Научная статья на тему 'КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В БОБРУЙСКОМ УЕЗДЕ МИНСКОЙ ГУБЕРНИИ НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДОВ И ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН 1897–1924 ГГ.'

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В БОБРУЙСКОМ УЕЗДЕ МИНСКОЙ ГУБЕРНИИ НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДОВ И ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН 1897–1924 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бобруйский уезд / синагога / церковно-приходские школы / Минская епархия / раввин / Bobruisk district / synagogue / parish schools / Minsk diocese / rabbi

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Священник Максим Геннадьевич Киреев

В данной статье рассматривается положение православных приходов и еврейских общин в начале XX века в городе Бобруйске. В отличие от других городов Российской империи, Бобруйск не сформировал закрытого еврейского гетто, и представители разных вероисповеданий жили тут совместно, по всему городу. В этот период времени произошли трагические события революции и Первой мировой войны, поэтому особенно интересно, в каком состоянии находились конфессии в это время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFESSIONAL SITUATION IN BOBRUISK UYEZD MINSK PROVINCE IN THE EXAMPLE OF ORTHODOX PARISHES AND JEWISH COMMUNITIES OF 1897–1924

This article discusses the situation of Orthodox parishes and Jewish communities at the beginning of the 20th century in the city of Bobruisk. Unlike other cities of the Russian Empire, Bobruisk did not form a closed Jewish ghetto, and representatives of different faiths lived here together, throughout the city. The tragic events of the revolution and the First World War took place during this period of time, therefore it is especially interesting in what state the denominations were at that time.

Текст научной работы на тему «КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В БОБРУЙСКОМ УЕЗДЕ МИНСКОЙ ГУБЕРНИИ НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДОВ И ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН 1897–1924 ГГ.»

УДК 281.93(Р476) ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

DOI: 10.24412/2309-5164-2021-1-117-122

Священник Максим Геннадьевич Киреев,

бакалавр богословия Республика Беларусь, г. Минск, Минская духовная академия магистрант 3 курса Б-шай: kireevituta@mail.ru

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

В БОБРУЙСКОМ УЕЗДЕ МИНСКОЙ ГУБЕРНИИ НА ПРИМЕРЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДОВ И ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН 1897-1924 ГГ.

В данной статье рассматривается положение православных приходов и еврейских общин в начале XX века в городе Бобруйске. В отличие от других городов Российской империи, Бобруйск не сформировал закрытого еврейского гетто, и представители разных вероисповеданий жили тут совместно, по всему городу. В этот период времени произошли трагические события революции и Первой мировой войны, поэтому особенно интересно, в каком состоянии находились конфессии в это время.

Ключевые слова: Бобруйский уезд, синагога, церковно-приходские школы, Минская епархия, раввин.

Цитирование: Киреев М.Г., свящ. Конфессиональная ситуация в Бобруйском уезде на примере православных приходов и еврейских общин 1897-1924 гг. // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 1. — С. 117-122.

В начале ХХ века город Бобруйск уже не был одной лишь крепостью, за фортами которой можно было увидеть лишь грязные улицы, с бедными хатками, но становился облагороженным и развивающимся городом. Население города было многонациональным. Здесь жили белорусы, русские, украинцы, поляки. По данным Первой Всеобщей переписи, белорусов в Бобруйском уезде проживало 67,4%, русских — 10%, евреев — 19,4%, поляков — 2%1.

1 Бобруйский уезд [Электроный ресурс]. — URL: https://wiki.

ЬоЬг.Ьу/Бобруйский_уезд. (дата обращения 2019-05-10).

Священник Максим Геннадьевич Киреев

В начале ХХ в. в Бобруйске работало 4 церковно-приходские школы: соборная, мужская и женская на Березенском форштадте, женская воскресная на хуторе Луки1. Однако, после революции 1905-1907 гг. повсеместно наблюдался упадок этой категории учреждений. В 1903-13 гг. в городе работало 5 гимназий: мужская (20 препод., 370 уч.), Алексеевская женская (26 преп., 358 уч.,), приватная женская Ильинская (26 преп., 323 уч.), приватная еврейская женская Лазарева (12 преп, 218 уч.), приватная еврейская женская Якерсберга (10 препод., 178 учениц)2.

В книге «История Минской Архиепископии» читаем: «Преосвященный Иов учредил новый собор в г. Бобруйске из 1798 (1795) г. в православие униатской николаевской церкви, «из древности» бывшей соборною и в описаемое время состоявшей «в твердости». Для бобруйского собора было назначено вспомоществование от казны 100 рублей, которое и было отпускаемо с 11 января 1799 г. во все последующее время». Собор не имел земельного обеспечения. При бобруйском соборе на рубеже XVIII и XIX вв. числилось 119 приходских дворов3.

Подробное описание Бобруйского Николаевского собора приведено в книге «Описание церквей и приходов Минской епархии» 1893. Там, в частности, повествуется, что древнейшая городская церковь во имя Святителя Николая до 1812 г. находилось вблизи р.Березины, на том месте, где теперь рогачевские ворота крепости. С переселением городских жителей из крепости на Парич-ский форштадт перенесена сюда была и церковь. По упразднении в 1829 г. сего форштадта и переселении жителей на Минский форштадт, а также по причине ветхости оной церкви в 1835 г. в самом центре города была построена новая каменная церковь с богадельнею на сумму, отпущенную из казны. Внешний вид представляет форму продолговатого креста с одною колокольною башнею во фронтовой части и одним открытым куполом на средней части: крыша — в зеленом цвете, стены и двери — в желто-кирпичном, а колонны при дверях — в белом.

Вообще церковное здание в 1879 г. находилось в довольно прочном состоянии. Иконостас нового устройства, дощатый, покрашенный в белый цвет, а рамы, карнизы и резьба позолочены: состоит из семи икон академического письма, расположенного в одном ярусе. Также в храме находилась древняя икона Святителя Николая. Икона до 1795 г. находилась в руках униатов, а с возвращением прихожан Бобруйского Николаевского прихода в православие — стала по-прежнему достоянием сей церкви. В состав прихода входили жители Бобруйска с его форштдатами и хуторами и деревнями: Орновичи, Писчаки, Кончани, Думановщина, Ясный Лес, Величково и Думаново. Последняя деревня самая дальняя: на 14 верст от церкви. Прихожане, жители города, принадлежали к мещанскому сословию, а жители деревень исключительно крестьяне.

1 Памяць: псторыка-дакументальная хрошка Бобруйска. — Мшск: Вышэйшая школа, 1995. — С. 68.

2 Памяць: псторыка-дакументальная хрошка Бобруйска. — Мшск: Вышэйшая школа, 1995. — С. 69.

3 Там же. — С. 114.

Прихожане не отличались глубокой религиозностью. Преимущественно их занятие — хлебопашество1.

Еще существовали церкви, приписные к собору: Св.муч.Софии 1829 г. на кладбище и Лукавская Николаевская церковь 1826 г. на Луковой горе. Успенской Божией Матери и пророка Ильи. Первая была построена в 1628 году, а вторая в 1614 году. Обе были разобраны в 1811 для постройки на кладбище церкви святой великомученицы Софии. Соборная церковь, как упоминалось ранее, была отобрана униатами, но затем возвращена в 1649, об этом свидетельствует договор под Зборовым, но на плане Бобруйска 1794 г. это место, где стояла церковь, занимает униатская часовня — что подтверждает захват этого места. Подтверждает Товаров в своей книге «Историко-статистическая справочная книжка Минской епархии»2.

Кроме уже перечисленных церквей, в городе было семь храмов под воинской ведомостью.

1) Свято-Александро-Невский собор освящен во имя благоверного князя Александра Невского

2) Свято Никольская домовая церковь

3) Домовая Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в госпитале 1885

4) Домовая Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в дисциплинарном батальоне

5) Петропавлавская церковь летнего госпиталя

6) Малая воинская церковь на военском поле

7) Георгевский храм как гарнизоный

Свято-Георгиевский храм города Бобруйска был построен в 1905-1907 годах как гарнизонный храм для воинских частей, расположенных в Бобруйской крепости. В начале 20-го века, в связи с потерей фортификационного значения Бобруйской крепости была разрешена застройка эспланады — пространства вокруг стен, запретного для строительства вследствие оборонительных целей. Соответственно, новый гарнизонный храм был построен в непосредственной близости от главного входа в крепость, на Минском форштадте. В 1907 году, по сообщению Минских епархиальных ведомостей, епископ Минский и Туровский Михаил (Темнорусов) освящает вновь построенный гарнизонный храм.

С высокой долей вероятности можно утверждать, что Свято-Георгиевский храм посещал во время своего визита в Бобруйск в 1916 году царь Николай II.

По данным переписи 1897 г. в городе Бобруйске по вероисповеданию было: 75% православных, 20% — иудейского вероисповедания и 5% — католического. В самом городе проживало 34 336 человек, из них 60,5% евреи. Начало субботы определял гудок из еврейской фабрики. В 1847 году еврейское

1 Описание церквей и приходов Минской епархии. Спб.,1893. Национальная библиотека Республики Беларусь [Электронный ресурс]. / Национальная библиотека Республики Беларусь. — URL: http://e-catalog.nlb.by/Record/BY-NLB-rr24048380002 (дата обращения 2019-05-10).

2 Историко-статистическая справочная книжка Минской епархии. Национальная библиотека Республики Беларусь [Электронный ресурс]. / Национальная библиотека Республики Беларусь. — URL: http://content.nlb.by/content/dav/nlb/DDC/DED/2/8/1/9/ba1128/ba1128.html. (дата обращения 2019-05-10).

население города составило 4702 человека, а в 1861 уже — 8861. Результаты самой точной и достоверной российской переписи 1897 года для Бобруйска выглядели следующим образом: 34 516 жителей, среди которых 20 760 евреев (60% всего населения).

В 1887 году на средства еврейской общины была открыта городская больница, которой руководил Исидор Самуилович Фейертаг. Летом 1893 года по инициативе Шнеерсона, Гинцбурга и Клеермана начала функционировать дешёвая столовая. Как свидетельствуют данные переписей, расцвет еврейской жизни в Бобруйске пришёлся на конец XIX — начало XX столетия. Самыми распространёнными занятиями среди жителей Бобруйского уезда были изготовление одежды (занято около 4400 человек) и торговля продуктами сельского хозяйства (2000). Особенно преуспели евреи в заготовке и продаже леса, который отправлялся в южные области России и прибалтийские порты1.

Бобруйск XIX столетия — один из центров духовной жизни евреев Беларуси. Раввины города были известны далеко за пределами Беларуси. В разное время в Бобруйске жили руководитель хабадского хасидизма Мордехай Барух Эттингер, Хиллел из Парич, Шмария Ноах Шнеерсон и другие. Среди митнагдим особо выделяются фигуры Яакова Давида Вайловского (Ридбаз) и Рафаэля Шапиро, позднее ставшего главой знаменитой Воложинской иешивы. Символом евреев Бобруйска в конце XX века был Мархелай Уве Манб: около 50 лет изучал Тору, говорил на иврите, ходил по городу с завязанными глазами, чтоб не видеть женщин. В 1905 с момента его смерти было положено выучение Торы. На 1864 год в городе 34 синагоги. Вначале XX века в городе было уже 42 синагоги. Перед войной — 46, конечно же, они находились в малых, обычных домах, поэтому и не все синагоги известны горожанам2.

Прославило Бобруйск и издательство Яакова Кохена Гинзбурга. Книги издательства Гинзбурга (молитвенники и т.д.) были известны далеко за пределами Бобруйска и Беларуси. Издательство просуществовало до 1928 года. Именно издательство Яакова Кохена Гинзбурга выпустило последнее в СССР произведение еврейской религиозной литературы («Ягдил Тора»).

В начале XX столетия в Бобруйске действовали следующие учебные заведения:

• Талмуд-тора,

• два мужских народных училища (в одном из них действовало ремесленное отделение),

• два женских общеобразовательных

• и одно женское профессиональное училище.

К 1917 году в городе насчитывалось сорок две синагоги.

В конце XIX — начале XX столетия Бобруйск обретает славу центра политической жизни белорусского еврейства. В городе действовали сионистские организации, однако наибольшую популярность завоевал Бунд («Всеобщий

1 Гунин Л. Бобруйск. Историческая монография. [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.bobruin.by/bobrujsk/stati/istoriya/229-bobrujsk-istoricheskaya-monografiya-ch-3. (дата обращения 2019-05-10).

2 Там же.

еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России»). Бундовцы развернули свою деятельность в городе в конце 1897 года. Бобруйск, где действовала бундовская типография, стал одним из главных центров организации. В апреле 1898 года в бобруйской типографии Бунда были изданы манифест и решения I съезда РСДРП, который состоялся с 1 по 3 марта 1898 года в Минске. В июле 1898 года типография была захвачена полицией, свыше 70 человек арестованы1.

В 1917 году рухнула Российская империя. Начался долгий период нестабильности. Власть переходила из рук в руки. По Беларуси прокатилась волна еврейских погромов. Особенно «отличились» в деле организации погромов польские войска (с августа 1919 по июль 1920-го Беларусь была ими оккупирована). Один из самых жестоких погромов произошёл в Бобруйске: озверевшие солдаты польской армии зарывали живых людей в землю.

На белорусской земле с давних времен почтительно относились к Богу, и величественные высокохудожественные храмы различных конфессий тому свидетельство. Деятельность христианских конфессий оставила в культуре Бобруйского уезда оставила заметный след, а на земле белорусов — большое количество уникальных памятников архитектуры.

Многие мелкие фабрики и заводы превратились в наше время в крупные предприятия. Некоторые гимназии начала XX века преобразились в современные школы. В 1905 году в городе Бобруйске насчитывалось 11 православных храмов, а в советское время осталось только два храма. В настоящее время в городе уже 11 действующих храмов и 2 строящихся (на начало 2020 года). Также в конце 20 века еврейской общине вернули здание синагоги, а с 2002 года синагогу уже возглавляет раввин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Памяць: псторыка-дакументальная хрошка Бобруйска. — Мшск: Вышэйшая школа, 1995. — 795с.

2. Бобруйский уезд [Электроный ресурс]. — Режим доступа: https://wiki. ЬоЬг.Ьу/Бобруйский_уезд. (дата обращения 2019-05-10).

3. Описание церквей и приходов Минской епархии.Спб.,1893. Национальная библиотека Республики Беларусь [Электроный ресурс]. / Национальная библиотека Республики Беларусь. — Режим доступа: http://e-catalog.nlb.by/ Record/BY-NLB-rr24048380002 (дата обращения 2019-05-10).

4. Историко-статистическая справочная книжка Минской епархии. Национальная библиотека Республики Беларусь [Электроный ресурс]. / Национальная библиотека Республики Беларусь. — Режим доступа: http://content.nlb.by/ content/dav/nlb/DDC/DED/2/8/1/9/ba1128/ba1128.html. (дата обращения 2019-05-10).

5. Гунин Л. Бобруйск. Историческая монография. [Электроный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bobruin.by/bobmjsk/stati/istoriya/229-bobrujsk-istoricheskaya-monografiya-ch-3. (дата обращения 2019-05-10).

1 Бобруйск — историческая монография ч. 3. Информационно-справочный портал Бобруйска / Информационно-справочный портал Бобруйска [Электронный ресурс]

Priest Maxim Gennadevich Kireev, Bachelor of Theology Republic of Belarus, Minsk, Minsk Theological Academy

2 year undergraduate E-mail: kireevituta@mail.ru

CONFESSIONAL SITUATION IN BOBRUISK UYEZD MINSK PROVINCE IN THE EXAMPLE OF ORTHODOX PARISHES AND JEWISH COMMUNITIES OF 1897-1924

This article discusses the situation of Orthodox parishes and Jewish communities at the beginning of the 20th century in the city of Bobruisk. Unlike other cities of the Russian Empire, Bobruisk did not form a closed Jewish ghetto, and representatives of different faiths lived here together, throughout the city. The tragic events of the revolution and the First World War took place during this period of time, therefore it is especially interesting in what state the denominations were at that time.

Keywords: Bobruisk district, synagogue, parish schools, Minsk diocese, rabbi. Citation: Kireev M.G. Confessional situation in Bobruisk uyezd Minsk province by the example of Orthodox parishes and Jewish communities of 1897-1924 // Ipatievsky vestnik. — 2021. — №. 1. — P. 117-122.

REFERENCES

1. Pamyats': gistoryka-dakumental'naya khronika Bobruyska. — Minsk: Vyshey-shaya shkola, 1995. — 795s.

2. Bobruyskiy uyezd [Elektronyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://wiki.bobr. by/Bobruyskiy_uyezd. (data obrashcheniya 2019-05-10).

3. Opisaniye tserkvey i prikhodov Minskoy yeparkhii.Spb.,1893. Natsional'naya biblioteka Respubliki Belarus' [Elektronyy resurs]. / Natsional'naya biblioteka Re-spubliki Belarus'. — Rezhim dostupa: http://e-catalog.nlb.by/Record/BY-NLB-rr24048380002 (data obrashcheniya 2019-05-10).

4. Istoriko-statisticheskaya spravochnaya knizhka Minskoy yeparkhii. Natsional'naya biblioteka Respubliki Belarus' [Elektronyy resurs]. / Natsional'naya biblioteka Respubliki Belarus'. — Rezhim dostupa: http://content.nlb.by/content/dav/ nlb/DDC/DED/2/8/1/9/ba1128/ba1128.html. (data obrashcheniya 2019-05-10).

5. Gunin L. Bobruysk. Istoricheskaya monografiya. [Elektronyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.bobruin.by/bobrujsk/stati/istoriya/229-bobrujsk-istoricheskaya-monografiya-ch-3. (data obrashcheniya 2019-05-10).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.