Научная статья на тему 'КОНЬ И КЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ КАК ВАЖНЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

КОНЬ И КЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ КАК ВАЖНЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
дипломатические отношение / гость / посол / дары от послов / конь / символ / Средняя Азия / клинковое оружие / кинжал / сабли / драгоценны подарки / diplomatic relations / guest / ambassador / gifts from ambassadors / a horse / symbol / Central Asia / blade weapon / dagger / sables / precious gifts

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Убайдуллаева Б.М., Юлдашева С.М.

В статье рассматривается вопрос важности и значимости дарований послов в дипломатических отношениях. Конь и клинковое оружие описывается как важный семантический компонент дипломатических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A HORSE AND BLADE WEAPON AS IMPORTANT SEMANTIC COMPONENTS OF DIPLOMATIC RELATIONS

This article considers the question of importance and significance of ambassadors’ gifts in diplomatic relations. Horse and blade weapons are described as important semantic components of diplomatic relations.

Текст научной работы на тему «КОНЬ И КЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ КАК ВАЖНЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Убайдуллаева Б.М.

к.и.н., старший научный сотрудник Институт истории Национального университета Узбекистана

Юлдашева С.М. старший преподаватель Ташкентский фармацевтический институт

КОНЬ И КЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ КАК ВАЖНЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

A HORSE AND BLADE WEAPON AS IMPORTANT SEMANTIC COMPONENTS OF DIPLOMATIC

RELATIONS

Ubaydullaeva B.M.

Senior researcher

of the History, Institute of the National University in Uzbekistan

Yuldasheva S.M.

Senior teacher of Tashkent pharmaceutical institute

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается вопрос важности и значимости дарований послов в дипломатических отношениях. Конь и клинковое оружие описывается как важный семантический компонент дипломатических отношений. ABSTRACT

This article considers the question of importance and significance of ambassadors' gifts in diplomatic relations. Horse and blade weapons are described as important semantic components of diplomatic relations.

Ключевые слова: дипломатические отношение, гость, посол, дары от послов, конь, символ, Средняя Азия, клинковое оружие, кинжал, сабли, драгоценны подарки.

Keywords: diplomatic relations, guest, ambassador, gifts from ambassadors, a horse, symbol, Central Asia, blade weapon, dagger, sables, precious gifts.

Многие народы с древних времён особое внимание уделяют дипломатическим отношениям, в частности, обычаям встреч и проводов послов. Встреча послов в обычаях имеет общие особенности, которые подразделяются на следующие части: встреча с послами, приём (аудиенция), пиршество - церемониал угощение, обмен посланиями, получение и дарение подарков, отправление послов.

Приём гостей, обмен и передача подарков является главной частью дипломатических отношений. Эти мероприятия служили для укрепления взаимных экономических, социальных и культурных отношений между странами, поднятия духа и настроения правителей и послов. Особенно особое внимание уделялось подаркам, подаренным послами и обычаям дарения подарков ими. При выборе подарка обращалось внимание на следующие стороны:

- драгоценность подарка;

- символичность;

- бесценность и значимость для государства;

- потребность в подарке.

Поэтому, необходимо рассматривать посольские дары «не только как предметы искусства, но и как своеобразные исторические источники и определенную семиотическую систему» (21: С.19).

Анализирую подарки послов можно прийти к такому выводу, что сущность подарков всегда менялось, но был один подарок, который всегда был ценным - это был конь. В древности в дипломатических отношениях дарение коней имело огромное значение (27: С. 9).

В произведениях Ахмад ибн аз-Зубайр описывается, как Махмуду Газнавий послы преподносили свои подарки, и среди них было 10 породистых коней (24: С. 33). Во времена правления Амира Темира было очень распространено дарение коней. Клавихо пишет: «Амиру Темиру показали подарки послов Вавилона и Кастилии. Среди этих гостинцев было более трехсот лошадей» (1:С. 118)

В 1420 году посол Шохрух Мирзо Шодихуд-жа подарил правителю Китая коня. Когда правитель перед охотой хотел сесть на этого коня конь его опрокинул. Рассердившийся правитель приказывает поймать посла и посадить за решётку. Тогда Мавляна Ходжи Юсуф и посол Амир Шод-жихуджа извинившись, объясняют, что этот конь принадлежал отцу Шохрух Мирзо Амиру Темиру и он решил подарить ему в честь глубокого уважения. После этого правитель успокаивается и прощает посла (28: С.13). Таких примеров множества. Приведем еще один исторический случай. 1670 году послы Индии дарят хану Бухары 100 царских лошадей, слона, меч с драгоценными камнями и другие орудия (22: С. 61). Известно, что издавна в Индию лошадей привозили из Ирана, Средней Азии и других стран Азии и поэтому они были очень дорогими. Эти подарки говорили о том, что правитель Индии, выражая глубокое уважение, очень хотел быть в хороших дружеских отношениях с ханом Бухары. Исторические данные говорят и о том, что эмиры Бухары тоже дарили лошадей русскому императору (9). Такие

The scientific heritage No 9 (9),2017 подарки преподносили послы, которым очень доверяли. Например, 1671 году послу Бухары в Индии Мухаммеду Шарифу падишах на приёме подарил 24 тысячи рупий, очень дорогой халат и коня с драгоценными принадлежностями (22: С. 62)

В честь послов правители устраивали пиршество. Дорогому и уважаемому госту на стол обязательно приносили мясо конины и его голову. Испанский посол Клавихо в своих воспоминаниях писал о том, что в Тегеране его угощали кониной варенной и жаренной ( 13: С. 119) В Средней Азии этот обычай был, распространенным и может быть голова конины была, восприятием культа коня людьми. Как мы знаем, что голова с древнейших времён осмыслялась, как наиболее важная часть тела и человека и животных. У многих народов, в том числе народов Центральной Азии голова убитого животного - самая престижная часть туши, которая полагалась либо охотнику, добывшему это животное, либо высшему лицу в социальной иерархии, либо почетному гостю. Мясо конины являлось не только вкусным деликатесом, но оно передавало свою магическую силу. Культ коня, является одним из древнейших о котором, упоминали 7 тысяч лет тому назад (15) В других источниках говорится о том, что культ коня появился с привозом коней в Среднюю Азию из южнорусских степей индоиранцами по крайней мере в середине II тысячелетия до н.э. В зоне среднеазиатских степей можно предполагать более раннее распространение коневодства и культа коня уже с конца III тысячелетия до н.э. в древнейшую эпоху конь был инкарнацией богов солнца, неба, грома и спутников богини плодородия близнецов-ашвинов. В индийском эпосе Уччайхшравас конь Индры, царь всех лошадей, наделен способностью воскрешать мертвых (10: С.79). У индусов в жертвоприношении ашвамедха, где «белый конь выступает в роли мирового коня Тваштра. В процессе ашвамедхи царь после воздержания и физических лишений получает второе рождение в новом качестве, конь как тотем дает духовную энергию, физическую силу и божество» (14: С. 39) Пережитки тероморфных представлений в Средней Азии сохранились очень долго, в частности, они прослеживаются в культе Сиявуша. В результате археологических раскопок в развалинах Афрасиаба (Самарканд) были найдены статуэтки крылатых коней. Имя легендарного героя «Шах-наме» - Сиавуша, происходящее от древнеиран-ского сияваршана, тоже связано с конем и означает «черный жеребенок». Арийцы считали коня носителем духа Ахура Мазды. Роль коня в солярном культе нашла отражение в авестийских текстах. Так, в Яште (гимне), посвященной Мирте, божеству утреннего солнца, говорится, что ему поклоняются «сидящие на крупе своих коней, прося силы для них (коней)» (2: С. 32.). Они жервова-ли коней богу Солнца- Хуршеду (Митре). «Культ коня, - пишет А.К.Мирбабаев, - представляет в дахмаках Курката множеством находок. В Курка-те, который был расположен в контактной зоне с кочевой степью, конь был не просто животным

для верховой езды, но и объектом почитания одной из ипостасей местного божества. Согласно хроникам Бейши, правители Уструшаны восседали на троне, сделанном в виде золотого коня. Реальность данного сообщения подтверждается настенной живописью малого зала дворца афшинов Уструшаны, где царский предок восседает на зооморфном троне в виде протомы коней» (18: С.29.). Одно из кочевых коневодческих племён Средней Азии- массагеты- обоготворяли дневное светило, символом которого является конь.( 2: С.37.)

Культ коня освещается и в научной литературе (11, 12, 18, 20 и т.д).

Рассмотренные примеры культа коня у тюркских народов показывают, то ритуалы и религиозные представления, связанные с этим животным у тюрков, очень близки индоевропейскими представлениями. Например, скифский обычай захоронения воина с конем идентичен с погребениями огузов. Кроме этого, многочисленные легенды, традиции изображения коня на керамических сосудах, монетах и печатях (кентавры, кони-драконы, пегасы). Различные стилизованные образы, целый набор религиозных представлений, связанных с конем - все они говорят в пользу этой преемственности (6).

Древние и средневековые легенды о среднеазиатских небесных конях уже тщательно проанализированы в работах А.М.Беленицкого, А.Н. Бернштама, Б.А. Литвинского, Ю.А.Рапопорта и многих других исследователей (2,3,4,5, 16, 17, 25, 26).

Символика небесных коней древней Ферганы встречается в мифах. С мифом о небесных конях связано представление о крылатом коне, популярном образе в фольклоре осёдлых и кочевых народов Средней Азии. Так, в героическом эпосе узбеков в судьбах и похождениях героев большую роль играет крылатый конь — Тульпар (8, 27)

Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли и бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощность власти. Исходя из этого, можно сделать вывод, что все эти значимые особенности коня могли быть использованы в дипломатических отношениях как символика и подарок. Священная роль коня была известна как у земледельческих, так и степных племен и народов. Уже в эпоху бронзы фигурками лошадей украшались навершия кинжалов (18).

Кроме коня, но и преподнесение в дар орудийных принадлежностей было использовано в дипломатических отношениях. Подарок ценился только своей ценностью, но и семантическим значением. Клинковое оружие - кинжалы, сабли и другие были символами силы государства, власти, лидерства, света, богатырской силы и бдительности. Сабля и меч является символом и мира и войны. Приведем примеры. Во времена правления Имамкулихана правитель Индии Джахангир через своего посла Хакима Хозика преподносит в дар

саблю. Имамкулихана приняв подарок, хотел вытащить саблю из ножен, но смог. Тогда он спросил у посла, почему сабля не выходит из ножен. Мудрый посол, подумав, ответил: «Эта сабля является символом мира, а не войны» (23. С.26).

В 1442 году среди дарений послу Бухары от правителя Индии было два кинжала украшенные драгоценными камнями (30: С.13).

Среди множества подарков, которые послы преподносили, правителям были: драгоценные книги, дикие животные, птицы, золото и драгоценности. Если среди диких животных преподносили в дар тигров, слонов, верблюды, то среди птиц ценным подарком был сокол (28, 30, 31)

Исходя, из вышесказанного можно сказать, что с древних времён особое внимание уделяли обычаям встреч, проводов послов и передаче подарков. Подарки и их семантическая суть являлась главной частью дипломатических отношений. Эти обычаи служили для укрепления взаимных экономических, социальных и культурных отношений между странами, мира и согласия между народами.

Список литературы

1. Амир Темур Европа элчилари ниго^ида. -Т.: Fафур Fулом номидаги нашриёт-матбаа уйи, 2007.

2. Беленицкий А.М. Конь в культах и идеологических представлениях народов Средней Азии и евразийских степей в древности и средневековье // Ранние кочевники / КСИА. Вып. 154. М.: 1978// http://kronk.spb.ru/

3. Беленицкий А.М. Хуттальская лошадь в легенде и историческом предании /СЭ. - М., 1948. № 4.

4. Бернштам А.Н. Араванские наскальные изображения и даваньская (ферганская) столица Эрши/ СЭ. - М., 1948. № 4.

5. Вяткина К.В. Культ коня у монгольских народов // СЭ. - М., 1968. № 6.

6. Гундогдыев С.А. Роль коня в жизни туркмен. -Ашгабат, 1994 //http ://cheloveknauka. com

7. Вамбери Арминий Путешествие по Средней Азии. - М.:Восточная литература, 2003.

8. Жирмунский В.М., Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический эпос. -М., 1947.

9. Иммунитеты и привлегии послов// http://bibliotekar.kz/

10. Иванов В.В. Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от asva-конь // Проблемы истории языков и культуры народов Индии.-М.,1974.

11. Каганов Н.Ф. О погребальных обычаях тюркских племен с древнейших времен до наших дней// Известия общества Археологии, Истории, Этнографии Казанского университета. Т. XII, вып. 2.- Казань, 1894.

12. Кебергенов Х. О близости пережитков доисламских верований в обычаях каракалпаков и башкир// Научная сессия по этногенезу башкир. -Уфа, 1969.

13. Клавихо Руи Гонсалес Самаркандга -Амир Темур саройига саё^ат кундалиги (1403-1406). -Т., 2010.

Кузьмина Е.Е. Распространение коневодства и культа конья у ираноязычных племен Средней Азии и других народов старого света // Средняя Азия в древности и средневековье. - М., 1977.

14. Культ коня у народов Евразии-Скифии// http://newskif.su/

15. Литвинский Б.А. Кангюйско-сарматский фарн.- Душанбе, 1968.

16. Литвинский Б.А. Древние кочевники «Крыши мира». - М., 1972.

17. Местные религиозные культы и верования, тенгрианство //http //vsemirnaya-istoriya.ru/

18. Мирбабаев А.К. Дахмаки Курката и проблемы зороастрийской идеологии в Северной Средней Азии: Автореф. дис. ... док. ист. наук. Душанбе, 1995.

19. Миф о лошади // http://www.otuken.kz.;

20. Моисеев М.В. Эволюция и содержание посольских даров-«поминок» в русско-ногайских отношениях XVI в. // Вестник МГГУ им М. А. Шолохова. История и политология. -М., 2011. № 4.

21. Низомиддинов KF. XVI-XVIII асрларда Урта Осиё - Х,индистон муносабатлари. -Т., 1966.

22. Низомиддинов И^. Урта Осиёнинг чет шарки билан муносабалари. - Т., 1961.

23. Орзиева Н.А. "Абул Хусайин А^мад Ибн Аз-Зубайрнинг" Китоб Аз- Захоир ва-т-тухаф" асари тарихий манба". -Т., 2012.

24. Рапопорт Ю.А. Хорезмийские астоданы// СЭ.-М., 1962. № 4.

25. Рапопорт Ю.А. Из истории религии древнего Хорезма. - М., 1971.

26. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. -М., 1969.

27. Шишкин В.А. Урта Осиё халкларининг Хитой халки билан кадимги маданий алоклари. -Т., 1954.

28. Шмелева Е. В. Посольский обычай в России в конце XV - начале XVII вв.: опыт системного анализа // Исторические исследования: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

29. Эрматов М. Урта Осиё Россия ва Х,индистон халклари уртасидаги дустона алокалар тарихидан. -Т., 1959.

30. Узбек дипломатияси тарихидан (Тарихий очерклар ва лав^алар) - Т., 2003.

31. Уринбоев А. Абдураззок Самаркандийнинг Х,индистон сафарномаси.-Т., 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.