Научная статья на тему 'КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ГРУППЕ'

КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ГРУППЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ / СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гавриленко Л.С., Алфимова О.А.

В статье раскрывается сущность конфликта, как фактора определяющего социально-психологический климат в группе. В ходе экспериментального исследования выявлено, что для студентов-психологов характерны низкие и средние показатели конфликтоустойчивости. Предложенная психокоррекционная программа способствовала изменению у испытуемых способа реагирования на конфликт, что в свою очередь, улучшило социально-психологический климат в группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT RESISTANCE OF PSYCHOLOGY STUDENTS AS A DETERMINANT OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE GROUP

The article reveals the essence of the conflict as a factor determining the socio-psychological climate in the group. In the course of the pilot study, it was found that low and medium indicators of conflict-resistant behavior are characteristic for psychology students. The proposed psychocorrectional program contributed to a change in the respondents' way of responding to conflict, which in turn improved the socio-psychological climate in the group.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ГРУППЕ»

УДК 159.96

Гавриленко Л. С., к. пед. н.

доцент

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО

Алфимова О.А. студент 4курса

медико - психолого - фармацевтический факультет Красноярский государственный медицинский университет

им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Россия, г. Красноярск

КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ КАК ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

КЛИМАТ В ГРУППЕ

В статье раскрывается сущность конфликта, как фактора определяющего социально-психологический климат в группе. В ходе экспериментального исследования выявлено, что для студентов-психологов характерны низкие и средние показатели конфликтоустойчивости. Предложенная психокоррекционная программа способствовала изменению у испытуемых способа реагирования на конфликт, что в свою очередь, улучшило социально-психологический климат в группе.

Ключевые слова: конфликт, конфликтоустойчивость, способы реагирования на конфликт.

Gavrilenko L.S., candidate of pedagogical sciences associate professor of the Department of Clinical Psychology and

Psychotherapy with the software course Krasnoyarsk State Medical University V.F. Voino-Yasenetsky Russia, Krasnoyarsk Alfimova O. A., student 4 courses medical - psycho - pharmaceutical faculty Krasnoyarsk State Medical University them. prof. V.F. Voino-Yasenetsky Russia, Krasnoyarsk CONFLICT RESISTANCE OF PSYCHOLOGY STUDENTS AS A DETERMINANT OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE

GROUP

The article reveals the essence of the conflict as a factor determining the socio-psychological climate in the group. In the course of the pilot study, it was found that low and medium indicators of conflict-resistant behavior are characteristic for psychology students. The proposed psychocorrectional program contributed to a change in the respondents' way of responding to conflict, which in turn improved the socio-psychological climate in the group.

Keywords: conflict, conflict resistance, ways of responding to a conflict.

Актуальность данного исследования определяется тем, что недостаточный уровень эмоциональной устойчивости индивидуума является предпосылкой для различного рода конфликтов. В связи с этим особенно актуальным является изучение самого феномена «конфликт», а также факторов, которые обуславливают его возникновение и результатов, к которым он приводит.

Конфликт является распространенной чертой социальных систем. Он неизбежен и неотвратим, а потому его целесообразно рассматривать как естественный фрагмент человеческой жизни. Изучаемый феномен имеет, безусловно, дискуссионный и междисциплинарный характер. В общенаучном смысле, конфликт предполагает наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми ими по отношению друг к другу. Следовательно, конфликт - это, прежде всего, психическое взаимодействие одновременно примерно равной силы, но противоположных, несовместимых в данной ситуации тенденций, мотивов, способов поведения [4].

Способность человека оптимально организовать своё поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие противоречия в отношениях с другими людьми указывает на конфликтоустойчивость личности. Высокая конфликтоустойчивость людей, которые состоят в группе, позволяет определять социально-психологический климат данной группы как благоприятный [1,2].

Социально-психологический климат является качеством межличностных отношений, влияющих на продуктивность совместной деятельности, зависящее от уровня группового развития. Нормальная атмосфера этих отношений позволяет каждому участнику групповых отношений чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к совместной работе, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом [3,5].

Целью исследования явилось изучение уровня конфликтоустойчивости студентов 3 курса специальности клинической психологии КрасГМУ и, при необходимости, разработка и реализация психокоррекционной программы формирования высокого уровня конфликтоустойчивости студентов с целью обеспечения благополучного социально-психологического климата в группе.

В качестве диагностического инструментария использовались методики: «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» (К. Томаса); модифицированный вариант методики Б.Д. Парыгина «Изучение психологического климата коллектива».

Выборка исследования представлена студентами 3 курса специальности «Клиническая психология» в количестве 18 человек, из них 14 девушек и 4 юноши.

При первичном исследовании было выявлено, что почти половина испытуемых в ситуации конфликта выбирают избегание, либо соперничество как способ реагирования на конфликт, это свидетельствует о низкой конфликтоустойчивости группы. И, как следствие, была получена оценка группой социально-пихологического климата в коллективе. Мнение разделилось: одни - считали климат неблагоприятным, другие -неустойчиво благоприятным. Поэтому была реализована психокоррекционная программа повышения уровня конфликтоустойчивости студентов 3 курса специальности клиническая психология КрасГМУ с целью улучшения социально-психологического климата в группе.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на протяжении двух месяцев, и, включала такие формы и способы работы, как: лекции, объединённые общей тематикой: «Конфликт и пути его разрешения. Конфликтоустойчивость личности как фактор сохранения благоприятного социально-психологического климата в группе». Данная форма работы способствовала формированию у студентов мотивационного и содержательно-операционального компонентов готовности к продуктивному выходу из конфликтных ситуаций. Следующим компонентом психокоррекционной программы стал тренинг «Бесконфликтное общение», целью которого явилось: обучение способам решения конфликтных ситуаций; помощь участникам непредвзято оценивать конфликтную ситуацию; помощь в коррекции своего поведение в сторону снижения конфликтности в личностно-эмоциональной сфере; сплочение группы, развитие умений и навыков командного взаимодействия. Тренинг также способствовал формированию мотивационного компонента готовности к продуктивному выходу из конфликтных ситуаций, но главным образом, был направлен на формировании рефлексивного компонента.

По окончании реализации программы повторное исследование показало, что после психокоррекционных мероприятий 55% опрошенных в конфликтной ситуации идет на компромисс, 35% стремится к сотрудничеству и всего 10% использует избегание, как способ реагирования на конфликт, а соперничество было исключено среди испытуемых. Также изменилось мнение по поводу социально-психологического климата в группе. По результатам повторного исследования мнение испытуемых разделилось таким образом: 15% - благоприятный, 75% испытуемых оценивают психологический климат в группе как неустойчиво благоприятный, 10% испытуемых - как неблагоприятный.

Таким образом, проведенное исследование продемонстрировало целесообразность применения предложенной психокоррекционной программы.

Использованные источники:

1. Баранова Т.А. Воспитание студентов в контексте конфликтологической культуры // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. - 2010. - № 3. - С. 121-126.

2. Бонкина Н.Ю. Уровень конфликтоустойчивости студентов как фактор, определяющий социально-психологический климат в группах с различным гендерным составом // Молодежный вестник ИрГТУ. - 2015. -№1. - С. 21.

3. Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Концепции - упражнения -практические методы : пер. с нем / Ф. Глазл. - Калуга: Духовное познание, 2000. - 192 с.

4. Кашапов М.М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций: учебное пособие / Под науч. ред. проф. А В Карпова. - М.-Ярославль: Ремдер, 2003. - 183 с.

5. Ланских М.В. Формирование конфликтоустойчивости современных студентов // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. -№ 51. - С. 548-555.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.