Научная статья на тему 'Конференция в год 100-летия октябрьской революции в Турции (25 - 27 октября 2017 г. , турецкая Республика, г. Карс)'

Конференция в год 100-летия октябрьской революции в Турции (25 - 27 октября 2017 г. , турецкая Республика, г. Карс) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конференция в год 100-летия октябрьской революции в Турции (25 - 27 октября 2017 г. , турецкая Республика, г. Карс)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 94 (560) Б01: 10.22394/2074-7306-2017-1-4-125-134

КОНФЕРЕНЦИЯ В ГОД 100-ЛЕТИЯ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ТУРЦИИ (25 - 27 ОКТЯБРЯ 2017 г., ТУРЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКА, г. КАРС)

25 - 27 октября в городе Карсе Турецкой Республики состоялся международный симпозиум «100-летие советской революции, ход и значение», посвященный Октябрьской революции 1917 года и всему советскому периоду истории. Организаторы - Центр Исследований имени Ататюрка Турецкой Республики, Институт Истории Национальной Академии наук Азербайджана и Кавказский университет Турецкой Республики.

На протяжении двух дней ученые из 6 стран: Турецкой Республики (22), Российской Федерации (Москва, Ростов-на-Дону, Магас (Республики Ингушетия), Владикавказ (Республика Северная Осетия - Алания), Нальчика (Кабардино-Балкарская Республика), Махачкала (Республика Дагестан), Казань (Республика Татарстан)), а также Казахстана, Кыргызстана, Грузии, Ирака и Афганистана принимали участие в работе научной конференции, обсуждая самые животрепещущие вопросы истории.

Тон симпозиума задал президент Центра исследований им. Ататюрка - доктор исторических наук, профессор Мехмет Али Бейхан. Поприветствовав участников конференции и гостей, он рассказал о всех тяготах Первой Мировой войны, подчеркнув, что до ее начала Османское государство занимало 2,5 млн км2. Неспроста местом проведения конференции стал город Карс. Именно этот стратегический важный город подвергался наибольшей атаке со стороны российских войск. Начиная с 1877 года (по результатам русско-турецкой войны (1877 - 1878) до 1918 года (Брестский договор 1918 года, по которому Карс, Батум и Ардаган вернулись Турции). Турецкий ученый подчеркнул важное значение советской революции 1917 года, имея в виду Октябрьскую революцию, отметив, что большевики, заняли позицию выхода из империалистической войны (2(15) декабря 1917 года СНК подписал соглашение о временном прекращении военных действий с Германией), рассказал об итогах этого решения для Турции.

Напомним, что после обращения Председателя Великого Национального Собрания Турции Мустафы Кемаля Ататюрка от 26 апреля 1920 г. к Председателю Совета Народных Комиссаров РСФСР В. И. Ленину с письмом, Народный Комиссариат иностранных дел (НКИД) направил 3 июня 1920 г. письмо турецкому правительству. В нем говорилось, что «Советское правительство протягивает руку дружбы всем народам мира, оставаясь неизменно верным своему принципу признания за каждым народом права на самоопределение. Советское правительство с живейшим интересом следит за героической борьбой, которую ведет турецкий народ за свою независимость и суверенитет, и в эти дни, тяжелые для Турции, оно счастливо заложить прочный фундамент дружбы, которая должна объединить турецкий и русский народы». Немедленно туркам были переданы 6 тыс. винтовок, свыше 5 млн патронов и 17 600 снарядов. Одновременно была достигнута договоренность о финансовой помощи в размере 5 млн золотых руб. В сентябре 1920 г. в Эрзеруме было передано представителям турецкого правительства и военного командования 200,6 кг золота в слитках. Помощь Советской России помогла Турции бороться против иностранных интервентов и отстоять свою независимость.

В своей речи Профессор Мехмет Али Бейхан подчеркнул важное значение Московского договора (Мозкоуа Лп1а§шаз1), «договора о дружбе и братстве», подписанного 16 марта 1921 года в Москве представителями правительства Великого Национального Собрания Турции и Правительства РСФСР. Советская Россия первой официально признала независимость боровшейся против иностранной интервенции Турецкой Республики. Профессор Мехмет Али Бейхан заявил также о том, что советская оккупация имела поворотное значение и привела к существенным изменениям в судьбах народов, а также оказала влияние на развитие мировой истории и культуры.

С приветствием выступил также ректор Кавказского университета, в стенах которого проходил международный симпозиум, Республики Турция профессор Сами Озджан и другие официальные лица.

Российских ученых представил доктор юридических наук, профессор Дамир Юсуфович Шапсугов - директор Центра правовых исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС при Президенте РФ). Он отметил необходимость совместных российско-турецких научных исследований и призвал всех ученых к тесному сотрудничеству.

От имени азербайджанских историков присутствующих приветствовал д.и.н., проф. Тофик Мустафазаде. Азербайджанская делегация была представлена 9 докладчиками из Института Истории, 1 - из Института рукописей, 1 - Института Археологии и Этнографии Национальной Академии наук Азербайджана.

На пленарном заседании с докладами выступили д. ю. н., проф. Д. Ю. Шапсугов, к. и. н., Ю. А. Закунов, И. Нагхам Салам, проф. Селчук Урал, д. и. н., проф. С. И. Алиева, асс. проф. Махмут Болат, асс. проф. Ильяс Топчу.

В первом докладе на пленарном заседании «О рассудочности революционного мышления и ограниченности его созидательных возможностей», с которым выступил д.ю.н., проф. Д. Ю. Шапсугов, было отмечено огромное влияние Октябрьской революции на дальнейший ход мирового развития, становления Турции как государства с республиканской формой правления. Вместе с тем, докладчик обратил внимание на то, что трепетное отношение к октябрьской революции в России, на котором воспитывались несколько поколений советских людей, сегодня постепенно сменяется трезвыми, объективными оценками ее фактической роли.

Одним из аспектов такого подхода является ограниченность и рассудочность революционного мышления, выступившие условиями решающего влияния на широкие массы людей, без которого сама революция невозможна. Это предполагает ограниченный выбор ограниченных лозунгов, обеспечивающих непосредственность и достоверность знания, необходимого для революционного мышления, и призванного выражать, прежде всего, интересы отдельных классов, что серьезно ограничивает изначально и его созидательные возможности по отношению к обществу как целому. Создаваемая в таких условиях идеология, опирающаяся на одно единственно правильное учение, с помощью которого одерживается политическая победа, становится непреодолимой оковой для развития научного мышления, не знающего идеологических ограничений.

Идеология со свойственными ей технологиями в качестве приложения может одержать победу, но в долговременной перспективе только научное знание может стать надежной опорой в развитии человечества.

Доклад кандидата философских наук, доцента Юрия Закунова (г. Москва, РФ) -руководителя отдела наследования культуры Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева «Историософские уроки русской революции» получил высокую оценку со сто-

роны турецких специалистов и вызвал полемику, связанную с интерпретацией национально-культурной политики царской России, её роли в интеграционных и дезин-теграционных процессах на Кавказе.

В докладе прозвучала мысль о том, что Россия - полиэтнический духовный союз, развитие и укрепление которого строились на единстве духовного, государственного и этнокультурного первоначал (религиозного, монархического и народного). Именно раскол между ними привел к общенациональной трагедии. Её уроки состоят в том, что Россия должна была следовать своей исторической миссии - объединять народы в их активном творчестве, созидании совершенных национально-культурных форм исходя из объективных общечеловеческих ценностей и «исторических даров, данных бремени и возможностей». Это жертвенная христианская идея осуществления Любви, Веры, Свободы, Правды, Красоты, Добра, Справедливости (абсолютных ценностей) в совершенных национально-культурных формах, одухотворение всех «данных» Богом многообразных сфер жизни, призванных к преображению. Жертвенная миссия России предполагает признание за ней судьбы «Ковчега» для народов и религий, утверждение в её лице необходимой грозной силы, объединяющей народы доброй воли в их противостоянии злу и несправедливости. Однако сто лет назад произошла измена этой идее: под маской равенства победил ослепляющий дух социально-классового интереса, жадности и ненависти, дух воинствующего национализма, облаченного в освободительные движения и национальные самоопределения, дух религиозной нетерпимости и атеизма, представший в одеждах свободы совести и убеждений.

В своем выступлении «Национальная политика большевиков на Кавказе» доктор исторических наук Севиндж Алиева (г. Баку) отметила, что спустя 100 лет после русской революции 1917 года и советизации Кавказа, которая длилась 70 с лишних лет, по-прежнему, интересен опыт объединения, интеграции разных народов, наций и государственных образований, раздираемых противоречиями и, казалось бы, не разрешимыми конфликтами, одной идеологией под названием - советский строй. В историографии и обществе множество полярных оценок даны процессу советизации, отметила С. И. Алиева. Одни категорически считают, что была оккупация Кавказа и насильственная оккупация, сопровождавшаяся гражданской войной и красным террором. Другие утверждают, что именно советская национальная политика привела к модернизации (советская модернизация) Кавказа. Они подчеркивают, что именно советизация отменила дискриминацию в отношении этнических и конфессиональных групп. Три южно-кавказские советские республики стали "квазинациональными государствами" со своими фиксированными территориями, названиями, законодательством, административным персоналом, культурной и политической элитой. В каждой из них (как и в остальных советских национальных республиках) с разной степенью интенсивности происходила национализация сфер образования и культуры. Советская власть поддержала и ряд реформ, проводившихся в 1918 - 1920 годах независимыми правительствами. При большевиках преподавание на местных языках стало официальной политикой. В результате были выполнены два важнейших национальных пожелания 1919 - 1920 годов: территориальная автономия и официальный национальный статус для языка доминирующей группы. Конечно, позже политика ускоренной модернизации страны (индустриализация, урбанизация и так далее) привели к тому, что с 1938 года русский язык стал обязательным предметом во всех нерусских школах. Но, несмотря на постепенное усиление позиций русского языка, национализация в области упрочения позиций национальных языков прижилась как раз в закавказских республиках. Автор остановилась и на проблеме соотношения административных и этнических границ, территориальных потерь и приоб-

ретения национальных автономий, а также процессе формировании новой элиты -партийно-управленческих кадров советского типа и национальной интеллигенции. Алиева подчеркнула, что процессы интернационализации и интеграции форсировались тоталитарными и административными методами.

В ходе работы 12 секций ученые анализировали процесс советизации, его влияние на судьбы народов и зарубежных стран, приводили примеры угнетения народов СССР, рассказывали о репрессиях, депортациях, гонениях. Наибольшие дискуссии вызывал вопрос о том, что значила для Турции помощь СССР, и в чем были истинные причины помощи большевиков. Тема советско-иранских, советско-турецких и советско-иракских отношений, а также взаимоотношений советских республик друг с другом, вызвала также большой интерес и много вопросов. Особый интерес вызвала статья Айтен Имановой (г. Баку), посвященная оценке большевиков азербайджанскими национальными деятелями.

Научная значимость научных докладов в том, что при отборе основное внимание уделялось не только темам, но и их источниковедческой, и аналитической базе.

Впервые в истории Центра исследований им. Ататюрка наряду с традиционными рабочими языками симпозиума турецким и английским, был русский язык. Это позволило русскоязычным ученым представить результаты своих исследований на международной площадке такого высокого уровня и донести до научной общественности свои мысли и взгляды.

Так, к.ф.н. Камиль Алиев (Дагестан, г. Махачкала) рассказал о положении ислама в Дагестане и на Северном Кавказе в советское и постсоветское время (1921 -2000 гг.), д.и.н., проф. Хаджи Мурад Доного остановился на теме антисоветских выступлений в Дагестане и Чечне в 1922 - 1925 годы.

Политика большевиков на Северном Кавказе прозвучала в докладе д.ф.н. Тамары Биттировой (Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик), к.ф.н. Бориса Харсиева (г. Магас, Республика Ингушетия) и, в частности, в Терской области, в выступлении к.и.н. Руслана Кармова (Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик).

Д.и.н., проф. Светлана Хубулова поделилась размышлениями о положении человека в экстремальных условиях революции и гражданской войны на примере исследования крестьянства Северного Кавказа в планах большевиков.

Д.и.н., проф. Игорь Викторович Турицын (г. Москва) представил свою периодизацию русской революции, доказывая, что она началась в 1917 году и длилась до 1927 года.

Кандидат юридических наук Мариетта Шапсугова в своем докладе рассмотрела проблему правовой неопределенности и выбора пути развития национальных правовых систем постсоветских государств.

Турецкие историки представили свой взгляд на революцию 1917 года. Так, Бо^. Бг. Себахаттин Шимшир представил Султана Галиева великим революционером всего Востока.

Почетный полковник Атилла Гюнер (Турция) проанализировал влияние русской революции на развитие событий на Кавказском фронте. Yrd. Dof. Dr. Арзу Бой (Турция) коснулся непосредственно истории города Карса в первые годы русской революции (1917 - 1920). Dof. Dr. Фезли Чакмак (Турция) в целом оценил роль Советской России и большевиков в истории Турции

Роль Германии в русской революции прозвучала в докладе профессора Али Енгин Оба. Профессор Кемаль Йешилбурса (Турция) проанализировал советско-иранские отношения в 1945 - 1962 годы.

Турецкие авторы затронули тему судьбы тюркских народов в советские период истории. Так, Чезми Карасу (Турция) представил исследование о преследованиях и гонениях на татар Румынии во время Холодной войны.

Dof. Dr. Нежла Гюнай (Турция) выступила с исследованием о русскоподданных армянах и их роли в событиях начала ХХ века.

Профессор Джафар Мехдиев (Турция) на основании армянских источников рассказал о движении большевиков в Армении и их отношение к Кемалистской Турции. Ar§. Gör. Хасан Демирчи по американским газетам проанализировал процесс советизации Армении и взгляд американцев на это. Ar§. Gör. Мустафа Кырышман (Турция) рассказал, как освещалась русская революция во французской прессе. Dr. Мустафа Озйурек, Yrd. Dof. Dr. Небахат Арслан и Несрин Хангюль (Турция) обратились к тому, как была показана деятельность большевиков в турецкой прессе.

Профессор Рони Каврелишвили (Грузия) рассказал об итогах русской революции на Первую Мировую войну и историю Грузии.

Dr. Гюрхан Йеллидже (Турция) остановился на теме влияния русской революции на событиях вокруг Греции.

Dr. Садык Ердаш (Турция) выступил с интересным докладом, посвященным взгляду на турецко-советские отношения в советское время из Анкары.

Участник из Афганистана Фируз Фезли заинтересовал выступлением о роли СССР на социальное и культурное развитие Афганистана.

Все остальные выступления были не менее интересными и поучительными.

После двух дней насыщенной рабочей программы, подвели итоги конференции.

Русская революция 1917 года, несомненно, повлияла на ход истории, как в регионе, так и в мире, и сыграла особую роль в жизни тюркских народов. Выход советской России из Первой мировой войны избавил как российских солдат, так и анатолийских турок от продолжения военных действий. Однако, захватническая политика и территориальные притязания Советской России, в дальнейшем ограничили возможности продолжения перспективного сотрудничества с Москвой. Основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк, заручившись поддержкой анатолийских турок, избавил свою страну от империалистических захватчиков и создал независимую республику. Турецкая Республика и ныне живет идеалами и принципами, заложенными в те годы Ататюрком. При этом, в Турции не забывают о материальной и моральной помощи, которая им была оказана в первые годы советской властью, а также тюрко-мусульманскими народами Кавказа.

Симпозиум в Карсе - впервые в Турции организованная масштабная научная платформа с участием такого большого количества московских и других специалистов из разных регионов России для детального обсуждения 100-летия советской революции 1917 года. Ученые Турции, России, бывших постсоветских республик, а также Ирака, Афганистана и др. обсудили многие вопросы, затронули неразработанные темы с привлечением новых архивных и периодических материалов из архивов Турции, России, Европы и Америки. Многие положения и нюансы, освещенные в ходе выступлений ученых пролили свет на дискуссионные и малоизученные вопросы. Все участники симпозиума подчеркнули важность тематики симпозиума и необходимость пересмотреть многие вопросы. Статьи авторов готовятся к изданию и будут доступны широкому кругу читателей.

Организаторы симпозиума горды, что смогли организовать эту грандиозную встречу. Все участники конференции гостили в историческом и пограничном городе Карсе четыре дня, посетили развалины Ани, озеро Чылдыр и древний город Ардаган.

В связи с тем, что многие российские исследователи были в первый раз в этих местах, экскурсия стала прекрасной возможностью увидеть красоты Турции.

Стоит отметить, что Центр исследований им. Ататюрка, стремясь к развитию научных связей и установлению взаимопонимания между научным сообществом Турции и России, приветствует участие российских специалистов на своих научных площадках. Президент Центра исследований им. Ататюрка Мехмет Али Бейхан и вице-президент Нихат Бойукбаш в 2017 году с целью установления научных контактов приняли участие в международных конференциях в Российской Федерации (Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик; Республика Татарстан, г. Казань), намечены научные проекты с Центром правовых исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Ростов- на-Дону) и другими научными учреждениями РФ. Симпозиум в г. Карсе с участием российских коллег продемонстрировал важность совместных научных дискуссий и обсуждений. Центр исследований имени Ататюрка намерен продолжить плодотворное сотрудничество.

Вице-президент

Центра

исследований

имени Ататюрка

Турецкой

Республики

Нихат БОЙУКБАШ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.