Научная статья на тему '«Комсомольское рождество» 1923 года в Донской области'

«Комсомольское рождество» 1923 года в Донской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
462
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / "КОМСОМОЛЬСКОЕ РОЖДЕСТВО" / "КОМСОМОЛЬСКИЕ СВЯТКИ" / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА / АНТИРОЖДЕСТВЕНСКАЯ КАМПАНИЯ / ДОНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CHURCH / "KOMSOMOL CHRISTMAS" / "KOMSOMOL CHRISTMASTIDE" / ANTI-RELIGIOUS PROPAGANDA / ANTI-CHRISTMAS CAMPAIGN / DON REGION / CHURCH-STATE RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Табунщикова Людмила Викторовна

Статья раскрывает содержание антирождественской кампании 1923 года, проводимой большевиками на Дону в рамках борьбы с Церковью. Основное внимание автор уделяет реконструкции событий, связанных с празднованием «Комсомольского рождества». При работе с источниками стало очевидно, что наиболее полную картину происходивших в 1923 году событий, связанных с антирождественской кампанией, дают материалы местной периодической печати газет «Советский Юг» и «Трудовой Дон». «Комсомольское рождество» на Дону проходило с глумлением над чувствами верующих, тем не менее конфликты с верующими источники не зафиксировали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“KOMSOMOL CHRISTMAS” OF 1923 IN THE DON REGION

The article describes the anti-Christmas campaign of 1923 that was implemented by the Bolsheviks in the Don region within the framework of struggling with the Church. The author focuses on reconstructing the events associated with the “Komsomol Christmas” celebration. The analysis of the sources testified that the materials of the local periodical press the newspapers “Soviet South” and “Labour Don” provide the most detailed picture of the events of 1923 associated with the anti-Christmas campaign. “Komsomol Christmas” in the Don region involved the mockery of the church people's feelings nevertheless the sources did not register any conflicts with them.

Текст научной работы на тему ««Комсомольское рождество» 1923 года в Донской области»

Табунщикова Людмила Викторовна

"КОМСОМОЛЬСКОЕ РОЖДЕСТВО" 1923 ГОДА В ДОНСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья раскрывает содержание антирождественской кампании 1923 года, проводимой большевиками на Дону в рамках борьбы с Церковью. Основное внимание автор уделяет реконструкции событий, связанных с празднованием "Комсомольского рождества". При работе с источниками стало очевидно, что наиболее полную картину происходивших в 1923 году событий, связанных с антирождественской кампанией, дают материалы местной периодической печати - газет "Советский Юг" и "Трудовой Дон". "Комсомольское рождество" на Дону проходило с глумлением над чувствами верующих, тем не менее конфликты с верующими источники не зафиксировали.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/3-2/49.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 2. C. 176-179. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/3-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

PECULIARITIES OF FORMATION AND SOCIO-ECONOMIC ADAPTATION OF THE RUSSIAN POPULATION OF DAGESTAN IN THE XVIII - AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Suzdal'tseva Irina Anatol'evna, Ph. D. in History, Associate Professor Dagestan State Pedagogical University s. iren.a@mail. ru

The article presents the main stages of the formation and the peculiarities of the socio-economic adaptation of the Russian population of Dagestan in the XVIII - at the beginning of the XX century. The author singles out the districts of the compact residence of the Russian population and the character of its location in the region, the main directions of the economic activity and so on. The formation of the Russian population in multinational Dagestan environment contributed to the strengthening of the economic and cultural relations of the peoples of Dagestan and Russia.

Key words and phrases: Dagestan; the Russian population; the Cossacks; peasants; socio-economic adaptation; the XVIII - the beginning of the XX century.

УДК 94(471+571)" 1917/1991" Исторические науки и археология

Статья раскрывает содержание антирождественской кампании 1923 года, проводимой большевиками на Дону в рамках борьбы с Церковью. Основное внимание автор уделяет реконструкции событий, связанных с празднованием «Комсомольского рождества». При работе с источниками стало очевидно, что наиболее полную картину происходивших в 1923 году событий, связанных с антирождественской кампанией, дают материалы местной периодической печати - газет «Советский Юг» и «Трудовой Дон». «Комсомольское рождество» на Дону проходило с глумлением над чувствами верующих, тем не менее конфликты с верующими источники не зафиксировали.

Ключевые слова и фразы: Церковь; «Комсомольское рождество»; «комсомольские святки»; антирелигиозная пропаганда; антирождественская кампания; Донская область; церковно-государственные отношения.

Табунщикова Людмила Викторовна, к.и.н.

Южный федеральный университет puma19776@mail.ru

«КОМСОМОЛЬСКОЕ РОЖДЕСТВО» 1923 ГОДА В ДОНСКОЙ ОБЛАСТИ

Подготовка. К 1921 г. большевикам стало очевидно, что создать социализм «штурмом и натиском» на российской почве не удается. Большинство населения страны, несмотря на варварские методы по отлучению людей от церкви (вскрытия мощей, расстрелы духовенства, запрещение колокольного звона), продолжало испытывать потребность в религиозной вере [1, с. 27]. Наиболее дальновидными стратегами большевизма решено было изменить тактику борьбы с Церковью, перевести ее в русло долговременной антирелигиозной пропаганды, причем в наиболее привлекательных, карнавальных формах. Осенью 1922 г. началась подготовка этих кампаний, поиск форм их проведения. Еще в конце 1921 г. Н. И. Бухарин, отвечающий в Политбюро за работу с комсомолом, в одной из статей в «Правде» рекомендовал использовать эмоциональные формы по влиянию на юношество: «Нельзя молодежь засушивать... Нам необходимо обратить внимание на популяризацию нашего мировоззрения: нам необходимо влияние не только на умы, но и на чувство молодежи.» [3, с. 2]. Эту идею подхватил другой теоретик борьбы с религией - И. И. Скворцов-Степанов. 15 ноября 1922 года он выступил в «Правде» со статьей «"Комсомольское рождество", или Почему бы нам не справлять религиозные праздники», в которой горячо одобрил намерение ЦК РКСМ начать кампанию «Комсомольского рождества» [4, с. 2].

В результате этих выступлений руководство ЦК РКСМ 24 ноября 1922 года утвердило документ «О кампании "Комсомольского рождества"», в котором отмечалось: «Празднество должно использовать основные рождественские обычаи, вкладывая в них коммунистическое содержание» [1, с. 31]. И. И. Степанов горячо одобрил эти намерения в своей статье в «Правде» от 13 декабря 1922 года «Еще о "комсомольских святках"»: «Надо провести святочный опыт так, чтобы его захотелось повторить на пасхе, а затем как-нибудь летом или осенью» [5, с. 1].

Несмотря на то, что Комиссия по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б) рекомендовала ограничиться проведением празднества только в Москве и Петрограде, учитывая огромные финансовые затраты [6, с. 44], на рубеже 1922-1923 гг. практически в каждом городе комсомольцы организовали антирелигиозные инсценировки и концерты, карнавальные шествия [7, с. 82; 26, с. 44; 27, с. 105]. Донская область не стала исключением.

«Комсомольское рождество» в г. Ростове-на-Дону. Подготовка «праздника» в Донской области началась еще в первых числах декабря 1922 г. [25, д. 135, л. 50 б.]. Президиум Донского Исполнительного Комитета решением от 20-го декабря 1922 г. распорядился выдать из областного запасного фонда РКСМ триста тысяч рублей на проведение «Комсомольского рождества» [2, д. 54а, л. 4 об.]. Организацией проведения «Рождества» занималась общегородская комиссия в составе Вирганского, Макарьева и Амчиславского. Вопрос о его проведении был заранее поставлен на всех городских ячейках комсомола. Власть не скрывала, что целью подобного мероприятия являются именно молодые люди: «Мы не думаем, чтобы демонстрация особенно подействовала на старых, пропитанных религиозными предрассудками людей. Мы на них и не рассчитываем. Задача демонстрации - углубить и расширить антирелигиозность рабочей молодежи» [8, с. 3].

Акция «Комсомольское рождество» в г. Ростове-на-Дону в 1923 г. длилась два дня: 6 и 7 января. План демонстрации заранее был тщательно продуман и сообщен районным комиссиям, ответственным за проведение акции. По плану демонстрация разбивалась на «десятки» человек. Каждым «десятком» руководил назначенный районной комиссией ответственный уполномоченный. Каждой районной демонстрацией в целом руководила районная комиссия. Районным демонстрациям предписывалось не производить никаких самостоятельных выступлений, ограничиваясь песнями и выкрикиванием коллективных лозунгов. Вхождение в ряды демонстрантов извне во время самой демонстрации не разрешалось. Песни, лозунги должны быть заранее намечены комиссией и сообщены демонстрантам [Там же].

Сигналом к началу «Комсомольского рождества» в городе стала запущенная в 5 часов вечера в Городском районе города ракета, после чего уже сформированные районные демонстрации двинулись к центру города. Каждая демонстрация шла со своими факелами, плакатами, знаменами. Впереди каждой районной демонстрации несли плакат «Против Бога» и играл оркестр. Демонстрация шла рядами по 10 человек.

Маршрут комсомольцев, или, как тогда выражались, «комсомолистов», проходил по наиболее оживленным улицам - Большой Садовой, Таганрогскому проспекту (совр. Буденновский пр. - Л. Т.), Среднему проспекту (совр. ул. Соколова - Л. Т.), Ткачевскому переулку (совр. Университетский переулок - Л. Т.), Большому проспекту (совр. Ворошиловский проспект - Л. Т.), Мало-Садовой (совр. ул. Суворова - Л. Т.), Багатянов-скому и Ткачевскому переулкам (совр. Кировский проспект и Университетский переулок - Л. Т.). Главные остановки предписывалось делать у кафедрального собора Александра Невского, у католического костела и у синагог [Там же]. Апофеозом первого дня «празднования» послужило сожжение чучел Иеговы, Аллаха, Озириса, Будды, Христа и Николая Угодника на перекрестке Таганрогского проспекта и ул. Б. Садовой [10, с. 2; 19, с. 3]. Демонстрация 6 января закончилась в 9-10 часов вечера, по указанию общегородской комиссии. В этот исторический день, по выражению прессы, «более 3-х тысяч рабочей молодежи и комсомольцев штурмовали небо. Они дали первый бой богу» [19, с. 3].

7 января «празднества» продолжились. Все районные демонстрации собрались у себя в районах в 12 часов дня, чтобы идти по намеченному маршруту в центр города. Остановки делались у синагоги, у кафедрального собора, у католического костела и на углах ул. Б. Садовой. На «летучих» митингах выступали с речами и декламацией лишь заранее намеченные общегородской комиссией докладчики [9, с. 1]. «Районы» расходились домой после распоряжения общегородской комиссии примерно в 3-4 часа дня. Вечером 7-го января «праздник» продолжился: в рабочих клубах читались доклады, ставились антирелигиозные пьесы и устраивались вечера самодеятельности в Большом театре им. Максима Горького в Нахичевани [11, с. 2].

Акция «Комсомольского рождества» 6-7 января 1923 г. в г. Ростове проходила с глумлением над чувствами верующих. Демонстранты несли «остроумные», по их мнению, чучела: «муллу», обнявшегося с «чертом» в камилавке, «Николая-угодника» с крестом в одной руке, в другой - с бутылкой самогона, подобные им фигуры «Моисея», «ксендза» и т.д. [19, с. 3]. У Покровской церкви запущенная ракета ударила в крест церкви, что вызвало бурю восторга у комсомольцев. У Александро-Невского собора комсомольцы отслужили «молебен», вскрывший «перед присутствующими всю лживость религиозных учений» [9, с. 1]. Иудейскому раввину прокричали, что «его больше не надо» [19, с. 3], после чего запущенная ракета ударила в окно хоральной синагоги. После проведения «Рождества» местная газета «Советский Юг» поместила ряд издевательских заметок и фельетонов о религии и духовенстве под названиями «Каменский Распутин», «Святой старик», «Житие святых», «Красный кол» и др. [14, с. 1; 15, с. 1; 16, с. 3; 17, с. 1].

Чтобы не возникло мнения, что «Комсомольское рождество» - исключительно противохристианский, а точнее антиправославный праздник, было решено направить его против протестантов, католиков, мусульман и иудеев. Остановки со скандированием антирелигиозных лозунгов делались не только около православных храмов, но и возле католического костела, протестантских молитвенных домов, еврейских синагог. На одном из митингов около синагоги один из докладчиков на еврейском языке обратился к еврейской молодежи с призывом оставить религиозные предрассудки и объединиться вокруг Коммунистического Союза Молодежи [9, с. 1]. «Уже из одного того, что мы сжигаем чучела всяких богов, что будем устраивать демонстрации у всех синагог, костелов и мечетей, видно, что мы пользуемся праздником для выступления против всех религий» [8, с. 3].

«Комсомольское рождество» в области. Антирождественские демонстрации были проведены во всех крупных городах и станицах области. В г. Таганроге на Рождество была устроена антирелигиозная демонстрация с участием 6 автомобилей, украшенных факелами и красными звездами. Около Успенского собора был проведен грандиозный митинг, закончившийся призывом к борьбе с «религиозным фанатизмом». После митинга состоялся карнавал [21, с. 2].

Такая же демонстрация с участием чучел богов состоялась в Великокняжеской станице (ныне г. Сальск - Л. Т.). На Первомайской площади было произведено публичное сжигание чучел богов под звуки революционных гимнов. «Комсомольское рождество» закончилось в клубе молодежи концертом антирелигиозного содержания [Там же].

В г. Новочеркасске на Красной площади, в клубе железнодорожников, после антирелигиозных речей была устроена «живая устная газета». В празднестве комсомольцев приняла участие студенческая молодежь, прибывшая в Новочеркасск на рождественские каникулы из Москвы, Петрограда и других городов [Там же].

В г. Азове после ряда проведенных докладов на антирелигиозную тему рабочие маслозавода добровольно, если верить прессе, заявили, что «завтра (т.е. в выходной - Л. Т.) они пойдут на воскресник, чтобы еще раз показать всем, что только труд есть наш бог» [22, с. 1].

Особенно шумный и массовый характер имело празднество в г. Морозовске [21, с. 2]. В 7 часов вечера от театра «Коммунар» по улицам города двинулось шествие. Впереди огромная звезда, затем «волхвы» - ком-сомолисты - и неорганизованная молодежь разного возраста. У здания окрисполкома манифестантов ожидала встреча; конные комсомолисты с факелами в руках и огромным флагом, изображающим рабочего, сбросившего цепи рабства. Старший «волхв» произнес речь с выдержками из монолога «Великий коммунар». По окончании шествия состоялся митинг, после него торжественное заседание, на котором был сделан доклад на тему: «Божеское и человеческое». В заключение - концерт. Цифра участников манифестации достигла 700 человек. Помимо комсомольцев приняли участие беспартийная молодежь и школьники [20, с. 4].

В станице Тацинской в клубе комсомольцев было устроено торжественное заседание, а затем молодежь с плакатами, звездами и факелами с пением «Интернационала» организовала антирелигиозную демонстрацию на площади перед церковью [21, с. 2].

В Ново-Кузнецовском поселке Черкасского округа был устроен антирелигиозный митинг, на котором произносил речи член райисполкома тов. Рябко. После митинга были спеты украинские революционные песни, закончившиеся раздачей, как ни странно, рождественских подарков школьникам [Там же].

В Красном Местечке Черкасского округа в помещении народного дома в присутствии 600 человек был устроен антирелигиозный митинг и была поставлена пьеса «Великий Коммунар». На митинге выступил сын священника, который заявил, что «попы врут и врет также мой отец» [Там же]. Митинг затянулся до 3 часов ночи. После этого революционная молодежь с зажженными факелами устроила демонстрацию по улицам села с пением революционных песен. Перед церковью было устроено импровизированное представление.

В слободе Анново-Ребриково Донецкого округа на Рождество был устроен комсомольцами платный спектакль в пользу избы-читальни. На генеральную репетицию были приглашены все дети школьного возраста [Там же].

Широкий размах получило «Комсомольское рождество» в Шахтинском округе, где уже в конце декабря всем волкомам и ячейкам был разослан циркуляр о его проведении. Так, на руднике «Октябрьская революция» в праздничные рождественские дни были проведены митинг и торжественная демонстрация [18, с. 200].

Руководство Ленинского райпарткома Шахтинского округа вовремя не получило инструкций по проведению «Комсомольского рождества», но это не помешало проведению антирелигиозной акции. Как писалось в отчете, вначале в рудничной ячейке КСМ состоялось объединенное собрание членов РКП(б) и КСМ, на котором был «широко» разъяснен вопрос «о значении того и другого рождества». После собрания состоялся митинг на темы «О значении религии» и «Тормоз революции», на котором было выставлено два докладчика и содокладчик. После митинга был проведен спектакль - постановки пьес «Красный генерал» и «Проклятые троном». По окончании состоялось факельное шествие по колонии рудника с песнями революции.

Тот же сценарий, за исключением спектакля, был реализован на хуторе Литвинова. Там факельное шествие длилось до 4 часов утра. Отмечалось, что хотя особой организационной важности не было за отсутствием подготовки, но «конфликтов нигде не было» [Там же].

На руднике «Мировая Коммуна» помимо «Комсомольского рождества» в январе 1923 года «устраивались при содействии ячейки комсомольские святки и политсуд над неверующим комсомолом» [Там же].

В сельской местности, в отличие от городов области, празднования «Комсомольского рождества» почти не было: «редкие случаи, когда в деревне проводились антирелигиозные демонстрации». По мнению организаторов акции, в деревне демонстрации, да еще с сожжением богов, дают отрицательные результаты и вызывают раздражение. «Ясно, что масса крестьян и казаков и много молодежи еще коснеет в религиозных предрассудках, им нужны знания, а демонстрация знаний не даст» [24, с. 4].

Итоги акции. Было решено, что первый опыт революционного выступления против религии удался. «"Комсомольское рождество" и по Ростову, и по Краю, откуда имеются пока, правда, очень скудные сведения, прошло хорошо... "Комсомольское рождество" принято так хорошо молодежью на 50% потому, что в нем была известная, я бы сказал, романтика (ночь, факелы, сожжение "богов", известный риск и т.д.)» [13, с. 1]. Проводилось сравнение с антиклерикальными действиями в период французской революции: «все антицерковные или, вернее, антикатолические демонстрации. не идут ни в какое сравнение с нашим Комсомольским Рождеством, которому история не знает прецедентов» [12, с. 2].

Решено было, используя положительный опыт «Рождества», начать систематическую антирелигиозную пропаганду, ориентируясь главным образом на занимательность формы. В деревне, где в большинстве случаев из-за недостатка сил и средств ничего не было сделано, поставлена задача - снабжение деревенских ячеек комсомола хотя бы минимальным количеством популярной литературы («Безбожник», брошюры Степанова и т.д.) [13, с. 1].

Пленум Донкома, прошедший в феврале 1923 г., в области антирелигиозной работы рекомендовал местным организациям использовать все формы работы, применявшиеся при проведении «Комсомольского Рождества» [23, с. 4]. «Начиная систематическую антирелигиозную пропаганду, Комсомол не должен отказываться и от революционных выступлений вроде "Комсомольского рождества". <...> Мы думаем, что выброшенный на "Комсомольском рождестве" лозунг - "Да здравствует Комсомольская Пасха" - будет Комсомолом претворен в жизнь» [13, с. 1].

Проведение «Комсомольского рождества» не только на Дону, но и в целом по стране было признано удавшимся. На заседании Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б) решено было поставить вопрос уже о проведении антипасхальной кампании [6, с. 51].

Таким образом, очевидно, что акция по проведению «Комсомольского рождества» в Донской области была тщательно спланированной и заранее подготовленной. Ставка делалась на молодежь и, как следствие, на занимательность и красочность форм пропаганды. Подчеркивалась общая антирелигиозная направленность акции -против протестантов, католиков, мусульман и иудеев, несмотря на то, что наибольший удар наносился по православию как доминирующей религии. «Комсомольское рождество» на Дону проходило с глумлением над чувствами верующих, тем не менее противодействия ошеломленного населения оно не вызвало.

Список литературы

1. Алексеев В. А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М.: Издательский центр «Россия молодая», 1992. 304 с.

2. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р. 97. Оп. 1.

3. Правда. 1921. 25 ноября.

4. Правда. 1922. 15 ноября.

5. Правда. 1922. 13 декабря.

6. Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б)-ВКП(б) (Антирелигиозной комиссии). М.: Издательство ПСТГУ, 2014. 381 с.

7. Слезин А. А. Антирелигиозные праздники 1920-х гг. // Вопросы истории. 2010. № 12. C. 82-91.

8. Советский Юг. 1923. 6 января.

9. Советский Юг. 1923. 10 января.

10. Советский Юг. 1923. 11 января.

11. Советский Юг. 1923. 12 января.

12. Советский Юг. 1923. 24 января.

13. Советский Юг. 1923. 25 января.

14. Советский Юг. 1923. 8 февраля.

15. Советский Юг. 1923. 14 февраля.

16. Советский Юг. 1923. 27 февраля.

17. Советский Юг. 1923. 22 марта.

18. Табунщикова Л. В., Шадрина А. В. Антицерковные акции 1923 года в Донском регионе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 8 (22). С. 199-204.

19. Трудовой Дон. 1923. 10 января.

20. Трудовой Дон. 1923. 14 января.

21. Трудовой Дон. 1923. 26 января.

22. Трудовой Дон. 1923. 28 января.

23. Трудовой Дон. 1923. 16 февраля.

24. Трудовой Дон. 1923. 16 марта.

25. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. Р. 4. Оп. 1.

26. Якунин В. Н. Город Святого креста (церковная история города Ставрополя-Тольятти). Тольятти, 2007. 288 с.

27. Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти: Современник, 1999. 320 с.

"KOMSOMOL CHRISTMAS" OF 1923 IN THE DON REGION

Tabunshchikova Lyudmila Viktorovna, Ph. D. in History Southern Federal University puma19776@mail. ru

The article describes the anti-Christmas campaign of 1923 that was implemented by the Bolsheviks in the Don region within the framework of struggling with the Church. The author focuses on reconstructing the events associated with the "Komsomol Christmas" celebration. The analysis of the sources testified that the materials of the local periodical press - the newspapers "Soviet South" and "Labour Don" - provide the most detailed picture of the events of 1923 associated with the anti-Christmas campaign. "Komsomol Christmas" in the Don region involved the mockery of the church people's feelings nevertheless the sources did not register any conflicts with them.

Key words and phrases: Church; "Komsomol Christmas"; "Komsomol Christmastide"; anti-religious propaganda; anti-Christmas campaign; the Don region; church-state relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.