ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 37.02:378
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ
© О. В. ПУХАРЕВА, М. В. БАКАНОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра прикладной математики и информатики e-mail: [email protected]
Пухарева О. В., Баканова М. В. - Компьютерное тестирование как средство автоматизированного контроля, направленного на формирование и развитие учебно-интеллектуальных умений студентов // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 968-974. - В статье обоснована роль автоматизированного контроля для формирования и развития учебно-интеллектуальных умений студентов. Проведен анализ компонентного состава автоматизированного контроля. Выявлены критерии сформированности учебно-интеллектуальных умений студентов.
Ключевые слова: автоматизированный контроль, компьютерное тестирование, учебно-интеллектуальные умения.
Pukhareva O. V., Bakanova M. V. - Computer-aided testing as means of automated control aimed at forming and development of training-intellectual skills // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 968-974. - In the article the role of automated control for forming and development of training-intellectual skills is proved. The analysis of the component structure of automated control is made. The criteria of the developed training-intellectual skills are revealed.
Keywords: automated control, computer-aided testing, training-intellectual skills.
Век глобальной компьютеризации и информатизации предоставляет современному человеку эффективные средства усиления его умственных возможностей, позволяющие интенсифицировать процессы интеллектуального развития индивида. Так, использование возможностей средств информационных технологий на разных этапах обучения позволяет инициировать процессы развития определенных типов мышления (например, наглядно - образного, теоретического), интенсифицировать процессы развития памяти, внимания, наблюдательности, развить личностные качества: волю, стремление к успеху и др. Педагогический контроль, являясь одним из важных компонентов процесса обучения, по мнению многих авторов (И. Богданов, Б. А. Голуб, Н. Ф. Талызина, М. Б. Челышкова), выполняет в педагогическом процессе не только диагностическую и контролирующую функции, но и мотивирующую, прогностическую, обучающую и развивающую, вместе с тем может также обеспечить формирование и развитие определенных свойств и качеств личности (в частности, учебноинтеллектуальных умений). Следовательно, автоматизированный контроль (АК), являясь одним из важ-
ных компонентов педагогического процесса должен обладать функциями педагогического контроля.
исследованием проблемы автоматизированного контроля занимались В. С. Аванесов, В. И. Васильев, А. Н. Майоров, И. А. Морев, Ю. М. Нейман, И. Д. Рудинский, Г. К. Селевко, Н. Ф. Талызина, А. О. Татур, Т. Н. Тягунова, М. Б. Челышкова и др.
Следует отметить, что в настоящее время большая часть контролирующих мероприятий АК носит оценивающий и реже обучающий характер (когда обучаемому объясняется, в чем заключаются его ошибки, что нужно сделать для понимания учебного материала, т. е. предоставляется помощь, чтобы обучаемый в дальнейшем мог сформулировать правильный ответ). В связи с этим, АК мы рассматриваем не только как процесс выявления уровня знаний и умений, но и как процесс формирования и развития учебно-интеллектуальных умений студентов с использованием системы компьютерного тестирования. Т. е. система компьютерного тестирования является средством формирования и развития учебно-интеллектуальных умений студентов.
АК в учебной деятельности, направленный на формирование и развитие учебно-интеллектуальных
умений студентов, рассматривается в единстве следующих компонентов:
1. Учебная задача (тестовое задание);
2. Учебное действие;
3. Контроль;
4. Оценка.
Рассмотрим подробнее данные компоненты АК.
Учебная задача. Разделяя мнение Г. Д. Бухаровой, под учебной задачей мы понимаем «объект мыслительной деятельности, в котором в дидактическом единстве представлены основные элементы (условия и требования), и получение некоторого познавательного результата возможно при раскрытии отношения между известным и неизвестным элементами задачи» [2]. В роли учебной задачи в процессе АК используются тестовые задания (ТЗ), направленные на формирование и развитие учебно-интеллектуальных умений студентов.
Каждое тестовое задание (ТЗ) представляет собой некоторую задачу, представленную в определенной форме, для решения которой студентам требуется овладеть новыми знаниями или новым способом действий (с целью приобретения и накопления опыта), или новым мыслительным приемом. В настоящее время широко рассмотрены в научной литературе и используются в современной практике в системах тестирования следующие формы ТЗ [1,3]:
- закрытое задание - задание с выбором одного или нескольких правильных ответов из числа предложенных.
- задания открытой формы, где обучаемый дописывает сам ответ, в отведенном для этого месте, путем его ввода с клавиатуры.
- задания на установление соответствия -заключается в установлении соответствия элементов одного множества с элементами другого множества.
- задания на установление правильной последовательности действий - упорядочение (вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях). Задание заключается в упорядочивании представленного множества вариантов в соответствии с заданным критерием.
- задания на подстановку - заключается в выборе элементов из предложенного списка и вставки их в пропущенные места задания.
При решении ТЗ с выбором ответа студенты выполняют мыслительные операции, такие как анализ, синтез и т. д., т. е. при правильно составленных вопросах и ответах работа студентов в процессе автоматизированного контроля будет способствовать развитию аналитического мышлении, формированию умения проводить различные мыслительные действия. Однако вышеперечисленные формы ТЗ, являются малоэффективными как для оценки уровня знаний, так и для формирования и развития учебно-интеллектуальных умений, т. к. в большинстве случаев ответ сводится к угадыванию.
Для формирования и развития учебно-интеллектуальных умений в процессе АК данных форм ТЗ
недостаточно. Для этого необходимо использовать следующие формы ТЗ:
- задание на классификацию - заключается в выборе элементов из предложенного списка и группировании их на две или более группы в соответствии с заданным критерием.
- задание на конструирование - заключается в выборе необходимых элементов из предложенного списка и размещения их в соответствии с заданным критерием. Возможны несколько правильных ответов.
- задание на реконструирование - заключается в выборе необходимых элементов из предложенного списка и замене ими указанных элементов задания в соответствии с заданным критерием. Возможны несколько правильных ответов. При формировании ответа выбираются элементы текста, которые удаляются или заменяются элементами из списка.
- комплексное задание предполагает сочетание разного типа действий в рамках одного тестового задания. ТЗ состоит из нескольких частей. Каждая часть ТЗ может иметь любой из рассмотренных выше типов и осуществлять проверку знаний и умений по отдельной конкретной теме.
В качестве примеров использования различных форм ТЗ в автоматизированном контроле рассмотрим следующие учебные задачи по дисциплине «Информатика»:
Закрытое ТЗ:
В результате работы алгоритма переменная У приняла значение равное 10. Определите значение переменной X до начала работы алгоритма?
Алгоритмический язык
У:=Х - 1
Х:=У + 2
У:=Х + У
Вывод У
Варианты ответа:
1) 5 2) 7 3) 4 4) 12
Открытое ТЗ
В программе описан одномерный целочисленный массив А с индексами от 1 до10. Ниже представлен фрагмент программы, в котором значения элементов массива сначала задаются, а затем меняются. Определите сколько элементов массива будут нечетными?
Язык программирования Паскаль Алгоритмический язык
1ог 1:=1 1о 10 do А[1]:=10 - 1; Юг к=1 йэ 7 do А[1+3]:=А[1] + А[1+3]; нц для 1 от 1 до 10 А[1]:=10 - 1 кц нц для 1 от 1 до 7 А[1+3]:=А[1] + А[1+3] кц
Ответ:
ТЗ на установление соответствия:
Определите значения переменных и их тип в результате выполнения фрагмента программы.
Репозиторий
integer true char 5 string 12
7 byte 14 boolean false real
Ответ:
Имя переменной Значение Тип
x
Y
P
Q
ТЗ на упорядочение:
Распечатанный программный код был разорван на несколько частей (находящихся в репозитории), необходимо по укрупненному алгоритму на естественном языке восстановить его.
Естественный язык
Объявляем массив А(28).
Объявляем целочисленные переменные i,j,min.
Вводим элементы массива A с 1-го по 28-й.
Определяем min элемент массива.
Выводим min.
Репозиторий Решение
СТЕРКА
i, j, min: byte;
A:array[1..28] of byte;
var
begin
min:=A[1];
for i:=1 to 28 do
if min > A[i] then min:=A[i];
writeln(‘min=’, min);
шгйє1п(‘ввєдитє значения элементов’);
for i:=1 to 28 do
readln(A[i]);
end.
ТЗ на подстановку:
Вставьте пропущенные элементы в алгоритм, который вычисляет произведение отрицательных чисел из N введенных с клавиатуры.
Репозиторий
1 а=1 a<0 N>0 P>0 P
N a<N a>0 N<0 -1 0
P*a 10 P*N i N*a i*a
ТЗ на конструирование:
Заданы переменные X, У и Z. Определить количество переменных равных нулю (используя репозиторий записать операторы, соответствующие схеме алгоритма)
Репозиторий
real else while if begin case
end readln writeln until char ‘> ()
x Y z К = , ;
+ - 0 1 := СТЕРКА
ТЗ на реконструирование:
Дан фрагмент программы, который выводит на экран все четные числа до 10, с использованием оператора цикла с постусловием. В данном фрагменте замените оператор цикла с постусловием на оператор цикла с предусловием так, чтобы фрагмент программы решал верно поставленную задачу.
Репозиторий
real do while if begin case
end readln writeln 0 1 ‘> ()
k + - := = , ;
<= >= < > 2 СТЕРКА
Фрагмент программы Решение
k:=0; repeat В
k:= k+2;
writeln(k);
until k>=10
Комплексное ТЗ:
Требовалось написать программу, в которой даны два числа, необходимо меньшее из них
заменить полусуммой этих чисел, а большее - их произведением.
1) Найдите ошибки в предложенном фрагменте и укажите, как нужно доработать его, чтобы не было случаев неправильной работы.
2) Определите значения переменных а и Ь после выполнения фрагмента программы, если первоначальное значение а=15,Ь=25.
Выбор формы ТЗ может зависеть не только от содержания задания, но и от целей контроля, конкретного этапа АК и группы формируемых, либо развиваемых учебно-интеллектуальных умений.
ТЗ на конструирование, реконструирование и комплексное ТЗ являются заданиями повышенной трудности. Кроме этого на их выполнение требуется больше времени, чем на ТЗ открытой, закрытой формы и т. д. ТЗ на конструирование, реконструирование и комплексное ТЗ являются также более эффективными, т. к. позволяют проверять продуктивный и репродуктивный уровни знаний, способствуют исключению эффекта угадывания, предоставляют возможность обучаемым сформулировать креативный (творческий) ответ и вместе с тем формируют опыт в решении определенного класса задач у студентов. Вместе с тем, каждая форма ТЗ для своего решения требует определенных учебно-интеллектуальных умений. Следовательно, анализируя правильность/неправильность ответа на ТЗ можно установить, какими учебноинтеллектуальными умениями владеет студент, а какие необходимо развивать.
Подводя итоги можно отметить, что рациональное сочетание вышеизложенных форм ТЗ в процессе АК обеспечит выполнение обучающей и развивающей функций и позволит избавиться от следующих проблем:
1. Снижение эффекта угадывания. Угадывание правильного ответа на ТЗ лучше всего прослеживается в ТЗ закрытой формы (с выбором ответа), если обучаемый не понял постановку вопроса или не знает правильного ответа на поставленный вопрос.
2. Исключение фактора ошибок обучаемых достигается путем разнообразия в АК форм ТЗ.
3. Повышение эффективности АК - для этого необходимо максимально разнообразить работу обу-
чаемых за счет введения в компьютерную систему тестирования всех форм ТЗ; адаптировать компьютерную систему тестирования согласно индивидуальным особенностям обучаемых; разработанная компьютерная система тестирования должна быть согласована с учебным процессом.
Таким образом, одним из важных условий организации АК с помощью компьютерной системы тестирования является разнообразие ТЗ и их рациональное сочетание, так как непосредственно разнообразие ТЗ позволяет устранить ряд проблем: возможность контроля не только достаточного уровня знаний студентов, но и продуктивного, и репродуктивного; исключение эффекта угадывания правильного ответа; исключение фактора ошибок; возможность оригинального ответа; достоверность оценивания, эффективное развитие учебно-интеллектуальных умений.
В процессе АК, направленного на формирование и развитие учебно-интеллектуальных умений студентов, главным методом обучения должен стать метод введения студентов в ситуацию учебной задачи и организации учебных действий, т. е. учебная задача решается посредством выполнения системы учебных действий.
В процессе АК студенты, выполняя учебные действия, применяют на практике имеющиеся знания и развивают при этом учебно-интеллектуальные умения.
Были выделены следующие действия, выполняемые студентами в процессе АК:
1. Получить ТЗ;
2. Понять условие ТЗ в различных формулировках и контекстах, вычленить главное (формирование предметно-интеллектуальных умений);
3. Выполнить анализ ТЗ (при необходимости синтезировать, обобщить, конкретизировать, сравнивать, систематизировать данные задания) - (развитие общелогических интеллектуальных умений);
4. Определить цели, условия, границы поиска решений ТЗ, составить план решения ТЗ (развитие организационно-интеллектуальных умений);
5. Выполнить анализ плана решения ТЗ (развитие общелогических интеллектуальных умений), проверить правильность своих рассуждений (развитие организационно-интеллектуальных умений);
6. Поэтапно решить ТЗ на основе применения имеющихся знаний (формирование предметноинтеллектуальных умений) (при необходимости выделив подзадачи из задач) или используя фантазию, воображение (формирование креативно-интеллектуальных умений), при этом оценивая и определяя эффективность на каждом шаге своего решения (развитие организационно-интеллектуальных умений).
7. Выполнить анализ результата, проверить его согласованность с условием задачи.
При выполнении данных действий в процессе АК у студентов формируются и развиваются определенные группы учебно-интеллектуальных умений. АК на всех этапах обучения должен быть регулярным и систематическим, охватывать основные разделы
Фрагмент программы Решение
if a>b then begin я
b:=(a+b)/2;
b; * a := a:
end
else begin
a:=(a+b)/2; b a*b
end;
Значения переменных Значения переменных
после выполнения после выполнения
фрагмента программы: фрагмента программы:
а= □ а= □
b= □ b= □
-а
х
ы
со
О
«
•=
-в
X
5
н
2
и
о
АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ этап Цель: обучение студентов решению учебных задач на основе использования алгоритмов, развитие системы знаний -как декларативных (знаний о том, что), так и процедурных (знаний о том, как), формирование опыта и интуиции
Содержание:
Виды автоматизированного контроля Формы ТЗ Группы УИУ Формы и способы организации обучения
Текущий; ТЗ на установление соответствия; ТЗ на упорядочение; ТЗ на подстановку; ТЗ на классификацию; ТЗ на конструирование; ТЗ на реконструирование; Комплексное ТЗ. е 2 3 Й 3 3 щ 1 І ^ бле о | Развитие декларативных и процедурных знаний, опыта и интуиции Формирование предметноинтеллектуальных умений. Развитие информационноинтеллектуальных умений. Аудиторная; Индивидуальная; Самостоятельная, ориентированная на выполнение действий по алгоритму.
Тематический;
Результат: сформированность уверенности в выполняемых действиях при самостоятельной работе.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП Цель: обучение студентов решению учебных задач на основе использования обобщенных алгоритмов, формирование опыта
Содержание:
Виды автоматизированного контроля Формы ТЗ Группы УИУ Формы и способы организации обучения
Текущий; ТЗ на установление соответствия; ТЗ на упорядочение; ТЗ на подстановку; ТЗ на классификацию; ТЗ на конструирование; ТЗ на реконструирование; Комплексное ТЗ. е а « бле о | Развитие предметноинтеллектуальных умений; информационноинтеллектуальных умений; организационноинтеллектуальных умений. Аудиторная; Индивидуальная; Самостоятельная, ориентированная на выполнение действий по обобщенному алгоритму.
Тематический; Рубежный;
Результат: сформированность опыта и интуиции, умение конкретизировать, синтезировать и т. д.
ХЕ
КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП Цель: развитие УИУ, обучение студентов решению учебных задач на основе использования подсистемы открытого доступа к информации
Содержание:
Виды автоматизированного контроля Формы ТЗ Группы УИУ Формы и способы организации обучения
Текущий; Закрытое ТЗ; Открытое ТЗ; ТЗ на установление соответствия; ТЗ на упорядочение; ТЗ на подстановку; ТЗ на классификацию; ТЗ на конструирование; ТЗ на реконструирование; Комплексное ТЗ. Общеучебные интеллектуальные умения Развитие предметноинтеллектуальных умений; информационноинтеллектуальных умений; организационноинтеллектуальных умений. Формирование креативноинтеллектуальных умений. Аудиторная; Индивидуальная; Самостоятельная, с возможностью обращения к подсистеме открытого доступа к информации.
Тематический; Рубежный; Итоговый.
Результат: сформированность предметно-интеллектуальных умений; информационно-интеллектуальных умений; организационно-интеллектуальных умений.
ХЕ
ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП Цель: совершенствование уровня развития всех групп УИУ
Содержание:
Виды автоматизированного контроля Формы ТЗ Группы УИУ Формы и способы организации обучения
Текущий; Закрытое ТЗ; Открытое ТЗ; ТЗ на установление соответствия; ТЗ на упорядочение; ТЗ на подстановку; ТЗ на классификацию; ТЗ на конструирование; ТЗ на реконструирование; Комплексное ТЗ Общеучебные интеллектуальные умения Развитие предметноинтеллектуальных умений; информационноинтеллектуальных умений; организационноинтеллектуальных умений; креативноинтеллектуальных умений. Аудиторная Индивидуальная Самостоятельная
Рубежный; Итоговый.
Результат: сформированность креативно-интеллектуальных умений.
■а
і
ы
со
О
«
&
&Й
и
щ
т
ё
СО
н
Рис. 1. Этапы формирования и развития учебно-интеллектуальных умений студентов
учебной программы, обеспечивать проверку усвоения теоретических знаний, формирование и развитие интеллектуальных и практических умений и навыков студентов; проводиться дифференцированно с учётом специфики учебного предмета и индивидуальных особенностей. При этом следует отметить, что компьютерная система тестирования должна обладать стимулирующей, развивающей, обучающей, диагностической, прогностической и воспитательной функциями, а также обеспечивать внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль студента).
Практическая реализация процедуры развития учебно-интеллектуальных умений с использованием АК предполагает выполнение следующих шагов:
1. Предварительный АК, направленный на определение исходного уровня учебно-интеллектуальных умений студентов. В результате предварительного контроля весь контингент студентов делится на 4 группы согласно исходному уровню развития учебно-интеллектуальных умений: творческий (высокий), продуктивный (выше среднего), репродуктивный (средний) и достаточный (низкий).
2. Текущий АК, направленный на поэтапное целенаправленное формирование и развитие учебноинтеллектуальных умений студентов. Осуществление текущего контроля должно выполняться в соответ-
ствии с поэтапным подходом к формированию и развитию учебно-интеллектуальных умений (рис.1).
В текущем АК должен использоваться:
- тематический (периодический) контроль, направленный формирование и развитие учебноинтеллектуальных умений студентов, а также на выявление и оценку знаний и умений студентов, усвоенных в процессе изучения темы или раздела учебной программы.
- рубежный контроль, направленный развитие учебно-интеллектуальных умений студентов, а также на проверку учебных достижений каждого студента, которая осуществляется, перед тем как перейти к изучению следующего раздела учебного материала.
- итоговый контроль, направленный на развитие учебно-интеллектуальных умений студентов и определяющий итоговый уровень знаний и умений по предметам.
3. Заключительный АК, определяющий итоговый уровень учебно-интеллектуального развития студентов. Под развитием учебно-интеллектуальных умений мы будем понимать постепенный переход от текущего уровня учебно-интеллектуальных умений (сформированных в школе) к более высокому уровню (сформированных на основе системы знаний, умений и опыта).
Таблица1
Критерии сформированности учебно-интеллектуальных умений студентов
Критерий Формула Обозначения
Предметно- содержательные Качества системы знаний Кру - коэффициент усвоения системы знаний; Р - число правильно выполненных заданий; N - общее количество заданий в тесте.
Полноты учебных действий К = D/N п ' д D - число правильно выполненных учебных действий в задании; N - количество всех учебных действий в задании, входящих в структуру УИУ (для некоторых форм ТЗ).
Осознанности Определяется на основе анализа критериев полноты, прочности, мобильности.
3 X н U О X л 4 <и н к <и ч О X л ч <и н л X а <и ч О О Прочности К = К /К , проч пУ п2 Кп1 - коэффициент полноты при первом контроле результатов обучения; Кп2 - коэффициент полноты при последующем контроле результатов обучения;
Мобильности К = К /К , гиок пУ п2 Кп1 - коэффициент полноты при контроле результатов обучения одной дисциплины; Кп2 - коэффициент полноты при последующем контроле результатов обучения другой дисциплины;
Продуктивности К = К -К , продукт прочі проч2 Кпроч1 - коэффициент прочности при первом контроле результатов обучения; Кпроч2 - коэффициент прочности при последующем контроле результатов обучения;
Оригинальности К =D/N ор д Решение новых, ранее незнакомых заданий (действий) D - число правильно выполненных учебных действий в задании; N - количество всех учебных действий в задании, входящих в структуру УИУ (для некоторых форм ТЗ).
і 4 « я 3 5 я S л ч ч X Л 53 Активности К =t/T акт С Скорость выполнения заданий ^ - время, потраченное на выполнение задания студентом; Т - отведенное время на выполнение задания.
Самостоятельности К =1- К / N сам отк/ Котк - количество обращений к подсистеме открытого доступа; N - общее количество заданий в тесте.
Таким образом, АК, выполняющий вышеперечисленные функции, является современным дидактическим средством обучения, направленный не только диагностику, но и на формирование и развитие учебно-интеллектуальных умений, которое при проектировании учебного процесса по различным дисциплинам позволяет нормализовать и оптимизировать учебный процесс, придать ему качественно новый уровень. Однако необходимо рационально подходить к учебной деятельности, не исключая из нее традиционные способы обучения.
Результатом АК является объективная оценка, определяемая как познание количественных и качественных атрибутов наблюдаемых явлений; как синтез
При этом критерий осознанности - рассматривается нами как понимание студентом изученного материала, включающий в себя систему знаний и умений, т. е. он может обосновать свои суждения, применить знания и умения на практике.
В рамках нашего исследования на каждом этапе формирования и развития учебно-интеллектуальных умений, мы сочли необходимым использовать вышеперечисленные критерии, которые позволяют достоверно определить различные уровни учебно-интеллектуальных умений студентов и позволяют перевести студентов с одного этапа формирования и развития учебно-интеллектуальных умений на другой.
Таким образом, АК может использоваться в учебной деятельности не только для измерения знаний, умений и навыков, но и как эффективное и мощ-
процессов оценивания и классификации поведения тестируемого. Объективность оценки тесно связана с разработкой критериев. В нашем случае объективность определения уровня учебно-интеллектуальных умений студентов обеспечивалась установлением критериев, соответствующих определенным этапам развития учебно-интеллектуальных умений. Под критерием мы понимаем признак, на основании которого производится оценка. Нами использовались критерии (табл. 1).
Критерий осознанности определяется исходя из анализа критерий полноты, прочности, гибкости и соответствуют уровням развития учебно-интеллектуальных умений, представленным в таблице 2.
ное средство целенаправленного поэтапного формирования и развития учебно-интеллектуальных умений студентов. Вместе с тем, применение новых технологий в учебной деятельности не только повышает интерес студентов к изучаемому материалу и качеству подготовки, но и позволяет повысить объективность контроля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов В. С. Теория и методика педагогических измерений. ЦТ и МКО УГТУ-УПИ, 2005 г.
2. Бухарова Г. Д. Понятие «задача» в гносеологии теории обучения. Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1997. 106 с.
3. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Академия, 2007. 222 с.
Таблица 2
Критерии определения осознанности учебно-интеллектуальных умений студентов
Уровни учебноинтеллектуальных умений Полнота Прочность Гибкость Осознанность учебных действий
Достаточный 0,21<К <0,4 ’ п ’ 0,21<К <0,4 проч 0,21<К ,<0,4 ’ гибк ’ Не осознаны
Репродуктивный 0,41<К <0,6 ’ п ’ 0,41<К <0,6 ’ проч ’ 0,41<К ,<0,6 ’ гибк ’ Частично осознаны, при этом допускает многочисленные ошибки
Продуктивный 0,61<К <0,8 ’ п ’ 0,61<К <0,8 ’ проч ’ 0,61<К б <0,8 ’ гибк ’ Частично не осознаны, при этом допускает небольшое количество ошибок
Творческий 0,81<К <1 п 0,81<К <1 проч 0,81<К , <1 гибк Осознаны