Научная статья на тему 'Конфискация имущества по законодательству европейских и иных зарубежных стран: системообразующие признаки института и их анализ'

Конфискация имущества по законодательству европейских и иных зарубежных стран: системообразующие признаки института и их анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1517
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА / ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ИНСТИТУТА КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / РАСШИРЕННАЯ КОНФИСКАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / ПРЕДМЕТ КОНФИСКАЦИИ / CONFISCATION OF PROPERTY / OTHER MEASURES OF CRIMINAL LAW / SYSTEM ATTRIBUTES OF THE CONFISCATION OF PROPERTY INSTITUTE / ADDITIONAL CRIMINAL PENALTIES / EXTENDED CONFISCATION / ADDITIONAL MEASURES OF STATE CRIMINAL LAW COERCION / SUBJECT OF CONFISCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толков Дмитрий Васильевич

в статье анализируются понятие, цели и правовая природа конфискации имущества по законодательству отдельных зарубежных государств; рассматривается правовая природа, а также законодательная регламентация применения конфискации имущества как уголовного наказания и как меры безопасности по УК Франции, ФРГ, Италии, Испании, Норвегии, Голландии, уголовному законодательству США и Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFISCATIONOF PROPERTY UNDER THE LAWS OF EUROPEANAND OTHER FOREIGN COUNTRIES: SYSTEMFORMINGATTRIBUTES OF THE INSTITUTE AND THEIRANALYSIS

the author of the article analyzes concept, purposes and legal nature of property confiscation under legislations of certain foreign states, considers legal nature and legislative regulation of property confiscation as criminal punishment and the measure of security under the Criminal Code of France, Germany, Italy, Spain, Norway, Holland, criminal legislation of theU.S.A. and GreatBritain.

Текст научной работы на тему «Конфискация имущества по законодательству европейских и иных зарубежных стран: системообразующие признаки института и их анализ»

Проблемы уголовного права

УДК 343.272 (4/8) D.V. TOLKOV*

ББК 67.408.022 (4/8)

Т52 CONFISCATION OF PROPERTY UNDER THE LAWS OF EUROPEAN AND OTHER FOREIGN COUNTRIES:

SYSTEM FORMING ATTRIBUTES OF THE INSTITUTE AND THEIR ANALYSIS

Аннотация: в статье анализируются понятие, цели и правовая природа конфискации имущества по за-конодательствуотдельных зарубежных государств рассматривается правовая природа, а также законодательная регламентация применения конфискации имущества как уголовного наказания и как меры безопасности по УК Франции, ФРГ, Италии, Испании, Норвегии, Голландии уголовномузаконодатель-ству США и Великобритании.

Ключевые слова: конфискацияимущества, иные меры уголовно-правового характера, системообразующие признаки института конфискации имущества, дополнительныеуголовные наказания, расширенная конфискация дополнительные меры уголовно-правового государственногопринуждения, предмет конфискации.

ДМИТРИЙ

ВАСИЛЬЕВИЧ

ТОЛКОВ*

КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЕВРОПЕЙСКИХ И ИНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ИНСТИТУТА И ИХАНАЛИЗ

Annotation: the author of the article analyzes concept, purposes and legal nature of property confiscation under legislations of certain foreign states, considers legal nature and legislative regulation of property confiscation as criminal punishment and the measure of security under the Criminal Code of France, Germany, Italy, Spain, Norway, Holland, criminal legislation of the U.S.A. and Great Britain.

Key words: confiscation of property, other measures of criminal law, system attributes of the confiscation of property institute, additional criminal penalties, extended confiscation, additional measures of state criminal law coercion, subject of confiscation.

Общий подход к содержанию конфискации имущества в различных уголовных законодательствах вполне ясен. Более того, сравнительное исследование данного института можно найти в большинстве работ, посвященных анализу положений Общей части уголовного права различных государств Другое дело - системообразующие признаки института конфискации имущества, раскрывающие его сущность и правовую природу. Именно такой анализ позволит наиболее точно определить место и роль конфискации имущества в законодательной системе мер уголовно-правового принуждения в различных государствах.

По уголовному законодательству Франции конфискация имущества может быть общей и специальной. Конфискация имущества за преступления, то есть как вид уголовного наказания, регламентируется ст. 131-2 УК Франции, где определено, что наказания в виде уголовного заключения или уголовного заточения не исключают наказаний в виде штрафа и одного или нескольких дополнительных наказаний, предусмотренных ст. 131-10. В свою очередь, ст. 131-10 УК Франции говорит о дополнительных наказаниях, применяемых за некоторые преступления или проступки, и в их числе называет конфискацию какой-либо вещи1.

* Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры правовых дисциплин (Гуковскийинститут экономики и права - филиал ГОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)») E-mail: [email protected].

Конфискация имущества за совершение проступка, то есть как вид исправительного наказания, регламентируется ст. 131-3, 131-6 УК Франции. Так, ст. 131-3 определяет виды исправительных наказаний, которые могут быть назначены физическим лицам, в том числе наказания, лишающие или ограничивающие права, предусмотренные ст. 131-6 (п. 5), и дополнительные наказания, предусмотренные ст. 131-10 (п. 6).

В ст. 131-6 УК Франции содержится предписание, что если какой-либо проступок подлежит наказанию в виде тюремного заключения, то может быть назначена конфискация: одного или нескольких транспортных средств, принадлежащих осужденному (п. 4); одной или нескольких единиц оружия, принадлежащего осужденному или находящегося в его свободном распоряжении (п. 7); вещи, которая служила или была предназначена для совершения преступного деяния, или вещи, которая получена в результате преступного деяния. Однако эта конфискация не может быть назначена по делам о проступках в области средств массовой информации (п. 10).

Конфискация имущества за совершение нарушения регламентируется ст. 131-12, 131-14 и 131-16 УК Франции. В частности, за совершение нарушения физическому лицу в соответствии со ст. 131-12 могут быть назначены наказания, лишающие определенных прав или их ограничивающие. В ст. 131-16 говорится о конфискации как дополнительном виде наказания, при этом в части определения предмета конфискации воспроизводятся положения ст. 131-14.

В ст. 131-21 УК Франции определены случаи, в которых конфискация имущества обязательна: «Наказание в виде конфискации является обязательным относительно предметов, квалифицированных законом или регламентом в качестве опасных или вредных. Конфискация налагается на вещь, которая служила или была предназначена для совершения преступного деяния, или на вещь, которая получена в результате преступного деяния, за исключением предметов, подлежащих реституции (возвращению)». Помимо этого, она может налагаться на любое движимое имущество, определенное законом или регламентом, наказывающим преступное деяние2.

Достаточно детально конфискация имущества урегулирована в уголовном законодательстве ФРГ. Положения о ней содержатся в главе седьмой «Конфискация и изъятие имущества» раздела третьего «Правовые последствия

деяния». В связи с этим можно сделать вывод о том, что германский законодатель конфискацию имущества рассматривает в качестве правового последствия преступления, наряду с наказанием (гл. 1 разд. 3), условной отсрочкой наказания (гл. 4), предостережением под условием наказания и отказом от наказания (гл. 5), мерами исправления и безопасности (гл. 6)3.

§ 73 УК ФРГ определяет предпосылки конфискации: «Если совершено правонарушающее деяние и исполнитель или участник приобрел что-либо от деяния или посредством него, то суд назначает конфискацию этого приобретения». Это положение не действует в части возникших из деяния требований потерпевшего, выполнение которых было бы возможно за счет стоимости вытекающего из деяния обогащения исполнителя и участника.

Назначение конфискации распространяется на извлеченную выгоду. Оно может распространяться и на предметы, которые приобрели исполнитель или участник путем отчуждения приобретенного предмета или в качестве компенсации за его разрушение, повреждение или изъятие, или на основе приобретенного права.

По УК ФРГ допускается конфискация денежной суммы взамен предмета, подлежащего конфискации (§ 73 а). В § 73d УК ФРГ регламентируется расширенная конфискация. Ее назначение возможно в случаях, определенных нормами об отдельных (наиболее опасных) преступлениях, даже если добытое происходит не из конкретного, а из любого возможного преступления при достаточно высокой степени вероятности происхождения из преступления. Конфискация в этих случаях, отмечает А.Э. Жа-линский, обязательна4.

В соответствии с § 73 с УК ФРГ «конфискация не назначается, если бы она была неоправданной жестокостью по отношению к лицу, к которому она применяется, конфискация может не назначаться, поскольку со времени ее назначения в наличии у подвергаемого конфискации уже нет стоимости приобретенного, и если приобретенное имеет незначительную стоимость...»5.

Таким образом, по УК Германии если совершено противоправное деяние и исполнитель или соучастник получили какое-либо имущество (приобретение) из него, то суд назначает конфискацию.

§ 73е УК ФРГ содержит положение об осуществлении конфискации: «Если выносится решение о конфискации предмета, то собственность на предмет или утраченное на него право переходит к государству со вступлением решения в законную силу, если он в данное время

Проблемы уголовного права

Проблемы уголовного права

находится в распоряжении лица, в отношении которого вынесено решение о конфискации».

Наряду с конфискацией имущества законодатель Германии в числе мер исправления и безопасности предусматривает институт изъятия. Так, в § 74 УК ФРГ определены условия такого изъятия: «Если совершено преднамеренное наказуемое деяние, то предметы, приобретенные в его результате либо использованные или предназначенные для его совершения, могут быть изъяты.

Изъятие допустимо лишь в том случае, если:

1) предметы во время решения принадлежат или находятся во владении исполнителя или участника или

2) предметы по своему виду и обстоятельствам несут в себе угрозу обществу или существует опасность того, что они будут служить для совершения противоправных деяний»6.

Изъятие предметов допускается и в тех случаях, если исполнитель действовал без вины (абз. 3 § 74), то есть если объектом конфискации по УК ФРГ выступает имущество, то при изъятии таковым являются предметы преступления, «приобретенные в результате его совершения либо использованные или предназначенные для его совершения или подготовки»7.

В целом можно сделать вывод о том, что законодатель Германии не включил конфискацию имущества в число видов наказания, придав ей особый правовой статус и признав ее мерой исправления и безопасности, причем по УК ФРГ предусматривается только специальная конфискация, предметом которой могут выступать различные приобретения, полученные в результате совершения преступления или от совершения преступления, в том числе имущественная выгода от их использования, а также орудия и средства совершения преступления.

ЗаконодательИспании конфискацию имущества не включил в систему наказаний. Вместе с тем такой институт известен испанскому уголовному законодательству Так, в Испании конфискация имущества признается одним из дополнительных последствий совершения преступления, наряду с такими последствиями, как постоянное или временное закрытие предприятия, его филиалов или учреждений, проведение проверки на предприятии.

Конфискация имущества регламентируется ст. 127 УК Испании, где указывается: «Все наказания, назначаемые за совершение преступлений или умышленных проступков, влекут за собой как утрату всего полученного в результате совершения преступления, так и изъятие

орудий, которые использовались при совершении преступления, если все это только не принадлежит третьим лицам, которые являются добросовестными владельцами и не несут ответственности за совершение преступления. То, что было конфисковано, продается, используется для возмещения ущерба или используется в соответствии с законом»8.

В ст. 128 УК Испании содержится положение, согласно которому, если упомянутые вещи и орудия не изъяты из оборота и их ценность не соответствует характеру и тяжести уголовного правонарушения или превосходятразмеры гражданской ответственности, суд или трибунал их не конфискует или конфискуетчастично.

Таким образом, в УК Испании речь идет о специальной конфискации, предметом которой могут быть предметы или имущество, сопряженные с преступлением, при этом она признается не мерой наказания, а дополнительным последствием, применяемым за совершенное преступление.

Законодатель Англии конфискацию имущества также не включил в систему наказаний. Однако в числе мер уголовно-правового характера можно обнаружить такую, как «приказ о конфискации». Е.В. Чупрова отмечает, что начиная с 1988 г. английский законодатель расширяет применение меры уголовно-правового характера в виде конфискации. Появившееся в Акте об уголовном процессе 1995 г. положение

о том, что королевские суды могут применять конфискацию при назначении наказания по рассматриваемым им делам, получило свое последующее развитие в Акте об уголовном процессе 2002 г., в то время как ранее Актом об уголовном правосудии 1988 г. была предусмотрена возможность применения конфискации только за ряд установленных законом деяний9.

Положения о конфискации содержатся в ст. 6 Закона о преступно нажитом имуществе 2002 г. В соответствии с указанным Законом при совершении любого преследуемого по обвинительному акту преступления суд по предложению обвинения или по собственной инициативе обязан издать вместе с вынесением приговора приказ о конфискации. При принятии такого приказа суд должен определить сумму выгоды, которая была получена лицом от совершения конкретного преступления или от ведения преступного образа жизни, и возложить на виновного обязанность уплатить сумму, равную сумме полученной выгоды. Однако если суду становится известно о том, что потерпевший собирается предъявить иск в гражданском поряд-

ке обвиняемому, то обязанность суда издать приказ о конфискации превращается в право.

В уголовном законодательстве США в качестве дополнительных наказаний предусматриваются различные меры, в том числе конфискация имущества. Как отмечают исследователи, «по федеральному законодательству (разд. 18 Свода законов США) собственно конфискация понимается довольно узко: изъятие лишь по пяти статьям таких предметов, как огнестрельное оружие, боеприпасы, непристойные материалы, приспособления для подслушивания и некоторые другие. В соответствии со ст. 982 «forfeiture» -это изъятие любого имущества (движимого и недвижимого), если оно как-то связано с совершением преступления. Данный вид конфискации, в частности, предусматривается как способ борьбы с наркоторговцами, рэкетирами и другими участниками организованной преступности. Так, подлежат изъятию орудия и средства, которые использовались при совершении преступлений, в том числе транспортные средства (автомобили, самолеты, корабли), деньги, ценные бумаги, здания, приобретенные на доходы от преступлений»10.

В уголовных кодексах штатов, как правило, не содержится общих положений о применении наказания в виде конфискации имущества. В примерном УК указано, что суд может в соответствии с предоставленным законом правом принять решение о конфискации имущества (п. 5 ст. 6.02). На самом деле специальная конфискация в практике США имеет широкое применение. В целом следует отметить, что конфискация по уголовному законодательствуСША представляет собой разновидность дополнительного наказания. При этом речь идет о специальной конфискации, предметом которой является имущество - материальная выгода, полученная в результате совершения преступления, а также средства и орудия совершения преступления.

В Уголовном кодексе Италии наряду с наказанием предусматриваются меры безопасности, которые могут быть применены только к общественно опасным лицам, совершившим деяние, предусмотренное законом как уголовное правонарушение. Эти меры могут быть назна -чены к осужденным в дополнение к наказанию, к невменяемым, а также несовершеннолетним и другим лицам, к которым наказание не применяется. Допускается как совместное их применение с наказанием, так и раздельное11.

Меры безопасности в уголовном законодательстве Италии подразделяются на личные, связанные и не связанные с ограничением сво-

боды, и имущественные. К числу имущественных мер безопасности относятся, во-первых, залог как гарантия надлежащего поведения, во-вторых, конфискация (ст. 236 УК Италии).

По УК Италии конфискация вещей может быть назначена при осуждении лица за уголовное правонарушение в отношении вещей, полученных благодаря совершению уголовного правонарушения или послуживших, или предназначавшихся для совершения уголовного правонарушения. Обязательной конфискации подлежат предметы, производство, использование, хранение или отчуждение которыхобразуетуголовное правонарушение, даже если приговор в отношении такого деяния отсутствует (ст. 40 УК Италии)12. Соответственно итальянский законодатель признает специальную конфискацию, причем не в качестве наказания, а как меру безопасности.

В Уголовном кодексе Голландии в числе последствий совершенного преступления предусмотрены наказания и меры. При этом конфискация имущества может выступать в качестве как наказания, так и меры. Так, ст. 9 УК Голландии конфискацию имущества относит к числу дополнительных видов наказания. В соответствии с ч. 1 ст. 33 УК «наказание конфискацией может быть назначено при осуждении за любое уголовное правонарушение»13. Ее назначение допускается не только в сочетании с основными наказаниями, но и отдельно, однако перечень конфискуемых предметов строго определен в законе и обязательным признаком предмета конфискации является его сопряженность с преступлением.

Уголовное законодательство Норвегии конфискацию также не включило в систему наказаний и отнесло к числу других правовых последствий. Предметом конфискации (изъятия) становится любой доход, полученный в результате уголовно наказуемого деяния, причем изъятие осуществляется и в том случае, если нарушитель не может быть наказан, поскольку был невменяем или вина не была доказана.

Доходом также считается имущество, выступающее вместо дохода, прибыль и другие выгоды от дохода. Если размер дохода не может быть определен, то сумму устанавливает суд по своему усмотрению. Вместо имущества может быть изъята сумма, соответствующая стоимости имущества или части стоимости (§ 34 УК Норвегии)14 .

§ 34а УК Норвегии допускает при расширенной конфискации изъятие всего имущества, принадлежащего нарушителю закона, если он не докажет, что имущество было добыто за-

Проблемы уголовного права

Проблемы уголовного права

конным путем. Расширенное изъятие может быть произведено, если нарушитель оказывается виновным в таком уголовно наказуемом деянии, которое может принести значительный доход, и он совершил: а) одно или несколько уголовно наказуемых деяний, которые совместно могут привести к тюремному заключению на срок 6 или более лет, или пытался совершить такое деяние; б) как минимум, одно уголовно наказуемое деяние, которое может привести к тюремному заключению на срок 2 или более лет, или пытался совершить такое деяние, и на нарушителя в предыдущие перед совершением преступления пять лет был наложен штраф за такое деяние, которое может принести значительный доход.

Таким образом, законодатель изученных нами стран по-разному подходит к определению правовой природы конфискации имущества, оснований и условий ее применения, порядку назначения и исполнения. По уголовному законодательству названных стран конфискация имущества предусматривается как общая, так и специальная, допускается конфискация полная и частичная. Что касается правовой природы, то конфискация рассматривается и как вид наказания, причем в отдельных странах она закреплена в качестве основного, и дополнительного наказания, и как дополнительное последствие совершенного преступления, и как мера уголовноправового характера, и как мера безопасности.

В целом уголовные кодексы зарубежных стран дальнего зарубежья объединяет то, что при регулировании конфискации имущества они исходят из специфики предмета конфискации -

конфискации подлежит лишь то имущество, доходы, предметы, орудия, средства, которые были получены в результате совершения преступления, в связи с совершением преступления или использовались при совершении преступления.

В УК ряда зарубежных государств конфискация имущества регулируется более детально, чем в УК РФ, что может быть положено в основу совершенствования норм о данном институте в России. В частности, заслуживает внимания и одобрения позиция законодателя исследованных нами стран, в соответствии с которой при определении предмета конфискации, в отличие от УК РФ, учитывается только преступный путь происхождения имущества, предметов, доходов и др., независимо от того, какое именно преступление было совершено, то есть любое имущество (доходы и пр.), каким-либо образом связанное с совершением преступления, изымается в доход государства (с учетом интересов потерпевшей стороны); специальная конфискация за рубежом может быть применена к виновному и в том случае, когда ему не назначается уголовное наказание (например, по причине невменяемости лица, истечения сроков давности); в некоторых странах предусмотрены ограничения в отношении применения специальной конфискации при наличии определенных условий (например, по УК Австрии допускается отказ от конфискации в том случае, если выплата денежной суммы существенно осложнила бы или сделала бы несправедливо тяжелым финансовое положение обогатившегося лица).

1 См.: УголовныйкодексФранции / под науч. ред. Л.В. Головке, Н.Е. Крыловой. СПб., 2002. С. 89.

2 См.: Там же. С. 94-95.

3 См.: БорченкоД.Ю. Конфискацияимущества как мера уголовно-правового характера: понятие, природа, социальное предназначение и порядок применения: дис. ... канд. юрид. наук Тольятти, 2007. С. 126.

4 См.: ЖалинскийА.Э. Современное немецкое уголовноеправо. М., 2004. С. 320.

5 Уголовныйкодекс ФедеративнойРеспубликиГ ермании/ науч. ред. и вступ, ст. Д. А. Шестакова. СПб., 2003. С. 203.

6 Там же. С. 205.

7 Борченко Д.Ю. Указ соч. С. 55.

8 УголовныйкодексИспании / под ред. Н.Ф. Кузнецовой Ф.М. Решетникова М., 1998. С. 47.

9 См.: Чупрова Е.В. Ответственность за экономические преступления по уголовномуправу Англии М., 2007. С. 179.

10 КозочкинИ.Д. Уголовное право США: успехи и проблемы реформирования. СПб., 2007. С. 253.

11 См.: Уголовноеправо зарубежныхгосударств Общая часть / под ред. И. Д. Козочкина М., 2003. С. 560.

12 См.: Там же. С. 564.

13 УголовныйкодексГолландии/ науч ред. Б.В. Волженкин СПб., 2001. С. 151.

14 См.: УголовноезаконодательствоНорвегии / науч. ред. и вступ, ст. Ю.В. Голика СПб., 2003. С. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.