Научная статья на тему 'Конфликтные ситуации и дорожная аварийность с участием пешеходов на городских магистралях'

Конфликтные ситуации и дорожная аварийность с участием пешеходов на городских магистралях Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
298
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ МАГИСТРАЛИ / ДОРОЖНАЯ АВАРИЙНОСТЬ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ / НАЕЗДЫ НА ПЕШЕХОДОВ

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Рябоконь Юрий Антонович, Симуль Мария Геннадьевна

В статье приводится анализ аварийности с участием пешеходов на основных городских магистралях г. Омска за 2005 2010 гг., а также результаты эксперимента по определению числа конфликтных ситуаций на пешеходных переходах. Приведена краткая методика проведения экспериментального исследования конфликтных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Рябоконь Юрий Антонович, Симуль Мария Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфликтные ситуации и дорожная аварийность с участием пешеходов на городских магистралях»

УДК 656.74

КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И ДОРОЖНАЯ АВАРИЙНОСТЬ С УЧАСТИЕМ ПЕШЕХОДОВ НА ГОРОДСКИХ МАГИСТРАЛЯХ

Ю. А. Рябоконь, М. Г. Симуль

Аннотация. В статье приводится анализ аварийности с участием пешеходов на основных городских магистралях г. Омска за 2005 - 2010 гг., а также результаты эксперимента по определению числа конфликтных ситуаций на пешеходных переходах. Приведена краткая методика проведения экспериментального исследования конфликтных ситуаций.

Ключевые слова: городские магистрали, дорожная аварийность, конфликтные ситуации, пешеходные переходы, наезды на пешеходов.

Введение

В связи с усложнением условий дорожного движения на магистралях больших городов и с целью выявления роли в этом уличных пешеходных переходов было выполнено исследование взаимодействия транспортных и пешеходных потоков на основной магистральной сети г. Омска (около 30 магистралей).

Задачи исследования:

- выполнение статистического анализа аварийности с участием пешеходов на городских магистралях;

- сопоставление числа конфликтных ситуаций с количеством дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в зоне пешеходных переходов на городских магистралях. За конфликт здесь принимается ситуация, при которой водители не предоставляют пешеходам право на первоочередное движение через проезжую часть на обозначенном пешеходном переходе.

Основная часть

При обследовании магистралей в число контролируемых факторов включались: число перекрестков, остановочных пунктов (ОП) городского пассажирского транспорта, особенности примагистральной инфраструктуры (магазины, жилые массивы и др.), интенсивность движения транспортных средств, места расположения пешеходных переходов (ПП) относительно перекрестков и ОП. Интенсивность движения определялась с использованием комплекса Trafic Monitor с последующей обработкой данных на ПЭВМ и визуального подсчета автомобилей счетчиками. Для подсчета часового числа конфликтов вида “транспорт -пешеход“ в зоне ПП использовался автовидеорегистратор RoadScan FX с последующей расшифровкой 30-ти секундных файлов. Вся

получаемая видеозаписью информация обрабатывалась и привязывалась с помощью кодировки к линейным схемам магистралей (пример на рисунке), на которых указывались под соответствующими номерами все значимые объекты: перекрестки, пешеходные переходы, остановочные пункты, здания и др. Результаты дорожных исследований сопряжены с информацией об аварийности на исследуемой группе магистралей за период 2005 -2010 годы, полученной из электронной базы данных “Топографический анализ мест дорожно-транспортных происшествий, версия 1.2.0.12“, которую ведет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

В качестве примера анализа ситуаций в зоне обозначенных пешеходных переходов в данной работе представлены результаты по 9 городским магистралям (таблица 1). Данные магистрали входят в состав основных городских маршрутов перевозок пассажиров, имеют высокий уровень загрузки и характеризуются высокой опасностью для пешеходов. Относительная доля ДТП “наезд на пешехода“ выражена “индексом наезда“ Кн - процентом таких происшествий из общего их числа.

За 6 лет на данной группе магистралей произошло 37439 дорожных происшествий, в том числе 1792 наезда на пешеходов. Динамика изменения аварийности на рассматриваемых магистралях за период 2005 - 2010 годы приведена в таблицах 2 и 3.

На уличных переходах в зоне перекрестков совершено 334 наезда, в зоне остановочных пунктов городского пассажирского транспорта на пешеходов совершено 224 наезда, в зоне обозначенных пешеходных переходов, расположенных на перегонах, совершено 235 наездов.

Таблица 1 - Общая характеристика магистралей

Улица Длина, км Число пере- крест- ков Число уличных переходов Число ДТП* Число наездов на пешеходов* Кн

Красный Путь 5,6 9 9 6388 198 3,1

Гагарина 1,0 2 1 1007 44 4,3

10 лет Октября 5,4 12 25 6453 333 5,1

Жукова 3,4 7 13 3682 144 3,9

Ленина 3,0 7 7 2652 144 5,4

Маркса 5,0 12 17 8957 550 6,1

Масленникова 3,6 10 15 2866 117 4,1

Хмельницкого 7,5 16 20 4051 186 4,6

Маяковского 2,0 6 12 1383 82 5,9

ИТОГО 36,5 77 119 37439 1792 4,8**

* - за период 2005 - 2010гг;

** - средняя величина Кн по группе магистралей за период 2005 - 2010гг. Таблица 2 - Распределение общего числа ДТП по магистралям

Улица 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Красный Путь 845 809 1033 1353 1213 1162

Гагарина 196 165 191 158 143 160

10 лет Октября 809 964 1115 1131 1182 1279

Жукова 471 529 667 730 650 659

Ленина 383 379 446 467 476 518

Маркса 1238 1451 1504 1587 1602 1655

Масленникова 459 450 520 530 456 470

Хмельницкого 594 619 701 686 766 709

Маяковского 228 214 215 220 247 273

ИТОГО 5223 5580 6392 6862 6735 6885

Таблица 3 - Распределение числа наездов на пешеходов по магистралям

Улица 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Красный Путь 45 37 40 35 19 22

Гагарина 14 8 11 5 3 6

10 лет Октября 65 71 62 57 52 41

Жукова 32 37 19 27 18 14

Ленина 31 22 27 22 24 22

Маркса 94 110 93 94 89 90

Масленникова 37 18 25 19 12 10

Хмельницкого 34 39 37 31 24 26

Маяковского 17 21 10 10 12 17

ИТОГО 369 363 324 300 253 248

Из приведенных данных видно, что наибольшее число наездов на пешеходов происходят в зоне перекрестков. Причинами таких ДТП является несоблюдение Правил дорожного движения водителями и пешехо-

дами и отсутствие специальных пешеходных фаз в светофорных циклах.

В зоне пешеходных переходов, расположенных на перегонах, причинами ДТП является несоблюдение Правил дорожного дви-

жения, прежде всего, водителями транспортных средств, дефекты в обустройстве и расположении пешеходных переходов и недостаточное обеспечение видимости пешеходов водителями и пешеходами транспортных

средств в местах возможного выхода пешеходов на проезжую часть дорог. Распределение ДТП по местам их совершения приведено в таблицах 4, 5, 6.

Таблица 4 - Распределение наездов на пешеходов по годам в зоне перекрестков

Улица 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Всего

Красный Путь 1 3 6 8 3 3 24

Гагарина 1 0 1 1 0 0 3

10 лет Октября 23 16 15 10 11 7 82

Жукова 5 7 2 9 6 2 31

Ленина 10 3 5 4 7 7 36

Маркса 11 14 9 10 8 17 69

Масленникова 4 5 7 4 4 2 26

Хмельницкого 9 7 7 4 8 7 42

Маяковского 1 8 0 1 5 6 21

ИТОГО 65 63 52 51 52 51 334

Таблица 5 - Распределение ДТП с наездом на пешеходов в зоне ПП по годам

Улица 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Всего

Красный Путь 4 3 4 3 2 1 17

Гагарина 4 2 0 0 0 0 6

10 лет Октября 11 6 6 9 10 10 52

Жукова 7 3 4 3 3 4 24

Ленина 6 5 7 5 2 3 28

Маркса 12 10 10 23 14 12 81

Масленникова 2 1 1 1 2 0 7

Хмельницкого 3 5 4 1 1 1 15

Маяковского 1 1 0 1 2 0 5

итого 50 36 36 46 36 31 235

Таблица 6 - Распределение ДТП с наездом на пешехода в зоне остановочных пунктов городского пассажирского транспорта

Улица 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Всего

Красный Путь 7 7 7 3 6 8 38

Гагарина 2 1 3 1 0 4 11

10 лет Октября 3 8 7 4 1 5 28

Жукова 0 2 0 0 0 0 2

Ленина 3 2 3 3 0 2 13

Маркса 13 18 11 12 12 15 81

Масленникова 2 0 2 2 1 2 9

Хмельницкого 4 5 6 7 3 7 32

Маяковского 3 1 1 3 3 2 13

итого 34 44 40 35 26 45 224

Оценивая общую динамику аварийности за период 2005 - 2010 гг. на представленной группе магистралей, следует констатировать следующее:

- общее число ДТП на основных городских магистралях год от года увеличивалось (в 2010г число ДТП возросло на 31% относительно данных 2005 года);

- число наездов на пешеходов ежегодно снижалось - и в 2010г уменьшилось на 33% в сравнении с 2005 годом;

- показатель Кн, характеризующий долю наездов на пешеходов относительно общего числа ДТП, за исследуемый период уменьшился, в среднем, в два раза (таблица 7);

- отдельные магистрали (проспект К.Маркса, ул. Маяковского, ул. Ленина, ул. 10

лет Октября) следует характеризовать по уровню опасности для пешеходов как “выше среднего“. Очевидно, такие улицы в первую очередь нуждаются в улучшении организации движения, и особенно, те участки, которые представляются как стабильные места концентрации ДТП.

Таблица 7 - Распределение доли ДТП с участием пешеходов относительно общего числа происшествий, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Улица 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Красный Путь 5,3 4,6 3,9 2,6 1,6 1,9

Гагарина 7,1 4,8 5,7 3,1 2,1 3,7

10 лет Октября 8,0 7,4 5,6 5,0 4,4 3,2

Жукова 6,8 7,0 2,8 3,7 2,8 2,1

Ленина 8,1 5,8 6,0 4,7 5,0 4,2

Маркса 7,6 7,6 6,2 5,9 5,5 5,4

Масленникова 8,0 4,0 4,8 3,6 2,6 2,1

Хмельницкого 5,7 6,3 5,3 4,5 3,1 3,6

Маяковского 7,4 9,8 4,6 4,5 4,8 6,2

Таблица 8 - Среднечасовое число конфликтных ситуаций в зоне уличных пешеходных переходов на магистралях г. Омска

Улица Номер пешеходного перехода на магистрали

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Красный Путь 5 4 0 4 0 4 8 4 - - - - -

Гагарина 0

10 лет Октября 13 10 23 11 8 9 24 11 19 31 43 37 23

Жукова 23 35 10 31 10 10 35 - - - - - -

Ленина 0 172 8 57 16 56 107 - - - - - -

Маркса 24 177 20 0 108 4 105 31 0 4 173 207 178

Масленникова 0 0 0 0 0 0 0 0 0 20 39 - -

Хмельницкого 4 4 4 4 4 7 0 0 - - - - -

Маяковского 7 3 3 2 2 - - - - - - - -

Учитывая особую значимость организации дорожного движения в зоне пешеходных переходов, были выполнены наблюдения за поведением водителей ТС на этих участках магистралей. Результаты фиксации числа конфликтов на уличных переходах приведены в таблице 8. Кроме подсчета числа возникающих конфликтов в зоне пешеходных переходов, фиксировались интенсивности движения транспорт-

ных и пешеходных потоков, а также параметры, характеризующие обустройство пешеходного перехода (протяженность направляющих ограждений, ширина перехода и проезжей части, длительности фаз регулирования - для регулируемых пешеходных переходов). Методика экспериментального исследования и обработка его результатов приведены в работах [1, 2].

ОП « К-тр Октябрь»

ПП 2

ОП «Пл. Серова»

ПП 4

ИТ

ПП 5 ОП «Пп. Серова»

Рис. 1. Фрагмент линейной схемы магистрали пр. К. Маркса Условные обозначения:

ггт ■

- внеуличныи пешеходный переход;

- уличный пешеходный переход;

- остановочный пункт ГПТ;

М 89

- здание с указанием номера;

М- магазины;

О- офисы;

Б- лечебные учреждения;

ПП 1- код (номер) уличного пешеходного перехода;

- светофорный объект;

30- ориентировочная привязка перехода к зданию, м.

Сопоставление данных о среднечасовом количестве конфликтных ситуаций вида “транспорт - пешеход“ и среднегодовым числом наездов на пешеходов свидетельствует о наличии прямой связи между этими показателями.

Это подтверждает предположение о возможности использования данного показателя конфликтности при оценке опасности пешеходных переходов.

Заключение Выполнен анализ аварийности с участием пешеходов на наиболее загружен-

ных магистралях г. Омска, который позволил установить, что:

- на общегородских магистралях прослеживается тенденция ежегодного сокращения числа наездов на пешеходов при ежегодном росте общего числа ДТП;

- такие общегородские магистрали как пр. К.Маркса, улицы: 10 лет Октября, Маяковского, и Ленина отличаются повышенной опасностью для пешеходов;

- между числом наездов на пешеходов и числом конфликтов вида “транспорт - пешеход“ имеется прямая зависимость;

- основными факторами опасности в зоне уличных пешеходных переходов являются: не выполнение водителями обязанности уступать дорогу пешеходам, опасный выход пешеходов на проезжую часть дорог перед приближающимся автомобилем; дефекты в размещении и обустройстве переходов.

Библиографический список

1. Симуль М.Г. Эффективность средств организации движения пешеходов /Материалы второй межрегиональной научно-практической конференции (г. Сургут, 2 апреля 2010) -Омск, СибАДИ, 2010. - С.153-157.

2. Симуль М.Г., Рябоконь Ю.А. О соблюдении водителями правил проезда пешеходных переходов в городе// Автотранспортное предприятие. - 2011. - № 3.

- С. 48 - 50.

3. ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

CONFLICT SITUATIONS AND ROAD ACCIDENT RATE WITH THE PARTICIPATION OF THE PEDESTRIANS ON THE URBAN MAINS

Yu.A. Ryabokon, M.G. Simul

In the article the analysis of accident rate with the participation of pedestrians on the basic urban mains is given Omsk for 2005 - 2010 yr., and also results of experiment regarding the number of conflict situations on the pedestrian passages of the mains in question. The brief procedure of an experimental study of conflict situations is given.

Рябоконь Юрий Антонович, к.т.н., доц., заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» СибАДИ, г. Омск, направление научных исследований: различные вопросы обеспечения безопасности движения, количество публикаций - 52.

Симуль Мария Геннадьевна, старший преподаватель кафедры «Организация и безопасность движения» СибАДИ, г. Омск. Направление научных исследований: оценка эффективности средств и методов организации дорожного движения, количество публикаций - 13. E-mail: simul79@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.