Научная статья на тему 'КОНФЛИКТ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ: ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОНЦЕПЦИИ'

КОНФЛИКТ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ: ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОНЦЕПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
210
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДЕЗИДЕНТИФИКАЦИЯ / РАЗИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНФЛИКТ / МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТ ЭТНИЧЕСКИХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич, Курбатов Владимир Иванович

В статье показано, что в современном обществе одной из интеграционных тенденций является усложнение социальной динамики, в том числе трансформация идентичности индивидов и социальных групп. Трансформация идентичности, опирающаяся на различные социокультурные, исторические, этно-национальные, религиозные и другие ценностные предпосылки, являясь противоречивым и многоуровневым процессом, выражается в репертуарах многих социальных ролей, проявляется в символическом стиле, в коммуникативном дискурсе, в моделях поведения, в опыте прошлого, в различном восприятии и понимании вызовов существующего бытия, которая под влиянием глобализации, модернизации и урбанизации выявляет различные формы совместимости и несовместимости идентичностей. В статье выделяются и анализируются следующие концепции конфликта идентичностей: концепция множественных социальных ролей, множественных и гибридных идентичностей, концепция внутриличностного конфликта идентичностей, концепция конкуренции идентичностей, концепция конфликта этнических идентичностей, концепция конфликтов идентичности как процессов дезидентификации, разидентификации, неидентификации и разотождествления. Показано, что конфликты идентичности проявляются на индивидуальном, внутригрупповом, межгрупповом и социальном уровнях и могут привести к деструктивным последствиям, вплоть до открытой конфронтации. На индивидуальном внутриличностном уровне конфликт идентичности может проявляться в виде конфликта «Иной - Другой» и быть результатом конфликтов дезидентификации и разидентификации, возникающих в результате ослабления или прекращения идентификации с социальной группой на основе столкновения и противостояния тех или иных идентификационных признаков. Межгрупповые конфликты идентичностей, чаще всего конфликты этнических идентичностей, имеют свои предпосылки и причины в виде непосредственной территориальной близости проживания, неудовлетворенности реформами и представительства в органах власти, а также неспособности региональных властей обеспечить безопасность отдельных этнических групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY CONFLICT: FOREIGN RESEARCH CONCEPTS

The article shows that in modern society one of the integration trends is the complication of social dynamics, including the transformation of the identity of individuals and social groups. Transforming identity, based on various socio-cultural, historical, ethno-national, religious and other value prerequisites, being a contradictory and multi-level process, expressed in the repertoires of many social roles, manifests itself in symbolic style, in communicative discourse, in patterns of behavior, in experiences of the past, in different perceptions and understanding of the challenges of existing existence, which, under the influence of globalization, modernization and urbanization, reveal various forms of compatibility and incompatibility of identities. The article highlights and analyzes the following concepts of identity conflicts: the concept of multiple social roles, multiple and hybrid identities, the concept of intra-personal identity conflict, the concept of identity competition, the concept of conflict of ethnic identities, the concept of identity conflict as processes of disidentification, disidentification, non-identification and disidentification. It is shown that identity conflicts manifest themselves at the individual level, intragroup, intergroup and social levels and can lead to destructive consequences, up to open confrontation. At an individual intra-personal level, an identity conflict can manifest itself in the form of an “Other-Other” conflict and be the result of conflicts of disidentification and disidentification that arise as a result of weakening or cessation of identification with a social group based on a collision and confrontation of certain identification features. Intergroup conflicts of identities, most often conflicts of ethnic identities, have their own prerequisites and causes in the form of immediate territorial proximity of residence, dissatisfaction with reforms and representation in government, as well as the inability of regional authorities to ensure the security of certain ethnic groups.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ: ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОНЦЕПЦИИ»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

Конфликт идентичностей: зарубежные исследовательские концепции

Волков Юрий Григорьевич,

заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения ЮФУ, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»; научный руководитель Южно-Российского филиала ФНИСЦ РАН, Южно-Российский филиал ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский Социологический центр Российской академии наук», профессор Адыгейского государственного университета E-mail: ugvolkov@sfedu.ru

Курбатов Владимир Иванович,

доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, Южно-Российский филиал ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский Социологический центр Российской академии наук» E-mail: kurbashy@list.ru

В статье показано, что в современном обществе одной из интеграционных тенденций является усложнение социальной динамики, в том числе трансформация идентичности индивидов и социальных групп. Трансформация идентичности, опирающаяся на различные социокультурные, исторические, этно-на-циональные, религиозные и другие ценностные предпосылки, являясь противоречивым и многоуровневым процессом, выражается в репертуарах многих социальных ролей, проявляется в символическом стиле, в коммуникативном дискурсе, в моделях поведения, в опыте прошлого, в различном восприятии и понимании вызовов существующего бытия, которая под влиянием глобализации, модернизации и урбанизации выявляет различные формы совместимости и несовместимости иден-тичностей. В статье выделяются и анализируются следующие концепции конфликта идентичностей: концепция множественных социальных ролей, множественных и гибридных идентичностей, концепция внутриличностного конфликта идентичностей, концепция конкуренции идентичностей, концепция конфликта этнических идентичностей, концепция конфликтов идентичности как процессов дезидентификации, разиденти-фикации, неидентификации и разотождествления. Показано, что конфликты идентичности проявляются на индивидуальном, внутригрупповом, межгрупповом и социальном уровнях и могут привести к деструктивным последствиям, вплоть до открытой конфронтации. На индивидуальном внутриличностном уровне конфликт идентичности может проявляться в виде конфликта «Иной - Другой» и быть результатом конфликтов дезидентификации и разидентификации, возникающих в результате ослабления или прекращения идентификации с социальной группой на основе столкновения и противостояния тех или иных идентификационных признаков. Межгрупповые конфликты идентичностей, чаще всего конфликты этнических идентичностей, имеют свои предпосылки и причины в виде непосредственной территориальной близости проживания, неудовлетворенности реформами и представительства в органах власти, а также неспособности региональных властей обеспечить безопасность отдельных этнических групп.

м Ключевые слова: идентичность, дезидентификация, разиден-

££ тификация, социальные роли, интеграция, конфликт, межгрупповой конфликт, конфликт этнических идентичностей.

сэ

см

03

Одним из трендов современного сложного полиэтнического общества выступает интеграция, которая является триггером разных сторон социальной динамики, в результате чего существенно трансформируется идентичность агентов интеграции. В соответствии с тем, что трансформирующаяся идентичность агентов интеграции, является многофакторным и многоуровневым процессом и основывается на различных ценностных основаниях, одним из последствий указанного интеграционного процесса являются различные формы совместимости и несовместимости идентичностей агентов интеграции вплоть до конфликта идентичностей, который реализуется на разных уровнях и проявляется в многообразных разновидностях.

Идентичность имеет множество функций и, прежде всего, это способ фиксации своих отношений с другими, который определяет желательные и нежелательные образы, тем самым формируя паттерны отношений в обществе. Она выступает в виде своеобразного индивидуально-личностного и социально-массового навигатора ценностей, оценок и поведенческих маркеров. При этом, идентичность не является моно-каче-ством индивида, а выступает в виде постоянно пополняемого и изменяющегося репертуара индивидуальных, групповых и социальных ролей, а именно, ролей индивидуально-личностных, семейно-бытовых, поведенческих, социальных, национальных, государственно-гражданских, экономико-хозяйственных, профессиональных, политико-идеологических, социокультурных и религиозных. Указанные роли могут конкурировать между собой, но в целом составляют некоторое, порой противоречивое многоуровневое и многослойное единство, имея общую стилистику, символическое выражение, проявление в коммуникативном дискурсе, паттернах поведения, общее переживание прошлого (истории) и настоящего (современная реальность), неся в себе социальные травмы, осмысление потерь и вызовы наличного бытия.

Изучение конфликта идентичностей является практической и теоретической исследовательской задачей, дающей возможность более полноценно представлять себе интеграционные процессы в сложном, динамически развивающемся обществе.

Социальная практика показывает, что конфликт идентичностей проявляется на разных уровнях социальной динамики и выражается в разнообразных формах и разновидностях, результаты изучения которых в зарубежных социальных и гуманитарных науках представляют достаточно обширный и показательный материал, представленный различными концепциями. Данный материал можно использовать для экспликации конфликта идентичностей в интеграционных процессах современного российского общества в сопоставительно-компаративном плане, в соответствии с чем, основная цель исследования в данной статье заключается в выявлении и анализе различных видов конфликта идентич-

ностей, которые стали предметом изучения разнообразных зарубежных исследовательских концепций.

Авторская гипотеза заключается в следующем: конфликт идентичностей в интеграционных процессах, происходящих в полиэтническом обществе, выражается в различных трансформациях социальной динамики, которая в отдельных случаях может иметь деструктивный характер, выражающийся в конфликте идентично-стей, обусловленных остротой внутренних конфликтов индивидов, возникающих при наличии у них бинарной или множественной гибридной идентичности, остроты конфликтов процессов дезидентификации и разиден-тификации, в результате ослабления или прекращения идентификации индивидов с группой, а также формами, интенсивностью и степенью остроты столкновений и противостояния идентификационных признаков различных социальных групп.

Методология исследования связана с тем, что конфликты идентичностей исследуются, исходя из концептуальных парадигм неореализма, конструкционизма, постконструктивизма, примордиализма и инструментализма. С точки зрения неореализма вероятность конфликта идентичностей повышается по мере поляризации отношений агентов взаимодействия, нарушения баланса распределения полномочий в государстве и обществе. С точки зрения неореалистов, роль идентичности в государстве, как воздействующая на социальную динамику, должна игнорироваться, поскольку, встроена в социальную динамику и является ее проявлением, на что, например, указывал еще такой исследователь, как Ф. Краточвил. Конструктивизм признает важность идентичности, в соответствии с чем идентичность конструируется акторами, правда идентичность трактуется как фиксированная и неизменная, в соответствии с чем, согласно М. Барнету, Д. Бодужеку, Т. Хопфу, Д. Вилмон-ту и другим исследователям, идентичность уже существует до того, как возникают и развиваются социальные отношения. Постструктурализм для анализа конфликта идентичностей использует подход дискурсивных практик для их так называемой лингвистической конструкции. В этом плане, согласно Д. Кэмбеллу, Л. Хансену и другим исследователям идентичность, равно как и конфликт идентичности трактуется как конструкт, который воспроизводится в дискурсе [1].

Инструментом анализа конкуренции и конфликтов идентичностей, в частности, идентичностей этно-нацио-нальных, выступают методологические концепций примор-диализма и инструментализма. Примордиализм - это аналитический подход при исследовании конфликта идентичности, основанный на том конфликтное взаимодействие трактуется как «естественно запрограммированное», иррациональное, обусловленное врожденными различиями между, например, этническими группами. Это связано с тем с ксенофобией и проявляется в виде агрессии.

Инструменталистский подход трактует конфликт тех же этнических идентичностей как результат. Они полагают, что этническая принадлежность конструируется социально и инструментально, а не выводится из естественных различий между этническими группами. Сам же конфликт между этническими идентичностя-ми возникает как результат мобилизации, в том числе обеспечиваемыми пропагандой. В этом отношении этническая идентичность политизируется, становится пропагандистским ярлыком и манипулятивным продуктом. Подобная методология объясняют конфликт этнических идентичностей как такое человеческое поведение, в котором и субъект, и объект взаимодействуют в процессе, который приводит к построению и реконструкции когнитивных соответствующих структур. При этом подходе

идентичность зависит не только от разграничения между «нами» и «ими», но оно обусловлено множеством других переменных, таких как этническая культура, внутри-групповые отношения, внутригрупповая солидарность, межгрупповые отношения.

Обсуждение проблемы конфликта идентичностей вошло в исследовательский дискурс в конце 90-х годов прошлого века и это связано с работами Ф. Дукеса, Дж. Бэртона, Й. Галтунга и Дж. Ротмана и оно связано с рассмотрением коллективной идентичности как одной из базовых потребностей человека. По Дж. Бэрто-ну конфликт идентичностей возникает при возможности ущерба культурной идентичности, что является угрозой его безопасности. С точки же зрения Дж. Ротмана конфликты идентичностей своей причиной имеют психику людей и их основные убеждения, которые базируются на их культуре, традициях, истории, религиозных ценностях. Острота конфликта идентичностей нарастает, поскольку они выступают как угроза базовым потребностям людей. Разрешение конфликтов идентичностей должно идти путем диалога участников конфликта относительно их потребностей и ценностей. По мнению Й. Галтунга конфликт идентичностей чаще всего выявляет противостояние, трансформируюзееся в насилие, в котором он выделяет социальное насилие, культурное насилие, структурное насилие, прямое и непрямое насилие, сталкивающее между собой людей, социальные и этнические группы, общественные объединения, социальные структуры и регионы [2].

Согласно концепции конфликта идентичностей как конфликта репертуара социальных ролей, условно говоря, конфликты идентичностей можно подразделять на следующие разновидности: внутриличностные конфликты идентичностей, внутри групповые конфликты и межгрупповые конфликты, хотя все они отражают несоответствие между ценностями, убеждениями, нормами и требованиями, присущими индивидуальной и групповой идентичности. Исследователи, например, Т. Брох, П. Вильемаер, Дж, Дионна, Ф. Клемент, Д. Сандер, Э, Фехр С. Шварц, указывают на то, что при исследовании конфликта идентичностей необходимо акцентировать внимание на эмоциональной стороне дела [3].

Это связано с тем, что идентичность индивида как правило является двойной (бинарной) и даже множественной, что обусловлено множеством его социальных ролей. Западные исследователи в исследовании конфликта идентичностей акцентируют свое внимание на конфликтной взаимосвязи между различными социальными идентичностями. Это рассматривается на примерах бинарной расовой идентичности, основанной на межрасовом взаимодействии в основном сосредоточены на взаимодействии между белыми и цветными людьми. В таком случае социальная идентичность индивида является гибридной, что часто вызывает внутренне беспокойство и дискомфорт, по крайней мере это связано с внутренним противоречием, являющимся основанием противоборства идентичностей. На это указывают такие исследователи, как Р. Ашмор, С. Гартнер, М. Го-словска, Дж. Довидио, К. Дьюкс, К. Каваками, Р. Крисп, Т. Мак-Лафлин и другие [4].

Согласно такому подходу основой конфликта иден-тичностей является конфликтная личность, вернее, личность, имеющая бинарную (гибридную) или множественную идентичность, домены внутренней идентичности которой являются противоречивыми, основывающиеся на конфликте различных дифференциально стереотипных социальных и расовых идентичностях, которые конкурируют между собой. Это, по мнению таких исследователей, как Дж. Аронсон, М. Лустина, М. Салиман,

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

со

I_

u

CM CO

С. Стиил и других, активируют различные социальные, расовые, идентичности, бисексуальные и иные эмоциональные грани самосознания. В соответствии с этим, возникает многогранная самооценка, преодолевающая стереотипные самоощущения [5].

Подобный подход анализа противоречивости индивидуальной идентичности показывает, что идентичность индивида состоит из множества компонентов, причем некоторые компоненты воспринимаются как более важные, чем другие, при этом у индивида формируется современное гибкое саморелевантное мышление с множественной идентичностью. Подобная противоречивая идентичность формируется в пределах одной социальной сферы, при этом наличие нескольких отдельных идентичностей, совместно используются в нескольких социальных доменах, которые активируются одновременно и оказывают существенное влияние на паттерны социального поведения.

Концепция внутриличностного конфликта идентичностей часто реализуется в форме конфликта «Иной -Другой». Как показывают современные исследования, идентичность становится нормативным элементом индивидуального и группового самосознания, выражающего отношения ко всему тому, что является «другим», «чуждым или чужеродным», «инаковым». Как отмечают современные зарубежные исследователи, такие как Р. Зоэттл, С. Лорнц, М. Хоровиц и другие указанные социальные качества проявляются в формировании негативных стереотипов и межгрупповой конкуренции. Соответственно, методология исследования отношений типа «Иной-Другой» является подходящим инструментарием для исследования внутриличностного и межгруппового конфликта идентичностей на основе различия ценностных оснований культуры, религии, традиций и формирования социальной конкуренции [6].

Концепция конкуренции идентичностей, лежащая в основе конфликта идентичностей, является частным случаем социальной конкуренции, которая соответственно порождает отношения соперничества и доминирования, Это связано с тем, что, как отмечают такие исследователи, как Х. Инэк, И. Лустик, Ф. Юнэл и другие, в социальной динамике в целом, а в частности в интеграционном процессе имеет место непрерывное перемещение различных социальных групп, в результате чего происходит соперничество за доминирование идентичностей, а по Дж. Зингеру и С. Блуку, доминирование идентичности проявляется как нарратив, согласно которому происходит интерпретация событий, истории и всего того, что противоречит исходным установкам, при этом, объектом интерпретации часто являются исторические мифы, на основе чего формируется новый нарративный дискурс, который способствует с одной стороны солидаризации своего сообщества и противостоянию другим сообществам. Такой новый нарративный дискурс формирует представление о доминировании и исключительности, что естественно порождает конфликты идентичностей и, как отмечает М. Берзонски, выражается в соответствующем конструировании социального мира в виде конфликтного взаимодействия [7].

Конфликт и конкуренция идентичностей, как отмечают такие исследователи как М. Бревер, В. Гарднер, С. Мак-Гарти, П. Оэкс, Д. Тюрнер, С. Хаслам и другие реализуется как процесс, механизмы которого связано с нормами внутригруппового и межгруппового поведения. Исследователи отмечают, что эскалация конфликта связана с обострением противоречий указанных норм и нормативных стандартов. Групповые нормы сильно влияют на индивидуальное поведение, способствуя соответствию групповым ценностям и ожиданиям. Это свя-

зано с тем, что члены групп мотивированы быть ценными членами такой группы и, что характерно, по мере усиления групповой идентификации индивиды, связанные с группой все более и более, как отмечают У. Вуд, П. Кристиансе, Д. Матц и Х. Ротбергер, склонны принимать нормы поведения группы [8].

Поведение индивида определяется разными факторами. Одни из них, это нормы внутригруппового поведения и нормы межгруппового поведения, далее, это связано с тем, что имеет место смягчение групповых норм, в связи с тем, что для группы и для индивида в той или иной степени важна социальная норма. На это указывают такие исследователи, как Д. Абрамс, М. Ве-зерел, С. Кочрейн, М. Хогг и Дж Тернер. Соответственно, групповая идентичность зависит от групповых норм и от группового сплочения, что усиливается или ослабляется под воздействием социальных норм, на что указывал также и С. Шварц [9].

Концепция конфликта этнических идентичностей есть концепция межгрупповых конфликтов. В этой концепции конфликты трактуются чаще всего как следствие групповой эмоциональной реакции, основанной на групповой солидарности. Конфликт этнических идентичностей, как эмоциональная групповая реакция, проявляется в публичной деятельности, которая проявляется в оформлении групповой позиции, предъявлении претензий и требований. Конечно, эмоциональная составляющая имеет место в этническом противостоянии на уровне конфликта идентичностей, а именно, тревоги и страхи, обиды и реакция на несправедливость, являются предпосылками конфликтов. Сюда же можно включить эмоциональные групповые связи, эмоциональный фон групповой солидарности и традиционные моральные качества. В этом плане, как пишут такие исследователи, как Р. Баумайстер, Дж. Шапира, Д. Тайс, Д. Хоровиц и другие, нельзя не учитывать такие эмоциональные защитные механизмы, как этническую память, этническое самочувствие и ксенофобию, которая лежит в основании чувства конфронтации с «Другими» [10].

Рассмотрим и другие, а не только эмоциональные предпосылки и многообразные причины этнических конфликтов идентичностей. Предпосылками и причинами конфликта этнических идентичностей, как пишут такие исследователи, как К. Вайт, Дж. Дональд, Ф. Казелли, Э. Колеман, Г. Измайлов и другие, являются следующие факторы: во-первых, этнические группы должны проживать в непосредственной близости друг от друга, во-вторых, конфликт этнических идентичностей возникает в смешанной этнической общности внутри единого государства, и, в-третьих, конфликт этнических идентич-ностей основан на борьбе между различными этническими группами за свое представительство в социальных и государственных институтах, а значит, и за политическую власть и статус [11]. Чаще всего основанием конфликта является то, что этнические группы не удовлетворены реформами и не удовлетворены их представительством в органах власти. Как на предпосылку этнических конфликтов идентичностей такие исследователи, как Б. Благоевич и Д. Кэмбелл, указывают на религиозный фундаментализм и религиозный фанатизм, а также на то, что проявляется национализм. Это имеет место, как на идеологическом, так и на бытовом уровне и оказывает существенное влияние на межэтнические отношения. Еще одной предпосылкой является то, что национальные и региональные власти в ряде случаев не способны обеспечивать безопасность отдельных этнических групп, что возникает чаще всего как результат разложения и крушения имперской формы государственной власти [12].

Интеграция в полиэтническом обществе, как пишут такие исследователи, как Н. Самбанис и М. Шайо, усиливающая важность политических институтов и представительство в них разных этнических групп, усиливает значение их этно-национального статуса, что способствует усилению различий между этническими группами. Это является, по словам данных исследователей, «неизбежной платой за интеграцию» и способствует интенсификации конфликта этнической идентификации [13].

Национализм, как основная предпосылка возникновения и обострения конфликта этнических идентич-ностей является отдельной темой обсуждения, которой посвящены работы таких исследователей, как С. Асто-риан, У. Коннор, Д. Рэй, Дж. Эстебан [14]. К числу факторов, обостряющих конфликт этнических идентичностей относятся вопросы межгруппового взаимодействия, являющиеся результатом несправедливого решения геополитических проблем, а также проблемы практической реализации правовой и политической справедливости. Этнические конфликты наиболее вероятны в тех государствах, в которых этнические сообщества не имеют достаточного реального представительства в государственных и политических институтах, либо такие представительства недостаточно пропорциональны, что воспринимается как нарушение принципов социальной справедливости.

Конфликт этнических идентичностей могут иметь различные последствия, в частности, это может быть этническое соглашение, этническое разделение, этническое противостояние, этническая война, при этом, как отмечают такие исследователи, как М. Браун, Р. Джэксон, К. де Неверс, Д. Удьяк и другие, этнические соглашения выражаются в том, что достигаются новые конституционные договоренности или компромисс о мирном разделении территориальных проблем, в то время, как этническая война представляет собой острое, чаще всего вооруженное противостояние с преобладанием нестабильности, безвластия и даже анархии. При этом, борьба некоторой этнической группы за свои права обычно реализуется на фоне массового нарушения прав людей [15].

Среди причин, которые способствуют возникновению и обострению конфликтов этно-национальных идентичностей, следуя таким исследователям, как С. Олзак и Дж. Нейджл, можно выделить процесс урбанизации и индустриализации общественной жизни, что выражается в переселении в города различных этнических сообществ и это естественно существенно обостряет конкуренцию, как за рабочие места, так и за другие социальные преференции [16].

Концепция имагологии как конфликта инокультурных образов характеризуется тем, что этническая конкуренция и отношения соперничества и доминирования идентичностей обобщенно эксплицируются в исторической имагологии, связанной с исследованием проблем национальных и инокультурных образов, а также формированием и функционированием так называемых «имаго-типов». Данное понятие было введено М. Фишером, как общая характеристика инокультурного образа. В дальнейшем понятие «имаготипа» было дополнено понятиями «имагема» и «имаготема», фиксирующими образ «Другого», как диаметрально противоположной самости. Эти понятия были введены и проанализированы Ж.-М. Муром, Х. Дисеринком, Д. Пэжо и М. Свидерской, как основа для конфликта идентичности, что выступает основой для ксенофобии, негативных стереотипов, агрессивного национализма, религиозного фанатизма, что выражается в демонизации образа «Другого», дегуманизации отношений, страхах и насилии [17].

Концепция конфликта идентичностей, как процессов дезидентификации, разидентификации, неидентификации и разотождествления выражается в том, что как отмечают такие исследователи, как Дж. Батлер, Дж. Беккер, М. Верхль и другие, дезидентификация -это активное дистанцирование индивида, отказ от идентификации с группой. Это выражение конфликта индивида с групповыми ценностями и нежелание идентифицировать себя с групповыми идентификационными признаками. При этом, дезидентификации реализуется посредством разидентификации как вытеснения и подавления индивидом всех или части общих с соответствующих идентификационных признаков и неидентификации в соответствии с чем неидентифицированные члены группы чувствуют себя противоположными группе и не хотят идентифицировать себя с этой группой [18].

Основой подобных процессов является прежде всего разотождествление. Разотождествление - это отсутствие или прекращение отождествления, возникающее на основе утраты веры или доверия индивида к сложившимся, или возникшим ценностям группы, что означает прекращение идентификации индивида с группой. При этом, дезидентификация, как одна из разновидностей конфликта идентичностей, или конфликт, выражающийся разотождествлении индивида с группой, касается различных аспектов рассогласования социальных ценностей, в числе которых одновременное нежелание и/или неспособность индивида соответствовать идентификационным признакам группы. Разидентификация тоже является сложным процессом, включающим в себя переработку и переосмысление идентификационных признаков с группой. Исследователи отмечают, что в основе разидентификации лежит разотождествление индивида с группой, которое является духовной практикой.

Основные результаты исследования сводятся к следующим:

- выделены и проанализированы следующие концепции конфликта идентичностей: конфликт множества социальных ролей, концепция внутри-личностного конфликта идентичностей, концепция конкуренции идентичностей, концепция конфликта этнических идентичностей, концепция конфликта идентично-стей, как процессов дезидентификации, разидентификации, неидентификации и разотождествления;

- конфликты идентичностей выражают отражающие несоответствие между ценностями, убеждениями, нормами и требованиями, присущими индивидуальной и групповой идентичности, а также формами групповой солидаризации;

- конфликты идентичностей может иметь деструктивный характер, который выражается в конкуренции индивидов и социальных групп, а также в форме открытого противоборства;

- интенсивность конфликтов идентичностей обуславливается остротой внутренних конфликтов, возникающих при наличии у их агентов бинарной или множественной гибридной идентичности;

- на индивидном внутри-личностном уровне конфликт идентичности может проявляться в форме конфликта «Иной - Другой», как элемент индивидуального самосознания, основывающемся на групповом самосознании, выражающим отношение к «иным»;

- внутри-личностные конфликты идентичности являются также результатом конфликтов дезидентифи-кации, разидентификации и разотождествления, возникающих в результате ослабления или прекращения идентификации с социальной группой на основе ослабления, столкновения и противостояния тех или иных идентификационных признаков;

сз о

сг

0

1

—I

У

=Е СГ

со

I_

u

CM CO

— межгрупповые конфликты идентичности, чаще всего конфликты этнических идентичностей, имеют следующие предпосылки и причины: непосредственная близость проживания, исторические конфликты, религиозный фанатизм, влияние национализма на межэтнические отношения, неудовлетворенность реформами и не удовлетворенность представительством в органах власти, неспособность региональных властей обеспечить безопасность отдельных этнических групп;

— к числу факторов, обостряющих конкуренцию и конфликт этно-национальных идентичностей, относятся вопросы межгруппового взаимодействия;

— этнические конфликты идентичностей наиболее вероятны в тех государствах, в которых этнические сообщества не имеют достаточного реального представительства в государственных и политических институтах, либо такие представительства недостаточно пропорциональны, что воспринимается как нарушение принципов социальной справедливости.

Литература

1. Barnet, G., Boduszek, D., Wilmont, D. What works to change identity? A rapid evidence assessment of interventions // Journal of Applied Psychology. 2021. № 51 (5). — РР. 678—719.; Hopf, T. The Promise of Constructivism in International Relations Theory / T. Hopf // International Security. — 1998. — Vol.23. № 1. — Р.171 — 200. [Electronic resource]. — Mode of access: https:// www.jstor.org/stable/2539267?seq=1. — (Date of access: 19.06.2020).; Campbell, D. Writing Security: United States Foreign Policy and the Politics of Identity / D. Campbell. — Manchester: Manchester University Press, 1992. — 269 Р.; Hansen, L. View all authors and affiliations. 2019. Volume 38, Issue 3. — РР. 311—317. https://doi.org/10.1177/00108367030383010 р. 311 — 317; Kratochwil, F. The Embarrassment of Changes: Neo-Realism as the Science of Realpolitik without Politics / F. Kratochwil // Review of International Studies. — 1993. — Vol.19. № 1—63—80 Р.

2. Campbell, D. Writing Security: United States Foreign Policy and the Politics of Identity / D. Campbell. — Manchester: Manchester University Press, 1992. — 269 Р.; Hansen, L. View all authors and affiliations. 2019. Volume 38, Issue 3. — РР. 311—317. https://doi. org/10.1177/00108367030383010 р. 311—317.; Burton J., Dukes F. (eds.). Conflict: Readings in Management and Resolution. — London, 1990. — 292 Р.; Galtung, J. Peace by Peaceful Means: Peace, Conflict, Development and Civilization. L.1996. — 280 Р.; Rothman J. Resolving Identity-Based Conflicts. — San Francisco, 1997. — 224 Р.

3. Schwartz, S.H. Basic individual values: Sources and consequences // Handbook of Value, eds T. Brosch, D. Sander, F. Clément, J.A. Deonna, E. Fehr, P. Vuille-umier. Oxford: Oxford University Press. 2016. — РР.63— 84.

4. Ashmore, R.D., Deaux, K., McLaughlin-Volpe, T. An organizing framework for collective identity: Articulation and significance of multidimensionality. Psychological Bulletin. 2004. № 130. — РР.80—114.; Godowska, M. A., Crisp, R. J. (2014). How dual-identity processes foster creativity // Review of General Psycholog. 2004. № 18. — РР. 216—236.; Dovidio, J. F., Kawakami, K., Gaertner, S.L. Implicit and explicit prejudice and interracial interaction // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. № 82. — РР. 62—68.

5. Aronson, J., Steele, C.M., Salinas, M.F., Lustina, M.J. The effects of stereotype threat on the standardized test performance of college students // E. Aronson (Ed.), Readings about the social animal. 1998. -pp. 415-430.

6. Horowitz, M.C. Nationalism and Ethnicity: Cultural Nationalism // Encyclopedias almanacs transcripts and maps. Roycroft Press. The Columbia Encyclopedia, 6th ed. N.Y., 2017. - PP. 38-54.; Lorenz C.F.G. Representations of Identity: Ethnicity, Race, Gender and Religion. An Introduction to Conceptual History // Lorenz Ch., Berger S. (Ed.), The Contested Nation. Ethnicity, Religion, Class and Gender in National Histories. Houndsmill, 2008. - PP. 24-60.; Zoettl, P.A. Creating images, creating identity // Journal des anthropologues. 2012. № 15. - PP. 130-131. URL: http://journals.open-edition.org/jda/5093.

7. Berzonsky, M. Social-cognitive perspective on identity construction // Handbook of identity theory and research. Eds S.J. Schwaryz, K. Luyckx, V.L. Vognoles. New York, Springler, 2011. - PP. 55-77.; Lustick, I.A. User-Friendly Agent-Based Modeling Platform for Testing Theories of Political Identity and Political Stability // Journal of Artificial Societies and Social Simulation. 2002. Vol. 5, № 3. - PP. 163-181.; Singer, J.A., Bluck, S. New perspectives on autobiographical memory: The integration of narrative processing and autobiographical reasoning // Review of General Psychology, 2015. Vol. 5. - PP. 91-99.; Unal, F., Inac, H. The Construction of National Identity in Modern Times: Theoretical Perspective // International Journal of Humanities and Social Science. 2013. Vol. 3 No. 11. - PP. 223-233.

8. Brewer, M.B., Gardner, W. Who is this «We»? Levels of collective identity and self representations // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. № 71. - PP. 83-93.; Turner, J.C., Oakes, P.J., Haslam, S.A., McGar-ty, C. Self and collective: Cognition and social context // Personality and Social Psychology Bulletin. 1994. № 20. - PP. 401-454.; Christensen, P.N., Rothgerber, H., Wood, Watz, D.C. Social Norms and Identity Relevance: A Motivational Approach to Normative Behavior // Personality and Social Psychology Bulletin. 2004. № 30. - PP.1295-1309.

9. Abrams, D., Wetherell, M. S., Cochrane, S., Hogg, M. A., & Turner, J.C. Knowing what to think by knowing who you are: Self-categorization and the nature of norm formation, conformity and group polarization. British Journal of Social Psychology. 1990. № 29. - PP. 97119.; Schwartz, S.H. Normative explanations of helping behavior: A critique, proposal, and empirical test. Journal of Experimental Social Psychology. 1973. № 9. -P.P. 349-364.

10. Baumeister, R., Shapira, J.P., Tice, D. Two kinds of identity crisis // Journal of Personality. 1985. № 53(3). -PP. 407-424.; Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley: University of California Press, 1985. - 720 P.

11. Caselli, F. On the theory of ethnic conflict // Nation bureau of economic research. Massachusetts Avenue Cambridge. 2006. - PP. 121-136.; Coleman, E.B., White K. The Meanings of Health and Illness: Medicine, Religion and the Body // Medicine, religion and the body / Ed. by Coleman E.B., White K. Leiden, Boston: Brill, 2010. - PP. 1-14.; Ismayilov, G.G. Ethnic Conflicts and Their Causes // Khazar Journal of Humanities and Social Sciences. 2008. № 3(4). - PP. 5063.; Donald G. Ellis DG Ethno-Political Conflict // The International Encyclopedia of Interpersonal Communication. 2015. - PP. 1-9.

12. Blagojevic, B. Causes of Ethnic Conflict: A Conceptual Framework // Journal of Global Change and Governance. 2009. № 3(1). - PP. 1-25; Campbell, D. Geopolitics and Visuality: Sighting the Darfur Conflict // Political Geography. 2007. Vol. 26(4). - PP. 357-382.

13. Sambanis, N., Shayo, M. Social Identification and Ethnic Conflict // The American Political Science Review. 2013. Vol. 107, No. 2. - PP. 294-325.

14. Astourian, S.H. In Search of the Forefathers: National Identity and the Historiography and Politics of Armenian and Azerbaijani Ethnogenesis // D.V. Schwartz and R. Panossian (ed.) Nationalism and History: The Politics of Nation Building in Post-Soviet Armenia, Azebaijan and Georgia University of Toronto: Centre for Russian and East European Studies. 1994. - PP. 41-94.; Connor, W. Ethnonationalism: The Quest for Understanding Princeton, Princeton University Cornell. 1994. - 234 P.; Esteban, J.L., Ray, D. Ethnicity and Conflict: An Empirical Study // American Economic Review. 2012. № 102 (4). - PP. 1310-1342.

15. Jackson, R. Violent Internal Conflict and the African State // Journal of Contemporary African Studies. 2002. № 20(1). - PP. 29-52.; Nevers, R. de Democratization and Ethnic Conflict // Michael E. Brown (ed.) Ethnic Conflict and International Security. 2000. № 35 (2). -PP. 31-49.; Posen, B.R. The Security Dilemma and Ethnic Conflict // Michael E. Brown (ed.), Ethnic Conflict and International Security. 2000. № 35 (2). - PP. 1-51.; Uduak, D. Williams How Useful are the Main Existing Theories of Ethnic Conflict? // Academic Journal of Interdisciplinary Studies MCSER Publishing, Rome-Italy. 2015. Vol 4 No 1. - PP. 147-151.

16. Olzak S., Nagel J. Introduction, Competitive Ethnic Relations: An Overview // Olzak S., Nagel J. (eds.). Copmet-itive Ethnic Relations. FL: Academic Press, Inc: Orlando, 1986. - PP. 1-16.

17. Fischer, M. KomparatistischeImagologie. Fur eineinter-disziplinareErforschung national-imagotyper Systeme // Zeitschrift fur Sozialpsychologie. 1979. № 3. - PP.1633.; Moura J.-M. L'imagologielitteraire: tendencesactu-elles // Perspectives comparatistes / J. Bessiere, D.-H. Pageaux, 1999. - PP. 231-245.; Dyserinck, H. Imagol-ogy and the Problem of Ethnic Identity // Intercultural Studies. 2003. N1. - PP. 1-8.; Imagology. The Cultural construction and literary representation of national characters. A critical survey / Ed.M. Beller and J. Leerssen. Amsterdam: Rodopi, 2007. - 476 P.; Pageaux D.-H. Image/Imaginaire // Beyond the Pug's Tour. National and Ethnic Stereotyping in Theory and Literary Practice / Ed. C.C. Barfoot. - Amsterdam-Atlanta, 1997. - PP. 367379.; Swiderska M. Studien zur literaturwissenschaftlichen Imagologie: Das literarische Werk F.M. Dostoev-skijs aus imagologischer Sicht mit besonderer Berücksichtigung der Darstellung Plens. - München, 2001. -PP. 21-72.

18. Butler, J. Bodies that Matter. New York. Routledge. 1993.; Becker, J.C. When group memberships are negative: The concept, measurement and behavioral implications of psychological disidentification // Self and Identity 2013. № 13(3. - PP. 294-321.; Werhle, M. Phenomenology and the Cognitive // Sciences volume. 2021. № 20. - PP. 365-386.

IDENTITY CONFLICT: FOREIGN RESEARCH

CONCEPTS

Volkov Yu.G., Kurbatov V.I.

Southern Federal University, South Russian Branch of the Federal Center of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

The article shows that in modern society one of the integration trends is the complication of social dynamics, including the transformation of the identity of individuals and social groups. Transforming identity, based on various socio-cultural, historical, ethno-national, religious and other value prerequisites, being a contradictory and multi-level process, expressed in the repertoires of many social roles, manifests itself in symbolic style, in communicative discourse, in patterns of behavior, in experiences of the past, in different perceptions and understanding of the challenges of existing existence, which, under the influence of globalization, modernization and urbanization, reveal various forms of compatibility and incompatibility of identities. The article highlights and analyzes the following concepts of identity conflicts: the concept of multiple social roles, multiple and hybrid identities, the concept of intra-personal identity conflict, the concept of identity competition, the concept of conflict of ethnic identities, the concept of identity conflict as processes of disidentification, disidentification, non-identification and disidentification. It is shown that identity conflicts manifest themselves at the individual level, intragroup, intergroup and social levels and can lead to destructive consequences, up to open confrontation. At an individual intra-personal level, an identity conflict can manifest itself in the form of an "Other-Other" conflict and be the result of conflicts of disidentification and disidentification that arise as a result of weakening or cessation of identification with a social group based on a collision and confrontation of certain identification features. In-tergroup conflicts of identities, most often conflicts of ethnic identities, have their own prerequisites and causes in the form of immediate territorial proximity of residence, dissatisfaction with reforms and representation in government, as well as the inability of regional authorities to ensure the security of certain ethnic groups.

Keywords: identity, disidentification, disidentification, social roles, integration, conflict, intergroup conflict, conflict of ethnic identities.

References

1. Barnet, G., Boduszek, D., Wilmont, D. What works to change identity? A rapid evidence assessment of interventions // Journal of Applied Psychology. 2021. № 51 (5). - PP. 678-719.; Hopf, T. The Promise of Constructivism in International Relations Theory / T. Hopf // International Security. - 1998. - Vol.23. № 1. - P.171-200. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.jstor.org/stable/2539267?seq=1. - (Date of access: 19.06.2020).; Campbell, D. Writing Security: United States Foreign Policy and the Politics of Identity / D. Campbell. - Manchester: Manchester University Press, 1992. - 269 P.; Hansen, L. View all authors and affiliations. 2019. Volume 38, Issue 3. -PP. 311-317. https://doi.org/10.1177/00108367030383010 p. 311-317; Kratochwil, F. The Embarrassment of Changes: Neo-Realism as the Science of Realpolitik without Politics / F. Kratochwil // Review of International Studies. - 1993. -Vol.19. № 1-63-80 P.

2. Campbell, D. Writing Security: United States Foreign Policy and the Politics of Identity / D. Campbell. - Manchester: Manchester University Press, 1992. - 269 P.; Hansen, L. View all authors and affiliations. 2019. Volume 38, Issue 3. - PP. 311-317. https://doi.org/10.1177/00108367030383010 p. 311-317.; Burton J., Dukes F. (eds.). Conflict: Readings in Management and Resolution. - London, 1990. - 292 P.; Galtung, J. Peace by Peaceful Means: Peace, Conflict, Development and Civilization. L.1996. - 280 P.; Rothman J. Resolving Identity-Based Conflicts. - San Francisco, 1997. - 224 P.

3. Schwartz, S.H. Basic individual values: Sources and consequences // Handbook of Value, eds T. Brosch, D. Sander, F. Clément, J.A. Deonna, E. Fehr, P. Vuilleumier. Oxford: Oxford University Press. 2016. - PP.63-84.

4. Ashmore, R.D., Deaux, K., McLaughlin-Volpe, T. An organizing framework for collective identity: Articulation and significance of multidimensionality. Psychological Bulletin. 2004. № 130. -PP. 80-114.; Goctowska, M. A., Crisp, R. J. (2014). How dual-identity processes foster creativity // Review of General Psycholog. 2004. № 18. - PP. 216-236.; Dovidio, J. F., Kawakami, K., Gaertner, S.L. Implicit and explicit prejudice and interracial interaction // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. № 82. - PP. 62-68.

5. Aronson, J., Steele, C.M., Salinas, M.F., Lustina, M.J. The effects of stereotype threat on the standardized test performance

C3

o

er

IE

0

1

—I

y

"O

IE CT

of college students // E. Aronson (Ed.), Readings about the social animal. 1998. - PP. 415-430.

6. Horowitz, M.C. Nationalism and Ethnicity: Cultural Nationalism // Encyclopedias almanacs transcripts and maps. Roycroft Press. The Columbia Encyclopedia, 6th ed. N.Y., 2017. - PP. 38-54.; Lorenz C.F.G. Representations of Identity: Ethnicity, Race, Gender and Religion. An Introduction to Conceptual History // Lorenz Ch., Berger S. (Ed.), The Contested Nation. Ethnicity, Religion, Class and Gender in National Histories. Hound-smill, 2008. - PP. 24-60.; Zoettl, P.A. Creating images, creating identity // Journal des anthropologues. 2012. № 15. - PP. 130131. URL: http://journals.openedition.org/jda/5093.

7. Berzonsky, M. Social-cognitive perspective on identity construction // Handbook of identity theory and research. Eds S.J. Schwaryz, K. Luyckx, V.L. Vognoles. New York, Sprin-gler, 2011. - PP. 55-77.; Lustick, I.A. User-Friendly Agent-Based Modeling Platform for Testing Theories of Political Identity and Political Stability // Journal of Artificial Societies and Social Simulation. 2002. Vol. 5, № 3. - PP. 163-181.; Singer, J.A., Bluck, S. New perspectives on autobiographical memory: The integration of narrative processing and autobiographical reasoning // Review of General Psychology, 2015. Vol. 5. - PP. 91-99.; Unal, F., Inac, H. The Construction of National Identity in Modern Times: Theoretical Perspective // International Journal of Humanities and Social Science. 2013. Vol. 3 No. 11. -PP. 223-233.

8. Brewer, M.B., Gardner, W. Who is this «We»? Levels of collective identity and self representations // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. № 71. - PP. 83-93.; Turner, J.C., Oakes, P.J., Haslam, S.A., McGarty, C. Self and collective: Cognition and social context // Personality and Social Psychology Bulletin. 1994. № 20. - PP. 401-454.; Christensen, P.N., Rothgerber, H., Wood, Watz, D.C. Social Norms and Identity Relevance: A Motivational Approach to Normative Behavior // Personality and Social Psychology Bulletin. 2004. № 30. -PP.1295-1309.

9. Abrams, D., Wetherell, M. S., Cochrane, S., Hogg, M. A., & Turner, J.C. Knowing what to think by knowing who you are: Self-categorization and the nature of norm formation, conformity and group polarization. British Journal of Social Psychology. 1990. № 29. - PP. 97-119.; Schwartz, S.H. Normative explanations of helping behavior: A critique, proposal, and empirical test. Journal of Experimental Social Psychology. 1973. № 9. -P.P. 349-364.

10. Baumeister, R., Shapira, J.P., Tice, D. Two kinds of identity crisis // Journal of Personality. 1985. № 53(3). - PP. 407-424.; Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley: University of California Press, 1985. - 720 P.

11. Caselli, F. On the theory of ethnic conflict // Nation bureau of economic research. Massachusetts Avenue Cambridge. 2006. - PP. 121-136.; Coleman, E.B., White K. The Meanings of Health and Illness: Medicine, Religion and the Body // Medicine, religion and the body / Ed. by Coleman E.B., White K. Leiden, Boston: Brill, 2010. - PP. 1-14.; Ismayilov, G.G. Ethnic Conflicts and Their Causes // Khazar Journal of Humanities and Social Sciences. 2008. № 3(4). - PP. 50-63.; Donald G. Ellis

£2

u

CM

CM

CM

CO

z

40

DG Ethno-Political Conflict // The International Encyclopedia of Interpersonal Communication. 2015. - PP. 1-9.

12. Blagojevic, B. Causes of Ethnic Conflict: A Conceptual Framework // Journal of Global Change and Governance. 2009. № 3(1). - PP. 1-25; Campbell, D. Geopolitics and Visuality: Sighting the Darfur Conflict // Political Geography. 2007. Vol. 26(4). - PP. 357-382.

13. Sambanis, N., Shayo, M. Social Identification and Ethnic Conflict // The American Political Science Review. 2013. Vol. 107, No. 2. - PP. 294-325.

14. Astourian, S.H. In Search of the Forefathers: National Identity and the Historiography and Politics of Armenian and Azerbaijani Ethnogenesis // D.V. Schwartz and R. Panossian (ed.) Nationalism and History: The Politics of Nation Building in Post-Soviet Armenia, Azebaijan and Georgia University of Toronto: Centre for Russian and East European Studies. 1994. - PP. 41-94.; Connor, W. Ethnonationalism: The Quest for Understanding Princeton, Princeton University Cornell. 1994. - 234 P.; Esteban, J.L., Ray, D. Ethnicity and Conflict: An Empirical Study // American Economic Review. 2012. № 102 (4). - PP. 13101342.

15. Jackson, R. Violent Internal Conflict and the African State // Journal of Contemporary African Studies. 2002. № 20(1). - PP. 2952.; Nevers, R. de Democratization and Ethnic Conflict // Michael E. Brown (ed.) Ethnic Conflict and International Security. 2000. № 35 (2). - PP. 31-49.; Posen, B.R. The Security Dilemma and Ethnic Conflict // Michael E. Brown (ed.), Ethnic Conflict and International Security. 2000. № 35 (2). - PP. 1-51.; Uduak, D. Williams How Useful are the Main Existing Theories of Ethnic Conflict? // Academic Journal of Interdisciplinary Studies MCS-ER Publishing, Rome-Italy. 2015. Vol 4 No 1. - PP. 147-151.

16. Olzak S., Nagel J. Introduction, Competitive Ethnic Relations: An Overview // Olzak S., Nagel J. (eds.). Copmet-itive Ethnic Relations. FL: Academic Press, Inc: Orlando, 1986. - PP. 1-16.

17. Fischer, M. KomparatistischeImagologie. Fur eineinterdisziplin-areErforschung national-imagotyper Systeme // Zeitschrift fur Sozialpsychologie. 1979. № 3. - PP.16-33.; Moura J.-M. L'imagologielitteraire: tendencesactuelles // Perspectives com-paratistes / J. Bessiere, D.-H. Pageaux, 1999. - PP. 231-245.; Dyserinck, H. Imagology and the Problem of Ethnic Identity // Intercultural Studies. 2003. N1. - PP. 1-8.; Imagology. The Cultural construction and literary representation of national characters. A critical survey / Ed.M. Beller and J. Leerssen. Amsterdam: Rodopi, 2007. - 476 P.; Pageaux D.-H. Image/Imaginaire // Beyond the Pug's Tour. National and Ethnic Stereotyping in Theory and Literary Practice / Ed. C.C. Barfoot. - Amsterdam-Atlanta, 1997. - PP. 367-379.; Swiderska M. Studien zur literaturwissenschaftlichen Imagologie: Das literarische Werk F.M. Dosto-evskijs aus imagologischer Sicht mit besonderer Berücksichtigung der Darstellung Plens. - München, 2001. - PP. 21-72.

18. Butler, J. Bodies that Matter. New York. Routledge. 1993.; Becker, J.C. When group memberships are negative: The concept, measurement and behavioral implications of psychological disidentification // Self and Identity 2013. № 13(3. - PP. 294-321.; Werhle, M. Phenomenology and the Cognitive // Sciences volume. 2021. № 20. - PP. 365-386.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.