на «невидимом фронте» рынка
конкурентная разведка - инновационный механизм удовлетворения информационных потребностей бизнеса
_Аннотация
Конкурентная разведка является эффективным инструментом управления информационными ресурсами. Обеспечивая компанию необходимой информацией, КР позволяет результативно совершенствовать и развивать конкурентоспособный бизнес.
Ключевые слова: конкурентная разведка, бизнес-разведка, информационные потребности, бизнес-информация, потребители информации, конкурентоспособность, стратегия компании
Стремительные изменения в экономике вынуждают предпринимателей соответствовать жестким требованиям рынка, а также вызывают необходимость поиска новых форм достижения конкурентных преимуществ и пересмотра старых методов и стратегий. Наступает новая эпоха, «главной чертой которой является гибкость управления и быстрота реакции на внешние факторы» [3]. Поэтому на первый план выходит потребность в максимально полном использовании всех имеющихся ресурсов. При этом вступление России в ВТО обострило проблему поиска инновационных решений управления бизнесом.
То, что дано предугадать...
В результате роста интеграционных процессов вовлечения российской экономики в мировую прогнозируется значительное усиление конкуренции со стороны как отечественных, так и зарубежных компаний. В таком положении полная и своевременная информация о деловом и конкурентном окружении, данные о потребностях позволят эффективно управлять активами, опираясь в
Магомедова Диана Марсовна
аспирантка, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург, маркетолог, ООО «СТК Регус-М» [email protected]
конкурентоспособность
предназначением
конкурентной
разведки
становится работа
на опережение,
недопущение
возникновения
нестандартных
ситуаций, тех или
иных деструктивных
событий
посредством
идентификации
стратегических
рисков
и своевременной коррекции стратегии _компании
принятии решений на глубокое знание внешней и внутренней среды.
Многие исследователи возлагают большие надежды на конкурентную разведку (КР). Конкурентная разведка - это деятельность по сбору и анализу бизнес-информации о состоянии рынка и предпринимательской среды с целью выявления конкурентной позиции компании, реальных и потенциальных факторов, которые влияют или могут повлиять на способность компании успешно вести конкурентную борьбу на соответствующем рынке, предотвращать вероятные сбои и быстро восстанавливаться после тех или иных деструктивных событий. Являясь эффективным рычагом управления информационными ресурсами, а также повышения конкурентоспособности предприятия, КР позволяет эффективно совершенствовать и развивать конку-ный бизнес.
Главным предназначением конкурентной разведки становится работа на опережение, недопущение возникновения нестандартных ситуаций, тех или иных деструктивных событий посредством идентификации стратегических рисков и своевременной коррекции стратегии компании, т.е. разработка и реализация мероприятий по укреплению ее кон-тного иммунитета. Подобную технологию Б. илад назвал «конкурентное раннее предупрежде-е» (competitive early warning), именно она, по его мнению, и должна быть ядром конкурентной разведки.
Конкурентная разведка является инструментом удовлетворения информационных нужд потребителей, которые, прежде всего, выступают в качестве субъектов, реализующих свои собственные потребности как отдельной группы, функционирующей в бизнес-среде конкретного предприятия. Каждая группа потребителей имеет комплекс потребностей, отличный от совокупности потребностей других групп, который определяет генеральную цель данной группы.
Говоря о потребителях информации, мы имеем в виду всех агентов взаимодействия с информацией, которых интересуют те или иные аспекты ее муль-типолезности в целях удовлетворения их потребностей. Такое взаимодействие происходит в различных формах, и информация в этом случае выглядит
_ креативная экономика, 2012, № 3
как уникальный объект потребления, характеризующийся наличием генеральной совокупности материальных и нематериальных качеств, которые будучи воспринятыми потребителями, становятся основой удовлетворения их нужд. Согласно Экономической энциклопедии, информационная потребность - это «потребность в информации, возникающая, когда цель, стоящая перед потребителем, не может быть достигнута без определенного управляющего воздействия, то есть без вмешательства извне информации» [4]. Другими словами, информационные потребности - это необходимость в сообщениях определенного содержания и формы, которые требуются специалистам для ориентации в бизнес-среде, уточнения сложившейся у них точки зрения по поводу происходящего в бизнес-пространстве, для выбора линии поведения, решения проблемных ситуаций и достижения поставленных целей.
Поскольку информационные потребности обуславливаются в первую очередь объективными характеристиками профессиональной деятельности специалиста (в том числе содержанием, структурой повседневной работы индивида), каждой целевой группе необходима специфическая информация, интересующая ее участников непосредственно и относящаяся к области их конкретной профессиональной деятельности. А состояние внешней среды в свою очередь определяет, какие способы выработки информации являются наиболее подходящими. Причем «чем выше уровень управления, тем большую ценность представляет управленческая информация, чем ниже уровень, тем больше информационные потребности» [2].
Оружие, бьющее точно в цель
Деятельность управляющих высшего звена по стратегическому планированию связана в первую очередь с вопросами будущего взаимодействия организации с окружающей средой. Данная группа должна быть обеспечена достоверной и точной информацией в большей степени из внешних источников, которая не обладает свойствами детальности.
Что касается управляющих высшего и среднего звена, которые осуществляют управленческий кон-
чем выше уровень
управления,
тем большую
ценность
представляет
управленческая
информация,
чем ниже уровень,
тем больше
информационные
потребности
экономика знаний -23
в поле интересов
стратегической
разведки попадают
риски, угрозы
и возможности
стратегической
направленности,
влияющие
на возможности
достижения
долгосрочных целей
организации
те»
троль, им необходима информация, как из внутренних, так и из внешних источников. Для этой группы потребителей имеет большое значение своевременность предоставляемой информации, которая должна быть более детальной и четкой, так как временные рамки принимаемых решений здесь более ограничены.
Информация для целей оперативного контроля, функции которого касаются повседневной деятельности, должна обладать характеристиками максимальной точности и узкой направленности. Характерно, что используемые в данном случае источники почти исключительно внутренние.
На основе перечисленных потребностей, можно выделить следующие виды бизнес-информации:
1. Стратегическая информация: представляет собой совокупность данных, прошедших ана-
ческую обработку, использование которых яет формировать заключения относитель-сновных аспектов и тенденций конкурентного рынка, а также определять и обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процесса достижения намеченных стратегических целей.
2. Тактическая информация: представляет собой информацию о конкретных текущих событиях и фактах.
3. Оперативная информация - данные, касающиеся внезапно возникающих событий и угроз, требующих оперативного реагирования
Исходя из видов бизнес-информации возникают виды КР: стратегическая, оперативная, тактическая.
Смысл стратегической конкурентной разведки заключается в сборе и анализе стратегической информации о процессах в экономике, политике, влияющих на деятельность корпорации, а также в определении направлений дальнейшего развития корпорации на рынке товаров и услуг и в прояснении структуры и динамики того поля хозяйственно-экономической деятельности, на котором работает (или планирует работать) предприятие. В поле интересов стратегической разведки попадают риски, угрозы и возможности стратегической направленности, влияющие на
гтивная экономика, 2012, № 3
возможности достижения долгосрочных целей организации.
К объектам интереса стратегической конкурентной разведки относятся: окружающая среда (конкуренты, законодательство, ресурсы, новые технологии, основные аспекты движущих сил и тенденций на конкурентном рынке и т.д.); внутренняя среда фирмы.
Деятельность тактической конкурентнойраз-ведки заключается в сборе и анализе тактической информации, позволяющей принимать решения по текущим проблемам коммерческого и технологического характера. На тактическом уровне специалистов по КР интересуют, прежде всего, конкретные факты, касающиеся повседневной деятельности компании.
Оперативная разведка рассматривает внезапно возникающие угрозы и риски, способные осложнить деятельность компании в текущей и среднесрочной перспективе. Конкурентная разведка на оперативном уровне позволяет решать задачи негативного взаимодействия с конкретным конкурентом и выявлять возможности внешней среды.
Вывод
Удовлетворяя информационные потребности перечисленных групп, конкурентная разведка служит механизмом, обеспечивающим актуальной информацией все уровни принятия решений, учитывая при этом социальные, экономические, политические процессы и инвестиционный климат в общем. В итоге она позволяет корректировать имидж с учетом полученной информации по поводу перспектив, возможностей и рисков, снижая издержки и делая предприятие привлекательным для партнеров и инвесторов. А малый срок окупаемости и низкий объем капиталовложений делает технологии конкурентной разведки в современных рыночных условиях эффективным оружием борьбы за выживание.
Литература
1. Джилад Б. Конкурентная разведка. Как распознавать внешние риски и управлять ситуацией [Текст]. -СПб.: Питер, 2010.
экономика знаний
-я
_КР позволяет
_корректировать
_имидж с учетом
_полученной
_информации
по поводу перспектив,
_возможностей
_и рисков, при этом
_снижая издержки
_и делая предприятие
_привлекательным
для партнеров _и инвесторов
2. Дрокин В.В., Пешехонова Г.В. Формирование информационных технологий в системе управления конкурентными преимуществами сельского хозяйства региона. Препринт [Текст]. -Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007.
3. Семь нот менеджмента [Текст] // Эксперт, 1997, №32.
4. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л.И. Балкин [Текст]. - М.: Экономика, 1999.
5. Ющук ЕЛ. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей [Текст]. - М.: Вершина, 2006.
Diana M. Magomedova
Postgraduate Student, Institute of Economy of Ural Department of Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg Marketing Specialist, STKRegus-MLtd
Competitor Intelligence - Innovation Mechanism of Business Information Requirements Satisfaction
_Abstract
Competitive intelligence is an efficient tool of information resources management. CI allows to improve efficiently competitive business by provision of necessary information to company.
Keywords: competitive intelligence, business-intelligence, information needs, business-information, information consumers, competitiveness, company strategy
юмика, 2012, № 3