Научная статья на тему 'КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт интересов / правовое регулирование / правовое воздействие / нормативные правовые акты / механизм правового регулирования / conflict of interest / legal regulation / legal impact / regulatory legal acts / mechanism of legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М.Г. Потапов, Е.П. Санин

В статье обозначены научно-теоретические и нормативно-правовые проблемы правового регулирования конфликта интересов. Обращено внимание на терминологический аппарат, который нуждается в уточнении, конкретизации, адекватном понимании. Сделан вывод, что правовое регулирование конфликта интересов в условиях неопределённости терминологического аппарата, несистемности (разрозненности) нормативных правовых актов, не имеет четкого механизма своей реализации. Следовательно, необходимо совершенствовать соответствующие термины, приводить в систему нормативные правовые акты по конфликту интересов и разрабатывать последовательные, логичные элементы механизма правового регулирования в борьбе с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — М.Г. Потапов, Е.П. Санин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT OF INTEREST: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

The article identifies scientific, theoretical and regulatory problems of legal regulation of conflicts of interest. Attention is drawn to the terminological apparatus, which needs clarification, specification, and adequate understanding. It is concluded that the legal regulation of conflicts of interest in conditions of uncertainty of the terminological apparatus, non-systematic (fragmented) normative legal acts, does not have a clear mechanism for its implementation. Consequently, it is necessary to improve the relevant terms, bring into the system regulatory legal acts on conflicts of interest and develop consistent, logical elements of the mechanism of legal regulation in the fight against corruption.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

М.Г. Потапов, канд. юрид. наук, канд. ист. наук, доцент Е.П. Санин, доцент

Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (Россия, г. Новосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-3-169-171

Аннотация. В статье обозначены научно-теоретические и нормативно-правовые проблемы правового регулирования конфликта интересов. Обращено внимание на терминологический аппарат, который нуждается в уточнении, конкретизации, адекватном понимании. Сделан вывод, что правовое регулирование конфликта интересов в условиях неопределённости терминологического аппарата, несистемности (разрозненности) нормативных правовых актов, не имеет четкого механизма своей реализации. Следовательно, необходимо совершенствовать соответствующие термины, приводить в систему нормативные правовые акты по конфликту интересов и разрабатывать последовательные, логичные элементы механизма правового регулирования в борьбе с коррупцией.

Ключевые слова: конфликт интересов, правовое регулирование, правовое воздействие, нормативные правовые акты, механизм правового регулирования.

Проблемы правового регулирования конфликта интересов обусловлены прежде всего вопросами понимания данных терминов и правовыми механизмами их реализации. Так, под правовым регулированием исследователи разумеют:

1) «.. осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями» [1];

2) «воздействие правовых норм и индивидуальных правовых предписаний на общественные отношения, обеспечивающее формальное равенство, равную свободу их участников» [2];

3) «процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм» [3];

4) «.. специфическая деятельности компетентных органов и лиц по организации общественных отношений путем установления норм права и принятия в необходимых случаях индивидуально-регламентирующих решений» [4];

5) «.. часть правового воздействия, выражающаяся в целенаправленном характе-

ре воздействии правовых регуляторов на общественные отношения, осуществляемая и обеспечиваемая со стороны специально управомоченных субъектов» [5];

6) «.. использование в практической деятельности системы правовых средств, инструментов, юридических механизмов для решения стоящих перед людьми задач»; «.. процесс целенаправленного воздействия системы правовых средств на общественные отношения» [6];

7) «.. элемент системы социального регулирования, обладающий свойствами, присущими всем элементам данной системы»; «.. упорядочение общественных отношений социальными регуляторами, осуществляемое в правовой сфере, то есть области социальной реальности, в рамках которой воссоздается образ порядка, сформулированный в нормативно-правовых актах государственной власти, основанный на социальных ценностях и представлении о справедливости как компромиссе между индивидуальным интересом и общественным благом» [7].

Сравнительный анализ приведенных определений правового регулирования показывает, что: 1) нет однозначного понимания правового регулирования, и это видно из разных терминов в этих определениях (воздействие правовых средств на

общественные отношения; воздействие правовых норм и индивидуальных правовых предписаний на общественные отношения; часть правового воздействия на общественные отношения; специфическая деятельность компетентных органов; 2) общими терминами в этих трактовках являются слова «воздействие правовых норм на общественные отношений». Однако, что понимается под «воздействием» норм права на общественные отношения; кто осуществляет такое воздействие и на кого или на что; о каких общественных отношениях идёт речь; каков механизм такого воздействия? При этом следует учитывать уровни правового регулирования: федеральный, региональный, муниципальный, корпоративный, и то, что: «Собственно государственное правовое регулирование - это регулирование, осуществляемое органами государства, государственными организациями и государственными должностными лицами. Данный вид правового регулирования является основным, определяющим, поскольку нормы позитивного права, с которых начинается правовое регулирование общественных отношений, устанавливаются преимущественно этой категории субъектов» [8]. В этой связи нельзя согласиться с исследователями Т.Б. Султановым и Р.Г. Юсуповым о том, «.. противоречий в представленных определениях нет» [9].

При всей неоднозначности или при всем многообразии понимания правового регулирования очевидно, что такое воздействие «включает» в том числе и нормы права, регулирующие конфликт интересов. Однако, понимание конфликта интересов, также нуждается в ряде уточнений, в том числе и по его субъектному составу, предмету регулирования и содержанию [10]. На наш взгляд, конфликт интересов представляет собой противоправные действия субъекта, направленные на удовлетворение его корыстных, незаконных потребностей, противоречащим, нарушающим нормы права с использованием своего служебного, должностного положения (статуса). При этом нормы права, регламентирующие конфликт интересов, должны

предусматривать юридические механизмы предупреждения такого рода конфликта, выявления и привлечения изобличённых в этом деянии лиц к ответственности.

Однако, правовая регламентация конфликта интересов предусматривается несколькими нормативными правовыми актами: законами, указами, постановлениями правительства, ведомственными приказами, и в которых есть положения, нуждающиеся в конкретизации. Так, в частности, ст. 11 ФЗ от 25.12.2008 №273 «О противодействии коррупции» нуждается в понимании так называемое «указанное лицо», и её обязанность принимать «меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов» [11].

В Указе Президента РФ от 19.05.2008 N 815 "О мерах по противодействию коррупции" говорится о Совете при Президенте РФ по противодействию коррупции, его задачах, структуре и компетенции. Однако, о каких-либо мерах борьбы с коррупцией в этом указе речь не идёт [12].

В п. 3 Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2005 N 656, определяется термин «личная выгода» как выгода, не являющаяся материальной выгодой, выразившаяся в достижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода не привела к получению материальной выгоды» [13]. Что же понимать под очевидной личной выгодой?

Таким образом, правовое регулирование конфликта интересов в условиях неопределённости терминологического аппарата, несистемности (разрозненности) нормативных правовых актов, не имеет четкого механизма своей реализации. Следовательно, необходимо совершенствовать соответствующие термины, приводить в систему нормативные правовые акты по конфликту интересов и разрабатывать последовательные, логичные элементы механизма правового регулирования в борьбе с коррупцией.

Библиографический список

1. Алексеев С.С. Теория права. - М.: БЕК, 1995. - 209 с.

2. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. - М.: Юристь, 2001. - 810 с.

3. Борисов А.Б. Большой юридический словарь. - М.: Книжный мир, 2010. - 560 с.

4. Проблемы теории государства и права: учебник / А.В. Краснов, Г.Ю. Носаненко,

H.Н. Рыбушкин, А.В. Скоробогатов. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 177 с.

5. Палеха Р.Р. Право, правовое регулирование, правовое воздействие: интегративный подход / Правовое регулирование: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Правовое регулирование: история и современность» (29 апреля 2021 г.). Сборник статей / Отв. ред. Г.Ф. Гараева, В.В. Ковалева; СКФ ФГБО-УВО «Российский государственный университет правосудия». - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2022. - 78 с.

6. Васильева Н.В. Категория «Правовое регулирование» в понимании отечественных юристов // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - №2. - С. 111.

7. Васильева Н.В. Юридические и неюридические средства в системе правового регулирования. Автореф. канд. юрид. наук. - Омск, 2014. - С. 14.

8. Анохин А.Н. Проблемы понимания системы правового регулирования как формы воплощения идеи самоуправления народа // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. - 2016. - Т. 2 (68). №2. - С. 4.

9. Султанов Т.Б., Юсупов Р.Г. О толковании термина «правовое регулирование» // Вестник Института права БашГУ. - 2020. - № 3 (7). - С. 17.

10. Потапов М.Г. Конфликт интересов: проблемы определения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 10-3 (73). - С. 162-164.

11. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии коррупции» // СПС «Консультант Плюс».

12. Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 «О мерах по противодействию коррупции» / СПС «Консультант Плюс».

13. Постановление Правительства РФ от 07.11.2005 N 656 (ред. от 29.12.2016) «Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» / СПС «Консультант Плюс».

CONFLICT OF INTEREST: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

M.G. Potapov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor E.P. Sanin, Associate Professor

Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute named after General of the Army

I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The article identifies scientific, theoretical and regulatory problems of legal regulation of conflicts of interest. Attention is drawn to the terminological apparatus, which needs clarification, specification, and adequate understanding. It is concluded that the legal regulation of conflicts of interest in conditions of uncertainty of the terminological apparatus, non-systematic (fragmented) normative legal acts, does not have a clear mechanism for its implementation. Consequently, it is necessary to improve the relevant terms, bring into the system regulatory legal acts on conflicts of interest and develop consistent, logical elements of the mechanism of legal regulation in the fight against corruption.

Keywords: conflict of interest, legal regulation, legal impact, regulatory legal acts, mechanism of legal regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.