Научная статья на тему 'КОНФЕРЕНЦИЯ В КОРОЛёВСКОМ ИНСТИТУТЕ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ'

КОНФЕРЕНЦИЯ В КОРОЛёВСКОМ ИНСТИТУТЕ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Репортаж содержит обзор Всероссийской научно-практической конференции по теме «Информационные системы и технологии в образовании и социально-экономической сфере», прошедшей 28 февраля 2007 г. в Королёвском институте управления, экономики и социологии (КИУЭС - г. Королев, Московской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНФЕРЕНЦИЯ В КОРОЛёВСКОМ ИНСТИТУТЕ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ»

№4(10)2007

Конференция в Королёвском институте управления, экономики и социологии

Репортаж содержит обзор Всероссийской научно-практической конференции по теме «Информационные системы и технологии в образовании и социально-экономической сфере», прошедшей 28 февраля 2007г. в Королёвском институте управления, экономики и социологии (КИУЭС — г. Королев, Московской области).

Р

абота конференции проходила по трем секциям:

1. Прикладная информатика в образовании и социально-экономической сфере (руководитель — к.э.н., доцент, заведующая кафедрой Бухгалтерского учета, анализа и аудита Е. И. Балалова).

2. Информационные системы и технологии в управлении социально-экономическими и техническими системами (руководитель — к.т.н., с.н.с., заведующий кафедрой Информационных технологий и управляющих систем (ИТУС) В.М. Белый).

3. Методы и средства обеспечения безопасности информации (руководитель — к.т.н., доцент кафедры ИТУС, Е.А. Хуртин).

Конференция была организована кафедрой Информационных технологий и управляющих систем по инициативе и при активной поддержке ректора института — доктора педагогических наук, профессора, академика РАЕН Татьяны Евгеньевны Стар-цевой, которая выступила с приветственным словом (рис. 1).

«Мы представляем реалии сегодняшнего дня. Понимаем востребованность специалистов в области информационных технологий, понимаем сложность этого направления профессиональной подготовки. Поэтому, конечно, уделяем особое внимание кафедре Информационных технологий и управляющих систем. У нас подобран высокопрофессиональный коллектив препо-

Рис. 1. Президиум конференции (слева направо): ректор КИУЭС Т. Е. Старцева, заведующий кафедрой ИТУС В. М. Белый, проректор по информационным технологиям Н.А. Васильев, проректор М.В. Татаринов

83

№>4(10)2007

I

ü 23

I £

I

и

■SP

I 00

I !

давателей, создана неплохая материально-техническая база.

Однако мы понимаем, что наличие материальных условий недостаточно для плодотворного и всестороннего развития. Поэтому мы рады сотрудничеству с другими организациями, готовы к установлению и расширению контактов с различными вузами и предприятиями не только московской области, но и страны. Это одна из основных причин проведения нашей конференции. Мы хотели бы поделиться проблемами обучения информационным технологиям, хотели бы рассказать и послушать о достижениях в этой области, о применении информационных технологий в учебном процессе. Мы впервые проводим конференцию с такой тематикой, поэтому очень внимательно отнесемся к Вашим замечаниям и пожеланиям. Надеемся на перспективное и плодотворное сотрудничество.»

Широкий тематический спектр докладов и сообщений показали актуальность поставленных вопросов. Кроме вузов Москвы и Подмосковья в конференции приняли участие представители учебных заведений и промышленности Брянска, Белгорода, Тюмени и Воронежа.

Особенностью конференции явилось непосредственное участие представителей промышленности. Руководители предприятий и организаций достаточно обстоятельно представили свои оригинальные разработки и опыт внедрения различных информационных технологий

Пленарное заседание с докладом по вопросу применения ^ в образовании и социально-экономической сфере открыл проректор КИУЭС по доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Н.А. Васильев (рис. 2).

«На исходе ХХ века промышленно развитые страны вступили в новую экономическую эпоху развития, которую все чаще называют информационной. Переход в эту эпоху охарактеризовался тем, что рынок наполнился товарами,у потребителя появился выбор для удовлетворения своих потребно-

Рис. 2. Выступление проректора по IT Н.А. Васильева

стей. Резко обострилась конкуренция, борьба за рынок. Чтобы обеспечить успех, производитель стремится улучшать свойства продукции, предоставлять покупателю новые виды услуг. Продукция существенно усложнилась, а вопросы ее качества и сервисного обслуживания стали первостепенными. Из-за интенсивного продвижения на рынок новых видов продукции, сократились сроки ее морального старения. Существенно усложнились процессы управления предприятиями, предпринимательской деятельностью: значительно увеличился перечень факторов и показателей, которые необходимо отслеживать и анализировать в ходе организации и выполнения работ, существенно сократилось время на формирование управленческих решений, заметно вырос уровень риска возможных негативных последствий от неудачных решений и нерационального вложения средств. Главным системным показателем предпринимательской деятельности стала уже не производительность труда, которая была характерна для предыдущей, индустриальной, эпохи, а эффективность достижения поставленных целей или эффективность деятельности. На современном этапе развития человека повсюду сопровождают электронные (компьютерные и коммуникационные) технологии и информационные системы. Они стали неотъемлемой частью современной продукции и основой предоставляемых сервисных услуг.

84

Без информационных систем и технологий стало невозможно организовать успешную работу предприятий: они активно внедряются во всех сферах деятельности в процессы проектирования, конструирования, технологической подготовки и производства продукции, планирования, учета, контроля работ, анализа их результатов. Современные информационные технологии и системы стали мощным фактором в конкурентной борьбе. Благодаря их внедрению, передовые предприятия высокоразвитых стран вышли на качественно новый уровень организации труда. Особенно важные, принципиальные изменения произошли в конструкторских и проектных работах, в обеспечении качества продукции, планировании деятельности, организации учета затрат и контроля выполнения намеченных планов. Высокая эффективность использования информационных систем и технологий достигается там, где выполняемые процедуры удается полностью формализовать, перевести в компьютерные программы. В этом случае компьютер, заменяя человека, все операции выполняет существенно быстрее, с меньшим количеством ошибок, а информационная система позволяет совершенно по-новому организовать коллективную деятельность: обеспечить оперативный доступ к необходимым данным и получаемым результатам, реализовать новые методы работы и схемы взаимодействия исполнителей независимо от их места в функционально-организационной структуре предприятия, организовать согласование и утверждение результатов работы (расчетов, проектов, планов и многого другого) на электронном уровне. С помощью информационных систем и технологий предприятие с многоуровневой иерархической структурой становится "прозрачным" для контроля.»

С докладами по проблемным вопросам заседания секций выступили заведующие кафедрами КИУЭС.

Заведующий кафедрой ИТУС В.М. Белый представил доклад «О терминологии информационных систем» (рис. 3).

№4(10) 2007

Рис. 3. Выступление заведующего кафедрой ИТУС В.М. Белого

«В настоящее время существуют понятия "информатика", "прикладная информатика", "информатика в экономике", "экономическая информатика". В литературе названия разные, а содержание зачастую практически одно и то же (но бывает и совсем наоборот). Однако разночтения существуют в таких понятиях, как "информационная система", "информационная технология", "эффективность информационных систем и информационных технологий". Из всех видов технологий информационная технология сферы управления предъявляет самые высокие требования к "человеческому фактору", оказывая принципиальное влияние на квалификацию работника, содержание его труда и умственную нагрузку, профессиональные перспективы и уровень социальных отношений.»

Заведующая кафедрой Бухгалтерского учета, анализа и аудита Е. И. Балалова представила доклад «Информационные системы и технологии в социально-экономической сфере».

«С точки зрения методического подхода, под информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) понимаются технологии, использующие средства электроники для сбора, хранения, обработки, поиска, представления данных, текстов, образов и звука. Глобальные информационные и локальные вычислительные сети.

По данным статистики сегодня страны Восточной Европы, в том числе Россия, за-

№4(10) 2007

нимают 6% рынка информационных и коммуникационных технологий.

Лидируют США и Европа — по 36% объема рынка. Германия занимает 23% рынка, Великобритания — 21, Франция — 18, Италия — 8, Испания — 4, Япония — 11, а "остальной" мир — 17% объема рынка.

По оценкам Росстата за 2005-2006 годы наиболее весомые позиции по применению информационных и коммуникационных технологий, в социально экономическом секторе занимали организации торговли и образования.»

Заведующий кафедрой Математики и естественнонаучных дисциплин, доктор физико-математических наук, профессор В. Ф. Борисов развил дискуссию на тему «Использование информационных технологий при разработке современных макроэкономических моделей».

«В своем выступлении мне хотелось бы обсудить последствия информационного взрыва, вызванного бурным развитием компью-!| терной техники и информационных техноло-<| гий, с точки зрения преподавания матема-§ тических и естественнонаучных дисциплин § в вузах. Система преподавания математи-^ ческого анализа для студентов-инженеров | сложилась, в основном, к началу ХХ века и | с тех пор менялась весьма незначительно. « Даже аппарат гладких многообразий и дифференциальных форм, возникший в 20-е го-^ ды ХХ века и обобщивший и упростивший ^ многие классические теоремы анализа (на-^ пример, теорему Стокса), практически не Ц затронул инженерный курс математики. По-£ пытки реформирования этого курса предке принимались многократно (и продолжают | предприниматься вплоть до настоящего времени), но почти не прижились — очень § трудно поломать внутренне гармоничную ¿е и эффективную по своему применнению ® структуру. Однако появление мощных компьютеров и различных интегрированных па-Ц кетов символьных вычислений кардиналь-§■ но изменило ситуацию. Попытаемся разобраться, в какую сторону — хорошую или плохую — происходят эти изменения.

86

Что изучает студент в процессе овладения аппаратом дифференциального и интегрального исчисления? Казалось бы, эта наука самодостаточна, с одной стороны, и имеет много разнообразных приложений, — с другой. Но мне лично приходилось много раз слышать от студентов, что в бухгалтерском учете ни интегралов, ни дифференциальных уравнений не бывает. Похоже, что бывшие студенты, ставшие руководителями нынешнего Министерства образования и Учебно-методических объединений, вполне разделяют эту точку зрения. Иначе трудно объяснить вытеснение этих разделов из государственных стандартов по высшей математике в пользу макроэкономических моделей типа модели Солоу и разного рода функций полезности. В таком случае, мы можем легко сократить обучение математическому анализу до двух-трех занятий, на которых следует довести до студентов, что интеграл — это такой значок на панели инструментов программы Mathcad, который надо активировать, а затем подставить имя интегрируемой функции. Можно обучать студентов алгоритмам решения различных прикладных задач и их реализации с помощью вычислительной техники вместо изучения технически сложного понятийного аппарата и внутренних логических связей между объектами изучения. Неоспоримое достоинство такого подхода — он быстро приводит к изучению конкретных прикладных задач, формирует навыки доведения алгоритма "до числа" и просто сокращает время обучения.»

Среди представленных докладов большой интерес вызвало выступление генерального директора НТЦ APMWinMachine доктора технических наук, профессора Московского государственного технического университета (МГТУ) имени Н.Э. Баумана В. В. Шелофаста — об особенностях применения разработанной НТЦ системы сквозного проектирования (рис. 4).

«Традиционно считается, что дисциплина "Сопротивление материалов" сложна для освоения. Обусловлено это прежде всего тем, что в основе своей она опирается на теоре-

№4(10) 2007

Рис. 4. Выступление генерального директора НТЦ APMWinMachine В.В. Шелофаста

тические дисциплины (физика, математика, теоретическая механика) и экспериментальные исследования. Сочетание этих двух составляющих с поправкой на принципы и гипотезы сопротивления материалов приводит к основным инженерным понятиям, закономерностям и конкретным расчетным соотношениям, описывающим эти понятия и закономерности. Происходит своеобразная трансформация, стимулируемая экспериментальными данными, неких абстрактных физико-математических категорий в конкретные инженерные, позволяющие качественно и количественно определить физико-механические характеристики, описывающие поведение рассматриваемого объекта. Понимание приемов, лежащих в основе данного процесса, требует от студента, во-первых, определенного уровня подготовки, во-вторых, наряду с рациональным мышлением умения мыслить образно. По ряду причин не все студенты в должной мере обладают необходимым потенциалом. В настоящее время доминирующей является концепция интегрирования компьютерных технологий в учебный процесс. В случае сопротивления материалов это означает правильно дозированное внедрение в поток традиционных лекционных, практических и лабораторных занятий, компьютерного тестирования, обучающих программ, презентации той или иной темы на базе какого-либо графического редактора, численных экспериментов и так далее.»

Показом стереослайдов сопровождалось выступление заведующего лабораторией дистанционного доступа и виртуальной действительности КИУЭС, кандидата технических наук, В. П. Богомолова — «О возможности применения 3D-технологий в социально-экономической сфере» (рис. 5).

«Создание единой информационной среды инновационных проектов позволит наиболее полно использовать научно-технический потенциал предприятий Московской области, на которых сосредоточена значительная часть отечественных инновационных технологий.

Для обеспечения инновационной деятельности предприятий по разработке и внедрению новых технологий, товаров и услуг необходимо создание инфраструктуры, включающей в свой состав: научные подразделения со стендово-лабораторной базой, средствами хранения обработки и распространения научных знаний; систему подготовки и переподготовки кадров; инновационные центры, собирающие и обрабатывающие информацию о новых технологиях, а также осуществляющие мероприятия по внедрению новых технологий; участки промышленного освоения новых технологий.

В целях повышения эффективности функционирования всей инфраструктуры целесообразно создание единой информационной среды науки, техники, производства и образования практически во всех сферах

Рис. 5. Выступление заведующего лабораторией кафедры ИУЭС В.П. Богомолова

87

Юя4(10) 2007

I

I £

1 I

I

СО

I

и §

человеческой деятельности. Формирование единой информационной среды стало возможным благодаря интенсивному развитию телекоммуникационных и компьютерных технологий, использующих наиболее информативную форму представления знаний в виде электронных аналогов объектов, процессов и явлений. Создание электронных аналогов товаров и услуг становится необходимым для обеспечения информационной поддержки процессов разработки, создания и эксплуатации инноваций с помощью компьютерных баз данных и знаний. С помощью электронных аналогов становится возможным моделирование технологических процессов на производстве, на этапах эксплуатации и утилизации изделий и объектов социальной инфраструктуры, что позволяет существенно экономить материальные и людские ресурсы. Кроме того, наличие трехмерных электронных аналогов позволяет перейти к новым способам производства с непосредственным изготовлением по электронным моделям макетов изделий и оснастки для массового производства этих изделий с использованием технологий 3D-прин-теров, стереолитографии и иных видов технологий.»

Обстоятельные доклады по тематике конференции представили вузы и организации России:

• доктор экономических наук, профессор В.С. Мхитарян (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики) — «Актуальные проблемы информатизации образовательной деятельности в вузе»;

• доктор экономических наук, профессор З.Н. Шуклина (Брянский государственный университет) — «Особенности управления качеством образования»;

• доктор химических наук, профессор О. В. Андреев, аспирант Н. Н. Николаев (Тюменский Государственный университет) — «Разработка программ для мониторинга финансовой документации в системе дистанционного образования»;

• кандидат технических наук, доцент К.К. Покровский (Московский инженерно-физический институт) — «Анализ ресурсов Интернет как источника информации при изучении методов нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в вузе»;

• исследователь С.А. Сурков (Агентство изучения проблем социума) — «Информационные системы в управлении социально-экономическими аспектами прикладной медицинской деятельности»;

• генеральный директор ООО «Радуга удачи» Т. Е. Костенко (г. Белгород) — «Тренер — мастер обучения» (рис. 6);

Рис. 6. Выступление генерального директора ООО «Радуга удачи» Т. Е. Костенко

• доктор технических наук, проректор по учебно-научной работе, заведующий кафедрой «Управление проектами», профессор М.С. Хозяинов, заведующая учебной частью колледжа «Дубна» И.С. Заикина (Международный университет природы, общества и человека «Дубна») — «Использование информационных технологий в системе дополнительного образования университета "Дубна"»;

• кандидат математических наук, доцент, В. К. Мартенс, И. Ю. Жарков — «Аппаратно-программный комплекс "Эксперт" для мониторинга функционального состояния и работоспособности учащихся»;

• кандидат технических наук, генеральный директор ООО «Системы комплексной

88

№4(10) 2007

Рис. 7. Выступление генерального директора ООО «СКАП Стелла» Г.В. Елисеева

автоматизации производства» Г.В. Елисеев — «ЕЯР-система Стелла» (рис. 7).

Большой интерес вызвало выступление старшего преподавателя кафедры ИТУС С. Г. Хлопова о новой образовательной технологии на основе активации «родовой памяти» и применения информационных технологий для формирования ассоциативных межпредметных связей.

«Логика развития всего человечества в целом и национальные интересы России, как важнейшей составляющей мирового сообщества, требует скорейшего пересмотра всей технологии образовательной деятельности. В условиях глобальной конкуренции, роста возможностей промышленного производства и темпов его обновления способность страны к устойчивому развитию зависит от умения национальной системы образования резко повысить качество и сократить время подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, формирования у них представления о "векторе прогрессивного развития" общества, мотивированного желания работать именно в этом направлении. Под качеством подготовки специалиста целесообразно понимать не только его обучение процессам усваивания все увеличивающегося объема специальных знаний и умению четко планировать и реализовывать поставленные задачи, но и развитие у него навыков рефлек-

сии деятельности и креативного мышления. Термин "креативность мышления", как способность творчески подходить к решению поставленной задачи, находить не стандартные пути решения — не требует пояснения.

Сложнее — с "рефлексией деятельности". Под ней следует понимать развитие у обучаемых умений построить логико-математическую модель объекта своей деятельности; почувствовать на образно-интуитивном уровне закономерности и направление развития этого объекта; критически оценить свои действия при выполнении вышеперечисленных этапов познания объекта, а также оценить достоверность, полноту описания и методы получения исходных данных и предпосылок; дать морально-этическую оценку своей познавательной и преобразовательной деятельности с точки зрения развития общества в целом.

Необходимость преобразования национальной системы образования в описанных направлениях — не новость, и формулируется как основная цель национального проекта "Образование". Общее решение поставленных задач также известно. Достаточно упомянуть "Доктрину информационной безопасности РФ" от 9 сентября 2000 года, где в первом разделе, определяющем национальные интересы России, формулируется значение информационной сферы на современном этапе развития общества, как системообразующего фактора всей жизни общества. Это лишний раз подтверждает, что интересы государства подразумевают системное преобразование образовательной среды на основе внедрения достижений информационных технологий. Вопрос в том, как это делать?»

Всего на конференции присутствовало 63 представителя вузов и промышленности, было заявлено 49 докладов, выступили — 27 докладчиков. Кроме того, перед участниками конференции выступили с рекламными сообщениями представители издательств «Финансы и кредит» и «Маркет ДС Корпо-рейшин» (рис. 8).

89

№4(10) 2007

I

I

I

I

I

I 00

I 00

I £

Рис. 8. Обмен визитками

По итогам конференции была принята резолюция, основные положения которой заключаются в следующем:

• цель конференции — способствовать объединению усилий вузовской, академической науки и практических специалистов для реализации информационных технологий в образовательный процесс и практическую деятельность предприятий и организаций — в целом достигнута;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в работе конференции приняли участие представители вузов России и промышленности;

• вопросы обучения информационным технологиям и информационным системам являются приоритетными в нашей стране. Практически нет ни одной отрасли экономики, не использующей в той или иной степени информационную технологию. XXI век — век информатизации общества. С каждым годом возрастает потребность в специалистах по информационным технологиям. Поэтому участие в конференции представителей предприятий приобретает особое значение. Научно-практическая конференция еще раз подтвердила взаимопонимание и заинтересованность преподавателей, ученых и представителей промышленности в проведении совместных работ;

• качество докладов, в основном, высокое и отвечает статусу межвузовских конференций.

Межвузовская научно-практическая конференция целесообразным и необходимым считает:

1. Отметить, что внедрение информационных технологий является для России одним из приоритетных факторов инновационного прорыва в современное информационное общество.

2. Отметить научную и практическую значимость большинства обсуждавшихся докладов и сообщений, представленных участниками конференции.

3. Рекомендовать издание сборника докладов конференции КИУЭС 2007 года. Лучшие доклады рекомендовать к публикации в научных журналах.

4. Рекомендовать активизировать участие представителей предприятий, а также студентов старших курсов, аспирантов и соискателей в качестве докладчиков и содокладчиков.

5. Продолжить внедрение результатов научных исследований в области информационных технологий в учебный процесс для улучшения подготовки будущих специалистов.

6. Рекомендовать КИУЭС продолжить практику проведения межвузовских научно-практических конференций подобного уровня один раз в год.

7. Рекомендовать ввести в практику проведение телеконференций на базе КИУЭС по вопросам использования информационных технологий.

8. Рекомендовать оргкомитету конференции подготовить предложения о создании экспертного совета по разработке предложений Министерством образования и Министерством промышленности по внедрению инновационных информационных технологий.

9. Рекомендовать КИУЭС привлекать к организации и проведению научно-практических конференций подобного уровня представителей других вузов и предприятий.

Материал подготовил Владимир Белый

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.