6. Heart rate variability. Standards of measurement, physiological interpretation, and clinical use. Task Force of the European Society of Cardiology the North American Society of Pacing Electrophysiology // Circulation. 1996. V. 93. P. 1043-1065.
7. Баевский Р.М., Иванов Г.Г., Чирейкин Л. В., Гаврилушкин А. П., Довгалевский П.Я., Кукушкин Ю.А., Миронова Т.Ф., Прилуцкий Д.А., Семенов А.В., Федоров В.Ф., Флейшман А.Н., Медведев М.М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: методические рекомендации // Вестник аритмологии. 2001. No. 24. С. 65-87.
8. Kiselev A.R., Mironov S.A., Karavaev A.S., Kulminskiy D.D., Skazkina V.V., Borovkova E.I., Shvartz V.A., Ponomarenko V.I., Prokhorov M.D. A comprehensive assessment of cardiovascular autonomic control using photoplethysmograms recorded from the earlobe and fingers // Physiol. Meas. 2016. V. 37. No. 4. P.580-595.
КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЭКЗОФТАЛЬМОМЕТРИИ
С.Ю. Алдашкин, И.В. Бакуткин, В.В. Бакуткин «ООО «Международная академия консалтинга, аудита и образования», г. Саратов
E-mail: [email protected]
Аннотация: Экзофтальмометрия является распространенной методикой обследования при различных заболеваниях. Имеется необходимость в обучении данной методике с помощью компьютерных симуляционных программ. Разработан аппаратно-программный комплекс обучения экзофтальмометрии и специализированная компьютерная программа для контроля приобретенных знаний. Аппаратная часть обеспечивает создание различных клинических случаев, при которых необходимо применение экзофтальмометрии. Программная часть обеспечивает анализ процесса приобретения практических навыков, в том числе в дистанционном варианте.
Ключевые слова: комппьютерные методы, экзофтальмометрия, диагностика состояния органа зрения, обучение, контроль приобретаемых знаний, симуляционное обучение.
Актуальность проблемы. Экзофтальмометрия широко применяемый диагностический метод, позволяющий выявить выстояние глазного яблока по отношению к окружающим тканям [1]. Положение глазного яблока определяется прежде всего по отношению к наружным анатомическим ориентирам орбиты и глазной щели [2]. Возможно смещение глазного яблока в полость орбиты, которое называется энофтальмом, так и смещение кнаружи от орбитальных тканей, которое называется экзофтальмом [3]. Изменения положения глазного яблока возможно при многих заболеваниях. Чаще всего экзофтальм появляется при различных эндокринных заболеваниях [4]. Методика экзофтальмометрии требует специальной подготовки специалистов. В настоящее в системе медицинского обучения возможны только симуляционные методы время обучения [5]. Имеется большая потребность в создании современных методов симуляционного обучения с созданием специализированных компьютерных методов.
Цель работы: Разработка и внедрение в процесс обучения компьютерных методов приобретения практических навыков экзофтальмометрии.
Наибольшее распространение в клинической практике имеет зеркальный экзофтальмометр. Он состоит из двух рамок, обеспечивающих перемещение оптических блоков. Данные блоки расположены под углом 45° к зрительной оси глаза зеркалами и миллиметровой шкалой. Фиксация экзофтальмометра производится к наружным стенкам орбиты обследуемого. В зеркале экзофтальмометра отражается вершина роговой оболочки, по миллиметровой шкале линейки можно видеть расстояние, центра роговицы от края орбиты. Эта цифра показывает выстояние глаза. Поочередно определяют степень выстояния каждого глазного яблока. Аппаратная часть обучающего комплекса представляет собой имитацию лицевой части обследуемого и орбитальную часть, с возможностью производить экзофтальмометрию в реальных клинических условиях. Компьютерная программа обеспечивает управление шаговыми двигателями, которые перемещают искусственные глазные яблоки в симуляторе в зависимости от клинической задачи. Параметры смещения задают в специальной программе управления с помощью планшетного компьютера.
Программная часть комплекса адаптирована для решения задач приобретения практических навыков экзофтальмометрии. Для контроля правильности выполнения практических навыков экзофтальмометрии производится видеозапись и последующий анализ как обучающимся, так и преподавателем. Определяется степень смещения глазного яблока и его соответствие клиническому случаю. По результатам обследования генерируется отчетная форма, которая сохраняется и может использоваться для сравнения. Данная методика основана на цифровых технологиях и применении компьютерного анализа. Исследование положения глазного яблока имеют место не только при глазных заболеваниях, но и эндокринных, неврологических, в педиатрической практике.
Заключение. Дистанционное симуляционное обучение практическим навыкам в медицинской практике приобретает все большее значение. Экзофтальмометрия является одной из распространенных методик обследования, применяемых в клинической практике. В настоящее время отсутствуют методы симуляционного обучения данным практическим навыкам. Многофункциональность получаемых данных при экзофтальмометрии заключается в их использовании в самых различных сферах медицины. Существенным недостатком имеющейся подготовки специалистов является невозможность их использования в дистанционном варианте с возможностью контроля качества обучения. Использование аппаратно-программного комплекса для обучения экзофтальмометрии и специализированных компьютерных программ обработки данных имеет
различные сферы применения и имеют возможность объективизировать результаты обследования.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 17-29-03219 офим «Методы построения быстродействующих алгоритмов распознавания переднего отдела глаза и зрачковых реакций человека для их автономного использования на мобильных устройствах»).
Библиографический список
1. 1.Бровкина А.В. Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание.М. 2000. Т.27. С. 338.
2. Siritongtaworn P, Tongsawas S, Siltharm S. Diplopia in facial fractures. // J Med Assoc Thai. 2001. V. 84. № 2. P. 491-494.
3. Бакуткин И.В., Зеленов В.А., Чичев О.И. Аппаратно-программный комплекс для исследования зрачковых реакций и его применение в гигиене труда. // Медицина труда и промышленная экология. 2017. Т. 9. С. 17-18.
4. Athanasinov PA, Prabhakaran VC, Selva D. Non-traumatic enophthalmos: a review. // Acta Ophthalmologica. 2008. V. 86. P. 356-364.
5. Груша Я.О., Данилов С.С., Копиенко О.В., Коробков Г.И. Устройство для измерения дислокации глаза. №2573102/21.07.14. Бюл. №2 Патент РФ.
КОМПЬЮТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕМА ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ
ЧЕЛОВЕКА
И.В. Бакуткин, В.В. Бакуткин, В.А. Зеленов ООО «Международная академия консалтинга, аудита и образования», г. Саратов
E-mail: [email protected]
Аннотация: Определение объема движений глаз имеет большое значение в диагностике различных заболеваний. Существует необходимость использовать объктивные методы анализа объема движений глаза человека. Разработан аппаратно-программный комплекс для определения объема движений глаз и специализированная компьютерная программа для анализа результатов. Аппаратная часть обеспечивает получение цифровых изображений переднего сегмента глаза, программная часть производит анализ полученных данных в том числе с возможностью их динамического сравнения.
Ключевые слова: компьютерные методы, объем движений глаз, диагностика состояния органа зрения, диагностика, мониторинг.
Актуальность проблемы. Определение объема движений глаз имеет большое значение в диагностике многих заболеваний [1]. Глазодвигательная активность обеспечивается 6 мышцами, которые управляются черепно-мозговыми нервами. Определение уровня и характера повреждения нервно-мышечного аппарата производятся по характеру ограничения объема движений глазного яблока. Оценка степени нарушения движений глаз производится субъективно: врач перемещает светящийся объект в различных направлениях. В литературе встречаются работы, посвященные объективизации процесса движений глаз, в частности, при нистагме, в которых в качестве диагностики
77