Научная статья на тему 'Конфессиональная культура немцев Поволжья: образы прошлого, запечатленные в артефактах'

Конфессиональная культура немцев Поволжья: образы прошлого, запечатленные в артефактах Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
97
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфессиональная культура / немцы Поволжья / национальная идентичность / национальная культура / лютеранская церковь / католичество / артефакты / Библия / конфирмация / confessional culture / Volga Germans / national identity / national culture / Lutheran church / Catholicism / artifacts / Bible / confirmation

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Шиндель C. В.

Статья посвящена рассмотрению особенностей конфессиональной культуры поволжских немцев как стратегии цивилизационного и биологического выживания в условиях «чужой среды». Вероисповедание определяло национальное самосознание, транслировало этническую идентичность немцев, оказавшихся в Поволжье. Повседневная жизнь переселенцев выстраивалась в соответствии с традиционным религиозным укладом общины, становление которой было неразрывно связано с кирхой. До наших дней сохранились артефакты религиозного культа, фотографии, детали интерьера переселенцев, эпистолярное наследие священства – все эти объекты напоминают о благородной миссии евангелической церкви в годы образования общин. Реконструируется картина религиозного бытия, в пространстве которого мирно сосуществовали как лютеране, так и католики. Семиотический метод исследования выявленных объектов позволил реконструировать образ исторического конфессионального прошлого; обнаружить в нем следы немецкой национальной культуры на символическом, визуальном, семантическом, художественном уровнях, а так же на уровне музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Confessional culture of Volga Germans: images of the past imprinted in artifacts

The present paper deals with the description of the confessional culture peculiarities of the Volga Germans as the civilizational and biological survival strategy in the “alien environment”. The religious beliefs determined the national consciousness and translated ethnical identity of the Germans which appeared in the Volga region. The settlers’ daily routine was formed in accordance with the traditional religious life of the community, the development of which being strongly connected with the church. The artifacts of the religious cult, the photographs, the interior details, and the epistolary heritage of the priesthood have survived to this day; all these objects remind us about the noble mission of the Evangelical Church in the times of the community formation. The picture of the religious life in which both Lutherans and Catholics coexisted peacefully is being rebuilt now. The semiotic method of the research applied to the discovered objects has enabled the reconstructing of the historical confessional past; the finding of the German national culture evidence on the symbolic, visual, semiotic, artistic and musical art levels.

Текст научной работы на тему «Конфессиональная культура немцев Поволжья: образы прошлого, запечатленные в артефактах»

Шиндель C.B.

Кандидат культурологии, доцент кафедры «Экономика и гуманитарные науки», Энгельсский технологический институт (филиал) СГТУ имени Ю.А. Гагарина.

Конфессиональная культура немцев Поволжья: образы прошлого, запечатленные в артефактах*

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей конфессиональной культуры поволжских немцев как стратегии цивилизационного и биологического выживания в условиях «чужой среды». Вероисповедание определяло национальное самосознание, транслировало этническую идентичность немцев, оказавшихся в Поволжье. Повседневная жизнь переселенцев выстраивалась в соответствии с традиционным религиозным укладом общины, становление которой было неразрывно связано с кирхой. До наших дней сохранились артефакты религиозного культа, фотографии, детали интерьера переселенцев, эпистолярное наследие священства - все эти объекты напоминают о благородной миссии евангелической церкви в годы образования общин. Реконструируется картина религиозного бытия, в пространстве которого мирно сосуществовали как лютеране, так и католики. Семиотический метод исследования выявленных объектов позволил реконструировать образ исторического конфессионального прошлого; обнаружить в нем следы немецкой национальной культуры на символическом, визуальном, семантическом, художественном уровнях, а так же на уровне музыкального искусства.

Ключевые слова: конфессиональная культура, немцы Поволжья, национальная идентичность, национальная культура, лютеранская церковь, католичество, артефакты, Библия, конфирмация.

Shindel S.V.

Candidate of Culturology, Associate Professor of «Economics and Humanitarian Sciences», Engels Institute of Technology (branch), Yuri Gagarin State Technical University of Saratov.

Confessional culture of Volga Germans: images of the past imprinted in artifacts

Abstract. The present paper deals with the description of the confessional culture peculiarities of the Volga Germans as the civilizational and biological survival strategy in the "alien environment". The religious beliefs determined the national consciousness and translated ethnical identity of the Germans which appeared in the Volga region. The settlers' daily routine was formed in accordance with the traditional religious life of the community, the development of which being strongly connected with the church. The artifacts of the religious cult, the photographs, the interior details, and the epistolary heritage of the priesthood have survived to this day; all these objects remind us about the noble mission of the Evangelical Church in the times of the community formation. The picture of the religious life in which both Lutherans and Catholics coexisted peacefully is being rebuilt now. The semiotic method of the research applied to the discovered objects has

* © Шиндель C.B., 2023.

Конфессиональная культура немцев Поволжья: образы прошлого, запечатленные в артефактах

enabled the reconstructing of the historical confessional past; the finding of the German national culture evidence on the symbolic, visual, semiotic, artistic and musical art levels.

Key words: confessional culture, Volga Germans, national identity, national culture, Lutheran church, Catholicism, artifacts, Bible, confirmation.

Феномен своеобразия конфессиональной культуры немецких колонистов в целом, и поволжских в частности исследован и освещен в научно-популярной литературе довольно подробно. За последние 25 лет опубликован рад диссертационных исследований, в рамках которых конфессиональная культура немецких переселенцев рассматривается с позиции разных аспектов гуманитарного знания. Упомянем лишь некоторые работы, которые прекрасно демонстрируют спектр исследуемых вопросов, связанных с феноменом конфессиональной культуры российских немцев. В диссертационном исследовании доктора исторических наук О.А. Лиценбергер [8] представлен комплексный сравнительный анализ римско-католической и евангелическо-лютеранской церкви в аспекте взаимоотношений с государством и обществом (ХУ1-ХХ вв.). В работе доктора исторических наук А.А. Мош-ковцева «Конфессиональная политика государства в отношении католиков и протестантов среднего Поволжья и При-уралья во второй половине XIX - начале XX века» [9] исследуется политика центральных и региональных властей в отношении Римско-католической церкви и крупнейших протестантских объединений исторический период - (1855-1917 гг.). В диссертационной работе «Лютеране в России (XVI-XX вв.)» [6] кандидат исторических наук о.В. Курило исследует феномен конфессиональной культуры на примере вероисповедания лютеран. Историк М.В. Егорова в диссертации «Поволжские немцы в стремлении к сохранению национальной идентично-

сти, традиционных устоев жизни, 1918 -1941» [5] затрагивает вопросы конфессиональной принадлежности в контексте исследования феномена национальной идентичности. интересным представляется исследование доктора исторических наук И.В. Черказьяновой «Школьное образование российских немцев проблема взаимодействия государства, церкви и общества (1830-1917 гг.)» [12]: в работе рассматривается специфика функционирования образовательных учреждений в условиях формирования конфессиональной культуры российских немцев. Несомненный интерес представляют работы, освещающие теоретические вопросы национальной идентичности немцев Поволжья связанные с конфессиональной культурой автора Н.П. Генераловой [4]; посвященные историко-политическим реалиям российских немцев исследователей Е. Арндт, А. Германа [1], И.Р. Плеве [10], описывающие некоторые проблемные вопросы религиозного дискурса исследователя Е.А. Семухиной [11].

Тот факт, что в количественном отношении более всего исследований, связанных с религиозной жизнью российских немцев в целом, и поволжских немцев в частности проводится в контексте истории - не вызывает удивления. Именно история, опираясь на археологические данные, артефакты и письменные свидетельства, является наиболее прочным фундаментом, на котором выстраивается национальная идентичность и конфессиональная культура этноса. История стремится к созданию объективной, т.е. не завися-

щей от политических реалий и субъективных мнений, картины прошлого. Одним из образов картины исторического прошлого является образование автономии немцев в Поволжье: 23 декабря 2023 года исполнится ровно сто лет со дня ее образования. необходимость сохранения исторической памяти, а также исследованные нами объекты из фонда культурного наследия немцев в Поволжье и полученные результаты подвигли нас к мысли написать эту статью - скромный вклад в благородное дело изучения этнокультурного феномена «российские немцы» - темы, актуальность которой и в наши дни не вызывает никаких сомнений.

В фокусе нашего внимания оказались артефакты конфессиональной культуры немцев в Поволжье, многие из которых хранятся в Саратовском областном краеведческом музее, в музее имени А.н. Радищева, в архиве немцев Поволжья. В символическом пространстве артефактов запечатлены «образы» прошлого, которые мы можем реконструировать, изучив соответствующую контекстную информацию на фотографиях, в письмах, деталях домашнего интерьера, вербальном содержании и художественном оформлении свидетельств о конфирмации. Таким образом, предметом исследования в работе являются артефакты конфессиональной культуры немцев Поволжья как элементы визуальной коммуникации, актуализирующие на метафизическом уровне семантические символические, художественные, музыкальные образы в пространстве исторического настоящего, как некоей реконструкции исторического прошлого.

Как известно из истории, в период с 1764 до 1768 года на территории Поволжья насчитывалось 104 колонии переселенцев. Поселения немецких ко-

лонистов по конфессиональному принципу было призвано регулировать отношения верующих внутри общины, во избежание конфликтов на религиозной почве. Из общего числа колоний было пять округов «лютеранскаго закона», два округа «реформаторскаго закона» и два «католического закона»; 75 из 104 колоний были евангелическими [14]. Церковь была не только социальным институтом, организующим духовную жизнь верующих, она стала сакральным «оплотом», незыблемым столпом конфессиональной культуры, которая, в свою очередь, была движущей силой стратегии цивилизационного и биологического выживания переселенцев. «оказавшись в иноконфессиональной среде с численным преобладанием православных, лютеране и католики предпочли мирное сосуществование с сохранением своей религии и культуры»; [2, с. 63]. «Службы проходили поочередно, но если случалось священникам разных вероисповеданий прибыть в город одновременно, то молились прихожане все вместе» [2, 64]. Несмотря на тяготы и лишения, необустроенность и природные катаклизмы, переселенцы обращались с благодарностью к Богу, который «вырвал нас (их) из рук нищеты земной и перенес в места с такими землями и климатом, где нам (им) больше не на что жаловаться» [10, с. 75]. Интересно, что спустя 6 лет после манифеста, в 1769 году на территории немецких поселений был проездом доктор РАН, адъюнкт И. Лепехин, который описал флору и фауну земель, и, среди прочего отметил, что «...у колонистов преимущества в опрятности и чистоте, произрастают разные овощи, которые трудно найти не только в Поволжье, но и в других частях государства» [7, с. 382]. Вне всякого сомнения, к свойственному онтологически немецкому трудолюбию

и житейской опытности в ведении хозяйства прибавлялась не только привязанность к обрабатываемой земле, но и богобоязненность. Даже тогда, когда немецкая автономия столкнулась с изощренным и беспощадным произволом властей вследствие известных политических событий, «нравственным стержнем большинства из них по-прежнему оставалась богобоязненность, которая, как и обязательная домашняя Библия, сохранилась даже после полного варварского разрушения немецких кирх» [3, с. 36] - повествует в своей книге «Зона полного покоя» Герхард Вольтер, русский немец, испытавший на себе невыносимые условия жизни в трудовой Армии. Домашняя Библия (рис. 1, 2.) была неизменной спутницей немцев повсюду: священная книга была неотъемлемой частью не хитрого скарба, и безмолвно разделяла участь немцев, которые отправлялись в неизвестность.

До наших дней сохранились фотографии женщин прихожанок, в домах которых хранилась не только библия, но иногда и книга псалмов (нем. Gesangbuch) (рис. 1, 2, 3). В монографии К. Штумппа «200 лет в пути» на немецком языке (прим. авт. пер.) можно

найти такие строки: «Когда женщины собирались в храм, то обязательно заходили в цветник перед домом. Там они брали ароматную пряную траву (перечную мяту) и клали ее в книгу псалмов, чтобы освежиться, если почувствуют утомление». («Wenn die Frauen sich zum Kirchgang rüsteten, sah man sie vorher ins Blumengärtchen vor dem Hause gehen. Dort holten sie sich ein wohlreichendes «Schmeckkraut» (Pfefferminzart) und legten es ins Gesangbuch, um sich bei Müdigkeit daran erfrischen zu können» [13, с. 75].

В Саратовском областном краеведческом музее в зале с постоянно действующей экспозицией «немцы Поволжья» рядом с Библией можно рассмотреть артефакты, необходимые для проведения церковных обрядов и таинств. На фотографиях представлены кивореумы - сосуды, в которых хранили святые дары хлеб и вино, (в православной традиции дарохранительница).

Одним из важнейших этапов духовного приобщения традиции евангелической церкви была, есть и остается до наших дней конфирмация. на рисунке 5 представлена фотография 1956 года, на которой запечатлена протестантская конфирмация (Kommunion), по

Рис. 1. Рис. 2. Рис. 3.

Рис. 1. Женщина с книгой псалмов в руках (К. Штумпп, «Двести лет в пути», с. 74).

Рис. 2. Католическая Библия (зал Саратовского областного краеведческого музея с постоянно действующей экспозицией «немцы Поволжья»).

Рис. 3. Женщины, возвращающиеся с воскресной проповеди (К. Штумпп, «Двести лет в пути», с. 126).

сути своей напоминающая обряд во-церковления в православной церковной традиции. «Но однажды крещеный человек должен исповедовать свое состояние перед общиной. Только в случае болезни конфирмируют перед лицом семьи. на самом деле конфирмация, так же как крещение, есть практический акт общины, т.е. принятие сознательного ребенка в общину (Мф. X гл. 32). К обряду конфирмации допускались лишь те юные прихожане, которые, освоив 85 молитв (перечень был определен Синодом), успешно сдавали экзамен. Подготавливали будущих конфирмантов в школах при церквях, что само по себе являлось неотъемлемой и органичной частью конфессиональной культуры. Таким образом, и немецкая школа возникла и развивалась как прямое следствие конфессиональных особенностей [4, с. 162].

В католической церкви конфирмацией (от лат. con firmatio - укрепление, утверждение) называется Таинство Миропомазания. В 1439 году Флорентийским Собором окончательно утверждается замещение обряда: «Вместо возложения рук в Церкви совершается Конфирмация». Право совершения миропомазания в католической практике до сих пор сохраняется за епископами.

обряд конфирмации скреплялся еще и соответствующим церковным документом - свидетельством о конфирмации. Пример одного из таких свидетельств представлен в выставочном зале Саратовского областного краеведческого музея: оформленный в лучших традициях искусства графики, содержащий религиозные сюжеты и тексты псалмов. Облаченный в лаконичную по своей строгости и элегантности рамку, этот церковный документ, а в некотором роде наполненный сакральными смыслами артефакт, являлся не только напоминанием о важном этапе приобщения и укрепления в вере, но и достойно «завершал» убранство дома верующего лютеранина.

На рисунке 7 и 9 представлены элементы визуальной коммуникации, семантика которых так же наполнена религиозными смыслами. Как известно, в традиции лютеранской церкви иконы с ликами святых отсутствуют, по причинам, связанным с уставом культа, исключающим возвеличивания святых, прославившихся своими богоугодными делами; однако на стенах в домах лютеран могли висеть таблички (обычно из дерева), на которых встречались изречения из священного Писания, а иногда из книги церковных гимнов

Рис. 4. Рис. 5. Рис. 6.

Рис. 4. Ладанница, кадильница, настольный крест (зал Саратовского областного краеведческого музея с постоянно действующей экспозицией «немцы Поволжья»). Рис. 5. Обряд конфирмации (К. Штумпп, «Двести лет в пути», с. 138). Рис. 6. Кивореумы для хранения освященных Даров (зал Саратовского областного краеведческого музея с постоянно действующей экспозицией «немцы Поволжья»).

(«Gesangbuch»). C появлением фотографии в убранстве домов можно было встретить образы, запечатленные на фотобумаге (рис. 9), которые сопровождаются следующими словами: «Ach, lieber Gott gib Deinen Segen auch heut auf allen meinen Wegen» - напутственные слова к таинству Крещения. Дословно могут быть переведены как: «Ах, Господи, даруй нам Свое благословение и на сегодня на всех наших путях» (перевод автора) в традиции православной церкви есть выражение «и ныне и присно и во веки веков» - так или иначе прослеживается образ «будущей жизни в Боге» - следует преодолеть свой путь в вечность, расстояние и время которого определяется Божественным провидением. Надо сказать о том, что изречение перекликается с текстами Георга

Ноймарка (1621 - 1681) немецкого поэта и библиотекаря, композитора и музы-канта-гамбиста, который писал гимны для евангелической церкви в далеком XVII веке. Слова эти вполне узнаваемы в текстах гимнов «Wer nur den lieben Gott läßt walten» («Кто в Боге пребывает») [15].

Величественное музыкальное оформление прекрасных песнопений можно услышать во время протестантской или католической службы и в наши дни - этой традиции уже больше четырехсот лет. Георг Ноймарк, творчество которого подвергалось современниками резкой критике, называл своей произведение «Песней утешения» или «Тростником» (в немецком варианте звучит как «Trostlied»). Читатели, обладающие музыкальным образованием, могут оценить красоту музыки, запе-

Sing, bet und geh auf Gottes Wegen,

verricht das Deine nur getreu

und trau des Himmels reichem Segen, so wird er

bei dir werden neu.

Denn welcher seine Zuversicht

auf Gott setzt, den verläßt er nicht.

Иди же ты его путями И духом в битве не слабей И верь, что он всегда пред нами С великой благостью Своей. Кто уповает на Него, Увидит Бога Своего.

Рис. 7. Рис. 8. Рис. 9.

Рис. 7. Библейское изречение (зал Саратовского областного краеведческого музея с постоянно действующей экспозицией «немцы Поволжья»).

Рис. 8. Свидетельство о конфирмации (зал Саратовского областного краеведческого музея с постоянно действующей экспозицией «немцы Поволжья»). Рис. 9. Фотография гимна евангелической церкви (личный архив).

Wer nur den lieben Gott lässt walten.

Рис. 10. Фрагмент из музыкального произведения И. С. Баха «Wer nur lieben Gott lässt walten» («Кто в Боге пребывает»).

чатленную на нотном стане. На рис. 10 представлена хоральная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750).

Погрузиться в атмосферу прекрасной высокой музыки богослужений евангелической цкеркви нам довелось и тогда, когды мы начали, если угодно, «расшифровывать» символическое

пространство одного из свидетельств конфирмации, которое обнаружили на сайте русских немцев (рис. 11). По этическим соображениям мы воспользуемся лишь образцом бланка без указания персональных данных конфирманта.

В художественном оформлении конфирмации присутствуют орнамен-

Ш frimimmg att ш Сад Ых m Confirmation, ж

Zur СШШЩ üll ЙЕН Cffll Dir

Confirmation,

Легг, bleibe bei uns!

Vitt. 24, 29.

M KM. M ■ «HIV.

fMk ... «I-IH1

• MWM KMX.

-Jlrt) bleib mit bellt er «mibe -»ei mi«, Aerr 3ef» Gbrift, Tiaft une hinfort «i(t)t fetjabe Фей b'öfcn fteinbe« Cift. -Jld) bleib mit beinem heften »Sei un«, bu rei<t>er Äerr! ®ein »nah unb all*« Uermbfle« 3n un« reict>lirt> Dermet»r.

Рис. 11. Образец свидетельства о конфирмации (платформа сайта русских немцев).

тальные мотивы, сопряженные с религиозной символикой (отсылка к садам библейского рая), слева просматриваются детали интерьера евангелической церкви (возможно именно в этом месте храма совершался обряд приобщения). Справа мы можем прочесть слова одного из гимнов книги псалмов (Gesangbuch). Для удобства приводим текст гимна на немеком и на русском языках:

Приведем здесь так же и музыкальное переложение гимна (слова И. Штег-манна, музыка М. Вульпиуса) Пребудьте во Мне, и Я в вас. (Иоан. 15:4). [16].

Мы можем теперь вообразить, какие смыслы заключал в себе для прихожан евангелической церкви обряд конфир-мирования; и предположить, какой ценностью, и безусловным предметом гордости является свидетельство о конфирмации давно ушедших в небытие предков для их потомков. Давно нет человека, над которым был совершен обряд конфирмирования; однако свидетельство о конфирмации помогает нам реконструировать историческое прошлое, разобрать начертанные на бумаге имена священного лица, который совершал обряд, а также имя конфирманта; мы можем даже «услышать» музыку

и перенестись виртуально в то место в храме, где совершалась конфирмация. И этот образ исторического конфессионального прошлого реконструируется на символическом, семиотическом, визуальном, художественном, музыкальном уровнях: это прошлое запечатлено в пространстве фотографий, артефактов, текстов, художественном оформлении (готический шрифт и орнаментальные мотивы) конфирмаций, в произведениях музыкального искусства - так увековечена немецкая национальная культура, следы которой, вне всякого сомнения, обнаруживаются и в наши дни.

References / Список литературы

[1] Арндт Е., Герман А. Немцы Поволжья от манифеста до указа: Саратов, 2013. 45 с.

[2] Бичанина З.И. Немецкий компонент в культурной жизни Саратова: 1870-1930е гг.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2010. 231 с.

[3] Вольтер Г.А. Зона полного покоя: Российские

немцы в годы войны и после нее / под ред.В. Ф.Дизендорфа. - М.: 1998. 416 с.

[4] Генералова Н.П. Религиозная жизнь как фак-

тор сохранения национальной идентичности и родного языка первых Поволжских немцев-колонистов / Генералова Н.П. / Science Time. 2014. № 9. С. 67-71.

[5] Егорова М.В. Поволжские немцы в стремлении к сохранению национальной идентично-

Ach, bleib mit deiner Gnade, Bei uns, Herr Jesu Christ, dass uns hinfort nicht schade Des bössen Feindes List. Ich bleib mit deinem Segen, Bei uns, du reicher Herr! Dein Gnad und all s Vermögen In uns reichlich vermehr.

Пребудь в нас благодатью, Своею, Боже сил! Возьми в свои объятья, Чтоб враг нас не смутил Пребудь своим ты словом, О Боже в нас, чтоб нам Под дивным его кровом Стремиться к небесам!

Г1'! J N I J ' М J'г I I I J I I Г

Ach bleib mit dei-ner Gna-de bei uns, Herr Je-su Chnst,

J 'Г Г г г I r j'j 1 J J J i 1 J 1

dass uns hin-fort nicht scha - de des b<5-sen Fem-des List

сти, традиционных устоев жизни, 1918 1941 гг.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2006. 243 с.

[6] Курило О.В. Лютеране в России (XVI-XX вв.):

автореферат дис. ... кандидата истор. наук : 07.00.07 / Ин-т этнологии и антропологии. -М.: 1995. 15 с.

[7] Лепехин, И. Дневные записки путешествия доктора академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году. СПб.: 1795. Ч. 1.

[8] Лиценбергер O.A. Римско-католическая и еван-

гелическо-лютеранская церкви в России сравнительный анализ взаимоотношений с государством и обществом (XVIII-XX вв.) автореферат дис. ... доктора исторических наук / Сарат. гос. ун-т им. н.Г. Чернышевского. Саратов, 2005.

[9] Машковцев A.A. Конфессиональная политика государства в отношении католиков и протестантов среднего Поволжья и Приуралья во второй половине XIX начале XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук / Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2015.

[10] Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века. 1-е изд. М.: 1998; 2-е изд. - М.: 2000. 448 с.

[11] Семухина Е.А. Специфические фраземы французского религиозного медиадискурса // Язык и мир изучаемого языка : сборник научных статей. Том Выпуск 8. - Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2017. С. 90-94.

[12] Черказьянова И.В. Школьное образование российских немцев проблема взаимодействия государства, церкви и общества (1830-е-1917 гг.) автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук / Институт истории СО РАН. Санкт-Петербург, 2008.

[13] Stumpp K.: Die Russlanddeutschen. Zweihundert Jahre unterwegs. - Stuttgart: Verlag Ladsmannschaft der Deutschen aus Russland. Nachdruck, 1993. 147 p.

[14] Интернет-портал // URL: http://wolgakirche. ucoz.ru/ news/2009-08-25-1

[15] Интернет-портал // URL: https://imslp.org/ wiki/Wer_nur_den_lieben_Gott_lässt_walten,_ BWV_691_(Bach,_Johann_Sebastian)

[16] Гимны христиан. 44. С.Д.П. 60 Интернет-портал // URL: https://«^^»»

[17] Arndt Е., German A. Volga Germans from Manifesto to Decree: Saratov, 2013. 45 p.

[18] Bichanina Z.I. German Component in Saratov Cultural Life: 1870-1930: Thesis for ... Candidate of Science Degree in History: 07.00.02 Saratov Cher-nyshevsky State University. - Saratov, 2010. 231 p.

[19] Volter G.A. Complete Rest Zone: Russian Germans in the War Time Period and after it. / Under Editor V.F. Dizendorf. - M.: 1998. 416 p.

[20] Generalova N.P. Religious Life as the Factor of National Identity and Mother Tongue Preservation of the Volga Germans Settlers / Generalova N.P. / Science Time. 2014. № 9. P. 67-71.

[21] Egorova M.V. Volga Germans in their Attempts of the National Identification and Traditions' Preservation, 1918 - 1941: Thesis for ... Candidate of Science Degree in History: 07.00.02 Saratov Cher-nyshevsky State University. - Saratov, 2006. 243 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[22] Kurilo O.V. Lutherans in Russia (XVI-XX Centuries): Abstract of Thesis for ... Candidate of Science Degree in History: 07.00.07 / Institute of Ethnology and Anthropology. - M.: 1995. 15 p.

[23] Lepehin I. Days' Travelling Notes by Academy of Science's Doctor and Adjunct Ivan Lepehin Taken in Different Provinces of Russian State, in 1768 and 1769. SPb.: 1795. P. 1.

[24] Litzenberger O.A. Roman-Catholic and Evangelic-Lutheran Churches in Russia. Comparative Analysis of the Relationship with the State and the Society (XVIII-XX centuries). Dissertation Abstract for a Doctor Science Degree in History / Saratov Chernyshevsky State University. Saratov, 2005.

[25] Mashkovtzev A.A. Confessional State Policy Regarding to the Catholics and Protestants Living in the Middle Volga and Urals Regions in the 2nd Part of the XIX and the Beginning of the XX Centuries. Dissertation Abstract for a Doctor Science Degree in History / Udmurt State University. Izhevsk, 2015.

[26] Pleve I.R. German Colonies in the Volga Region in the 2nd Part of the XVIII Century. 1 Publication M.: 1998; 2 Publication M.: 2000. 448 p.

[27] Semuhina E.A. Specific Phrases of the French Religious Discourse / E.A. Semuhina // The Language and the World of the Studied Language: Collection of Scientific Articles. T. Issue 8. - Saratov: Saratov Socio-Economics Institute (Branch) Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Russian Plekhanov Economics University", 2017. P. 90-94.

[28] Cherkazyanova I.V. School Education of the Russian Germans. The Problem of the State, Church and Society Interaction (1830-1917). Dissertation Abstract for a Doctor Science Degree in History / Institute of History of the Russian Academy of Science.

[29] Stumpp K.: Die Russlanddeutschen. Zweihundert Jahre unterwegs. - Stuttgart: Verlag Ladsmannschaft der Deutschen aus Russland. Nachdruck 1993. 147 p.

[30] Internet portal. // URL: http://wolgakirche.ucoz. ru/ news/2009-08-25-1

[31] Internet portal. // URL: https://imslp.org/wiki/ Wer_nur_den_lieben_Gott_lässt_walten,_ BWV_691_(Bach,_Johann_Sebastian)

[32] Christian Hymns. 44. S.D.P. 60 Internet portal. // URL: https://«Gusli»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.