Научная статья на тему 'Конфронтация консерватизма и либерализма в России'

Конфронтация консерватизма и либерализма в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
226
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛИЗМ / КОНСЕРВАТИЗМ / КУЛЬТУРА / ИНДИВИДУАЛИЗМ / РАВЕНСТВО / ПЛЮРАЛИЗМ / СВОБОДА / ПАТРИОТИЗМ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / МЕЛИОРИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Товмасян Григорий Артурович, Тищенко Александр Викторович, Скворцов Дмитрий Владиславович

Современное российское общество переживает противодействие двух идеологий «консерватизм» и «либерализм». После образования России в 1991 году к власти пришли так называемые «либералы», которые определили социальное развитие общества на десятилетия вперед. Первые экономические и политические неудачи способствовали переориентации российского гражданина на консервативную идеологию. В статье рассматриваются основания применения консервативных ценностей, и проводится их анализ. Проведен анализ значимости приоритета консервативной идеологии над либеральной как социального феномена. Научная новизна статьи состоит в том, что сделана попытка теоретически обосновать и практически доказать политические и социальные изменения произошедшие в последние десятилетия в сознании российского гражданина, по сравнению с тем же периодом у граждан стран Евросоюза. В статье проведен анализ адаптации консервативной идеологии в политической, экономической и духовной жизни развитых государств и их особенности в реализации в структуру общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфронтация консерватизма и либерализма в России»

УДК 316

Товмасян Григорий Артурович

соискатель кафедры

философии и социологии,

Адыгейский государственный университет

[email protected]

Тищенко Александр Викторович

соискатель кафедры

философии и социологии,

Адыгейский государственный университет

[email protected]

Скворцов Дмитрий Владиславович

кандидат юридических наук, доцент, докторант, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт [email protected]

КОНФРОНТАЦИЯ КОНСЕРВАТИЗМА И ЛИБЕРАЛИЗМА В РОССИИ

Grigory A. Tovmasyan

Candidate of the Department of Philosophy and Sociology, Adygei State University [email protected]

Alexander V. Tishchenko

Candidate of the Department of Philosophy and Sociology, Adygei State University [email protected]

Dmitrii V. Skvortsov

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Doctoral Candidate, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute [email protected]

CONFRONTATION OF CONSERVATISM AND LIBERALISM IN RUSSIA

Аннотация. Современное российское общество переживает противодействие двух идеологий - «консерватизм» и «либерализм». После образования России в 1991 году к власти пришли так называемые «либералы», которые определили социальное развитие общества на десятилетия вперед. Первые экономические и политические неудачи способствовали переориентации российского гражданина на консервативную идеологию. В статье рассматриваются основания применения консервативных ценностей, и проводится их анализ. Проведен анализ значимости приоритета консервативной идеологии над либеральной как социального феномена. Научная новизна статьи состоит в том, что сделана попытка теоретически обосновать и практически доказать политические и социальные изменения произошедшие в последние десятилетия в сознании российского гражданина, по сравнению с тем же периодом у граждан стран Евросоюза. В статье проведен анализ адаптации консервативной идеологии в политической, экономической и духовной жизни развитых государств и их особенности в реализации в структуру общественных отношений.

Ключевые слова: либерализм, консерватизм, культура, индивидуализм, равенство, плюрализм, свобода, патриотизм, цивилизация, общество, мелиоризм.

Annotation. Modern Russian society is experiencing opposition from two ideologies - «conservatism» and «liberalism». After the formation of Russia in 1991, socalled «liberals» came to power, who determined the social development of society for decades to come. The first economic and political failures contributed to the reorientation of the Russian citizen to a conservative ideology. The article discusses the basis for the use of conservative values, and analyzes them. The analysis of the significance of the priority of a conservative ideology over the liberal as a social phenomenon. The scientific novelty of the article is that an attempt was made to theoretically substantiate and practically prove the political and social changes that occurred in the last decades in the minds of a Russian citizen, compared to the same period in citizens of the European Union countries. The article attempts to analyze the adaptation of conservative ideology in the political, economic and spiritual life of developed countries and their features in the implementation of the structure of social relations.

Keywords: liberalism, conservatism, culture, individualism, equality, pluralism, freedom, patriotism, civilization, society, meliorism.

В последние годы, сознание большинства

граждан РФ все больше направлено на ин-

,

.

современном российском обществе обусловлено происходящими процессами во всех сферах об-

щественных отношений. Выстроенная экономическая модель Е. Гайдаром в 90-е годы прошлого столетия, основанная на идеях либерализма, в некоторых аспектах оказалась непродуктивной по следующим причинам:

- резкого отличия в уровне доходов богатых и бедных;

- отсутствия ясной государственной идеологии;

-

массовой информации против Правительства

;

- -

сиянина, представителями так называемой «независимой» оппозиции во главе с А. Навальным.

Либеральная экономическая модель оказалась в ряде направлений неэффективная. Либералы были против вмешательства государства в сферу экономических отношений, так как по их сло-- -

мым инфляционным процессам. Они утверждали, что рыночные отношения выступят тем регулятором, который будут стабилизировать социальные проблемы индивида. Их экономический расчет строился на огромных финансовых инвестициях, которые поступят от «западных» парт.

В первый период формирования либеральной

модели экономики незначительно возросли до,

выплат. Эти «успехи» либеральной модели не были основаны на расширении производства, создании новых рабочих мест и повышении про. -привело к тому, что стало невыгодно заниматься производственной деятельностью. Уровень высоких цен вначале 2000 годов на природные энергоресурсы породил в обществе иллюзию о некотором экономическом «чуде» созданный .

Были утверждены основные ценности и приоритеты либеральной доктрины в развитии общества, а именно:

1. История развивается прогрессивно, благодаря рациональному управлению государственны.

2.

характер, основанная на рационализме (вера в приоритет человеческого разума над социальной средой).

По мнению американского социолога И. Валлер-

,

динамичному историческому развитию общества, так как направлена на эффективные реформы во всех областях общественных отношений и на увеличение благосостояния граждан. Середина XIX в., была ознаменована появлением и

обоснованием британским социологом Уилья-

« », -

мающего промежуточное место между метафизическим оптимизмом и пессимизмом. Это уче-

ние основано на том, что человечество может и должно постоянно совершенствоваться. По мнению ученого, «Мелиоризм - воззрение, признающее реальность идеи прогресса как ведущей к совершенствованию мира» [1]. Согласно

данному учению индивид, вмешиваясь в естест-

,

ход исторических процессов происходящих в обществе. Современные представители либеральной идеологии строго следуют данному по.

Еще одной главной ценностью либерализма является практически ни чем не ограниченная свобода человека в обществе. Является очевидным , -

тироваться к постоянно изменяющимся общест-.

государств, указывает на то, что избавление от тоталитаризма и абсолютной монархии возрождает в обществе экономический и культурный

,

.

Представители либерализма, например И. Бер-, « -

граничной, ибо тогда все непрерывно сталкивались бы друг с другом, и «естественная» свобода привела бы к социальному хаосу, при котором не удовлетворялись бы даже минимальные нуж-

, » [2].

, , ,

быть под контролем законодательных и соци-, -

вания и противовесов. Понимание категории « » « » -

мости общества граждан передать часть своих

прав государству. Однако представители «^1ас-», -

,

контексте причинения себе физического и морального вреда не может ни кто ограничивать, в том числе и государство.

Индивид в либеральной доктрине выступает в

,

основы как автономная личность. В связи с этим, основная задача либеральной идеологии состоит в том, что свобода приобретается гражданином в том случае, если он в результате исполнения установок и норм либеральной идеологии достиг уровня цивилизационного статуса. Однако классический либерализм основывается на « »,

сущность которой состоит в том, что права и свободы человека должны превалировать над общественными, в том числе, и государствен.

Современное понимание «индивидуализма» значительно отличается от трактовки данной категории прошлого века. В начале XX века индивидом считали человека, который реализует свои потребности в отрыве от общества, т.е. на свой страх и риск. В связи с этим, существовала опасность нарушение индивидом законов и традиций, существующих в определенном обществе. По мнению британского философа Дж. С. Милля, речь

идет не о циничном эгоизме, а варианте индиви-, -

менном социуме, несколько другим чем, полтора-два века назад. Тогда индивидуалистом считали человека, который действует в одиночку, на собственный страх и риск. Однако он вряд ли

мог переступить рамки закона, презреть сущест-. -

тель Джон Стюарт Милль писал о том, что «Там, где люди живут и действуют не сообразно со своими характерами, а сообразно с преданиями или обычаями, там отсутствует один из главных ингредиентов благосостояния человечества и самый главный ингредиент индивидуального и социального прогресса... свободное развитие индивидуальности» [3].

Творческая личность в XIX веке ассоциировалась с выбором между возможностью человека подчиняться всем общественным законам и потреблять блага или не принимать их как необходимость. Индивидуализм творческой личности проявлялся в том, что существовал выбор между подчинением обществу или добровольным отлучением от его выгод. «Насколько мы заблуждаемся в нашем понимании индивидуализма, - пишет канадский философ Джон РолстонСол, -

легче всего понять, взглянув на Запад со сторо-

.

ужас, но более всего их ужасает наша сосредоточенность нас на самих себе как на бесконечно

. ,

более нездорового существа, чем человек, страдающий от комплекса вины, зацикленный на себе, постоянно пытающийся кого-то обратить в свою веру и навязать свои взгляды другим» [4].

В связи с этим, возникает вопрос что такое «индивидуализм» в настоящий период времени? Категорию индивидуализм можно рассматривать с нескольких теоретических подходов, а именно:

1. Удовлетворение духовных и материальных потребностей.

2. Свой талант и умения посвятить служению обществу (идея конформизма).

3. Теория обретения человеком «свободы» и «счастья» в американской мечте.

Указанный перечень является нашей точкой зрения, несомненно, носит диспозитивный характер во взгляде на категорию современный индивидуализм. Предложенная система актуальна следующим, во-первых, в большинстве развитых государств многовековая мечта о благе материальном и духовном практически осуществилась. Во-вторых, динамичное развитие современных обществ не всегда «предлагает» человеку продолжительное социальное сотрудничество. В-третьих, американские понятия «свобода» и «счастье» носят абстрактный характер. Примеров этому более чем достаточно, например, современные браки в странах Евросоюза и США, носят условный характер (гражданский брак, однополые браки, возможность продлить свой род применив научные техноло-

гии без участия мужчины и т.д.). Возникает вопрос - это «свобода» или распущенность?

Первоначально индивидуализм был непосредственно связан с героизмом человека во имя блага

общества. Ярким примером этому служит рим,

знаменитыми гражданами той эпохи (Марк - -

тель, известный как новатор римской литературы и консервативный борец против пороков и роскоши. Тибе'рий Семпро'ний Гракх - древнеримский политический деятель, старший брат

, ).

Однако в современных государствах категория «»

сущности от ее первоначальной идеологии. Индивидуализм предполагает приспособление к властным структурам в государстве, для получения человеком личного комфорта и благосостояния. Т. Манн в своем произведении «Волшебная »

, : «. представлять себе различие между властью и благодатью» [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современная либеральная идеология основана на всестороннем развитии личности, учитывая

ее разносторонние потребности и запросы, от, -

вое равенство между всеми члена общества вне зависимости от их социального статуса. Либерализм не приемлет консервативный принцип, согласно которому в обществе должна существовать строгая иерархия - ее вершину составляет класс олигархов, обладающий политическим, экономическим и правовым превосходством над другими слоями населения. Либералы поддерживаются принципа «равенства возможностей»

во всех областях общественной жизни, в том

,

счет талантливой молодежи. Кроме того, либералы в своей идеологии приоритет в развитии

общества отдают идее «плюрализма» и «парт» -

.

либералы представляют как положительный

,

управления государственными органами власти.

По мнению канадского ученого Дж. Сола, «до недавнего времени существовала точка зрения, будто все, что продиктовано разумом, хорошо по определению. Но с середины 1960-х годов в обществе стала укрепляться мысль, что наши системы не работают. Накопилось множество примеров, указывающих на это, но они до сих пор не систематизированы. Вот некоторые из них: спад, непомерно развитая индустрия вооружений, развал законодательной системы, путаница в

определении понятий «собственность» и «капи-» - -

меров из бесконечного списка. Налицо послед, -

ми для их описания, так как мы продолжаем вести себя разумно: весь словарь неразумия - это

, »

В настоящий период времени существует еще один принцип либерализма, основанный на терпимости и плюрализме, который регулирует социально-политическое взаимодействие общественных отношений человека. Однако симбиоз

таких общественных категорий, как свобода, ин-

,

свое отражение в общественных отношениях

,

.

коммунистической идеологии в бывших государ-Литература:

1. Джеймс Уильям. Прагматизм. Новое название для некоторых старых методов мышления. Популярные лекции по философии. М. : ЛЕНАНД. 2015. С. 240.

2. Берлин И. Две концепции свободы // Современный либерализм. М., 1998. С. 19-43.

3. Джон Стюарт Милль. О гражданской свобо-. . : , 2012. 240 .

4. . . . разума на Западе. М., 2007. С. 680.

5. Манн Т. Волшебная гора (главы первая-пятая) // Собрание сочинений : в 10 т. М. : Гослитиздат, 1959. Т. 3. 500 с.

6. . .

на Западе. М. : ACT, Астрель, 2007. 895 с.

ствах «социалистического лагеря», либерализм распространился в этих государствах как основная идеологическая доктрина.

, -

ходят глобальные идеологические конфликты во всех сферах общественной жизни. Либералы

рассчитывают на торжество своих идей на пост, ,

и количество сторонников либеральной идеологии и противников консерватизма покажет время.

Literature:

1. James William Pragmatizm. The new name for some old methods of thinking. Popular lectures on Philosophy. M. : LENAND. 2015. P. 240.

2. Berlin And. Two concepts of freedom//Modern liberalism. M, 1998. P. 19-43.

3. John Stuart Mill. About civil liberty. M. : Librok, 2012. 240 p.

4. Saul J.R. Voltaire's bastards. Dictatorship of reason in the West. M, 2007. P. 680.

5. Mann T. Magic mountain (chapters the first or fifth) // Collected works: in 10 t. M. : Goslitizdat, 1959. T. 3. 500 p.

6. Saul D. Bastards Voltaire. Dictatorship of reason in the West. M. : Nuclear heating plant, Astrel, 2007. 895 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.