Научная статья на тему 'Компьютерные технологии в развитии самостоятельной письменной речи у детей с нарушением слуха'

Компьютерные технологии в развитии самостоятельной письменной речи у детей с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неживязова З. Г.

За последние годы многое изменилось в отечественной системе специального образования, связанное с ее модернизацией, что привело к расширению форм обучения детей с отклонениями в развитии. Совершенствование образовательного процесса в школах I-II вида тесно связано с решением проблемы, которая остается в сурдопедагогике одной из наиболее актуальных в обучении глухих детей языку. Развитие письменной речи глухих учащихся является составной частью общей системы обучения русскому языку и осуществляется в единстве с развитием устной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерные технологии в развитии самостоятельной письменной речи у детей с нарушением слуха»

Как отмечается в работе B.C. Черепанова [3], подобные усреднения возможны лишь при условии согласованности экспертных оценок. Проверка согласованности проходила путем сопоставления средних долей сформи-рованности каждого элемента, выставленных экспертами, с помощью /-критерия Стьюдента в стандартной его реализации в MS Excel. Корреляция вычислялась попарно между оценками всех экспертов по всем элементам.

При определении достоверности изменения (роста) средних оценок экспертов по каждому показателю в профессиональных проектах мы опирались на исследования в этой области проведенные Б.Е. Стариченко [2]. Достоверность роста обосновывалось с помощью и t-критерия Стьюдента в стандартной его реализации в MS Excel.

Предложенные и обоснованные в данном разделе критерии результативности методической системы подготовки будущих учителей к применению компьютерной визуализации в процессе обучения позволяют с различных сторон, комплексно оценить различные стороны сформированно-сти требуемых знаний и умений.

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-метод. пособ. / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высшая школа, 1989. - 144 с.

2. Стариченко Б.Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера / Б.Е. Стариченко; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 108 с.

3. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / B.C. Черепанов - М.: Педагогика, 1989. - 132 с.

4. Шуняева Н.В. Структура и содержание диагностической деятельности учителя физики при использовании информационных технологий: ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.В. Шуняева; Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург., 2004. - 23 с.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

© Неживязова З.Г.*

Школа-интернат для глухих детей № 36, г. Ставрополь

За последние годы многое изменилось в отечественной системе специального образования, связанное с ее модернизацией, что привело к расши-

* Учитель русского языка и литературы, сурдопедагог.

рению форм обучения детей с отклонениями в развитии. Совершенствование образовательного процесса в школах I-II вида тесно связано с решением проблемы, которая остается в сурдопедагогике одной из наиболее актуальных в обучении глухих детей языку. Развитие письменной речи глухих учащихся является составной частью общей системы обучения русскому языку и осуществляется в единстве с развитием устной речи.

В сурдопедагогике проблеме методики развития письменной речи и построения текста посвящены труды ряда авторов (P.M. Боскис, Л.М. Быкова, А.Г. Зикеев, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, И.В. Колтуненко, К.Г. Коровин, Е.А. Малхасьян, Л.П. Носкова, Ж.И. Шиф и др.).

Связной речью в школе глухих являются развернутые ответы на вопросы, сообщения о погоде, событиях дня, рассказы о прочитанном или уведенном, дневниковые записи, письма, заметки в стенгазету, изложения, сочинения и др. Эти работы имеют большую значимость, так как способствуют мобилизации речевых возможностей неслышащих детей, развитию связной речи, обогащению их речевой практики.

Особенно важно уделять внимание развитию самостоятельной письменной речи у детей с проблемами слуха. Эта работа должна начинаться на ранних стадиях обучения, находиться в центре всей работы над смысловой стороной речи. К самостоятельной работе относятся такие работы, при выполнении которых участвует живая мысль ребёнка. Многими считается, что без предварительной работы, то есть беседы, проговаривания по содержанию учащиеся не справятся. Но постоянная опека лишает детей возможности самостоятельно мыслить, порождает у учащихся неуверенность в себе, задерживает их речевое развитие. Учащимся нужно предоставлять большую самостоятельность в выполнении письменных работ.

Так как она играет огромную роль в умственном и речевом развитии учащихся. Особенно важной в этом плане является работа по проведению самостоятельных письменных сочинений. Тематика, связанная с жизнью и деятельностью учащихся в коллективе, способствует развитию самостоятельности при выполнении работ и обогащает речь учащихся словами и речевыми оборотами, которые необходимы им в жизни для словесного общения и овладения знаниями. Письменная речь используется вне ситуации непосредственного общения. Овладев ею, ученик получает возможность выражать собственные мысли. Письменная речь обусловливает большую развернутость и последовательность изложения, наглядный контроль над соблюдением языковых норм. Чтобы написанное было понято, автору необходимо излагать свои мысли точно, полно, связно и последовательно, соблюдая основные грамматические правила. У школьника с проблемами слуха при изложении своих мыслей в письменной форме, больше времени и возможностей для обдумывания своих мыслей и исправления высказываний, чем при устном изложении. Благодаря таким особенностям письменной речи овладение ею ребенком с недостатками слуха имеет огромное зна-

чение для расширения общения с окружающими и для формирования словесно-логического мышления. Но желаемые успехи в обучении глухих детей письменной речи достигаются далеко не всегда. Поэтому возникает необходимость в улучшении организации педагогического процесса.

Как научить ребёнка с недостатками слуха грамотно выражать свои мысли, используя все языковые средства языка? Как научить его правильному построению текста?

Для развития самостоятельной письменной речи неслышащих школьников отработано несколько видов работ - это самостоятельное составление рассказов, сочинений:

- об экскурсиях при ознакомлении с окружающей средой;

- при описании картин;

- при анализе героев произведения;

- на основе личного опыта;

- о просмотренных фильмах.

Эти виды работ при систематическом использовании в работе с уча -щимися дают положительные результаты.

В настоящее время овладение компьютерными технологиями является обязательным условием введения ребёнка в социум, но их также можно использовать для развития у детей самостоятельной письменной речи. Большие трудности испытывают дети с недостатками слуха как в письменной так и устной речи. При написании рассказов, сочинений, изложений, описаний картинок, в оформлении записок, заявлений и просто в передаче своих мыслей и дети допускают большое количество ошибок разного характера.

Овладение письменной речью по новой технологии позволяет преодолеть многие трудности традиционного подхода в формировании смысловой единицы письменной речи. Это позволяет поддерживать мотивацию ребёнка в создании письменных работ, ввести его в процесс активного осмысленного редактирования. Педагог, работая с учащимся над созданием текста, решает несколько задач: осмысление текста, его структура, лекси-ко-грамматическое оформление. Текстовый редактор последовательно решает эти задачи. Как пишет О.С. Никольская в предисловии к методическому пособию «Тестовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи у детей: Помощь в трудных случаях: Методическое пособие» Кукушкиной Ольги Ильиничны, что он нужен ребёнку как инструмент создания письменного текста ещё в младшем школьном возрасте. И осваивать его ребёнку целесообразно не со специалистом по информатике, а со своим учителем на уроках родного языка». Методические рекомендации разработаны для слабослышащих и глухих детей.

Письменная речь формируется при обучении. Техника письма - это одно из условий развития самостоятельной письменной речи, но уметь писать буквы слова, предложения - не значит владеть письменной речью. Освоение письменной речи - это способность ребёнка общаться посредством текста

(письмо, записка, поздравление и т.д.). Поэтому обучение самостоятельной письменной речи - это обучение построению текста и умению использовать его в своей речи. Такой вид деятельности, как написание сочинений (создание и редактирование собственных текстов), должен быть одним из ведущих при обучении письменной речи. Боскис P.M., Гольдберг A.M., Зыков С.А., Морозова Н.Г. и другие педагоги подчёркивали, что нужно, как можно раньше вводить в школьное обучение разнообразные самостоятельных письменных работ - сочинений на основе личного опыта (самостоятельное описание выходного дня, прогулок, событий в классе, праздников, дней рождения, экскурсий); сочинений по серии сюжетных картин; по картине; написание писем; записок; по просмотренному кинофильму.

Письменная речь вызывает у детей ряд трудностей, как в смысловой организации текста, так и его языковом оформлении, в связи с этим им необходимо многократно редактировать первоначальные варианты своих сочинений (по смыслу, структуре, лексике, грамматике). В ходе редактирования улучшаются все те действия и операции, которые необходимы для построения текста, поэтому редактирование - важнейшая часть процесса развития самостоятельной письменной речи ребёнка. Традиционные средства редактирования письменной речи, предлагаемые в процессе обучения, - это обсуждение допущенных ошибок и переписывание текста. Работа над ошибками ведётся фрагментарно (исправляются ошибки в словах, словосочетаниях, отдельных предложениях), а потому совершенствуется текст уже не в целом виде, и ребёнок не имеет возможность увидеть новый вариант и понять, насколько он улучшился благодаря внесённым исправлениям. Такое редактирование, как переписывание текста, не способствует формированию, развитию и поддержанию мотивации у ребёнка к освоению письменной речи. Это должно остаться в прошлом. Сейчас появилась новая возможность -редактировать текст на компьютере.

В настоящее время есть множество компьютерных программ - тестовых редакторов. Все они условно сводятся к четырём главным: создание, редактирование, сохранение и распечатывание текста. Тестовый редактор позволяет многократно редактировать текст, не переписывая его, и совершенствовать его поэтапно. Редактирование осуществляется внутри текста, пишущий получает возможность всё время видеть новый его вариант и анализировать, насколько он улучшился. Тестовый редактор является своеобразным механизмом мотивации к работе ребёнка над собственной речью. Введение нового средства построения текста на ранних этапах школьного обучения может помочь создать более благоприятные условия для развития письменной речи и коррекции её недостатков. Компьютер как средство для написания и редактирования текста имеет преимущества по сравнению с традиционным средствами:

- нет необходимость переписывать текст;

- бесследно исправляются ошибки;

- редактирование может быть многократным;

- привлекается внимание к тем ошибкам текста, которые ребёнок мог не заметить;

- текст хранится в памяти компьютера, и к нему можно вернуться;

- текст можно распечатать в любом количестве экземпляров.

Работа с текстом на компьютере и последующее использование этого

умения даёт возможность:

- вызывать, развивать и поддерживать мотивацию школьников к совершенствованию своей письменной речи;

- стимулировать произвольную деятельность по анализу своей письменной речи и оказывать ему индивидуальную помощь;

- формировать у ребёнка стремление находить и исправлять ошибки в тексте;

- приучать ребёнка редактировать текст многократно.

Переход к новому виду построения текста даёт возможность создать благоприятные условия для развития письменной речи школьников с нарушенным слухом, обучающихся в специальных школах.

Овладение средствами деятельности, принятыми в современном обществе, - одна из важнейших задач культурного развития и социализации любого ребёнка. Так как жить он будет в мире информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерно-опосредованных технологий деятельности, роль которых постоянно возрастает. Таким образом, овладение текстовым редактором - это один из обязательных элементов культурного развития социализации любого ребёнка, неотъемлемая задача школьного образования.

Список литературы:

1. Кукушкина О.И. Тестовый редактор Microsoft Word и развитие письменной речи детей: Помощь в трудных случаях: Методическое пособие. -М.: Советский спорт, 2004.

СИСТЕМА ОЧНО-ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

© Смирнова С.А.*

Владимирский институт повышения квалификации работников образования им. Л.И. Новиковой, г. Владимир

В данной статье освещены этапы подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми, обоснована необходимость сочетания очной и дистанционной форм обучения, выделены принципы, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения взрослых.

* Доцент кафедры Образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.