Научная статья на тему 'Конкурентная разведка - инновационный механизм удовлетворения информационных потребностей бизнеса'

Конкурентная разведка - инновационный механизм удовлетворения информационных потребностей бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА / COMPETITIVE INTELLIGENCE / БИЗНЕС-РАЗВЕДКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / INFORMATION NEEDS / БИЗНЕС-ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION CONSUMERS / ПОТРЕБИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ / COMPANY STRATEGY / BUSINESS-INTELLIGENCE / BUSINESS-INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедова Диана Марсовна

Конкурентная разведка является эффективным инструментом управления информационными ресурсами. Обеспечивая компанию необходимой информацией, КР позволяет результативно совершенствовать и развивать конкурентоспособный бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Магомедова Диана Марсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitor Intelligence - Innovation Mechanism of Business Information Requirements Satisfaction

Competitive intelligence is an efficient tool of information resources management. CI allows to improve efficiently competitive business by provision of necessary information to company.

Текст научной работы на тему «Конкурентная разведка - инновационный механизм удовлетворения информационных потребностей бизнеса»

на «невидимом фронте» рынка

конкурентная разведка - инновационный механизм удовлетворения информационных потребностей бизнеса

_Аннотация

Конкурентная разведка является эффективным инструментом управления информационными ресурсами. Обеспечивая компанию необходимой информацией, КР позволяет результативно совершенствовать и развивать конкурентоспособный бизнес.

Ключевые слова: конкурентная разведка, бизнес-разведка, информационные потребности, бизнес-информация, потребители информации, конкурентоспособность, стратегия компании

Стремительные изменения в экономике вынуждают предпринимателей соответствовать жестким требованиям рынка, а также вызывают необходимость поиска новых форм достижения конкурентных преимуществ и пересмотра старых методов и стратегий. Наступает новая эпоха, «главной чертой которой является гибкость управления и быстрота реакции на внешние факторы» [3]. Поэтому на первый план выходит потребность в максимально полном использовании всех имеющихся ресурсов. При этом вступление России в ВТО обострило проблему поиска инновационных решений управления бизнесом.

То, что дано предугадать...

В результате роста интеграционных процессов вовлечения российской экономики в мировую прогнозируется значительное усиление конкуренции со стороны как отечественных, так и зарубежных компаний. В таком положении полная и своевременная информация о деловом и конкурентном окружении, данные о потребностях позволят эффективно управлять активами, опираясь в

Магомедова Диана Марсовна

аспирантка, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург, маркетолог, ООО «СТК Регус-М» [email protected]

конкурентоспособность

предназначением

конкурентной

разведки

становится работа

на опережение,

недопущение

возникновения

нестандартных

ситуаций, тех или

иных деструктивных

событий

посредством

идентификации

стратегических

рисков

и своевременной коррекции стратегии _компании

принятии решений на глубокое знание внешней и внутренней среды.

Многие исследователи возлагают большие надежды на конкурентную разведку (КР). Конкурентная разведка - это деятельность по сбору и анализу бизнес-информации о состоянии рынка и предпринимательской среды с целью выявления конкурентной позиции компании, реальных и потенциальных факторов, которые влияют или могут повлиять на способность компании успешно вести конкурентную борьбу на соответствующем рынке, предотвращать вероятные сбои и быстро восстанавливаться после тех или иных деструктивных событий. Являясь эффективным рычагом управления информационными ресурсами, а также повышения конкурентоспособности предприятия, КР позволяет эффективно совершенствовать и развивать конку-ный бизнес.

Главным предназначением конкурентной разведки становится работа на опережение, недопущение возникновения нестандартных ситуаций, тех или иных деструктивных событий посредством идентификации стратегических рисков и своевременной коррекции стратегии компании, т.е. разработка и реализация мероприятий по укреплению ее кон-тного иммунитета. Подобную технологию Б. илад назвал «конкурентное раннее предупрежде-е» (competitive early warning), именно она, по его мнению, и должна быть ядром конкурентной разведки.

Конкурентная разведка является инструментом удовлетворения информационных нужд потребителей, которые, прежде всего, выступают в качестве субъектов, реализующих свои собственные потребности как отдельной группы, функционирующей в бизнес-среде конкретного предприятия. Каждая группа потребителей имеет комплекс потребностей, отличный от совокупности потребностей других групп, который определяет генеральную цель данной группы.

Говоря о потребителях информации, мы имеем в виду всех агентов взаимодействия с информацией, которых интересуют те или иные аспекты ее муль-типолезности в целях удовлетворения их потребностей. Такое взаимодействие происходит в различных формах, и информация в этом случае выглядит

_ креативная экономика, 2012, № 3

как уникальный объект потребления, характеризующийся наличием генеральной совокупности материальных и нематериальных качеств, которые будучи воспринятыми потребителями, становятся основой удовлетворения их нужд. Согласно Экономической энциклопедии, информационная потребность - это «потребность в информации, возникающая, когда цель, стоящая перед потребителем, не может быть достигнута без определенного управляющего воздействия, то есть без вмешательства извне информации» [4]. Другими словами, информационные потребности - это необходимость в сообщениях определенного содержания и формы, которые требуются специалистам для ориентации в бизнес-среде, уточнения сложившейся у них точки зрения по поводу происходящего в бизнес-пространстве, для выбора линии поведения, решения проблемных ситуаций и достижения поставленных целей.

Поскольку информационные потребности обуславливаются в первую очередь объективными характеристиками профессиональной деятельности специалиста (в том числе содержанием, структурой повседневной работы индивида), каждой целевой группе необходима специфическая информация, интересующая ее участников непосредственно и относящаяся к области их конкретной профессиональной деятельности. А состояние внешней среды в свою очередь определяет, какие способы выработки информации являются наиболее подходящими. Причем «чем выше уровень управления, тем большую ценность представляет управленческая информация, чем ниже уровень, тем больше информационные потребности» [2].

Оружие, бьющее точно в цель

Деятельность управляющих высшего звена по стратегическому планированию связана в первую очередь с вопросами будущего взаимодействия организации с окружающей средой. Данная группа должна быть обеспечена достоверной и точной информацией в большей степени из внешних источников, которая не обладает свойствами детальности.

Что касается управляющих высшего и среднего звена, которые осуществляют управленческий кон-

чем выше уровень

управления,

тем большую

ценность

представляет

управленческая

информация,

чем ниже уровень,

тем больше

информационные

потребности

экономика знаний -23

в поле интересов

стратегической

разведки попадают

риски, угрозы

и возможности

стратегической

направленности,

влияющие

на возможности

достижения

долгосрочных целей

организации

те»

троль, им необходима информация, как из внутренних, так и из внешних источников. Для этой группы потребителей имеет большое значение своевременность предоставляемой информации, которая должна быть более детальной и четкой, так как временные рамки принимаемых решений здесь более ограничены.

Информация для целей оперативного контроля, функции которого касаются повседневной деятельности, должна обладать характеристиками максимальной точности и узкой направленности. Характерно, что используемые в данном случае источники почти исключительно внутренние.

На основе перечисленных потребностей, можно выделить следующие виды бизнес-информации:

1. Стратегическая информация: представляет собой совокупность данных, прошедших ана-

ческую обработку, использование которых яет формировать заключения относитель-сновных аспектов и тенденций конкурентного рынка, а также определять и обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процесса достижения намеченных стратегических целей.

2. Тактическая информация: представляет собой информацию о конкретных текущих событиях и фактах.

3. Оперативная информация - данные, касающиеся внезапно возникающих событий и угроз, требующих оперативного реагирования

Исходя из видов бизнес-информации возникают виды КР: стратегическая, оперативная, тактическая.

Смысл стратегической конкурентной разведки заключается в сборе и анализе стратегической информации о процессах в экономике, политике, влияющих на деятельность корпорации, а также в определении направлений дальнейшего развития корпорации на рынке товаров и услуг и в прояснении структуры и динамики того поля хозяйственно-экономической деятельности, на котором работает (или планирует работать) предприятие. В поле интересов стратегической разведки попадают риски, угрозы и возможности стратегической направленности, влияющие на

гтивная экономика, 2012, № 3

возможности достижения долгосрочных целей организации.

К объектам интереса стратегической конкурентной разведки относятся: окружающая среда (конкуренты, законодательство, ресурсы, новые технологии, основные аспекты движущих сил и тенденций на конкурентном рынке и т.д.); внутренняя среда фирмы.

Деятельность тактической конкурентнойраз-ведки заключается в сборе и анализе тактической информации, позволяющей принимать решения по текущим проблемам коммерческого и технологического характера. На тактическом уровне специалистов по КР интересуют, прежде всего, конкретные факты, касающиеся повседневной деятельности компании.

Оперативная разведка рассматривает внезапно возникающие угрозы и риски, способные осложнить деятельность компании в текущей и среднесрочной перспективе. Конкурентная разведка на оперативном уровне позволяет решать задачи негативного взаимодействия с конкретным конкурентом и выявлять возможности внешней среды.

Вывод

Удовлетворяя информационные потребности перечисленных групп, конкурентная разведка служит механизмом, обеспечивающим актуальной информацией все уровни принятия решений, учитывая при этом социальные, экономические, политические процессы и инвестиционный климат в общем. В итоге она позволяет корректировать имидж с учетом полученной информации по поводу перспектив, возможностей и рисков, снижая издержки и делая предприятие привлекательным для партнеров и инвесторов. А малый срок окупаемости и низкий объем капиталовложений делает технологии конкурентной разведки в современных рыночных условиях эффективным оружием борьбы за выживание.

Литература

1. Джилад Б. Конкурентная разведка. Как распознавать внешние риски и управлять ситуацией [Текст]. -СПб.: Питер, 2010.

экономика знаний

_КР позволяет

_корректировать

_имидж с учетом

_полученной

_информации

по поводу перспектив,

_возможностей

_и рисков, при этом

_снижая издержки

_и делая предприятие

_привлекательным

для партнеров _и инвесторов

2. Дрокин В.В., Пешехонова Г.В. Формирование информационных технологий в системе управления конкурентными преимуществами сельского хозяйства региона. Препринт [Текст]. -Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007.

3. Семь нот менеджмента [Текст] // Эксперт, 1997, №32.

4. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л.И. Балкин [Текст]. - М.: Экономика, 1999.

5. Ющук ЕЛ. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей [Текст]. - М.: Вершина, 2006.

Diana M. Magomedova

Postgraduate Student, Institute of Economy of Ural Department of Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg Marketing Specialist, STKRegus-MLtd

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Competitor Intelligence - Innovation Mechanism of Business Information Requirements Satisfaction

_Abstract

Competitive intelligence is an efficient tool of information resources management. CI allows to improve efficiently competitive business by provision of necessary information to company.

Keywords: competitive intelligence, business-intelligence, information needs, business-information, information consumers, competitiveness, company strategy

юмика, 2012, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.