Научная статья на тему 'Конфессиональный фактор кадровой политики жандармских полицейских подразделений железных дорог (вторая половина xix - начало xx века)'

Конфессиональный фактор кадровой политики жандармских полицейских подразделений железных дорог (вторая половина xix - начало xx века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНДАРМЫ / ПОЛИЦИЯ / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / КАДРЫ / КОНФЕССИИ / ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / КАТОЛИЦИЗМ / ИУДАИЗМ / GENDARMES / POLICE / RAILWAY / STAFF / FAITHS / CHRISTIANITY / ORTHODOXY / CATHOLICISM / JUDAISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрыкин Н. Н., Петрыкина В. В.

В статье рассмотрен вопрос о смысле императивного требования, обязывавшего чины жандармских полицейских подразделений железных дорог как представителей Отдельного корпуса жандармов Российской империи быть исключительно православного вероисповедания. Приведены исторические предпосылки складывания ограничений, запрещавших католикам и иудеям, хотя бы и крещеным, проходить службу в составе подразделений Отдельного корпуса жандармов вообще и жандармской железнодорожной полиции в частности. Указаны конфессиональные и национальные факторы, влиявшие на критерии отбора кадров для прохождения службы в Отдельном корпусе жандармов. Проведен анализ конфессиональных и национальных аспектов в части влияния их на результаты оценки политической благонадежности кандидатов и служащих Отдельного корпуса жандармов и их готовности к защите российской государственности. На примере архивных документов и нормативных правовых актов показана религиозная составляющая деятельности жандармских полицейских подразделений железных дорог как части Отдельного корпуса жандармов. Сформулированы критические выводы о соотношении внешних и внутренних факторов, влиявших на качественный результат кадровой политики железнодорожных жандармов как представителей Отдельного корпуса жандармов с учетом современных тенденций развития общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Петрыкин Н. Н., Петрыкина В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONFESSIONAL FACTOR IN THE PERSONNEL POLICY OF THE GENDARMERIE POLICE UNITS OF THE RAILWAYS (SECOND HALF OF XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES)

The article considers the question of the meaning of the imperative requirement, obliging the ranks of the gendarmerie police units of the railways, as representatives of the Separate Corps of Gendarmes of the Russian Empire, to be exclusively Orthodox. The historical prerequisites for folding restrictions prohibiting Catholics and Jews, even those baptized, from serving as part of the Separate Gendarmes Corps in general and the Gendarmerie Railway Police in particular, are given. The confessional and national factors influencing the selection criteria for serving in the Separate Gendarmes are indicated. The analysis of confessional and national aspects in terms of their influence on the results of assessing the political reliability of candidates and employees of the Separate Gendarmes and their readiness to defend Russian statehood is carried out. The religious component of the activities of the gendarmerie police units of the railways as part of the Separate Corps of Gendarmes is shown on the example of archival documents and regulatory legal acts. Critical conclusions are formulated on the correlation of external and internal factors that influenced the quality result of the personnel policy of railway gendarmes as representatives of the Separate Corps of Gendarmes taking into account current trends in the development of society and the state.

Текст научной работы на тему «Конфессиональный фактор кадровой политики жандармских полицейских подразделений железных дорог (вторая половина xix - начало xx века)»



Ч- ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

г_А

конфессиональный фактор кадровой политики

жандармских полицейских подразделений железны1х дорог (вторая половина xix - начало xx века)

the confessional factor in the personnel policy of the gendarmerie police units of the railways (second half of xix - beginning of xx centuries)

УДК 34:93

Н.Н. ПЕТРЫКИН

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

В.В. ПЕТРЫКИНА,

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

NIKOLAY N. PETRYKIN

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

VERA V. PETRYKINA

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос о смысле императивного требования, обязывавшего чины жандармских полицейских подразделений железных дорог как представителей Отдельного корпуса жандармов Российской империи быть исключительно православного вероисповедания. Приведены исторические предпосылки складывания ограничений, запрещавших католикам и иудеям, хотя бы и крещеным, проходить службу в составе подразделений Отдельного корпуса жандармов вообще и жандармской железнодорожной полиции в частности. Указаны конфессиональные и национальные факторы, влиявшие на критерии отбора кадров для прохождения службы в Отдельном корпусе жандармов. Проведен анализ конфессиональных и национальных аспектов в части влияния их на результаты оценки политической благонадежности кандидатов и служащих Отдельного корпуса жандармов и их готовности к защите российской государственности. На примере архивных документов и нормативных правовых актов показана религиозная составляющая деятельности жандармских полицейских подразделений железных дорог как части Отдельного корпуса жандармов. Сформулированы критические выводы о соотношении внешних и внутренних факторов, влиявших на качественный результат кадровой политики железнодорожных жандармов как представителей Отдельного корпуса жандармов с учетом современных тенденций развития общества и государства.

Ключевые слова: жандармы, полиция, железная дорога, кадры, конфессии, христианство, православие, католицизм, иудаизм.

Для цитирования: Петрыкин Н.Н., Петрыкина В.В. Конфессиональный фактор кадровой политики жандармских полицейских подразделений железных дорог (вторая половина XIX - начало XX века) // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 1. С. 4-8.

Abstract: the article considers the question of the meaning of the imperative requirement, obliging the ranks of the gendarmerie police units of the railways, as representatives of the Separate Corps of Gendarmes of the Russian Empire, to be exclusively Orthodox. The historical prerequisites for folding restrictions prohibiting Catholics and Jews, even those baptized, from serving as part of the Separate Gendarmes Corps in general and the Gendarmerie Railway Police in particular, are given. The confessional and national factors influencing the selection criteria for serving in the Separate Gendarmes are indicated. The analysis of confessional and national aspects in terms of their influence on the results of assessing the political reliability

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ

ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

2020' 1

of candidates and employees of the Separate Gendarmes and their readiness to defend Russian statehood is carried out. The religious component of the activities of the gendarmerie police units of the railways as part of the Separate Corps of Gendarmes is shown on the example of archival documents and regulatory legal acts. Critical conclusions are formulated on the correlation of external and internal factors that influenced the quality result of the personnel policy of railway gendarmes as representatives of the Separate Corps of Gendarmes taking into account current trends in the development of society and the state.

Keywords: gendarmes, police, railway, staff, faiths, Christianity, Orthodoxy, Catholicism, Judaism.

For citation: Petrykin N.N., Petrykina V.V. The confessional factor in the personnel policy of the gendarmerie police units of the railways (second half of XIX - beginning of XX centuries) // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 1. P. 4-8.

Закономерности исторического развития России актуализировали потребность правоохранительных органов, по словам главы государства В.В. Путина, «в честном, прямом диалоге с гражданским обществом, представителями традиционных религий»1. Многовековая история России превратила ее в многонациональное и многоконфессиональное государство с опорой на православие, что накладывало существенный отпечаток на всю систему власти, в том числе на правоохранительные органы. Важной составной частью правоохранительной системы Российской империи был Отдельный корпус жандармов, созданный для охраны внешнего порядка благочиния и общественной безопасности. Высочайшим повелением 16 марта 1867 г. был учрежден жандармский полицейский надзор на линиях железных дорог [1, с. 3]. Сегодня в условиях реформирования системы МВД России крайне важно переосмыслить и оценить опыт складывания кадрового состава жандармского ведомства с учетом исторической специфики развития России. Особый интерес для исследователей представляет изучение кадровой политики жандармской железнодорожной полиции. Ученые оценивают жандармскую железнодорожную полицию как наиболее мобильную, активную и многочисленную структуру в рамках единого жандармского ведомства [2; 3; 4]. Одновременно остро вставал вопрос комплектования вновь создаваемых подразделений кадрами. Руководство подчеркивало, что офицеры и унтер-офицеры, составлявшие основную часть личного состава, должны быть во всех отношениях благонадежными. Им предписывалось «быть всегда строгими к своему поведению, неукоснительно исполнять обязанности воинской дисциплины, высоко чтить звание свое, честно и бескорыстно нести службу, а когда потребуется, то с полным самоотвержением и не задумываясь жертвовать жиз-

1 Торжественный вечер, посвященный Дню сотрудника органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/62006 (дата обращения: 10.11.2019).

нью и здоровьем своим на спасение и помощь ближнего» [5, с. 10]. Примеров такого отношения к службе было множество. Так, 12 ноября 1904 г. на 658 версте на Московско-Киево-Воронежской железной дороге произошло крушение поезда. Первыми на место происшествия прибыли железнодорожные жандармы Ливно-Воронежского отделения: вахмистр Иван Селезнев и унтер-офицеры Александр Щепетильников, Герасим Никитин, Андрей Федоров, Филип Чернышев, Петр Семенников, Павел Кочетов и Макар Рахин-ский, действия которых были высоко оценены непосредственным начальством «за распорядительность и усиленные труды по поддержанию порядка на месте крушения поезда»2.

Особое место при отборе кадров отводилось конфессиональным и национальным факторам. В России «православие как культурообразую-щая религия, - пишет А.И. Осипов, - оказала огромное влияние на формирование государственно-правовых, социально-экономических, семейно-бытовых отношений, языка и менталитета восточнославянских народов. Такие черты характера, как жертвенность, самоотверженность, соборность, открытость, щедрость, сострадательность, нестяжательность, толерантность, жажда справедливости, стремление к нравственной правде и др., во многом сформировались благодаря православию с его идеалами святости, благочестия и бескорыстного служения Богу, людям и Отечеству» [6, с. 237].

Царское правительство, выступавшее за целостность государства, пресекало попытки зародить элементы сепаратизма со стороны любых конфессий, отличных от православного вероисповедания, исключало возможность их искусственного влияния на деятельность жандармского корпуса как дестабилизирующего фактора. Отсюда самое пристальное внимание к сохранению чистоты рядов ведомства на протяжении всего периода существования жандармского корпуса, вплоть до февраля 1917 года. Таким

2 Государственный архив Российской Федерации (далее -ГАРФ). Д. 197. Л. 139 об., 140.

2020'1

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ

ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

образом, проблемы вероисповедания были тесно связаны с государственными интересами и представляли собой неотъемлемую часть кадровой политики в жандармском корпусе. В 1871 году шеф жандармов П. Шувалов утвердил специальные правила для определения в корпус жандармов вновь поступавших лиц. Они содержали требования к духовно-нравственному облику кандидата. Насколько строг был отбор, говорит тот факт, что в 1871 году для поступления в корпус жандармов подали прошение 142 офицера, из них отобрали 21, а признаны способными к службе были 6 человек, которые были допущены к занятиям [7, с. 299].

Служба в жандармском корпусе имела особые конфессиональные и в некоторой степени национальные ограничения. На основе Правил приема офицеров в Отдельный корпус жандармов, утвержденных 26 августа 1894 года, в число жандармских офицеров и унтер-офицеров не допускались «лица польского происхождения, католического вероисповедания или женатые на католичках, а также евреи, хотя бы и крещеные» [9, с. 3-5]. Лица польской и еврейской национальности не могли быть и филерами в службе наружного наблюдения полиции.

Закономерен вопрос, почему при наличии множества конфессий ограничения при приеме на службу в жандармский корпус касались конкретно католиков и иудеев? Обратимся к предыстории вопроса. По итогам Отечественной войны 1812 года с включением в состав Российской империи польских земель резко возросла численность населения, принадлежавшего к католическому вероисповеданию. Чтобы искоренить польский национализм, основанный на униатстве, царское правительство разрешило полякам служить в армии, что значительно повлияло на рост процента поляков-католиков. После Польского восстания 1863 года, в котором участвовали и офицеры польского происхождения, полякам было запрещено проходить службу на территории Варшавского военного округа, была введена двадцатипроцентная квота для поляков во всех частях. С 1864 года полякам запретили поступать в Академию Генерального штаба и Военно-юридическую академию. Прием в Михайловскую и Николаевскую академии сократили для них до одного человека в год. Идея национальной обособленности, вплоть до восстановления Речи Посполитой в ее прежних пределах, охватывала все более широкие слои польского общества. Польское национальное движение было тесно связано с российскими революционными течениями, поэтому правительство вынужденно было проявлять твердость в «польском вопросе». Рассматривать поляков -

офицеров Российской армии в качестве кандидатов для прохождения службы в жандармском корпусе не представлялось возможным.

Постоянно тлеющим в российской действительности был и «еврейский» вопрос. В годы либеральных реформ Александра II политика носила характер «выборочной интеграции», которая продолжалась до 1880 года. Крещение, переход в православную веру открывали возможность евреям занимать государственные должности, в том числе быть офицерами в армии при ограничениях в некоторых частях. Это должно было привести к снижению оппозиционности. Однако часть еврейской молодежи воспринимала крещение как вынужденный компромисс. После 1880 г. на фоне известного циркуляра «о кухаркиных детях» для евреев были установлены жесткие квоты на обучение в высших учебных заведениях и гимназиях -10% в пределах черты оседлости, 5% - на всей остальной территории страны, в Санкт-Петербурге и Москве - 3%. Лишившись возможности получения высшего образования в России, дети зажиточных евреев уезжали в европейские университеты. Молодежь сильно радикализировалась. Это привело к активному формированию многочисленных еврейских общественно-политических организаций, от сионистских до социал-демократических. Эти факторы обусловили и требование контролировать проживание в полосе отчуждения железной дороги лиц еврейской национальности [5, с. 460-461]. Поэтому исходя из возможности, что даже перешедшие в православную веру евреи могут действовать во вред российской государственности, правила определения в корпус жандармов запрещали службу в ведомстве. При этом отношение к евреям со стороны жандармских полицейских было равным. Так, унтер-офицеру Конотопско-Курского отделения, состоящему на станции Коренево, Тихону Раенко 6 января 1892 г. была объявлена благодарность за то, что, получив заявление от пассажира поезда № 5 еврея Рысина о похищении у него из вагона III класса саквояжа с вещами, принял меры к розыску и установил, что преступник с саквояжем отправился к г. Рыльску. Унтер-офицер догнал подозреваемого в 3 верстах от названной станции и задержал его с поличным. Приказом начальника Орловского Жандармского полицейского управления железных дорог3 от 1 февраля 1892 г. № 15 унтер-офицеру Раенко была объявлена благодарность4.

Православный образ мыслей и действий был той естественной средой, в которой осуществля-

3 Далее - ЖПУ ж.д.

4 ГАРФ. Ф. 110. Оп. 22. Д. 238. Л. 6 об.

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

2020' 1

ли свою деятельность представители жандармских полицейских подразделений железных дорог. Архивные источники указывают, что для всех представителей Отдельного корпуса жандармов участие в православной Литургии было весьма желательным и контролировалось соответствующими списками. Так, статьи 22 и 30 книги VII Свода военных постановлений 1869 г.5, циркуляр по Корпусу Жандармов 1897 года № 56, ежегодные предписания начальников ЖПУ ж.д. (приказы начальников Харьковского ЖПУ ж.д. № 14 от 30 января 1896 г.7, № 29 от 1 марта 1899 г.8, № 23 от 12 февраля 1911 г.9 и т.д.) свидетельствуют о том, что всем чинам жандармских полицейских подразделений железных дорог предписывалось ежегодно в течение Великого поста исполнять христианский обряд говения. Для нижних чинов порядок говения устанавливали начальники отделений. Офицеры следили за тем, чтобы каждый унтер-офицер в период Великого поста непременно был у исповеди и Святого Причастия. По окончании поста начальники отделений в обязательном порядке представляли начальникам ЖПУ ж.д. установленные исповедные списки о бытности у исповеди и Святого Причастия, надлежащим образом засвидетельствованные православным священником.

В знаменательные дни, одним из которых являлся учрежденный 6 декабря 1901 г. День жандарма [9, с. 44], офицеры поздравляли друг друга словами, указывавшими на личностную верность Богу. Так, в поздравительной телеграмме, посланной из Харьково-Царицынского ЖПУ ж.д. в декабре 1904 г. полковником Федоровым в Штаб Отдельного корпуса жандармов, содержатся сведения о том, что личный состав Харьково-Царицынского ЖПУ ж.д. осуществляет «горячую молитву... за здравие и счастье драгоценного Государя», заверяет, что он и подчиненные ему чины ЖПУ ж.д. одушевлены чувствами «святой любви Царю и Родине», показывает твердое упование на «Божие благословение»10.

Рождение наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича Романова 30 июля 1904 г. было ознаменовано в Старо-Осколь-ском отделении Харьково-Царицынского ЖПУ ж.д. тем, что чинами этого отделения была сооружена икона Святителя Алексия митрополита

5 ГАРФ. Ф. 110. Оп. 22. Д. 481. Л. 17.

6 ГАРФ. Ф. 110. Оп. 22. 135. Л. 8 об.

7 Там же. Д. 478. Л. 8 об.

8 Там же. Д. 481. Л. 17.

9 Там же. Д. 135. Л. 8 об.

10 ГАРФ. Ф. 110. Оп. 6. Д. 486. Л. 55 об.

Московского с лампадой при ней. Икона была записана в опись имущества Старо-Оскольского отделения, а «день празднования Святой Церковью памяти Святителя Алексия 5 октября» был установлен как «праздник для названного отделения»11.

О значимости празднования Рождества Христова и Святой Пасхи для чинов жандармских полицейских подразделений железных дорог свидетельствует тот факт, что в связи празднованием именно этих дней в корпусе жандармов был установлен особый порядок наград для нижних чинов сверх ежемесячного денежного довольствия в виде денежных средств из сумм управлений, о чем было указано в циркулярах по Отдельному корпусу жандармов № 35 и 56 за 1896 и 1907 гг.12

Сама по себе внешняя обстановка не могла изменить сущность жандармского полицейского, повлиять на него без него. Как обязательное условие для возрастания в духе евангельских ценностей требовалось личностное самоопределение. Руководство Отдельного корпуса лишь способствовало тому, понимая, что православие, ориентированное на созидание и воспитание внутреннего человека, более всего способствовало честному отношению к службе.

Сегодня все громче звучат слова о России, патриотизме, национальной идее. В этой связи можно вспомнить слова И.В. Кириевского, который еще в первой половине XIX века писал: «Все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое» [10, с. 114].

Россия сохраняла конфессиональные ограничения при приеме на службу в корпус жандармов вплоть до событий 1917 года. Такой подход диктовался отнюдь не стремлением сделать Россию «тюрьмой народов», «все запрещать и не пускать», а интересами сохранения государственности, для чего осуществлялся единый подход к работе с кадрами жандармов. Основной идеей кадровой политики Отдельного корпуса жандармов было не только материальное и служебное благополучие служащих, но и их духовное состояние в вопросах расстановки ценностных ориентиров в повседневной и служебной деятельности.

Сегодня мы не можем не учитывать многонациональный и многоконфессиональный характер России. История убедительно доказала, что «самоопределение русского народа - это поли-

11 ГАРФ. Ф. 110. Оп. 6. Д. 486. Л. 44.

12 Там же. Д. 2514. Л. 8, 8 об.

2020 ' 1

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ

ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

этническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром» [11, с. 20]. При этом важно понять, что «в основе нашей собственной идентичности лежит христианская культура»13 , которую стоит принять в той мере, в которой это доступно представителям всех национальностей

13 Встреча с главами христианских церквей Ближнего Востока [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/61937 (дата обращения: 30.10.2019).

и конфессий, проживающих на территории России. «Любой человек, живущий в нашей стране, - отметил В.В. Путин, - не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. <...> Не о цензуре речь, не о «казенной» идеологии, а о том, что государство обязано и имеет право и свои усилия, и свои ресурсы направлять на решение осознанных социальных, общественных задач. В том числе и на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию» [11, с. 22].

Литература

1. Тимофеев Л.А. Справочная книга для чинов Жандармских Полицейских Управлений железных дорог. По жандарм-ско-полицейской части. Общие обязанности жандармской железнодорожной полиции. - Санкт-Петербург: Типография Штаба Отдельного Корпуса Жандармов, 1908. 1238 с.

2. Оржеховский И.В. Реорганизация жандармского управления в связи с правительственной реакцией б0-70 гг. l Вопросы истории общественно-политической мысли и внутренней политики России в XIX в. - Горький, 1978. С. 48-57.

3. Мулукаев P.C. История полиции дореволюционной России. - Москва, 1981. 78 с.

4. Перегудова З.И. Политический сыск России (1880-1917). - Москва: РОССПЭН, 2000. 431 с.

5. Тимофеев Л.А. Обязанности жандармской железнодорожной полиции по жандармско-полицейской части. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Типография Министерства Внутренних Дел, 1912. 1195 с.

6. Осипов А.И. Роль православия в духовно-нравственном возрождении России и Белоруссии ll Проблемы управления (Минск). 2008. № 4. С. 237-238.

7. Лаврик Т.М. Политика по формированию кадрового состава жандармерии на рубеже XIX-XX вв. ll Вестник Тамбовского государственного университета. 2008. № 8. С. 297-300.

8. Козьмин К. Правила для приема офицеров в отдельный корпус жандармов. - Казань: Типография П.И. Кидалинского, 1899. 15 с.

9. Перегудов A.B. Учреждение Дня жандарма в Российской империи l Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции): сборник материалов XIV международной научно-теоретической конференции. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. С. 43-45.

10. Киреевский И.В. Духовные основы русской жизни. - Москва: Институт русской цивилизации, 2007. 448 с.

11. Путин В.В. Россия: национальный вопрос ll Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. 2012. № 1. С. 17-28.

References

1. Timofeev L.A. Spravochnaya kniga dlya chinov Zhandarmskikh Politseiskikh Upravlenii zheleznykh dorog. Po zhandarmsko-politseiskoi chasti. Obshchie obyazannosti zhandarmskoi zheleznodorozhnoi politsii. - Sankt-Peterburg: Tipografiya Shtaba Otdel'nogo Korpusa Zhandarmov, 1908. 1238 s.

2. OrzhekhovskiiI.V. Reorganizatsiya zhandarmskogo upravleniya v svyazi s pravitel'stvennoi reaktsiei б0-70 gg. l Voprosy istorii obshchestvenno-politicheskoi mysli i vnutrennei politiki Rossii v XIX v. - Gor'kii, 1978. S. 48-57.

3. Mulukaev R.S. Istoriya politsii dorevolyutsionnoï Rossii. - Moskva, 1981. 78 s.

4. Peregudova Z.I. Politicheskii sysk Rossii (1880-1917). - Moskva: ROSSPEN, 2000. 431 s.

5. Timofeev L.A. Obyazannosti zhandarmskoi zheleznodorozhnoi politsii po zhandarmsko-politseiskoi chasti. - 2-e izd., pererab. i dop. - Sankt-Peterburg: Tipografiya Ministerstva Vnutrennikh Del, 1912. 1195 s.

6. Osipov A.I. Rol' pravoslaviya v dukhovno-nravstvennom vozrozhdenii Rossii i Belorussii ll Problemy upravleniya (Minsk). 2008. № 4. S. 237-238.

7. Lavrik T.M. Politika po formirovaniyu kadrovogo sostava zhandarmerii na rubezhe XIX-XX vv. ll Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. № 8. S. 297-300.

8. Koz'min K. Pravila dlya priema ofitserov v otdel'nyï korpus zhandarmov. - Kazan': Tipografiya P.I. Kidalinskogo, 1899. 15 s.

9. PeregudovA.V. Uchrezhdenie Dnya zhandarma v Rossiiskoi imperii l Gosudarstvo i pravo: evolyutsiya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya (navstrechu 300-letiyu rossiiskoi politsii): sbornik materialov XIV mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskii universitet Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii, 2017. S. 43-45.

10. KireevskilI.V. Dukhovnye osnovy russkoï zhizni. - Moskva: Institut russkoï tsivilizatsii, 2007. 448 s.

11. Putin V.V. Rossiya: natsional'nyi vopros ll Gosudarstvennaya sluzhba. Vestnik Koordinatsionnogo Soveta po kadrovym voprosam, gosudarstvennym nagradam i gosudarstvennoi sluzhbe pri polnomochnom predstavitele Prezidenta Rossiiskoi Federatsii v Severo-Zapadnom federal'nom okruge. 2012. № 1. S. 17-28.

(статья сдана в редакцию 24.12.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.