Научная статья на тему 'Компьютерная стабилография в логопедии заикания'

Компьютерная стабилография в логопедии заикания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
536
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерная стабилография в логопедии заикания»

УДК 615.47; 621.37/89

КОМПЬЮТЕРНАЯ СТАБИЛОГРАФИЯ В ЛОГОПЕДИИ ЗАИКАНИЯ

С.С. Слива, О.Ю. Губарева, Л.М. Ренжигло, Э.О. Девликанов, И.Д. Войнов

ЗАО «ОКБ «РИТМ», Таганрог, ул. Петровская, 99, тел.:(8634) 363-190, факс:36-31-70, [email protected]

Речь является одним из наиболее сложных механизмов высшей нервной деятельности. Развиваясь позднее других функций, она является и наиболее ранимой в детском возрасте. Каждое нарушение речи и, особенно, заикание, оказывает неблагоприятное влияние на развитие детей, на их поведение и обучение, а в дальнейшем и на выбор специальности.

Заикание - тяжелый и распространенный невроз, главным образом детского возраста. Еще И.А. Сикорский в 1897 году, применив к изучению заикания статистический метод, доказал, что 90% всех случаев заикания падает на тот период, когда развитие речи не окончено, в пору самого деятельного развития фонетики и символики речи, т.е. на возраст от 2-х до 5 лет.

Заикание относится к системным неврозам с гипо- и гиперергическим вариантом проявления. Оно чаще всего возникает у детей ослабленных, нервных или с задержкой речевого развития. Со временем у заикающихся (подростков и взрослых), как бы вторичным путем появляются сопутствующие движения, эмболофразии, фобии (иногда с элементами элективного мутизма). Заикающиеся становятся робкими, неуверенными, мнительными, появляются депрессивные реакции, реактивные эпизоды.

Заикание у подростков и взрослых, осложняясь психогенными патологическими реакциями, превращаются в итоге в тяжелый психоневроз, нарушающий всю жизнедеятельность больного. В большинстве случаев заикание самостоятельно не проходит. Лечение его нужно начинать как можно раньше.

При реабилитации заикающихся должен быть использован комплексный подход, поскольку, нарушения плавности речи связано с целым рядом причин, как биологического, так и психологического характера. Комплексный подход к преодолению заикания подразумевает два аспекта.

Во-первых, сочетание коррекционно-педагогической и лечебнооздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитания личности заикающегося.

Во вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но не согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста. Круг специалистов может быть более широким.

В настоящее время в литературе представлены как отдельные приемы логопедической работы, так и ряд комплексных реабилитационных систем. Комплексный подход направлен на реализацию трех задач, которые решаются одновременно:

• формирование навыков плавной речи:

• воздействие на личность заикающегося человека;

• профилактика рецидивов и хронификации заикания.

В настоящей работе рассматривается новый подход к реабилитации заикания с использованием метода компьютерной стабилографии и первые результаты апробации новой методики. В качестве основного инструмента в стабилографическом методе используется компьютерный стабилоанализатор с биологической обратной связью (БОС) «Стабилан-01».

На этапе диагностики проводилось комплексное обследование пациента с целью изучения течения заболевания, характера нарушения речи и голоса особенностей личности и выраженности невротических проявлений, после чего намечался план занятий.

На этапе коррекционного воздействия проводились упражнения на стаби-лографе, которые направлены на замедление темпа речи, овладение речевыми правилами, снятие судорожных компонентов речи. На заключительном этапе проводилась проверка устойчивости речи к стрессовым ситуациям. Это осуществлялось через систему функциональных тренировок, на которых проводились интенсивные тренировки речи в обычной жизненной обстановке.

В процессе проведения стабилографической реабилитации заикающихся решались следующие задачи:

• проводились клинико-физиологические исследования заикающихся, речь которых осложнена различными судорогами речевого аппарата, с использованием специальных упражнений на стабилографе;

• проводилось обучение заикающихся расслабляющим движениям, предупреждающих появление содружественных движений (синкинезий);

• изучалась динамика показателей устойчивости и асимметрии позы при различных дыхательных и голосовых упражнениях в ходе двигательных стабилографических игр;

• создавались специальные компьютерные игры, позволяющие с помощью БОС добиться высокой эффективности в процессе голосоведения, а также в улучшении темпа и ритма речи заикающихся;

• осуществлялось построение логоритмических занятий с использованием компьютерных стабилографических игр.

В самом начале коррекционной работы было отмечено, что важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является поток аномальных кинестетических импульсаций с мышц, вовлеченных в судорожную активность. В результате этого образуется «замкнутый круг» патологических мышечных возбуждений. Другими словами, судороги мышц речевого аппарата становятся генератором последующих судорог.

Наличие такого механизма диктует проведение речевых режимов, направленных на исключение тех видов речи из общения, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки. К таким мероприятиям относится «режим молчания» - специальный охранительный режим и т. д. Проведение такого режима благотворно действует на организм в целом и состояние ЦНС заикающихся, в связи, с чем повышаются ее адаптивные качества. Необходимо стремиться к тому, чтобы вербальное общение заикающегося человека было элементарным по форме. Так как режим ограничения речи планируется на разные сроки, оптимальным временем является 10-14 дней (хотя у подростков и взрослых проводится режим полного молчания). В этот период у взрослых создается новое психологическое состояние, связанное с эмоциональным подъемом. Поэтому в период относительного молчания с помощью стабилографических тренажеров рекомендуется проводить релаксационные упражнения. Для этого использовались компьютерные стабилографические игры с использованием БОС из программного продукта 81аЬМЫ2.0 при различных дыхательных и голосовых упражнениях (игр) с названиями: «Мячики», «Картинки», «Фигурки по кресту», «Фигурки», «Охота», «Три мячика».

Экспериментальные результаты

Маша Т. 6 лет. Жалобы со слов родителей на заикание, протекающее волнообразно, нарушение звукопроизношения, нередко расстройство настроения. Запинки появились в 4 года, когда в речи ребенка появились сложные фразы. При этом запинки стали сопровождаться судорожным сокращением мышц речевого

аппарата. Речь с судорожными запинками чередовалась с периодами плавной речи. На момент обследования физическое развитие соответствует норме. Интеллект соответствует возрасту. Отмечается моторная неловкость, преобладание тонуса в мышцах правых конечностей. Строение артикуляционного аппарата без особенностей, однако, переключение движений затруднено, губы малоподвижны. Голос громкий, недостаточно модулированный, темп речи ускорен, звукопроизношение нарушено, отмечается недостаточность фонематического восприятия. Заикание проявляется в вопросно-ответной, спонтанной речи и при пересказе. Речевое дыхание не сформировано. Речевой выдох укорочен. Судороги мышц речевого аппарата локализуются как в артикуляционном, так и в дыхательных отделах.

После прохождения курса реабилитации на стабилографе в течение месяца в самостоятельной речи отмечаются лишь единичные запинки. Удлинился речевой выдох. В целом речь стала более организованной. Нарушенные звуки поставлены и находятся на стадии автоматизации.

Юра Л. 19 лет. Жалобы на сильное заикание, раздражительность,

вспыльчивость. Заикание стало заметным после 3 лет, после развития фразовой речи. В момент обследования: сознание ясное, ориентирован полностью. Во время беседы краснеет, покрывается испариной. Мимика адекватна, но недостаточно выразительная. Настроение неровное, раздражителен, несдержан. Строение артикуляционного аппарата: твердое небо высокое, куполообразное. Язык толстый, малоподвижный. Нижняя челюсть малоподвижна. Имеется незначительная асимметрия лицевой иннервации - сглаженность правой носогубной складки, правая глазная щель несколько шире левой. Темп речи ускорен. Речь «сбивчивая», смазанная. Артикуляция крайне нечеткая. Заикание проявляется во всех видах речи. Нарушено звукопроизношение всей группы шипящих и свистящих. Речь сопровождается движением пальцев рук, притопыванием ногой, кивательными движениями головы, раскачиванием туловища. Во время речи больной скован.

В процессе логопедических занятий с использованием стабилографа поставлены и введены в речь звуки: С, З, Ч, Щ, но их произношение остается недостаточно автоматизированным. При активном внимании больного к речи темп нормализуется. Несколько уменьшилась «смазанность» речи. При активном внимании пациента к процессу артикуляции речь становится более четкой и выразительной. Несколько уменьшились гиперкинезы, особенно кивательные движения головой.

Таблица 1

Данные заикающихся до прохождения курса реабилитации.

Фамилия И. Степень заикания Артикуляция Нарушение звукопроиз- ношения Речевое дыхание Темп, ритм речи

1 Комов К. легкая правильная нет выдох укорочен ускорен

2 Меленко С. тяжелая нечеткая, мпг сигматизмы выдох прерывистый укорочен ускорен

3 Савин Р. тяжелая нечеткая сигматизм шипящих выдох укорочен ускорен

4 Малахова Ю. средняя нечеткая нет выдох укорочен ускорен

5 Сидоренко А. тяжелая нечеткая, ламбдацизм вдох короткий, напряженный ускорен

6 Рудакова И. средняя затруднена переклю- чаемость “смазанность” речи выдох укорочен ускорен

7 Омельченко И. тяжелая нечеткая, мпг нет автоматиза- ции выдох прерывистый, укорочен ускорен

8 Трунова Е. тяжелая нечеткая сигматизм свистящих выдох прерывистый укорочен ускорен

9 Гапонов Е. средняя нечеткая нет выдох укорочен ускорен

После проведенных занятий на стабилографе у заикающихся отмечалась хорошая динамическая координация, переключаемость и одновременность движений, достаточное развитие чувства ритма, высокая упражняемость в моторных навыках.

Таблица 2

Данные заикающихся после прохождения курса реабилитации.

Фамилия И. Степень заикания Артикуляция Нарушение звукопроиз- ношения Речевое дыхание Темп, ритм речи

1Комов К. легкая правильная нет нормализо- ваны нормализо- ваны

2 Меленко С. средняя более четкая нет автоматиза- ции выдох удлинился улучшение

3 Савин Р. тяжелая некоторые улучшения нет автоматиза- ции выдох удлинился улучшение

4 Малахова Ю. легкая правильная нет выдох удлинился нормализо- ваны

5 Сидоренко А. средняя более четкая нет автоматиза- ции нормализо- вано улучшение

6 Рудакова И. легкая правильная нет выдох удлинился нормализо- ваны

7 Омельченко И. тяжелая более четкая нет выдох удлинился улучшение

8 Трунова Е. тяжелая некоторые улучшения нет автоматиза- ции выдох удлинился улучшение

9 Гапонов Е. легкая правильная нет выдох удлинился нормализо- ваны

Заключение

Проведенные предварительные исследования предлагаемого метода лечения заикания с помощью компьютерной стабилографии показали его эффективность и дают возможность сделать следующие выводы:

1 При выполнении компьютерных различных реабилитационных стабилографических игр можно получить следующие лечебные эффекты:

• В игре «Мячики» больной обучается правильной артикуляции.

• В игре «Картинки» больной обучается правильному произнесению

слов.

• В игре «Фигурки по кресту» больной обучается правильному ритму и темпу речи, правильному голосоведению.

• В игре «Фигурки» тренирует мышцы глотки и мягкого неба.

• В игре «Охота» обучается правильной артикуляции и дыхательной гимнастике.

• В игре «Три мячика» учится правильному произнесению слов на определенные гласные звуки.

2 Замечено, что реабилитационные компьютерные стабилографические игры производят на человека общее положительное влияние, в частности:

• Снимают возбуждение с заикающегося человека и научают его произвольно расслаблять определенные мышцы.

• Способствуют снятию эмоционального напряжения и двигательного беспокойства.

• Вырабатывают чувство уверенности в движениях, совершении локомоций и, следовательно, в поведении.

3 Применение этой методики дает стойкий положительный эффект, обусловленный комплексным воздействием мышечного расслабления, установления положительных ассоциативных связей, внушения и самовнушения.

В настоящее время сотрудниками ЗАО “Особое конструкторское бюро “РИТМ” разрабатываются методические рекомендации для врачей, использующих компьютерную стабилографию в логопедии.

Следует отметить, что основу методики логопедической реабилитации составляют те же комплексы стабилографических реабилитационных игр, разработанные в ЗАО «ОКБ «Ритм» для методики реабилитации постинсультных гемипарезов под руководством д.м.н. Л.А. Черниковой.

Поскольку 70% больных после инсульта кроме двигательных нарушений страдают нарушениями речи, то становится актуальной разработка методики, совмещающей реабилитацию двигательных нарушений с лечением афазии и дизартрии.

УДК 612.76

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗОН ЛОКАЛИЗАЦИИ ЦЕНТРА ДАВЛЕНИЯ В СТАТОКИНЕЗИГРАММАХ

А.А. Марченко

ЗАО «ОКБ «РИТМ», Россия, 347900,. Таганрог, ул. Петровская, 99, тел.(8634)36-31-90. E-mail: [email protected]

Задача классификации зон локализации центра давления (ЦД) в статокинезиграммах встала с появлением стабилографического кресла, которое предназначено для контроля функционального состояния и работоспособности человека-оператора в процессе профессиональной деятельности. Изменение рабочей позы оператора во время деятельности содержит информацию о его функциональном состоянии и работоспособности. Поэтому представляет интерес описать наблюдаемые типы поз и разработать алгоритм их классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.