Прочие 43,2%
■ЩрШШШ
Болезни нервной системы 12,6%
Врожденные пороки развития
22,2%
Психические расстройства и расстройства поведения 22,0%
Рис. 4. Структура причин первичной инвалидности детского населения Оренбургской области в 2010 г.
врожденные аномалии (22,2%), психические расстройства и расстройства поведения (22,0%), болезни нервной системы (12,6%).
Выводы. Результаты 15-летнего мониторинга отдельных показателей здоровья населения Оренбургской области свидетельствуют о том, что в изучаемом регионе отмечена тенденция к повышению уровня общей заболеваемости населения, преимущественно за счет детского населения. При этом показатели первичной заболеваемости среди детей также имели тенденцию к росту, а показатели первичной заболеваемости среди взрослых — к снижению.
Исследование показателей инвалидности населения за прошедшие 15 лет позволило установить, что в изучаемом регионе имелся резкий подъем в 2005 г, затем последовало снижение.
Литература
1. Здоровье населения региона и приоритеты здравоохранения / под ред. О.П. Щепина, В.А. Медика. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 384 с.
2. Немсцверидзе, Э.Я. Медико-социальное обоснование формирования программы снижения выхода на инвалидность трудоспособного населения на территориальном уровне: автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Э.Я. Немсцверидзе. — М., 2012. — 47 с.
3. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов / под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2009. — 656 с.
4. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов / О.П. Щепин, В.А. Медик. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 592 с.
5. Пузин, С.Н. Инвалидность в Российской Федерации / С.Н. Пузин, Л.П. Гришина, Н.Л. Кардаков. — М.: Медицина, 2006. — 224 с.
© Глушаков А.И., 2013
УДК [314.12+314.14](470+571)
^^ конец «русского креста»: демографические причины, итоги
Александр Иванович Глушаков, докт. мед. наук, доцент кафедры менеджмента в здравоохранении ГБОУ ВПО «Казанский
государственный медицинский университет» Минздрава России [[email protected]]
Реферат. В России наблюдается «раскрещивание» показателей рождаемости и смертности, но происходящие процессы требуют оценки и осмысления. Имевшее место снижение рождаемости в 1990-х гг. связано с уменьшением численности женщин детородных возрастов (20—29 лет) вследствие второй волны демографического эха Великой Отечественной войны, рост рождаемости в начале нового века полностью исправил ранее существовавшие негативные тенденции. Рост смертности россиян с середины 1990-х до середины 2000-х гг. обусловлен увеличением числа представителей старших возрастов.Перекосы возрастной структуры прошедшего периода сходят на нет, показатели рождаемости и смертности постепенно выравниваются.
Ключевые слова: феномен «русский крест», общие показатели рождаемости и смертности, возрастная структура населения.
THE END OF «RUSSiAN CROSS»: DEMOGRAPHiC REASONS, TOTALS
A.I. GL0USHAK0V
Abstract. «Rechristen» indexes concerning birth-rate and mortality-rate, demand the estimation and comprehension. The decrease of birth-rate in 1990-ths is connected with decrease of the number of women of genital age (20—29 years old) as the consequence of the second wave of demographic echo of Second World War. The increase of birth-rate in the beginning of new century is completely corrected earlier negative tendencies. The increase of mortality-rate of Russians from 1990-ths to 2000-ths is due to the increase of the number of the representatives of advanced age. The Slantings of the age structure of the past period desappear, indexes of birth-rate and mortality-rate are gradually aligned.
Key words: phenomenon «russian cross», the general indexes of birth-rate and mortality-rate, age structure of the population.
В январе 2013 г предварительные сведения Рос-стата показывали, что численность рожденных детей в России наконец-то превысила количество умерших сограждан. Но уточненные через месяц официальные данные уже заставляли констатировать все еще отмечаемую в России естественную убыль, составляющую примерно 2,5 тыс. человек [7]. Однако следует ожидать, что в текущем году этот небольшой по российским меркам зазор между рождаемостью и смертностью исчезнет
Возникает вполне закономерный вопрос, а в чем же заключались демографические причины превышения смертности над рождаемостью или, как образно назвал это явление Александр Солженицын, феномена «русского креста», а также последующей за этим на два с лишним десятилетия «демографической ямы», в которую, по мнению социологов, скатывалась Россия [5]?
Цель нашего исследования определялась желанием сопоставить возрастную структуру россиян, складывающуюся на тот трагический момент, и изменения в уровнях рождаемости и смертности. Применяемыми методами выступили интенсивные и экстенсивные показатели, а также сопоставительные расчеты.
Результаты и их обсуждение. Следует сразу оговориться, что по наличию факта демографического «креста», проявившегося в превышении уровня смертности над рождаемостью, Россия не оригинальна. Подобный феномен наблюдался и в других европейских странах как до того момента, когда он был отмечен у нас, к примеру в Германии (1972) и Австрии (1975),так и после — в Италии (1994). Даже благополучная Великобритания приближалась к нулевой отметке своего естественного прироста населения в середине 1970-х гг., а США подступили к равенству показателей рождаемости и смертности в конце 1990-х — начале 2000-х гг. Тогда как в Японии уже с середины первого десятилетия нового века рождается столько детей, сколько и умирает ее граждан. И, пожалуй, следует согласиться, что для Страны восходящего солнца, занимающей территорию размером с нашу Амурскую область и достигшей пределы своего географического развития, это является демографическим оптимумом.
Напомним, что естественный прирост населения достигается, если уровень рождаемости превышает показатель общей смертности. Что происходило с этими двумя явлениями и как они были связаны со структурой населения?
В отношении рождаемости следует отметить, что вся вторая половина ХХ в. в России отличается уменьшением деторождения, и последнее снижение начинается в середине 1980-х гг. При этом численность родившихся россиян уже с конца 60-х годов прошлого столетия не обеспечивает простого замещения родительского поколения детским, что означает фактическое начало естественной депопуляции. Незначительное отступление от этой тенденции имело место лишь в 1985— 1987 гг., в разгар антиалкогольной компании, но не получило дальнейшего развития и стало скорее исключением из общего тренда [2].
Объемы рождаемости на 2/3 обеспечивают деторождения среди женщин 20—29 лет, самых прокреативных
в отношении рождаемости возрастов. Но численность данной категории россиянок в конце 1980-х — начале 1990-х гг начинает резко сокращаться, чему способствует вторая волна демографического эха последней масштабной войны — 1939—1945 гг. — Второй мировой войны, или, по нашей историографии, — Великой Отечественной войны. Небольшая по демографическим меркам численность граждан России той эпохи воспроизводит себе на замену малое число детей (поколение 1960-х гг.), а те, в свою очередь, рожают небольшое число уже своих детей (поколение 1990-х гг.).
Ситуация с рождаемостью начинает исправляться только с началом нового века. Причина такого положения не столько в «накачке» рождаемости, которую в России с 2006 г. начали осуществлять в связи с реализацией мер демографической политики, а в достаточной для роста рождаемости численности молодых прокреативных женщин поколения 1980-х гг.
В отношении смертности следует отметить, что она увеличивалась в России с середины 60-х гг. прошлого столетия. Если сравнивать общие коэффициенты смертности за полувековую историю до 2005 г., то увидим, что они увеличились в два раза [4]. При этом некоторым исследователям данной ситуации даже казалось, что это «беспрецедентный рост смертности мирного периода». Но простейшие расчеты по проекции возрастной структуры 2000-х гг. на смертность 1960—1970-х гг. сводят различия в общих коэффициентах смертности к нулю [3].
Причина невысокого уровня смертности в нашем «благополучном прошлом» заключается практически в отсутствии представителей старших возрастов, когда в 1960-е гг. доля пенсионеров составляла 6% от общей численности живущих и советские люди в массе своей не доживали до старости. В 2000-е гг. численность пенсионеров уже насчитывала 21% всего населения. А именно представители старших возрастов (60 лет и старше) наших граждан на 3/4 обеспечивают все количество смертей, отсюда и наблюдаемый в последние десятилетия в России вал смертей [6].
Перелом в показателе смертности наступил в середине «нулевых» годов нового века, когда в старшие (пенсионные) возраста нашего населения стали выходить малочисленные когорты людей, рожденные в годы Великой Отечественной войны [1].
Какими могут быть выводы?
1. Не следует наличие демографического креста связывать только с исторической судьбой России, это проявление общемировой эволюционной тенденции.
2. Снижение рождаемости в 1990-х гг. связано с уменьшением численности женщин самых прокреативных по отношению к деторождению возрастов (20—29 лет) по сравнению с предшествующим десятилетием, что явилось следствием второй волны демографического эха Великой Отечественной войны.
3. Рост смертности населения с середины 1990-х до середины 2000-х гг. обусловлен изменением возрастной структуры населения и, прежде всего, увеличением численности представителей старших возрастов, обусловившим вал смертей.
4. Происходящий процесс «раскрещивания» коэффициентов естественного движения был вполне пред-
20
здоровье и общество
сказуем и логичен, Россия идет к нулевому или слабоположительному приросту своего населения, что в перспективе приведет к стабилизации возрастной структуры населения.
Перекосы возрастной структуры населения России прошедшего периода сходят на нет, обусловленные ею низкие показатели рождаемости и высокие уровни смертности постепенно меняют свои тенденции в сторону улучшения. Время феномена «русского креста» заканчивается, наша страна вступает в последнюю фазу демографического перехода к стабилизации численности населения, что соответствует общемировому вектору развития.
Литература
1. Глушаков, А.И. Демографические итоги первого десятилетия XXI века в Республике Татарстан / А.И. Глушаков // Общественное здоровье и здравоохранение. — 2012. — № 4. — С.12—14.
2. Глушаков, А.И. К вопросу о возможности увеличения рождаемости в Республике Татарстан в обозримом будущем / А.И. Глушаков // Общественное здоровье и здравоохранение. — 2006. — № 4. — С.44—52; 2007 — № 2. — С.8—12.
3. Глушаков, А.И. Моделирование влияния на общий уровень смертности численности населения старших возрастов / А.И. Глушаков // Городское здравоохранение. — 2008. — № 5. — С.35—38.
4. Глушаков, А.И. Эволюция российской смертности за 100 лет / А.И. Глушаков // Общественное здоровье и здравоохранение. — 2008. — № 3. — С.21—27.
5. Демографическая модернизация России: 1900—2000 / под ред. А.Г. Вишневского. — М.: Новое изд-во, 2006.—601 с.
6. Кваша, Е.А. Население России сквозь призму возраста и пола / Е.А. Кваша, Т.Л. Харькова // Население и общество [электронный журнал].—2013.—№ 549—550. — URL: http:// demoscope.ru/ weekly/2013/0549/tema01.php
7. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации (аналитический материал). — URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography
© выдров А.с., Комаровских Е.Н., Кафанова Н.Ю., 2013 УдК 617.7-036.86(571.61)
== анализ первичной инвалидности = вследствие офтальмопатологии взрослого населения = амурской области
Антон Сергеевич Выдров, канд. мед. наук, ассистент кафедры глазных болезней ГБОУ ВПО «Амурская государственная
медицинская академия» Минздрава России, Благовещенск [[email protected]]
Елена Николаевна Комаровских, докт. мед. наук, профессор кафедры офтальмологии ГБОУ ВПО «Красноярский
государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России [[email protected]]
Наталья Юрьевна Кафанова, руководитель ФКУ «ГБ МСЭ по Амурской области» Минтруда России, Благовещенск
Реферат. Масштабы проблемы инвалидности вследствие офтальмопатологии в Российской Федерации делают актуальным изучение ее показателей и причин, их детализацию, повышение доступности информации о результатах исследования проблемы. Уровень первичной инвалидности взрослого населения Амурской области с 2005 по 2011 г. снизился с 6 до 1,4%о. Среди инвалидов преобладают городские жители. Настораживает рост практически в 2 раза частоты определения I группы инвалидности. Необходимы исследования в данном направлении, расширение, большая детализация и повышение доступности информации о показателях и причинах инвалидности вследствие болезней глаз и его придаточного аппарата.
Ключевые слова: офтальмопатология, инвалидность, Амурская область.
THE ANALYsis oF pRiMARY DisABiLiTY owiNG To opHTHALMopATHoLoGY oF ADuLT popuLATON
of amur REGiON
A.s. VYDROV, E.N. KOMAROVSKIKH, N.JU. KAFANOVA
Abstract. Problem of disability owing to ophthalmopathology in the Russian Federation makes actual learning of indexes and reasons, their detailing and increasing accessibility of the results of research. Level of primary disability of the adult population of Amur region decreased from 6 to 1,4% in 2005—2011. Among disabled persons we observe the domination of urban population and alarming increase of disabled persons of 1st group in 2 times. It is necessary to make research in this field, to give accessibility of information on rates and causes of disability due to diseases of the eyes and adnexa.
Key words: ophthalmopathology, disability, Amur Region.
Характеристики уровня и причин инвалидности по зрению служат одними из показателей здоровья населения и изменений, происходящих в обществе в целом и в системе здравоохранения. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) инвалидность трактуется как «социальная недостаточность
вследствие ограничения жизнедеятельности, вызванного нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящего к необходимости социальной защиты».
В настоящее время показатели инвалидности вследствие глазной патологии в Российской Федерации остаются высокими. Число слепых и слабовидящих в 2011 г.