Научная статья на тему 'КОНФЛИКТЫ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОВЕСТКЕ ДНЯ: К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТИВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ "ИНТЕРФАКС" И ТАСС)'

КОНФЛИКТЫ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОВЕСТКЕ ДНЯ: К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТИВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ "ИНТЕРФАКС" И ТАСС) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
405
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / НОВОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАЛАНС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Толоконникова Анна Владимировна, Лукина Мария Михайловна

Авторы изучили, как часто новости, в основе которых лежит конфликт, попадают в повестку дня российских информационных агентств ТАСС и «Интерфакс» и каковы особенности освещения конфликтных ситуаций. Контент-анализ выборки материалов позволил сделать выводы о частотности конфликтных сюжетов, их основных участниках, ключевых источниках информации журналистов, а также количестве прямых и косвенных ссылок на них. Особое внимание уделялось вопросу соблюдения информационного баланса и представлению позиций всех конфликтующих сторон. В результате сделаны выводы о соответствии подачи новостей предписаниям редакционных стандартов и о выполнении журналистами миссии по объективному и беспристрастному освещению конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТЫ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОВЕСТКЕ ДНЯ: К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТИВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИКАЦИЙ РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ "ИНТЕРФАКС" И ТАСС)»

Конфликты в информационной повестке дня: к вопросу об объективности

(на примере публикаций российских информационных агентств «Интерфакс» и ТАСС) Анна Толоконникова Мария Лукина

Авторы изучили, как часто новости, в основе которых лежит конфликт, попадают в повестку дня российских информационных агентств ТАСС и «Интерфакс» и каковы особенности освещения конфликтных ситуаций. Контент-анализ выборки материалов позволил сделать выводы о частотности конфликтных сюжетов, их основных участниках, ключевых источниках информации журналистов, а также количестве прямых и косвенных ссылок на них. Особое внимание уделялось вопросу соблюдения информационного баланса и представлению позиций всех конфликтующих сторон. В результате сделаны выводы о соответствии подачи новостей предписаниям редакционных стандартов и о выполнении журналистами миссии по объективному и беспристрастному освещению конфликтов. Ключевые слова: конфликт, новость, информационное агентство, источники информации, информационный баланс.

Р0!:10.30547/теС1аа1тапа1г5.2021.7485

© Толоконникова Анна Владимировна

кандидат филологических наук, доцент кафедры

теории и экономики СМИ

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), [email protected]

© Лукина Мария Михайловна

кандидат филологических наук, доцент кафедры

новых медиа и теории коммуникации

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), [email protected]

Введение

Информационные агентства сегодня являются одним из наиболее значительных звеньев в цепи российской медиа-системы. Это связано преимущественно с тем, что именно они по-прежнему выступают ключевым «сектором производства содержания» (Вартанова, 2002: 50). Однако если раньше информационные агентства были поставщиками контента преимущественно для других СМИ и узкого круга политиков,экспертов, социологов, то в последние годы они вышли напрямую на массового потребителя благодаря повсеместному распространению Интернета. Главными площадками доступа к новостям стали их сайты, приложения для мобильных устройств и многочисленные агрегаторы контента. При этом остальные СМИ тоже не отказываются от привычных способов работы и продолжают обращаться к агентствам как к поставщикам контента.

Широкая корреспондентская сеть и надежные источники информации позволяют агентствам поставлять проверенные новости в максимально сжатые сроки. Именно агентства формируют повестку дня, выделяя в потоке информации главные события, и выступают «сектором, формирующим

единство информационной индустрии» (Вартанова, Вирен, Фролова, 2013: 6-7). Они задают профессиональные и этические стандарты работы журналистов и определяют вектор дальнейшего развития рынка (Курманина, 2020: 80).

Изначально информагентства создавались как источники «чистой» информации, не предполагающей оценочных мнений и суждений (Вагнер, 2013: 200). Отсутствие мнения автора, стремление к объективности и непредвзятости в текстах - все это является характерными чертами «агентских» текстов. Однако выход на широкую аудиторию, который мы наблюдаем в последние годы, мог сказаться на особенностях подачи информации.

Высокая конкуренция за внимание аудитории заставила многие СМИ жертвовать качеством и смещать повестку в сторону привлекательных для массовой публики драматичных и «скандальных» тем, отдавая предпочтение не всегда взвешенной их подаче. На фоне этого представляется интересным изучить, как сегодня подходят к освещению конфликтов ведущие информационные агентства России и удается ли им на практике сохранить баланс при освещении таких событий.

Обзор литературы и теоретических подходов

В попытках сблизить журналистику с реальной действительностью теоретические подходы претерпели серьезную эволюцию. Формированию современных представлений об объективности в журналистике во многом способствовали и широкое распространение идей позитивизма во второй половине XIX - начале XX в. и культ знания, основанного на доказательствах и фактах, вызванный успехами естественных наук.

Первым, кто призвал журналистов использовать научный метод сбора

информации с целью достичь объективности, был У. Липпманн (1920), концепции которого вошли в число классических. Сформулированные в 1920 гг. в США принципы создания «объективного репортажа» исключали любой оценочный момент в публикации. Американский обезличенный и точно воспроизводящий факты репортаж в «телеграфном» стиле тогда «казался многим европейцам - литературным сотрудникам «прессы мнений» новшеством, подрывающим основы традиционных представлений о журналистском творчестве» (Беспалова, Корнилов, Короченский, Лучинский и др., 2003). Однако применение этого подхода на практике постепенно привело к тому, что в СМИ стала доминировать лишь одна, официальная точка зрения, в то время как сам «объективный репортаж» стал удобным инструментом, позволяющим властям распространять официальную позицию без критического анализа (Lumbeth, 1992: 189). В результате доверие к официальным сообщениям, а также ко всей журналистике в целом стало падать (Михайлов, 2004).

Либертарианская теория прессы определила границы «вмешательства» в деятельность СМИ, провозгласила независимость и неподвластность прессы государству, а также возможность каждого индивида публиковать все, что ему нравится, расценивая это как способ реализации права гражданина на свободу выражения собственного мнения (Siebert, Peterson, Schramm, 1956).

В противовес этой, ставшей нормативной, теории массовой коммуникации родилась концепция объективной журналистики У. Риверса (1984). Она вела по пути «журналистики фактов» и мнения большинства (Riwers, 1984: 19). По утверждению Риверса, писать стоило лишь о тех событиях, фактах и мнениях, которые интересуют значительное число людей.

Этот подход стал предтечей прецизионной журналистики (Precision Journalism). Термин введен Ф. Мейером (1973), опубликовавшим книгу с одноименным названием. Он считал, что старые методы работы с информацией изжили себя и что, применяя их, можно упустить важные явления во всех сферах общественной жизни. Мейер говорил о том, что работникам СМИ следует использовать различные способы сбора и обработки информации, и считал социологические опросы главным методом получения ответов на вопросы журналистов.

Современные российские подходы к теме достижения объективности в СМИ во многом ориентируются на западные стандарты «журналистики фактов». Это прослеживается и по внутренним документам редакций, которые подробно описаны ниже, и по кодексам профессиональных объединений (Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России, принятый в 1994 г.1; Медиаэтический стандарт Общественной коллегии по жалобам на прессу, 2015 г.2), в том числе международных (рекомендации ОБСЕ, 2012 г.3; Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы «О журналистской этике», 1994 г.4). Во многих практических пособиях для начинающих журналистов также транслируются те же ценности (Амзин, 2012: 75; Колесниченко, 2008).

Вместе с тем А.А. Тертычный (2018), анализируя объективность информации СМИ и эволюцию теоретических подходов, пришел к выводу о невозможности создания «формулы журналистики», которая могла бы обеспечить непредвзятость подачи информации, и предположил, что первичными в этом вопросе являются «интересы, социальная позиция, компетентность и нравственность» журналистов, редакторов и владельцев СМИ.

Трудность в достижение объективности со стороны журналиста повышает ценность прямых комментариев ньюсмейкеров («от первого лица») и вновь увеличивает роль СМИ как площадки для свободного обмена мнениями - то, что ставила во главу угла либертарианская теория прессы. В рекомендациях для работников СМИ, опубликованных ОБСЕ, возможность открыто обсуждать различные взгляды и суждения рассматривается как фактор, который может «способствовать снижению международной напряженности», а плюрализм мнений, представленный в средствах массовой информации, играет далеко не последнюю роль в вопросах разрешения и предотвращения конфликтов (Буроменский, Штурхецкий, Билз, Бетц и др., 2016).

При этом в контексте теории новостных ценностей (newsworthiness / news values) конфликт играет одну из главных ролей. Наряду с другими критериями -такими как своевременность, пространственная близость, масштаб события, присутствие знаменитостей, человеческий интерес и др., конфликт описывается как очевидный критерий селекции информационно привлекательной темы. В исторической ретроспективе именно он занимает одну из доминирующих позиций. В числе пяти догматов новостных ценностей, выделенных Д. МакШейном (1979), первым и главным является конфликт.

Несмотря на то, что с течением времени критерии новостных ценностей пересматривались и пополнялись новыми, конфликт, под которым понимаются разного свойства и природы социальные противоречия, всегда оставался в них обязательным элементом. Это касается как зарубежных, так и отечественных рекомендаций, помогающих журналистам в выборе новостного повода (Самарцев,

2009; Шостак, 2016; Вирен, Фролова, 2015; Колесниченко, 2018 и др.).

Цели, задачи и методология исследования

Целью проведенного исследования было изучить публикации российских информационных агентств на предмет особенностей подачи новостей, в основе которых лежит конфликт, и проанализировать, соответствует ли характер освещения таких событий хрестоматийным правилам и рекомендациям. Авторы сосредоточились на публикациях двух крупнейших информационных агентств России - государственном агентстве федерального уровня ТАСС и негосударственном информационном агентстве «Интерфакс».

Подходы редакций к освещению конфликтов прописаны преимущественно во внутренних правилах по созданию материалов. Редакционные стандарты информационных агентств ТАСС (Лебедев (сост.), 2019) и «Интерфакс» (Герасимов, Погорелов (ред.), 2011) опубликованы и доступны широкой публике. В них провозглашается беспристрастность освещения конфликтов, информационный баланс и объективность, обоснованность подачи информации.

Акценты в стайл-гайдах делаются на то, что все стороны конфликта имеют равное право на высказывание своей точки зрения и что в тексте обязательно должны быть представлены позиции обеих сторон (Лебедев (сост.), 2019: 34; Герасимов, Погорелов (ред.), 2011: 7, 157). В тех случаях, когда получить доступ к спикеру невозможно, заметка должна включать в себя фразу о том, что получить комментарий второй стороны пока не удалось (Лебедев (сост.), 2019: 101).

Редакционные правила также подчеркивают необходимость отражать альтернативные мнения при описании

любых проблем, взгляды на которые у основных участников событий расходятся: если текст не включает актуальный комментарий, то журналист должен описать это хотя бы в формате справочной информации (Герасимов, Погорелов (ред.), 2011: 157).

Для достижения поставленной цели авторы сформулировали следующие исследовательские задачи:

• узнать, как часто конфликтная ситуация становится поводом написания новостной заметки;

• определить, какие источники являются ключевыми при публикации новостей;

• посмотреть, кто обычно выступает участником конфликта в опубликованных материалах;

• проследить, представлены ли в материалах различные точки зрения на описываемую проблему;

• подсчитать, сколько в новостных материалах дается прямых и косвенных цитат.

В выборку попали новостные сообщения этих СМИ, публикуемые в мобильных приложениях для устройств с операционной системой ¡ОБ, которые являются бесплатными, с открытой для массового потребителя подпиской и обновляются каждый раз при обращении к приложению .

Мониторинг новостей проводился в течение одной календарной недели - с понедельника 1 февраля по воскресенье 7 февраля 2021 г. включительно. На этой неделе не произошло каких-либо ярких и неординарных событий, как внезапных, так и запланированных.

Из приложения ТАСС были проанализированы все новости, опубликованные за этот период. Из мобильного приложения «Интерфакса», имеющего более сложную структуру и рубрикатор, анализировались все материалы из раздела

77

«Главные новости», за исключением ежедневных дайджестов под заголовком «Что произошло за день...» и «Что случилось этой ночью.», содержащих краткий обзор ранее опубликованных заметок.

В результате в выборку попало 379 новостей, из которых 218 опубликованы в приложении ТАСС и 161 - в мобильном приложении информационного агентства «Интерфакс». Работа с эмпирическим материалом проводилась с помощью метода контент-анализа. Материалы анализировались по таким критериям, как присутствие конфликта в информационном поводе, который лег в основу публикации; источники информации, на которые даются ссылки (люди, организации, документы, социальные сети, другие СМИ и пр.); общее количество прямых и косвенных цитат в новости; описание различных точек зрения на представленную проблему. В тех материалах, где прослеживался конфликт, было также зафиксировано, кто выступал его участником: политики, бизнесмены, селебрити, обычные люди и др.

Ввиду временных и ресурсных характеристик, а также лимитов выборки исследование носило разведывательный характер. Тем не менее полученные результаты позволили на ограниченном эмпирическом материале определить направления дальнейшей работы и ответить на поставленные вопросы. В частности, понять, выполняют ли журналисты свою миссию по объективному, беспристрастному и сбалансированному освещению конфликтов.

Полученные результаты

Проведенное исследование показало, что информационные события, в основе которых лежит конфликт, конфронтация, столкновение, представляют очевидную новостную ценность для российских информационных агентств. Это

тема нашла отражение практически в каждой второй исследуемой заметке: конфликт прослеживался в 177 публикациях (47%) из 379 (см. табл. 1). Это подтверждает значимость данного критерия для отбора событий и тем, определяющих повестку дня.

Участниками конфликта в новостных заметках чаще всего выступали представители власти, государственных органов, структур и организаций, первые лица страны, чиновники (см. табл. 2). Доля таких материалов составила 39% (148 новостей) от всех опубликованных заметок и 84% от всех новостей, связанных с конфликтом (177). Данный вопрос допускал много вариантов ответа, поскольку фигурантами конфликта даже в рамках одной новости потенциально могут стать сразу несколько из обозначенных сторон. На втором месте по частоте, но с большим отрывом от первого пункта идут попавшие в поле зрения СМИ простые люди: они стали героями 25% всех «конфликтных» новостей (44 публикации). На третьем месте оказались события с участием представителей бизнеса - руководителей и первых лиц компаний (17% - 30 публикаций). Новости, касающиеся конфликтов с представителями политических партий и оппозиционных сил, заняли четвертую позицию в рейтинге (16% - 28 публикаций). У «конфликтных» новостей с участием селебрити - звезд шоу-бизнеса, спортсменов, актеров, певцов и т.п. - показатели невелики: всего 13% (23 заметки). Наименьшие показатели у выделенных в отдельную группу общественных деятелей и общественных организаций - 5% (девять публикаций).

Безусловно, выявленное соотношение во многом определено приоритетной тематикой данных информационных агентств: события, связанные с политикой и экономикой, здесь являются

Таблица 1. Присутствие конфликта в информационном поводе новостной заметки

Кол-во новостей Интерфакс ТАСС Всего за неделю

Новости с конфликтом 85 92 177

Новости без конфликта 76 126 202

Итого публикаций 161 218 379

Источник: составлено авторами.

Таблица 2. Участники конфликта в новостных заметках агентств

№ Участники конфликта* Кол-во опубликованных за неделю новостей

Интерфакс ТАСС Всего

1 Государственные органы, структуры, организации, первые лица страны, чиновники 74 74 148

2 Простые люди, попавшие в поле зрения СМИ 24 20 44

3 Бизнес (компании, их руководители 12 18 30

4 Политики, политических партии, оппозиционные силы 16 12 28

5 Селебрити (звезды шоу-бизнеса, спортсмены, актеры, певцы и пр.) 7 16 23

6 Общественные организации и деятели 5 4 9

7 Другое 15 15 30

* Многие тексты включали информацию сразу о нескольких участниках конфликта

Источник: составлено авторами.

приоритетными для публикации, в то время как новости из мира шоу-бизнеса попадают на ленты этих агентств преимущественно в связи с какими-либо неординарными событиями. Интересно отметить, что в ТАСС вышло в два раза больше новостей, где участниками конфликта стали селебрити, чем в «Интерфаксе»: 16 и семь заметок, соответственно. Кроме того, в ТАСС чуть больше, чем в «Интерфаксе», опубликовано заметок, посвященных бизнесу (18 и 12 соответственно).

На фоне этого особенно интересными кажутся цифры о том, сколь значимые позиции заняли публикации,

где участниками конфликта выступают обычные граждане. Их оказалось больше, чем, к примеру, новостей, посвященных бизнесу или политическим силам.

Поводом для написания новостной заметки чаще всего становилась информация, полученная журналистами от каких-либо организаций: через сообщения их пресс-служб, от пресс-секретарей, из пресс-релизов или из публикаций на официальных сайтах: в общей сложности - 150 публикаций (40%) (см. табл. 3). Еще 25 заметок (7%) были написаны на основе обращения к различным документам, законам, отчетам и т.п. Это значит, что работа корреспондента за

79

Таблица 3. Ключевые источники информационных агентств

Кол-во опубликованных за неделю новостей

№ Источник информации Интерфакс ТАСС Итого

Конфликт Всего Конфликт Всего Конфликт Всего

Есть Нет Есть Нет Есть Нет

1 Люди 32 22 54 29 36 65 61 58 119

в т.ч. указаны фамилия и имя 29 17 46 26 32 58 55 49 104

в т.ч. анонимный источник 3 5 8 3 4 7 6 9 15

2 Организации, сообщения пресс-службы, офиц. сайты 38 33 71 28 51 79 66 84 150

3 Документы, законы, отчеты и т.п. 2 6 8 4 13 17 6 19 25

4 Социальные сети 2 1 3 4 4 8 6 5 11

5 Российские СМИ 2 3 5 5 11 16 7 14 21

6 Зарубежные СМИ 3 11 14 9 9 18 12 20 32

7 Другое 8 5 13 16 7 23 24 12 36

Источник: составлено авторами

Таблица 4. Общее количество цитат в новостных материалах агентств

Кол-во цитат в новости Интерфакс ТАСС Итого

Конфликт Всего Конфликт Всего Кож шикт Всего

Есть Нет Есть Нет Есть Нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ноль цитат 12 7 19 9 16 25 21 23 44

Одна цитата 15 17 32 8 15 23 23 32 55

Две цитаты 11 16 27 8 24 32 19 40 59

Три цитаты 12 8 20 9 16 25 21 24 45

Более трех 34 28 62 59 55 114 93 83 176

Источник: составлено авторами

Таблица 5. Количество прямых и косвенных цитат в материалах «Интерфакса» и ТАСС

Кол-во цитат Виды цитат Интерфакс ТАСС Итого

Кош шикт Всего Кош шикт Всего Кош шикт Всего

Есть Нет Есть Нет Есть Нет

Одна цитата Прямые 10 13 23 8 11 19 18 24 42

Косвенные 5 4 9 - 4 4 5 8 13

Две цитаты Прямые 12 19 31 11 30 41 23 49 72

Косвенные 11 13 24 5 18 23 16 31 47

Три цитаты Прямые 17 15 32 20 29 49 37 44 81

Косвенные 16 11 27 7 19 26 23 30 53

Более трех Прямые 141 80 221 270 185 455 411 265 676

Косвенные 114 79 193 148 168 316 262 247 509

Источник: составлено авторами

Таблица 6. Количество точек зрения, представленных на проблему в опубликованных новостях информагентств

№ Агентство Присутствие конфликта в новости Кол- во точек зрения

Одна Две Три Более трех Всего

1 Интерфакс Есть 65 16 1 2 84

Нет 72 2 - 1 75

Всего новостей 137 18 1 3 159

2 ТАСС Есть 78 13 - - 91

Нет 125 1 - - 126

Всего новостей 203 14 - - 217

3 Итого Есть 143 29 1 2 175

Нет 197 3 - 1 201

Всего новостей 340 32 1 3 376*

* В трех новостях представлялось проблематичным определить кол-во точек зрения

Источник: составлено авторами

рабочим столом занимает сегодня столь же важное место, как и сбор информации за пределами редакции.

На втором месте по количеству публикаций оказались заметки, рожденные из общения с людьми (119 публикации, 31%). Притом в случаях с конфликтами к этому источнику информации журналисты обращались чуть чаще.

Как одно, так и другое агентство крайне редко прибегало к использованию анонимных источников информации. За неделю исследования в «Интерфаксе» вышло лишь восемь таких публикаций из 161, в ТАСС - семь из 218. В обоих случаях ссылка на закрытый от читателя источник чаще давалась в тех материалах, где конфликт отсутствовал. В подавляющем большинстве публикаций были четко обозначены имя и фамилия ньюсмейкера, участника событий или комментирующего его эксперта.

Социальные сети, при всей их текущей популярности, напротив, редко давали повод для публикации. В общей сложности появилось всего 11 заметок со

ссылкой на этот источник: восемь в ТАСС и лишь три в «Интерфаксе».

Намного чаще агентства опирались на материалы других СМИ (всего 32 материала, 8%). При этом ТАСС практически в равном объеме приводил ссылки как на российские медиа (16 заметок), так и на зарубежные (18 заметок), в то время как «Интерфакс» отдавал явное предпочтение зарубежным источникам (14 заметок), в сравнении с российскими (пять заметок).

Большая часть материалов информационных агентств содержала в себе свыше трех прямых или косвенных цитат (см. табл. 4). Таких публикаций было 62 в «Интерфаксе» и 114 в ТАСС. Количество новостей, содержащих одну, две или три цитаты, оказалось приблизительно сопоставимо: 32, 27 и 20 заметок соответственно в «Интерфаксе»; 23, 32 и 25 в агентстве ТАСС. Интересно, что оба агентства также публиковали заметки, где вопреки классическим правилам построения новости не было ни одной цитаты: за неделю таковых вышло 19 в «Интерфаксе»

и 25 в ТАСС. Новости «конфликтного» содержания включали больше цитат - как прямых, так и косвенных, по сравнению с материалами, где конфликт выявлен не был (см. табл. 5).

Несмотря на столь внушительное количество цитат в материалах (а подавляющее большинство из них содержало две и более), полярность представленных в одной заметке мнений прослеживалась в разы реже: 90% проанализированных новостей представляли лишь одну точку зрения на освещаемую проблему (см. табл. 6). Это касалось как агентства «Интерфакс» (86% от всех заметок агентства в исследуемый период), так и ТАСС (93%). Разные взгляды на событие можно было найти преимущественно в случае описания именно «конфликтных» ситуаций. Так, при освещении конфликтов две позиции были отражены в 16 текстах «Интерфакса» и 13 публикациях ТАСС. В то же время в новостях, где не просматривался конфликт, одна точка зрения была представлена в 72 материалах «Интерфакса» из 75 и 125 материалах ТАСС из 126. Три точки зрения на произошедшее удалось выявить всего в одной новости «Интерфакса», а более -в трех публикациях, две из которых освещали конфликт. В ТАСС же такие материалы полностью отсутствовали.

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что конфликт является весомым критерием отбора событий, формирующих информационную повестку дня, и представляет для российских информационных агентств очевидную новостную ценность. Конфликтная ситуация просматривалась почти в каждой второй заметке, опубликованной ТАСС и «Интерфаксом».

Участниками конфликта в материалах чаще всего выступали представители

власти, государственных органов, структур и организаций, чиновники, на втором месте оказались простые люди, попавшие в поле зрения СМИ. На третьем - представители бизнеса: компаний, их руководителей и первых лиц.

Ключевыми источниками информации для журналистов информагентств выступали различные ведомства и организации - новости, полученные через пресс-службы (пресс-релизы, комментарии пресс-секретарей и пр.), а также информация с официальных сайтов компаний (40% публикаций). Это говорит о том, что современные корреспонденты агентств чаще отбирают информацию из предложенной им игроками рынка, нежели задают и разрабатывают собственные темы.

Кроме того, можно заметить, что работа корреспондента в редакции (анализ текстов различных компаний, ведомств и организаций, их отбор, «рерайт» и пр.) сегодня занимает не менее важное место, чем поиск информации за ее пределами - в рамках посещения мероприятий и «живого» общения с людьми. Подавляющее большинство материалов было написано на основе пресс-релизов, публикаций официальных сайтов, документов, законов, отчетов, постов соцсе-тей, материалов российских и зарубежных СМИ. Лишь треть публикаций - это заметки, отталкивающиеся от высказываний ньюсмейкеров.

Вместе с тем очевидно, что агентства ТАСС и «Интерфакс» тщательно работают с источниками информации, отдавая явное предпочтение официальным, проверенным и открытым ресурсам, а также информации «из первых рук». В период исследования вышло всего 15 материалов с анонимными спикерами и лишь 11 - на основе публикаций социальных сетей. Остальные источники информации были четко и ясно

83

обозначены, 88% заметок содержали в себе как минимум одну прямую или косвенную цитату.

Несмотря на то, что большая часть материалов информационных агентств содержала в себе свыше трех прямых или косвенных цитат, 90% от всех проанализированных заметок представляли лишь одну точку зрения на освещаемую проблему. В заметках не прослеживалось представления позиций всех конфликтующих сторон. Информационные поводы в основном дробились по принципу одна позиция - один текст. В условиях, когда каждая единица контента может поступать к читателю посредством

совершенно различных каналов, это не позволяет нам говорить о том, что аудитория получает объективную информацию о происходящем (искоючение составляет лишь та ее часть, которая постоянно потребляет новости и способна самостоятельно собрать полную картину при мозаичной подачи).

Таким образом, можно сделать заключение о том, журналисты лишь отчасти выполняют предписания редакционных стандартов и свою миссию по объективному и беспристрастному освещению конфликтов, поскольку редко соблюдают информационный баланс в рамках каждого отдельно взятого материала.

Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

Примечания

1 Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России. Режим доступа: https://www.presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/ dokumenty/633-kodeks-professionalnoj-etiki-rossijskogo-zhurnalista

2 Медиаэтический стандарт Коллегии. Режим доступа: https://www.presscouncil. ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/4756-mediaeticheskij-standart-2015.

3 Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. Информационный листок. Почему свободные СМИ имеют большое значение. 2012. Режим доступа: www.osce.org/ru/fom/31231

4 Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России.

Библиография

Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2012.

Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В. и др. История мировой журналистики. М.; Р/на-Д.: ИД «МарТ», 2003. Режим доступа: http://evartist. narod.ru/text8/49.htm

Буроменский М.В., Штурхецкий С.В., Билз Э., Бетц М. и др. Журналистика в условиях конфликта: передовой опыт и рекомендации: пособие с рекомендациями для работников СМИ. К.: Компания ВАИТЭ, 2016. Режим доступа: https://www.osce.org/files/f/ documents/1/9/260646.pdf

Вагнер И.Е. Информационные агентства в системе современных массмедиа: тенденции развития // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4 (2). С. 200-206.

Вартанова Е.Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации постсоветской России. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 10-85.

Вартанова Е.Л., Вирен Г.В., Фролова Т.И. Типология информационных агентств // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 3. С. 6-30.

Вирен Г.В., Фролова Т.И. Информационные агентства. Как создаются новости. Аспект Пресс, 2015.

Колесниченко А.В. Критерии отбора новостей в современных российских СМИ // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2467

Колесниченко А.В. Практическая журналистика: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

Курманина Т.С. К вопросу о профессиональных стандартах и этических регуляторах журналиста информагентства // Мед@льманах. 2020. № 4. С. 80-86. DOI: 10.30547/ mediaalmanah.4.2020.8086

Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text6/037.htm#_ftn18

Редакционный стандарт ТАСС / авт.-сост. А.В. Лебедев; отв. ред. М.Г. Филимонов. М.: Аспект Пресс, 2019. Режим доступа: https://www.aspectpress.ru/buy/Лебедев-А-В-Редакционный-стандарт-ТАСС-р285863368

Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. М.: Акад. проект; Гаудеамус, 2009.

ТертычныйА.А. Объективность информации в СМИ: достижима ли она? // Научные ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 1. С. 95-102.

Технология новостей от Интерфакса. Сер.: Style Guide / под ред. В. Герасимова, Ю. Погорелова. М.: Аспект Пресс, 2011. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=20118294

Шостак М.И. Новостная журналистика. Новости прессы. М.: Юрайт, 2016.

Lippman W. (1920) Liberty and the News. New York: Harcourt, Brace&Howe.

Lumbeth E. (1992) Committed Journalism: An Ethic for the Profession. Bloomington: Indiana Univ. Press.

MacShane D. (1979) Using the Media. UK: Pluto Press.

Meyer P. (1973) Precision Journalism: A Reporters Introduction to Social Science Methods. Bloomington: Indiana Univ. Press.

Riwers W. (1984) News in Print. Wrung and Reporting. N.Y.: Harper & Row Publ.

Siebert F.S., Peterson T., Schramm W. (1956) Four Theories of the Press. Urbana: Univ. Toronto Publ.

Дата поступления в редакцию: 23.09.2021 Дата публикации: 18.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.