Научная статья на тему 'КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ'

КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везиров Т.Т.

В статье рассматривается решение задач проблемы взаимодействия между студентом и преподавателем при подготовке, проведении и анализа результатов контроля знаний студентов с помощью компьютерного тестирования. Автором для решения данной задачи в качестве инструмента такого взаимодействия предлагается использовать систему Moodle. Данная система является привычным, современным инструментом для студентов для прохождения компьютерного тестирования в сетевом режиме, а для преподавателя - удобной средой для создания базы тестовых заданий, организации компьютерного тестирования и контроля знаний студентов. В статье также рассматривается программный продукт «ACT-TECT PLUS».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везиров Т.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER TESTING AS A MODERN FORM CONTROL OF KNOWLEDGE

This paper deals with the problems of interoperability problems between the student and the teacher in preparing, conducting and analyzing the results of students' knowledge control with the help of computer-based testing. The author for this task as an instrument of such cooperation are invited to use the Moodle system. This system is familiar, modern tool for students for computer-based testing in a network mode, and for the teacher - a comfortable environment to create a database of test tasks, organization of computer-based testing and monitoring of students' knowledge. The article also examines the software product «ACT-TECT PLUS».

Текст научной работы на тему «КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ»

соискания ученой степени кандидата педагогических наук. - Барнаул. -2002. - 180 с.

3. Попова, Н.В., Ельников, А.В. Теоретические и практические предпосылки совершенствования образовательной среды детско-юношеской спортивной школы // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 4 (53). - С. 157-160.

4. Ткаченко, М.В., Алеева, Ю.В. Роль игры в обучении младших школьников // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании материалы V всероссийской научно-практической конференции: посвящается 80-летию АлтГПА. - 2013. - С. 207-209.

Везиров Т.Т., к.пед.н.

доцент

кафедра информационного права и информатики Дагестанский государственный университет

Россия, г. Махачкала

КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА

КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Аннотация: В статье рассматривается решение задач проблемы взаимодействия между студентом и преподавателем при подготовке, проведении и анализа результатов контроля знаний студентов с помощью компьютерного тестирования. Автором для решения данной задачи в качестве инструмента такого взаимодействия предлагается использовать систему Moodle. Данная система является привычным, современным инструментом для студентов для прохождения компьютерного тестирования в сетевом режиме, а для преподавателя - удобной средой для создания базы тестовых заданий, организации компьютерного тестирования и контроля знаний студентов. В статье также рассматривается программный продукт «ACT-TECTPLUS».

Ключевые слова: контроль знаний, компьютерное тестирование, компьютерные системы тестирования, пользовательский интерфейс.

Vezirov T.T., Ph.D.

Associate Professor of Information Law and Informatics

Dagestan State University Russia, Makhachkala COMPUTER TESTING AS A MODERN FORM CONTROL OF

KNOWLEDGE

Abstract: This paper deals with the problems of interoperability problems between the student and the teacher in preparing, conducting and analyzing the results of students' knowledge control with the help of computer-based testing. The author for this task as an instrument of such cooperation are invited to use the Moodle system. This system is familiar, modern tool for students for computer-based testing in a network mode, and for the teacher - a comfortable environment to create a database of test tasks, organization of computer-based testing and

monitoring of students' knowledge. The article also examines the software product «ACT-TECT PLUS».

Keywords: control of knowledge, computer testing, computer system testing, user interface.

В сфере образования информационные технологии находят применение в процессах оптимизации управленческой деятельности, направленной на повышение качества учебного процесса и, следовательно, уровня образования выпускников. Выпускники выступают своего рода продукцией высшего учебного заведения и являются интеллектуальным ресурсом, который создается для общества и инвестируется во все отрасли народного хозяйства.

Управление любым процессом строится на оценке результатов деятельности посредством контроля. Контроль обеспечивает достижение целей, поставленных организацией, реализацию принятых управленческих решений. В системе высшего образования среди показателей деятельности центральное место занимает качество подготовки обучающихся. Среди методов оценки и исследования этого критерия особое место занимает тестирование уровня усвоения знаний как важная составляющая в системе управления. Система постоянного контроля уровня усвоения знаний студентами посредством компьютерного тестирования способствует совершенствованию учебного процесса. Собранная информация используется для выработки рекомендаций по принятию обоснованных управленческих решений в сфере обучения [1].

На современном этапе развития образования в России все больше внимания уделяется внедрению эффективных форм контроля знаний. Одной из таких форм является проведение тестирования. Это наиболее стандартизованный и объективный метод контроля и оценивания знаний, умений и навыков испытуемого, который лишен таких традиционных недостатков других методов контроля знаний, как неоднородность требований, субъективность экзаменаторов, неопределенность системы оценок и т. п. Наиболее эффективным является проведение тестирования с помощью компьютерных систем тестирования (КСТ).

В ходе образовательного процесса особое внимание следует уделять контролю усвоенного обучающимися материала. Весь учебный процесс делится на несколько частей. Каждая часть играет определенную роль в получении обучающимися знаний, и определяет для преподавателя вид контроля, который в свою очередь, способствует увеличению объема знаний. В педагогическом процессе контроль выполняет следующие функций: обучающую, диагностическую, оценочную, стимулирующую, развивающую. Выделяются основные виды контроля над знаниями обучающихся в вузе: контрольные работы, коллоквиум, самостоятельные работы. Эти виды контроля можно проводить различными способами. Рассмотрим систему тестирования как один из видов возможного проведения контроля знаний. Определим ее роль и место в современном образовании.

Систематическая проверка знаний большого числа проверяемых приводит к необходимости автоматизации проведения тестирования знаний, использованию компьютерной техники и соответствующих программ проверки знаний.

Компьютерное тестирование качества знаний обучающихся является инновационной технологией оценки качества образования, как характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Компьютерное тестирование является одной из форм контроля знаний в рамках внутривузовской системы контроля качества обучения студентов и применяется наряду с другими видами и формами контроля.

Компьютерное тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в образовании все большее применение. Одним из его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля, и получение результатов практически сразу по завершении контролирующего теста. От традиционных оценок и контроля знаний - тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателей, а на объективные критерии.

Результаты автоматизированной проверки лучше поддаются анализу, чем субъективно выставляемые оценки.

Применение программ тестирования и компьютерных тестов в образовании является экономически выгодным и обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, объективности оценки уровня знаний и является рациональным дополнением к другим методам проверки знаний. Немаловажную роль, при использовании компьютерного тестирования, играет выбор программ для тестирования знаний, разработки и создания тестов.

Рассмотрим основные признаки, которыми должен обладать современный программный комплекс тестирования:

1) свойство универсальности заключается в абстрагировании от содержания, уровня сложности, тематики, типа и предметной направленности отдельных тестовых заданий. Подобная стандартизация позволяет не прибегать для создания каждого очередного теста и обработки его результатов к услугам программистов, а, освоив определенную систему, наполнять ее содержательную часть по различным дисциплинам на основе общих принципов;

2) свойство модульности обеспечивается наличием независимых, но взаимосвязанных компонентов (подсистем): создания теста, мониторинга результатов, проведения тестирования;

3) свойство централизованности. Данные в контролирующей системе должны храниться централизованно на удаленном сервере. Доступ к данным осуществляется через локальную сеть;

4) свойство защищенности. Контролирующая система должна разграничивать права пользователей по типичным ролям для предотвращения доступа тестируемых к правильным ответам теста и т.п.;

5) свойство адаптивности. Контролирующая система может обладать возможностью настройки на проведение диагностирования с применением различных моделей диагностики для получения результатов, определённых ведущей идеей диагностирования, например, применение адаптивной модели тестирования;

6) автоматическая обработка результатов теста. В контролирующей системе должна проводиться математическая обработка результатов тестирования, в частности, расчет трудности заданий теста.

Требования к системам тестирования:

1) интуитивно понятный пользовательский интерфейс;

2) обеспечение возможности ввода разнообразных форм ответов;

3) унифицированность формата подготовки тестовых материалов; данных;

4) простота подготовки тестовых материалов;

5) режимы работы тестовой системы: локально независимый; сетевой;

6) статистическая обработка и сохранение результатов работы пользователей;

7) предоставление пользователю возможности отсроченного рассмотрения результатов работы в системе;

8) другие возможности.

В Дагестанском государственном университете компьютерное тестирование проводится с использованием программного продукта «АСТ-ТЕСТ PLUS», а также с использованием возможностей системы Moodle.

Для проведения компьютерного тестирования с помощью программного продукта «ACT-TECT PLUS» преподавателем университета разрабатывается база тестовых заданий по соответствующей дисциплине. Банк тестовых заданий по дисциплине разрабатывается преподавателями соответствующей кафедры на основе ФГОС рабочей программы дисциплины и в полном соответствии с Методическими рекомендациями по оформлению тестовых заданий.

Студенты могут проходить тестирование в специализированных компьютерных классах, где установлен модуль «ACT-TECT Player». Участие в репетиционном тестировании в режиме демо-теста осуществляется по желанию студента. Студент допускается к тестированию при предъявлении студенческого билета, либо зачетной книжки.

Дагестанский государственный университет является участником проекта НИИ мониторинга качества образования «Интернет тренажеры в сфере образования» (http://training.i-exam.ru). Данный проект представляет собой программный комплекс, в основу которого положены оригинальная методика оценки знаний, умений, навыков студентов и целенаправленная тренировка обучающихся в процессе многократного повторного решения

тестовых заданий.

Участие в данном проекте позволяет вузу самостоятельно подготовить студентов к внешним процедурам контроля качества знаний (ФЭПО, аккредитационному тестированию, внеплановым контрольно-надзорным процедурам), а также проводить внутренний контроль качества знаний (промежуточные и итоговые аттестации студентов, прием экзаменов и зачетов).

Система «Интернет-тренажеры в сфере образования» позволяет проводить тестирование студентов по основным дисциплинам базовой части учебных циклов (дисциплинам федерального компонента) образовательных программ, реализуемых в рамках ФГОС.

Интернет-тренажеры содержат теоретический минимум по отдельным дисциплинам, правильные решения заданий, подсказки к неправильным вариантам ответов, несущие практическую пользу при закреплении знаний, умений и навыков студентов. Систему «Интернет-тренажеры в сфере образования» можно использовать в любое время и в любой точке доступа к сети Интернет.

Активное внедрение в учебный процесс компьютерных технологий, в частности Интернет-тренажеров, может существенно повлиять как на развитие и совершенствование подготовки обучающихся, так и на повышение качества образовательного процесса в целом.

Как «бумажные», так и компьютерные тесты преследуют своей целью контроль знаний обучающихся, определение их порогового уровня. Нашу задачу мы видим в разработке таких систем тестирования, которые не только контролируют, оценивают и выявляют конкретные ошибки студентов (такой механизм, возможно, заложить в любую существующую тестовую систему), но, и определяют причины этих ошибок, т.е. ставят диагноз и на основе его дают рекомендации, позволяющие ликвидировать пробелы в знаниях. Таким образом, студент может самостоятельно управлять процессом обучения.

Преподаватель на основе полученной информации имеет возможность управлять процессом обучения. Результаты группы по содержанию материала в целом позволяют преподавателю увидеть, материал какой темы необходимо повторить для достижения максимального уровня усвоения. Рассматривая результаты отдельных студентов, можно сделать выводы по каждому отдельному студенту и принять соответствующие методические решения в плане индивидуальной работы. Можно проследить динамику успешности обучения студента. Стабильно высокие результаты некоторых студентов дают преподавателю возможность выстроить для них индивидуальную предметную траекторию. Это важно для студента и дает возможность преподавателю оптимально организовать учебный процесс, интенсифицировать и индивидуализировать его, сделать более гибким.

Не секрет, что сегодня экзамены оказываются для студентов тяжелым испытанием, нередко вызывая панический ужас. В итоге развивается негативное отношение к учебе. Во время традиционных аудиторных занятий

различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли т.п.) не позволяют многим студентам показать свои реальные знания. Оставаясь же «наедине» с монитором, студент, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний. Систематически контролируя себя, обучаемый будет чувствовать степень своей подготовки, и тогда экзамены перестанут навевать столько опасений и приносить столько сюрпризов.

На наш взгляд, еще одной, в полной мере для организации и проведения компьютерного тестирования отвечает система Moodle (модульная объективно- ориентированная динамическая учебная среда). Данная система является бесплатной и свободной системой управления обучением, ориентированной, прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами. Система Moodle позволяет обеспечить интерактивное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Данная образовательная среда предназначена для организации дистанционных курсов, а так же позволяет поддерживать очное и заочное обучение. Систему отличают простота и удобство использования и широкие возможности по организации обучения и контроля знаний студентов.

В данном случае система Moodle является привычным, современным инструментом для студентов для прохождения компьютерного тестирования в сетевом режиме, а для преподавателя - удобной средой для создания базы тестовых заданий, организации компьютерного тестирования и контроля знаний студентов.

Использованные источники:

1. Зайцева В. П. Система Moodle как инструмент реализации компьютерного тестирования и контроля знаний студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-moodle-kak-instrument-realizatsii-kompyutemogo-testirovamya-i-kontrolya-znamy-studentov-vuza (дата

обращения: 31.10.2016).

Евстюхина М. С. ассистент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.