Научная статья на тему 'Конференция «Северо-запад: этноконфессиональная история и историко-культурный ландшафт»'

Конференция «Северо-запад: этноконфессиональная история и историко-культурный ландшафт» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бусырева Елена Владиславовна, Давыдова Алена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конференция «Северо-запад: этноконфессиональная история и историко-культурный ландшафт»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

SCIENTIFIC LIFE

Е.В.Бусырева, А.С.Давыдова

КОНФЕРЕНЦИЯ «СЕВЕРО-ЗАПАД: ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ»

E.V.Busyreva, A.S.Davydova

THE CONFERENCE «THE NORTH-WEST: ETHNO-CONFESSIONAL HISTORY AND HISTORICAL-CULTURAL LANDSCAPE»

2-4 марта Российский этнографический музей собрал ученых и исследователей для участия в конференции «Седьмые Шегреновские чтения».

Российский этнографический музей совместно с СПбИИ РАН начиная с 2006 г. проводит конференции, посвященные известному этнографу и лингвисту академику А.И.Шегрену (1794-1855). А.И.Шегрен является основоположником отечественного финно-угроведения, многолетним директором первого музея России - Кунсткамеры. Научная деятельность А.И.Шегрена была направлена в значительной мере на изучение финских народов. Он первым выделил ингерманландских финнов как особую группу. Также Шегрен положил начало научному изучению истории, языков, традиционной культуры народов Северного Кавказа [Алиева, 2012: 453].

Первые конференции проводились ежегодно. После IV Чтений конференции стали проводиться один раз в два года. На конференциях обсуждаются вопросы, касающиеся Северо-Западного региона в целом.

I Шегреновские Чтения состоялись в 2006 г. и были посвящены 150-летию со дня смерти академика А.И.Шегрена. В ходе конференции была дана оценка творческого наследия Шегрена и его современников, а также финно-угроведов ХХ века.

II Шегреновские Чтения, проведенные в 2007 г., положили начало составлению «Этноконфессиональной карты Ленинградской области и сопредельных территорий». На обсуждение были вынесены вопросы истории изучения этнического и конфессионального состава населения; источники и современная историография; проблематика современного изучения этноконфессиональных общностей; история Церкви на Северо-Западе РФ; обсуждение проекта «Этноконфессиональная карта Ленинградской области и сопредельных территорий. Исторический атлас». В работе конференции принимали участие специалисты из Санкт-Петербурга и Новгорода.

III Шегреновские Чтения, которые проводились в 2008 г., продолжили изучение этноконфессиональной карты Ленинградской области и сопредельных территорий, значительно расширив круг участников. В работе конференции приняли участие специалисты различных научных учреждений Санкт-Петербурга, Петрозаводска и Финляндии. По результатам Чтений были водведены итоги многолетних исследований по картографированию лингвистических, этнографических

169

и историко-культурных данных. В представленных выступлениях были отражены такие важные направления, как опыт современного картографирования, историография и источники по этноконфессиональной истории и культуре Северо-Запада, рассмотрены вопросы феномена культурного пограничья.

IV Шегреновские Чтения состоялись в 2009 г. Тема

конференции - «Историко-культурный ландшафт Северо-Запада». В работе Чтений принимали участие специалисты научных, культурных и учебных учреждений Санкт-Петербурга, Москвы, Петрозаводска, Выборга, Литвы и Финляндии. В продолжение тематики предыдущих конференций обсуждались вопросы развития финно-угроведения в научных центрах Северо-Запада, современного изучения историко-культурного ландшафта региона;

конфессиональная история Северо-Запада в прошлом и настоящем: церковная и приходская жизнь, миссионерство, характер и формы религиозности; новое в гуманитарных исследованиях историко-культурного контекста и личности. Особое внимание было уделено границе как социально-культурному феномену. В частности, рассматривались механизмы и условия формирования границ, фактор политической границы и историко-культурные судьбы пограничья.

V международные Шегреновские Чтения состоялись в 2011 г. и подтвердили

верность теме: «Историко-культурный ландшафт Северо-Запада - 2».

На чтениях присутствовало около 40 участников из России и Финляндии. Основной круг вопросов, затронутый на чтениях, - регионалистика, культура карелов, вепсов, финнов, населяющих современный Северо-Запад. Особое место в конференции заняли доклады, посвященные истории и культуре старообрядчества, игравшего значительную роль в жизни региона.

VI Шегреновские Чтения, состоявшиеся в 2013 г., были заявлены как «Историко-культурный ландшафт Северо-Запада - 3».

Традиционно Чтения открываются вступительным словом директора РЭМ В.М.Грусмана. В этот раз, на VII Чтениях, вступительное слово произнесла зав. отделом этнографии Северо-Запада России и Прибалтики, д.и.н. О.М.Фишман.

В рамках VII Чтений предстояло обсудить следующие темы:

• регионалистика Северо-Запада и сопредельных территорий: история и проблематика современного изучения этнической истории и историко-культурного ландшафта;

• конфессиональная история Северо-Запада в прошлом и настоящем: церковная и приходская жизнь, взаимодействие Церквей, миссионерство, характер и формы религиозности;

• граница как социально-культурный феномен; механизмы и условия формирования границ; фактор политической границы и историко-культурные судьбы пограничья;

• региональные этноконфессиональные, этнолингвистические, этнофольклорные карты: инновационные методики и геоинформационные технологии изучения и презентации этнокультурного наследия;

• историко-культурный контекст и личность: новое

в гуманитарных исследованиях.

Соответственно все участники были распределены по 4 секциям.

Докладчики и дискутанты были не только из области гуманитарных, но и из естественных наук. Так, в секции «Регионалистика Северо-Запада

170

и сопредельных территорий: история и проблематика современного изучения этнической истории и историко-культурного ландшафта» прозвучал доклад к.геогр.н., доцента Г.А.Исаченко «Сельские культурные ландшафты

Северо-Запада Европейской России: существует ли будущее?», а также пленарный доклад зав. кафедры естествознания и географии, д.геогр.н. АА.Соколовой «Дорожная сеть Северо-Запада России в системе конфессионального пространства».

География участников конференции охватила не только города России (Санкт-Петербург, Сыктывкар, Петрозаводск, Череповец, Вологда, Мурманск, Апатиты, Тверь, Устьянский район Архангельской области, Нижний Новгород, Великий Новгород, Кострома, Москва), но и зарубежные страны, среди которых Норвегия, Германия, Эстония, Финляндия.

Сотрудники ЦГП КНЦ РАН Е.В.Бусырева и А.С.Давыдова работали в секции «Конфессиональная история Северо-Запада в прошлом и настоящем: церковная и приходская жизнь, взаимодействие Церквей, миссионерство, характер и формы религиозности». В программе было указано 19 докладов, которые предполагалось выслушать за два дня, реальное количество участников было несколько меньше.

В первый день заседаний секции было выслушано 6 докладов.

О развитии почитания первых епископов пермских свв. Герасима, Питирима и Ионы в XVII-XVIII вв. рассказала директор Национального музея Республики Коми, к.и.н. И.Н.Котылева. Много вопросов вызвал доклад доцента кафедры истории и философии Череповецкого государственного университета, к.и.н. Н.В.Алексеевой «Покаянная практика в условиях провинциального города на Европейском Севере России в конце XIX - начале XX вв.». К.культ.н., доцент кафедры культурологи и педантропологии А.Ю.Котылев рассказал о модели преобразования культурного пространства в житиях русских святых-миссионеров (Леонтия Ростовкого, Стефана Пермского, Трифона Вятского), а также представил свою монографию «Стефан Пермский и его время. Личность в эпоху Православного Возрождения XIV-XVI веков». Интересным показалось выступление к.и.н., зав. сектором истории ИЯЛИ КарНЦ РАН А.Ю.Жукова. Прозвучавший доклад носил название «Становление карелов-людиков в свете престольных праздников Онежско-Ладожского межозерья XVI-XVIII вв.».

Заседания второго дня начались с доклада м.н.с. ЦГП КНЦ РАН А.С.Давыдовой, которая выступила с докладом «Специфика православной традиции в этнографических источниках конца XIX - начала XX». Внимание исследователя было сосредоточено на трудах географов, геологов, этнографов, путешественников, посещавших Кольский полуостров во второй половине XIX - начале XX вв. Доклад вызвал интерес у собравшихся, после его окончания состоялась позитивная дискуссия. Основные темы, которые были затронуты в ходе дискуссии, касались современного религиозного состояния коренного населения Кольского полуострова - саамов. Присутствующих интересовала также современная религиозная ситуация, связанная с ростом количества православных институтов в Мурманской области.

О религиозной жизни сету Печорского района Псковской области в условиях антицерковной государственной политики 1950-1970-х гг. рассказала н.с. РЭМ О.В.Калинина. Оживленную дискуссию вызвал доклад к.философ.н., доцента РГПУ им. А.И.Герцена, президента Центра религиоведческих исследований «Этна» А.В.Гайдукова, который сообщил об особенностях локализации религиозных организаций в Ленинградской области. Исследование

171

было проведено в 2014 году. Основной круг вопросов к докладчику был связан с тем, что, по мнению исследователя, можно считать собственно религиозной организацией, может ли юридически не зафиксированная организация считаться таковой и т.д.

Докторант Института истории Ран, зав. кафедры истории церкви СПбХУ Т.К.Никольская продолжила тему религиозных организаций, повествуя об особенностях развития русского протестантизма на Северо-Западе в конце XIX-XXI вв.

В рамках заседаний секции второго дня также был выслушан доклад вед.н.с. Института истории РАН, д.и.н. В.И. Мусаева, прошла презентация его монографии под названием «Между Западом и Востоком: Православие в автономной и независимой Финляндии (1890 - 1930-е гг.)».

Е.В.Бусырева, м.н.с. ЦГП КНЦ РАН, выступила с докладом «История лютеранских приходов Мурманской области». В основу доклада легли материалы полевых исследований, семейные архивы информантов, а также материалы архива историко-краеведческого музея г.Полярный.

В третий день конференции работала одна секция «Региональные этноконфессиональные, этнолингвистические, этнофольклорные карты: инновационные методики и геоинформационные технологии изучения и презентации этнокультурного наследия». Большой интерес вызвал доклад д.и.н., зав. отделом этнографии ИЯЛИ КарНЦ РАН И.Ю.Винокуровой «Банные ритуалы, связанные с рождением, здоровьем и смертью человека, в вепсской культурной топографии», который сопровождался интересной фото- и видеопрезентацией.

В конце последнего (третьего) дня конференции состоялась общая встреча участников, были подведены итоги конференции, прошла общая дискуссия. Особое внимание было посвящено проблемам и перспективам исследований Северо-Западного региона.

Важно отметить, что, по словам зав. отделом этнографии Северо-Запада России и Прибалтики, д.и.н. О.М.Фишман, в этом году усилено сотрудничество с Эстонскими коллегами. Действительно, в рамках конференции были заслушаны не только доклады коллег из Эстонии, но и состоялась презентация фильма «Lost tribe: a story about the lutsi estonias. Erm 2014». Фильм показали на эстонском языке с английскими субтитрами. Но поскольку эстонцы Латвии говорят по-русски, то все интервью звучали на русском языке, что позволило публике понимать происходящее на экране.

Яркое впечатление произвела презентация фильма «В поисках Родины. Ингермаландский излом». Она состоялась после работы всех секций, поэтому присутствовать могли все участники конференции. Фильм был снят киностудией «Этнос», автор сценария и режиссер - Н.ССеребрякова. Этот фильм является продолжением фильма «Ингермаландские финны. Выбор судьбы?», повествующего об истории, вере, культуре, вере и трагической судьбе этого народа, живущего с начала XVII века на территории Ленинградской области. В фильме, показанном участникам конференции, представлены люди, которые считают, что только здесь, на земле, освоенной их предками, можно быть ингерманландским финном и оставаться народом, главными чертами которого всегда были труд, вера и преданность своей земле.

Литература

172

Алиева А.И. Академик А.И.Шегрен - основоположник российского академического кавказоведения // Историко-культурное наследие и духовные ценности России / отв. Ред. А.П.Деревянко, А.Б.Куделин, В.А.Тишков; Отд. ист.-филол. наук РАН. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 452-457.

Сведения об авторах Бусырева Елена Владиславовна,

младший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН

Давыдова Алена Сергеевна,

младший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН

Busyreva Elena,

Junior Research Fellow of the Barents Centre of Humanities of the Kola Science Centre RAS

Davydova A.S.,

Junior Research Fellow of the Barents Centre of Humanities of the Kola Science Centre RAS

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.