Научная статья на тему 'КОНФЛИКТ ЭЛИТ И КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ КАЛМЫКИИ (1979-1985 ГГ.)'

КОНФЛИКТ ЭЛИТ И КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ КАЛМЫКИИ (1979-1985 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Калмыкия / Конституция / политические элиты / политический кризис / СМИ / Интернет / социальные сети. / Kalmykia / Constitution / political elites / political crisis / media / Internet / social networks.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Северцев Олег Вадимович

В статье исследуются предпосылки и причины кризисных явлений в политико-административном управлении в Калмыцкой АССР в период с 1979 по 1985 г., их последствия для народно-хозяйственного комплекса республики. Выдвигается тезис о немаловажной роли конфликта элит в системе принятия политических решений на региональном уровне. Рассматривается такой тип источников, как мемуары и публицистика, помогающие восполнить недостающую в официальных документах информацию для полноценного реконструирования исторических событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONFLICT OF ELITES AND CRISIS PHENOMENA IN THE POLITICAL ADMINISTRATION OF KALMYKIA (1979-1985)

The article examines the preconditions and causes of the crisis in the political and administrative management in the Kalmyk ASSR in the period in the period from 1979 to 1985, their consequences for the national economic complex of the republic. The thesis is put forward about the important role of the conflict of elites in the system of political decision-making at the regional level. This type of sources is considered, such as memoirs and journalism, which help to fill in the missing information in official documents for a full-fledged reconstruction of historical events.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТ ЭЛИТ И КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ КАЛМЫКИИ (1979-1985 ГГ.)»

DOT: 10.24412/ 2071 -7830-2021 -142-60-66 СЕВЕРЦЕВ О.В.

КОНФЛИКТ ЭЛИТ И КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ КАЛМЫКИИ (1979-1985 ГГ.)

Институт комплексных исследований аридных территорий, г. Элиста, России, aruzg(a}mail.ru

Аннотация. В статье исследуются предпосылки и причины кризисных явлений в политико-административном управлении в Калмыцкой АССР в период с 1979 по 1985 г., их последствия для народно-хозяйственного комплекса республики. Выдвигается тезис о немаловажной роли конфликта элит в системе принятия политических решений на региональном уровне. Рассматривается такой тип источников, как мемуары и публицистика, помогающие восполнить недостающую в официальных документах информацию для полноценного реконструирования исторических событий.

Ключевые слова: Калмыкия, Конституция, политические элиты, политический кризис, СМИ, Интернет, социальные сети.

Автор статьи уже обращался к теме конфликта политических элит применительно к периоду образования автономии калмыцкого народ [13; 14].

В настоящем материале мы кратко рассмотрим кризисные явления в партийно-политической системе и сфере государственного администрирования, которые имели место в Калмыкии в 1979-1985 гг. Для этого нами привлечены не только традиционные источники и историографические материалы, но и материалы публицистического, биографического и художественного характера.

Хронологические рамки рассматриваемого периода обусловлены следующими важными этапами в развитии государственности Калмыкии и ее политической системы. Нижняя грань - 1979 г. - обозначена как начало жизнедеятельности политической системы, партийно-государственного аппарата Калмыцкой АССР по положениям Конституции СССР 1977 г. и принятых на ее основе Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции Калмыцкой АССР 1978 г. Верхняя грань - 1985 г. - определена началом нового этапа в развитии политической системы Калмыкии в условиях провозглашенной М.С. Горбачевым перестройки всех основных сфер жизнедеятельности советского общества.

Примечательно, что принятие Конституции КАССР 1978 г. совпало с таким важным событием, как уход с поста первого секретаря Калмыцкого обкома КПСС Б. Б. Городовикова. Некоторые обстоятельства сложения полномочий Басаном Бадьминовичем нашли отражение в политическом романе-эссе Алексея Балакаева «Народный генерал». В частности, в нем приводятся свидетельства того, что в отношении руководителя республики (как и в любом национально-государственном или административно-территориальном образовании в рамках РСФСР вплоть до 1990 г.

фактическим руководителем, выражаясь современным языком, субъекта являлся первый секретарь обкома КПСС) из Калмыкии в центральные общесоюзные органы КПСС поступали «сигналы». В них Б. Б. Городовиков обвинялся в проведении кадровой политики по принципу «землячества» [3, с. 326].

Весьма интересным, на наш взгляд, представляется и случай, приводимый исследователями Эфендиевыми из Кабардино-Балкарской Республики, касающийся известных литературных деятелей из национальных республик Советского Союза. Приведем его в оригинале:

«18 февраля 1978 года в ресторане гостиницы «Москва» сидели за одним столом Кайсын Кулиев, Левон Мкртчян и Давид Кугультинов. Дружеский ужин проходил в непринужденной беседе. Кулиев заметил, что Давид Никитич был в веселом расположении духа.

- Снимают первого секретаря Калмыцкого обкома КПСС Басана Бадьминовича Городовикова, - объяснил свое настроение Кугультинов - А он ко мне относился недоброжелательно.

- Ему бы гордиться таким поэтом, - сказал Кулиев и предложил присутствующим поднять бокалы за Давида Кугультинова, за его поэзию и за всех, кто любит поэзию» [20, с. 145].

В этом небольшом отрывке заключена, по нашему мнению, весьма показательная ситуация индикаторов кризисных явлений, которые к концу 1970-х годов начали активнее проявляться как в культурном, так и в социально-экономическом и в целом общественно-политическом развитии всего советского социума. Ведь речь не идет только об извечном конфликте «царь-поэт». Причины «недоброжелательного» отношения, если таковое вообще имело место, а скорее взаимоотношения двух известных людей из числа калмыцкого народа, по всей видимости следует искать именно в той командно-административной системе, которая господствовала в период однопартийной системы в нашей стране и которые - обе системы, взаимодополняя друг друга - провоцировали самим своим существованием протест в первую очередь представителей творческой интеллигенции (диссидентство - как пример), так и сбои в народно-хозяйственном секторе.

Какие именно противоречия, что являлось их причиной - мы рассмотрим ниже, но предварительно подчеркнем, что формально Б.Б. Городовиков ушел с поста первого секретаря Калмыцкого обкома КПСС по собственному желанию, о чем он написал собственноручное заявление и которое состоявшийся 20 декабря 1978 г. Пленум Калмыцкого обкома партии удовлетворил, назначив на эту должность В.И. Никулина, бывшего до того вторым секретарем обкома партии [15]. Также заметим, что в нашем распоряжении нет данных, подтверждающих «недоброжелательное отношение» к Д.Н. Кугультинову со стороны Б.Б Городовикова, который напротив, подчеркивал что «Давид - самый известный поэт в СССР» [17].

Как мы видим, периодическая печать (газеты) представляют большую ценность при ретроспективном анализе исторических процессов. Поэтому, полагаем, будет справедливо несколько расширить «газетную» источниковую базу нашего материала, тем более публикация, к которой мы намерены обратиться, затрагивает как рассматриваемый период, так и современный этап общественно-политического развития Республики Калмыкия.

Но прежде - несколько тезисов о роли СМИ в жизни современного социума.

Важное качество СМИ - это то, что они «...формируют повестку дня, акцентируют внимание на локальных проблемах, медиатизируют политическую и социальную сферу города, создают единое информационное пространство города (с втягиванием аудитории в общий медийный процесс), создают ценностные установки аудитории и формируют локальные городские сообщества» [5, с. 270]. При этом указанный «масштаб» рассматриваемого явления - «город» - не должен восприниматься как строгая локализация именно городской агломерации и лишь ею только ограничивать. В 2010-е годы в российской

медиаструктуре возникает особый тип СМИ: интернет-газеты и журналы, интернет-СМИ и страницы в социальных сетях, которые сосредоточили внимание на обсуждении частных городских и региональных проблем. «Применительно к этому типу издания исследователи стали употреблять термин «новые городские медиа» [1, с. 6].

И эти масс-медиа, в совокупности с многочисленными пабликами, сообществами, группами в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники», «Инстаграм», «Фейсбук» и мессенджерами «Вайбер», «Ватсап», «Телеграм» довольно стремительно входе неуклонной цифровизации практически всех сфер жизни российского общества стали существенным актором политического ландшафта. Практически в полной мере, по нашему мнению, это касается и Калмыкии.

Говоря о медиапространстве Калмыкии в разрезе «новых городских СМИ», следует отметить филиал ВГТРК-ГТРК «Калмыкия», Автономное учреждение Республики Калмыкия «Республиканское информационное агентство «Калмыкия» - медиа-холдинг, основанный 10 декабря 2014 года. В него, кроме детских изданий - журнала «Байр» и газеты «Байрта», литературно-художественного журнала «Теегин герл» - входят: республиканская общественно-политическая газета на русском и калмыцком языках «Хальмг унн», Национальное телевидение Калмыкии (НТК), редакция сайта «РИА «Калмыкия» и 13 муниципальных газет (по одной газете в каждом из 13 муниципальных районов Калмыкии). Кроме них издается городская газета «Элистинская панорама», учредителем которой является Администрация г. Элисты, и республиканская интернет-газета «Степные вести» («Теегин зянг») - сетевое издание «TEGR.K R.IJ». Практически все указанные СМИ представлены в региональном сегменте социальных сетей [4, с. 82-83]. Добавим сюда официальные сайты в сети Интернет и страницы в социальных сетях и мессенджерах органов публичной власти, неофициальные частные паблики и сообщества по тематикам (политика, культура, спорт, кулинария, «все обо всем» и т.д.) в социальных сетях и мессенджерах. В совокупности они транслируют довольно широкую и разносторонне направленную в политическом плане повестку.

Некоторым особняком стоит газета «Элистинский курьер», учрежденная индивидуальным предпринимателем, и позиционирующая себя как информационно-рекламная газета. При этом анализ содержания газеты свидетельствует о ее в большей степени общественно-политическом характере, нежели рекламном. Материалы подобной тематики, размещаемые на страницах «Элистинского курьера», не представляется возможным отнести к официальной информации органов власти и местного самоуправления Калмыкии, скорее наоборот - в ней находят отражение альтернативные «официозной» точке зрения мнения участников общественно-политических процессов региона. При этом особый интерес представляют материалы, которые не могут в силу различных причин найти отражение в официальных СМИ республики, не говоря уже о традиционных источниках в виде стенограмм заседаний, официальных выступлений руководителей органов государственной власти, в нормативной правовой документации.

Одной из таких публикаций в газете «Элистинский курьер» является статья журналиста В. Насунова «Противостояние» [19]. Публицист представляет в своем материале не общеизвестную информацию о «жестком и непримиримом противостоянии Александра Борисовича Очирова и Владимира Павловича Дорджиева», которые, как отмечает автор публикации, «остаются в современной истории Калмыкии как выдающиеся сыны своего народа много сделавшие для послесибирского становления и развития родной республики». Напомним, что А. Б. Очиров и В. П. Дорджиев являются заметными советскими хозяйственными, государственными и политическими деятелями Калмыкии, последний к тому же - один из авторов Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов».

Заинтересовавшихся причинами и итогом по терминологии автора газетной публикации, «противостояния» двух действительно выдающихся деятелей Калмыкии советского и постсоветского периода, адресуем к указанной статье, которая также доступна в региональном сегменте социальной сети «Фейсбук», где она вызвала довольно значительное количество комментариев пользователей соцсетей, в том числе и рекомендовавших «не ворошить прошлое» [21]. Нам же важно было обратиться к данной публикации и ее дубликату в социальной сети для наглядного подтверждения приведенного нами в начале нашей статьи тезиса М. В. Зеленцова о том, что СМИ «.. .акцентируют внимание на локальных проблемах, медиатизируют политическую и социальную сферу, создают единое информационное пространство города (с втягиванием аудитории в общий медийный процесс)».

Действительно, в официальных (учрежденных органами государственной власти и местного самоуправления) СМИ региона, имеющих, как мы отметили выше, свои страницы в региональном сегменте социальных сетей и собственные сайты в сети Интернет, нет недостатка в публикациях на общественно-политическую тематику, в том числе и ретроспективного характера. Превалирует контент, представляющий актуальную информацию о происходящих в республике событиях в политической, культурной, экономической и других сферах. Издания фактически соревнуются друг с другом по степени эксклюзивности материала, а главное - по степени быстроты его размещения на своих ресурсах. При этом материалы, раскрывающие такие аспекты жизнедеятельности, которые, по мнению ряда пользователей соцсетей, «не следует ворошить», а, по нашему мнению, помогают пролить свет на причины и характер принятия тех или иных политических решений и событий, которые имели немаловажное, а подчас важное значение для развития калмыцкого общества, не являются характерными для официальных СМИ. Таким образом, подчеркнув значимость традиционных (печатных) и новых (электронных) СМИ и социальных медиа (соцсети и мессенджеры) для полноценного восстановления исторической действительности в ретроспективе, продолжим непосредственный анализ условий и причин, ставших основой кризиса в управленческой системе Калмыкии с 1979 по 1985 гг.

Их следует прослеживать не с момента ухода Б. Б. Городовикова с поста руководителя республики, а гораздо раньше. И искать не в какой-либо конкретной ситуации, а в фундаментальной основе советского государства - первой Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. К Н Максимов, подробно на протяжении минимум трех с половиной десятилетий изучавший процесс формирования национальной государственности Калмыкии и ее развития в системе власти и управления Российского государства на различных этапах и в условиях различной общероссийской государственной формации (царство, империя, Союз, Федерация), отмечал «смешанный, иногда противоречивый характер» конституционных принципов государственного, в том числе и национально-государственного, строительства РСФСР. По его мнению, «они в полной мере соответствовали федеративному государству, включая элементы унитаризма». «Еще в первой советской Конституции были заложены в государственном устройстве РСФСР, кроме федеративных начал, и основные признаки унитарного государства, которые позднее стали определяющими», и РСФСР сформировалась не как федерация национальных республик и областей, а как унитарное государство с чисто символической федерацией, с монополизированной, централизованной, командно-административной системой управления. Конституционная государственная структура РСФСР являлась лишь декоративным фасадом совершенно иной власти - партии большевиков» [9, с. 251]. Таким образом, мы видим, что определяющими факторами не только госуправ л енческого кризиса в одном из субъектов РСФСР - Калмыцкой АССР - но практически всего общественно-политического развития советского государства, и в том числе его союзных и автономных

республик, явились принципы, заложенные в основной документ страны за несколько десятилетий до рассматриваемых нами событий.

Соответственно, чтобы выявить непосредственные предпосылки и проявления кризисных явлений в политико-административном управлении в Калмыцкой АССР, необходимо проанализировать политическую систему, в которой жило и функционировало государство и общество. А протекала их жизнедеятельность на основании Конституции (Основного Закона) СССР от 7 октября 1977 г. [7], Конституции (Основного Закона) РСФСР от 12 апреля 1978 г. [8] и Конституции (Основного Закона) Калмыцкой АССР от 30 мая 1978 г [10, с. 285312]. Говоря о Конституции СССР 1978 г. (так называемой «Брежневской конституции»), следует в первую очередь, в свете интересующих нас аспектов (государственное устройство и политическая система), отметить, что принципиальные изменения в форму советской социалистической федерации не были внесены, о чем докладывал сам ее вдохновитель, генеральный секретарь ЦК КПСС Л И. Брежнев [16, с. 4]. Вместе с тем, в советской историографии единственно верным мнением было то, что «новая Конституция СССР шире, яснее и полнее, чем где-либо когда-либо, зафиксировала социально-экономические и политические права и свободы советских граждан и конкретные гарантии осуществления этих прав» [6, с. 5].

Главной же новеллой Конституции СССР 1977 г. было то, что на уровне конституционного акта впервые была официально закреплена доминирующая роль КПСС в политической системе государства. Статья 6 закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР, государственных и общественных отношений. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: в Конституции 1936 года ВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126), а в Конституции 1924 г. не упоминалась вовсе О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51). Конституции же РСФСР и КАССР (как и других автономных республик в составе РСФСР) по сути повторяли положения общесоюзной конституции. В целом следует отметить, что новые Конституции СССР, РСФСР и Калмыцкой АССР 1977-1978 гг., провозгласившие создание общенародного государства, по сути, оказались декларативными, не вполне отражавшими реальное состояние советского общества.

В конце 1970 - начале 1980-х годов еще сохранялись положительные тенденции в развитии экономики республики. Промышленность в 1980 г. дала прибыль в 47,1 млн руб., что в два раза превышало показатели предыдущего пятилетия. Однако среднегодовые темпы прироста промышленной продукции стали заметно снижаться. До 60% предприятий не выполнили планы по поставкам продукции, каждое четвертое - по производительности труда, каждое третье - по снижению себестоимости. 10 из 16 министерств республики не выполнили планы по выпуску товаров народного потребления. На первый взгляд может показаться, что сельское хозяйство, судя по количественным характеристикам, находится в благополучном состоянии. Однако с 1984 г. в республике, как и в целом по стране, наметился неуклонный спад роста поголовья скота. Уже в 1985 г. оно сократилось по сравнению с предыдущим годом на 2% (на столько же по РСФСР) и составило 3874700 голов, в том числе крупного рогатого скота - 391200, овец и коз - 3386900, свиней - 75200. А планы по госпоставкам сельхозпродукции все возрастали. В 1976-1985 гг. республика заготовила 432900 тонн мяса (в убойном весе) и сдала государству 296900 тонн, на 87600 тонн больше, чем в предыдущем десятилетии. Производство молока увеличилось с 867600 до 919100 тонн, сдача государству - с 293400 до 333600 тонн. По производству яиц,

каракуля, шерсти Калмыкия значительно перевыполнила планы [12, с. 28-32, 96-97, 104, 113114].

Тем не менее ЦК КПСС явно не устраивало положение дел в сельском хозяйстве Калмыцкой АССР. 20 декабря 1985 г. на пленуме Калмыцкого обкома партии по рекомендации ЦК КПСС освободили от поста первого секретаря обкома В. \\. Никулина и вместо него по предложению ЦК КПСС избрали В. А. Захарова, занимавшего должность инспектора ЦК КПСС, многие годы проработавшего во Владимирской области. Новый первый секретарь был не знаком с особенностями экономики и природными условиями Калмыкии. Под его руководством хозяйства республики по результатам зимовки 1986-1987 года вынуждены были закопать более 700 тыс. овец и около 40 тыс. голов крупного рогатого скота, павших от бескормицы. Вину за свои «мудрые деяния», следуя традициям репрессивной политики коммунистической партии, он переложил на руководителей ряда районов и наказал их [11, с. 404]. Кадровая политика ЦК КПСС, преследовавшая цель централизации управления и тотального контроля в национальных республиках, не способствовала повышению самостоятельности и инициативности их руководителей, а также подготовке и созданию резервов высшего звена управленцев. В эти годы результаты социально-культурной реабилитации репрессированного автохтонного населения Калмыкии еще не дали положительного эффекта. К середине 1980-х годов высшее образование имели 9172 калмыка, среднее специальное - 12496. В расчете на 1000 работающих в республике приходилось 250 специалистов с высшим и средним специальным образованием, из них 136 калмыков. Трудно и сложно решались вопросы жилищного строительства, бытового обслуживания населения. Жилищный фонд рос очень медленно, особенно в г. Элисте. В 1985 г. в столице в списках очередников на получение жилья значились 5,5 тыс. семей, а на улучшение жилищных условий - гораздо больше. Хотя почти 80% городского жилищного фонда было газифицировано, но в 60-68% домов отсутствовали водопровод, канализация, центральное отопление, а горячее водоснабжение получали только в 21% домов. Так что проблема обеспечения населения жильем в городе, во многих поселках и селах нуждалась в скорейшем разрешении [18, с. 170, 182, 183, 185].

Действующая в стране административно-командная система управления явно не справлялась с новыми задачами, вставшими перед обществом.

К середине 1980-х годов единственная в СССР партия, которая же являлась согласно Конституции и правящей - КПСС - вынуждена была признать, что проблем во всех сферах жизни советского общества накопилось достаточно, что необходимо предпринять кардинальные меры, чтобы остановить сползание страны к кризису в экономической, политической, социальной и духовной сферах. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 г. на Апрельском пленуме ЦК КПСС [2].

А итоги руководства Калмыкией приемников Б.Б. Городовикова «прославили» республику, традиционно славившуюся своим животноводством, кадрами, падежом овец, показанным по центральному телевидению Советского Союза в передаче «Прожектор перестройки».

Подытоживая, подчеркнем, что при принятии политических решений необходимо ИСХОДИТЬ не только из нормативных и уставных документов, но, в первую очередь, руководствуясь ими, все же учитывать специфику региона, в том числе национальный состав, сложившиеся традиционные формы и способы хозяйствования. Игнорирование этих факторов, как мы видим, приводит к негативным результатам.

1. Абашев В В., Печищев ИМ. Истории, строящие города: городские интернет-газеты в медиаландшафте России // Журналистика и массовая коммуникация в XXI веке: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Пермь: Титул, 2017. С. 6-20.

2. Апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 года. Справка. http://ria.ru/spravka/20100423/225974123 html (дата обращения 03.03.2021).

3. Балакаев А.Г. Народный генерал. Политический роман-эссе - Элиста, 1995. - 352 с.

4. Дякиева Р.Б., Северцев О.В., Когданов А Н. COVID-19. Вызовы и решения: опыт региональных СМИ (на примере Республики Калмыкия) //«Вызов» в повседневной жизни населения России: история и современность»: материалы междуна. науч. конф. / отв. ред. В.А. Веременко: Т.1. -Спб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2021. С. 81-86.

5. Зеленцов М.В. Городские медиа: условия функционирования // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4, № 3. С. 262-272. URL:https://https://cyberleninka.ru/article/n/gorodskie-media-usloviya-funktsionirovaniya (дата обращения 25.06.2021).

6. История национально-государственного строительства в СССР, 1917-1978. В 2-х т. Т. I -3-е изд., доп. и перераб - М.: «Мысль», 1979. - 424 с.

7. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. - М., 1989. - 48 с.

8. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года. - М., 1978. - 48 с.

9. Максимов К Н. Калмыкия в национальной политике, системе власти и управления России (XVIII-XX вв.)- М.: Наука, 2002. - 524 с.

10. Максимов К Н. Калмыкия - субъект Российской Федерации. - М.: Республика, 1995. -320 с.

11. Максимов К.Н. Калмыкия в советскую эпоху: политика и реалии. - Элиста: Герел, 2013 - 464 с.

12. Народное хозяйство Калмыцкой АССР за годы 11-й пятилетки (1981- 1985 гг.). Стат. сб. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1986. - 205 с.

13 - 14. Северцев О.В. Архивные материалы как источник реконструкции социально-политических процессов в период образования современной государственности Калмыкии // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. № 2 (29). 2014. - С 144-148; Он же. Национальное самоопределение [Текст]: монография - Элиста: Изд-во БНУ РКИКИАТ, 2015.-252 с.

15. Советская Калмыкия, 1978, 21 декабря.

16. Тадевосян Э.В. Национально-государственное устройство СССР. - М.: Знание, 1978. -64 с.

17. Хальмг унн, 2007, 13 марта.

18. Численность и состав специалистов, имеющих высшее и среднее специальное образование на 15 ноября 1987 г. Стат. сб. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1988.

19. Элистинский курьер, 2020, 17 декабря. Электронный вариант газеты доступен на ресурсе https://ekgazeta.ru/arhiv/2020/2020-50-617.pdf (дата обращения: 19.11.2020).

20. Эфендиева Т.Е., Эфендиева С И., Эфендиев Ф.С. Кайсын Шуваевич Кулиев. Друзья поэта. Том 3. - Нальчик, 200. - 552 с.

21. Публикация в социальной сети «Фейсбук» facebook. со in/photo. php?fbi d=3 830220717008606&id=l 00000621469040&set=gm.51776218455 81585&source=48 (дата обращения - 03.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.