Научная статья на тему 'КОНФИГУРАЦИЯ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)'

КОНФИГУРАЦИЯ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ИНДЕКС ЦИФРОВИЗАЦИИ / СЕВЕР РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куратова Л.А.

Цифровое пространство любой территории представляет собой совокупность инфраструктуры, ресурсов, технологий, позволяющих населению взаимодействовать между собой, не перемещаясь физически, поэтому цифровизация особенно актуальна для северных территорий с труднодоступными населенными пунктами, позволяя сделать доступными множество социальных услуг. Целью настоящего исследования является анализ конфигурации цифрового пространства региона на примере одного из регионов Севера России - Республики Коми. Задачи исследования: построение базы данных рядов переменных по регионам Севера России, в том числе Республики Коми, за период 2014-2021 гг.; ретроспективный анализ динамики цифровизации Республики Коми и других регионов Севера за период 2014-2021 гг.; ранжирование регионов Севера России по уровню цифровизации на основе построения интегрального индекса; анализ конфигурации информационно-коммуникационных сетей Республики Коми с учетом типов подключения к сети Интернет и мобильной сети каждого населенного пункта Республики Коми. Объектом исследования является Республика Коми в сравнении с двенадцатью регионами Севера России. Выявлено цифровое неравенство населения Республики Коми, обусловленное в первую очередь географическим фактором. Даны рекомендации по совершенствованию цифровой инфраструктуры Республики Коми. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут оказаться востребованными при оценке результативности цифровизации в ходе разработки стратегий и программ цифровизации пространства регионов. Перспективность дальнейших исследований определяется более глубоким анализом цифровизации населенных пунктов с учетом цифровизации находящихся в данных населенных пунктах агропромышленных, лесопромышленных и иных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFIGURATION OF THE REGIONAL DIGITAL SPACE (THE CASE OF THE KOMI REPUBLIC)

The digital space of any territory is a set of infrastructure, resources, technologies that allow the population to interact with each other without moving physically, hence digitalization is especially relevant for northern territories with hard-to-reach settlements, making it possible to make many social services available. The purpose of this study is to analyze the configuration of the regional digital space, by the example of one of the Russia’s northern region - the Komi Republic. Research objectives are building a database of variables for the regions of the North of Russia, including the Komi Republic, for the period 2014-2021; analysis of the dynamics of digitalization of the Komi Republic and other regions of the North of Russia for the period 2014-2021; ranking the regions of the North of Russia by the level of digitalization based on the integral index; analysis of the configuration of information and communication networks of the Komi Republic, taking into account the types of connection to the Internet and the mobile network of each settlement of the Komi Republic. The object of the study is the Komi Republic in comparison with twelve regions of the North of Russia. The digital inequality of the population of the Komi Republic, primarily due to the geographical factor, is revealed. Recommendations for improving the digital infrastructure of the Komi Republic are given. The practical significance of the study lies in the fact that the results may be useful in assessing the effectiveness of digitalization in the course of developing strategies and programs for digitalization of the regional space. The prospects for further research are determined by a deeper analysis of the digitalization of settlements, taking into account the digitalization of agro-industrial, forestry and other enterprises located in these settlements.

Текст научной работы на тему «КОНФИГУРАЦИЯ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2023.1.12 УДК 332.14:004.9(470.13)

Л.А. Куратова

КОНФИГУРАЦИЯ ЦИФРОВОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

Цифровое пространство любой территории представляет собой совокупность инфраструктуры, ресурсов, технологий, позволяющих населению взаимодействовать между собой, не перемещаясь физически, поэтому цифровизация особенно актуальна для северных территорий с труднодоступными населенными пунктами, позволяя сделать доступными множество социальных услуг. Целью настоящего исследования является анализ конфигурации цифрового пространства региона на примере одного из регионов Севера России - Республики Коми. Задачи исследования: построение базы данных рядов переменных по регионам Севера России, в том числе Республики Коми, за период 20142021 гг.; ретроспективный анализ динамики цифровизации Республики Коми и других регионов Севера за период 2014-2021 гг.; ранжирование регионов Севера России по уровню цифровизации на основе построения интегрального индекса; анализ конфигурации информационно-коммуникационных сетей Республики Коми с учетом типов подключения к сети Интернет и мобильной сети каждого населенного пункта Республики Коми. Объектом исследования является Республика Коми в сравнении с двенадцатью регионами Севера России. Выявлено цифровое неравенство населения Республики Коми, обусловленное в первую очередь географическим фактором. Даны рекомендации по совершенствованию цифровой инфраструктуры Республики Коми. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут оказаться востребованными при оценке результативности цифровизации в ходе разработки стратегий и программ цифровизации пространства регионов. Перспективность дальнейших исследований определяется более глубоким анализом цифровизации населенных пунктов с учетом цифровизации находящихся в данных населенных пунктах агропромышленных, лесопромышленных и иных предприятий.

Ключевые слова: цифровое пространство, информационно-коммуникационные технологии, цифровое неравенство, индекс цифровизации, Север России.

Введение. Цифровое пространство (digital space) как тотальная связанность людей без учета физической географии представляет собой совокупность всей информации в цифровом виде [1, p. 12; 2, p. 951]. Каждая страна, находясь в глобальном цифровом пространстве, формирует свое цифровое пространство, при этом в научной литературе до сих пор нет единого мнения по поводу того, что включает в себя цифровое пространство.

Цифровизация, как отмечает А.В. Козлов [3, с. 107], является единственно возможным вариантом решения задач реиндустриализации и инновационного развития в депопуляционных северных территориях и, по мнению А.Е. Курило, Е.А. Прокопьева, Г.Т. Шкиперовой [4, с. 31], только при целенаправленном использовании технологий на Европейском Севере можно обеспечить качест-

© Куратова Л.А., 2023

Куратова Любовь Александровна - канд. экон. наук, старший научный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, е-mail: lyubov_kuratova@list.ru.

венную жизнь населению, начиная от экологичности окружающей среды и заканчивая ощущением безопасности проживания в поселении.

При этом множество исследований подтверждают тот факт, что ограничения доступа к современным средствам коммуникации у различных социальных групп приводят к цифровому неравенству или цифровому барьеру, который может возникнуть под воздействием разных оснований. Так, В.И. Ильин [5, с. 32] отмечает, что в информационном обществе «доступность» не подразумевает перемещение тела индивида в точку географического пространства, так как информационно-коммуникационные средства позволяют слышать или видеть происходящее без телесного присутствия в какой-то точке, поэтому основным механизмом социального исключения является не отсутствие дорог или их плохое качество, а исключение из информационных потоков. Мануэль Кастельс [6, с. 8] считает, что культура, основанная на цифровой обработке информации, может создать разрыв между поколениями, в частности между теми, кто родился до внедрения Интернета, и теми, кто родился и вырос в цифровой среде.

По данным Министерства экономического развития РФ, в 2022 г. Россия по уровню развития базовых технологий 5G отставала от мировых лидеров на 3-5 лет [7, с. 69]. В 2021 г. 95 % затрат на приобретение для инфраструктуры мобильного Интернета в России были направлены на приобретение иностранного оборудования, не имеющего российских аналогов, при этом в 2022 г. под воздействием санкций стоимость такого оборудования выросла на 40-80 % [8]. Расходы на установку базовой станции LTE (сеть 4G) в сельском населенном пункте на уже имеющуюся там вышку с оптической линией связи составляли 3-5 млн руб., при установке новой вышки - 7 млн руб. [9]. Поэтому из-за дефицита телекоммуникационного оборудования операторам связи с 2022 г. рекомендовано использовать оборудование только для поддержания устойчивости имеющихся сетей [10], исключить неограниченное потребление трафика, в том числе на безлимитных тарифах [11]. Операторы сотовой связи сосредоточились на поддержке 4G-сетей, так как в ближайшие годы сеть 5G развить будет невозможно [12, 13], при этом для сохранения работоспособности сетей операторы могут частично демонтировать уже развернутое оборудование и использовать его для ремонта или расширения сетей там, где это актуальнее [14].

Для обеспечения стабильности работы сетей связи Российский союз промышленников и предпринимателей [8] предлагает ряд мер на период 20222024 гг., в частности льготные кредиты операторам связи, снижение ставок по налогам и страховым взносам, освобождение от НДФЛ доходов сотрудников IT-компаний, скидки за аренду муниципального и государственного имущества, земельных участков, снижение или отмена платы за размещение сетей связи на объектах государственной или муниципальной собственности, создание мотивационных программ для специалистов отрасли связи. В 2022 г. был подписан Указ Президента РФ [15] о мерах по ускоренному развитию IT-отрасли

в России, в частности, облегчение налоговой нагрузки на ИТ-отрасль, сокращение проверок организаций и предоставление новых льгот их сотрудникам.

Исследователи предпринимают попытки проранжировать регионы и страны по уровню цифровизации с помощью интегральных индексов, используя такие показатели, как человеческий потенциал региона и степень использования внешних условий в организациях [16, с. 24], материальные показатели и показатели, характеризующие информационно-коммуникационную подсистему [17, с. 3/8; 3, с. 110-111], использование организациями широкополосного доступа (ШПД) в Интернет, облачных сервисов, специальных программных средств и электронного обмена данными [18, с. 231], показатели внешней среды, доступности цифровых технологий и их использование государством, бизнесом и обществом [19, с. 39], доступность, инвестиции в инфраструктуру, доступ к сети, емкость, использование, человеческий капитал [20, с. 34], цифровая инфраструктура, способность к цифровым инновациям, масштаб цифровой отрасли и применение цифровых технологий [21, с. 4/16]. Однако ряд переменных, использующихся для расчетов по данным методикам, не доступен в открытых статистических источниках по регионам АЗРФ. На государственном уровне оценить цифровизацию по регионам можно с помощью ряда рейтингов, таких как «Рейтинг регионов по развитию информационного общества», «Рейтинг цифровой зрелости российских регионов», которые рассчитываются не ежегодно, разово, поэтому нельзя провести их полный ретроспективный анализ.

Методы. В качестве объекта исследования помимо Республики Коми были отобраны еще двенадцать регионов России, территория которых полностью относится к Крайнему Северу и приравненным к нему местностям, при этом девять из отобранных регионов полностью либо частично относятся и к Арктической зоне РФ. В качестве методологической основы исследования были использованы общенаучные методы познания: причинно-следственный и логико-структурный анализ и синтез; прикладные экономико-статистические методы: систематизация статистической информации, составление информационно-аналитической базы данных. Обработка данных проведена с помощью MS Excel.

На первом этапе были собраны статистические данные [22, 23] и построена база данных рядов переменных для всех тринадцати регионов за период 2014-2020 гг. В первую очередь были отобраны те переменные, которые используются в качестве целевых показателей ряда законодательных актов РФ или содержатся в «Федеральном плане статистических работ» [24]. Второй этап включал в себя ретроспективный анализ по отобранным переменным. На третьем этапе на основе расчетов индексов для каждого региона, было проведено их ранжирование по уровню цифровизации за период 2014-2020 гг. по четырем субиндексам, каждый из которых состоял из шести переменных. Для расчетов субиндексов все переменные были нормализованы, путем их перевода в безразмерные величины в интервале от 0 до 1, т.е. текущее значение пе-

ременной для каждого из регионов было поделено на максимально возможное значение. Итоговый индекс цифровизации (ГОЯ) представляет собой среднее арифметическое четырех субиндексов. На следующем этапе был проведен анализ конфигурации информационно-коммуникационных сетей Республики Коми с учетом типов подключения к сети Интернет и мобильной сети каждого из 720 населенных пунктов республики, для чего были использованы данные Публичного реестра инфраструктуры связи и телерадиовещания РФ [25].

Результаты исследования. В ходе анализа было выявлено, что в Республике Коми на одно домашнее хозяйство приходилось 1,46 компьютера, что чуть выше среднего значения по регионам Севера (рис. 1).

Число персональных компьютеров на 1 домашнее хозяйство, ед., 2014 г Число персональных компьютеров на 1домашнеехозяйсгао, ед.. 2020 г Прирост числа персональных компьютеров на 1 домашнеехозяйство,%

Рис. 1. Прирост числа персональных компьютеров на одно домашнее хозяйство в регионах Севера России в 2020 г. по сравнению с 2014 г.

В 2021 г. по сравнению с 2014 г. доля домашних хозяйств региона, имеющих ШПД к сети Интернет, выросла на 47,3 п.п., однако республика отстает от лидера по данному показателю - Архангельской области - на 10,4 п.п. (рис. 2).

С 2010 г. в регионах Севера ежегодно снижалась плотность фиксированной связи, но при этом до 2015 г. активно росла плотность сотовой связи. В среднем в Республике Коми на одно домохозяйство в 2020 г. приходилось по 2,4 мобильного телефона. Лидирует же по данному показателю Республика Саха - 3 мобильных телефона на одно домохозяйство (рис. 3).

Численность населения регионов Севера, пользующегося Интернетом, выросла в 2020 г. на 1,3 млн чел. в сравнении с 2014 г. и составила 6,9 млн чел. Население регионов Севера России за период 2014-2020 гг. для выхода в Интернет стало более активно использовать различные портативные устройства. К примеру, в Республике Коми доля домохозяйств, использующих в 2020 г. для выхода в Интернет персональные компьютеры, по сравнению с 2014 г.

снизилась на 22,2 п.п. Зато за этот же период доля домохозяйств, использующих для выхода в Интернет мобильный телефон или смартфон, выросла на 48,4 п.п., планшет - 1,6 п.п. (рис. 4).

120

< 1 г

■ Доля домохозяйств, имеющих ШПД к Интериет,%, ¿014 г. Доля домохозяйств, имеющих ШПД к Интернет,%, 2020 г.

Рис. 2. Доля домохозяйств, имеющих ШПД к сети Интернет в регионах Севера России в 2014 и 2021 гг.

Число мобильных на 1 домашнеехозяйство, ед., 2014 г.

Число мобильных на 1 домашнеехозяйство, ед., 2020 г.

—*—Приростчисла мобильныхтелефонов на 1 домашнее хозяйство,%

Рис. 3. Прирост числа мобильных телефонов на одно домашнее хозяйство в регионах Севера России в 2020 г. по сравнению с 2014 г.

Республика Коми по субдиндексу «Цифровизация домохозяйств» (SIdh) занимает среднее место среди регионов Севера России, в связи с тем, что в регионе достаточная по сравнению с регионами-лидерами, доля домохозяйств, которые не используют Интернет из-за высоких затрат и меньший, чем у регионов-лидеров, процент домохозяйств, использующих Интернет для заказов товаров. Значение

субиндекса «Цифровизация населения» ^1вР) для Республики Коми среди всех регионов Севера чуть ниже среднего. Республика Коми занимает среднее положение среди регионов Севера России по субиндексу «Цифровизация деятельности организаций» ^1вО), уступая регионам-лидерам по ряду показателей, в частности гораздо меньшая доля организаций в регионе размещают заказы на товары в сети Интернет. Однако Республика Коми лидирует среди всех регионов Севера России по субидиндексу «Цифровизация деятельности органов власти» ^1вО). По результатам расчета индекса цифровизации (1ж) Республика Коми находится на пятом месте среди регионов Севера России (табл. 1).

Архангельская область

Планшет, п г -Мобильный телефон, смартфон, и п.

Рис. 4. Изменение доли домохозяйств Республики Коми, использующих различные устройства для выхода в Интернет в сравнении с регионами Севера России в 2020 г. по сравнению с 2014 г., п.п.

Таблица 1

Значения индекса цифровизации (1вь) и субиндексов в регионах Севера России в среднем за период 2014-2020 гг.

Регион ^БН 81Ср ^БО ^БО

Ямало-Ненецкий автономный округ 4,91 5,19 4,94 4,71 4,8

Мурманская область 4,67 4,78 4,23 4,4 5,27

Ханты-Мансийский автономный округ 4,63 4,47 4,63 4,63 4,79

Республика Карелия 4,62 4,18 4,09 4,46 5,74

Республика Коми 4,45 4,01 4,02 4,82 4,96

Сахалинская область 4,37 3,62 4,07 4,29 5,5

Архангельская область 4,27 4,09 4,07 4,18 4,76

Камчатский край 4,27 4,03 3,83 3,81 5,43

Республика Тыва 4,18 3,54 4,07 4,48 4,63

Ненецкий автономный округ 4,12 3,89 3,61 4,04 4,94

Чукотский автономный округ 4,12 4,37 3,69 3,43 4,97

Магаданская область 4,04 3,95 3,48 3,46 5,28

Республика Саха 4,04 3,79 3,67 4,06 4,64

Необходимо отметить, что подключение к сети Интернет в населенных пунктах республики возможно по разным типам: по волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), с помощью беспроводных вышек, которые посылают сигнал на антенны в домах (фиксированный Интернет), по мобильному телефону (мобильный Интернет), по спутнику (спутниковый Интернет), с помощью точки доступа. Под точкой доступа понимается специальное оборудование для доступа в Интернет по Wi-Fi, которое обеспечивает круговое покрытие зоны доступа в радиусе 100 м и устанавливается в рамках действия программы устранения цифрового неравенства Ростелеком в населенных пунктах с численностью жителей от 250 до 500 чел. с 2014 г. и от 100 до 500 чел. с 2021 г. До населенного пункта строится ВОЛС, услуги предоставляются жителям на безвозмездной основе (с использованием личных смартфонов, планшетов, ноутбуков). Поскольку подключение к сети Интернет по ВОЛС считается самым быстрым и самым надежным в телекоммуникационной отрасли [26], этот тип подключения к Интернету учитывался при анализе как основополагающий.

За основополагающий тип мобильной связи было взято 4G в связи с тем, что по прогнозам в России к 2025 г. технологией 4G (LTE) будет пользоваться 81 % абонентов, а 2G (GSM) и 3G (UMTS) - только 7 и 4 % абонентов соответственно [27]. Операторы по всему миру с 2020 г. выводят из эксплуатации сети связи 2G и 3G для того, чтобы перераспределить освобождающийся радиочастотный спектр (рефарминг) и не нести расходы по поддержке устаревших технологий [28, 29]. Основная причина перехода к 4G является скорость передачи данных, т.е. скорость загрузки файла в сеть (upload) и скорость скачивания файла (download), и если сеть 3G способна обеспечить скорость 43,2 Мбит/с, то сеть 4G - до 150 Мбит/с. При этом даже если мобильный оператор декларирует покрытие в населенном пункте и он считается подключенным к Интернету, то скорости мобильного Интернета может не хватать для загрузки страниц, наблюдается нечеткий сигнал, особенно, если в радиусе 6 км нет вышки сотовой связи, зачастую поймать сигнал можно, только если забраться на возвышенность или в определенной точке местности.

К первому типу относятся пять городских округов, в административном центре которых проживает от 85,26 до 94,04 % жителей муниципалитета. При этом доля населенных пунктов, в которых имеются одновременно 4G и ВОЛС, составляет от 10 до 71,43 %. Среди городских округов данного типа выделяется ГО Инта, где имеется достаточно большая доля населенных пунктов, в которых нет никакого доступа в Интернет, включая мобильный Интернет - 55 %, однако доля населения, которое проживает в этих населенных пунктах, не велика - 1,3 % от общей численности муниципалитета. В ГО Усинск в 12,5 % населенных пунктов нет никакой мобильной связи, но имеется доступ в Интернет, хотя численность населения, проживающего в таких населенных пунктах - 2,1 % (табл. 2).

On On

Таблица 2

го

CD О

Типы муниципальных образований Республики Коми по уровню развития информационно-коммуникационной инфраструктуры

Доля Доля населения муниципалитета, проживающего в населенных пунктах с 4G и ВОЛС, % Доля населения муниципалитета, Доля населенных пунктов Доля населенных Доля населенных пунктов Доля населенных

Муниципальное образование населенных пунктов муниципалитета проживающего в административном центре муниципалитета со всеми типами мобильной связи пунктов муниципалитета без Интернета муниципалитета без мобильной связи, но с пунктов муниципалитета, включенных Тип

с 4G и ВОЛС, % муниципалитета, % и точками доступа, % и мобильного Интернета, % доступом в сеть Интернет, % в программу «УЦН 2.0», %

ГО Сыктывкар 71,43 99,74 94,04 14,29 0,00 0,00 28,57 1

ГО Ухта 47,06 99,07 82,01 5,88 5,88 5,88 17,65 1

ГО Воркута 36,36 98,09 72,69 0,00 9,09 0,00 27,27 1

ГО Инта 10,00 90,39 87,89 5,00 55,00 5,00 20,00 1

ГО Усинск 18,75 90,02 85,26 25,00 12,50 12,50 43,75 1

МР Сосногорск 23,53 88,83 57,57 23,53 11,76 0,00 29,41 2

МР Печора 18,75 88,22 74,71 28,13 12,50 3,13 34,38 2

ГО Вуктыл 18,18 85,61 79,35 0,00 36,36 9,09 18,18 2

МР Усть-Вымский 15,38 84,39 12,58 7,69 28,85 0,00 19,23 2

МР Княжпогостский 8,89 81,92 61,45 8,89 22,22 2,22 6,67 2

МР Койгородский 25,00 75,81 37,30 25,00 20,00 5,00 30,00 3

МР Сыктывдинский 12,24 72,02 48,37 10,20 10,20 0,00 26,53 3

МР Корткеросский 23,53 69,30 23,77 17,65 25,49 0,00 19,61 3

МР Удорский 10,42 66,68 26,78 12,50 31,25 2,08 14,58 3

МР Усть-Цилемский 17,65 63,39 37,51 26,47 20,59 0,00 41,18 3

МР Ижемский 23,53 62,46 21,06 26,47 11,76 2,94 20,59 3

МР Прилузский 9,20 61,97 29,65 14,94 32,18 3,45 24,14 3

МР Сысольский 7,89 58,87 46,32 11,84 18,42 1,32 14,47 4

МР Усть-Куломский 15,00 57,82 20,31 28,33 20,00 5,00 38,33 4

МР Троицко-Печорский 6,06 53,93 47,51 12,12 39,39 12,12 24,24 4

Республика Коми 10,69 74,14 42,39 13,06 18,33 1,94 23,61

о о

ш

о

сЬ т:

0

1 О

ш <

143

о

143

со

Ко второму типу относятся один городской округ и муниципальные районы, в которых также высока доля городских жителей - от 59,2 до 86,1 %, однако в МР Усть-Вымский и МР Княжпогостский городские поселения не являются административными центрами. При этом доля населенных пунктов, в которых имеются и 40, и ВОЛС, составляет от 8,8 до 23,5 %. Необходимо отметить, что в ГО Вуктыл 55 % населенных пунктов не имеют никакого доступа в Интернет, включая мобильный Интернет, хотя доля населения, которое там проживает всего 1,2 % от общей численности муниципалитета. Также в ГО Вуктыл 9 % населенных пунктов не имеют никакой мобильной связи, но подключены к сети Интернет, в таких населенных пунктах проживает 1,4 % от всей численности муниципалитета (см. табл. 2).

Все муниципальные районы третьего типа относятся к районам с полностью сельским населением, кроме МР Удорский, в котором в поселках городского типа проживает 46,6 % населения муниципалитета. Больше всего населенных пунктов, не имеющих доступ к современным видам информационно-коммуникационных услуг, находится в МР Прилузский (28 %) и МР Удорский (15 %). В этих населенных пунктах нет подключения к сети Интернет, а мобильная связь, если и имеется, то только самого низкого стандарта качества - 20, что не позволяет использовать и мобильный Интернет. Стоит отметить, что доля населения, проживающего в таких населенных пунктах, составляет от общей численности всего 3,2 и 1,08 %. В данных муниципалитетах имеются и населенные пункты без мобильной связи, но с выходом в Интернет - 10 и 15 % соответственно (см. табл. 2).

В двух муниципалитетах (МР Сысольский и МР Усть-Куломский) четвертого типа проживает только сельское население. В данной группе находится и МР Троицко-Печорский, в котором проживает 47 % городских жителей (пгт Троицко-Печорск), но при этом 39,39 % населенных пунктов муниципалитета не имеют доступа к сети Интернет, 12,1 % населенных пунктов не подключены к мобильной связи, но имеют доступ к сети Интернет, а еще 24,2 % населенных пунктов не подключены к сети Интернет или мобильной связи. Таким образом, 11,4% жителей муниципалитета ограничены в доступе к сети Интернет, мобильной связи или одновременно к обоим видам информационно-коммуникационных услуг (см. табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом по республике практически 50 % населенных пунктов обеспечено либо одним видом информационно-коммуникационных услуг, либо не обеспечено ни одним из них, в таких населенных пунктах проживает 2 % жителей республики.

В 2022 г. в регионе имеются 54 населенных пункта, которые до сих пор не подключены ни к одному виду информационно-коммуникационных услуг. В данных населенных пунктах нет образовательных учреждений, организаций лесозаготовки, лесопереработки или агропромышленных организаций. Убыль

общей численности населения в таких населенных пунктах за период 2015-2022 гг. составила 64 %. В 2015 г. населенных пунктов, не подключенных к информационно-коммуникационным услугам, было 111. За этот период 57 из них были подключены хотя бы к одному виду информационно-коммуникационных услуг, чаще всего - это мобильная связь 3G, которая предполагает наличие мобильного Интернета, пусть и невысокой скорости. Здесь стоит отметить, что только в 8 из этих 57 населенных пунктов есть организации, занимающиеся лесозаготовкой, лесопереработкой или аграрной деятельностью и только в трех из них есть образовательные учреждения, однако убыль населения в таких населенных пунктах составила 2,8 % (табл. 3).

Таблица 3

Соотношение численности населенных пунктов Республики Коми без доступа в сеть Интернет и мобильной связи в 2022 г. по сравнению с 2015 г.

Показатель 2015 г. 2022 г.

Численность населенных пунктов Республики Коми без доступа в сеть Интернет и мобильной связи, ед. 111 54

Из них численность населенных пунктов Республики Коми, в которых появился доступ в сеть Интернет или мобильная связь, ед. - 57

Численность жителей Республики Коми, проживающих в 54 населенных пунктах, в которых не появился доступ в сеть Интернет и мобильная связь, чел. 2306 833 (-64 %)

Численность жителей Республики Коми, проживающих в 57 населенных пунктах, в которых появился доступ в сеть Интернет или мобильная связь, чел. 8773 8520 (-2,8 %)

В связи с тем, что 71 % населения Республики Коми проживает в десяти городах, а также там располагаются филиалы крупных региональных и федеральных организаций, множество учреждений образования и здравоохранения, то операторы мобильной связи и интернет-провайдеры предпочитают предлагать и развивать свои услуги именно в городах. На значительной части территории региона интернет-покрытие отсутствует вовсе либо его скорость не позволяет пользоваться интернет-ресурсами [30].

Заключение. Таким образом, в ходе анализа выявлены недостатки формирования цифрового пространства и региональной конфигурации информационно-коммуникационных сетей, которые формируют цифровое неравенство населения среди них пространственная дискриминация доступа к информационно-коммуникационным сетям по количеству операторов и качеству связи в городской и сельской местности и между типами поселений; «урбанистический» характер размещения информационно-коммуникационных сетей вдоль транспортно-хозяйственной оси региона; трудность в обеспечении более современными информационно-коммуникационными услугами связи (40, 50) и более широким выбором поставщиков информационно-коммуникационных услуг населения сельских удаленных и труднодоступных населенных пунктов, к примеру, 50 % населенных пунктов Республики Коми обеспечено либо од-

ним видом связи (мобильная связь или доступ к сети Интернет), либо не обеспечена ни одним видом связи. Поскольку цифровизация пространства региона имеет социальную значимость, ее дальнейшее развитие в современных условиях напрямую зависит от предоставления государством льготных кредитов и субсидий операторам связи, развития информационно-коммуникационных видов связи последнего поколения не только в городах, но и сельских населенных пунктах, поддержка предпринимательской инициативы по развитию цифровых технологий, стимулирование организаций к внедрению цифровых технологий. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут оказаться востребованными при оценке результативности цифровизации пространств регионов. Перспективность дальнейших исследований определяется более глубоким анализом цифровизации населенных пунктов с учетом цифровизации находящихся в данных населенных пунктах агропромышленных, лесопромышленных и иных предприятий.

Список литературы

1. Kilian A. Defining Digital Space Through a Visual Language. Master of Sciences Thesis. - Massachuttes Institute of Technology, Department of Architecture, 2000. - 118 p.

2. Kukul T., Coçkun E.A. Stratified Space by the Integration of Physical and Digital Spaces // Proceedings of the 29th Conference on Education in Computer Aided Architectural Design in Europe. - Brussels: Education in Computer Aided Architectural Design in Europe; Ljubljana: Faculty of Architecture, 2011. - P. 951-959.

3. Козлов А.В. Метод определения уровня развития цифровой инфраструктуры региона с применением аппарата нечетких множеств на примере Мурманской области // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2020. - № 1(67). - С. 106-117. DOI: 10.37614/2220-802X.1.2020.67.009

4. Курило А.Е., Прокопьев Е.А., Шкиперова Г.Т. Цифровизация муниципального управления в регионах Европейского Севера России // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2019. - № 3(65). - С. 30-42.

5. Ильин В.И. Российская глубинка в социальной структуре России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/ 2010_4/Ilyin_Glubinka_2010_4.pdf (дата обращения: 22.11.2022).

6. Кастельс М. Власть коммуникации: учеб. пособие: пер. англ. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 564 с.

7. Развитие отдельных высокотехнологичных направлений. Белая книга / под ред. Т.Л. Броницкого [и др.]; НИУ ВШЭ. - М., 2022. - 188 с.

8. Предложения о мерах по обеспечению развития отрасли связи и информационно-коммуникационных технологий в условиях внешнего санкцион-ного давления [Электронный ресурс]. - URL: https://rspp.ru/upload/iblock/fc6/ 2eanvjvzhhmji5cv8chhdui100rspzzq/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D-0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%-

9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1 %81%D0%B8%D0% B8.pdf (дата обращения: 22.11.2022).

9. Кодачигов В. Сотовых операторов обяжут построить сети 4G в селах [Электронный ресурс] // Ведомости (раздел «Технологии»). - 2021. - 09 июля. -URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2021/07/09/877491-sotovih-operatorov-obyazhut-postroit-4g-v-selah (дата обращения: 22.11.2022).

10. Минцифры отменило часть требований к операторам по расширению LTE-сетей в 2022 году [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedo-mosti.ru/technology/news/2022/03/28/915550-mintsfiri-otmenilo-trebovaniya-lte (дата обращения: 22.11.2022).

11. Минцифры рекомендовало операторам отказаться от безлимитных тарифов [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/technology_and_ media/28/03/2022/6241eb729a79471262d1f647 (дата обращения: 22.11.2022).

12. Концепция создания и развития сетей 5G/IMT-2020 в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/kont-septsiya-sozdaniya-i-razvitiya-setej-5g-imt-2020.pdf (дата обращения: 22.11.2022).

13. Россия осталась без 5G на долгие годы [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cnews.ru/news/top/2022-07-14_rossiya_ostalas_bez_5g_na (дата обращения: 22.11.2022).

14. Гаврилюк А. В связи с вышеизношенным [Электронный ресурс] // Коммерсант. - 2022. - № 52/П. - С. 1. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 5281224 (дата обращения: 22.11.2022).

15. О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 года № 83. - URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202203020001 (дата обращения: 22.11.2022).

16. Козлов А.В., Тесля А.Б., Иващенко А.А. Оценка уровня цифровизации регионов с применением нечеткой логики // Управление устойчивым развитием. - 2021. - № 4 (35). - С.21-31. DOI: 10.18334/vinec.12.1.114437

17. Козлов А.В. Определение уровня развития цифровой инфраструктуры в регионе: методика и сравнительный анализ на примере территорий российской Арктики [Электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2019. - № 2 (58). - URL: https://eee-region.ru/article/5813/ (дата обращения: 22.11.2022).

18. Садыртдинов Р.Р. Уровень цифровизации регионов России // Вестник Челябинского государственного университета. - 2020. - № 10 (444). - С. 230-235. DOI: 10.47475/1994-2796-2020-11029

19. Камнева В. В., Баева Д. А. Оценка уровня цифровизации на основе регионального индекса сетевой готовности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2021. - № 1. - С. 37-44. DOI: 10.14529/em210104

20. Katz R., Koutroumpis P., Callorda F.M. Using a digitization index to measure the economic and social impact of digital agendas // Emerald Group Publishing Limited. -2014. - Vol. 16, № 1. - P. 32-44. DOI: 10.1108/info-10-2013-0051

21. Tang L., Lu B., Tian T. Spatial correlation network and regional differences for the development of digital economy in China // Entropy. - 2021. - Vol. 23(12). -P. 1575. DOI: 10.3390/e23121575

22. Выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocom-munity (дата обращения: 22.11.2022).

23. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. -URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (дата обращения: 22.11.2022).

24. Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 дек. 2022 г. № 4229-р) [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/462 (дата обращения: 22.11.2022).

25. Публичный реестр инфраструктуры связи и телерадиовещания РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://reestr-svyaz.rkn.gov.ru/ (дата обращения: 22.11.2022).

26. Оптоволоконная связь [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tad-viser.ru/index.php/%D0%A1%D 1 %82%D0%B0%D1%82%D1 %8C%D1%8F:%D0 %9E%D0%BF%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0% BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B2%D1%8 F%D0%B7%D1%8C (дата обращения: 22.11.2022).

27. The Mobile Economy Russia & CIS 2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gsma.com/mobileeconomy/wp-content/uploads/2021/09/GSMA_ ME_ RussiaCIS_2021_R_WEB_Singles.pdf (дата обращения: 22.11.2022).

28. Алпатова И. Операторы связи переводят частоты 3G под новые форматы [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2020/07/19/operatory-sviazi-perevodiat-chastoty-3g-pod-novye-formaty.html (дата обращения: 22.11.2022).

29. Ашуров И. Операторы отказываются от 3G в Москве: как это скажется на пользователях мобильного интернета [Электронный ресурс]. - URL: https://vm.ru/news/979102-operatory-otkazyvayutsya-ot-3g-v-moskve-kak-eto-skazhetsya-na-polzovatelyah-mobilnogo-interneta (дата обращения: 22.11.2022).

30. В Коми анализы на антитела сделают бесплатными [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2021/11/22/reg-szfo/v-komi-analizy-na-antitela-sdelaiut-besplatnymi.html (дата обращения: 22.11.2022).

References

1. Killan A. Defining digital space through a visual language. Master of Sciences Thesis. Massachusetts Institute of Technology, Department of Architecture, 2000, 118 p.

2. Kukul T., Co§kun E.A. Stratified space by the integration of physical and digital spaces. Education in Computer Aided Architectural design in Europe. Proc. 29th Conf. Brussels, Ljubljana, Faculty of Architecture, 2011, pp. 951-959.

3. Kozlov A.V. Metod opredeleniia urovnia razvitiia tsifrovoi infrastruktury regiona s primeneniem apparata nechetkikh mnozhestv na primere Murmanskoi oblasti [Method for determining the level of development of the digital infrastructure of a region using the fuzzy sets theory: Case of the Murmansk region]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogoporiadka, 2020, no. 1 (67), pp. 106-117.

4. Kurilo A.E., Prokop'ev E.A., Shkiperova G.T. Tsifrovizatsiia munitsi-pal'nogo upravleniia v regionakh Evropeiskogo Severa Rossii [Digitalization of municipal management in the regions of the Russian European North]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poriadka, 2019, no. 3 (65), pp. 30-42.

5. Il'in V.I. Rossiiskaia glubinka v sotsial'noi strukture Rossii [The Russian heartland in social structure]. Available at: http://www.jourssa.ru/sites/all/files/ volumes/2010_4/Ilyin_Glubinka_2010_4.pdf (accessed 22.11.2022).

6. Castells M. Communication power (Russ. ed.: Kastel's M. Vlast' kommuni-katsii. Moscow, Vysshaia shkola ekonomika, 2013, 564 p.).

7. Razvitie otdel'nykh vysokotekhnologichnykh napravlenii. Belaia kniga [Development of certain high-tech areas. The White book]. Eds. T.L. Bronitskii et al. Moscow, HSE, 2022, 188 p.

8. Predlozheniia o merakh po obespecheniiu razvitiia otrasli sviazi i informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v usloviiakh vneshnego sanktsionnogo davleniia [Proposals on measures to ensure information-communication industry development in the face of external sanctions pressure]. Available at: https://rspp.ru/upload/iblock/fc6/2eanvjvzhhmji5cv8chhdui100rspzzq/%D0%9F%D1 % 80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8% D1%8F%20%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D 1 %81%D0%B8%D 0% B8.pdf (accessed 22.11.2022).

9. Kodachigov V. Sotovykh operatorov obiazhut postroit' seti 4G v selakh [Mobile network operators will be obliged to build 4G networks in villages]. Available at: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2021/07/09/877491-sotovih-operatorov-obyazhut-postroit-4g-v-selah (accessed 22.11.2022).

10. Mintsifry otmenilo chast' trebovanii k operatoram po rasshireniiu LTE-setei v 2022 godu [The Ministry of Digital Development canceled a part of the requirements for MNO to expand LTE networks in 2022]. Available at: https://www.ve-domosti.ru/technology/news/2022/03/28/915550-mintsfiri-otmenilo-trebovaniya-lte (accessed 22.11.2022).

11. Mintsifry rekomendovalo operatoram otkazat'sia ot bezlimitnykh tarifov [The Ministry of Digital Development recommended MNO to cease unlimited tariffs]. Available at: https://www.rbc.ru/technology_and_media/28/03/2022/ 6241eb729a79471262d1f647 (accessed 22.11.2022).

12. Kontseptsiia sozdaniia i razvitiia setei 5G/IMT-2020 v Rossiiskoi Federatsii [The strategy of 5G/IMT-2020 networks installation in the Russian Federation]. Available at: https://digital.gov.ru/uploaded/files/kontseptsiya-sozdaniya-i-razvitiya-setej-5g-imt-2020.pdf (accessed 22.11.2022).

13. Rossiia ostalas' bez 5G na dolgie gody [Russia was left without 5G for many years]. Available at: https://www.cnews.ru/news/top/2022-07-14_rossiya_ostalas_ bez_5g_na (accessed 22.11.2022).

14. Gavriliuk A. V sviazi s vysheiznoshennym [In connection with the outworn above]. Kommersant, 2022, no. 52/P, pp. 1, available at: https://www.kommer-sant.ru/doc/5281224 (accessed 22.11.2022).

15. O merakh po obespecheniiu uskorennogo razvitiia otrasli informatsionnykh tekhnologii v Rossiiskoi Federatsii [On measures to ensure the accelerated development of information industry in the Russian Federation]. Decree of the RF President dated 02.03.2022 No. 83, available at: http://publication. pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202203020001 (accessed 22.11.2022).

16. Kozlov A.V., Teslia A.B., Ivashchenko A.A. Otsenka urovnia tsifrovizatsii regionov s primeneniem nechetkoi logiki [Evaluation of digitalization level of regions with fuzzy logic appliance]. Upravlenie ustoichivym razvitiem, 2021, no. 4 (35), pp. 21-31. DOI: 10.18334/vinec.12.1.114437.

17. Kozlov A.V. Opredelenie urovnia razvitiia tsifrovoi infrastruktury v regione: metodika i sravnitel'nyi analiz na primere territorii rossiiskoi Arktiki [Determining the level of digital infrastructure development in the region: Method and comparative analysis on the example of the territories of the Russian Arctic]. Regional'naia ekonomika i upravlenie: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2019, no. 2 (58), available at: https://eee-region.ru/article/5813/ (accessed 22.11.2022).

18. Sadyrtdinov R.R. Uroven' tsifrovizatsii regionov Rossii [The level of digitaliza-tion of the regions of Russia]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2020, no. 10 (444), pp. 230-235. DOI: 10.47475/1994-2796-2020-11029.

19. Kamneva V.V., Baeva D.A. Otsenka urovnia tsifrovizatsii na osnove regional'nogo indeksa setevoi gotovnosti [Assessing the level of digitalization based on regional network readiness index]. Vestnik Iuzhno-Ural'skogo gosu-darstvennogo universiteta. Ekonomika i menedzhment, 2021, no. 1, pp. 37-44. DOI: 10.14529/em210104

20. Katz R., Koutroumpis P., Callorda F.M. Using a digitization index to measure the economic and social impact of digital agendas. Emerald Group Publishing Limited, 2014, vol. 16, no. 1, pp. 32-44. DOI: 10.1108/info-10-2013-0051.

21. Tang L., Lu B., Tian T. Spatial correlation network and regional differences for the development of digital economy in China. Entropy, 2021, vol. 23 (12), pp. 1575. DOI: 10.3390/e23121575.

22. Vyborochnoe federal'noe statisticheskoe nabliudenie po voprosam ispol'zo-vaniia naseleniem informatsionnykh tekhnologii i informatsionno-telekom-munikatsionnykh setei [Selective federal statistical observation on information technologies and telecommunication networks use by the population]. Available at: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (accessed 22.11.2022).

23. Monitoring razvitiia informatsionnogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii [Monitoring of the information society development in the Russian Federation]. Available at: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (accessed 22.11.2022).

24. Federal'nyi plan statisticheskikh rabot [Federal statistical work plan]. Decree of the RF Government dated 06.05.2008 No. 671-r (rev. 26.12.2022 No. 4229-r)]. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/462 (accessed 22.11.2022).

25. Publichnyi reestr infrastruktury sviazi i teleradioveshchaniia RF [Public register of communications and broadcasting infrastructure of the Russian Federation]. Available at: https://reestr-svyaz.rkn.gov.ru/ (accessed 22.11.2022).

26. Optovolokonnaia sviaz' [Fiber optic communication]. Available at: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1 %8C %D1 %8F:%D0%9E%D0%BF%D1 %82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB% D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81% D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C (accessed 22.11.2022).

27. The mobile economy Russia & CIS 2021. Available at: https://www.gsma. com/mobileeconomy/wp-content/uploads/2021/09/GSMA_ME_RussiaCIS_2021_R_ WEB_Singles.pdf (accessed 22.11.2022).

28. Alpatova I. Operatory sviazi perevodiat chastoty 3G pod novye formaty [Telecom operators transfer 3G frequencies to new formats]. Available at: https://rg.ru/2020/07/19/operatory-sviazi-perevodiat-chastoty-3g-pod-novye-formaty.html (accessed 22.11.2022).

29. Ashurov I. Operatory otkazyvaiutsia ot 3G v Moskve: kak eto skazhetsia na pol'zovateliakh mobil'nogo interneta [Operators refuse 3G in Moscow: How it will affect mobile Internet users]. Available at: https://vm.ru/news/979102-operatory-otkazyvayutsya-ot-3g-v-moskve-kak-eto-skazhetsya-na-polzovatelyah-mobilnogo-in-terneta (accessed 22.11.2022).

30. V Komi analizy na antitela sdelaiut besplatnymi [In Komi, antibody tests will be made free of charge]. Available at: https://rg.ru/2021/11/22/reg-szfo/v-komi-analizy-na-antitela-sdelaiut-besplatnymi.html (accessed 22.11.2022).

Оригинальность 76 %

Поступила 05.12.2022 Одобрена 27.12.2022 Принята к публикации 15.03.2023

L.A. Kuratova

CONFIGURATION OF THE REGIONAL DIGITAL SPACE (THE CASE OF THE KOMI REPUBLIC)

The digital space of any territory is a set of infrastructure, resources, technologies that allow the population to interact with each other without moving physically, hence digitalization is especially relevant for northern territories with hard-to-reach settlements, making it possible to make many social services available. The purpose of this study is to analyze the configuration of the regional digital space, by the example of one of the Russia's northern region - the Komi Republic. Research objectives are building a database of variables for the regions of the North of Russia, including the Komi Republic, for the period 2014-2021; analysis of the dynamics of digitalization of the Komi Republic and other regions of the North of Russia for the period 2014-2021; ranking the regions of the North of Russia by the level of digitalization based on the integral index; analysis of the configuration of information and communication networks of the Komi Republic, taking into account the types of connection to the Internet and the mobile network of each settlement of the Komi Republic. The object of the study is the Komi Republic in comparison with twelve regions of the North of Russia. The digital inequality of the population of the Komi Republic, primarily due to the geographical factor, is revealed. Recommendations for improving the digital infrastructure of the Komi Republic are given. The practical significance of the study lies in the fact that the results may be useful in assessing the effectiveness of digitalization in the course of developing strategies and programs for digitalization of the regional space. The prospects for further research are determined by a deeper analysis of the digitalization of settlements, taking into account the digitalization of agro-industrial, forestry and other enterprises located in these settlements.

Keywords: digital space, information and communication technologies, digital divide, digitalization index, the North of Russia.

Lyubov A. Kuratova - Cand. Sc. (Economics), Senior Researcher, Institute of Socio-Economic & Energy Problems of the North of the Federal Research Center "Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences", e-mail: lyubov_kuratova@list.ru.

Received 05.12.2022 Approved 27.12.2022 Accepted for publication 15.03.2023

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Вклад автора 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом: Куратова, Л.А. Конфигурация цифрового пространства региона (на примере Республики Коми) / Л.А. Куратова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2023. -№ 1. - С. 159-176.

Please cite this article in English as:

Kuratova L.A. Configuration of the regional digital space (the case of the Komi Republic). PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 1, pp. 159-175 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.