Научная статья на тему 'КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ'

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
467
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / КОНФЛИКТ / ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ахмадуллин Ильдар Равильевич, Низамова Аида Ханифовна

В статье рассматривается проблема отношений между поколениями в условиях цифровой революции и изменившихся систем коммуникации между людьми. С развитием технологий и прогресса молодые когорты все больше социализируются самостоятельно через интернет и социальные сети. Свободный доступ к любой информации, fake новости, и просто неприемлемый контент усугубляют и без того сложные взаимоотношения поколений. С появлением интернета и социальных сетей конфликт отцов и детей переместился и в виртуальную жизнь. Это несет новые вызовы, требующие своего осмысления, что и обусловливает актуальность заявленной темы и цель работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONFLICT OF GENERATIONS THROUGH THE PRISM OF SOCIAL NETWORKS

The article deals with the problem of relations between generations in the context of the digital revolution and the changed systems of communication between people. With the development of technology and progress, young cohorts are increasingly socializing on their own through the Internet and social networks. Free access to any information, fake news, and simply unacceptable content - exacerbate the already difficult relationship between generations. With the advent of the Internet and social networks, the conflict between fathers and children has moved into virtual life. This brings new challenges that require their own reflection, which determines the relevance of the stated topic.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ»

УДК 316.77

Конфликт поколений через призму социальных сетей

Ахмадуллин И.Р.

Кандидат социологических наук,

доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Казанского национального исследовательского технологического университета

Низамова А.Х.

Старший преподаватель кафедры водоснабжения и водоотведения Казанского государственного архитектурно-строительного университета

В статье рассматривается проблема отношений между поколениями в условиях цифровой революции и изменившихся систем коммуникации между людьми. С развитием технологий и прогресса молодые когорты все больше социализируются самостоятельно через интернет и социальные сети. Свободный доступ к любой информации, fake новости, и просто неприемлемый контент усугубляют и без того сложные взаимоотношения поколений. С появлением интернета и социальных сетей конфликт отцов и детей переместился и в виртуальную жизнь. Это несет новые вызовы, требующие своего осмысления, что и обусловливает актуальность заявленной темы и цель работы.

Ключевые слова: поколение, молодежь, конфликт, возраст, социальные сети, интернет

Конфликт поколений является глобальной темой для дискуссий в человеческой истории. Основой являются свойства человеческой природы, выступающие скорее всего даже более значимой меняющейся силой истории, чем другие социальные противоречия.

Всесторонние теории конфликта людей разных возрастов озадачили большинство социологов и экспертов. Изначально в термин «конфликт поколений» не было заложено научного определения. Достаточно эффективной оказалась работа М. Мид «Культура и сопричастность» [1], в которой выявляется зависимость межпоколенных отношений от скорости научно-технического и социального прогресса.

Маргарет Мид обратила внимание на то, что при различном соотношении культурных традиций и новаций по-разному складывается взаимодействие между живущими в обществе поколениями людей. Это привело к развитию культуры по трем

направлениям: 1) постфигуративное - основанные на том, что подрастающее поколение перенимает опыт у старших; 2) кофигуративное - дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников; 3) префигуративное - дети учатся у родителей, а также родителям приходится учиться у своих детей. Культуры групп, которые ориентированы на предков и традиции, американский этнолог и назвала постфигуративными.

Префигуративный тип культуры подразумевает передачу культурного опыта от младшего поколения к старшему поколению. Данный тип межпоколенной коммуникации возникает в современном обществе и является результатом необычайно быстрого темпа социальных изменений. Простейший пример такой «перевернутой» коммуникации - освоение компьютера в одной семье [2, с. 98]. Сплошь и рядом бывает так, что «дети» гораздо быстрее осваивают новую технику, чем их родители, и родители

учатся у своих детей. Старшее поколение вынуждено учиться у младшего, если инновационные изменения происходят слишком быстро, тогда опыт, который усвоили старшие еще во времена своей молодости, перестает функционировать, даже пока взрослое поколение находится в своем расцвете. Скорость развития сейчас стала настолько быстрой, что прошлый опыт уже не только недостаточен, но часто оказывается даже вредным, мешая развитию и прогрессу.

Префигуративная культура опирается в первую очередь на будущее. Таким образом, ребенок сам определяет ответы на сущностные вопросы бытия. Молодое поколение несет такой опыт, которого никогда не было и не будет у старших. Эти изменения происходят каждые 15 лет, потому что мир меняется постоянно. Нельзя сказать, что конфликт между поколениями возник только сейчас. Этот разрыв между поколениями совершенно очевиден и ведет к тому, что жизненный опыт молодого человека сокращается на поколение, а воспроизведение его в отношении к своему чадо или к своим родителям понемногу исчезает. Теперь людям, чтобы реализо-вываться, нужно любыми способами предотвратить «разрыв поколений» и при этом не утрачивать основных качеств. И огромную роль в данных процессах играют социальные сети.

Социальные сети - субъективное пространство в представлениях современной молодежи. Социальные сети важны, так как снимаются многие барьеры, в том числе и социальные [3]. Первая социальная сеть возникла на закате 1990-х гг. в США. Она называлась «Live Journal», что в переводе с английского означает «живой журнал». Изначально он подразумевался как блог, а не социальная сеть, то есть там нельзя было общаться, можно было лишь читать и получать нужную информацию. Со временем в эту платформу добавились элементы коммуникации, и появилась возможность публиковать не только текст, но и взаимодействовать с другими людьми путем подписок, комментариев и т.д.

Проведенные исследования процесса возникновения межпоколенческих конфликтов в виртуальном пространстве на основе мониторинга ряда социальных сетей («Одноклассники» и «Вконтакте», «Instagram1» и пр.) позволили сделать следующие выводы:

- причинами межпоколенческих конфликтов в социальных сетях стали столкновения интересов субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Реагируя на ситуацию, человек действует в соответствии со своими взглядами и особенностями характера, и разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному. Впрочем,

1 Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.

это относится и к конфликтам в реальной среде. Специфика виртуальных конфликтов - это большие возможности скрыть свою личность, что усугубляет взаимоотношения людей. Пожилым поколениям сложно адаптироваться в виртуальной среде, поэтому они становятся более доверчивыми;

- конфликт внутри социальных сетей представляют собой особый вид конфликта. Специфика такого конфликта заключается в том, что происходит ослабление психологических барьеров, ограничивающих выход скрытых чувств и потребностей, которые заставляют людей вести себя в виртуальной среде так, как они обычно не поступают в реальной жизни.

Считается, что виртуальный конфликт возникает как следствие полиреальности человека. Родоначальником виртуальной психологии и одним из создателей российской школы виртуалистики является Н.А. Носов. Он трактует виртуальный конфликт как такой конфликт, где «источник самого конфликта находится не в той реальности, в которой протекает сам конфликт, и он не может быть разрешен за счет средств, принадлежащих той реальности, в которой он протекает» [4].

Представляется, что практически единственной допустимой стратегией поведения в конфликтной онлайн ситуации большая часть пользователей предпочитает стратегию прямой конкуренции. В ней представляется возможным удовлетворение потребностей лишь одной из сторон конфликта с «проигрышем» противоположной стороны. Объективный недостаток информации о собеседнике и ситуации конфликта неминуемо подводит «к особенному ряду критичности в комментариях, совмещающей в себе как практически полный отказ от адекватного восприятия написанного, так и многочисленные интерпретации происходящего с использованием неаргументированных суждений» [5].

Полученные результаты позволяют прийти к выводу о том, что личностная идентичность, а также стили межпоколенного поведения и стратегии поведения поколений имеют существенные отличия в условиях «социальная сеть» и «реальность». Необходимо отметить, что схема управления межпо-коленческими конфликтами в социальных сетях должна нести в себе функциональный характер, обусловливающий комплекс из социальных взаимоотношений, социально-эмоциональных элементов и воспитательно-межличностного, организационно-структурного и административно-силового способов; определено это в первую очередь возрастными отличиями.

В настоящее время офлайн общение переживает упадок. Интернет во многом заменил нам даже коммуникацию [6; 7]. Предшествующие поколения в детском возрасте в гораздо большей степени ком-муницировали: гуляли компаниями, общались и играли в подвижные игры. Постоянное взаимодей-

ствие с людьми способствовало тому, что ребенок приобретал навыки к маркированию личных границ собеседников, отношения к ним с уважением. Посредством тактильной коммуникации у человека воспитывается такое свойство, как тактильность, что, в свою очередь, формирует трепетное отношение к чувствам и эмоциям других людей, вырабатывает эмпатию. Когда коммуникация происходит посредством сети Интернет, личные границы становятся неосязаемыми. В офлайн-общении эмоции собеседников можно лицезреть наглядно, напротив - в социальных сетях непонятно, что в реальности происходит по ту сторону экрана. Возможно, потому более старшему поколению современная молодежь представляется бестактной и часто излишне прямолинейной, что, пожалуй, недалеко от правды [8].

Социальные сети оказывают значительное влияние на взаимоотношение поколений, их социализацию и приоритет полезности. В процессе исследования личностных особенностей уникальности пользователей социальных сетей невозможно исключить кейс о наличии определенных социально-психологических особенностей, «характерных представителям различных поколений, преломляющихся в феномене виртуальной идентичности» [9].

Поскольку анонимность в виртуальной среде чаще всего остается безнаказанной, а скорость распространения информации в социальных сетях представляет собой новый уровень развития конфликта поколений, потому разрыв становится более глубоким, вследствие чего происходит нивелирование опыта и ценностей старших поколений, что влечет за собой новые социально-гуманитарные вызовы с неизвестными последствиями. Это, в свою очередь, обусловливает значимость дальнейшего изучения столь интересного феномена.

Литература:

1. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения / под ред. И.С. Кон. - М.: Наука. -1988. - 429 с.

2. Рахмеева И.И., Золкин А.Л. Изменение содержания концепта «качество жизни» в цифровую эпоху. / Менеджмент в социальных и экономических системах: сб. статей XII Международной научно-практической конференции. / Под общ. ред. С.Д. Резника. - Пенза, 2020. - С. 97-100.

3. Морозов Е. Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети. - М.: АСТ, CORPUS, 2014. - 528 с.

4. Московская школа конфликтологии // Виртуальные конфликты / Под ред. Sedov Company. - URL: http://conflictmanagement.ru/virtualnye-konflikty

5. Конфликтология сфер социальной жизни: учеб. пособие / С.А. Сергеев [и др.]. - Казань: Казан. нац. исслед. технол. ун-тет, 2014. - 468 с.

6. Ахмадуллин И.Р. Прогрессивный подоходный налог как путь и метод восстановления социальной справедливости // Управление устойчивым развитием. - 2016. - № 5(06). - С. 57-60.

7. Ахмадуллин И.Р. Магистральные векторы развития бизнес-элиты: федеральный и региональный уровни // Управление устойчивым развитием. -2018. - № 1(14). - С. 35-39.

8. Фадеева М. Поколение Z или дети «тиктока»: чем может обернуться бездумное потребление контента. - URL: https://royalcheese.ru/education/ pokolenie-z-ili-deti-tik-toka-chem-mozhet-obernutsya-bezdumnoe-potreblenie-kontenta/

9. Кондрашихина О.А., Бадалова М.В., Терен-тьева А.И. Особенности личностной идентичности пользователей социальных сетей поколений Y и Z. - URL: https://cyberpsy.ru/articles/ identichnost-pokoleniya-y-z/https://cyberpsy.ru/ articles/identichnost-pokoleniya-y-z/

The Conflict of Generations Through the Prism of Social Networks

Akhmadullin I.R.

Kazan National Research Technological University

Nizamova A.Kh.

Kazan State University of Architecture and Engineering

The article deals with the problem of relations between generations in the context of the digital revolution and the changed systems ofcommunication between people. With the development oftechnology and progress, young cohorts are increasingly socializing on their own through the Internet and social networks. Free access to any information, fake news, and simply unacceptable content - exacerbate the already difficult relationship between generations. With the advent of the Internet and social networks, the conflict between fathers and children has moved into virtual life. This brings new challenges that require their own reflection, which determines the relevance of the stated topic.

Key words: generation, youth, conflict, age, social networks, internet

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.