Научная статья на тему 'Конфессиональные стереотипы современной молодежи'

Конфессиональные стереотипы современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
639
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малявина Светлана Сергеевна

В данной статье представлены результаты исследования конфессиональных стереотипов в среде современной молодежи, представителей православного христианства и мусульманства, проживающих в едином геоисторическом пространстве — субъекте Российской Федерации, Республике Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Малявина Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфессиональные стереотипы современной молодежи»

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ*

С. С. Малявина

В данной статье представлены результаты исследования конфессиональных стереотипов в среде современной молодежи, представителей православного христианства и мусульманства, проживающих в едином геоисторическом пространстве — субъекте Российской Федерации, Республике Мордовия.

В современном мире человек все чаще обращается к конфессиональной культуре как социокультурной системе, с которой он хочет себя идентифицировать. По данным различных социологических и психологических исследований, в течение последних десятилетий XX в. прослеживается рост религиозности как во всем мире, так и в России. На это существуют несколько причин. С одной стороны, Россия, как и большинство стран современного мира, находится в состоянии, которое можно охарактеризовать как отсутствие стабильности. Экологические проблемы и техногенные катастрофы, войны и террористические акты, экономическая и политическая нестабильность рождают у каждого отдельного человека и групп людей ощущение хаоса, способствуют возникновению тревожности и страха в обществе. Все это ориентирует человека на поиски системы, которая обладает потенциалом помочь человеку в преодолении данных социальных проблем или хотя бы защитить от них. С другой стороны, стремительные изменения социокультурных условий жизни, технократический прогресс, миграционные явления формируют у отдельных групп людей чувство нестабильности.

Личность и группы начинают поиск социальных систем, которые создадут ощущение стабильности и постоянства. Одной из подобных систем является конфессиональная культура, которая позволяет человеку обрести смысл жизни, поверить в себя, обратить собственную жизнь к духовному развитию. Именно конфессиональная культура удовлетворяет потребности человека в стабильности и устойчивости, в логичной и понятной дифференциации социума. Таким образом, конфессиональная культура обладает признаками вневременной и внепространствен-ной устойчивости, что делает ее привлекательной для человека. Именно поэтому мы

обратились к изучению влияния конфессиональной культуры на психологические переменные.

Методическая основа нашего исследования опирается на комплексный подход, предложенный Г: Триандисом: использование универсального метода психологического исследования (модифицированный опросник этнических стереотипов, разработанный Т. Г. Стефаненко и Ж. Т. Уталие-вой) (е^с); анализ авто- и гетеростереотипов в контексте изучаемых конфессиональных культур отдельно (епис); сопоставительный анализ значимости одних и малозначимости других личностных черт при описании носителей культуры (ейс). Методика проведения обследования предполагает выбор респондентами из 40 личностных переменных 10 признаков, которые свойственны представителям той или иной культуры. В процессе изучения стереотипов мы рассматривали самые популярные (15 % — шесть личностных качеств из предложенного списка), которые выбирает группа субъектов стереотипизации по отношению к объекту. Выбор одной психодиагностической методики для двух изучаемых конфессиональных культур объясняется тем, что в нашем исследовании обе изучаемые группы являются представителями одной социокультурной реальности (государство — Российская Федерация; регион — Республика Мордовия).

Статистический анализ результатов эмпирического этапа исследования включал в себя сопоставление множественных ответов и анализ таблицы сопряженности по каждому из личностных качеств, представленных в методике. Сопоставление множественных ответов обладает большей наглядностью, так как все шкалы представлены в одной таблице.

Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось с учетом ряда условий.

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 07-06-23603 а/В.

© С. С. Малявина, 2011

Учет гендерного фактора. Влияние любой общественной системы (в нашем случае — конфессиональной культуры) на личность осуществляется не изолированно от влияния других общественных систем, а комплексно. Анализ канонических источников христианства и ислама позволяет утверждать, что в данных конфессиональных культурах представления о мужчине и женщине не одинаковы, отличается и понимание норм тендерных отношений и взаимодействия. Данные особенности конфессиональных культур определили необходимость учета гендерного фактора в эмпирическом исследовании стереотипов. Изучение поставленной проблемы осуществлялось с учетом тендерной принадлежности субъекта и объекта стереотипиза-ции.

Дифференциация и интеграция результатов эмпирической работы.

Чтобы максимально точно описать авто- и ге-теростереотипы, анализ результатов эмпирического исследования мы осуществляли в два этапа: этап дифференциации и этап интеграции.

На этапе дифференциации представления респондентов анализировались с учетом тендерной принадлежности субъекта и объекта стереотипизации. Это позволило обнаружить самые популярные, типичные, часто выбираемые респондентами качества для описания объекта стереотипизации.

На этапе интеграции на основе анализа полученных комплексов типичных, наиболее распространенных признаков мужчины и женщины выявлялись признаки, которые с одинаковой частотой выбираются респондентами независимо от тендерной принадлежности. Это позволило создать собирательный образ представителя той или иной конфессиональной культуры (автостереотипный образ и гетеростереотипный образ).

Возрастной состав испытуемых — молодежь. В нашем исследовании основным критерием, определяющим популяцию молодежи, мы обозначили как получение юношей или девушкой профессионального образования. Данный критерий был выбран нами маркирующим признаком молодости, так как в современном социокультурном пространстве России получение профессионального образования (среднего специального или высшего) является необходимым условием для оптимального вхождения в социум, приобретения статуса взрослого человека.

Эмпирическая работа по выявлению конфессиональных стереотипов проводилась в течение трех лет, с 2006 по 2008 г., на территории Республики Мордовия. Исследование

проводилось среди учащихся средних профессиональных учреждений и студентов высшего профессионального образования. Участниками исследования стали 1 518 респондентов, причисляющих себя к православной культуре, из них 306 юношей и 1 212 девушек, а также 319 респондентов, принадлежащих к культуре ислама, из них 117 юношей и 202 девушки. Значительно меньшее количество представителей данной культуры по сравнению с представителями православного христианства в нашем исследовании объясняется общим соотношением данных конфессиональных групп в регионе. Именно в соответствии с данной программой осуществлялось изучение конфессиональных стереотипов представителей православия и ислама в Республике Мордовия.

Эмпирическое изучение автостереотипов представителей православия выявило следующее. Внутри православной культуры существует значительное внутригрупповое сходство (согласованность мнений представителей тендерных групп) в выборе признаков, характеризующих типичного мужчину и типичную женщину как представителей конфессиональной культуры православия. Современные юноши и девушки, идентифицирующие себя как православных христиан, имеют согласованные, сходные представления о личностных особенностях типичных представителей данной конфессиональной культуры. Это позволяет нам констатировать наличие влияния конфессионального культурного контекста на формирование образа мы-группы у современных представителей православия, а также подтверждает вывод о том, что среди представителей православия существует высокая внутригрупповая согласованность в представлениях о признаках, характеризующих носителя данной конфессии.

В ходе исследования было также обнаружено значительное сходство образов, характеризующих типичного мужчину и типичную женщину данной конфессиональной культуры. Респонденты выбирают практически идентичные характеристики для описания типичного мужчины и типичной женщины православной культуры. Выявленная тенденция отражает ценностные ориентиры социокультурной системы православия, подчеркивает социально-статусное равенство мужчины и женщины.

Содержательный анализ характеристик обнаруживает устойчивое позитивное отношение респондентов к мы-группе. Среди самых популярных часто выбираемых показателей фигурируют социально одобряемые призна-

ки. Это позволяет говорить об устойчивой позитивной конфессиональной идентичности респондентов. Полученные результаты свидетельствуют о гармоничной интеграции в конфессиональную культуру большинства современных молодых людей, идентифицирующих себя в качестве православных.

Результаты эмпирического исследования автостереотипных описаний интерпретируются через конфессиональную культуру. Это позволяет говорить о влиянии культуры православных христиан на формирование образа ее представителя. Таким образом, автосте-\ реотипы современных представителей право-; славной культуры характеризуются гендер-I ной согласованностью, сходством образов типичных мужчины и женщины, позитивностью, внутригрупповым фаворитизмом, объясняются через конфессиональную культуру.

Эмпирическое исследование автостереотипов мусульман обнаружило, что юноши и девушки, исповедующие ислам, продемонстрировали существенное внутригрупповое сходство в выборе признаков, характеризующих типичного мужчину и типичную женщину данной культуры. Это свидетельствует о существовании в исламе внутрикультурной согласованности в отношении образов типичных тендерных представителей культуры. 1 Результаты исследования образов типич-| ных мужчины и женщины данной конфесси-| ональной культуры обнаруживают существование различий в образах типичных представителей мужчины и женщины в мусульманстве. Выявленные различия образов ти-| пичных мужчины и женщины объясняются культурно-специфичным, четко иерархизиро-ванным социальным положением мужчин и \ женщин.

I Содержательный анализ конфессиональ-| ных автостереотипов мусульман свидетель-| ствует о существовании устойчивой позитив-| ной идентичности представителей данной | культуры, гармоничной интеграции пред-\ ставителей молодого поколения в социокультурное, ценностное пространство исламской культуры. Автостереотипные характеристики мусульман интерпретируются через конфессиональный контекст исламской культуры.

Таким образом, автостереотипы современных представителей исламской культуры характеризуются согласованностью, позитивностью, внутригрупповым фаворитизмом, тендерной специфичностью; в автостереотипных описаниях прослеживается влияние конфессионального контекста.

Изучение конфессиональных гетеросте-реотипов юношей и девушек, причисляющих

себя к православной культуре, в отношении типичных мусульман (отдельно мужчины и женщины) позволило нам сделать следующие выводы. Внутри групп респондентов (отдельно среди юношей и девушек) существует значительная согласованность в отношении того, какие черты свойственны типичному мужчине и типичной женщине мусульманской культуры. Кроме того, сопоставительный анализ гетеростереотипных образов православных христиан в отношении мусульман и автостереотипных образов самих мусульман имеет значительные сходства. Существующая согласованность мнений респондентов является показателем того, что среди представителей православной культуры существует относительно адекватное понимание культуры ислама. Особенно это проявляется в том, что в отношении женщины-мусульманки представления юношей и девушек христианской культуры практически не имеют различий. Это свидетельствует о том, что женщина видится респондентам более понятной. Скорее всего, данная особенность связана с тем, что в исламской культуре четко определена социальная и личностная позиция женщины, обозначены нормы и правила ее поведения. В то же время образ мужчины-мусульманина более размыт, что в свою очередь объясняется различными источниками получения информации, которая оказывает влияние на формирование образа мусульманина (с одной стороны, индивидуальный опыт, с другой — противоречивая инфорхмация, получаемая из СМИ).

Итак, у современных представителей культуры православного христианства существует относительно адекватный образ носителей исламской культуры. Гетеростереотип-ный образ мусульманина свидетельствует о понимании православными христианами исламской культуры, что является основой для формирования гармоничных отношений между представителями данных конфессиональных культур.

Исследование гетеростереотипных описаний мусульман в отношении православных христиан выявило, что образы мужчины и женщины культуры православного христианства в глазах представителей исламской культуры в высокой степени согласованы. Кроме того, выбираемые мусульманами качества для описания христиан использовали и сами православные при создании автостереотипного образа. Это свидетельствует об адекватном понимании мусульманами культуры православного христианства.

Мусульмане наделяют христиан социально позитивными качествами, которые це-

нят и среди представителей своей культуры, что позволяет утверждать наличие положительного образа православных христиан, существующего среди мусульман. Полученные гетеростереотипные описания христиан с позиции мусульман свидетельствуют о позитивных гармоничных отношениях, существующих между представителями данных конфессиональных культур в регионе, где проводилось исследование.

На основе полученных гетеростереотипов типичного мужчины и типичной женщины православной культуры, существующих у представителей исламской культуры, были выявлены личностные черты, которые, по мнению респондентов, свойственны православному человеку независимо от тендерной принадлежности. Это трудолюбие и дружелюбие, личностные особенности, которые в качестве доминирующих признаков были использованы мусульманами при описании мужчин и женщин, принадлежащих к православной конфессиональной культуре.

Трудолюбие и дружелюбие как гетеростереотипные характеристики свидетельствуют о позитивном отношении мусульман к православным, что является показателем гармоничных межкультурных отношений между представителями данных конфессий в Республике Мордовия, регионе, где проводилось исследование и где данные конфессиональные группы являются традиционными и самыми крупными конфессиональными сообществами. Более того, именно данные черты выбирали и сами православные респонденты при создании автостереотипного образа. Совпадение автостереотипных и гетеросте-реотипных характеристик представителей обеих конфессий свидетельствует об адекватности данных образов и у самих православных христиан, и у мусульман в отношении христиан. Значит, действительно именно трудолюбие и дружелюбие наиболее важные и точные характеристики как православных христиан, так и правоверных мусульман.

Таким образом, по результатам проведенного исследования мы можем с уверенностью утверждать, что современные мусульмане имеют представления о культуре православного христианства, а также адекватный и позитивный образ ее представителей, что является фактором, определяющим гармоничные межконфессиональные отношения в регионе. Данный фактор в полной мере относится и к носителям православной культуры, которые проявляют аналогичное понимание в отношении мусульман, проживающих с ними в едином социокультурном пространстве.

В процессе изучения конфессиональных

стереотипов, существующих в среде современной молодежи, мы пришли к следующим выводам. Интерес исследователей к изучению психики в контексте культуры неустанно растет. Философы и культурологи, психологи и социологи выделяют новые переменные широкого и многогранного явления «культура» с целью раскрыть закономерности и механизмы влияния культуры на психику.

В конце XX — начале XXI в. все мировое сообщество охватили значительные изменения, которые нашли отражение в конкретизации религиозной культуры в системе социокультурных ценностей общества. Как показывают различные социологические исследования, произошло повышение значимости религиозной культуры в жизни отдельной личности и общества, что привело к использованию в обществе религиозной культуры в качестве критерия для социальной дифференциации, определения границ между общественными группами. Религиозная культура стала маркером межгрупповых отношений в мире и его отдельных регионах.

Ситуация, сложившаяся в обществе в начале XXI в., потребовала от науки изучения межгрупповых отношений на уровне конфессиональных групп. В первую очередь проведение данной работы необходимо для решения прикладной задачи — мониторинга межконфессиональных отношений в регионах. Во вторую очередь подобные изыскания позволяют решить теоретическую задачу — внести свой вклад в раскрытие вопроса о влиянии культуры (в данном случае конфессиональной культуры) на психические переменные.

Изучение влияния конфессиональной культуры на психику чаще всего проводится в рамках кросс-культурной парадигмы психологического исследования. Сопоставительное изучение психики предполагает поиск отличий психологических признаков у представителей данных культур. При этом важно выявлять и подчеркивать существование общности современных культур, видеть тенденции интегративного характера, отражающиеся и в культурах, и в психологических переменных ее представителей. Поэтому в процессе анализа материалов эмпирического исследования мы особое внимание уделили поиску сходств стереотипных образов у представителей двух конфессиональных культур.

Изучение влияния конфессиональной культуры на отдельные психологические признаки важно проводить в контексте влияния других социокультурных систем (этни-

ческая культура, единое геоисторическое пространство, тендерная система и др.).

Не менее важно адекватно оценивать влияние временной, исторической перспективы. Содержательная характеристика психи-I ки в целом и отдельных ее образований [ обусловлена временным, историческим и ; культурным контекстом. Важно понимать и адекватно оценивать степень распространенности результатов того или иного исследования на популяцию современников. Постижение многогранности влияния различных социокультурных систем позволяет более точно понимать особенности влияния конфессионального контекста на шихику.

Результаты проведенного эмпирического исследования конфессиональных стереотипов представителей культуры православного христианства и ислама выявили, что автостереотипные образы носителей данных кон-{ фессиональных культур устойчивы и в высокой степени схожи. Это свидетельствует о понимании респондентами культуры, личностных черт, наиболее востребованных и типичных для ее представителей. Было выявлено влияние конфессионального контекста на выбор наиболее значимых личностных черт в автостереотипных описаниях респондентов обеих групп. Кроме того, были выявлены личностные признаки, которые одинаково востребованы представителями обеих изучаемых культур, что косвенно свидетельствует об их панкультурной значимости, но данный факт должен быть проверен на материале исследований, выполненных в других регионах, в других конфессиональных культурах.

Эмпирическое исследование обнаружило устойчивое позитивное отношение респонден-

Поступила 24.02.11.

тов к мы-группе, что позволяет утверждать наличие устойчивой позитивной конфессиональной идентичности респондентов. Полученные результаты свидетельствуют о гармоничной интеграции в конфессиональную культуру большинства современных молодых людей, идентифицирующих себя в качестве представителей культур православного христианства и ислама.

Изучение гетеростереотипов обнаружило относительно адекватное взаимное понимание представителями культур православия и мусульманства конфессиональных культур друг друга. Полученные данные свидетельствуют о том, что представители современной молодежи, носители культуры православного христианства и ислама, в целом имеют позитивные взаихмные образы, что является фактором гармоничных межкультурных отношений между представителями данных конфессиональных культур в регионе.

В целом можно констатировать, что принадлежность к конфессиональной культуре имеет важное значение для представителей современной молодежи. Носители культуры православного христианства и ислама, проживающие на территории Республики Мордовия, имеют адекватное представление о культурах, к которым они принадлежат, и о других конфессиональных культурах. Автостереотипные и гетеростереотипные образы представителей изучаемых конфессиональных культур характеризуются позитивизмом в отношении друг друга, интерпретируются через призму конфессиональной культуры. Полученные результаты свидетельствуют о существовании позитивных межконфессиональных отношений в регионе, где проводилось исследование.

г

I !

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.