Научная статья на тему 'Кому передать историческую нить'

Кому передать историческую нить Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
107
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кому передать историческую нить»

отречься от родительского эгоизма; воспитателя и учителя умного, независимого, соответствующего тем требованиям, которые должны быть к нему предъявляемы; образованного, подготовленного общественного деятеля, берущегося за общественное дело не очертя голову, а опирающегося на безусловное знание дела, способного интересы этого дела ставить выше личностей, - и только тогда будем надеяться, что дело воспитания наших детей вырвется из тех пут, среди которых всякая теория является голосом, звучащим в пустыне » [8, с. 22].

Как отмечалось прогрессивными деятелями того времени, широкая философская, психологическая, общеобразовательная и практическая подготовка сделает родителей проводниками современной культуры, поможет им ближе подойти к детям и лучше понять их душевные переживания.

Литература

1. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Н.И. Пи-

рогов. Избранные педагогические произведения. - М., 1985.

2. Казмин Н.В. Современное семейное вос-

питание в России // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. - СПб., 1908.

- Вып. 55.

3. Кричевская Е. Письма о материнстве. - Пг.,

б/г.

4. Труды I Всероссийского женского съезда

при русском женском обществе в С.-Петербурге. 10-16 декабря 1908 г. - СПб., 1909.

5. См.: Чарнолуский В. Съезды по народному

образованию. - Пг., 1915.

6. См.: Либрович С.Ф. Школа для родителей.

- СПб.; М., 1912.

7. ЦГИА. - Ф. 459. - Оп. 4. - Д. 4255.

8. Милевская-Шмидт Е.И. Проблемы в обра-

зовании интеллигентных матерей. - Пг.; М., 1915.

А. ВОВК, аспирант Московский педагогический государственный университет

Петр Бернгардович Струве - одна из ярких фигур русской эмиграции. Мыслитель и практик, реалист и романтик, провозвестник многих идей и событий, долгое время он был почти неизвестен на родине. Сегодня мы имеем возможность в полном объеме обратиться к анализу его творческого наследия.

Среди трудов П.Б. Струве в области политики, экономики, философии и социологии особое место занимают работы, посвященные вопросам воспитания и образования молодежи в условиях зарубежья. Многое из того, о чем писал Струве в 2030-е г. ХХ в., звучит сегодня неожиданно актуально. Тем интереснее проследить некоторые направления педагогической мысли Петра Бернгардовича.

Кому передать историческую нить...

(П.Б. Струве об образовании и воспитании эмигрантской молодежи)

Следует отметить, что современники давали высокие оценки его трудам. Например, Семен Франк, называя Струве одним из выдающихся русских умов, писал, что многогранность его знаний и интерес к «фактическому содержанию жизни » сочетались с глубоким духовным осмыслением жизни [1, с.496]. А эмигрантский историк Полторацкий дал ему такую характеристику: «Мыслитель-крестоносец, несший крест борьбы с духовным равнодушием и предрассудками» [2, с. 61]. Идеи Петра Бернгардовича ценны не только тщательностью анализа того, что уже случилось. «Он предвозвестник нашего времени, самый современный мыслитель из прошлого России, это можно констатировать ясно, откровенно, без всяких натяжек», - счита-

148 Высшее образование в России • № 11, 2008

ет петербургский историк О.В. Ананьев [3, с. 7]. Подобные оценки современников и историков очень важны для понимания роли идей Струве в наше время.

Надо сказать, что тенденциозный взгляд на культурное и научное творчество мыслителей Русского Зарубежья сохраняется до сих пор: от полного отрицания до безоглядного приятия всех и вся. Однако и то и другое способствует мифологизации жизни русской эмиграции. Между тем Русское Зарубежье является неотъемлемой частью отечественной истории. Жизнь ставит наше общество в такую ситуацию, что необходимо не просто идти вперед - иногда полезно остановиться, оглянуться и взять все, что можно и нужно, из опыта прошлого. Изучение наследия П.Б. Струве актуально с точки зрения развития сегодняшнего российского общества, когда на повестке дня стоят не только вечные проблемы воспитания подрастающего поколения, но и новые, обусловленные крушением прежней системы власти и строительством новой системы.

В эмиграции Струве играл значительную роль в российской науке: был профессором Русского юридического факультета в Праге (1922-1925) и профессором Русского научного института в Белграде (19281940), председателем Русской академической группы в Чехословакии (1922-1925), членом Парижской и Брюссельской эмигрантских академических групп, членом правления Союза русских академических групп за границей и Совета Института русского права в Париже.

После окончания Гражданской войны в России видные деятели эмиграции провели в июне 1921 г. в Париже общенациональный съезд. Петр Бернгардович Струве стал идейным лидером этого съезда. Образованный Национальный комитет проводил заседания, издавал резолюции. Одним из важных его начинаний было создание подкомитета во главе с М.М. Федоровым, который проделал большую работу, помогая русским студентам получать образование за границей. В период между мировыми

войнами 8 тысяч молодых людей из числа эмигрантов смогли получить университетское образование. Кроме помощи молодежи, Национальный комитет при активном участии Струве организовывал «Дни русской культуры», не дававшие эмигрантам забывать о своей национальной принадлежности [4, с. 427-430]. В том же 1921 г. Струве выступал в Праге на съезде русских ученых с докладом о роли науки в русской культуре.

В начале 1920-х гг. правительство Чехословацкой республики поддерживало демократическое крыло русской эмиграции, надеясь на эволюцию советского строя, в котором видную роль играли бы нынешние беженцы. Помимо финансовой поддержки некоторых газет, чешское правительство организовало при Пражском университете Русский юридический фа-культет(институт). Директор факультета П.И. Новгородцев пригласил в руководство учебным заведением и Струве. Главной задачей Института, наряду с изучением русской культуры и науки, было дать образование какможно большему числу эмигрантской молодежи [5, с. 75]. Следует заметить, что педагогическому составу факультета «могли бы позавидовать многие юридические факультеты Европы» [6, с. 7].

В пражский период П.Б. Струве смог продолжить экономические исследования, прерванные «российской смутой». Сам он полагал, что жизнь в Праге и работа на Русском факультете помогут продолжить дело, которое занимало в его жизни значимое место, а именно - «подготовку молодых ученых сил» [7]. Помимо чтения лекций по теории политической экономии и историческому введению в учение о хозяйственной жизни, Струве занимался учебно-просветительской работой института (участвовал в организации семинара по политической экономии, проведении конференций и т.д.). Сохранилось интересное свидетельство просоветски настроенного экономиста и журналиста Д. Лутохина, оказавшегося в Праге в 20-е гг.: «Темы отлича-

лись крайним разнообразием: наряду с теоретическими проблемами экономики обсуждались и фрейдизм, и аграрное движение в России, и философия als ob...» [8, с. 30]. Естественно, журналист оценивал семинар Струве не как заседание научного кружка, а как собрание политических друзей Петра Бернгардовича.

В Государственном архиве сохранились письма генерала П.Н. Врангеля к Струве с просьбой оказать содействие П.Д. Долгорукову в его ходатайстве о приеме русской молодежи в университеты и помочь поступить на юридический факультет известному генералу Шинкаренко [9].

Весной 1925 г. Петр Бернгардович получает предложение возглавить политэко-номическую кафедру Софийского университета. В это же время Струве предлагают возглавить газету патриотического направления «Возрождение», выражающую политические идеи великого князя Николая Николаевича и генерала Кутепова. Он выбирает политическую публицистику, и выбор этот не случаен, т. к. к 1925 г. Русское Зарубежье столкнулось с новой реальностью: советский режим укрепился, начал получать международное признание. При этом подрастало новое поколение русской эмиграции, которое не знало России и нуждалось в ориентирах и воспитании. Этим можно объяснить отход Струве и от деятельности философско-религиозного Братства Святой Софии. По мнению В.В. Зень-ковского, чисто академический характер докладов Братства без попыток общественного проявления вовне не позволял Струве ретранслировать какие-либо идеи в зарубежное общество [10, с. 10].

Наряду с политической полемикой, заметками, освещающими события в русской диаспоре, газета «Возрождение » публиковала статьи по русской истории и культуре, а также материалы, посвященные «заботам о юношестве». В так называемом «Дневнике политика» П.Б. Струве писал блестящие заметки о видных политических и общественных деятелях дореволюцион-

ной России (А.П. Столыпине, П.П. Семе-нове-Тян-Шанском, меценате А.П. Ольден-бурге и промышленнике Н.Н. Изнаре, В.Д. Кузьмине-Караваеве, В.И. Гурко, лекторе Санкт-Петербургского университета А.И. Петражицком, графе В.А. Бобринском, земском деятеле, министре А.А. Лопухине, политике Ф.И. Родичеве, генерале и дипломате Н.Н. Баратове, меценате Э.Л. Нобеле, С.Ю. Витте, А.И. Гучкове и многих других). Не обошел своим внимание Струве и такие важные моменты отечественной истории, как манифесты 17 октября и 19 февраля. Вообще, этот период творчества Струве отмечен интересными статьями о Толстом, Бунине, Лескове, Пушкине, Достоевском, Гумилеве, Ключевском, Платонове, Кизеветтере, Аксакове, Чичерине, Кони, Самарине и многих других писателях, политиках, общественных деятелях. В таком широком выборе персонажей Струве руководствовался не столько политическими симпатиями, сколько тем, какую пользу принес тот или иной человек Отечеству.

В качестве примера для подражания Струве приводит Чешский Всесокольский слет, у которого «можно и должно учиться надпартийному объединению, воспитанию молодежи, братству, общей идее и всеединству» [11, с. 128]. Приветствуя попытки объединения русских эмигрантских студенческих организаций, П.Б. Струве отмечал, что сам факт объединения студентов будет иметь политическое значение, т.к. именно молодежи предстоит строить новую Россию [11, с.154]. Консолидировать русскую эмиграцию может лишь идея новой России. По его убеждению, «национальный идеал свободной и сильной России сплотит отцов и детей» [11, с. 163]. Молодежь, оказавшаяся за границей, имела лишь опыт войн, мировой и гражданской, и в духовном плане была «беднее» старшего поколения, но «бедность» эта делала ее свободнее, чем старшее поколение. Вместе с тем, предупреждает Струве, опасно «быть не связанным с на-

150 Высшее образование в России • № 11, 2008

циональной историей и национальными традициями вообще!» [11, с. 77].

Еще будучи в России, Струве расценивал революцию и гражданскую войну как кризис не только политический, экономический, социальный, но и как «кризис народного духа» [12, с. 347]. В эмиграции он работает надидеей «консервативно-духовного возрождения» страны: «Нам нужен спасительный духовный поворот, опору в котором мы можем почерпнуть в нашем духовном прошлом, в традициях Святой Руси, в заветах Сергия Радонежского, Петра Великого, Пушкина, Достоевского. Не в отдельных словах и положениях тут дело, а именно в духе» [13, с. 325].

В 1928 г. П.Б. Струве переезжает в Белград, где редактирует газету «Россия». Анализ ее содержания позволяет утверждать, что в этот период Струве отдает предпочтение задачам национально-культурного возрождения России: «Исторический народ не может быть Иваном, не помнящим родства; он не может достойно существовать без непрерывных традиций национального величия и государственной мощи. Национально-культурные цели, во имя которых должно объединиться зарубежье, сводятся к самовоспитанию его взрослой части и воспитанию его подрастающих поколений в духе преданности Национальной России, ее историческому образу, урокам ее великого прошлого» [14, с.124]. В среде соотечественников Струве оказывается в изоляции, поскольку эмиграция в Белграде была прежде всего военной, монархически ориентированной.

С 1928 по 1941 гг. Струве читает постоянные лекции в Русском научном институте по курсу «Экономическая история России в связи с образованием государства и общим культурным развитием страны», сменившемуся на «Историю общественных и политических движений в России XIX и ХХ веков », а также делает доклады на институтских мероприятиях, посвященных историческим или современным событиям. Но с течением времени популярность док-

ладов Струве падала, а количество слушателей неуклонно сокращалось [4, с. 495].

В 1920-х гг. в эмигрантсткой среде был организован так называемый «Союз младо-россов», идейные установки которого П.Б. Струве критиковал. Но не соглашаясь с их основными идеями, он отмечал верные, по его мнению, устремления молодежи: «необходимость революционной борьбы с советской властью; общий фронт всех антикоммунистов; пристальное изучение новой русской действительности и современного русского человека» [11, с. 549].

В полемике с лидером младороссов Ка-зем-Беком о воспитании молодежи Струве писал, что в настоящий момент нельзя в ней воспитывать «культ успеха и моды » как мерило историческихи политическихдействий, ибо ожидание успеха скрывает в себе опасность разочарования и малодушия. А для продолжения борьбы с большевиками и строительства новой страны «нам всем, а молодежи больше всего, нужна закалка и дисциплина духа». Понимая, что свержение коммунистической власти - дело длительное, Струве пытается укрепить пошатнувшийся дух эмигрантов: «Человек должен приспособить себя и окружающих к такому душевному состоянию, при котором дух несгибаем от неудач» [11, с. 655]. «Не надо надеяться на внешнюю помощь, следует организоваться в своей среде. Перед значением отбора способ-нейшихиз подрастающего поколения должны смолкнуть политические разногласия. Это долг перед будущим Родины», - призывал П.Б. Струве [11, с. 717].

Изучая идеи П.Б. Струве о воспитании и образовании молодежи, можно выделить, пожалуй, главную его мысль, что для сохранения «национального лица» нужна прежде всего связь между отцами и детьми, «взаимная, разумная, но и способная к критике» [11, с. 658]. Эта мысль Петра Струве в настоящее время становится чрезвычайно актуальной. Отсутствие общих идей, ориентиров в воспитании нового поколения остро ощущается не только педагогическим сообществом, но и всем обще-

ством в целом. Несомненно, за 80 лет и мир, и Россия изменились, и не все из педагогического наследия П.Б. Струве можно принять безоговорочно. Но мысль, что в основе преобразования России лежит культура - как национальная, так и мировая, должна быть помещена в фундамент, основу любой программы духовного, культурного и политического возрождения России.

Таким образом, можно утверждать, что обращение к наследию великих деятелей русской эмиграции дает возможность не только ознакомиться с той напряженной духовной жизнью, которая была свойственна многим ее представителям, но и с удивлением осознать, как много было предугадано, предсказано в развитии исторических судеб нашей Родины, как много она потеряла в результате великого исхода великих мыслителей в начале ХХ в.

Пристальное внимание к изучению их наследия - наш долг по отношению к тем, кто не просто верил в идеалы «Великой России », но и кто все силы отдал разработке реальных планов по их воплощению. Чтобы воспитать тех, кому передать историческую нить...

Литература

1. Франк С.А. П.Б. Струве. Опыт характеристики // Русское мировоззрение. - СПб., 1996.

О. ИЩЕНКО, докторант Омский государственный университет

Система высшего образования в России постоянно была полем проведения различных реформ. Далеко не все из них привели к положительным сдвигам, но даже из негативных последствий или неудач можно извлечь позитивный опыт, т.к. они отражают инерционность образовательной системы, показывая, в каких областях изменения происходят сложнее всего.

2. Цит. по: Ананьев О.В. Петр Бернгардович

Струве: жизнь, борьба, творчество. -СПб., 2006.

3. Ананьев О.В. Петр Бернгардович Струве:

жизнь, борьба, творчество. - СПб., 2006.

4. Пайпс Р. Струве. Биография: правый ли-

берал. 1905-1944. - М., 2001.

5. См.: Вандалковская М.Г. Либерально-кон-

сервативная мысль эмиграции: сущность и особенности (20-е - 30-е годы ХХ века) // История и историки. Историографический вестник. - М., 2004.

6. Кишкин Л.С. Русская эмиграция в Праге

// Славяноведение. - 1996. - № 4.

7. ГАРФ, ф. Р-5776, оп. 2, д. 159, л. 3.

8. Лутохин Д.А. Зарубежные пастыри //

Минувшее. Вып. 22. - СПб., 1997.

9. ГАРФ, ф. Р-5912, оп. 1, д. 46, л. 9, 14, 14 об.

10. Зеньковский В.В. О Братстве Святой Софии в эмиграции // Братство Святой Софии: Материалы и документы. 1923- 1939 гг. - М.; Париж, 2000.

11. Струве П.Б. Дневник политика. - М.; Париж, 2004.

12. Струве П.Б. Россия // П.Б. Струве. Избранные сочинения. - М., 1999.

13. Струве П.Б. Прошлое, настоящее, будущее. Мысли о национальном возрождении России // П.Б. Струве. Избранные сочинения. - М., 1999.

14. Цит. по: Яковлева Т.А. Пути возрождения: идеи и судьба эмигрантской печати П.Б. Струве, П.Н. Милюкова, А.Ф. Керенского. - Иркутск, 1996.

Модернизационный рывок, совершенный Россией на рубеже Х1Х - ХХ вв. был немыслим без повышения образовательного уровня населения. Поэтому в стране заметно возросло количество высших учебных заведений, и даже на далекой сибирской окраине страны были открыты два первых вуза: Томский университет (1878 г.) и Томский технологический институт (1896 г.).

Организация учебного процесса в сибирских вузах в конце XIX -начале XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.