обязательно приведёт рабочий класс к политическому господству.
Несмотря на некоторую противоречивость сторонников идей марксизма, его идеи быстро распространялись среди различных слоев населения европейских государств, поддерживающих идею социалистического устройства общества. Кроме того, рабочая партия Французских социалистов в свою программу включила основные идеи, составленные К. Марксом. Такая большая поддержка марксизма среди иных политических партий имела несколько причин:
1. Либеральные партии поддерживали идею о гегемонии рабочего класса в обществе и улучшении экономического положения эксплуатируемых классов уже при капиталистических отношениях, а не в условиях победы коммунистической революции.
2. Анархисты поддерживали идею уничтожения государства и разделение общества на классы.
3. Лассальянцы поддерживали политическую борьбу с эксплуататорами, особенно в избирательном праве.
Единственно, что разъединяло марксизм от лидирующих политических партий XIX столетия, так это неприемлемость проведения политической революции и установления диктатуры пролетариата в государстве.
Таким образом, философские идеи консерватизма, либеральные идеи Э. Бёрка и теория марксизма, возникшие в Европе в XVIII веке, оказались состоятельными и в современных развитых государствах, по следующим причинам:
1. Идеи консерватизма о реализации законодательства при учете специфических осо-
бенностей развития государства в конкретную историческую эпоху. Поддержка государств консервативной идеи " о коллективизме в обществе".
2. Идея Э. Бёрка о правах человека, возвышенного до уровня государственного права, в основе которых должны быть не абстрактное понимание, а исторически сложившиеся традиции, обычаи и культура всех народов, живущих в одном государстве.
3. Идеология марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна продолжает развиваться в современном Китае, Северной Корее и на Кубе.
На сколько "продуктивными" будут востребованы рассмотренные нами идеи, покажут постоянно развивающиеся государства XXI века.
Литература:
1. Burke Е. Reflections on the Revolution in France. -Cambridge, Indianapolis, 1989. '■
2. Берк Э. Размышления о революции во Франции,-М„ 1993. - С.143.
3. Чудинов A.B. Размышления англичан о Французской революции: Э. Бёрк, Дж. Макинтош, У. Годвин. - М.: Памятники исторической мысли, 1996. - 304 с.
4. Васильев A.A. Консервативная правовая идеология в Западной Европе в XVII-XX вв.: истоки, сущность и перспективы. - М. ; Барнаул : Си-Пресс, 2014.
5. Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. - М. : Рудомино, 1993.- 144 с.
6. Там же.
7. Там же.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - М., 1961. - Т. 21.-170-171 с.
9. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. - М.: Политиздат, 1974. - 63 с.
СО
1-Н
О си
-О X
9
г-
CU
си
S
181
CONSERVATIVE LIBERALISM IN THEORY AND IDEOLOGY
Zolotareva Tatyana Nikolaevna, Postgraduate student, Department ofPhilosophy and Epistemology, North-Caucasus Federal University, Stavropol
Some aspects of the identity of liberalism and conservative liberalism are considered. A brief analysis of the influence of conservative liberal parties on the politics, economy and culture of society. The author assesses the changes taking place in the socio-political thought of some philosophical directions. The article substantiates the position in the emergence of a new philosophical direction on the "basis" of conservatism - neo-conservatism. The conclusion is made about the importance of liberal conservatism in the formation of a democratic society.
Keywords: conservative liberalism; liberalism; ideology; freedom; personality; society; morality; value.
КОНСЕРВА ТИВНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ В ТЕОРИИ УДК 101.1:316.75
И ИДЕОЛОГИИ ВАК РФ 09.00.11
Рассмотрены некоторые аспекты тождества либерализма и консервативного ©Золотарева Т.Н., 2018 либерализма. Проведен краткий анализ влияния консервативных либеральных партий на политику, экономику и культуру общества. Дана авторская оценка изменениям, происходящим в общественно-политической мысли, не-
которых философских направлений. Обоснована позиция в появлении нового философского направления на "основе"консерватизма - неоконсерватизм. Сделан вывод о значении либерального консерватизма в становления демократического общества.
Ключевые слова: консервативный либерализм; либерализм; идеология; свобода; личность; общество; мораль; ценность.
>
ш
о с
182
В ряде случаев консервативный либерализм отождествляют с либерализмом, который, с их точки зрения, обладает общими культурными и социальными ценностями, особенно в идеологии "правого" либерального движения. В уставах консервативных либеральных партий нашли свое отражение социальные и этические ценности, свойственные либеральной идеологии. Консервативные либералы проводят одинаковую политику, поддерживая тем самым экономи-5 ческий либерализм по следующим направлениям общественной де-
О ятельности:
Ф 1. Демократический общественный порядок, основанный на за-
0 конах, принятых в государстве.
О 2. Усиление борьбы с правовой и общественной позиции с кри-
минальными элементами.
3. Обеспечение безопасности со стороны государства против уг-^ розы терроризма.
'С? В современной Европе существует большая разница между кон-
* сервативными либералами и либеральными консерваторами, преж-
де всего благодаря их особым взглядам на экономику, социальные и этические вопросы.
Современные государства в настоящий период испытывают изменения в социально-экономической, политической и социокультурной сферах. Эти изменения происходят и в общественно-политической мысли многих философских направлений, в том числе либерализма и консерватизма. Результатом происходящих изменений в государстве, науке и обществе является разработка научного понятийно-категориального аппарата в рамках либерализма и консерватизма. Подтверждением этому служит обоснование таких категорий, как "левый консерватизм", "прогрессивный консерватизм", "демократический консерватизм", "либерал-консерватизм", "консервативный либерализм" и т. д. Тем самым, кардинально поменялось сущностное понимание "либерализм" и "консерватизм", которые нельзя отождествлять в направлении "либерал-консерваторы".
Однако эти философские направления в своем развитии достаточно сильно зависят от конкретной исторической эпохи. Консерватизм и либерализм проявляют себя неоднозначно, а именно:
1. В определенных условиях они имеют схожую позицию на те или иные изменения, происходящие в различных политических, экономических и социальных отношениях.
2. При других условиях они ведут себя достаточно изолированно, а в некоторых ситуациях достаточно агрессивно.
3. В большинстве случаев создают пограничное пространство, которое дает возможность находить "точки" возможного взаимопроникновения или отторжения.
^Николаевна'аспирант, Взаимодействие или изоляция философских направлений кон-
кафедра Философии серватизма и либерализма носит переменный характер, зависящий
и эпистемологии, Северо- от внешних и внутренних условий, а также от конкретной социаль-Кавказский федеральный но-политической ситуации, сложившейся в определенном обществе, университет, Ставрополь
ЗОЛОТАРЕВА Татьяна
и от потребностей человека. На данный момент свое развитие может получить, трансформируясь или адаптируясь к реальной политической жизни, одно из философских направлений: либо "либеральный консерватизм", либо "консервативный либерализм".
Тем или иным способом указанные направления в большей или меньшей степени основаны на общедемократических принципах, сложившихся за многовековую историю либерального движения, а именно:
- свобода личности;
- неприкосновенность любого вида собственности;
- построение правового государства;
- плюрализм мнений;
- создание гражданского общества и т.д.
Современный либерализм в общем контексте своего развития имеет отличительную особенность в виде ответственности государства в критических ситуациях, периодически возникающих на территории любого государства. В связи с этим, основной задачей либерализма, в отличие от консерватизма, является теоретическое и практическое предложение по решению конкретной ситуации.
Представители "либеральной" идеологии предлагают парадигму, согласно которой большинство развитых европейских государств в своем становлении использовали принципы либерализма и некоторые ценности, присущие иным политическим идеологиям, в том числе и консервативной. Однако у либеральной идеологии существуют свои недостатки, которые не приемлют национальных особенностей общества, и идеи либерализма не всегда понятны большинству населения. На наш взгляд, для устранения негативных процессов в адаптации основных принципов либерализма в обществе необходимо учитывать ценности конкретного общества, возникшие благодаря особому историческому пути в развитии государства на национальных традициях и обычаях.
Геополитическое положение России представляет собой особую взаимосвязь между культурами западных и восточных государств, что значительно определило современное направление в развитии российского общества. Опасность сегодняшнего состояния экономики, образования и культуры заключается в том, что влияние современной западной идеологии на молодежь принижает былую уникальность, самобытность и величие российского народа. Некоторые политики и бизнесмены забывают о том, что "привнесение" эле-
ментов экономики и культуры из вне должно укреплять эту самую национальную экономику и культуру и служить укреплению духовности общества.
Российские "реформаторы" XX века не в полной мере учитывали особенность менталитета и национальные традиции российского общества, механически "переложив" теоретический и практический опыт развитых государств на "русскую" почву. Это произошло и с использованием либеральных идей западного образца, которые оказались не просто малоэффективными, но и "вредными" для осуществления радикальных российских реформ. Это произошло по ряду причин, основной из которых являлось отсутствие поддержки со стороны большинства российского народа. В конце 90-х годов стало очевидным, что предложенные задачи, пути и методы реформирования экономики и российского общества оказались несостоятельными, а в некоторых моментах очень "опасными" (ярким примером может служить чубайсовская "ваучеризация" государственной собственности).
Эти условия стали благодатной "почвой" для применения в идеологии политического либерализма, который основывается на национальных традициях, преемственности, стабильности во всех сферах жизнедеятельности общества и постепенного реформирования экономики государства. В основе идеологии консервативного либерализма заложены принципы, которые оказывают непосредственное влияние на то общество, которое его приемлет, а именно:
1. Принцип историзма.
2. Принцип законности.
3. Принцип системности.
В современных государствах создано новое философское направление на "основе" консерватизма - неоконсерватизм, который "вобрал" в себя основные идеи консерватизма и частично либерализма. Неоконсерваторы в основе своей идеологии определили следующие задачи с последующей их реализацией в обществе, а именно:
1. Неприемлемость государственной благотворительности.
2. Недопущениемаргинализации неимущих слоев населения.
3. Поддержка успешных политиков и бизнесменов.
Эти задачи являются одними из приоритетных условий для создания "государства всеобщего благосостояния", которое преодолеет естественные препятствия для создания гражданского общества. В современном развиваю-
щемся обществе не всегда можно провести границу между либерализмом и консерватизмом, потому что они одинаково оцениваю такие категории, как свобода личности, конституционное государство, главенство законов. Однако существенное различие состоит в том, что эти два философских направления по-разному предлагают пути и цели реализации этих категорий в обществе.
На наш взгляд, именно консервативно-либеральное направление способно определить пути, которые помогут реализовать в обществе либеральную идеологию. По мнению философов-либералов, Россия в реализации либеральных идей должна выполнить следующие задачи:
1. Значительно повысить благосостояние российского народа.
2. Всесторонне обеспечить первоочередные потребности личности.
3. Укрепить внешнюю и внутреннюю безопасность государства и каждого гражданина.
Идеологи консервативного либерализма придерживаются методики постепенных реформ,учитывающихмнение большинства граждан. Они считают, что быстрые реформы могут привести к необратимым последствиям и корреляции категории "справедливость" в обществе, что может нарушить психологическое равновесие в обществе.
В заключение, основные критерии консервативного либерализма заключаются в определении истинных сил, способных установить демократические рыночные отношения, создающих благоприятные условия для динамичного развития "малого" и "среднего" бизнеса, а также формирование у гражданина ответственности за его вклад в развитие общества и государства.
Следующей задачей консервативного либерализма является "продвижение" либеральных
идей в симбиозе с массовыми ценностями, сформированными в странах западной Европы на протяжении многих столетий, но при выборе этих ценностей следует учитывать особенности русской культуры и менталитет российского человека.
Таким образом, консервативный либерализм показал свою способность быть авангардом в деле становления демократического общества в любом государстве, в том числе России. Как идеология он получил наибольшую поддержку не только среди политиков и интеллигенции, но и среди большей части населения, как особая форма политической идеологии. Ценность консервативного либерализма заключается в том, что он основывается на моральных ценностях, являющихся основой семьи, религии и некоторых слоев общества.
Литература:
1. Ларионова И.Л. Политические идеологии XIX -XX веков. Либерализм. Консерватизм. Социализм: методические рекомендации по курсам "Политология", "Глобальные конфликты нового и новейшего времени", "Отечественная история" // Московский государственный институт электроники и математики. - 2004.
2. Кара-Мурза А. А. Панарин А. С Пантин И К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России перспективы развития // Полис. - 1995. -№ 4.
3. Золотарев С.П. Идеология либерализма в контексте социально-онтологической методологии // Методологический, философский и социогу-манитарный анализ российского общества Гузы-нин Н.Г., Гуляк И.И., Золотарёв С.П., Калинченко С.Б., Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. - Ставрополь, 2014.-С. 67-84.
4. Золотарев С.П. Основные принципы становления и развития либерализма в обществе // Вестник СевКавГТИ. - 2014. - № 17. - С. 118-122.
5. Золотарев С.П. Проблемы и перспективы развития современного либерализма // Вестник СевКавГТИ. - 2014. - № 18. - С. 70-74.
DIALECTICS AND THE PRINCIPLE OF SYMMETRY AS METHODS FOR CONSTRUCTING SYMBOLIC WORLDS IN H. HESSES PROSE
Inyshina Irina Alekseevna, Assistant, Department of History, Philosophy, Advertising and Public Relations, Orel State University of Economics and Trade, Orel
Rozhkova Natalia Vasilievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Humanities, Orel State Agrarian University named after N.V. Pa rah in, Orel
The article deals with the methods of constructing symbolic worlds in H. Hesse's prose. There are dialectics and the aesthetic principle of symmetry. The authors argue that these methods are interrelated with European rationality and characteristics of Ancient culture. The article presents the classification of binary oppositions, which is the basis of the thinker's creative approach.
Keywords: G. Hesse; dialectics; aesthetic principle of symmetry; symbolic worlds; binary oppositions; culture.