УДК 81(091)
КОНЕЦ ВСЕРОССКОМДРАМА И СОЗДАНИЕ АВТОНОМНОЙ СЕКЦИИ ДРАМАТУРГОВ ПРИ ОРГКОМИТЕТЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ1
© Константин Иванович ПЛОТНИКОВ
Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, г. Москва, Российская Федерация, аспирант, e-mail: [email protected]
Представлены исторические реалии существования последнего творческого союза драматургов в России - Всеросскомдрама. Усиление политического контроля над литературой привело к структурным изменениям во всех организациях, объединявших людей творческих профессий. История недолгого существования Всеросскомдрама (1929-1933) напрямую связана с главенствующей ролью РАППа - организацией, борющейся за гегемонию в литературе и достигшей в этот период наибольшего влияния. Под давлением последней в 1932 г. во Всеросскомдраме создается творческое объединение рабочих-ударников драматургии («ТРУД»). Однако независимо от влияний РАППа Всерос-скомдрам продолжал решать как творческие, так и финансово-юридические задачи. Однако с приходом новой эпохи (после 23 апреля 1932 г.) совмещение этих функций в одной достаточно крупной организации было не возможным, т. к. единственной организацией, объединяющей профессиональных литераторов, мог быть только Союз советских писателей. С постановлением о его создании история Всеросскомдрама закончилась.
Ключевые слова: Всеросскомдрам; автономная секция драматургов; РАПП; «ТРУД» (Творческое объединение рабочих-ударников драматургии).
История автономной секции драматургов начинается с момента принятия решения о реорганизации Всеросскомдрама (Всероссийское общество драматургов и композиторов). Решение было принято Комиссией по реорганизации 16 марта 1933 г. [1]. Тогда же была предложена структура и определены основные цели и задачи новой организации. Это был итог полувекового существования автономного и свободного творческого союза драматургов - Общества русских писателей и композиторов - который утверждал и защищал авторские права своих членов на рынке «художественного производства». Возникшее в конце XIX в. в целях охраны авторского права и коммерческого распространения художественной продукции, Общество в 1904 г. раскололось на две организации с центрами в Санкт-Петербурге и Москве: Московское общество драматических писателей и композиторов (МОДПИК) и драматическое общество Петербурга (Драм-союз) (Основной источник сведений о Все-росскомдраме и ее предшественниках - архивные фонды РГАЛИ и ОР ИМЛИ РАН). В
3 Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре», Направление 5. «Механизмы преемственности в развитии литературы», «Источниковедческое обеспечение исследований литературного процесса 1920-1930-х гг. (По документам ОР ИМЛИ)».
1929 г. МОДПИК и Драмсоюз объединились в единую организацию Всеросскомдрам.
Появление в 1929 г. Всеросскомдрама отвечало общим тенденциям к сплочению и единомыслию, проявлявшимся в обществе периода реконструкции. Первая пятилетка (1928-1932), ознаменовавшая его начало, стала эпохой наступления социализма по всему фронту: в промышленности - индустриализация и подготовка молодых и преданных партии кадров инженерно-технического состава; в деревне - коллективизация и уничтожение частнособственнических инстинктов крестьянства; в науке и культуре -борьба за марксистское мировоззрение, курс на культурную революцию. Источником творчества для работников искусства должны были стать колхозные и фабричные будни с героикой хозяйственных дел. Актуальным содержанием дня стала классовая борьба с переверзевщиной и воронщиной - в литературе, с кондратьевщиной, громановщи-ной и сухановшиной - в экономике, шахтин-скими преступлениями - на производстве, монархическим и буржуазным «академизмом» - в науке. На этом фоне задача выработки творческого метода, адекватного социализму, требовала объединения писательских сил, что нашло выражение в появлении Всеросскомдрама. В его уставных документах декларировалось, что это в первую очередь творческая организация, которая на
своей части «литературного фронта» реализует задачи и цели реконструктивного периода [2].
Вряд ли поставленная задача была по силам Всеросскомдраму, прежде всего потому что существовало агрессивное в борьбе за гегемонию в литературе объединение РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), взявшее на себя, по словам ее ведущих критиков и функционеров В. Киршона, В. Ермилова, Л. Авербаха, всю полноту ответственности за ситуацию на литературном фронте. Именно РАПП выдвигает в 1930 г. лозунги «ударник - в литературу» и «писатель - на ликвидацию прорывов», вызвав тем самым очерковый бум в художественном творчестве, подчинившем себе тематику драматургического творчества, малые и большие прозаические формы и даже поэзию [3]. В ответ на этот призыв в январе 1932 г. во Всеросскомдраме создается творческое объединение рабочих-ударников драматургии («ТРУД»).
«ТРУД» имел на периферии 70 призывников-ударников, которым оказывалась практическая помощь в учебе и проверке их продукции. По архивным данным с 1 января 1932 г. были даны консультации по 66 пьесам [4]. «Мы имеем из общего числа пьес, прочитанных призывниками о своих творческих вечерах, 7 пьес, получивших одобрение. Две пьесы в данное время находятся в портфелях московских театров. Это пьеса тов. Строганова - рабочего слесаря, партийца и пьеса тов. Рыбакова - рабочего сапожника. Кроме того 5 трудовцев законтрактовано драмсекцией Всеросскомдрама на написание клубных пьес» [4]. Молодые трудовцы работали под руководством А.Н. Афиногенова. Были созданы не лишенные таланта пьесы и скетчи рабочих М.Г. Вагина «Клеймо», А.Н. Елфимова «Рыбаки», Б. Налбандян «Я виновен» и проч.
В создании ТРУДа решающую роль сыграл IV Пленум РАПП, прошедший в августе-сентябре 1931 г. Генеральной темой пролетарской литературы на нем был объявлен показ героев пятилетки, также была определена одна из основных задач РАПП - борьба за перестройку мировоззрения и творческого метода попутчиков и союзников, их переход на позиции пролетариата. Сокрушительной рапповской критике в том году подверглись Е. Замятин, М. Булгаков, С. Клычков, А. Толстой, Б. Пильняк и член Всеросскомд-
рама А. Платонов. На примере писательской судьбы последнего особенно видно всевла-стье РАППа в литературном процессе времени. Так, в августе 1931 г. после «расстрель-ных» приговоров В. Киршона и других функционеров РАПП А. Платонов начал работу над пьесой «Высокое напряжение», стремясь продемонстрировать «перестройку» своего «кулацкого» мировоззрения [5]. Тогда же А.М. Горький выступил с известной инициативой создания истории фабрик и заводов Советского Союза [6].
Тенденция к централизации литературных организаций была характерна для эпохи реконструкции и первой советской пятилетки. (Впервые она проявилась в образовании Федерации объединений советских писателей (ФОСП) в феврале 1926 г. - своеобразном ответе на постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 16 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы» с его призывом к свободному соревнованию и отказу от «самодельного» администрирования. ФОСП во много явилась прообразом Союза советских писателей.) Она же приобрела новый смысл и характер после исторического постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций».
На фоне яростной идейной борьбы с классовым врагом Всеросскомдраму все же удавалось сохранять свою уникальную финансово-юридическую функцию. Всерос-скомдрам наследовал своим предшественникам, став организацией, которая брала на себя защиту авторских прав драматических и музыкальных композиторов и продвижение пьес [7]. Всеросскомдрам в рамках этих своих функций брал под контроль театрально-зрелищные предприятия, налаживал сбор гонорара, отстаивал права авторов (в т. ч. и в суде), а также управлял денежными средствами организации (которые были не маленькими, учитывая масштабы общества).
В то же время, независимо от идеологической активности РАПП, он был занят творческим воспитанием молодняка, для чего привлекались опытные и высокопрофессиональные драматурги и литературоведы, организовывал лекции, семинары, дискуссии, обсуждения, налаживал взаимодействие между драматургами, театральными режиссерами и руководителями театров (все то, что станет основной частью работы драмсекции).
Всеросскомдрам не только воспитывал новых драматургов, но и контролировал движение пьесы от авторов к Методцентру, где они должны были пройти рецензирование [8].
Существование Всеросскомдрама было кратковременным. И не только благодаря упомянутому выше Постановлению 1932 г. Главной причиной было несовместимое для новой эпохи единство в одной организации творческой (подчиняемой идеологии) и юридической сторон, что было разметено общим центростремительным движением, которое нашло в 1934 г. выражение в образовании Союза писателей.
В процессе его образования в 1933 г. Всеросскомдрам был распущен [1]. Драматурги, находящиеся всегда между «большой» литературой и театром, были регламентировано распределены в Союз писателей. Члены, входившие в секцию композиторов Всерос-скомдрама, были целенаправленно распределены в Союз композиторов. Решение проблемы отстаивания авторского права было передано Управлению по охране авторского права, которое подчинялось оргкомитету ССП. Отделения ВУОАП действовали во всех союзных республиках, а сетью уполномоченных - во всех крупных населенных пунктах, где имелись зрелищные предприятия и издательства. В задачу этой организации входил сбор сведений о том, какие и кем исполнялись и издавались произведения по всей стране. Произошло четкое разделение функционала, что упростило не только внутреннюю организацию, но и внешний контроль, осуществляемый посредством Союза советских писателей, который покорно проводил линию, указанную ЦК партии.
Всеросскомдрам исчерпал себя. Автономность организаций была уже не актуальной, началась новая веха в истории отечественной литературы.
1. ОР ИМЛИ РАН (Отдел рукописей Института
мировой литературы им. А.М. Горького
РАН). Ф. 41. Оп. 1. Ед. хр. 689. Л. 1-2.
2. ОР ИМЛИ РАН. Ф. 52. Оп. 1. Ед. хр. 320. Л. 1.
3. Московская Д.С. К истории производственного очерка (1929-1930) // Текстологический временник. Русская литература ХХ в.: вопросы текстологии и источниковедения. Кн. 2. М., 2012. С. 622-632.
4. ОР ИМЛИ. Ф. 52. Оп. 2. Ед. хр. 119. Л. 40.
5. Московская Д.С. Первая редакция пьесы «Высокое напряжение»: «Объявление о смерти» // Архив А.П. Платонова. Кн. 1. М., 2009. С. 178-237.
6. Московская Д.С. Н.П. Анциферов и художественная местнография русской литературы 1920-1930-х гг. К истории взаимосвязей русской литературы и краеведения. М., 2010.
7. Власова Е.С. Советское музыкальное искусство сталинского периода: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М. , 2010.
8. ОР ИМЛИ. Ф. 52. Оп. 1. Ед. хр. 336. Л. 1-2.
1. OR IMLI RAN (Otdel rukopisey Instituía miro-voy literatury im. A.M. Gor'kogo RAN). F. 41. Op. 1. Ed. khr. 689. L. 1-2.
2. OR IMLI RAN. F. 52. Op. 1. Ed. khr. 320. L. 1.
3. Moskovskaya D.S. K istorii proizvodstvennogo ocherka (1929-1930) // Tekstologicheskiy vre-mennik. Russkaya literatura XX v.: voprosy tekstologii i istochnikovedeniya. Kn. 2. M., 2012. S. 622-632.
4. OR IMLI. F. 52. Op. 2. Ed. khr. 119. L. 40.
5. Moskovskaya D.S. Pervaya redaktsiya p'esy "Vysokoe napryazhenie": "Ob"yavlenie o smerti" // Arkhiv A.P. Platonova. Kn. 1. M., 2009. S. 178-237.
6. Moskovskaya D.S. N.P. Antsiferov i khudozhestvennaya mestnografiya russkoy literatury 1920-1930-kh gg. K istorii vzaimosvyazey russkoy literatury i kraevedeniya. M., 2010.
7. Vlasova E.S. Sovetskoe muzykal'noe iskusstvo stalinskogo perioda: avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya. M., 2010.
8. OR IMLI. F. 52. Op. 1. Ed. khr. 336. L. 1-2.
Поступила в редакцию 29.0S.2014 г.
UDC 81(091)
END OF VSEROSSKOMDRAM AND CREATION OF AUTONOMOUS SECTION OF PLAYWRIGHTS AT THE ORGANIZING COMMITTEE OF UNION OF SOVIET WRITERS
Konstantin Ivanovich PLOTNIKOV, Gorky Institute of World Literature RAS, Moscow, Russian Federation, Postgraduate Student, e-mail: [email protected]
The historical reality of the existence of the last creative union playwrights in Russia - Vserosskomdrama - is presented. Strengthening political control over the literature led to structural changes in all organizations of people of creative professions. History of short existence of Vserosskomdrama (1929-1933) is directly related to the dominant role of RAPP, an organization fighting for hegemony in the literature and has reached in this period of greatest influence. Under the pressure of the last in 1932 in Vserosskomdram an artistic union of workers of drama ("TRUD") is created. However, regardless of the effects of RAPP Vserosskomdrama continued solving both creative and financial and legal problems. However, with the advent of a new era (after April 23, 1932), the combination of these functions in a fairly large organization was not possible, as the only organization that brings together professional writers could only be the Union of Soviet Writers. With the enactment of its creation the story of Vserosskomdrama ended.
Key words: Vserosskomdrama; autonomous section of playwrights; RAPP; "TRUD" (Artistic union of workers of drama).