Научная статья на тему 'Компьютерное проектирование как метод изучения'

Компьютерное проектирование как метод изучения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерное проектирование как метод изучения»

Журнал Национального научного центра хирургии им. А.Н. Сызганова

91

распаду, брожению и гниению. Отсутствие гигиенического ухода приводит к тому, что скапливающиеся продукты гниения и брожения отрицательно влияют на твердые ткани зубов, раздражает слизистую оболочку десен, вызывают воспалительные явления.

Поэтому ежедневный (утром и вечером) уход за полостью рта должен стать естественной потребностью ребенка.

Научите малыша.

С двух, двух с половиной лет надо научить ребенка полоскать рот водой после еды утром и вечером. Объясните ему, что для полоскания необходимо набрать в рот небольшое количества воды и постепенно пропускать её через промежутки между зубами так, чтобы «вымыть» зубы со всех сторон. Затем покажите, как правильно чистить зубы спереди (верхние - сверху вниз, нижние - снизу вверх.)

Необходимо обратить внимание ребенка на то, как держать щетку, чтобы очистить наружную и боковую поверхность зубов справа и слева, жевательные поверхности верхних и нижних и внутренние поверхности боковых зубов. Вначале дети чистят зубы без пасты. Затем, когда ребенок полностью овладеет этой манипуляцией, можно учить его пользоваться пастой. Обычно дети приобретают этот навык к четырем - пяти годам.

Пасты, щетки...

Детям младшего возраста рекомендуется пользоваться мягкими зубными щетками небольшого размера с редко расположенными пучками щетины. Ребенку постарше подбирается щетка с более жесткой щетиной. Длина рабочей части щетки должна соответствовать в среднем ширине 3 зубов, расстояние между пучками щетины должна быть 1-2 мм.

Для детей выпускаются специальные гигиенические зубные пасты. На современном стоматологическом рынке существует богатый ассортимент таких паст.

Так, например, при большом числе кариозных зубов, а также с целью профилактики кариеса рекомендуются фторсо-держащие пасты.

Заболевания пародонта, наиболее часто проявляющиеся у детей гингивитом (воспаление десен), требует особо тщательной очистки поверхности зубов от зубного налета. С этой целью нужно использовать пасты, оказывающие не только очищающее, но и противовоспалительное действие.

Систематическая (утром и вечером) чистка зубов с использованием зубных паст и полоскания рта после каждого приема пищи, а также двукратное в течение года посещение врача-стоматолога с профилактической целью помогает сохранить зубы ребенка.

Компьютерное проектирование как метод изучения

Ниметуллаев Л. Т. Областной детский дом №1

Современный уровень знаний позволяет дать однозначный ответ: параметры эстетики познаваемы и могут быть выражены количественно. Большое внимание уделяется эстетическим вопросам в различных сферах человеческой деятельности: медицине и, в частности, в стоматологии.

Успешное развитие компьютерной техники открывает новые возможности при изучении проблемы эстетического восприятия.

Целью настоящего исследования было изучение законов восприятия образа зубного ряда на основе получения электронных фотографий с последующим компьютерным проектированием полученных изображений и закономерностей эстетического восприятия зубных рядов при нарушении их геометрических пропорций.

Материалом исследования были 110 пациентов в возрасте от 18 до 30 лет с различными видами прикуса и интактными зубными рядами. У 87,27% из них наблюдали ортогнатический прикус, у 10% - прямой, у 2,72% - глубокий прикус.

С помощью видеокамеры и персонального компьютера выполнено 450 электронных фотографий зубных рядов и лица в спокойном состоянии и при улыбке. Зубные ряды снимали с близкого расстояния с губным ретрактором и без него.

Для получения одинаковых сравнимых фотографий соблюдали следующие условия: максимальное увеличение на видеокамере, расстояние от головы обследуемого до камеры неизменно; старались, чтобы освещение было одинаковое: дополнительно к естественному устанавливали две галогеновые лампы по 150 Вт.

Правильное расположение головы по отношению к объ-

ективу видеокамеры достигалось применением фотостата собственной конструкции.

Моделирование образа зубного ряда на полученных электронных фотографиях проводили с помощью графического редактора «РюШгеМап 3.0», искусственно изменяя конфигурацию режущего, десневого края зубов, удлиняли или укорачивали зубы, меняли их ширину. Проводили по три изменения каждого размера. Эти изменения фиксировали. Полученные фотографии демонстрировали группе независимых экспертов из 30 человек, куда входили стоматологи, зубные техники и люди, не имеющие профессиональных навыков в стоматологии. Путем анкетирования определяли, на каком этапе выполненные изменения становились заметны для зрительного восприятия. Это позволило определить эстетичность восприятия образа зубных рядов, что наиболее значимо для индивидуального подбора размеров и формы зубов при восстановлении разрушенных или отсутствующих зубов.

Результаты исследования показали, что эксперты наиболее успешно определяют изменения зубов верхней челюсти, а также зубов, расположенных ближе к срединной линии. Изменения зубов по режущему краю эксперты определяют на 10% лучше, чем изменения зубов по ширине, и на 20% лучше вертикальных нарушений зубов в пришеечной области.

Проведенные исследования позволили сделать следующее заключение: при помощи программы «РюШгетап 3.0», изменяя форму, длину, ширину зубов, можно предвидеть результат эстетического восприятия пациентом зубных протезов, изготавливаемых для замещения дефектов твердых тканей зубов и зубных рядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.