Научная статья на тему 'Компьютерные игры в обучении'

Компьютерные игры в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17184
1099
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерогова Инна Сергеевна

Вопрос того, полезны ли компьютерные игры для подрастающего поколения, является актуальными на протяжении многих лет. В статье рассматривается понятия игры, компьютерной игры, описываются некоторые жанры. Также определяются достоинства и недостатки компьютерных игр, и раскрывается тема их применения в сфере образования, возможного влияния на детей в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерные игры в обучении»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ

Ерогова Инна Сергеевна, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

E-mail: innusik_24@mail.ru

Аннотация. Вопрос того, полезны ли компьютерные игры для подрастающего поколения, является актуальными на протяжении многих лет. В • статье рассматривается понятия игры, компьютерной игры, описываются некоторые жанры. Также определяются достоинства и недостатки компьютерных игр, и раскрывается тема их применения в сфере образования, возможного влияния на детей в процессе обучения.

Ключевые слова: игра, компьютерные обучающие игры

Тема, связанная с рассмотрением компьютерных игр с каждым годом становится все более и более актуальной в условиях информатизации современного общества. В настоящее время трудно представить ребенка, не знающего о существовании компьютерных игр. Согласно исследованиям почти каждый ребенок хоть раз в своей жизни играл в них. Данный факт вызывает множество мнений и столкновений взглядов в обществе. [8] Некоторые считают, что компьютерные игры отрицательно влияют на детей, другие же отталкиваются от противоположного мнения. В нашем исследовании мы также остановимся на рассмотрении основных достоинств и недостатков компьютерных игр, но при этом главной задачей для нас является вопрос того, как именно воспринимаются игры у детей и как это возможно использовать на практике.

Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «компьютерные игры», хотелось бы обратить внимание на главное в нем, а именно «игре». Что такое игра до сих пор вызывает споры в научном сообществе. Обозначим лишь некоторые определения, которые помогут нам в исследовании. Обратимся в

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

своих поисках к словарям. В.И. Даль определят игру как потеху, веселье, забаву. [3] С.И. Ожегов пишет, что игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. [7]

Определение игры в образовании имеет схожее описание, но при этом имеет более узкую направленность. По мнению А.Л. Катковой, «игра - это один и видов образовательной деятельности, учащихся мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в виртуальной или реальной ситуации, направленный на познание, освоение и преобразование действительности и используемый в педагогическом процессе в качестве средства воспитания и обучения». Оставим это понятие основополагающим для нашего исследования. [5]

Долгое время игру рассматривали как инертный по отношению к обучению процесс. Игра всегда являлась инструментом в обучении, способствующим повышению мотивации детей, их заинтересованности. Для нас интересны игры, которые носят дидактический характер, т.е. обучающий. Но так как все склонно изменятся, дидактические игры, в условиях информатизации образования начинают приобретать новый вид, а именно вид компьютерных обучающих игр. •

Использование компьютерных игр в образовательном пространстве позволяет:

- повысить положительную мотивацию учения;

- расширить объем, используемой информации;

- использовать новые формы представления информации (визуально-наглядные);

- расширить набор применяемых учебных задач;

- активно включать учащихся в учебный процесс;

- обеспечить условия для развития интеллектуальной активности, творческого мышления учащихся. [4]

Проблему использования компьютерных игр в образовании рассматривали В.П. Беспалько, В.А. Извозчиков, АП. Илюшин, В.В. Лаптев, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, Б.Л. Собкин, И.В. Роберт, А.Г. Шмелев, М. Эпшгейн. [4]

Известный психолог А.Г. Шмелев отмечал, что игры могут выполнять функцию психологической разгрузки, исполнять роль своеобразного психологического тренинга. [2]

Компьютерная игра при помощи виртуальной реальности создает для ученика новый мир возможностей, где он является не только его гостем, но и участником.

Виртуальность компьютерных игр позволяет заменить традиционную форму представления знаний (учебники, рассказ) на реальное непосредственное динамичное воздействие. Ученик в ходе работы с игрой превращается из

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

стороннего наблюдателя в создателя, влияющего ход обучения и испытывающего при этом эффект обратной связи. Также игра способна удовлетворить потребности в познании. Она способна в необычной форме спроектировать ситуации и события (пожар, наводнение, шторм), которые маловероятно могут произойти в реальном мире с человеком. Однако эти ситуации способны сформировать у ученика некоторые навыки и умения, которые могут ему пригодиться в реальности в случае возникновения похожего момента из игры. [1] Существует класс игр - симуляторов. Они позволяют спроектировать различные виды деятельности и обладают особыми педагогическими возможностями. К ним относят: авиасимуляторы, автосимуляторы, медицинские и спортивные симуляторы и др. Симуляторы моделируют важные для реального мира законы, создавая приближенную к реальности модель.

В последние годы (с 2008 г.) в игровом мире становится популярным среде жанр интерактивного кино. Такая игра предполагает выбор игроком одной из нескольких сюжетных линий, которые ведут к той или иной концовке. Каждое действие, порой даже не самое важное, может привести к различным финалам. Данный жанр игр пока еще не используется в рамках образовательного процесса, • но это дело времени. Интерактивные игры положительно влияют на психологические особенности игрока. Так возможность выбора, помогает игроку осознано принимать и решения и в дальнейшем осознавать его результат. Данная особенность этого жанра, безусловно, была бы полезна в обучении. Компьютерная игра выступает как универсальное средство приобретения опыта, своеобразный тренажер человеческих навыков и умений, необходимых для решения задач человеческой жизнедеятельности.

Благодаря своему структурному многообразию компьютерные игры представляют собой богатую возможность приобретения навыков деятельности и мышления, вычленяя основные функционально-деятельностные позиции для решения конкретных задач человеческого бытия.

Игры психологически готовят человека к напряженным эмоциональным ситуациям, позволяют проявить способность действовать в кризисных ситуациях, осуществлять психическую саморегуляцию в момент замешательства.

Педагоги, имеющие опыт непосредственного наблюдения за детьми, увлекающимися компьютерными играми, говорят о положительных аспектах компьютерных игр. По их мнению, игры позволяют достичь определенного уровня познавательной активности, любознательности, удовлетворенности результатом своей деятельности, а также волевых качеств, позволяющих сохранить и удержать процесс игры. [5]

К основным дидактическим требованиям при создании игры относятся:

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

- соответствие возрастным особенностям ребенка;

- соответствие гигиеническим требованиям и санитарным нормам работы;

- принцип доступности.

При создании и применении игровых компьютерных программ необходимо учитывать следующие основные аспекты:

- психологический (влияние программы на мотивацию учения, на отношение к изучаемому предмету);

- педагогический (соответствие программы общей направленности изучаемого курса, ее влияние на формирование правильных представлений об окружающем мире);

- методический (оправданность выбора предлагаемых ученику заданий, применяемых методических приемов); организационный (рациональность планирования уроков с применением компьютерных игр).

Если при создании дидактической компьютерной игры не учитывается вышеописанное, то тогда она может принести вред игроку. И в этом случае уместно говорить о тех недостатках компьютерных игр, о которых говорят и пишут многие исследователи этой области. •

Вопрос о положительном и отрицательном влиянии компьютерных игр довольно часто поднимается обществом. Содержание многих современных игр носит агрессивный характер. Это типичные игры-шутеры, в которых ярко выражены элементы насилия, гибели героя. Как правило, они перегружены информацией, в которой нет никакого содержания, необходимого для саморазвития (бессмысленные диалоги, различные мелькающие на экране объекты, обширное музыкальное сопровождение и т. п.). Такая информация отвлекает игрока от изначально поставленных задач игры, заставляя проходить ее намного дольше положенного. Все это ведет к неэффективно потраченному времени и переутомлению. [6]

Ниже представлена таблица основных достоинств и недостатков компьютерных игр, к которым мы пришли в ходе нашего исследования.

Недостатки компьютерных игр можно умело устранить своевременным контролем со стороны (родители, преподаватели и др.).

«

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Таблица 1

Достоинства и недостатки компьютерных игр

«+» «—»

1.Самоутверждение путем достижения четко обозначенных игровых задач 1. Урон здоровью: искривление позвоночника, ухудшение зрения и т. д.

2. Развитие способности стратегического планирования 2. Зависимость от виртуальной реальности

3. Выброс эмоций (в т. ч. агрессии) 3. Нарушение социализации

4. Развитие координации движений, скорости реакций

5. Получение разнообразной информации, обогащение знаниями

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что при правильно организованном процессе использования компьютерных игр, можно добиться успехов. Это мы и продемонстрировали на примере компьютерных обучающих игр. Если учитывать все особенности проектирования игровой деятельности, ситуации нарушения зрения или проявления повышенной агрессивности попросту не будут возникать. Поэтому необходимо учитывать все особенности этого процесса. Касательно игр вне общеобразовательной организации, то здесь нужно обратить внимание на выбор игр и организацию игрового пространства. В • целом, компьютерные игры могут положительно воздействовать на игрока и помогать ему в его социализации в обществе.

Литература:

1. Бревнова Ю.А. Компьютерные игры в современной субкультуре детства (социокультурные аспект): автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. к. н.: 24.00.01 / Бревнова Юлия Александровна. - Москва, 2012. - 23 с.

2. Днепров С.А. Педагогические возможности виртуального пространства компьютерной игры / С.А. Днепров, А.Л. Каткова // Педагогическое образование в России. - 2009. - № 3. - С. 16-24.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - СПб.

- М.: Товарищество М.О. - Вольф, 1905.

4. Ельмикеев О.Р. Педагогические основы применения компьютерных игр в образовательном пространстве: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. п. н.: 13.00.01 / Елькимеев Олег Рудольфович. - Йошкар-Ола, 2004. - 18 с.

5. Каткова А.Л. Категория цели в педагогической теории компьютерных игр / А.Л. Каткова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета.

- 2009. - № 3. - С. 163-167.

6. Обухова Л.Ф. Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий // Л.Ф. Обухова, С.Б. Ткаченко. - Психологическая наука и образование. - 2008. - № 3. - С. 49-61.

»

21

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1978. - 218 с.

8. Скорцова Е.С. Распространенность занятий компьютерными играми и интернетом среди современных школьников России / Е.С. Скворцова, Л.К. Постникова // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2014. - № 2. - С. 135-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.