РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 17 • сентябрь 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^^ издательство
Креативная экономика
0 роли бизнес-разведки в процессах формирования стратегии развития хозяйственного общества
Магомедов Ш.М. 1
1 Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк», Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье описана роль бизнес-разведки при формировании стратегии развития компании. Также в статье описываются услуги и некоторые инструменты конкурентной разведки. Сделан вывод, что бизнес-разведка может использоваться хозяйственным обществом, с одной стороны, как инструмент защиты от внешних рисков, включая угрозу поглощения, с другой стороны, компания может применять данный инструмент в целях недружественного поглощения интересующего объекта. Ввиду распространения в России корпоративных захватов, выдвинута идея, что компании, неудовлетворенные информацией, полученной при помощи бизнес-разведки, могут прибегнуть к бизнес-шпионажу. Указаны причины роста спроса на услуги «корпоративных разведчиков».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бизнес-разведка, конкурентная разведка, бизнес-шпионаж, защита бизнеса, недружественное поглощение, хозяйственное общество.
Role of business intelligence in the formation processes of strategic development of the economic society
Magomedov Sh.M. 1
1 PromSvyazBank (PSB), Russia
введение
На сегодняшний день сложно представить крупную компанию, которая не имеет в своем арсенале такой инструмент, как бизнес-разведка. Дело в том, что собственникам бизнеса, особенно в условиях глобальной конкуренции, получение достоверной информации о своих главных конкурентах дает неоспоримые преимущества. Это позволяет собственникам вовремя реагировать на экономические изменения, происходящие на рынке, своевременно предпринимать необходимые шаги к корректировке долгосрочной стратегии развития компании.
Хозяйственное общество будет чувствовать себя безопасно только тогда, когда будет четко понимать интересы и мотивы других участников рынка. Отсюда следует правило, что любой ком-
пании необходимо заниматься регулярным мониторингом конкурентной среды, где она непосредственно обитает. Бизнес-разведка позволяет перенимать успешный опыт других, выбранных «эталонных» компаний, получать информацию о новых технологиях и бизнес-процессах конкурентов, прогнозировать действия своих партнеров и недоброжелателей по бизнесу. И это лишь некоторые возможности бизнес-разведки.
На Западе культура бизнес-разведки очень распространена и практически задействована в деятельности каждого предприятия. Это подтверждается исследованием, согласно которому 84% американских компаний применяют инструменты бизнес-разведки в своей деятельности [10]. Что касается российской практики, согласно опросу, проведенному порталом Superjob, конкурентной разведкой в России занимаются всего 18% компаний. Интересен тот факт, что руководители российских компаний (около 75%) рассматривают бизнес-шпионаж в качестве эффективного способа конкурентной борьбы [9].
Несмотря на статистику, повышение спроса на услуги конкурентной разведки мы можем наблюдать и на отечественном рынке. Сегодня многие крупные компании формируют свои собственные подразделения по анализу внешней деловой среды, в функционале которых присутствуют элементы бизнес-разведки, такие как сбор и анализ информации, изучение рынков и т.п. [5] (Mokhov A.A., 2015).
Огромное влияние на популярность использования услуг бизнес-разведки также оказывают сделки слияний и поглощений. Можно однозначно констатировать, что сегодня механизмы M&A являются самыми эффективными инструментами конку-
ABSTRACT:_
The article describes the role of business intelligence in the development strategy of a company. The paper also describes the services and tools of business intelligence. We draw a conclusion that economic society can use business intelligence as a protection tool against external risks, including the threat of takeover, on the one hand. On the other hand the company can use this tool for the purpose of unfriendly acquisition of the object of interest. In view of the proliferation of corporate raidings in Russia, we put forward the idea that companies unsatisfied with information obtained with the help of business intelligence can use the business espionage. We list the reasons for the growth in demand for the services of "corporate scouts".
KEYWORDS: business intelligence, competitive intelligence, business espionage, business protection, unfriendly acquisitions, business society
JEL Classification: L86, M15, M21 Received: 06.09.2017 / published: 16.09.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers
For correspondence: Magomedov Sh.M. (Mersedes-benz.880mai[.ru, [email protected])
CITATION:_
Magomedov Sh.M. (2017) O roli biznes-razvedki v protsessakh formirovaniya strategii razvitiya khozyaystvennogo obschestva [Role of business intelligence in the formation processes of strategic development of the economic society]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (17). - 2553-2564. doi: 10.18334/rp.18.17.38254
рентной борьбы [2] (Gvardin S.V., Chekun I.N., 2007). К сожалению, распространение рейдерских захватов в России приняло высокий масштаб, о чем свидетельствуют данные Национального антикоррупционного комитета. Согласно оценкам комитета, ежегодно в России происходит до 700 тысяч рейдерских захватов, при этом уголовных дел заводится только 10%, а до суда доходят и вовсе единицы [12].
Цель исследования - доказать возможность использования услуг бизнес-разведки одновременно в двух направлениях: защита хозяйственного общества и недружественное поглощение интересующей компании.
Степень изученности проблемы. Использование компаниями-конкурентами инструментов бизнес-разведки в своей хозяйственной деятельности стали предметом исследований многих ученых и специалистов. Так, вопросам изучения понятий бизнес-разведки (конкурентной разведки) посвящены работы Мохова А.А., Миркина С., Воробьева Е.В., Ищейнова В.Я., Белоцерковского Е.Я., Масаловича А., Пластининой Н., Денисова Р.В., и многих других авторов.
Описанием инструментов бизнес-разведки занимались такие авторы, как Лукаш А.Ю., Зникин В.К., Дубцова Н., Миркин С., Рогачев Е., Паничкина О., Лемке Г.Э., а также другие специалисты.
Методология исследования. Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялись автором на основе таких методов научного познания, как структурный анализ, классификация и агрегирование данных. В качестве методологической основы автором также использовался сравнительный анализ - при составлении таблицы по услугам бизнес-разведки в зависимости от целеполаганий компаний.
Бизнес-разведка (конкурентная разведка) - это инструмент изучения конкурентной среды, направленный на сбор и анализ необходимой для заказчика информации об интересующем объекте (конкуренте, партнере, потенциальном инвесторе), используемый в рамках закона и с соблюдением этических правил ведения бизнеса в целях эффективного стратегического управления компанией. Под этическими правилами ведения бизнеса автор статьи понимает такой способ ведения хозяйственной деятельности, который не создает предпосылки негативного восприятия клиентами других участников рынка, не ущемляет их права и законные интересы, и соответствует добро-
ОБ АВТОРЕ:_
Магомедов Шамиль Магомедович, главный специалист аналитического подразделения (Mersedes-benz.880mai1.ru, magomedovshm0psbank.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Магомедов Ш.М. О роли бизнес-разведки в процессах формирования стратегии развития хозяйственного общества // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 17. - С. 2553-2564. doi: 10.18334/rp.18.17.38254
совестным обычаям делового оборота. Разумеется, чтобы эффективно управлять компанией, необходимо иметь четкую долгосрочную стратегию развития бизнеса. Однако на практике формирование своей собственной стратегии становится сложноконтро-лируемым процессом, особенно когда фирма не обладает информацией о действиях и истинных мотивах других участников рынка. Если главный конкурент обладает огромными финансовыми ресурсами и рассматривает вашу компанию в качестве объекта захвата, стратегию, безусловно, придется изменять, дополняя ее защитными механизмами.
Сегодня встречается достаточно большое количество консалтинговых компаний, предоставляющих услуги по конкурентной разведке. Среди них можно выделить агентство конкурентной разведки «Информант», детективное агентство «Арбат», маркетинговое агентство «Скаут Маркетинг» и т.д.
Следует отметить, что бизнес-разведка, с одной стороны, может рассматриваться как защитный механизм от различного рода угроз, в особенности от угрозы поглощения компании. С другой стороны, любой рейдерский захват начинается с разведки компании-цели, что предопределяет бизнес-разведку в качестве способа захвата чужой компании. Таким образом, все зависит от конечных целей (целеполаганий), которые преследуют предприятия (табл. 1).
Сложно сказать с какими целями обращаются компании для проведения бизнес-разведки. Если услуга направлена на анализ внутренней ситуации в компании ввиду угрозы поглощения, то ответ очевиден - обеспечение безопасности своего бизнеса. Когда же используются расплывчатые формулировки типа «требуется проверить благонадежность партнера по бизнесу» или «оценить перспективы приобретения новой компании», говорить о морально-этических принципах ведения бизнеса с учетом специфики и активности рейдерских атак в России не совсем корректно. Консалтинговые компании, предлагающие услуги бизнес-разведки, по большому счету, не интересуются конкретной причиной проведения этой самой проверки, даже если конечная цель - это рейдерский захват компании. Разумеется, когда клиент обращается в подобную компанию, результатом становится подписанный договор, где оговариваются условия законного получения информации. Однако высокий интерес предоставляет именно индивидуальная работа по выявлению информации, интересующей заказчика. Если исполнитель собирает информацию у бывших сотрудников либо получает ее под видом социологического опроса, возникает тот же вопрос о морально-этических принципах [6] (Dubtsova К, 2009).
Можно сделать вывод, что компании, обращаясь в специализированные агентства по конкурентной разведке, по сути, преследуют только две стратегические цели: защита компании или поиск возможностей по развитию бизнеса. Глобальных целей только две, все остальные задачи - это производные этих целей. Интересно замечание эксперта по вопросам конкурентной разведки Генриха Лемке, который сообщает, что обращаясь за услугами бизнес-разведки конкуренты далеко не всегда являются главными объектами изучения. В основном, компании обращаются туда в целях оценки
Таблица 1
Услуги бизнес-разведки в зависимости от целеполаганий компаний
Услуги бизнес-разведки Целеполагание - защита компании Целеполагание - поглощение компании
Проверка основных конкурентов и контрагентов - Анализ активности конкурента на рынке М&А - Выявление информации о дальнейших планах развития компании-конкурента - Проверка слабых мест собственной компании для оценки угрозы поглощения - Проверка благонадежности своих контрагентов (выявление фактов мошеннических действий, фактов неисполнения договорных обязательств и т.п.) - Анализ уязвимых мест конкурента - Анализ дебиторской и кредиторской задолженности компании-конкурента - Анализ деловой репутации конкурента, возможности им использования «административного ресурса» - Анализ фактов нарушения конкурентом сроков оплаты с его основными поставщиками и покупателями - Анализ технологий конкурента, позволяющей ему занимать лидирующие позиции на рынке
Проверка руководства и ключевых сотрудников - Наличие конфликтных ситуаций между мажоритарными акционерами внутри хозяйственного общества - Наличие негативной информации, способной повлиять на интересы компании. - Выявление ключевых сотрудников, способных парализовать как деятельность собственной компании, так и деятельность компании-конкурента - Выявление фактов привлечения к уголовной ответственности - Анализ СМИ на предмет выявления компрометирующей информации в целях оказания дальнейшего давления на собственника/ключевых сотрудников - Составление психологического портрета в целях понимания сильных и слабых сторон личности собственника/ ключевых сотрудников - Оценка деловых и личных связей, которыми может воспользоваться собственник при угрозе поглощения
Интернет-разведка - Мониторинг сайтов конкурентов и главных контрагентов - Мониторинг утечки критической информации среди сотрудников своей и конкурирующей компании - Мониторинг утечки сведений, способных нанести вред деловой репутации компании - Мониторинг информационного поля об интересующем объекте поглощения в целях принятия стратегических решений по поглощению компании-цели
Прогноз конкурентной среды - Угроза появления новых конкурентов, новых попыток недружественных поглощений - Поиск будущих потенциальных жертв атаки, которые отличаются привлекательными активами и высокой динамикой роста
Источник: составлено автором.
рисков, угроз и потенциальных возможностей, препятствующих или же наоборот, способствующих достижению заранее намеченных стратегических целей бизнеса компании [11] (Lemke G.E.).
Так как Россия является благоприятной площадкой для корпоративных захватов, многие компании, не удовлетворенные информацией, которую они получили при помощи бизнес-разведки, могут прибегнуть к бизнес-шпионажу. Данное высказывание также подтверждается словами Лукаша Ю.А., что бизнес-шпионаж возникает там, где инструменты бизнес-разведки бессильны [1] (Lukash A.Yu., 2012). Разумеется, по мнению большинства экспертов в области анализа конкурентной среды, около 90% необходимой информации можно получить из общедоступных источников. Однако, как сообщает независимый эксперт по вопросам бизнес-разведки Дмитрий Золотухин, иногда оставшиеся 5-10% и составляют ту самую изюминку, которая определяет конкурентное преимущество компании на рынке [7].
Бизнес-шпионаж (промышленный шпионаж) - сбор и анализ информации, в том числе конфиденциальной, об интересующем объекте (конкуренте, партнере, потенциальном инвесторе), проводимой вне правового поля с использованием незаконных способов в целях получения материальных преимуществ. По сути, бизнес-шпионаж - это одна из форм недобросовестной конкуренции, целью которой, как правило, выступает проверка благонадежности делового партнера либо его рейдерский захват. Следует отметить, что в технологии бизнес-разведки, как и в рейдерстве, можно выделить условную классификацию по цветам (табл. 2):
Как мы видим из таблицы 2, главное отличие бизнес-разведки от бизнес-шпионажа - это степень законности получения закрытой информации. Можно утверждать, что «черные технологии» бизнес-разведки являются промышленным шпионажем, поскольку прямо нарушают закон. Не сложно догадаться, что промышленный шпионаж и бизнес-разведка имеют одинаковые цели, однако способ достижения цели может отличаться вплоть до нарушения Уголовного кодекса РФ.
Допустим, компания А, работающая в сфере банковских услуг, собирается продвигать свои банковские продукты в новом регионе, где ее основным конкурентом является компания В. При этом компания А нуждается в дополнительной информации о схожих услугах конкурента, которая позволит реализовать проект с наименьшими затратами. Используя инструменты бизнес-разведки, компания А будет работать в рамках правового поля и стараться получить необходимую информацию у текущих клиентов, бывших сотрудников компании-конкурента. Однако на практике, при
Таблица 2
классификация технологий бизнес-разведки
технологии бизнес-разведки признак законности
«Белые» технологии Не противоречат закону и этическим правилам ведения бизнеса
«Серые» технологии Не противоречат закону, но нарушают этические правила ведения бизнеса
«Черные технологии» Противоречат закону и этическим правилам ведения бизнеса
Источник: составлено автором.
недружественных поглощениях, особенно когда непосредственный исполнитель рейдерских услуг и заказчик - это две разные компании, большое внимание уделяется фактору времени. Несложно предположить, что нехватка времени и высокое материальное вознаграждение может сподвигнуть рейдера к использованию бизнес-шпионажа. Следует отметить, что в бизнес-шпионаже могут использоваться все инструменты бизнес-разведки, в то время как в бизнес-разведке не могут использоваться все инструменты бизнес-шпионажа [8].
Все инструменты бизнес-разведки, как уже говорилось выше, можно разделить на «белые», «серые» и «черные» технологии. «Белые» технологии обычно состоят из следующих инструментов:
Изучение публикаций в СМИ, в сети Интернет, отзывов клиентов. Данный обзор позволяет понять отношения клиентов по отношению к объекту бизнес-разведки. Если целью разведки выступает поглощение компании - идет поиск реальных сведений для получения компрометирующего материала по отношению к руководству целевой компании. Если целью выступает развитие собственного бизнеса, то объектами интереса обычно выступают используемые технологии компанией конкурентом для достижения финансовых преимуществ на рынке.
Анализ финансовой отчетности на сайтах интересующих объектов. Многие компании, к примеру, банки обязаны публиковать регулярную финансовую отчетность на своих сайтах. Несмотря на то, что данные сведения могут не отражать реальную ситуацию на предприятии, все же это информация имеет значение для принятия управленческих решений.
Анализ выступлений «ключевых фигур» конкурентов на пресс-конференциях, официальных деловых встречах и т.д. На подобных встречах разведчики используют метод наблюдения для раскрытия хотя бы некоторых «скрытых» активов интересующей аудитории. Под «скрытыми» активами следует рассматривать как деловые связи, так и профессиональные качества представителей конкурентов. Сигналом о наличии деловых связей может стать, к примеру, присутствие мэра города на встрече, информация о его отношении к целевой аудитории. Во многом именно степень аффили-рованности государственного чиновника с конкурентами определяет возможность использования административного ресурса последними. Среди профессиональных качеств особый интерес будут представлять способность руководителя к принятию оперативных стратегических решений, навыки публичного выступления.
Анализ судебных дел необходим, прежде всего, для понимания активности участия конкурентов в корпоративных спорах, количестве выигранных и проигранных судебных дел.
К «серым» технологиям относят, как правило, получение закрытой информации на коммерческой основе. Сюда можно отнести базы данных правоохранительных органов (ФСБ, ФИС ГИБДД), платные информационные ресурсы, такие как «СПАРК», «Интегрум», национальное бюро кредитных историй (НБКИ). В основном, к данным
источникам прибегают компании-конкуренты или рейдерские структуры. Что касается таких платформ, как «СПАРК», «Интегрум», они используются достаточно редко, поскольку информация там далеко не всегда является актуальной. А для эффективного принятия управленческих решений под рукой всегда требуется иметь обновляемые информационные ресурсы.
Особого внимания заслуживает метод «фиктивной вакансии». Эффективность данного инструмента будет зависеть от количества недовольных сотрудников по отношению к целевой компании. Суть метода заключается в приглашении на собеседование соискателя с целью получения как можно более подробной информации о деятельности конкурента. После оценки значимости сведений сотрудника ему может быть сделано коммерческое предложение о дальнейшем сотрудничестве, к примеру, о продаже конфиденциальной информации либо содействии захвату предприятия [3] (Studenikin N., 2011).
Некоторые бизнес-разведчики способны получить закрытую информацию абсолютно бесплатно, правда, для этого требуются определенные связи с государственными органами и профессиональные навыки. При наличии в арсенале административного ресурса, его можно использовать, к примеру, для организации внеплановых проверок со стороны налогового органа, в ходе которого будет получена интересующая заказчика информация.
Очень популярным методом остается сбор закрытой информации под видом клиента. Ее применяют для изучения потенциального партнера, инвестора, конкурента. Для получения информации иногда даже не требуется посещать офис, достаточно позвонить по телефону, представившись сотрудником социологической службы.
Иногда компания-агрессор, в силу разных причин, может решиться на использование «черных» технологий бизнес-разведки, что аналогично бизнес-шпионажу. В такой ситуации рейдер может прибегнуть, к примеру, к подкупу технического специалиста либо уборщицы помещения целевой компании. Дело в том, что данный способ не требует больших финансовых затрат и, в некоторых случаях, может оказаться весьма эффективным.
Многие крупные отечественные компании в настоящее время переходят на форматы открытого пространства (open space office), когда большая часть сотрудников располагается в одном большом помещении. Дело в том, что многим техническим специалистам и уборщицам, в силу специфики своей работы, необходимо работать в выходные дни, к примеру, для обновления операционной системы либо генеральной уборки помещения. Следовательно, вероятность получения конфиденциальной информации, особенно на бумажном носителе, крайне высока, поскольку далеко не все сотрудники пользуются шредером, оставляя многие инсайдерские документы на рабочих местах, а то и вовсе забывают заблокировать компьютер.
Компаниям следует предъявлять повышенное внимание такому риску, как утечка конфиденциальной информации, особенно когда они стали объектом внимания корпоративных захватчиков. Необходимо разрабатывать свои собственные правила
информационной безопасности, связанные со спецификой деятельности организации. Сейчас многие крупные предприятия практикуют обязательные дистанционные курсы, связанные с защитой конфиденциальной информации, содержащие также практические кейсы о распространенных ошибках сотрудников при работе с внутренней информацией. Как правило, они бывают плановыми (раз в три месяца) и внеплановыми (привязанные к определенному событию).
Заключение
В статье перечислены лишь некоторые инструменты бизнес-разведки, однако несложно доказать, что все из них можно использовать как для защиты, так и для поглощения интересующего объекта. Все нюансы - в мотивах и целях, которые преследуют организации в борьбе за выживание. К сожалению, для недружественного поглощения интересующего объекта многим компаниям достаточно использования «серых» технологий бизнес-разведки без применения методов промышленного шпионажа. Отсюда следует, что недружественное поглощение может проходить на вполне законных основаниях.
Таким образом, такой инструмент, как бизнес-разведка, играет огромную роль в арсенале как компании-агрессора, так и компании-цели. Для агрессора любое враждебное поглощение начинается с разведки выбранной компании-цели. И как только рейдер узнает о слабых местах, так сразу же начинает формироваться бюджет, необходимый для успешного захвата компании.
Что касается компании-цели, как показывает практика, эффективное использование информации, добытой с помощью бизнес-разведки, позволяет компании своевременно предпринимать превентивные и оперативные решения, связанные с обеспечением безопасности своего бизнеса. Сами собственники осознают, что без полноценного использования инструментов бизнес-разведки принимать взвешенные управленческие решения практически невозможно [4] (DenisovR.V., 2012). Дело в том, что в современных условиях выживаемость любого бизнеса зависит от его способности к быстрым изменениям. С точки зрения бизнес-разведки это означает способность хозяйственного общества адаптироваться под рыночные изменения на основе полученной в результате разведки информации.
Можно предположить, что спрос на разведывательные услуги в корпоративной среде России будет расти по следующим причинам:
Технологии корпоративных захватов постоянно эволюционируют. Так как угроза поглощения имеет серьезные последствия для сотрудников и руководства хозяйственного общества, возникает острая необходимость в своевременном информировании о начавшейся рейдерской акции. Таким образом, компаниям требуется формирование бюджета по информационному обеспечению об окружающей корпоративной среде.
Чем глобальнее и жестче конкуренция, тем выше потребности руководства в получении достоверной информации, необходимой для принятия стратегических реше-
ний. Особенно это относится к малому и среднему бизнесу, где, как правило, отсутствуют собственные разведывательные службы.
Уровень предпринимательской культуры в стране растет, хотя и маленькими темпами. Многие компании включают в свою стратегию систему «раннего предупреждения» о возможных рисках со стороны делового окружения. Данная система формируется благодаря полученной информации при помощи бизнес-разведки.
Вполне вероятно, что в будущем бизнес-разведка будет рассматриваться отечественными компаниями как неотъемлемый элемент стратегического управления хозяйственным обществом.
ИСТОЧНИКИ:
1. Лукаш А.Ю. Бизнес-разведка как составляющая обеспечения безопасности и разви-
тия бизнеса. / учебн. пособие. - М.: ФЛИНТА, 2012. - 100 с.
2. Гвардин С.В., Чекун И.Н. Слияния и поглощения: эффективная стратегия для
России. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
3. Студеникин Н. PR-защита бизнеса в корпоративных войнах. / Практикум победите-
ля. - М.: Издательство Альпина Паблишер, 2011. - 388 с.
4. Денисов Р.В. Деловая разведка как фактор повышения конкурентоспособности
предприятия. / Автореф. дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05., 2012. - 27 с.
5. Мохов А.А. Бизнес-разведка: понятие и источники правового регулирования //
Безопасность бизнеса. - 2015. - № 3. - с. 12-16.
6. Дубцова Н. Черно-белые технологии бизнес-разведки // Расчет. - 2009. - № 1. - с.
55-61.
7. Конкурентная разведка или промышленный шпионаж. Ваш бизнес. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/ci.shtml ( дата обращения: 17.05.2017 ).
8. Бизнес-разведка: законные методы и запрещенные приемы. Экономические престу-
плени. [Электронный ресурс]. URL: http://ci-razvedka.ru/Biznes-Razvedka-Zakonnoe-i-Zfpreshchennoe.html( дата обращения: 15.05.2017 ).
9. Секретами конкурентов интересуются 18% российских компаний. SuperJob.
[Электронный ресурс]. URL: https://www.superjob.ru/community/life/53301/ ( дата обращения: 17.06.2017 ).
10. Исследования по конкурентной разведке в США. Маркетинг и конкурентная разведка: сайт Дмитрия Петряшова. [Электронный ресурс]. URL: http:// marketinginform.ru/publications/ci-in-usa ( дата обращения: 15.06.2017 ).
11. Лемке Г.Э. В коммерческой разведке запрещено не все. Маркетинг и конкурентная разведка: сайт Дмитрия Петряшова. [Электронный ресурс]. URL: http:// marketinginform.ru/publications/lemke-v-kommercheskoy-razvedke/ ( дата обращения: 25.06.2017 ).
12. Рейдерство угрожает малому и среднему бизнесу в России. Российская газета RG.RU. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/07/07/reyderstvo.html ( дата обращения: 18.06.2017 ).
REFERENCES:
Denisov R.V. (2012). Delovaya razvedka kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti predpriyatiya[Business Intelligence as a factor of increase of competitiveness of the enterprise] M.. (in Russian).
Dubtsova N. (2009). Cherno-belye tekhnologii biznes-razvedki [Black and white business intelligence technology]. Raschet. (1). 55-61. (in Russian).
Gvardin S.V., Chekun I.N. (2007). Sliyaniya i pogloscheniya: effektivnaya strategiya dlya Rossii [Mergers and acquisitions: effective strategy for Russia] SPb.: Piter. (in Russian).
Lukash A.Yu. (2012). Biznes-razvedka kak sostavlyayuschaya obespecheniya bezopasnosti i razvitiya biznesa[Business intelligence as a component of security and business development] M.: FLINTA. (in Russian).
Mokhov A.A. (2015). Biznes-razvedka: ponyatie i istochniki pravovogo regulirovaniya [Competitive intelligence: Concept and sources of legal regulation]. Bezopasnost biznesa. (3). 12-16. (in Russian).
Studenikin N. (2011). PR-zaschita biznesa v korporativnyh voynakh [PR-protection of business in corporate wars] M.: Izdatelstvo Alpina Pablisher. (in Russian).