Научная статья на тему 'КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН ПРОТЕСТАНТИЗМА'

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН ПРОТЕСТАНТИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
167
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТАНТИЗМ / ХРИСТИАНСКИЕ ДОГМАТЫ / ВЕРОУЧЕНИЕ ПРОТЕСТАНТОВ / "СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ" / МОРМОНЫ / АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ / УНИТАРИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федоров Михаил Александрович

Осуществляется анализ вероучения религиозных общин, традиционно ассоциируемых с протестантизмом, в результате которого делается вывод, что такие организации, как «Свитедели Иеговы», Церковь святых последних дней, пятидесятники-унитарии выходят за пределы вероучительного поля как христианства в общем, так и протестантизма в частности. Отмечается другая отличительная черта протестантизма - принятие пяти единств sola scriptura, sola fide, sola gratia, Solus Christus и Soli Deo gloria, направленных на утверждение христианских догматов, явно представленных в Библии. Данный тезис демонстрируется при помощи анализа вероучительных источников лютеранства, реформатства, англиканства. Представляется отчет о наличии пяти единств в вероучении религиозных организаций, как правило, относимых к радикальной реформации, - баптистов, пятидесятников, методистов, меннонитов, квакеров, адвентистов седьмого дня. Культурная и историческая близость протестантов и религиозных организаций, не отвечающих этим критериям, позволяет их объединить под категорией«постреформационные».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFESSIONAL RANGE OF PROTESTANTISM

Diversity and the fragmented nature of Protestantism are the reason of various interpretations of its boundaries and the number of denominations it comprises. The key criterion of affiliation with Protestantism is the acceptance of basic doctrines set forward in the Niceno-Constantinopolitan Creed. The analysis of the beliefs of the religious organizations traditionally connected with Protestantism suggests that Jehovah's Witnesses, the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, Pentecostals-Unitarians are out of the doctrinal field of Christianity in general and out of the range of Protestantism in particular. The other distinct characteristic of Protestantism is the acceptance of the Five Solas - sola scriptura, sola fide, sola gratia, Solus Christus и Soli Deo gloria, which are aimed at the validation of Christian doctrines set forth in the Bible. This thesis was demonstrated via the analysis of the doctrinal sources of Lutheranism, Reformed Church and Anglican Church. The article also reports on the five solas present in the creeds of Baptists, Pentecostals, Methodists, Mennonites, Religious Society of Friends, and Seventh-Day Adventists. Cultural and historical proximity of protestants and religious organizations that do not meet the criteria above calls for a new category - “post reformation religions” - that can embrace them all.

Текст научной работы на тему «КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН ПРОТЕСТАНТИЗМА»

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

2021. Т. 38. С. 141-151

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 284

https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.38.141

Конфессиональный диапазон протестантизма

М. А. Федоров

Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Российская Федерация

Аннотация. Осуществляется анализ вероучения религиозных общин, традиционно ассоциируемых с протестантизмом, в результате которого делается вывод, что такие организации, как «Свитедели Иеговы», Церковь святых последних дней, пятидесятники-унитарии выходят за пределы вероучительного поля как христианства в общем, так и протестантизма в частности. Отмечается другая отличительная черта протестантизма -принятие пяти единств sola scriptura, sola fide, sola gratia, Solus Christus и Soli Deo gloria, направленных на утверждение христианских догматов, явно представленных в Библии. Данный тезис демонстрируется при помощи анализа вероучительных источников лютеранства, реформатства, англиканства. Представляется отчет о наличии пяти единств в вероучении религиозных организаций, как правило, относимых к радикальной реформации, - баптистов, пятидесятников, методистов, меннонитов, квакеров, адвентистов седьмого дня. Культурная и историческая близость протестантов и религиозных организаций, не отвечающих этим критериям, позволяет их объединить под категорией «постреформационные».

Ключевые слова: протестантизм, христианские догматы, вероучение протестантов, «Свидетели Иеговы», мормоны, адвентисты седьмого дня, унитарии.

Для цитирования: Федоров М. А. Конфессиональный диапазон протестантизма // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2021. Т. 38. С. 141-151. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.38.141

Протестантизм - самое многочисленное из течений христианства, включающее широкий спектр деноминаций, в котором традиционно выделяются такие конфессии, как лютеранство, реформатство (кальвинизм), англиканство. Специфика вероучения таких деноминаций, как баптисты и пятидесятники, равно как и харизматическое движение, указывает на то, что они могут претендовать на статус отдельных конфессий, что, впрочем, требует своего исследования.

Термин «конфессия» достаточно четко определен в словарях1, под ним понимается принадлежность к определенному религиозному объединению, характеризующемуся собственным вероучением и культом. Под вероучением мы подразумеваем сумму тезисов, определяющих религиозную картину мира, место, права и обязанности человека в мире; под культом - совокупность религиозных обрядов, традиций, определяемых вероучением. Термин

1 Толковый словарь Ефремовой. URL: https://gufo.me/dict/efremova/конфессия; Философский словарь // Словари-онлайн. URL: http://slovari-online.ru/word/философский-словарь/вероисповедание.htm (дата обращения: 02.09.2021).

«деноминация» восходит к проповеднической деятельности Д. Уэсли, который учил о единстве христианской церкви, существующей в контексте множества принадлежащих ей религиозных объединений (деноминаций) [6, с. 498]. Под данным термином мы понимаем религиозные объединения, разделяющие вероучение определенной конфессии и отличающиеся спецификой религиозной практики.

Многоликость и дисперсный характер протестантизма являются причиной существования разного толкования его границ и перечня относящихся к нему деноминаций. Авторы учебников по религиоведению, как правило, относят к протестантизму любые религиозные группы, которые возникли после деятельности Лютера. Помимо прямых наследников магистерской реформации - лютеранства, реформатства и англиканства, к протестантизму относят2 меннонитов, унитариев, квакеров, баптистов, методистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня (АСД), «Свидетелей Иеговы» (СИ)3, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (ЦСПД), известных как мормоны [6, с. 486-505; 10, с. 213-247; 11, с. 282; 13, с. 58; 16, с. 323-326].

Некоторые авторы делают оговорки относительно СИ и ЦСПД4 как:

1) относящихся к маргинальному христианству по причине доктрин, несвойственных большинству христианских конфессий [6, с. 505; 10, с. 247]

2) вышедших за пределы протестантизма [11, с. 282];

3) не разделяющих общехристианские догматы [13, с. 59].

Особняком стоит учебник К. А. Соловьева, в котором мормоны, СИ и

АСД называются псевдохристианскими [14].

В религиоведческих публикациях, посвященных практическим вопросам, можно встретить две позиции. Согласно первой, СИ и ЦСПД являются представителями протестантизма [1, с. 61; 7, с. 182; 13, с. 144], по второй эти организации рассматриваются отдельно [2, с. 30; 8; 9, с. 70; 12, с. 133; 15, с. 9].

При описании протестантизма, как правило, излагаются его отличительные от католицизма и православия черты, но при этом создается впечатление, что упускается тот факт, что протестантизм, равно как и любая относимая к нему деноминация, прежде всего должен соответствовать основным догматам христианства. Следовательно, протестантскими общинами и организациями можно считать только те, которые в первую очередь можно назвать христианскими.

Важность вопроса о границах христианского вероучения восходит к первым символам веры, включавшим основные положения христианства, которые неофиты должны были провозглашать перед крещением. Позже были сформулированы Никейский, а еще позже - дополняющий и уточняющий его Никео-Константинопольский символы веры, очерчивающие границы христианской теологии, отделяя его от иных религиозных учений.

2 Список пост-реформационных деноминаций протестантского и околопротестантского толка может быть достаточно обширным и рассматривать их в рамках данной статьи было бы невозможно.

3 В настоящее время является запрещенной на территории Российской Федерации.

4 Элбакян Е. С., Шабуров Н. В. включают ЦСПД в категорию «другие христианские направления» и потому не относящуюся к протестантизму [17].

Важность исповедания определялась его сотериологической направленностью, что объясняет принципиальность христианских богословов относительно каждого элемента Символа веры.

Ограничение двумя вселенскими соборами, где были упомянутые Символы веры, необходимо для того, чтобы включить в список христианских Армянскую апостольскую церковь, Коптскую православную церковь, Эфиопскую православную церковь, Эритрейскую православную церковь, Сирийскую православную церковь и Ассирийскую церковь Востока. Протестантское богословие, как правило, признает христологические решения шести вселенских соборов, теологически имея больше общего с католицизмом и православием, чем древние восточные церкви.

Никео-Константинопольский символ веры содержит следующие универсальные для христианства положения:

- вера в триединого Бога - Отца, Сына и Святого Духа,

- вера в то, что Бог Отец и Бог Сын обладают единой природой5,

- вера в воплощение Бога Сына, Его искупительную смерть, воскресение из мертвых и восшествие на небеса,

- вера в единую святую, вселенскую (кафолическую) и апостольскую Церковь,

- изменение своей жизни через крещение и стремление к жизни в небесном царстве.

Непринятие даже одного из этих положений означает самоисключение из концептуального поля христианства. И, не принимая христианское учение о триединстве Бога, такие религиозные группы, как унитарии и СИ, должны называться не протестантскими, а около- или псевдохристианскими. Их вероучения строятся вокруг личности Иисуса из Назарета, но и уни-тарии6, и СИ7 отрицают божественность Христа, что является одним из ключевых догматов христианства.

В отношении ЦСПД это не так очевидно, поскольку внешне они провозглашают веру в Отца, Сына и Святого Духа8, и неудивительно то, что среди религиоведов можно найти исследователей, считающих, что вероучение мормонов остается в общехристианском русле [17, с. 104]. Однако в проповедях Джозефа Смита, основателя ЦСПД, можно увидеть совершенно чуждое для христианства понимание Бога, который когда-то был человеком,

5 Вопрос о природе Бога Святого Духа не поднимался на Втором Вселенском соборе, однако христианское богословие однозначно указывает на то, что все три Ипостаси обладают одной сущностью [4, с. 255; 5, с. 186].

6 Our beliefs / United Pentacostal Church International. URL: https://www.upci.org/about/our-beliefs (дата обращения: 16.08.2021).

7 Во что верят Свидетели Иеговы? // Свидетели Иеговы : сайт. URL: https://www.jw.org/ru/свидетели-иеговы/часто-задаваемые-вопросы/верования-свидетелей-иеговы (дата обращения: 14.02.2021). В настоящее время ресурс является недоступным на территории РФ как признанный экстремистским.

8Символы Веры Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. URL: https://www.churchofjesuschrist. org/study/scriptures/af-poster/1?lang=rus (дата обращения: 14.08.2021).

как все люди, а позже вознесся на небеса9. Если для христианского богословия ключевым является положение о том, что природа Бога и природа всего творения принципиально различны, то в Учениях и Заветах10, одной из символических книг ЦСПД, говорится о том, что Бог Отец и Бог Сын так же материальны, как и люди.

По этой причине считаем, что эти религиозные организации существуют вне вероучительных границ христианства, а следовательно, и протестантизма как одного из направлений христианства. Более того, история реформации показывает, что это был протест против католической церковной традиции с целью возвращения к христианским догматам, явно представленным в Библии [18, р. 338]. Результатом стало отвержение старых католических и поиск новых форм христианской религиозной практики.

Можно только догадываться, почему реформаторы не попытались вернуться к более ранней версии церковной традиции, тем более что для этого существовали вполне определенные предпосылки:

- реформаторы отнюдь не отвергали Предание ранних отцов, а обращались к нему в той мере, в которой оно согласовывалось с Библией, что, по мнению исследователей, характеризует творения отцов Церкви как минимум до IV в. [18, р. 332; 19, р. 39-40];

- основные деятели Реформации - Лютер, Цвингли и Кальвин - были против анархии Т. Мюнцера и К. Швенкфельда, которая основывалась на полном отвержении любой церковной традиции, в том числе и экзегетической [20, р. 100-101];

- изначально церковное учение существовало в устной форме, представляя собой передаваемую от апостолов евангельскую весть, которая, по мнении реформаторов, должна стоять во главе церковного учения;

- именно в рамках церковной традиции был утвержден и принят канон Священного Писания, исторически являясь, таким образом, вторичным по отношению к церковному Преданию.

Вместо этого реформаторы попытались воссоздать традицию, которая бы соответствовала Библии, где Священное Писание выступает как абсолютный авторитет. Основным недостатком этого решения можно назвать то, что книги Ветхого и Нового Заветов представляют собой отнюдь не катехизис или учебник по догматическому богословию, где дано систематическое представление христианского вероучения, а произведения с различной жанровой спецификой, которые требуют как экзегетических методов, так и экзегетической традиции, представляющей собой консенсус богословов, существующих в рамках церковной традиции.

Рост вариативности толкования библейских текстов привел к возникновению разных конфессий, представители которых, отстаивая собственную

9 The King Follett Sermon By Joseph Smith, Jr. (1805-1844) First President, The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints. URL: https://www.churchofjesuschrist.org/study/ensign/1971/04/the-king-follett-sermon? lang=eng (дата обращения: 14.08.2021).

10 Учения и Заветы. Артикул 130:22-23. URL: https://www.churchofjesuschrist.org/study/scriptures/dc-testament/dc/130?lang=rus (дата обращения: 14.08.2021).

правоту, тем не менее признавали принадлежность других конфессий к христианству. Примером может служить марбургский диспут между Лютером и Цвингли [20, р. 183], в котором можно увидеть, с одной стороны, принципиальность в вероучительных вопросах, характерную для Древней Церкви, с другой - стремление к единству христианского мира, которое позже будет озвучено в принципе «в главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь».

Этим главным, объединяющим всех протестантов, являются, во-первых, общехристианские догматы, а во-вторых, пять единств - sola scriptum, sola fide, sola gratia, Solus Christus и Soli Deo gloria, в каждом из которых11 можно увидеть ограничительный характер. Это означает, что учение реформаторов возникло не по принципу «разрушения старого мира до основания» и последующей «постройки нового», а путем выбора тех положений христианской догматической традиции, которые имеют подтверждение в Библии, что можно увидеть уже на примере лютеранства.

Так, провозглашая книги Ветхого и Нового Заветов единственным правилом и стандартом веры, лютеранские богословы12 расценивают любые исповедания, догматы и творения христианских учителей как свидетельство и выражение веры13, которое может быть оценено через призму Библии14. Провозглашая оправдание от грехов и спасение только по вере в искупительную жертву Иисуса Христа, они отрицают сотериологическую значимость поступков человека15.

Sola gratia включает в себя как обращение к вере только по действию благодати Бога16, так и последующую жизнь верующего в благодати, единственно по действию которой он следует воле Божьей17. Утверждение преимущественного значения благодати ограничивает роль заслуг человека для ее получения, равно как и его усилий по достижению спасения18.

Провозглашая исключительность личности Иисуса Христа как единственного посредника между Богом и человеком и единственный путь спасения, лютеранские богословы прежде всего отрицают роль добродетели

19

для получения веры и совершения спасения и затем утверждают, что молитвенное обращение верующих должно быть направлено только к Сыну Божьему, а не к святым20.

11 Каждое из sola обычно переводится на русский язык при помощи наречия «только», хотя этимологически более верно использовать наречие «единственно», более близкое латинскому sola. Поэтому мы говорим о пяти soli как о пяти единствах.

12 Здесь и далее лютеранское вероучение рассматривается на материале издания: Книга согласия. Вероисповедание и учение лютеранской церкви : изд. электрон., испр. Фонд «Лютеранское наследие», 1998. 617 с. URL: http://www.lhf.ru/pdf/BOFC6_1.pdf (дата обращения: 12.02.2021).

13 Там же. C. 589-609.

14 Там же. С. 429:1, 2.

15 Там же. С. 439:6-7, 497: 9, 13, 14; 502:41.

16 Там же. С. 434:5, 435:9-10.

17 Там же. С. 440:9-10, 521:17, 522:23.

18 Там же. C. 573:32-33, 578:60, 61.

19 Там же. С. 26:9, 14, 70:40, 45-46, 87:36, 90:41-42, 98:93, 111:148-149.

20 Там же. C. 28:2-4.

Упомянутая дисперсность протестантизма требует рассмотреть, насколько эти пять solа представлены в других исповеданиях. В Бельгийском исповедании21, основном вероучительном трактате реформатов, Священное Писание декларируется единственным правилом веры, стоящим выше любых постановлений и решений соборов22.

Уделяя огромное внимание разрушительному действию греха, реформатские богословы подчеркивают, что вера в Христа является тем единственным, что дает прощение грехов, оправдание и спасение, тогда как поступки человека не дают основания для спасения23. Говоря о благодати, они подчеркивают, что только благодаря ее действию возможны очищение душ от мерзости греха в таинстве крещения, получение оправдания через веру и освящающее возрастание веры, производящей добрые дела в верующем и побуждающей к борьбе с грехом24.

В Бельгийском исповедании уделяется большое внимание личности Иисуса Христа: подчеркивая Его божественность и человечность25, реформаты говорят о Христе как о единственном Совершителе спасения и Посреднике между Богом и человеком, единственном Главе Церкви и Учредителе ее таинств. Именно на этом основании молитвенное обращение может быть направлено только ко Христу, тогда как почитание святых называется порочащим Бога26.

Англиканская церковь27, имея в своем основании католическую, лютеранскую и реформатскую традиции, также говорит о верховном вероучи-тельном приоритете Священного Писания28, оправдании только верой через жертву Иисуса Христа29, исключительном в отношении спасения действии благодати30. Также необходимо отметить христоцентричность англиканства: прощение грехов, спасение и освящение возможны только благодаря Иисусу Христу, а потому поклоняться можно только Богу31.

В отношении баптистов32, методистов33, традиционных пятидесятников (РЦХВЕ)34 и пятидесятников-харизматов (РОСХВЕ)35 можно сказать, что

21 Бельгийское исповедание, составленное Гвидо де Бре. URL: https://www.reformed.org.ua/2/24/Bres (дата обращения: 02.09.2021).

22 Там же. Арт. 3-5, 7.

23 Там же. Арт. 14, 15, 17, 22-24.

24 Там же. Арт. 23, 24, 29, 34.

25 Там же. Арт. 10, 18, 26.

26 Там же. Арт. 26, 34, 35.

27 Здесь и далее англиканское вероучение рассматривается на материале: Тридцать девять статей Англиканской церкви // Реформатский взгляд : [сайт]. URL: https://www.reformed.org.ua/2Z385/ (дата обращения: 16.08.2021).

28 Там же. Арт. 6.

29 Там же. Арт. 11, 12, 18, 31.

30 Там же. Арт. 10, 13, 16, 17.

31 Там же. Арт. 10-15, 17-19, 22.

32 Вероучение евангельских христиан-баптистов. URL: https://baptist.org.ru/faith/verouchenie (дата обращения: 04.08.2021).

33 What are the core beliefs of the Global Methodist Church? URL: https://www.globalmethodist.org/#faqs (дата обращения: 16.08.2021).

34 Вероучение РЦХВЕ. URL: https://hve.ru/church/verouzhenie/3838-verouchenie-rts-khve (дата обращения: 04.08.2021).

35 Основы вероучения РОСХВЕ. URL: https://www.cef.ru/documents/docitem/article/1378304 (дата обращения: 04.08.2021).

они следуют традиции непосредственных представителей магистерской реформации, рассмотренных выше, и в их вероучениях также можно проследить все пять единств протестантизма. Для меннонитов характерны вариации в толковании доктрин веры: на примере одной страны можно увидеть, что есть меннониты, придерживающиеся Дордрехдского исповедания веры36 (1632 г.) или Христианских основ (1921 г.), например Меннонитская церковь Канады37, в которой все пять единств если не называются прямо, то представлены по смыслу. Тогда как в исповедании веры Канадской церкви братских меннонитов38 можно уже увидеть отступления от тринитарного никейского богословия.

Религиозное общество друзей (квакеры) на сегодняшний день не относит себя ни к одной конфессии. Правильно назвать его внеденоминацион-ным движением, возникшим как альтернатива традиционизму протестантских конфессий. В его основе лежат нацеленность на внутренние духовные переживания и гуманистические принципы мира, простоты, равенства и правды. Более того, данное движение, сохраняя организационное единство, не имеет единой вероучительной основы: внутри него выделяют либеральное направление (религиозный гуманизм), евангелическое (близкое к воззрениям классических протестантов), консервативное (воззрения раннего квакерства)39.

С точки зрения пяти единств маргинальным для протестантизма можно считать ХАСД. С одной стороны, в их вероучении40 представлены все пять единств: догматический приоритет Библии, вера в искупительную жертву Иисуса Христа (п. 10), сотериологическое значение божественной благодати, христоцентричность учения, где Бог выступает как единственный пред-

41 г^

мет поклонения . С другой - важными для сотериологии называются послушание заповедям Ветхого Завета, соблюдение субботы и диетические ограничения42, что можно рассматривать как отступление по принципу sola fide.

Обособленность АСД можно увидеть в отношении к межконфессиональному взаимодействию: признавая общность основных догматических принципов, представители АСД подчеркивают уникальность своей теологии, специфика которой в ряде случаев может служить препятствием для совместного участия в мероприятиях с другими конфессиями [3, с. 33].

Проведенный анализ свидетельствует о том, что протестантизм представляет собой целостное направление в христианстве, отличительной чер-

36 Dordrecht Confession of Faith (Mennonite, 1632). URL: https://gameo.org/index.php?title=Dordrecht_ Confession_of_Faith_(Mennonite,_1632)#VI._Of_Repentance_and_Reformation_of_Life (дата обращения: 12.08.2021).

37 Mennonite Church Canada. URL: https://www.mennonitechurch.ca/about/confession-of-faith (дата обращения: 12.08.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 The MB Confession of Faith (full text). URL: https://www.mennonitebrethren.ca/mb-convictions/the-mb-confession-of-faith-detailed-edition/ (дата обращения: 12.08.2021).

39 Квакеры и христианство. URL: https://quakers.ru/christianity/ (дата обращения: 12.08.2021).

40 Вероучение Церкви Адвентистов Седьмого дня. URL: https://adventisty.ru/church/ (дата обращения: 14.08.2021).

41 Там же. П. 1, 2, 4, 9, 10, 12-14, 17.

42 Там же. П. 19, 20, 22.

той которого является обоснование конфессиональных вероучений с непременным подтверждением в канонических книгах Ветхого и Нового Заветов и подчеркнутым отделением от традиции Римско-католической церкви, выраженным в пяти единствах.

Основным критерием описания христианских конфессий нужно считать теологический, поскольку христиане одной конфессии объединяются в первую очередь благодаря единству исповедания, а не культурных или географических факторов. Если существует потребность в создании категории, включающей протестантские и околохристианские религиозные объединения, то для этого необходим новый термин, например «постреформацион-ные», которые могут акцентировать такие характеристики, как рационализм и социокультурные особенности их организации. Именно такая категория позволит объединить протестантов и религиозные организации, подобные СИ и ЦСПД.

Список литературы

1. Ахмадулина С. З. Ретроспективный анализ деятельности религиозных объединений на территории Бурятии (на примере «Свидетели Иеговы») // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 4. С. 61-64.

2. Белов А. Э. Культурная типология протестантских конфессий в культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2011. № 5. С. 30-37.

3. Гончаров О. Ю. Межконфессиональный диалог церкви христиан адвентистов седьмого дня в России // Миссия конфессий. 2017. № 19. С. 25-35.

4. Грудем, Уэйн. Систематическое богословие. Введение в библейское учение : пер. с англ. 2-е изд. СПб. : Мирт, 2010. 1453 с.

5. Давыденков О., прот. Догматическое богословие : учеб. пособие. М. : Изд-во ПСГТУ, 2015. 624 с.

6. История религии. В 2 т. Т. 2 : учеб. для бакалавров / под ред. И. Н. Яблокова. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2015. 783 с.

7. Карнаухов И. А. Тернарный принцип маргинального протестантизма и теологии надежды Мольтмана // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 182-184.

8. Кляшев А. Н. Протестантизм в индустриальных и традиционных сообществах (по материалам полевых исследований в ХМАО - Югре) // Вестник ВЭГУ. 2017. № 4 (90). С. 57-66.

9. Конопатченков А. В. Основные процессы религиозной жизни в США во время второго великого пробуждения в первой половине XIX века // Труды Перервинской православной духовной семинарии. 2017. № 16. С. 57-76.

10. Религиоведение : учеб. пособие / М. Я. Ленсу, Я. С. Яскевич, В. В. Кудрявцев [и др.] ; под ред. М. А. Ленсу [и др.]. Минск : Новое Знание, 2003. 446 с.

11. Религиоведение / под ред. М. М. Шахнович. СПб. : Питер, 2009. 432 с.

12. Сараев В. Г., Попов П. Л., Черенев А. А. Религиозные организации Сибирского федерального округа: территориальное распределение // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2017. Т. 19. С. 131-141.

13. Современные верования и конфессии в России : справочник / под общ. ред. А. А. Желтова. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2017. 162 с.

14. Соловьев К. А. Религиоведение : учеб. пособие. М. : Инфра-М, 2016. 370 с.

15. Татыева Е. В. Проблемы «русского протестантизма» в постсоветской России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2016. № 61. С. 9-14.

16. Шелковая Н. В. Введение в религиоведение. Ростов на/Д : Феникс, 2007. 416 с

17. Элбакян Е. С., Шабуров Н. В. Мормонизм и протестантизм: сравнительный анализ // Концепт: философия, религия, культура. 2018. № 4 (8). С. 84-109.

18. Allert Craig D. What Are We Trying to Conserve?: Evangelicalism and Sola Scrip-tura // The Evangelical Quarterly. 2004. 76.4. pp. 327-348. URL: https://biblicalstudies.org.uk/ pdf/eq/sola-scriptura_allert.pdf (дата обращения: 20.09.2021).

19. Lane A.N.S. Scripture, Tradition and Church: An Historical Survey // Vox Evangelica. 1975. 9. pp. 37-55. URL: https://www.biblicalstudies.org.uk/pdf/vox/vol09/scripture_ lane.pdf (дата обращения: 10.02.2020).

20. McGrath, Alister E. Reformation thought: an introduction. 4th ed. John Wiley & Sons Ltd., 2012. 304 p.

Confessional Range of Protestantism

M. A. Fedorov

Buryat State University, Ulan-Ude, Russian Federation

Abstract. Diversity and the fragmented nature of Protestantism are the reason of various interpretations of its boundaries and the number of denominations it comprises. The key criterion of affiliation with Protestantism is the acceptance of basic doctrines set forward in the Niceno-Constantinopolitan Creed. The analysis of the beliefs of the religious organizations traditionally connected with Protestantism suggests that Jehovah's Witnesses, the Church of Jesus Christ of Latter-day Saints, Pentecostals-Unitarians are out of the doctrinal field of Christianity in general and out of the range of Protestantism in particular. The other distinct characteristic of Protestantism is the acceptance of the Five Solas - sola scriptura, sola fide, sola gratia, Solus Christus u Soli Deo gloria, which are aimed at the validation of Christian doctrines set forth in the Bible. This thesis was demonstrated via the analysis of the doctrinal sources of Lutheran-ism, Reformed Church and Anglican Church. The article also reports on the five solas present in the creeds of Baptists, Pentecostals, Methodists, Mennonites, Religious Society of Friends, and Seventh-Day Adventists. Cultural and historical proximity of protestants and religious organizations that do not meet the criteria above calls for a new category - "post reformation religions" - that can embrace them all.

Keywords: Protestantism, Christian doctrines, protestant theology, Jehovah's Witnesses, Mormons, Seventh-Day Adventists, Unitarians.

For citation: Fedorov M.A. Confessional Range of Protestantism. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2021, vol. 38, pp. 141-151. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.38.141 (in Russian)

References

1. Akhmadulina S.Z. Retrospektivnyy analiz deyatel'nosti religioznykh ob"yedineniy na territorii Buryatii (na primere "svideteli iyegovy") [Retrospective analysis of the activities of religious organizations on the territory of Buryatia (on the example of "Jehovah's Witnesses")]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences], 2010, vol. 4, pp. 61-64. (in Russian)

2. Belov A.E. Kul'turnaya tipologiya protestantskikh konfessiy v kul'turno-istoricheskom prostranstve Sankt-Peterburga [Cultural typology of Protestant confessions in the cultural and historical space of St. Petersburg]. Teleskop: zhurnal sociologicheskih i marketingovyh issle-dovanij [Telescope: journal of sociological and marketing research], 2011, vol. 5, pp. 30-37. (in Russian)

3. Goncharov O.Yu. Mezhkonfessionalnyy dialog tserkvi khristian adventistov sed'mogo dnya v Rossii [Inter-confessional Dialogue of the Seventh-day Adventist Christian Church in Russia]. Missiyakonfessij [Mission of Confessions], 2017, vol. 19, pp. 25-35. (in Russian)

4. Grudem, Wayne. Sistematicheskoe bogoslovie. Vvedenie v biblejskoe uchenie [Systematic Theology: An Introduction to Biblical Doctrine]. 2nd ed. St. Petersburg, Myrt Publ., 2010, 1453 p. (in Russian)

5. Davydenkov O., protopresb. Dogmaticheskoye bogosloviye [Dogmatic Theology]: Study Guide. Moscow, PSGTU Publ., 2015, 624 p. (in Russian)

6. Yablokova I.N., ed. Istoriya religii [History of religion]. In 2 volumes. Vol. 2. 4th ed. Moscow, Yurayt Publ., 2015, 783 p. (in Russian)

7. Karnaukhov I.A. Ternarnyy printsip marginalnogo protestantizma i teologii nadezhdy Moltmana [The ternary principle of marginal Protestantism and Moltmann's theology of hope]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2015, vol. 22, pp. 182-184. (in Russian)

8. Klyashev A.N. Protestantizm v industrialnykh i traditsionnykh soobshchestvakh [Protestantism in industrial and traditional communities (based on field research in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - UGRA)]. Bulletin of VEGU, 2017, vol. 4 (90), pp. 57-66. (in Russian)

9. Konopatchenkov A.V. Osnovnyye protsessy religioznoy zhizni v SSHA vo vremya vtorogo velikogo probuzhdeniya v pervoy polovine XIX veka [The main processes of religious life in the USA during the second great awakening in the first half of the 19th century]. Trudy Perervinskoj pravoslavnoj duhovnoj seminarii [Proceedings of the Perervinskaya Orthodox Theological Seminary], 2017, vol. 16, pp. 57-76. (in Russian)

10. Lensu M.Ya., Yaskevich J.S., Kudryavtsev V.V., Lensu M.A. (eds.) Religiovedeniye [Religious studies]: textbook. Minsk, Novoe znanie Publ., 2003, 446 p. (in Russian)

11. Shakhnovich M.M., ed. Religiovedeniye [Religious studies]. Saint Petersburg, 2009, 432 p. (in Russian)

12. Saraev V.G., Popov P.L., Cherenev A.A. Religioznyye organizatsii Sibirskogo Fed-eral'nogo okruga: territorialnoye raspredeleniye [Religious organizations of the Siberian Federal District: territorial distribution]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seri-ya: Politologiya. Religiovedenie [The Bulletin of the Irkutsk State University. Series Political Science. Religious studies], 2017, vol. 19, pp. 131-141. (in Russian)

13. Zheltov A.A., Zhukovskaya A.G., Malakhov R.A. [and others], Zheltova A.A., ed. Sovremennyye verovaniya i konfessii vRossii [Modern beliefs and confessions in Russia]. Vologda, VIPE FSIN Rossii Publ., 2017, 162 p. (in Russian)

14. Soloviev K.A. Religiovedeniye [Religious studies] training manua. Moscow, INFRA-M Publ., 2016, 370 p. (in Russian)

15. Tatyeva E.V. Problemy "russkogo protestantizma" vpostsovetskoy Rossii [Problems of "Russian Protestantism" in Post-Soviet Russia]. Aktualnye voprosy obshchestvennyh nauk: sociologiya, politologiya, filosofiya, istoriya [Actual problems of social sciences: sociology, political science, philosophy, history], 2016, vol. 61, pp. 9-14. (in Russian)

16. Shelkovaya N.V. Vvedeniye v religiovedeniye [Introduction to Religious Studies]. Rostov-on-Don, Phoenix, 2007, 416 p. (in Russian)

17. Elbakyan E.S., Shaburov N.V. Mormonizm i protestantizm: sravnitelnyy analiz [Mormonism and Protestantism: Comparative Analysis]. Koncept: filosofiya, religiya, kultura [Concept, Philosophy, Religion, Culture], 2018, vol. 4 (8), pp. 84-109. (in Russian)

18. Allert Craig D. What Are We Trying to Conserve?: Evangelicalism and Sola Scrip-tura. The Evangelical Quarterly, 2004, 76.4, pp. 327-348. URL: https://biblicalstudies.org.uk/ pdf/eq/sola-scriptura_allert.pdf (date of access: 20.09.2021).

19. Lane A.N.S. Scripture, Tradition and Church: An Historical Survey. Vox Evangelica, 1975, vol. 9, pp. 37-55. Available at: https://www.biblicalstudies.org.uk/pdf/vox/vol09/ scrip-ture_lane.pdf (date of access: 20.09.2021).

20. McGrath, Alister E. Reformation Sons Ltd. 2012, 304 p.

Федоров Михаил Александрович

кандидат философских наук, доцент, кафедра религиоведения и теологии Бурятский государственный университет Российская Федерация, 670000, г. Улан-Удэ ул. Смолина, 24а e-mail: [email protected]

thought: an introduction. 4th ed. John Wiley &

Fedorov Mikhail Alexandrovich

Candidate of Sciences (Philosophy),

Associate Professor, Department of Religious

Studies and Theology

Buryat State University

24а, Smolin st., Ulan-Ude, 670000,

Russian Federation

e-mail: [email protected]

Дата поступления: 04.09.2021 Received: September, 04, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.