Научная статья на тему 'Конгресс «10 лет оценочной деятельности в России. Итоги и перспективы»'

Конгресс «10 лет оценочной деятельности в России. Итоги и перспективы» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конгресс «10 лет оценочной деятельности в России. Итоги и перспективы»»

Конгресс «10 лет оценочной деятельности в России. Итоги и перспективы»

Москва

4-5 июня 2003 года

4-5 июня в Москве в Центре международной торговли проходил Конгресс «10 лет оценочной деятельности в России. Итоги и перспективы».

В работе Конгресса приняли участие более 500 человек. Среди них - представители министерств и ведомств России, ведущие теоретики и практики в области оценки недвижимости, бизнеса, земли, государственной собственности и других видов имущества, а также в области оценки объектов интеллектуальной собственности.

Организаторами Конгресса стали Министерство имущественных отношений Российской Федерации, Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российское общество оценщиков, Российская коллегия оценщиков, Партнерство содействия деятельности оценочных фирм, аккредитованных Российским обществом оценщиков.

С приветствиями к делегатам Конгресса обратились Министр имущественных отношений Российской Федерации Ф.Р. Газизуллин, по поручению президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Е.М. Примакова вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации С.Н. Катырин и председатель правления Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» А.Б. Чубайс, представители других министерств и ведомств.

В ходе пленарных заседаний прозвучали доклады заместителя Министра имущественных отношений Российской Федерации З.Х. Рустамовой, президента Российского общества оценщиков С.А. Табаковой, а также других участников Конгресса1.

В рамках Конгресса работали следующие секции:

• «Практика оценки земли и природных ресурсов»;

• «Практика оценки объектов интеллектуальной собственности»;

• «Практика оценки бизнеса»;

• «Перспективные направления развития оценочной деятельности».

По итогам работы участниками Конгресса принята резолюция, в которой определена стратегия развития оценочной деятельности в России на ближайшие годы.

Резолюция Конгресса «10 лет оценочной деятельности в России. Итоги и перспективы»

Независимая оценка стоимости является информационной основой для принятия эффективных решений как в частном, так и государственном секторах экономики, способствует защите имущественных прав участников гражданских отношений. Таким образом, развитие оценочной деятельности является в современной России важным аспектом развития гражданского общества и рыночных отношений в экономике.

Вместе с развитием рынка в России за последние 10 лет оценочная деятельность прошла «с нуля» путь становления и к настоящему времени сформировалась как самостоятельная сфера деятельности в экономике.

1 Материалы докладов, прозвучавших на секционных заседаниях Конгресса и вызвавших наибольший интерес слушателей, будут опубликованы в следующих номерах нашего журнала.

Сложился единый рынок оценочных услуг. В настоящее время в рамках единых требований на основании федеральной лицензии оценочную деятельность осуществляют более 5300 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сформирована система государственного регулирования оценочной деятельности, основанная на Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и включающая контроль за соблюдением оценщиками лицензионных требований и условий, стандарты оценки и методические рекомендации, требования к образованию специалистов.

Развиваются саморегулируемые организации оценщиков. Налажено их взаимодействие с Минимуществом России по всему спектру проблем развития рынка оценки. Появляется первый опыт взаимодействия саморегулируемых организаций оценщиков с различными группами потребителей услуг по оценке, формируются предпосылки для создания системы саморегулирования рынка оценочных услуг. Осуществляется взаимодействие с международными профессиональными объединениями оценщиков: Международным комитетом по стандартам оценки (^С), Европейской группой ассоциаций оценщиков (TEGoVa). Представительство российских оценщиков в этих организациях, постоянный обмен информацией, перевод Международных и Европейских стандартов оценки, участие в международных научных конференциях содействуют развитию национальной системы оценки в России, а также согласованности в развитии оценки в странах СНГ.

Саморегулируемыми организациями оценщиков приняты стандарты профессиональной деятельности, документы об этике бизнеса оценщика, проведении контроля качества профессиональной деятельности оценщиков, входящих в ту или иную саморегулируемую организацию. Предприняты шаги к объединению ряда саморегулируемых организаций оценщиков.

Развивается методологическая база оценки, учитывающая международный опыт, а также особенности развития экономики и правового регулирования в России. Минимуществом России в развитие стандартов оценки утверждены методические рекомендации об определении рыночной стоимости интеллектуальной собственности, земельных участков, права аренды земельных участков. Ряд методических материалов, обобщающих опыт проведения оценочных работ в России, издан Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Российским обществом оценщиков переведена последняя редакция Европейских стандартов оценки. За последние годы в России издано большое количество научной и учебной литературы по оценке. Все вместе это способствует преодолению методического вакуума в оценочной деятельности.

Развитие оценки в Российской Федерации было бы невозможно без системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов-оценщиков. Одним из важных событий на этапе становления оценочной деятельности в России стало проведение в 1993 году семинаров по оценочной деятельности, организованных Институтом экономического развития Всемирного Банка. Заметный импульс развитию образования в сфере оценки был дан в ходе формирования и развития лицензионных требований к деятельности оценщиков. В настоящее время подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации оценщиков осуществляется более чем в 70 расположенных на всей территории Российской Федерации образовательных учреждениях, прошедших согласование базовых образовательных программ в Минимуществе России. Развитие обучения оценщиков, соответствующий передовой опыт активно обсуждаются в рамках работы секции оценки Учебно-методического объединения (УМО) специальности «Финансы и кредит».

В России формируется опыт оценки в ходе реорганизации крупных имущественных комплексов с участием международных и российских оценочных компаний. Обсуждение этой работы на ее различных этапах способствует росту культуры оценки, а также культуры управленческих решений в Российской Федерации.

II

С развитием экономической реформы в России, ростом частной инициативы, ростом конкуренции, увеличением количества сделок с разнообразными экономическими ресурсами растет востребованность независимой оценки стоимости. Многосторонний анализ наиболее эффективного использования различных объектов, проводимый в ходе работы оценщиков, применение различных методик оценки способствуют в целом росту культуры управленческих решений в сфере экономики. Специалисты, обладающие знанием технологии оценки, являются интеллектуальным капиталом, необходимым для осуществления экономических преобразований.

Вместе с этим востребованность оценки предъявляет растущие требования к качеству работы оценщика. Решение этой ключевой для рынка оценки задачи в ближайшие годы возможно при тесном взаимодействии государства, саморегулируемых организаций оценщиков, образовательных учреждений, потребителей оценочных услуг.

По результатам состоявшегося обсуждения участники Конгресса предлагают определить следующие основные направления и меры развития оценочной деятельности в Российской Федерации.

1. Развитие информационного обеспечения оценочной деятельности. Одним из необходимых условий проведения качественной оценки является наличие достаточной и достоверной информации об объекте оценки и рынке, к которому он относится. Для кардинального улучшения информационного обеспечения оценочной деятельности необходимо следующее:

• последовательное внедрение в России Международных стандартов финансовой отчетности и Международных стандартов оценки;

• в рамках реализации федеральной программы «Электронная Россия» разработать механизм и регламент доступа оценщиков к информации, используемой для оценки. В этой связи следует привлечь саморегулируемые организации оценщиков к реализации программы «Электронная Россия». При формировании базы информационных массивов и регламента доступа к ней следует использовать международный опыт. Для целей эффективной реализации программы «Электронная Россия» обратиться к Правительству Российской Федерации по вопросу о максимально возможном раскрытии рыночной информации, аккумулируемой федеральными органами исполнительной власти и в первую очередь ФКЦБ России, Госкомстатом, Роспатентом, Росземкадастром;

• для формирования достоверной исходной информации для проведения оценки необходимо также создание и развитие специализированных баз данных различных групп объектов оценки. Формирование таких баз и предоставление информации оценщикам целесообразно проводить частным организациям на коммерческой основе, при этом основные требования к ведению таких баз (первичные источники информации, частота обновления информации, архивирование данных и т. д.) могут быть утверждены на государственном уровне, а со временем - на уровне саморегулируемых организаций оценщиков;

• повышению качества оценки будет способствовать совершенствование системы регистрации сделок, повышение «прозрачности» сведений об условиях совершения сделок.

2. Развитие методической базы оценки. Методология оценочной деятельности аккумулирует правоприменительную практику, достижения экономической теории, передовой опыт прикладного экономического анализа и в этой связи имеет важное значение как для оценщиков, так и для повышения культуры управленческих решений в России. Для развития методологической базы оценки необходимо:

• привлечь саморегулируемые организации оценщиков, образовательные и научные учреждения, а также потребителей оценочных услуг. Целесообразно согласование само-регулируемыми организациями оценщиков единого плана разработки методических рекомендаций. После широкого обсуждения методические рекомендации должны утверждаться Минимуществом России;

• обратиться к Правительству России по вопросу государственного финансирования подготовки и выпуска новой учебной и методической литературы по оценке;

• при подготовке новых учебников и учебно-методических пособий по оценке учитывать изменения международных стандартов. Также саморегулируемым организациям целесообразно сформировать перечень рекомендованных учебников и учебных пособий по различным направлениям оценочной деятельности;

• создать Совет по научным проблемам методологии оценочной деятельности при Российской академии наук;

• саморегулируемым организациям оценщиков совместно с отделением экономики Российской академии наук и Советом по научным проблемам методологии оценочной деятельности сформировать перечень научных тем, обеспечивающих реализацию наиболее важных направлений в развитии теории оценки;

• разработать механизм финансирования выбранных научных исследований в оценочной деятельности, а также разработки методических рекомендаций;

• обеспечить внесение по мере развития рынка оценки дополнений в стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности.

Учитывая многочисленные обращения участников Конгресса, рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 6 июля 2001 года № 519 «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности в Российской Федерации» в части возможности использования цен спроса и предложения при проведении оценки в качестве источников информации, разрешенных к применению субъектами оценочной деятельности.

3. Развитие образования оценщиков. Необходимо качественное совершенствование профессионального образования оценщиков. Здесь следует выделить:

• взаимодействие образовательных учреждений и саморегулируемых организаций оценщиков по вопросам качества образования;

• участие саморегулируемых организаций оценщиков в проведении рейтинга образовательных учреждений;

• создание системы повышения квалификации преподавательского состава;

• продолжение развития дистанционного обучения оценщиков;

• координация деятельности учебно-методических объединений (УМО) специальностей, по которым осуществляется подготовка оценщиков;

• разработка механизма по продвижению российской системы подготовки специалис-тов-оценщиков в страны СНГ, обучения граждан СНГ в российских образовательных учреждениях.

4. Совершенствование законодательства. В целях совершенствования российского законодательства в области оценки необходимо:

• в законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» целесообразно расширение понятия оценочной деятельности и перечня объектов оценки;

• провести гармонизацию действующих законов, затрагивающих вопросы стоимостной оценки с законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Особенно это касается используемой терминологии и описания процедур определения стоимости»;

• вновь принимаемые законы должны проходить обсуждение в Государственной Думе Российской Федерации с позиций учета требований законодательства об оценочной деятельности, с этой целью саморегулируемым организациям оценщиков целесообразно обратиться с просьбой к руководству профильного Комитета Государственной Думы с предложением создать общественную экспертную комиссию по оценке;

• устранить дублирование различными федеральными органами исполнительной власти функций методического обеспечения оценки стоимости, формирования требований к деятельности оценщиков, осуществления контроля за результатами деятельности оценщиков.

5. Поэтапный переход от лицензирования к негосударственной системе персональной ответственности за качество оценки. В настоящее время механизм обратной связи между качеством оценки и возможностью дальнейшего осуществления оценочной деятельности основан на контроле за соблюдением оценщиком лицензионных требований и условий.

За время с начала лицензирования в результате проведенных контрольных мероприятий за соблюдением оценщиками лицензионных требований проведена проверка 816 оценщиков из 74 регионов Российской Федерации. По итогам проведенных территориальными органами Минимущества России проверок вынесено 151 решение о предупреждении лицензиатов и 121 решение о приостановлении действия лицензий.

С учетом международного опыта целесообразно осуществить поэтапный переход от лицензирования оценочной деятельности к качественно новому механизму обратной связи, основанному на персональной ответственности специалиста-оценщика за качество работы и негосударственном контроле его деятельности. Для реализации этой задачи необходимо следующее:

• изучение Минимуществом России и саморегулируемыми организациями оценщиков международной практики добровольной сертификации специалистов-оценщиков с учетом стандартов ISO;

• выработка общенациональных форматов сертификации специалистов-оценщиков;

• изменение с учетом формата сертификации лицензионных требований и условий в части требований к персоналу оценочных организаций с целью стимулирования повышения уровня профессионализма специалистов-оценщиков на всей территории Российской Федерации;

• правовая и организационная трансформация лицензирования оценщиков в общероссийскую систему негосударственной сертификации и контроля качества работы специа-листов-оценщиков.

Разработке и внедрению системы сертификации в Российской Федерации должны предшествовать анализ и тщательный отбор приемлемых для условий России механизмов осуществления сертификации при обязательном соответствии международным требованиям и признании авторитетными международными организациями оценщиков.

6. Развитие саморегулирования оценщиков. С целью повышения значения саморегулируемых организаций в развитии оценочной деятельности, учитывая, что в настоящее время идет работа над проектом закона «О саморегулируемых организациях», целесообразно разработать критерии, которым должна соответствовать саморегулируе-мая организация в сфере оценочной деятельности. Важнейшим критерием должно стать наличие эффективной внутренней системы контроля качества работы членов саморегу-лируемой организации.

Саморегулируемым организациям оценщиков целесообразно определить направления консолидации деятельности, в том числе по вопросам разработки единых стандартов и методических рекомендаций по оценке, информационного обеспечения оценочной деятельности, осуществления сертификации оценщиков, профессиональной этики, проведения экспертизы и другим вопросам, требующим единых для рынка оценки решений.

Важными направлениями деятельности саморегулируемых организаций являются:

• совершенствование системы контроля качества работы членов саморегулируемых организаций и проведения экспертизы оценочных работ;

• антидемпинговые мероприятия;

• формирование системы информирования заказчиков оценочных услуг о состоянии рынка оценки;

• участие в разработке и совершенствовании методик проведения рейтингов оценщиков;

• разработка системы справочной информации по различным параметрам, применяемым при оценке стоимости (отраслевым коэффициентам систематического риска, коэффициентам капитализации, мультипликаторам, ставкам роялти);

• проведение научно-практических конференций по актуальным вопросам практики оценочной деятельности;

• осуществление анализа новых методических решений в оценочной деятельности и формирование рекомендаций по их применению;

• создание эффективного механизма взаимодействия саморегулируемых организаций оценщиков и потребителей оценочных услуг по системным вопросам совершенствования оценочной деятельности, в том числе в рамках работы Совета потребителей оценочных услуг при Минимуществе России;

• совместно с Минимуществом России, Высшим Арбитражным Судом и Верховным Судом Российской Федерации организовать работу по постоянному мониторингу судебной практики по вопросам оценочной деятельности.

По мнению участников Конгресса путь создания механизмов полноценного контроля и регулирования гражданским обществом рынка оценочных услуг лежит через максимальное использование уже имеющегося потенциала и структур, осуществляющих те или иные элементы системы саморегулирования в настоящее время. Необходимо поддержать инициативу ряда саморегулирумых организаций по конфедеративному объединению усилий по выработке общих регламентов и правил рынка оценочных услуг.

7. Развитие саморегулирования рынка оценки. Рынок подразумевает взаимодействие продавцов и потребителей. Регулирование цивилизованного рынка должно основываться на согласовании интересов оценщиков и потребителей оценочных услуг по решению системных проблемы оценочной деятельности.

Продуктивным является развитие практики третейских судов.

Целесообразно участие крупнейших потребителей оценочных услуг в финансировании актуальных для их хозяйственной деятельности методических разработок по оценке.

Формирование прозрачных механизмов конкурсного отбора оценщиков при реализации крупных проектов как по заказу государственных органов, так и корпоративных клиентов.

С целью разработки механизмов трансформации системы государственного контроля и регулирования оценочной деятельности в систему общественного контроля и регулирования предлагается создать Национальный совет по оценочной деятельности в Российской Федерации с включением в его состав представителей законодательной, исполнительной, судебной властей, представителей бизнеса (потребителей услуг), саморегулируемых организаций, научных и образовательных учреждений.

8. Международное сотрудничество. Важной работой для развития оценочной деятельности в Российской Федерации является взаимодействие российских и международных организаций оценщиков.

Одобрить работу Российского общества оценщиков в Совете объединений оценщиков СНГ, основных международных профессиональных объединениях оценщиков: ^С (Международном комитете по стандартам оценки) и TEGoVa (Европейской группе ассоциаций оценщиков).

Рекомендовать другим саморегулируемым организациям оценщиков развивать сотрудничество с международными организациями оценщиков.

III

Реализация предлагаемых мер развития оценки стоимости, направленных на повышение ее качества, более широкое использование механизмов управления стоимостью для определения оптимальных управленческих решений в сфере экономики внесут заметный вклад в реализацию задачи увеличения темпов экономического роста, поставленной Президентом Российской Федерации.

Приветственное слово Министра имущественных отношений Российской Федерации Ф.Р Газизуллина

Уважаемые коллеги, по инициативе Российского общества оценщиков, Российской коллегии оценщиков, Партнерства Российского общества оценщиков, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации и, конечно, Министерства имущественных отношений Российской Федерации сегодня в этом зале собрались на свой Конгресс - очень важный и представительный форум - члены Федерального собрания Российской Федерации, руководители министерств и ведомств, Счетной палаты Российской Федерации и, самое главное - оценщики из многих регионов России, ученые, преподаватели Высшей школы, а также представители российского бизнеса, то есть те люди, которые используют результаты работы оценщиков в своей деятельности.

Позвольте мне от имени организаторов и от имени Правительства Российской Федерации объявить Конгресс открытым.

Говоря о десятилетии - а мы сегодня уже можем об этом говорить - оценки как финансового инструмента, который появился в России, отмечу, что становление и развитие этой деятельности, безусловно, было неотъемлемо от осуществления рыночных преобразований в экономике страны. Одной из основ экономической реформы, начатой в 90-х годах ХХ столетия, был переход от планового ценообразования к рыночному механизму определения цен. Однако рыночное ценообразование, являясь более точным и эффективным, при этом оказалось далеко не простым делом. Каждый раз для принятия решения о цене крупной сделки необходимы сбор и анализ многоплановой рыночной информации, а также профессиональные навыки для ее обобщения. Не чья-то воля, а объективная потребность рынка в такой работе и определила появление профессии оценщика.

Мы с удовольствием констатируем, что к настоящему времени, рынок оценки в России в целом сформировался: создана система государственного регулирования оценочной деятельности, в России действуют более 6 000 оценщиков, сформирована инфраструктура образования в сфере оценки, и что является очень важным, развиваются саморегули-руемые организации оценщиков. Конгресс - это яркое свидетельство тому, что в России уже существуют структуры, которые могут перенять у государства эстафету в этой сфере экономики. Растет объем рынка оценочных услуг: в 2002 году он составил около 7 миллиардов рублей.

Следует отметить, что оценочная деятельность также способствует повышению эффективности управленческих решений в экономике. Специалисты, обладающие знаниями в технологии оценки, являются интеллектуальным капиталом и инструментом, необходимым для осуществления экономической реформы. Я с удовлетворением хочу отметить, такие крупнейшие российские корпорации, как Российское акционерное общество энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России», открытое акционерное общество «Газпром» и другие корпорации по нашему совету и исходя из своих потребностей провели конкурсы по отбору оценщиков. При этом победителями в них стали в основном отечественные компании из различных регионов России. Я думаю, что это также свидетельствует о широком признании института оценки.

С ростом востребованности оценки, безусловно, растут и требования к качеству оценки. Но, несмотря на то, что на российском рынке работают более 6 000 оценщиков, с сожалением приходится признать, что реальная практика, в том числе и мой личный опыт работы с некоторыми оценочными фирмами, говорят о том, что мы находимся лишь на начальном этапе. Конечно, в стране много оценочных фирм, заслуживших признание, но много и таких организаций, результаты деятельности которых противоречат не только здравому смыслу, но и требованиям, которые предъявляет рынок.

Совсем недавно я столкнулся с ситуацией, когда оценщик оценил объект стоимостью 250 миллионов долларов в 8 миллионов долларов. Безусловно, подобные фирмы мы будем лишать лицензии. Президент Российской Федерации и Председатель Правительства Российской Федерации поставили перед нами задачу как можно быстрее передать контролирующие и другие функции саморегулируемым организациям, чтобы они сами наводили порядок в своих рядах, боролись с нечистоплотностью, недобросовестностью и другими отрицательными явлениями. Но все-таки я думаю, что на переходном этапе форма, которую мы избрали - лицензирование государством этой сферы деятельности - правильная.

Сразу же хочу предупредить некоторых руководителей оценочных фирм, что период передачи контролирующих и регулирующих функций саморегулируемым организациям будет жестким. Жестким по отношению к тем, кто «примазался» к такому большому делу, как оценка. Компании, честно работающие в этом бизнесе, могут не сомневаться в том, что им будет обеспечена поддержка государства и Правительства Российской Федерации.

Как вы заметили, главную роль в решении этих проблем я отвожу Российскому обществу оценщиков. Такова политика Министерства имущественных отношений Российской Федерации. В настоящее время нашей первоочередной задачей является определение при поддержке государства тех этапов, которые через пять лет позволят нам с уверенностью утверждать, что в нашей стране наравне с другими инфраструктурами рыночной экономики окончательно сформировался институт оценки. Это очень серьезная задача. Заканчивая свое выступление, хочу отметить, что в своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации поставил задачу увеличения темпов экономического роста и связал реализацию этой задачи с необходимостью ответственного выбора источников роста. Эта масштабная и системная задача будет решаться в основном отечественными предпринимателями и менеджерами при определении инвестирования капитала. Если оценочное общество сможет эффективно решить задачу повышения качества оценки, то нет сомнений в том, что труд оценщиков будет востребован и внесет вклад в решение указанной общенациональной задачи.

Надеюсь, плодотворная работа на Конгрессе поможет оценщикам сделать заметный шаг в этом направлении.

Приветствие президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Е.М. Примакова

(на Конгрессе по поручению Е.М. Примакова материалы доклада были изложены С.Н. Катыриным)

Прежде всего я хотел бы напомнить всем глубокоуважаемым участникам нашего Конгресса о том, что, отмечая 10-летие оценочной деятельности, как особого и исключительно важного направления предпринимательства в новой России, мы должны вспомнить и другую дату - ровно 110 лет тому назад, в 1893 году, в России был принят императорский Указ о создании оценочных комиссий - губернских и земских, - которые сумели выполнить огромную по своим масштабам работу. К сожалению, их бесценный опыт и уникальная практика, еще не получили должного анализа и оценки современных экономистов и представителей деловых кругов России.

Скажу больше, все мы на собственном примере убедились, какие негативные последствия может иметь недооценка, игнорирование рыночных основ оценочной деятельности. Давайте посмотрим правде в глаза - если бы 10 лет назад мы имели общественно признанную и эффективно действующую систему оценочной деятельности, а не занимались ее воссозданием практически с нулевой отметки, разве появились бы все эти «гримасы» приватизации, когда за бесценок уходили гигантские предприятия, давая государственному бюджету сущие копейки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разумеется, за прошедшее десятилетие и особенно за период после августовского дефолта 1998 года российский рынок оценочных услуг пережил стадию интенсивного развития. И сегодня мы должны отметить, что это произошло во многом благодаря совместным усилиям органов государственной власти и управления и предпринимательских союзов и объединений, причем как на уровне федерального центра, так и регионов Российской Федерации.

Достойное место в организации работы в сфере оценки занимают торгово-промышленные палаты. В настоящее время 175 региональных и местных палат и подведомственных им организаций имеют лицензии на оценочную деятельность и аккредитованы при различных ведомствах.

Важно подчеркнуть и ту роль, которую играют палаты и другие бизнес-объединения в правовом, организационном и методическом обеспечении деятельности российских оценщиков.

Так, за последние годы мы существенно продвинулись в решении целого ряда принципиально важных вопросов. В их числе:

• создание национальной системы оценочной деятельности;

• разработка нормативной документации и методических рекомендаций по проведению отдельных видов оценки;

• налаживание процесса сертификации российских компаний с помощью европейских оценочных общественных организаций;

• разработка общих условий ценообразования оценочной деятельности.

По инициативе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации подписан общероссийский «Кодекс профессиональной этики оценочных компаний Российской Федерации», что послужило хорошим стимулом к объединению компаний, имеющих твердое намерение работать на рынке оценки в соответствии с нормами и правилами цивилизованного, социально ответственного предпринимательства.

Несомненно, по мере развития рыночных отношений в России спрос на услуги оценщиков будет стремительно возрастать. Уже сегодня без услуг оценщиков не могут обходиться компании, которые заинтересованы в «прозрачности» своего бизнеса и максимальной капитализации активов. Сегодня в орбиту оценочной деятельности активно втягиваются сфера земельно-кадастровой информации, фондовый рынок, малый и средний бизнес. Здесь для оценщиков - поистине «непочатый край». Причем в некоторых ключевых вопросах именно профессиональные оценщики должны сказать решающее слово ради установления истины.

В частности, это касается оценки интеллектуальной собственности. Сегодня, как известно, одна группа экспертов утверждает, что только в государственных научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро и на оборонных предприятиях накопилось неучтенных и неоцененных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок на сумму в 400-600 миллиардов долларов. Другие же эксперты считают, что «бесхозные залежи» интеллектуальной собственности, доведенные до уровня практического внедрения, не стоят даже тех средств, которые тратятся на ее инвентаризацию.

Аналогичное расхождение мнений наблюдается и в оценке стоимости собственности России, находящейся в 120 государствах мира, площадью в 2 миллиона квадратных метров.

По оценке Министерства имущественных отношений Российской Федерации, ее стоимость составляет около 3,5 миллиарда долларов, тогда как Счетная палата Российской Федерации оценивает эту собственность в 300 миллиардов долларов, а Общественный экспертный совет по зарубежной собственности и английское частное агентство «Пинкертон» называют еще большую цифру - 400 миллиардов долларов. Характерно, что по утверждениям оценщиков, эти три цифры строго подтверждены соответствующими документами.

Я привожу этот пример вовсе не из желания убедить вас в том, что известный постулат «два юриста - три мнения» применим и к оценщикам, а для того, чтобы подчеркнуть следующую мысль - в условиях, при которых до 40 процентов государственного бюджета России тратится на обслуживание внешнего долга, выявление истинных масштабов зарубежной собственности России и, соответственно, ее достоверная оценка и эффективное использование, представляют собой проблему государственного масштаба.

Магистральное направление совершенствования оценочной деятельности видится в еще более предметном и отвечающим требованиям современности взаимодействии государства и предпринимательских объединений. В связи с этим важно скорректировать законодательные акты, в частности, закон об акционерных обществах и закон об обществах с ограниченной ответственностью, которые допускают противоречивые трактовки требований в области оценки.

Актуальной, на наш взгляд, является и задача устранения излишней регламентации оценочной деятельности. В современных условиях явным анахронизмом выглядит положение российского законодательства «об обязательном привлечении государственного финансового контрольного органа» при оценке акций хозяйствующего субъекта, в котором государству принадлежит 2 и более процентов голосующих акций. В таких случаях выполнение контрольных функций вполне могли бы взять на себя саморегулируемые организации оценщиков.

Мы также поддерживаем предложение о необходимости разработки при непосредственном участии саморегулируемых организаций оценщиков более дифференцированных стандартов по отдельным видам оценочной деятельности, в частности, по оценке бизнеса, недвижимости, машин и оборудования, нематериальных активов, стоимости минерального сырья в недрах и т. д.

Такой подход несомненно отвечает общему замыслу административной реформы в Российской Федерации. Недавно Торгово-промышленная палата Российской Федерации направила свои предложения по этому вопросу во все властные структуры.

Мы убеждены, что сегодня российский бизнес и общественные организации вполне созрели для того, чтобы взять на себя значительную часть полномочий и функций, принадлежащих государству. Такая практика будет способствовать истинной дебюрократизации экономики и решению важнейшей политической задачи - построению в России открытого гражданского общества.

Приветствие председателя правления Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» А.Б. Чубайса

Появление профессии оценщика совпало с началом проведения реформ и появлением частной собственности. Я думаю излишне говорить о том, какова сегодня значимость профессии оценщика, т. к. то, что вы делаете, опирается не просто на нормативную базу (более или менее развитую), не просто на опыт и высочайший профессионализм, но в решающей степени на то, что простыми русскими словами называется честностью, порядочностью, моралью, этикой. Именно эти понятия являются основой вашего отношения к работе и, соответственно, ее результатов.

В своих руках вы «держите оголенный нерв» бизнеса, потому что именно оценщики отвечают на самый главный исторический вопрос человечества - сколько стоит? Безусловно, за прошедшие 10 лет в сфере вашей деятельности, как, собственно, и во всей инфраструктуре современного бизнеса, произошли гигантские изменения. Очевидно и то, что появилось множество новых задач, требующих решения.

Я с большим уважением отношусь к вашей работе. Но теперь уже, будучи председателем правления Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» (РАО «ЕЭС России»), я отношусь к вам не просто с уважением, но и имею прямой предметный интерес. Интерес этот связан с тем, что, как вы, наверное, знаете, государство приняло масштабное решение о реформе энергетики. В апреле текущего года Президент Российской Федерации подписал комплект законов по реформе энергетики. В связи с этим, поскольку речь идет о компании, которая производит около 5 процентов валового внутреннего продукта, компании, в которой предполагается осуществить глубинные преобразования, полностью изменить структуру всего бизнеса, создать десятки новых компаний, изменить структуру практически всех действующих энергосистем (а их в стране 72), а также создать новые крупнейшие компании, обеспечивающие будущую инфраструктуру рынка электроэнергии, осуществить корпоративные преобразования без привлечения оценщиков к этой, беспрецедентного масштаба, работе просто невозможно.

От того, насколько основательно и серьезно менеджмент РАО «ЕЭС России» подойдет к выстраиванию основ для работы оценщиков, в решающей степени зависит удача или неудача реформ российской энергетики. Ясно осознавая это, мы уделяем этой работе очень большое внимание.

Совет директоров РАО «ЕЭС России» создал комитет по оценке. Обращаю внимание, что этот комитет создан не при менеджменте компании, а совершенно сознательно при Совете директоров, и возглавляет его заместитель Министра имущественных отношений Сергей Борисович Косарев. Сергей Борисович - член нашего Совета директоров, и он выстраивает всю эту работу. Комитет по оценке уже разработал регламент по выбору компаний на право осуществления деятельности по оценке и организации оценочных работ в процессе реформирования электроэнергетики, по которому будет осуществляться и уже осуществляется отбор и аккредитация таких компаний. На основании этого регламента уже проведена аккредитация 42 компаний, которые будут работать в этой сфере. Мы провели серьезный международный тендер для того, чтобы отобрать компанию, которая сможет разработать методологию оценки бизнеса в энергетике. Мы прекрасно понимаем, что в нашей сфере методологические вопросы имеют серьезное значение и далеко не на все из них сейчас уже есть ответы. В методологии оценки они, безусловно, должны быть учтены.

Что касается сетевого бизнеса, то думается, что в связи с предстоящим обособлением его в отдельные юридические лица, ситуация станет более ясной для оценщиков. В генерации ситуация гораздо более сложная, потому что именно здесь будет рынок, а следовательно, конкуренция. Достаточно сложно принять решение по оценке бизнеса, не имея серьезного исторического периода фиксации уровня цен. Именно из-за сложности решений методологических и методических вопросов был проведен тендер, на котором выбиралась компания, способная профессионально разработать методологию. Тендер выиграла компания «Делойт Энд Туш», которая сейчас ведет разработку методологии оценки бизнеса. Помимо всего прочего, придется создать современную, полномасштабную модель рынка электроэнергии. Надеемся, что она окажется наиболее продвинутой по сравнению с предыдущими моделями. На основании этой модели будут формироваться оценки ценовых параметров рынков электроэнергии, а также узловые цены. Далее на основании этих модельных оценок по методологии, которую разработает компания «Делойт Энд Туш», будет создан инструмент для формирования самих оценок бизнеса.

С началом преобразований РАО «ЕЭС России» открывается громадный новый рынок оценочных услуг. В целом я считаю, что сама по себе реформа преобразования российской энергетики значима не только с точки зрения энергетики и потребителя. Ведь чтобы проделать такую колоссальную работу, нам вместе придется перевести на новый уровень целые секторы бизнеса, связанные с оценкой, корпоративными преобразова-

ниями, юридическими консультациями. Таким образом, реформирование энергетической системы России является толчком к развитию секторов нового бизнеса, в том числе оценочного бизнеса.

В рамках намечающихся преобразований оценщикам нужно будет проводить оценку вновь созданных субъектов рынка, а в ходе укрупнения действующих субъектов рынка и обмена акций таких субъектов появится множество сделок самых разных видов.

Могу сказать, что в ближайшие полтора-два года мы осуществим крупномасштабное преобразование, связанное с консолидацией активов. Это произойдет в системном операторе - диспетчерской структуре, для консолидации которой мы в ближайшее время от аренды региональных отделений этой структуры и региональных диспетчерских управлений перейдем к консолидации и выкупу. И в каждом случае будет обязательно проведение оценки.

Еще более масштабная работа по интеграции активов будет проводиться в сетевом хозяйстве. В этой сфере будет создаваться единая национальная электрическая сеть (ЕНЭС). Для этого в каждой из энергосистем страны необходимо будет выделить существующие линии электропередач напряжением в 110 киловольт и выше, а также подстанции соответствующего класса и напряжения, и, оценив эти активы, консолидировать в несколько корпоративных этапов преобразования с федеральной сетевой компанией для того, чтобы федеральная сетевая компания в итоге консолидировала ключевые активы, связанные с межсистемными линиями передач в стране. В федеральной сетевой компании должно быть 75 процентов государственного участия. Это и будет являться основой новой инфраструктуры рынка электроэнергии.

Согласно стратегии РАО «ЕЭС России», единогласно одобренной Советом директоров, при создании оптово-генерирующих компаний - а это, как планируется, будут 10 крупнейших компаний в стране, каждая по 8-9 тысяч мегаватт, включающая большое количество электрических станций из разных регионов страны - каждому акционеру РАО «ЕЭС России» будет предложено право пропорционального обмена своих акций в РАО «ЕЭС России» на акции в оптово-генерирующих компаниях. Для того чтобы осуществить пропорциональный обмен, нам необходимо будет получить коэффициент обмена. А для этого, в свою очередь, совершенно необходима оценка. Вслед за пропорциональным обменом акций, на втором этапе создания оптово-генирирующих компаний, будут проведены аукционы, на которых средствами платежа будут выступать акции РАО «ЕЭС России».

Вот такие сложнейшие корпоративные преобразования намечено провести в самое ближайшее время. Кстати, если вы следите за ситуацией на российском рынке ценных бумаг, то знаете о том, что за последние 8 месяцев российский бизнес поддержал реформу энергетики в полном объеме. Капитализация компании РАО «ЕЭС России» за этот период возросла с 3,5 до 10 миллиардов долларов - это беспрецедентный рост. Поставлена точка в многочисленных политических дискуссиях, а зачастую прямых спекуляциях на эту тему. Завершен разговор с теми, кто пытался доказывать противоположное. Закончены споры с теми, кто пытался остановить развитие страны и препятствовать реформированию энергетики России. И государство, и бизнес расставили все точки над к

Сегодня РАО «ЕЭС России» является одной из самых привлекательных компаний на рынке ценных бумаг. За последние 8 месяцев российский бизнес вложил в акции компании около 2 миллиардов долларов. Именно эта фантастическая цифра привела к радикальному увеличению капитализации компании. Все это произошло благодаря реформам, в связи с реформами и в преддверии развития реформ.

Могу сказать, что и количественные объемы рынка оценки, естественно, будут возрастать. Вот некоторые данные: в 2002 году только на оплату услуг консультантов по оценке было израсходовано 23 миллиона рублей, в 2003 году - 55 миллионов рублей, в 2004 году планируется израсходовать 380 миллионов рублей. Ну а если к этому еще прибавить и оценку земли, на которой они расположены, то цифра получается очень внуши-

тельная. Я не буду сейчас говорить о нашем законодательстве, многие положения которого являются чрезвычайно спорными. Хочу только сказать, что мы вместе должны проделать колоссальную работу.

Завершая наш разговор, повторю, что мы крайне заинтересованы в работе оценочных организаций. Нам крайне необходимо, чтобы реформа прошла честно, чтобы то доверие, которое сегодня завоевал менеджмент компании, ни в коем случае не было поколеблено.

В ходе преобразования мы ставили главную задачу - капитализацию. Для того чтобы эту главную задачу решить, чтобы энергетический бизнес России стал динамичным, современным, дорогим - с точки зрения капитализации, развивающимся, приемлемым - с точки зрения цены, крайне необходимы ваши профессиональные услуги.

Я желаю вам удачи в этой работе и рассчитываю на то, что мы вместе проведем ее так, как надо.

* * *

О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним1

Введено положение, позволяющее обеспечить исполнение принципа, в соответствии с которым Реестр, книги учета документов, дела правоустанавливающих документов являются вечными, их уничтожение, а равно изъятие из них каких-либо документов или их частей не допускаются. Если названные документы признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, их выемка осуществляется в порядке, установленным федеральным законодательством. После вступления приговора в законную силу либо по истечении срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела суд или орган дознания, следователь, прокурор должны возвратить эти документы в соответствующее учреждение юстиции по регистрации прав.

Федеральным законом устанавливается срок, в течение которого учреждения юстиции по регистрации прав должны уведомить правообладателя о государственной регистрации ограничения (обременения) права. Уведомление осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

Уточняются положения, касающиеся деятельности регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Главный государственный регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возглавляющий учреждение юстиции по регистрации прав, государственный регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним назначаются на должность и освобождаются от должности федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Введено положение, предусматривающее, что государственная регистрация прав государственной и муниципальной собственности на недвижимое имущество, составляющее казну соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальную казну, проводится бесплатно.

Детализирован порядок представления документов на государственную регистрацию, что исключит возможность неоднозначного толкования правовых норм сотрудниками учреждений юстиции по регистрации прав.

Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования (опубликован 17.06.2003 в «Парламентской газете» и в «Российской газете»).

1 Окончание. Начало на с. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.