Научная статья на тему 'Конфликты процесса формирования многоуровневой идентичности в странах Юго-Восточной Европы'

Конфликты процесса формирования многоуровневой идентичности в странах Юго-Восточной Европы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
553
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / МНОГОУРОВНЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА / БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА / КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД / CONFLICT / IDENTITY / MULTI-LEVEL IDENTITY / EUROPEAN IDENTITY / AND ETHNIC AND RELIGIOUS MINORITIES / SOUTH-EASTERN EUROPE / BOSNIA AND HERZEGOVINA / A CONSTRUCTIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Силаева Зоя Владимировна

В статье рассматривается то, как в условиях политической трансформации стран Юго-Восточной Европы различные многоуровневые факторы влияют на формирование идентичности в данном регионе. Фокусируя внимание на новых возможностях, которые открылись перед народами, в статье выдвигается ряд гипотез относительно действий геополитических, этнических, классовых, национальных, исторических характеристик людей на их государственную и европейскую идентичность. Доступные научные данные позволили предположить, что значительное влияние на формирование идентичности оказывают социалистическое прошлое, уровни экономического развития, международной интеграции и привлекательность объекта идентификации для населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONFLICTS OF FORMATION OF MULTILEVEL IDENTITY IN SOUTH EASTERN EUROPE

The article looks at how the political transformation in South-Eastern Europe, the various multi-level factors influence the formation of identity in the region. With a focus on new opportunities that have opened up to the peoples, the article advances a number of hypotheses concerning the ac-tions of geopolitical, ethnic, class, national, historical characteristics of the people in their national and European identity. Available scientific data sug-gest that a significant influence on the formation of identity have socialist past, the levels of economic development and international integration and the attractiveness of the object identity to the public.

Текст научной работы на тему «Конфликты процесса формирования многоуровневой идентичности в странах Юго-Восточной Европы»

З.В. Силаева

КОНФЛИКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОУРОВНЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СТРАНАХ ЮГОВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Аннотация:

В статье рассматривается то, как в условиях политической трансформации стран Юго-Восточной Европы различные многоуровневые факторы влияют на формирование идентичности в данном регионе. Фокусируя внимание на новых возможностях, которые открылись перед народами, в статье выдвигается ряд гипотез относительно действий геополитических, этнических, классовых, национальных, исторических характеристик людей на их государственную и европейскую идентичность. Доступные научные данные позволили предположить, что значительное влияние на формирование идентичности оказывают социалистическое прошлое, уровни экономического развития, международной интеграции и привлекательность объекта идентификации для населения.

Ключевые слова:

конфликт, идентичность, многоуровневая идентичность, европейская идентичность, этнические и религиозные меньшинства, Юго-Восточная Европа, Босния и Герцеговина, конструктивный подход

Z.V. Silaeva

THE CONFLICTS OF FORMATION OF MULTILEVEL IDENTITY IN SOUTH - EASTERN EUROPE

Abstract:

The article looks at how the political transformation in South-Eastern Europe, the various multi-level factors influence the formation of identity in the region. With a focus on new opportunities that have opened up to the peoples, the article advances a number of hypotheses concerning the ac-tions of geopolitical, ethnic, class, national, historical characteristics of the people in their national and European identity. Available scientific data sug-gest that a significant influence on the formation of identity have socialist past, the levels of economic development and international integration and the attractiveness of the object identity to the public.

Key words:

conflict, identity, multi-level identity, European identity, and ethnic and religious minorities, South-Eastern Europe, Bosnia and Herzegovina, a constructive approach

Формирование многоуровневой идентичности в Юго-Восточной Европе - это долгий и трудный политический процесс, продвигаемый вперед региональными политическими элитами. Он направлен на размывание существующих в данном регионе противоречий и консолидацию расходящихся национальных интересов.

Не останавливаясь подробно на историческом экскурсе формирования Балкан, отмечу только то, что развитие большинства народов и государств на этой территории проходило по-разному. Общественноэкономические, политические, культурные и религиозные различия,

противоположные взгляды на историю, на принципы организации власти, государства, на перспективы формирования гражданской нации, созданной на ограниченном пространстве, не раз приводили к территориальным, демографическим, религиозным проблемам. Все это культивировало предубеждения в отношениях между народами, для которых выживание мыслилось как поглощение или покорение ближайших противников и расширение территорий.

В настоящее время нерешенность социально-экономических проблем стран Юго-Восточной Европы, а также политическая трансформация постсоциалистических стран под влиянием мировых процессов, эт-нополитических и религиозных конфликтов, смещение политической идентичности от национального государства к надгосударственным организациям, актуализировали вопрос о необходимости целостной самоидентификации балканских народов. Это способствовало тому, что в научных кругах стали подниматься вопросы о роли народа, этничности, политической культуры, традиций, а также политической элиты и ведущих стран международного сообщества в формировании составной идентичности, которая играет важную роль в общественно - политической жизни общества [1].

Процесс самоидентификации в Юго-Восточной Европе далек от завершения, «построение нации идет вдогонку», отставая от потребностей общества и среднеевропейских стандартов. Можно предположить, что в настоящее время он осложняется рядом причин.

Во-первых, неэффективностью большинства балканских государств в противостоянии современным вызовам и обеспечении общенациональной интеграции.

Во-вторых, конфликтами между государствами по поводу спорных территорий и положения этнических групп, проживающих за пределами своих стран; не способностью противодействовать сепаратистским движениям.

В-третьих, действиями крупных и мировых держав, которые для реализации своих национальных интересов поддерживают этноконфессио-нальную напряженность на территории этого региона, играя на противоречиях между балканскими государствами и населяющими их народами.

В-четвертых, не способностью внутриполитических элит осуществлять текущий контроль над происходящими в обществе социальноэкономическими и политическими процессами. Таким образом, нерешенность данных внутриполитических и региональных проблем понижает степень привлекательности государства в частности, и Юго-Восточной Европы как региона в целом, в качестве объекта идентификации.

Как отмечает один из известных специалистов в области изучения идентификационных моделей В.В. Лапкин, при девальвации национальных ценностей «в рамках целостной самоидентификации индивида уси-

ливается роль как более локальных, так и, напротив, сетевых социальных идентификаций, делокализованных вплоть до глобальности, тогда как значение страны происхождения снижается» [2, с. 21]. Исходя из этого, можно предположить, что при сложившихся социальноэкономических и политических условиях для населения балканских стран может произойти резкое усиление значимости, например, этнической и религиозно-конфессиональной идентичности, с одной стороны, и европейской, с другой.

В связи с этим в данном контексте интерес представляет изменчивый характер идентичности и динамика ее составляющих в контексте социально-экономических и политических трансформаций в странах Юго-Восточной Европы, а также оценка перспектив формирования единой индивидуальной идентичности.

Как отмечают Т. Гарр и Б. Харфф, любые виды коллективной идентичности, независимо от того, относятся ли они к этнической группе или к национальному государству, являются в определенной степени ситуативными и подвижными [3, р. 65]. Исходя из этого, возникает ряд вопросов, например, возможно ли сконструировать единую индивидуальную идентичность и какие проблемы могут при этом возникнуть.

Исследователи, применяющие конструктивистский подход (В. Тиш-ков [4], Т. Гарр [5], Б. Харфф [6]), считают, что идентичность формируется окружающей группой или средой, теми угрозами и теми возможностями, которые в ней содержатся. Ученые сосредотачивают внимание на рассмотрении идентичности как политического феномена, связанного с процессом модернизации, полагая, что она конструируется политическими элитами и способствует интеграции и мобилизации масс, унификации разрозненных территориальных сегментов.

В научной литературе отмечается, что идентичность достаточно редко конструируется на «пустом» месте. С точки зрения конструктивистов, она представляет собой определенный набор качеств группы (атрибутивный аспект), составляющих идентификационное ядро, которое постепенно, вследствие социализации индивида в различных областях обрастает новыми, приобретенными, сконструированными идентификационными признаками. Использование данного подхода возрастает в условиях глобализации и транснационализации, когда интенсифицируется как осознанное, так и произвольное конструирование.

В научной литературе выделяют несколько источников возникновения и конструирования идентичности [7]. Так, одни ученые воспринимают как априори то, что политические элиты так или иначе проводят политику идентичности, которая, будучи гарантом внутренней и внешней безопасности государства или региона, относится также к сфере интересов социальных общностей и групп интересов. Другие считают,

что сущностная идентичность появляется вместе с зарождением государства или формированием нового региона и зависит от исторического, культурного, политического и социального контекста. А третьи исследуют возможность формирования идентичности «снизу».

Однако как показывает опыт стран Юго-Восточной Европы, выбор идентификационных признаков осуществляется по-разному официальными представителями власти; людьми, поддерживающими в своих взглядах необходимость сохранения государства или получающими пользу от формирования европейской идентичности, и выразителями народного большинства. У последних в условиях кризиса идентичности, с одной стороны, наблюдается отчуждение от социальных коллективов, а с другой стороны, - усиление групповой идентичности под воздействием культурных, материальных, экзистенциальных угроз и рисков. Поиск государственной или европейской идентичности «снизу», как правило, возникает вследствие осознания социумом утраты единства связей, разрушения целостного представления о коллективном «мы».

Если говорить о формировании идентичности «сверху», следует также учитывать то, что часто человек отождествляет себя с представителями определенной политической силы. Поэтому личностное восприятие государства и его места в нем формируется под воздействием определенных коллективных установок, идеологий, ценностей, встраивающихся в политическое самосознание человека не без влияния политических элит.

Когда мы говорим о путях формирования идентичности, необходимо также учитывать и тот факт, что у современного человека существует несколько видов идентичностей: этническая, национальная, гражданская, социально-групповая, возрастная, религиозная, профессиональнокорпоративная. Их наличие способствует, с одной стороны, консолидации людей и общества в целом на основе веры в единство позитивного образа «коллективного мы», а с другой стороны, может повлечь за собой социальную раздробленность из-за ощущения каждой из сторон чуждости друг другу [8, с. 21].

Отсюда возникает другая проблема, которая заключается в том, что различные уровни идентичности могут вступать в конфликт. Подобное возможно, когда в рамках какой-то ситуации индивид одновременно идентифицирует себя с идентичностями разного уровня. Это приводит к тому, что сильная идентификация индивида на одном уровне, может разрушить ее на другом уровне, если они обе рассматриваются как противоположные друг другу. Особенно это заметно, когда мы говорим о государственной и европейской идентификации.

На первый взгляд, очевидно, что идентичности обоих уровней способствует интеграция разрозненных социальных групп и сегментов в

единое целое, т.к. выступает важным условием внутренней консолидации любого общества. Они особенно важны в условиях системного кризиса и идеологического вакуума, когда активизируются экзистенцио-нальные вопросы и возникает необходимость самостоятельного поиска выхода из нестабильной ситуации.

В то же время более вероятно, что именно в условиях общественных кризисов, на стадиях неопределенности и переходных процессов, государственный и европейский уровень идентичности могут вступить в конфликт. Это связано с тем, что первоначально происходит тяга народа к государству как гаранту основных прав и свобод человека и гражданина. В дальнейшем, чем менее самодостаточным будет государство, тем более вероятно, что идентификация с ним будет ослабевать, а с Европой, как регионом в целом, или Европейским Союзом, в частности, усиливаться. Такая ситуация в разные исторические периоды была характерна, например, для Болгарии и Греции, а также подавшими заявку на вступление в Европейский Союз, Албании и Македонии.

В целом, при рассмотрении и анализе идентификационных моделей стран Юго-Восточной Европы можно выделить ряд тенденций. Во-первых, этнические и религиозные меньшинства менее охотно идентифицируют себя с нацией, но более охотно с Европой, чем представители большинства. Во-вторых, обеспеченные и образованные люди идентифицируют себя одновременно и с нацией и с Европой, чем менее образованные. В-третьих, если в определенной момент времени случается так, что граждане той или иной страны, имея высокий уровень государственной или гражданской идентичности, получают больше выгод от членства их страны в Европейском Союзе или просто принадлежности их к региону Юго-Восточной Европы, то они охотнее идентифицируют себя с Европой.

Следовательно, можно предположить, что конфликт процесса формирования многоуровневой идентичности возможен в ситуации, когда политические элиты стремятся сформировать выгодную им идентичность на том или ином уровне, а идентификационные ориентиры населения управляемой ими страны размыты и не представляют интереса. Речь идет о формировании идентичности «сверху» при отсутствии поддержки «снизу» со стороны населения в целом.

Подобная ситуация была характерна для Боснии и Герцеговины, одной из самых раздробленных республик в этническом плане. Для того чтобы провести сглаживание и нивелирование политических составляющих межэтнических различий, политические элиты данного государства решили сформировать государственную идентичность на основе сильных этнических и религионо-конфессиональных идентичностей населения. Попытка была обречена на провал.

Во многом это объясняется непривлекательностью государства Боснии и Герцеговины как объекта идентификации. В ней продолжается сложный процесс налаживания совместного функционирования государственных институтов, формирования законодательной базы, уточнения властных полномочий центральных органов власти и органов власти образований; для нее характерен рост аполитичных настроений в обществе, недоверие к проводимой государственной политике, приведшей к глубокому социально-экономическому кризису, преодолеть который практически невозможно в связи с отсутствием социальноэкономической инфраструктуры государства и экономической заинтересованности в совместном проживании основных этноконфессиональных групп.

В настоящее время современная политическая ситуация в данном государстве нестабильна: для нее одновременно характерны центростремительный и центробежный процессы. На повестке дня остаются два основных дихотомических политических вопроса: изменение конституционного устройства государства в пользу централизации как одно из условий приобретения членства в ЕС и НАТО и раздел страны на четыре новых административно-территориальных округа (Республика Сербская, округ Сараево, бошнякский и хорватский округа) [9, с. 121-124]. В настоящее время крайнее недовольство своим положением выражают представители хорватской общины, выступившие в апреле 2011 г. за создание хорватской автономии внутри безопасной, стабильной, самостоятельной и европейски ориентированной Боснии и Герцеговины.

Во-вторых, наблюдается тенденция к усилению государственной несостоятельности Боснии и Герцеговины. Это подтверждают результаты исследования Фонда Комптон, приведенные И. Кудряшовой в работе «Эт-нополитическая гомогенизация под международным контролем: Босния и Герцеговина и Косово» [10, с. 100-137]. Изучение государства в нем проводится по двенадцати параметрам. Результаты исследования демонстрируют снижение легитимности государства, увеличение групповых жалоб, фрагментацию элит, сохранение проблем относительно положения беженцев и перемещенных лиц, защиты прав человека, оттока населения и неравномерности экономического развития [10, с. 125].

В-третьих, Босния и Герцеговина сегодня - это государство с асимметричной, составной, неэффективной системой органов власти.

В-четвертых, возможно появление новых субъектов в федерации, что усложнит процесс их интеграции и снизит стремление к совместному институциональному строительству. Государство Босния и Герцеговина по-прежнему остается расколотым по этноконфессиональному признаку: хорваты стремятся к трем равноправным энтитетам, мусульмане к уни-

тарному государству, а боснийские сербы стремятся к объединению с Сербией или полной независимости.

В-пятых, в Боснии и Герцеговине не существует ни одной общегосударственной политической партии, все они формируются по территориальному признаку, который оказывает значительное влияние на их политический рейтинг. В большинстве случаев они имеют общие политические и экономические программы, но расходятся по вопросу разрешения этнических и территориальных проблем.

Так, в ходе переговоров, прошедших в 2009 г. по конституционным изменениям в стране, - представители боснийских мусульман сочли, что предложения ведут к окончательному разделу Боснии и Герцеговины, хорваты остались недовольны тем, что их положение может существенно ухудшиться, а сербы увидели в предложенных изменениях стратегию на создание централизованного государства. Несмотря на то, что переговоры не увенчались успехом, стороны готовы обсуждать отдельные новые положения изменения Конституции.

Эти процессы осложняют формирование единой государственной идентичности в Боснии и Герцеговине. Однако результаты последних выборов, на которых впервые за послевоенный период никто из националистов не представлен в президентстве, позволяют говорить о возможной внутренней интеграции Боснии и Герцеговины. Одним из важных условий ее формирования является осознание элитой и самим населением этой страны государственной идентичности не только как совокупности представлений, на основе которых государство «воображается» как политическое сообщество, политическое «мы», но и как совокупность представлений, формируемых самоопределение государства.

Следовательно, формирование государственной идентичности находится в прямо пропорциональной зависимости от политической и экономической состоятельности, т.к. если не будет государства, то не будет и идентичности.

Таким образом, очевидно, что конфликт процесса формирования идентичности в странах Юго-Восточной Европы неизбежен, т.к. на путях жесткого конструирования идентичности на том или ином уровне политические элиты могут столкнуться с тупиками развития, например, кризисом идентичности, вырастающим из насильственного навязывания идентификационных моделей и безальтернативных идеологических установок. В то же время данный конфликт может нивелироваться, во-первых, если акцент сделан на сходствах разных видов идентичностей; во-вторых, при наличии в государстве развитой экономики и высокого образовательного уровня населения; в-третьих, при сформированной государственной идентичности (государственной состоятельности).

Литература

1. Bieber A. Muslim Identity in the Balkans before the Establishment of Nation-states // National papers. N.Y., 2000. Vol. 28. №1.

2. Лапкин В.В. Политические изменения в глобальном мире и ди-

намика идентичности // Идентичность и социально-политические изменения в XXI веке. М.: Российская политическая энциклопедия

(РОССПЭН). Т. 2.

3. Gurr T.R., Harff B. Ethnic Conflicts in World Politics. Boulder, CO: Westview, 1994.

4. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социальнокультурной антропологии. М.: Наука, 2003.

5. Gurr T.R. Minorities at Risk: A Global View of Ethnopolitical Conflicts. Washington, DC: USIP Press, 1993.

6. Gurr T.R., Harff B. Ethnic Conflicts in World Politics. Boulder, CO: Westview, 1994.

7. Хоперская Л.Л., Горшколепов А.А., Арикбаев Р.Б. Формирование общегражданской идентичности как фактор обеспечения стабильности на Северном Кавказе // Философия науки. 2009. №1.

8. Аврамова Е.М. Формирование новой российской макроидентичности // Общественные науки и современность. 1998. №4.

9. Bieber A. Muslim identity in the Balkans before the establishment of nation-states // National papers. N.Y., 2000. Vol.28, №1.

10. Кудряшова И.В. Этнополитическая гомогенизация под международным контролем: Босния и Герцеговина и Косово // Политическая наука. 2010. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.