Е. Е. Левкиевская (Москва)
Конференция «Восточнославянские этнокультурные и религиозные анклавы на пространстве Slavia ОгШойоха»
В Отделе восточного славянства Института славяноведения РАН 8-9 октября 2013 г. прошла научная конференция «Восточнославянские этнокультурные и религиозные анклавы на пространстве Slavia Orthodoxa», посвященная проблемам формирования и развития инославных ареалов и диаспор на территории восточного славянства. На конференции был рассмотрен круг вопросов, касающийся различных типов анклавных групп и их обозначений (анклав, диаспора, землячество и т. д.), исторических условий формирования восточнославянских этнокультурных и религиозных анклавов, а также миграционных процессов и миграционной политики в отношении восточнославянских переселенческих групп. Ряд докладов был посвящен социополитическим, культурным и языковым процессам в полиэтничном регионе, стратегиям взаимодействия анклавного населения с жителями метрополии. Рассматривались также механизмы сохранения этнокультурной идентичности, в том числе создание собственных институций в рамках анклавов (национальных школ, средств массовой информации, культурных организаций и пр.), а также теоретические, идеологические, юридические основы национально-культурной политики в отношении анклавных групп.
Во вступительном слове Е. Е. Левкиевская (Москва, Ин-т славяноведения РАН) коснулась общих проблем изучения истории, языка и культуры восточнославянских анклавов и диаспор, а также разных толкований понятий «анклав» и диаспора», принятых в современных социологических, исторических и культурологических концепциях.
Первые три доклада были посвящены месту украинской диаспоры в социокультурной жизни метрополии. В докладе С. С. Лукашовой (Москва, Институт славяноведения РАН) «Выходцы из Киевской метрополии в составе культурной элиты России в XVIII в.» рассмотрен вопрос о путях вхождения в русскую политическую элиту представителей украинского духовенства, переселявшегося на территорию России. В первой половине XVIII в. лишь отдельные представители украинского духовного сословия достигают успеха на этом пути; с середины XVIII в. вырабатываются устойчивые механизмы адаптации украинского духовенства во властных слоях русского общества.
Е. П. Аксенова (Москва, Институт славяноведения РАН) в своем докладе «Петербуржские украинофилы и журнал Основа» рассмотрела роль украинофильского журнала «Основа (1861-1862 г.), выпускавшегося петербуржским землячеством украинских ученых и деятелей культуры, среди которых, в частности, был П. Кулиш. Доклад показал, каким образом данное издание способствовало формированию украинского национального самосознания, а также знакомило украинскую и российскую общественность с украинской культурой и историей.
Доклад М. М. Клоповой (Москва, Институт славяноведения РАН) «Журнал "Украинская жизнь" в Москве в 1912-1917 г.» был посвящен выходившему в Москве в 1912-1917 гг. журналу «Украинская жизнь», во главе которого стояли в разные годы С. Петлюра и А. Са-ликовский. Это издание оставило заметный след в истории украинской общественной мысли, хотя издателям не удалось достичь своей главной цели - пробудить интерес русской общественности к украинской проблематике.
О. Б. Неменский (Москва, Институт славяноведения РАН) в докладе «Историческое самосознание закарпатского священника Иоанна Дулишковича (XIX в.)» показал, под воздействием каких культурных, политических, языковых факторов формировалось самосознание священника Иоанна Дулишковича, автора книги «Исторические черты угро-русских» (1877 г.).
Е. Ю. Борисенок (Москва, Институт славяноведения РАН) в докладе «Проблема статуса русского населения в политике партийного руководства УССР в 1920 г.» обратила внимание на опыт партийного руководства Украинской ССР по регулированию взаимоотношений между различными народами, населявшими республику. В докладе показано, как менялась политика руководства республики в отношении национальных меньшинств, особенно по отношению к русскому населению, которое только в 1927 г. было признано нацменьшинством.
Доклад Л. Л. Щавинской (Москва, Институт славяноведения РАН) «Православные белорусы современной Польши (по материалам экспедиций последних лет)» был посвящен описанию современных белорусских культурных центров на территории восточной Польши, которые играют роль очагов сохранения белорусской традиции и идентичности.
Ю. А. Лабынцев (Москва, Институт славяноведения РАН) в докладе «Люблин - древний украинский православный анклав у гра-
586
Е. Е. Левкиевская
ницы Slavia Orthodoxa (по материалам экспедиций 1970-2010-х гг.)» рассказал о современных украинских деятелях культуры на территории Польши, способствующих поддержанию украинского языка и религиозного самосознания в Люблинском воеводстве.
Второй день конференции был посвящен проблемам формирования и сохранения разных типов этнокультурной и языковой идентичности в анклавной среде. К. С. Дроздов (Москва, Институт российской истории РАН) подробно проанализировал эволюцию самосознания украинского населения Центрально-Черноземного региона в докладе «Украинцы Центрального Черноземья в конце XVII - начале XXI столетия: социополитические, этнокультурные и языковые процессы на русско-украинском пограничье». Докладчик рассмотрел факторы, способствовавшие формированию и сохранению локальной идентичности данной этнокультурной группы, а также взаимоотношениям с русским населением.
С. С. Лукашова (Москва, Институт славяноведения РАН) посвятила свой доклад «Украинская диаспора в Киргизии (вторая половина XIX в.)» проблеме переселения украинцев в Туркестан (современная Киргизия) в 60-х гг. XIX в. в результате земельной реформы 1861 г. В докладе показано, что в данный период на эту территорию перемещались и русские переселенцы, но в официальной документации украинцы и великороссы не различались.
М. Ю. Дронов (Москва, Институт славяноведения РАН) выступил с докладом «Русины в Воеводине (XVIII-XXI вв.)», в котором рассмотрел историю формирования русинского анклава на территории Воеводины и механизмы становления особой русинской идентичности.
Н. А. Власкина (Ростов-на-Дону, Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН) сделала свой доклад «Общинная трапеза как средство сохранения этнокультурной идентичности казаков-некрасовцев» на основе полевых материалов, собранных в ходе экспедиций к казакам-некра-совцам последней волны переселения (1962 г.). Докладчица показала, что в настоящее время сохранение формы и условий проведения общинной трапезы в неизменном виде является для общины одним из основных способов консолидации.
Конференция завершилась докладом Е. Е. Левкиевской (Москва, Институт славяноведения РАН) «Сохранение этнической и культурной идентичности в Еланско-Терсянском анклаве Саратовской обл. (по материалам этнолингвистической экспедиции)», посвященном
анализу традиции украинцев, переселившихся на территорию Саратовской области в середине XVIII в., первоначально занимавшихся чумацким промыслом, а позже крестьянским трудом. Потомки этих переселенцев продолжают сохранять локальную этнокультурную идентичность (самоназвание «хохлы»), отличая себя как от русских (которых называют «москалями»), так и от украинцев, проживающих на Украине.
По материалам конференции будет подготовлен сборник, посвященный восточнославянским анклавам и диаспорам.