Научная статья на тему 'Автоматизированный контроль результатов обучения как средство развития интеллектуальных умений студентов'

Автоматизированный контроль результатов обучения как средство развития интеллектуальных умений студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПОНЕНТЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ / ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ / ЭТАПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ / AUTOMATED CONTROL / STUDYING RESULTS / COMPONENTS OF THE AUTOMATED CONTROL / TEST TASK / STAGES OF AUTOMATED CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баканова Марина Викторовна, Пухарева Ольга Викторовна

В статье рассматриваются компоненты автоматизированного контроля результатов обучения. Выделены уровни и этапы развития интеллектуальных умений студентов средствами автоматизированного контроля. Представлена упрощенная модель автоматизированного контроля результатов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automated control of studying results as means of the development of intellectual capabilities of students

The article deals with the components of the automated control of studying results. Levels and stages of the development of students' intellectual capabilities are determined. A model of automated control of studying results is represented.

Текст научной работы на тему «Автоматизированный контроль результатов обучения как средство развития интеллектуальных умений студентов»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ № 18 (22)2010

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PHYSICAL, MATHEMATICAL AND TECHNICAL SCIENCES № 18 (22) 2010

УДК 37.022

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

© М. В. БАКАНОВА, О. В. ПУХАРЕВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра прикладной математики и информатики e-mail: [email protected], [email protected]

Баканова М. В., Пухарева О. В. - Автоматизированный контроль результатов обучения как средство развития интеллектуальных умений студентов // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 18 (22). С. 209-215. -

В статье рассматриваются компоненты автоматизированного контроля результатов обучения. Выделены уровни и этапы развития интеллектуальных умений студентов средствами автоматизированного контроля. Представлена упрощенная модель автоматизированного контроля результатов обучения.

Ключевые слова: автоматизированный контроль, результаты обучения, компоненты автоматизированного контроля, тестовое задание, этапы автоматизированного контроля

Bakanova M. V., Pukhareva O. V. - Automated control of studying results as means of the development of intellectual capabilities of students // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2010. № 18 (22). P. 209-215. -

The article deals with the components of the automated control of studying results. Levels and stages of the development of students’ intellectual capabilities are determined. A model of automated control of studying results is represented. Keywords: automated control, studying results, components of the automated control, test task, stages of automated control

В настоящее время проблема удовлетворения потребностей общества в высококвалифицированных специалистах является весьма актуальной. По мнению В.А. Сластенина, для подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности важно развивать у них интеллектуальные умения [6].

Проблеме определения сущности интеллектуальных умений посвящены многочисленные психологические и педагогические исследования: Ю. К. Бабанского, Л. С. Выготского, Б. А. Голуба, О. С. Гребенюка, М. А. Дмитриевой, М. В. Зуева, И. Я. Лернер, Н. А. Лош-карева, Н. А. Мечинской, А. В. Усовой, Ж. Пиаже, В. А. Сластенина, Л. Б. Таренко, Т. И. Шамова и др.

В психолого-педагогической литературе понятие «интеллектуальные умения» различными исследователями трактуется неоднозначно. Анализ научной литературы показал, что под интеллектуальными умениями понимают: «умения, связанные с хранением и переработкой информации» (М. А. Дмитриева); «умение владеть приемами умственной деятельности» (И. Я. Лернер); «умения пользоваться логическими приемами мышления при изучении учебного материала» (М. В. Зуева); «умения, позволяющие учащимся управлять своими мыслительными процессами» (Н. А. Мечинская); «овладение мыслительными операциями» (Т. И. Шамова); «совокупность действий

и операций по получению, переработке и применению информации в образовательной деятельности» (Л. Б. Таренко); «умения, позволяющие мотивировать свою познавательную деятельность (воспринимать, запоминать, осмысливать информацию, самостоятельно осуществлять контроль за собственной деятельностью)» (Ю. К. Бабанский); «способы выполнения мыслительной деятельности» (Н. А. Лошкарева) и др.

В нашем исследовании под интеллектуальными умениями мы понимаем умственные способности сознательно действовать, рационально мыслить, определять цели, решать задачи, работать с информацией.

Обобщая ряд публикаций, и дополняя их с позиций нашего исследования, мы определили структурный состав интеллектуальных умений студентов:

1) общеучебные (общелогические) интеллектуальные умения:

- способность мыслить (анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, сравнивать, систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию);

- обучаемость (способность приобретать знания) (Дружинин);

2) информационно-интеллектуальные умения:

- способность осуществлять поиск необходимой информации (понимать условие задачи в различных

формулировках, находить необходимую тематическую информацию в различных источниках);

- способность усваивать информацию;

3) предметно-интеллектуальные умения:

- способность проектировать, кодировать информацию;

- способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний (Дружинин);

- способность выделять подзадачи из задачи, т. е. находить способ ее решения;

4) организационно-интеллектуальные умения:

- способность планировать (определять цели, условия, границы поиска решений, целенаправленное восприятие);

- способность прогнозировать возможный результат;

- способность оценивать (определять эффективность, оптимальность своих действий на каждом шаге решения задачи);

- способность осуществлять самоконтроль (самооценку);

5) креативно-интеллектуальные умения:

- способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии (Дружинин);

Выделенные группы интеллектуальных умений рассматриваются как коррелирующие друг с другом составные части учебной деятельности.

По мнению В. С. Идиатулина, «интеллектуальное развитие студентов от первого курса к последнему меняется довольно слабо из-за равнодушия к самому процессу мысли и ориентации только на результат, способность учиться и самостоятельно добывать необходимые знания основана на творческом мышлении, которое хотя и присутствует в любом акте мыслительной деятельности, но имеет не деятельностную, а личностную природу» [4].

Исследования М. В. Булановой-Топорковой показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Полагаясь на мнение Т. Вуджека [3], который считает, что «люди теряют интеллектуальную форму, когда перестают давать своему разуму дополнительную нагрузку, когда мы сознательно перестаем искать новые решения, предпочитая использовать годами выработанные шаблоны, что не требует большого труда», мы считаем что, в период студенчества развитие ИУ является важной задачей.

Качество интеллектуального развития человека отражает собой развитость интеллекта человека, его интеллектуальных способностей и умений, в первую очередь качество мышления, гностических умений, владения алгоритмами познания, уровень владения процедурами классификации, систематизации, про-

блематизации, распознавания, прогнозирования, диагностики, синтеза, анализа [2].

Век глобальной компьютеризации и информатизации предоставляет современному человеку невиданные ранее средства усиления его умственных возможностей, позволяющие интенсифицировать процессы интеллектуального развития индивида. Так, использование возможностей средств современных информационных технологий позволяет инициировать процессы развития определенных типов мышления (например, наглядно - образного, теоретического) и интенсифицировать процессы развития памяти, внимания, наблюдательности.

Полагаясь на мнение Ф. Картера, заключающееся в том, что «развивать интеллект могут разработанные ими головоломки и тесты, охватывающие такие сферы интеллекта, как творческое мышление, логическое мышление, сообразительность и память», мы считаем, что в современном мире интеллектуальные умения студентов возможно развивать средствами автоматизированного контроля (АК), так как АК является одним из важных этапов процесса обучения и носит обучающий и систематический характер.

Практическая реализация процедуры развития интеллектуальных умений средствами АК предполагает выполнение следующих шагов: определение исходного уровня развития интеллектуальных умений студентов; процесс целенаправленного развития интеллектуальных умений средствами АК; контроль уровня сформированности интеллектуальных умений.

В рамках нашего исследования были выделены следующие уровни развития интеллектуальных умений: творческий (высокий), продуктивный (выше среднего), репродуктивный (средний) и фактологический (низкий). Рассмотрим выделенные уровни более подробно.

Творческий уровень. Студенты, обладающие данным уровнем развития, имеют высокий уровень интеллектуальных учебных умений (успеваемость отличная). У них четко выражено положительное отношение к процессу обучения, отличаются повышенной активностью на занятиях по всем дисциплинам, проявляют склонность к приобретению новых знаний, способны анализировать, обобщать, конкретизировать, сравнивать, систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию. Студенты этой группы способны оптимально, эффективно, самостоятельно планировать и организовать свою деятельность. Имеют знания, которые выходят за границы учебного материала, чувствуют себя уверенно, применяя интеллектуальные умения, в процессе обучения и автоматизированного контроля результатов обучения. Таким образом, студенты этой группы осознанно и уверенно владеют общеучебными интеллектуальными умениями, информационно-интеллектуальными умениями, предметно-интеллектуальными умениями, организационно-интеллектуальными умениями и креативно-интеллектуальными умениями.

Продуктивный уровень. Студенты, обладающие данным уровнем развития, имеют уровень интеллекту-

альных учебных умений выше среднего (успеваемость варьируется от «хорошо» до «отлично»). Студенты данной группы характеризуются положительным отношением к процессу обучения, они достаточно добросовестно относятся к учебе, но недостаточно активны, т. е. выполняют учебные задачи и приобретают новые знания по необходимости. Владеют умениями самостоятельной работы, могут планировать и организовывать свою учебную деятельность. Таким образом, студенты этой группы владеют информационно-интеллектуальными умениями, предметно-интеллектуальными умениями, организационно-интеллектуальными умениями, однако проявляют неуверенность в решении учебных задач, требующих проявления общеучебных интеллектуальных умений и креативно-интеллектуальных умений.

Репродуктивный уровень. Студенты, обладающие данным уровнем развития, имеют средний уровень интеллектуальных учебных умений (успеваемость удовлетворительная). Студенты данной группы характеризуются проявлением интереса к отдельным дисциплинам. Активность проявляется периодически, в основном с целью получения оценки. Не всегда способны организовать свою учебную деятельность, в основном, это связано с нежеланием учиться, получать новую информацию. Склонны проявлять неуверенность, имеющую периодический характер, при решении учебных задач. Имеются информационноинтеллектуальные умения. Слабо развиты общеучебные интеллектуальные умения и предметно интеллектуальные умения. Учебные задания, требующие

проявление у студентов креативно-интеллектуальных умений, практически всегда остаются не решенными.

Фактологический уровень. Студенты, обладающие данным уровнем развития, имеют низкий уровень интеллектуальных учебных умений (успеваемость низкая). Студенты данной группы характеризуются отсутствием положительного отношения к учебному процессу, отсутствием интереса к изучаемым предметам, не проявляют активности в процессе обучения. У них отсутствует желание и стремление к приобретению новых знаний, к самостоятельной работе, работают несистематически. Уверенность в выполняемых действиях отсутствует. В процессе автоматизированного контроля студенты данной группы пытаются решить учебную задачу «угадыванием». Испытывают значительные трудности при самостоятельной работе. Проявляют неумение анализировать, сравнивать, систематизировать предложенную подобранную информацию (общеучебные интеллектуальные умения). Организационно-интеллектуальные умения слабо выражены. Проявляют неприспособленность решать учебные задачи на основе применения имеющихся знаний (предметно-интеллектуальные умения). Креативно-интеллектуальные умения у студентов данной группы отсутствуют.

В ходе констатирующего этапа эксперимента, который проводился в ПГПУ им. В. Г. Белинского, для выявления исходного уровня развития интеллектуальных умений был проведен диагностический контроль студентов 1 курса с использованием Щ теста. Результаты представлены в табл. 1 и рис. 1.

Таблица 1

Исходный уровень интеллектуальных умений студентов экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группы

Фактологический уровень (чел.) Репродуктивный уровень (чел.) Продуктивный уровень (чел.) Творческий уровень (чел.)

ЭГ 2 15 18 3

КГ 3 17 16 4

У У р—

{=*=1 ^—1— <!—<

Фактологический

уровень

Продуктивный

уровень

□ ЭГ

□ КГ

Рис. 1. Исходный уровень интеллектуальных умений студентов экспериментальной и контрольной группы

Диагностика показала, что большинство студентов обладают репродуктивным и продуктивным уровнем развития интеллектуальных умений. Следовательно, для того, чтобы студенты «не теряли свою интеллектуальную форму» и совершенствовали ее,

необходимо развивать интеллектуальные умения. Однако, полагаясь на мнение А. В. Усовой, считающей, что само по себе содержание образования не может развивать мышление обучаемых, а только создает благоприятные предпосылки, мы считаем, что интел-

лектуальные умения необходимо развивать целенаправленно.

Исследователями предлагаются следующие средства развития интеллектуальных умений:

1. Информационные технологии как средство формирования интеллектуальных умений (Головина Н. Н., 2010 г.).

2. Развитие интеллектуальных умений в процессе математической подготовки (Гиль Л. Б., 2010 г.).

3. Формирование интеллектуальных умений в информационном взаимодействии (Касаткин С. М., 2003 г.).

4. Самостоятельная работа студентов как средство активизации интеллектуальной деятельности (Осипьянц Е. К., 1978 г.).

Одной из наименее изученных проблем представляется вопрос развития интеллектуальных умений средствами контроля, в частности АК.

Под автоматизированным контролем результатов обучения мы понимаем процесс выявления и развития уровня интеллектуальных умений студентов, с использованием электронного тестирования.

Исследованием проблемы автоматизированного контроля занимались В. С. Аванесов, В. И. Васильев, А. Н. Майоров, И. А. Морев, Ю. М. Нейман, И. Д. Ру-динский, Г. К. Селевко, Н. Ф. Талызина, А. О. Татур, Т. Н. Тягунова, М. Б. Челышкова и другие.

Анализ научной и методической литературы показал, что большая часть контролирующих мероприятий носит оценивающий и реже обучающий характер (когда обучаемому объясняется, в чем заключаются его ошибки, что нужно сделать для понимания учебного материала, т. е. предоставляется помощь, чтобы обучаемый в дальнейшем мог сформулировать правильный ответ). Некоторыми исследователями отмечается, что во время контроля происходит также развитие личностных качеств: воли, стремления к успеху и др. Вместе с тем, успешность обучения студентов зависит от их интеллектуального развития как показателя умственной деятельности и внимания.

АК рассматривается как средство наиболее эффективной и объективной оценки результатов обучения по сравнению с традиционной, которое имеет следующие существенные преимущества:

- индивидуализация контроля (учёт разной скорости работы учащихся, дифференциация работ по степени трудности);

- объективность оценки;

- детальная картина собственных недоработок;

- оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;

- минимальное количество времени на процедуру оценивания.

Под результатами обучения в данном исследовании мы понимаем определенный уровень способностей студентов мобилизовать свои учебные интеллектуальные умения в конкретной ситуации.

Автоматизированный контроль в учебной деятельности, направленный на развитие интеллектуаль-

ных умений студентов, рассматривается в единстве всех его компонентов:

1. Учебная задача;

2. Учебное действие;

3. Контроль;

4. Оценка (рекомендации).

В рамках нашего исследования важными компонентами являются учебная задача, учебная деятельность и контроль. Рассмотрим подробнее данные компоненты АК.

Учебная задача - тестовое задание (ТЗ), направленное на развитие ИУ студентов в процессе АК.

В настоящее время широко рассмотрены в научной литературе [1, 5, 8] и используются в современной практике в автоматизированных системах контроля следующие формы ТЗ:

1). Закрытое задание - задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из числа предложенных.

2). Задания открытой формы, где обучаемый дописывает сам ответ, в отведенном для этого месте, путем его ввода с клавиатуры.

3). Задания на установление соответствия - заключается в установлении соответствия элементов одного множества с элементами другого множества.

4). Задания на установление правильной последовательности действий - упорядочение (вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях).

5). Задания на подстановку - заключается в выборе элементов из предложенного списка и вставки их в пропущенные места задания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные формы ТЗ были проанализированы М. Б. Челышковой в соответствии с выделенными ею технологическими свойствами и приведены в табл. 2.

Мы считаем, что для развития интеллектуальных умений студентов данных форм ТЗ недостаточно. Для развития интеллектуальных умений необходимо использовать также следующие формы ТЗ:

6). Задание на классификацию - заключается в выборе элементов из предложенного списка и группировании их на две или более группы в соответствии с заданным критерием.

Тестовое задание состоит из двух частей:

- задание, содержащее исходный текст и принципы его преобразования;

- список конструктивных элементов;

- поля для группировки.

При формировании ответа слова выбираются из списка и помещаются в соответствующий контейнер.

7). Задание на конструирование - заключается в выборе необходимых элементов из предложенного списка и размещения их в соответствии с заданным критерием. Возможны несколько правильных ответов. Список может содержать или не содержать избыточных элементов.

Тестовое задание состоит из двух частей:

- задание, содержащее принципы конструирования ответа;

- список конструктивных элементов.

Таблица 2

Сравнительная характеристика технологических свойств различных форм ТЗ

Проверка знаний фактологического материала [8] Проверка умений применения знаний по образцу (репродуктивный уровень) Проверка умений применения знаний в незнакомой ситуации (продуктивный уровень) Возможность оригинального ответа (творческий уровень)

Закрытое задание Пригодны Пригодны Не пригодны Нет

Открытое задание 1. Задания на дополнение с ограничением ответа, 2. Задание на дополнение со свободным ответом 1. Пригодны 2. Пригодны, но обычно не используются из за трудностей оценки результатов 1. Пригодны, но обладают ограниченными возможностями по охвату умений 2. Пригодны 1. Не пригодны 2. Пригодны 1. Нет 2. Есть

Задания на установление соответствия Пригодны Пригодны Не пригодны Нет

Задание на упорядочение Пригодны Пригодны Не пригодны Нет

Задания на подстановку Пригодны Пригодны Пригодны Нет

Задание может содержать постоянную информацию, формирующую структуру конструируемого текста.

8). Задание на реконструирование - заключается в выборе необходимых элементов из предложенного списка и замене ими указанных элементов задания в соответствии с заданным критерием. Возможны несколько правильных ответов. При формировании ответа выбираются элементы текста, которые удаляются или заменяются элементами из списка. Список может содержать или не содержать избыточные элементы.

Тестовое задание состоит из двух частей:

- задание, содержащее исходный текст и принципы его преобразования;

- список конструктивных элементов.

9). Комплексное задание предполагает сочетание разного типа действий в рамках одного тестового задания. Тестовое задание состоит из нескольких частей. Каждая часть тестового задания может иметь любой из рассмотренных выше типов и осуществлять проверку знаний по отдельной конкретной теме.

ТЗ на классификацию, конструирование, реконструирование и комплексное ТЗ являются заданиями повышенной трудности, при этом на их выполнение требуется больше времени, чем на выполнение традиционных форм ТЗ.

Сравнительная характеристика форм ТЗ в зависимости от технологических свойств, сформулированных М. Б. Челышковой [8] представлена в табл. 3.

Таблица 3

Сравнительная характеристика технологических свойств сложных форм ТЗ

Проверка знаний фактологического материала [8] Проверка умений применения знаний по образцу (репродуктивный уровень) Проверка умений применения знаний в незнакомой ситуации (продуктивный уровень) Возможность оригинального ответа (творческий уровень)

Задание на классификацию Пригодны Пригодны Пригодны Нет

Задание на конструирование Пригодны, но сложны ... Пригодны Пригодны Есть

Задание на реконструирование Пригодны, но сложны ... Пригодны Пригодны Есть

Комплексное задание Пригодны, но сложны ... Пригодны Пригодны Есть

Таким образом, сравнив таблицы 2 и 3, можно сделать вывод, что формы ТЗ, представленные в таблице 3 являются наиболее эффективными и использование данных ТЗ в процессе АК способствуют развитию интеллектуальных умений студентов, вместе с тем предоставляют возможность обучаемым сформулировать оригинальный ответ. При этом каждая

форма ТЗ для своего решения требует определенных интеллектуальных умений. Следовательно, с помощью ТЗ можно установить, какими интеллектуальными умениями владеет студент, а какие необходимо развивать.

АК, реализованный с использованием вышеизложенных форм ТЗ, обеспечивает выполнение его об-

учающей и развивающей функций, а также повышает интерес студентов к его проведению.

Следующий компонент АК в учебной деятельности - учебное действие.

В процессе АК студенты, выполняя учебные действия, применяют на практике имеющиеся знания и развивают при этом интеллектуальные умения.

Нами были выделены следующие действия, выполняемые студентами в процессе АК:

1. Получить ТЗ;

2. Понять условие ТЗ (развитие информационноинтеллектуальных умений), выполнить анализ ТЗ (при необходимости синтезировать, обобщить, конкретизировать, сравнивать, систематизировать) - (развитие общелогических интеллектуальных умений);

3. Определить цели, условия, границы поиска решений ТЗ (развитие организационно-интеллектуальных умений);

4. Поэтапно решить ТЗ на основе применения имеющихся знаний (развитие предметноинтеллектуальных умений) (при необходимости выделив подзадачи из задач) или используя фантазию, воображение (развитие креативно-интеллектуальных умений), при этом оценивая и определяя эффективность на каждом шаге своего решения (развитие организационно-интеллектуальных умений);

Рассмотрим следующий компонент АК в учебной деятельности - контроль.

Основу процесса АК образует феномен управления [7]. Под управлением понимается процесс организации такого целенаправленного воздействия на студента, в результате которого устанавливается близкое соответствие между степенью обученности студента и мерой трудности предъявляемых ему ТЗ, направленное на развитие интеллектуальных умений.

В целях стабилизации поведения студентов в процессе АК предлагается использовать способ, основанный на организации обратной связи и подсистемы открытого доступа к информации.

Развитие интеллектуальных умений осуществляется с помощью трех видов АК:

1. Предварительный автоматизированный контроль, направленный на определение исходного уровня интеллектуального развития студентов.

2. Текущий автоматизированный контроль, включающий развитие интеллектуальных умений студентов.

3. Заключительный автоматизированный контроль, определяющий итоговый уровень интеллектуального развития студентов.

Целью предварительного АК является выявление исходного уровня интеллектуальных умений студентов. В связи с этим были выделены 4 уровня владения интеллектуальными умениями у студентов: творческий, продуктивный, репродуктивный и фактологический уровни. В соответствии с выявленным уровнем интеллектуальных умений студент направляется на соответствующий ему этап АК (алгоритмический, ориентировочный, коррекционный, творческий). Предварительный АК способствует выработке индивидуального подхода к организации учебной дея-

тельности развития интеллектуальных умений студентов в процессе текущего АК.

Целью текущего АК является развитие ИУ студентов. В соответствии с выявленным уровнем ИУ на предварительной стадии АК каждый студент направляется на соответствующий ему этап развития ИУ текущего автоматизированного контроля. При этом процесс развития интеллектуальных умений носит поэтапный характер.

Заключительный АК проводится в конце учебного семестра, однако выделение его как отдельного этапа связано с необходимостью выявления достижений в развитии уровня интеллектуальных умений студентов на протяжении всего периода экспериментального обучения. Следует отметить, что определение текущего уровня ИУ студентов осуществляется в процессе текущего автоматизированного контроля.

Упрощенная модель АК результатов обучения в соответствии с этапами и уровнями развития интеллектуальных умений представлена на рис. 2.

На алгоритмическом этапе обучаются студенты, имеющие фактологический уровень развития интеллектуальных умений. Алгоритмический этап характеризуется наличием последовательности четких конкретных учебных действий для решения учебной задачи. Учебные действия студентов сводятся к выполнению этих действий. При этом решение учебной задачи может идти относительно быстро и безошибочно. При систематичном АК студентов на алгоритмическом этапе закрепляются правильность, точность, быстрота учебных действий выполняемых студентом. Далее студент переходит на ориентировочный этап развития интеллектуальных умений.

На ориентировочном этапе обучаются студенты, имеющие репродуктивный уровень интеллектуальных умений. Ориентировочный этап характеризуется последовательностью учебных действий, необходимых при решении учебной задачи, представленных в обобщенном виде, характерных для целого (общего) класса учебных задач. Учебные действия студентов заключаются в самостоятельном составлении конкретных действий для решения учебной задачи. На данном этапе решение учебных задач может идти медленнее по сравнению с предыдущим этапом и с небольшим количеством ошибок.

Следующим этапом развития интеллектуальных умений студентов в процессе автоматизированного контроля является коррекционный этап. На данном этапе обучаются студенты, имеющие продуктивный уровень развития интеллектуальных умений. В целях стабилизации поведения обучаемых на данном этапе предлагается использовать способ, основанный на организации обратной связи и подсистемы открытого доступа к информации. Т. е. в процессе АК студент получает учебную задачу, в процессе ее решения он может обращаться к подсистеме открытого доступа к информации и получать необходимые ему ориентиры (подсказки).

Заключительным этапом развития интеллектуальных умений студентов в процессе автоматизиро-

ванного контроля является творческий этап. На данном этапе обучаются студенты, имеющие творческий уровень развития интеллектуальных умений. Решение учебных задач на данном этапе может идти медленно и с большим количеством ошибок.

Эксперимент показал, что эффективность развития интеллектуальных умений студентов в процессе автоматизированного контроля обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

1. Включение в АК достаточно разнообразных форм ТЗ, направленных не только на контроль

знаний, но и на развитие интеллектуальных умений студентов.

2. Организация поэтапного развития интеллектуальных умений студентов средствами автоматизированного контроля знаний.

Таким образом, автоматизированный контроль результатов обучения студентов, реализованный с учетом вышеизложенных педагогических условий, может использоваться как эффективное и мощное средство целенаправленного развития интеллектуальных умений студентов.

Рис. 2. Упрощенная модель АК, где: —► - соответствует творческому уровню развития интеллектуальных умений;

—► - соответствует продуктивному уровню развития интеллектуальных умений;

* - соответствует репродуктивному уровню развития интеллектуальных умений; —► - соответствует фактологическому уровню развития интеллектуальных умений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996. 191 с.

2. Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М.: ММИЭИФП, 2002. 264 с.

3. Вуджек Т. Тренировка ума. СПб.: Питер Пресс, 1996. 150 с.

4. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в когнитивной технологии обучения. Ижевск : ИжГСХА, 2003. 92 с.

5. Романов А.Н., Торопцев В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 303 с.

6. Сластенин В. А. Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.

7. Тягунова Т. Н. Философия и концепция компьютерного тестирования. М.: МГУП, 2003. 246 с.

8. Челышкова М. Б., Савельев Б. А. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе. М.: ИЦ, 1995. 74 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.