Научная статья на тему 'Компьютерное тестирование как элемент инфокоммуникационных технологий при формировании профессиональной компетентности будущих экономистов'

Компьютерное тестирование как элемент инфокоммуникационных технологий при формировании профессиональной компетентности будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕСТ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGY / TEST AS CONTROL TOOL / COMPUTER-BASED TEST / PROFESSIONAL CAPACITIES FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайкина Елена Валентиновна

На примере обучения математике рассмотрены системы контроля знаний в системе высшего образования в виде компьютерного тестирования, проанализированы достоинства и недостатки данного средства контроля. Показаны возможности формирования профессиональных компетенций с помощью тестов. Приведены результаты совместной работы двух кафедр высшей математики над созданием средств тестового контроля освоения учебного материала, проиллюстрированные примерами и задачами по математике для студентов экономических направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author, using the example of mathematics teaching, considers the knowledge control methods in the tertiary education system in the form of computer-based tests and sums up this control tool’s advantages and disadvantages. The possibilities of professional capacities formation by means of test forms were shown. The author did expose the results of two Advanced Mathematics departments work on achievement control tools creation and did instantiate it with mathematic exercises and problems for economics students.

Текст научной работы на тему «Компьютерное тестирование как элемент инфокоммуникационных технологий при формировании профессиональной компетентности будущих экономистов»

УДК 378.016

Компьютерное тестирование как элемент инфокоммуникационных технологий при формировании профессиональной компетентности

будущих экономистов

Е. В. Чайкина

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

На примере обучения математике рассмотрены системы контроля знаний в системе высшего образования в виде компьютерного тестирования, проанализированы достоинства и недостатки данного средства контроля. Показаны возможности формирования профессиональных компетенций с помощью тестов. Приведены результаты совместной работы двух кафедр высшей математики над созданием средств тестового контроля освоения учебного материала, проиллюстрированные примерами и задачами по математике для студентов экономических направлений.

Ключевые слова: инфокоммуникационные технологии; тест как средство контроля; компьютерное тестирование; формирование профессиональных компетенций.

Переход от постиндустриального к информационному типу развития общества вносит кардинальные изменения в образование XXI в., затрагивающие его принципы, технологии и саму сущность. Информационному обществу необходимы абсолютно новые специалисты, отвечающие требованиям времени. На образование обучающихся не могли не повлиять такие изобретения, как мобильные телефоны, Интернет и т. п. Скорость протекания психических процессов у детей и подростков стала намного выше, чем у взрослых, что послужило предпосылкой для поиска более эффективных методов и средств обучения.

Внедрение инфокоммуникационных технологий (интернет-о бучение, электронные учебники, обучающие программы) и новых средств обучения (смартфоны, планшеты, ноутбуки и др.), а также упрощение их использования преподавателями и обучающимися существенно увеличивают возможности образовательной деятельности:

© Чайкина Е. В.

расширяется диапазон информации, сокращается время ее поиска, усиливается мотивация обучающихся (они уже не представляют свою жизнь без электронных устройств).

Максимизация объема теоретических знаний сегодня не актуальна. Миссия образования — научить ориентироваться в огромном потоке информации, возрастающем в геометрической прогрессии. Новые цели образования вступают в противоречие с традиционным обучением. Преподаватели находятся в постоянном поиске новых форм и методов обучения. К одной из них относится использование инфокоммуника-ционных технологий.

Формирование профессиональны« компетенций в высшем учебном заведении эффективно лишь при наличии адекватной системы обратной связи. Как известно, качество контроля знаний и умений обучаемого крайне важно на всех ступенях обучения. Использование в образовательных учреждениях различных систем многоэтапного контроля

знаний и умений студентов требует разработки разнообразных средств их проверки.

Переход на новый стандарт образования позволяет варьировать и образовательную программу, и систему контроля знаний. В современных условиях возникает потребность во внедрении новых информационных технологий не только в само обучение, но и в контроль его результатов, т. е. в компьютерном тестировании. Тест, по определению А. Н. Майорова, — «это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения» [1, с. 33].

Внедрение в процесс обучения компьютерного тестирования создает ряд преимуществ:

— сокращение времени преподавателя на проверку письменных работ;

— отсутствие нервозности студентов;

— применение серии одинаковых испытаний к большому числу испытуемых;

— снижение субъективизма в контроле знаний.

Одно из достоинств тестового контроля — возможность охватить в процессе тестирования большой объем материала и тем самым дать широкое представление о знаниях студента. Использование тестирования в педагогической деятельности позволяет повысить объективность, детальность и точность оценивания результатов процесса обучения даже при отсутствии преподавателя [2].

Однако процесс составления тестов совсем не простой, это серьезная работа, в которой необходимо учитывать и концепцию федеральных государственных стандартов, и возможность

формирования профессиональных компетенций, поскольку тестирование может выполнять и обучающую функцию. При разработке тестовых заданий следует принимать во внимание многие факторы: в какой мере задания отражают содержание конкретной учебной дисциплины, формированию какой профессиональной компетенции соответствует каждое задание, как расположить тестовые задания согласно уровню усвоения учебного материала и, наконец, каким образом оценивать обучающихся.

Две кафедры высшей математики Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» — № 1 и № 2 — совместно разработали и апробировали тесты, соответствующие восьми уровням усвоения материала.

1. Распознавание — из предложенного набора информации обучающийся может выделить необходимую информацию (распознать). Первый уровень характеризуется способностью человека узнавать, вспоминать ранее усвоенный материал на основе повторного знакомства с ним в тексте.

Пример из теста. Поставьте в соответствие каждой функции ее первообразную.

Функции: (1) 5х; (2) 1 ;

VI -х2

(3)

х - 3

; (4) х^

1

Первообразные: 1) ^ 5 + С; 2) агс х + С; 3) 1п|х - 3|+ С;

1

х - 1

+ С.

4)Т 1п X + 1

2. Ученическое применение — решение задач, в условиях которых даны цель, ситуация и действия по ее решению, а от обучающегося требуется выполнить алгоритмическую деятельность при внешне описанном алгоритме, опираясь на подсказку в виде образца решения аналогичной задачи или инструкции

Чайкина Е. В.

для выполнения задания (указаны формулы для нахождения требуемых величин и т. п.).

Пример. Зная табличный интеграл

АЛЯ + 1

/ хя йх=Я+Т+ с,

вычислите интеграл $Чхйх.

3. Механическое воспроизведение — обучающийся может воспроизвести требуемое знание по памяти, но не объяснить его (в частности, механически, неосознанно воспроизводит определения, формулировки утверждений, лемм, теорем).

Пример. Дайте определение точной грани множества.

4. Алгоритмическое применение — использование абстракций (правил, алгоритмов, общих идей или обобщенных методов) в частных и конкретных случаях для решения типовых задач, аналогичных разобранным на занятиях и в учебниках.

Пример. Вычислите интеграл

Д2х + 3)йх.

-1

Ответ введите в виде числа. (Предварительно обучающимся были даны приемы и уделено время на отработку навыков решения подобных задач.)

5. Фрагментарное понимание — низшая ступень понимания или представления, на которой обучающийся корректно поясняет доказательства, правила и другие сведения, если это требует привлечения материала лишь в пределах конкретного раздела, но нет необходимости увязывать его с материалом других разделов и демонстрировать полное представление о взаимосвязи затронутых понятий.

Пример. Отметьте верные равенства:

1) //(х)йх = - //(х)йх;

а Ь

Ь Ь

2) / 5/(х)йх = 5//(х)йх;

аа

3) |/(х)йх + $в(х)йх = / (/ (х) + g(x))dx;

аЬа

4) //(х^(х)йх = //(х)йх • ^(х)йх.

а а а

6. Эвристическое применение — использование абстракций (правил, алгоритмов, общих идей или обобщенных методов) в частных и конкретных случаях для решения эвристических задач, в которых, по определению В. П. Бес-палько [3], задана цель, но неясны пути ее достижения.

Пример. Приведите пример ограниченной, но не сходящейся последовательности.

7. Целостное понимание — довольно высокая ступень понимания, находясь на которой обучающийся в полной мере использует такие логические операции, как анализ и синтез.

8. Творческая деятельность — решение задач творческого типа, в которых «известна лишь в общей форме цель деятельности, а поиску подвергаются и подходящая ситуация и действия, ведущие к достижению цели» [3, с. 56].

Седьмой и восьмой уровни усвоения довольно трудны для использования в тесте, так как здесь необходима беседа со студентом в целях выявления знания теорем и их доказательств. К таким уровням мы предлагаем тесто -вые задания, связанные с идеями и методами доказанных в учебном курсе теорем.

Выпускник экономического факультета, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями в информационно-аналитической деятельности, а именно владеть навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления. При разработке тестов по математике для студентов экономических направлений мы подбираем задачи с учетом этой подкомпетен-ции (способ адаптации — построение экономических и финансовых моделей

математическими методами). Например, следующая задача знакомит студентов с реальными экономическими ситуациями и формирует навыки количественного анализа информации: «Банк выдает кредит предприятию в 100 тыс. руб. на 1 месяц по ставке 24 % годовых. Проценты начисляются по истечении месяца. Вычислите сумму возврата кредита с учетом процентов».

При подготовке к компьютерному тестированию по математике студент также может ознакомиться с демонстрационными тестами, попробовать свои силы путем прохождения тренировочных тестов, позволяющих после завершения работы открыть протокол и ознакомиться со своими ответами.

Тестирование — далеко не единственная форма контроля знаний, применяемая в высшем образовании. У него, как у любых других, есть преимущества и недостатки. С одной стороны, оно дает возможность расширить шкалу оценивания как вверх, так и вниз; с другой — ограничения, накладываемые им на ответы, не позволяют отследить

мыслительные операции, которые использует студент, или проверить логику проведения доказательств теорем, лемм и т. д. Тем не менее при грамотном составлении тестов применение инфо-коммуникационных технологий способно вызвать и сохранить повышенный интерес к данному виду контроля знаний в системе высшего образования.

Литература

1. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М.: Народное образование, 2000. 352 с. (Профессиональная б-ка учителя).

2. Кальней С. Г., Олейник Т. А., Прокофьев А. А. Принципы разработки тестовых заданий, предназначенных для установления уровня усвоения знаний по математике // Открытое образование. 2003. № 2. С. 31-40.

3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.: ил.

4. Михайлычев Е. А. Дидактическая тесто-логия. М.: Народное образование, 2001. 432 с. (Профессиональная б-ка учителя).

Чайкина Елена Валентиновна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики № 2 (ВМ-2) МИЭТ. E-mail: schel06@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.