Научная статья на тему '«Конфликт» поколений (1910-е гг. ): поэмы «Возмездие» А. Блока, «Капитаны» Н. Гумилёва'

«Конфликт» поколений (1910-е гг. ): поэмы «Возмездие» А. Блока, «Капитаны» Н. Гумилёва Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
209
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / поэтическое поколение / поэзия «Серебряного века» / символизм / «кларизм» / акмеизм / conflict / poetic generation / poetry of the “Silver Age” / symbolism / “clarism” / acmeism

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сипкина Нина Яковлевна

Цель: рассмотреть «конфликт» поколений поэтического течения русской литературы – символизма на примере поэм А. Блока «Возмездие» и Н. Гумилёва «Капитаны». Методы: сравнительно-исторический, теоретико-текстологический. Результаты: на основе изучения теоретических и литературоведческих статей, монографических исследований, биографических и мемуарных материалов о литературном процессе 1910-х годов (теоретические разногласия в поэтической школе символистов: статьи ведущих поэтов-символистов М. Кузьмина, Вяч. Иванова, А. Блока, В. Брюсова, Д. Мережковского, Н. Гумилёва), текстологического анализа поэм А. Блока «Возмездие» и Н. Гумилёва «Капитаны» исследовано, что «конфликт» поколений «позднего» символизма, «нового» акмеизма по истечении столетнего срока не имеет принципиальной важности. Поэты «Серебряного века» – «дети», выросшие из одной семьи – отечественной словесности, которые пошли каждый своим путём, обогащая нашу литературу новыми открытиями, пополняя её сокровищницу. Научная новизна: впервые на основе представленных методов исследован «конфликт» поэтического поколения 1910-х годов на примере сравнительного анализа поэм А. Блока «Возмездие» и Н. Гумилёва «Капитаны». Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности филологических направлений при изучении и исследовании истории русской литературы ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“CONFLICT” OF GENERATIONS (1910-ies): POEMS “VOZMEZDIE” BY A. BLOK, “CAPTAINS” BY N. GUMILYOV

Purpose: to consider the “conflict” of generations of the poetic current of Russian literature – symbolism on the example of the poems of A. Blok “Vozmezdie” and N. Gumilyov “Captains”. Methods: comparative-historical, theoretical-textual. Results: based on the study of theoretical and literary articles, monographic studies, biographical and memoir materials on the literary process of the 1910s (theoretical differences in the poetry school of symbolists: articles by leading symbolist poets M. Kuzmin, Vyach. Ivanov, A. Blok, V Bryusov, D. Merezhkovsky, N. Gumilyov), a textual analysis of the poems by A. Blok “Vozmezdie” and N. Gumilyov “Captains”, it is investigated that the “conflict” of generations of “late” symbolism, “new” acmeism after a hundred-year period not of fundamental importance. The poets of the “Silver Age” are “children” who grew up from one family – Russian literature, which each went their own way, enriching our literature with new discoveries, replenishing its treasury. Scientific novelty: for the first time on the basis of the presented methods, the “conflict” of the poetic generation of the 1910s was studied using the example of a comparative analysis of the poems by A. Blok “Vozmezdie” and N. Gumilyov “Captains”. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in the scientific and pedagogical activities of philological areas in the study and study of the history of Russian literature of the twentieth century

Текст научной работы на тему ««Конфликт» поколений (1910-е гг. ): поэмы «Возмездие» А. Блока, «Капитаны» Н. Гумилёва»

https://doi.org/10.29013/EJLL-19-4-68-73

Sipkina Nina Yakovlevna, Candidate of Philological Sciences, Senior Laboratory Assistant computer software and automated systems Khakass State University named after N. F. Katanova,

Abakan, Russia E-mail: sipkina.nina@yndex.ru

"CONFLICT" OF GENERATIONS (1910-ies): POEMS "VOZMEZDIE" BY A. BLOK, "CAPTAINS" BY N. GUMILYOV

Abstract

Purpose: to consider the "conflict" of generations of the poetic current of Russian literature -symbolism on the example of the poems of A. Blok "Vozmezdie" and N. Gumilyov "Captains".

Methods: comparative-historical, theoretical-textual.

Results: based on the study of theoretical and literary articles, monographic studies, biographical and memoir materials on the literary process of the 1910s (theoretical differences in the poetry school of symbolists: articles by leading symbolist poets M. Kuzmin, Vyach. Ivanov, A. Blok, V Bry-usov, D. Merezhkovsky, N. Gumilyov), a textual analysis of the poems by A. Blok "Vozmezdie" and N. Gumilyov "Captains", it is investigated that the "conflict" of generations of "late" symbolism, "new" acmeism after a hundred-year period not of fundamental importance. The poets of the "Silver Age" are "children" who grew up from one family - Russian literature, which each went their own way, enriching our literature with new discoveries, replenishing its treasury.

Scientific novelty: for the first time on the basis of the presented methods, the "conflict" of the poetic generation of the 1910s was studied using the example of a comparative analysis of the poems by A. Blok "Vozmezdie" and N. Gumilyov "Captains".

Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in the scientific and pedagogical activities of philological areas in the study and study of the history of Russian literature of the twentieth century.

Keywords: conflict, poetic generation, poetry of the "Silver Age", symbolism, "clarism", acmeism.

Сипкина Нина Яковлевна, кандидат филологических наук, старший лаборант кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия E-mail: sipkina.nina@yndex.ru

«КОНФЛИКТ» ПОКОЛЕНИЙ (1910-Е ГГ.): ПОЭМЫ «ВОЗМЕЗДИЕ» А. БЛОКА, «КАПИТАНЫ» Н. ГУМИЛЁВА

Аннотация

Цель: рассмотреть «конфликт» поколений поэтического течения русской литературы -символизма на примере поэм А. Блока «Возмездие» и Н. Гумилёва «Капитаны».

Методы: сравнительно-исторический, теоретико-текстологический.

Результаты: на основе изучения теоретических и литературоведческих статей, монографических исследований, биографических и мемуарных материалов о литературном процессе 1910-х годов (теоретические разногласия в поэтической школе символистов: статьи ведущих поэтов-символистов М. Кузьмина, Вяч. Иванова, А. Блока, В. Брюсова, Д. Мережковского, Н. Гумилёва), текстологического анализа поэм А. Блока «Возмездие» и Н. Гумилёва «Капитаны» исследовано, что «конфликт» поколений «позднего» символизма, «нового» акмеизма по истечении столетнего срока не имеет принципиальной важности. Поэты «Серебряного века» - «дети», выросшие из одной семьи - отечественной словесности, которые пошли каждый своим путём, обогащая нашу литературу новыми открытиями, пополняя её сокровищницу.

Научная новизна: впервые на основе представленных методов исследован «конфликт» поэтического поколения 1910-х годов на примере сравнительного анализа поэм А. Блока «Возмездие» и Н. Гумилёва «Капитаны».

Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности филологических направлений при изучении и исследовании истории русской литературы ХХ века.

Ключевые слова: конфликт, поэтическое поколение, поэзия «Серебряного века», символизм, «кларизм», акмеизм.

Ведение

В литературном мире России 1910-х гг. начал назревать «конфликт» поколений «серебряных» поэтов и их ведущей школы - символизма. Публикация статей М. Кузмина («О прекрасной ясности» // Аполлон, 1910, № 4), Вяч. Иванова («Заветы символизма» //Аполлон, 1910, № 8), А. Блока («О современном состоянии русского

символизма» // Аполлон, № 8, 1910), В. Брюсова («О речи рабской» // Аполлон, 1910, № 9), Д. Мережковского («Балаган и трагедия» // «Русское слово», 1910, № 211, 14 сентября), Н. Гумилёва «Теофиль Готье» // Аполлон, 1911, № 9) и др. свидетельствовала о нарушении целостности поэтической школы неоклассицизма. Литературная дискуссия имела позитивные

результаты - наметились перспективы развития отечественной поэзии. Например, Н. Гумилёв в статье «Теофиль Готье», выводя кредо французского поэта, утверждал будущие принципы нового литературного направления, подобному кузминскому «кларизму» - акмеизма: «...литература есть целый мир, управляемый законами, равноценными законам жизни» [1].

Результаты исследования

Создание поэмы «Возмездие» (1910) А. Блока - это время разгара борьбы поэтических поколений литературного течения символизма на «Парнасе «Серебряного века». Поэты были похожи на воинов, забрасывающих друг друга язвительными «стрелами». Например, А. Блок писал о враждебных позициях друг к другу вновь организованных, так называемых ответвлений в русской поэзии (акмеизм, футуризм и др.). Больше всего от Блока «на пряники» досталось акмеистам. Поэт утверждал, что «лозунгом» акмеизма «был человек, но какой-то уже другой человек, вовсе бесчеловечный, какой-то первозданный Адам» [2, С. 169]. В то же время, С. Маковский, поэт, критик, создатель журнала «Аполлон» в своих мемуарах замечал, что именно «в 1909-10-е годы (годы зарождавшего гуми-лёвского «Цеха поэтов» ) Блок сам разуверился в символизме и захотел, из «лиловых миров» , опустившись на землю, писать «пушкинским ямбом» [2, С. 169].

Как доказательство выше сказанного, звучит высказывание А. Блока, которое в чём-то роднит его с поэтическими принципами Н. Гумилёва: «Назад к душе, не только к «человеку», но и ко «всему человеку» - с духом, душой и телом, с житейским.» [3].

С. Маковский, закрывая глаза на все поэтические «игры», возводит русского поэта - А. Блока в высший ранг представителей русской поэзии двадцатого столетия, переросшего поэтические школы начала ХХ века: «Он изменил символизму, но именно ценой этой измены занял место наци-

онального поэта рядом с Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым» [2, C. 160].

Современная трактовка выражения «юность - это возмездие», взятое Блоком эпиграфом к поэме, усматривает «месть» молодого человека за несбыточные мечты-сказки детства, неприятие современного мира: «это возмездие к реальности как таковой» [4]. А. Блок волею судьбы с самого рождения был разлучён со своим отцом, но, похороны, посмертная близость к отцу потрясли поэта, что и послужило творческим всплеском к написанию поэмы «Возмездие». В автобиографии, опубликованной в 7 томе Полного собрания сочинений А. Блока, мы читаем: «Отец мой, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета, по кафедре государственного права; он скончался 1 декабря 1909года... Я встречался с ним мало, но помню его кровно» [5].

1910 год, год задумки поэмы, был ознаменован редким космическим явлением - появлением на земном небосклоне кометы Галлея, которая впервые за многотысячелетнее её изучение была запечатлена на фотоснимке. Блок не остался в стороне от этого загадочного явления - интерпретировал его, используя явление кометы как символ недоброго предчувствия: « Ты нам грозишь последним часом, /из синей вечности звезда!.. /Но гибель не страшна герою, пока безумствует мечта!» [6, C. 228].

Поэма «Возмездие», подобна комете Галлея, распустила свой огненно-ослепительный шлейф на миллионы миль, завладевая душами читателей. Динамику поэмы определяет её ритмический рисунок, который гармонирует с ритмом начала двадцатого столетия: «И с гневом - юность и свобода, /Как в каждом дышит дух народа... /Алмаз горит издалека - / Дроби, мой гневный ямб, каменья...» [7, с. 302-303].

В «Возмездии» звучит характеристика, в нашем устоявшемся сознании «золотого», но по Блоку - «железного», «жестокого» XIX века: в этом времени властвуют «умозрительные поня-

тия», «матерьялистские малые дела», «экономические доктрины», «буржуазные богатства», «растущее незримое зло». Наступивший ХХ век получил ещё более зловещую характеристику: здесь развивающаяся техническая цивилизация «сжирает» всё на своём пути. В поэме Блок преследует и личные мотивы: либеральная атмосфера дома матери поэта, дочери учёного, ректора Петербургского университета. Художественный образ отца, ворвавшегося в мирное семейство, по своим чертам схож с главным героем романа «Евгений Онегин» А. Пушкина. По А. Блоку -его отец в молодости - это «человек, похожий на Байрона, с какими-то нездешними порываниями и стремлениями, притуплёнными, однако, болезнью века, начинающимся fin de siecle» [7]: «Всё было для него не шуткой, / Ему лишь было втайне жутко: / Он, утверждая, отрицал.../ И утверждал он, отрицая». [7, с. 325-326]. У блоковского «Онегина» появилась и своя «Татьяна» (мать поэта), которая не сведущая в любовных играх, попалась в «когти» светского «денди»: «Он -жизнь, он - счастье, он - стихия... / Она - почти сошла с ума...» [7, с. 325-326].

«Онегинская» история осовременивается, девушка выходит замуж, но конец любовного романа более печален: «Татьяна» покидает возлюбленного: «Что с ней? Как стан прозрачный тонок! / Худа, измучена, бледна... / И на руках лежит ребенок...» [7, с. 325-326].

Г. Струве, ровесник по поколению А. Блока, поэт, критик, литературовед в книге «О четырёх поэтах: Блок, Сологуб, Гумилёв, Мандельштам» (1981), анализируя поэму «Возмездие», отмечает её лирический напор в сочетании с реалистическим наполнением. По мнению литературоведа, «Возмездие» представляет крайнюю точку выхода Блока «из себя» - в реальную жизнь. «Из своего уединения, из мира своих «цыганских снов» Блок тянется в это время к «житейскому» [8].

Поэма перемежается монументально-историческими и бытовыми зарисовками. В тексте

поэмы происходит «расшатывание» стиля - появляются элементы: сказа («В те годы дальние, глухие, /В сердцах царили сон и мгла»), ораторского монолога - монументальное описание Санкт-Петербурга («Был Петербург ещё грозней»), лирического излияния («Япомню, так и я, бывало,/ Летал с тобой, забыв весь свет ... ») [7, С. 329], натурализма, с использованием просторечий: («И встретившись лицом с прохожим, / Ему бы в рожу наплевал, / Когда б желания того же / В его глазах не прочитал») [7, С. 330].

В «Возмездии» прошлое совмещается с настоящим: («Сон, или явь): чудесный флот, / Широко развернувший фланги, / Внезапно заградил Неву./ И Сам Державный Основатель / Стоит на головном фрегате» ...) [7, С. 330], а реалистические и символические образы (эпизод, связанный с похоронами отца) ввергают в сомнение душу поэта: «А ночь стоит, стоит в окне.) / И мыслит сын: «Где ж праздник Смерти? Отцовский лик так странно тих...» [7, С. 338].

В. Ходосевич, активный участник литературного процесса 1910-х гг., вспоминая об А. Блоке и Н. Гумилёве, определял значение их творческой деятельности для русской поэзии: «Последний год, в сущности, единственный год моего с ними знакомства, кончился почти одновременной смертью обоих. И в самой кончине их, в том потрясении, которое она вызвала в Петербурге, было что-то связывающее» [9].

Поэму «Капитаны» двадцатипятилетний Н. Гумилёв написал в Коктебеле летом 1909 года и впервые опубликовал в журнале «Аполлон» (1909, № 1). Позднее, она была напечатана в сборнике стихов «Жемчуга» (1910). Книга вызвала положительную реакцию у коллег по поэтическому перу. В предисловие к «Жемчугам» В. Брюсов писал: «... он сам создаёт для себя страны и населяет их им самим сотворёнными существами: людьми, зверями, демонами» [10], а Вяч. Иванов предсказал, что «Гумилёв может пойти совсем по другому пути.» [11].

«Капитаны» состоят из четырёх глав-разделов, объединяющихся между собой конк-вистадорскими мотивами. Поэма посвящена романтикам - исследователям неизведанных земных миров. Отважные капитаны у Гумилёва, словно аргонавты мирового космоса, стремящиеся открыть новую звезду. Для поэта-конквистадора важна в его героях бесшабашная храбрость:

«Разве трусам даны эти руки, Этот острый, уверенный взгляд Что умеет на вражьи фелуки Неожиданно бросить фрегат?..» [12, С. 75].

Поэма «Капитаны» - дань великим мореплавателям, первооткрывателям новых земель нашей планеты («Гонзальво и Кук», «Лаперуз», «де-Гама», «Колумб») и героям-путешественникам известных мифов («Ганнон Карфагенянин», «князь Сенегамбий», «Синдбад-Мореход» «Улисс»). Художественный мир «Капитанов» напряженный, экзотически-красочный и сказочный: «С деревьев стекают душистые смолы... /Как будто не все пересчитаны звезды, / Как будто наш мир не открыт до конца!» [13, С. 76].

Как и в поэме Блока «Возмездие», содержание поэмы «Капитаны» отдано в «плен» бытовым зарисовкам: похождениям отважных мореплавателей на суше, ради которых, собственно и путешествуют «пленники» океана, но и на земле им нет покоя от морских происшествий фантастического характера («Что сразить морскую гидру /Может черный арбалет»).

В произведении обыгрывается легенда о «Летучем Голландце», тем самым вводится в поэму мифологический элемент. Автора влечёт история «Летучего Голландца», как символа гибели и трагедии. И в этом нам видится продолжение традиции ведущей поэтической школы «Серебряного века» - символизма. Да и сам Гумилёв и не отрекался от неё, а брал в свой

творческий багаж всё лучшее, что было завоёвано поэтами-символистами, что, в конце концов, и продолжало отечественную поэзию, выводило её к новым горизонтам: «И если в час прозрачный, утренний / Пловцы в морях его встречали, / Их вечно мучил голос внутренний / Слепым предвестием печали» [12, С. 78].

Н. Гумилёв обладал даром предвидения: мифологизируя исторические события прошлого, предугадывал трагические события будущего: «О том, что где-то есть окраина -/ Туда, за тропик Козерога! - / Где капитана с ликом Каина / Легла ужасная дорога. [12, С. 78].

Таким образом, поэма «Капитаны» - первая тропинка к будущему направлению - акмеизм, который, по убеждению Н. Гумилёва, должен был спасти отечественную поэзию и продолжить её славный путь.

Выводы. Творчество А. Блока и Н. Гумилёва помогло пережить отечественной поэзии 1910-х гг. «конфликт» поколения ведущей школы символизма. Лидеры поэзии «Серебряного века» выполнили своё основное предназначение: «похищенные у стихии и приведённые в гармонию звуки» [13] под их пером, превратились в слова, которые заставляют беспокоить души читателей.

Заключение. Прошло более ста лет со времён владычества поэзии «Серебряного века» и 98 лет со дня смерти А. Блока (7 августа 1921 г.) и расстрела Н. Гумилёва (26 августа 1921 г.), лучших поэтов удивительного времени. Поэзия двух десятилетий двадцатого столетия подобна симфоническому оркестру, где каждый поэт имеет свой голос, а вместе они исполняют божественную симфонию. И нам дорог каждый художник со своим творческим космосом. Все разногласия растворились в вековой истории, оставив мощное звучание их лир, бережно сохранённые в родном доме - русской литературы.

Список литературы

1. Гумилёв Н. «Теофиль Готье» //Аполлон. 1911.- № 9.

2. Маковский Сергей. На Парнасе «Серебряного века». Нью-Йорк: Орфей, 1986.- 340 с.

3. Блок А. А. Записные книжки, 1901-1920.- М.: Художественная литература,1965.- 686 с.

4. Эпштейн Михаил Энциклопедия юности / Михаил Эпштейн, Сергей Юрьенен.- М.: Издательство «Э», 2018.- 592 с.

5. Блок А. А. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 7.- М.,- Ленинград: Государственное издательство художественной литературы, 1963.- 544 с.

6. Блок А. А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников / Вступ. ст. и прим. Т. Н. Бед-няковой; Ил. Б. Б. Иовика.- М.: Правда, 1989.- 592 с.

7. Блок А. А. Собрание сочинений в 8 томах.- Т. 3.- М., Ленинград: Государственное издательство художественной литературы, 1960.- 718 с.

8. Gleb Struve: O Chetyrekh Poetakh. Sbomik statei Published in 1981 by Overseas Publications Interchange Ltd 40, Elsham Road, London W14 8HB, England.

9. Ходосевич В. Ф. О Блоке и Гумилёве // «День»,1926, 1 и 8 августа.

10. Брюсов В. Предисловие / Н. Гумилёва «Жемчуга».- М.: «Скорпион», 1910.

11. Иванов Вяч. Рецензия на книгу Н. Гумилёва «Жемчуга» / Вяч. Иванов // «Аполлон, 1910.

12. Гумилёв Н. Избранное / Сост., вступ. ст., коммент., лит.-биограф. хроника И. А. Панкеева; худож. С. Соколов.- М.: Просвещение, 1990.- 383 с.

13. Блок А. А. О назначении поэта: Речь, произнесенная в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина (21 февраля1921г). URL:http://dugward.ru/library/ pushkin/blok_o_naznachenii.html / (дата обращения 15 августа 2019 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.