Научная статья на тему 'Конечно-элементная модель проходного вихретокового преобразователя в среде elcut'

Конечно-элементная модель проходного вихретокового преобразователя в среде elcut Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гудков С.А.

Проведено создание и исследование конечно-элементной модели вихретокового датчика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINITE-ELEMENT MODEL OF EDDY-CURRENT PROBE IN ELCUT ENVIRONMENT

The creation and research of finite-element model of eddy-current probe are carried out in the work.

Текст научной работы на тему «Конечно-элементная модель проходного вихретокового преобразователя в среде elcut»

Решетневские чтения

В итоге на 200 % увеличилась точность оценки загрязнения РЖ, при этом трудоемкость выполнения работ сократилась более чем в 2 раза.

Результаты исследований показали возможность реализации мониторинга процесса деградации работы агрегатов ЖС с течением времени посредством интегрированной автоматизированной системы контроля, что способствовало продолжению развития упреждающих технологий выявления функциональных симптомов, возникающих на ранних стадиях отказа агрегатов или узлов бортовых систем.

Библиографический список

1. Тимиркеев Р. Г., Сапожников В. М. Промышленная чистота и тонкая фильтрация рабочих жидкостей летательных аппаратов. М. : Машиностроение, 1986.

2. Гареев А. М., Тиц С. Н. Упреждающее обслуживание гидравлических систем летательных аппаратов. Самара : Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2010.

3. Fitch E. C. Fluid contamination control // Technology transfer Series #4, Oklahome : FFS, INC. 1988.

A. M. Gareev, A. N. Koptev, A. A. Gulbis, T. M. Gareev Samara State Aerospace University named after academician S. P. Korolev (National Research University), Russia, Samara

ANTICIPATE MAINTENANCE FOR AIRCRAFTS LIQUID SYSTEMS

The principles of realization of anticipate technologies of aircraft maintenance are considered in the article. The basic problems of liquid systems condition control are formulated. The automatic measuring device is described.

© Гареев А. М., Коптев А. Н., Гульбис А. A., Гареев Т. М., 2010

УДК 629.7.064

С. А. Гудков

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева, Россия, Самара

КОНЕЧНО-ЭЛЕМЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОХОДНОГО ВИХРЕТОКОВОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ В СРЕДЕ ЕЬСиТ

Проведено создание и исследование конечно-элементной модели вихретокового датчика.

ЕЬСиТ - это мощный современный комплекс программ для инженерного моделирования электромагнитных, тепловых и механических задач методом конечных элементов [1].

Задача моделирования вихретокового преобразователя относится к низкочастотным полевым задачам магнитных полей переменных токов. С учетом осевой симметрии первичного преобразователя задача решалась в осесимметричной постановке.

Для проведения расчетов была создана геометрическая модель преобразователя, заданы свойства материалов и источников поля, а также граничные условия, построена конечно-элементная модель преобразователя. Для указания полного затухания поля на внешних границах модели задано нулевое условие Дирихле.

Объектом исследования является возбуждаемый источником гармонического сигнала проходной параметрический вихретоковый преобразователь, который используется для контроля параметров механических примесей в дисперсных средах.

В процессе моделирования было исследовано влияние различных факторов - геометрических и электрофизических параметров датчика, рабочей частоты, положения примесных частиц на оси преобра-

зователя, размеров примесных частиц - на вносимые параметры.

Для наиболее эффективного решения поставленной задачи использовался инструмент последовательных расчетов Label Mover, позволяющий в едином расчетном цикле варьировать различные параметры моделируемого объекта.

В результате проведенного моделирования установлено следующее:

1. Максимум вносимых параметров достигается при нахождении примесных частиц на геометрической оси преобразователя. При выходе частицы из канала преобразователя величина вносимых параметров убывает по экспоненциальному закону.

2. Чувствительность преобразователя (минимальный диаметр регистрируемых частиц) растет с уменьшением диаметра канала преобразователя.

3. Абсолютная величина вносимых параметров у ферромагнитных частиц выше, чем у неферромагнитных частиц.

Библиографическая ссылка

1. Elcut. Моделирование двумерных полей методом конечных элементов. Версия 5.5: Рук-во пользователя. СПб. : Производственных кооператив «ТОР», 2007.

Эксплуатация и надежность авиационной техники

S. A. Gudkov

Samara State Aerospace University named after academician S. P. Korolev (National Research University), Russia, Samara

FINITE-ELEMENT MODEL OF EDDY-CURRENT PROBE IN ELCUT ENVIRONMENT

The creation and research offinite-element model of eddy-current probe are carried out in the work.

© Гудков С. А., 2010

УДК 629.7.0.72.1

М. В. Ковель, Е. А. Фурманова, М. В. Тюпкин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

АЛГОРИТМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Рассмотрены структура, состав и функции, выполняемые навигационными комплексами, а также сформулированы задачи, возникающие при разработке алгоритмов обработки информации комплексных навигационных систем.

Навигационное оборудование современного лета -тельного аппарата (ЛА) - это сложный измерительно-информационный комплекс, предназначенный для снабжения экипажа и систем управления данными, необходимыми для движения аппарата по заданному маршруту. Комплекс включает в себя измерительные устройства (датчики) и вычислительную систему, используемую для обработки поступающей от измерителей информации и выдачи ее в требуемой форме внешним потребителям. При необходимости вычислительная система обеспечивает и обратную передачу уже обработанной информации к первичным датчикам для улучшения их работы.

В настоящее время в качестве первичных датчиков навигационных комплексов наибольшее распростра-нение получили инерциальные системы, доплеров-ские измерители скорости, радиотехнические системы ближней, дальней и спутниковой навигации.

Навигационная информация должна поступать от комплекса непрерывно, в объеме, необходимом для осуществления текущего режима полета, и, кроме того, должна удовлетворять предъявляемым к ней требованиям по точности и надежности. Ни один из упомянутых выше датчиков, взятый в отдельности, указанным требованиям не удовлетворяет, поэтому воз -никает необходимость в установке на борту несколь -ких навигационных датчиков, объединяемых вычислителем в общий комплекс.

Комплексная навигационная система строится следующим образом (см. рисунок): информация от отдельных датчиков поступает в вычислительную систему, с выхода которой после соответствующей обработки поступает информация о координатах ЛА, его скорости и ускорении. В некоторых случаях к вы-

ходной информации относят также значения углов курса, тангажа и крена.

Стоит заметить, что в комплексных системах возможно не только поступление информации от датчиков в вычислительную систему, но и наоборот, от вычислителя в датчики. В этом случае можно добиться повышения качества работы датчиков. Например, подавая информацию (приблизительную) о дальности между самолетом и источником радиоизлучения в со -ответствующий радиоприемник, можно добиться более устойчивого приема сигналов. Приблизительное значение расстояния может быть рассчитано, например, по показаниям систем счисления координат и из -вестным координатам источника радиоизлучений [1].

Азимуты и дальности, отклонение от заданной траектории

[Координаты, векторы скорости и ускорения ВС

Курс, крен, тангаж

Комплексная навигационная система

Естественно, что точность и надежность выходной навигационной информации у комплексной системы выше, чем у каждого отдельного навигационного датчика.

При разработке алгоритмов обработки информации возникают две основные группы задач. Первые -это геометрические задачи вычисления текущих координат самолета по сигналам позиционных навига -ционных датчиков, таких как радиосистемы ближней

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.