структуре, что даёт возможность совершенствовать управление и работу компании. Знания о результатах работы конкурентов в IT отрасли необходимы, чтобы сэкономить собственные финансовые, экономические, производственные ресурсы, кадровый потенциал, сосредоточив свои главные силы на создании и продвижении IT программ.

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О M

со

fO CS

о

CS CS

о ш m

X

<

m о x

X

С каждым годом системы конкурентной разведки в сфере ИТ становятся всё более популярными, так как научно-технический прогресс сегодня стремительно развивается, создаётся большое количество продуктов, в основе которых лежат IT-технологии, ужесточается конкурентная борьба. [4, с. 81]

Содержание и методы современных способов конкуренции в IT отрасли отражается в изменениях концепции стратегического менеджмента, посредством которого создаются новые механизмы, обеспечивающие лидерство на рынке конкретных предприятий, желающих упрочить свои позиции на региональном или мировом lT рынке.

Подведём итог вышеописанным фактам. В управлении современными IT-предприятиями не обойтись без инструментов конкурентной разведки. С их помощью получают необходимую информацию с целью уменьшить возможные риски для своего бизнеса и получить конкурентные преимущества, обеспечивающие стабильное развитие компании.

В арсенал сил конкурентной разведки входит много инструментов. Во-первых, это бесплатные базы данных. Во-вторых, это эффективные мультикомплексные информационно-аналитические системы, получающие информацию из открытых и скрытых ресурсов сети Интернет.

Любая IT-компания может подобрать для себя наиболее удобный и доступный инструмент конкурентной разведки, в соответствии с поставленными целями и задачами. При этом нужно понимать, что данная работа должна быть организована в виде непрерывной деятельности, так как даже кратковременная утрата важной информации может дать конкурентам огромные преимущества.

Литература

1. Аббазова, А. Р. Промышленный шпионаж, конкурентная разведка / А. Р. Аббазова, С. А. Сулейманова // Академическая публицистика. - 2019. - № 5. - С. 130133.

2. Бегичев, М. М. Корпоративная разведка как инструмент конкурентной борьбы / М. М. Бегичев, С. А. Потапов, А. В. Власов // Путеводитель предпринимателя. -2021. - Т. 14, № 4. - С. 136-141.

3. Власов, А. В. Конкурентная разведка в системе экономической безопасности предприятия / А. В. Власов, М. М. Бегичев, Т. В. Штепа // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2020. - Т. 19, № 3. - С. 8-18.

4. Городов, О. А. Недобросовестная конкуренция и конкурентная разведка: проблемы квалификации / О. А. Городов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2022. - № 7(95). - С. 77-84.

5. Казанцева, С. Ю. Роль и место конкурентной разведки в системе безопасности / С. Ю. Казанцева, Д. О. Семернинова, И. Ю. Городинская // Управление предприятиями и организациями: проблемы и решения: AUS PUBLISHERS, 2021. - С. 91-99.

6. Канаки, В. В. Конкурентная разведка в Интернете: инструменты и источники информации / В. В. Канаки, Д. А. Мужинский // Ростов н/Дону: Индивидуальный предприниматель Беспамятнов Сергей Владимирович, 2019. - С. 92-96.

7. Наумов, С. А. Интернет как источник информации для конкурентной разведки / С. А. Наумов, А. А. Коновалов, А. В. Зверева // Ростов-на-Дону, 22 октября 2019 года. - Ростов-на-Дону: Индивидуальный предприниматель Ковтун Сергей Александрович, 2020. - С. 163-168.

8. Одинцова, М. А. Обзор инструментов конкурентной разведки / М. А. Одинцова // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 73-7. - С. 35-38.

9. Плешакова, М. В. Конкурентная разведка и промышленный шпионаж как источники информации предприятия / М. В. Плешакова, А. А. Гонин // Экономика: теория и практика. - 2020. - № 4(60). - С. 65-71.

10. Рогова, Т. М. Конкурентная разведка в сети Интернет / Т. М. Рогова, М. О. Животова // Ростов - на -Дону: Индивидуальный предприниматель Беспамятнов Сергей Владимирович, 2020. - С. 166-170.

11. Рощин, Н. С. Конкурентная разведка как особый вид информационно - аналитической работы / Н. С. Ро-щин // E-Scio. - 2019. - № 10(37). - С. 192-198.

12. Руденко, В. Е. Конкурентная разведка и ее информационные источники / В. Е. Руденко, В. И. Прасолов // Молодой ученый. - 2020. - № 15(305). - С. 353-357.

13. Тимохин, А. Е. Конкурентная разведка: как это работает сегодня / А. Е. Тимохин // Директор по маркетингу и сбыту. - 2020. - № 8. - С. 35-41.

Competitive investigation in the IT-industry using open data Rusanov S.V., Dorofeev O.V.

Moscow Financial and Industrial University "Synergy"

JEL classification: C10, C50, C60, C61, C80, C87, C90_

At present, competitive intelligence is an important part of the implementation of the stable functioning of any business. The management of a modern enterprise needs to understand in which direction its competitors are working. The same applies to the IT industry. IT projects are characterized by a high cost of implementation, so it is important for the head of an IT company to understand that a new IT project that the IT team is working on will be in demand and competitive in the market. To ensure the analysis of competitors in the field of IT, competitive intelligence is used using open data on the Internet. Searching for information about competitors in open sources on the Internet, as well as a detailed analysis of the information received by specialists, is a new discipline called "intelligence based on open data sources". Within the framework of this article, the author made an attempt to scientific analysis and critical understanding of modern problems and prospects for the development of competitive intelligence in the IT industry using open data.

Keywords: modern IT projects, IT project management, competitiveness,

competitive intelligence, open data intelligence. References

1. Abbazova, A. R. Industrial espionage, competitive intelligence / A. R.

Abbazova, S. A. Suleimanova // Academic journalism. - 2019. - No. 5. -P. 130-133.

2. Begichev, M. M. Corporate intelligence as a competitive tool / M. M.

Begichev, S. A. Potapov, A. V. Vlasov // Entrepreneur's Guide. - 2021. -T. 14, No. 4. - S. 136-141.

3. Vlasov, A. V. Competitive intelligence in the system of economic security

of an enterprise / A. V. Vlasov, M. M. Begichev, T. V. Shtepa. - 2020. -T. 19, No. 3. - S. 8-18.

4. Gorodov, O. A. Unfair competition and competitive intelligence: problems

of qualification / O. A. Gorodov // Bulletin of the O.E. Kutafin (MSUA). -2022. - No. 7(95). - S. 77-84.

5. Kazantseva, S. Yu. The role and place of competitive intelligence in the

security system / S. Yu. Kazantseva, D. O. Semerninova, I. Yu. Gorodinskaya // Management of enterprises and organizations: problems and solutions: AUS PUBLISHERS, 2021. - S. 91-99.

6. Kanaki, V. V. Competitive intelligence on the Internet: tools and sources of

information / V. V. Kanaki, D. A. Muzhinsky // Rostov-on-Don: Individual entrepreneur Bespamyatnov Sergey Vladimirovich, 2019. - P. 92-96 .

7. Naumov, S. A. Internet as a source of information for competitive

intelligence / S. A. Naumov, A. A. Konovalov, A. V. Zvereva // Rostov-on-Don, October 22, 2019. - Rostov-on-Don: Individual entrepreneur Kovtun Sergey Aleksandrovich, 2020. - P. 163-168.

8. Odintsova, M. A. Overview of competitive intelligence tools / M. A.

Odintsova // Trends in the development of science and education. - 2021. - No. 73-7. - S. 35-38.

9. Pleshakova, M. V. Competitive intelligence and industrial espionage as

sources of enterprise information / M. V. Pleshakova, A. A. Gonin // Economics: theory and practice. - 2020. - No. 4 (60). - S. 65-71.

10. Rogova, T. M. Competitive intelligence on the Internet / T. M. Rogova, M. O. Zhivotova // Rostov-on-Don: Individual entrepreneur Bespamyatnov Sergey Vladimirovich, 2020. - P. 166-170.

11. Roshchin, N. S. Competitive intelligence as a special type of information and analytical work / N. S. Roshchin // E-Scio. - 2019. - No. 10(37). - S. 192-198.

12. Rudenko, V. E. Competitive intelligence and its information sources / V. E. Rudenko, V. I. Prasolov // Young scientist. - 2020. - No. 15(305). - S. 353-357.

13. Timokhin, A. E. Competitive intelligence: how it works today / A. E. Timokhin // Marketing and Sales Director. - 2020. - No. 8. - P. 35-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.