DOI: 10.31862/2309-1428-2024-12-1-159-169
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА IZOTOPE КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ И ГИБРИДНОМ ОБУЧЕНИИ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМУ АНСАМБЛЕВОМУ ПЕНИЮ
Е. О. Моисеев*,
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119435
Аннотация. Статья посвящена внедрению в учебный процесс современных информационно-коммуникационных (компьютерных) технологий, которые способны обеспечить более высокое качество образовательного процесса. Описываемая в статье программа iZotope RX позволяет по-новому рассматривать параметры и критерии оценки и самооценки полученных в процессе обучения эстрадному вокалу результатов и постановки задач для дальнейшего профессионального развития. Рассматриваются функциональные и технические особенности программы, назначение и возможности многочисленных модулей, являющихся частью iZotope RX, а также необходимые для её успешного применения электронные устройства и алгоритмы действий. Определены этапы работы и последовательность выполнения манипуляций, обеспечивающих наиболее эффективное внедрение программы. Отмечены некоторые параметры и критерии оценки и самооценки полученных в процессе работы результатов. В итоге делается вывод о том, что реализация в учебном процессе таких программ, как iZotope RX, значительно 159 расширяет возможности педагога и позволяет повысить уровень самостоятельности учеников.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, программа iZotope RX, электронные образовательные ресурсы, эстрадный вокал, обучение эстрадному пению.
Благодарности. Автор благодарен преподавателям кафедры эстрадно-джазового искусства и кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдуллина факультета музыкального искусства Института
* Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Б. Р. Иофис.
© Моисеев Е. О., 2024
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
изящных искусств Московского педагогического государственного университета за ценные советы в процессе подготовки данной публикации.
Для цитирования: Моисеев Е. О. Компьютерная программа iZotope RX как педагогический инструментарий в дистанционном и гибридном обучении эстрадно-джазовому ансамблевому пению // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2024. Т. 12. № 1. С. 159-169. DOI: 10.31862/2309-14282024-12-1-159-169.
DOI: 10.31862/2309-1428-2024-12-1-159-169
THE COMPUTER PROGRAM IZOTOPE RX
AS A PEDAGOGICAL TOOL IN DISTANCE AND HYBRID EDUCATION FOR POP-JAZZ ENSEMBLE SINGING
Evgeniy O. Moiseev*,
Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119435
Abstract. The article is devoted to the implementation of modern information and communication (computer) technologies into the educational process. The technologies can ensure a higher quality of the educational process. The program described in the article, iZotope RX, allows for a new perspective on the parameters and criteria for evaluating and self-assessing the results obtained in the process of learning pop vocals and setting tasks for further professional development. The functional and 160 technical features of the program are considered, as well as the purpose and capabilities
of numerous modules that are part of iZotope RX, and the necessary electronic devices and action algorithms required for its successful application. The stages of work and the sequence of manipulations ensuring the most effective implementation of the program are defined. Some parameters and criteria for evaluating and self-assessing the results obtained in the process of work are noted. As a result, the conclusion is drawn that the implementation of programs such as iZotope RX in the educational process significantly expands the teacher's capabilities and allows for increasing the level of students' independence.
Keywords: Information and communication technologies, iZotope RX program, electronic educational resources, pop vocal singing, training in pop vocal techniques.
Acknowledgements. The author is grateful to the teachers of the Department of Pop and Jazz Art and the Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education named after E. B. Abdullin of the Faculty of Musical Art
' Scientific adviser - PhD of Pedagogical Sciences, Associate Professor B. R. Iofis.
of the Institute of Fine Arts of Moscow Pedagogical State University for valuable advice in the preparation of this publication.
For citation: Moiseev E. O. The Computer Program Izotope RX as a Pedagogical Tool in Distance and Hybrid Education for Pop-Jazz Ensemble Singing // Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2024, vol. 12, no. 1, pp. 159-169 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2024-12-1-159-169.
Введение
На стыке XX и XXI веков произошёл стремительный скачок в развитии науки и техники, что не могло не отразиться на всех сферах жизнедеятельности человека, включая педагогику во всём её многообразии. Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий и появление мультифунк-циональных электронных инструментов позволило по-новому взглянуть не только на музыкальную индустрию, но и на возможности педагогики музыкального образования, в частности в области эстрадно-джазового вокала. Сочинение, аранжировка и запись композиций, создание и набор партитур, подготовка мину-совок и многие другие процессы на данный момент практически полностью цифровизированы.
Не последнюю роль в этих процессах сыграла пандемия, начавшаяся в 2020 году. Как отмечает Р. Р. Мирная, «согласно сложившейся ситуации в период пандемии COVID-19 цифровизация в последние два с половиной года сделала качественный скачок во многих направлениях цифровой деятельности: разработано множество электронных ресурсов и сервисов; создаются электронные базы цифрового контента; во многие отрасли введены "сквозные" цифровые технологии; повышается уровень цифровой зрелости населения; развиваются цифровые экосистемы. Всё это способствует цифро-
вой трансформации всех отраслей жизнедеятельности, в том числе и образования в сфере культуры и искусства. Музыкальное образование стоит на пороге глобальных перемен» [1, с. 529]. По этой причине вопрос применения электронных образовательных ресурсов в обучении педагогов и использования данных ресурсов в профессиональной практике сейчас стоит особенно остро.
Ряд исследователей в последние десятилетия уделяет особое внимание проблемам и перспективам цифровиза-ции музыкального образования. Теоретические аспекты применения цифровых технологий довольно широко рассматриваются в работах И. Б. Горбуновой и А. А. Панковой [2], Е. Б. Покивайловой и Е. В. Кутеповой [3], С. И. Фильчакова 161 и Н. И. Буториной [4] и других. Однако методической литературы, которая помогла бы педагогам освоить и внедрить постоянно обновляющиеся компьютерные технологии в свою работу, на данный момент недостаточно, что не способствует расширению круга профессиональных компетенций преподавателей и не создаёт для них дополнительные возможности в условиях цифровизации общества. Российский музыковед М. В. Карасёва полагает, что «успех в быстро изменяющемся ныне мире, в конечном счёте, будет не у тех, кто удерживает в голове много информации, а у тех, кто умеет быстро учиться новому и в новых обстоятельствах и при этом, оказавшись в них,
сможет сохранить лучшее из воспринятой им традиции» [5, с. 63].
Хотя в педагогической среде сложилась ситуация, при которой освоение информационно-коммуникационных ресурсов становится одной из важных задач, и начат процесс их изучения и применения, рано говорить об окончательном решении проблемы. Как считает профессор И. Б. Горбунова, «с одной стороны, педагоги-музыканты имеют явно выраженные уровни готовности (мотивационный, познавательный, эмоционально-волевой), чётко сформировавшиеся потребности и объективные возможности ведения процесса преподавания с использованием современных информационных технологий в музыке, с другой - они недостаточно подготовлены к свободному использованию этих средств и соответствующих образовательных технологий, что не позволяет им осуществлять их обоснованный выбор для реализации педагогических целей» [6, с. 3].
В связи с этим становится очевидной необходимость раскрытия наиболее важных теоретико-методических аспектов 162 применения компьютерных технологий для популяризации современных методов и их широкого внедрения в педагогику музыкального образования.
Легко перемещаемые технические средства, такие как ноутбуки, телефоны и диктофоны, становятся неотъемлемой частью повседневной жизни как обучающихся, так и преподавателей. В современных условиях поиск баланса между традиционными методами обучения и использованием новых, обусловленных обращением к цифровым технологиям особенно важен. Для педагога эстрадно-джазового вокала умение грамотно внедрять в работу электронные образовательные ресурсы актуально вдвойне, так как специфика преподавания дан-
ной дисциплины предполагает постоянное использование современной техники, а также определяет потребность развивать необходимые навыки учеников - от работы с микрофоном до умения петь под «минусовки». Д. И. Гемаддиев отмечает, что «для вокалистов, особенно на Западе, это широко распространённая практика. И здесь приходится сталкиваться только с проблемой выбора действенных методик» [7, с. 213].
Применение специального программного обеспечения на занятиях эстрадно-джазовым ансамблевым пением позволяет расширить возможности обучающихся в освоении репертуара и повысить уровень их готовности к овладению профессиональными технологиями. По мнению Р. Р. Мирной, «основным преимуществом цифрового образовательного контента для эстрадно-джазового вокалиста являются возможности самообразования и доступности уникальных знаний, умений и навыков, которые открываются при усвоении аудио- и видеошкол, видеоблогов, вокальных марафонов, онлайн-школ, вне зависимости от места нахождения автора информационного ресурса» [1, с. 529].
В данной статье исследуем одну из актуальных программ для педагогов эстрадно-джазового вокала - iZotope RX, а также некоторые методические аспекты работы с ней. Инструменты iZotope RX позволяют по-новому выстроить систему параметров и критериев оценки и самооценки полученных в процессе обучения результатов и постановки целей для дальнейшего профессионального развития в рамках обучения эстрадному вокалу. Анализируемая программа была создана более десяти лет назад для решения задач, связанных со звукорежиссурой, но её ресурсы могут быть использованы и в образовательном процессе. Однако для того,
чтобы педагоги могли внедрить её в свою деятельность, требуется разработка методических аспектов, что на данный момент не освещено в литературе.
Особенности применения программы
iZotope RX в процессе обучения эстрадному вокалу
Интеграция программы iZotope RX в содержание обучения эстрадному вокалу с использованием современных мобильных технологий открывает новые перспективы для развития специальных умений и навыков студентов. Возможности анализа и улучшения звучания в сочетании с удобством мобильных устройств делают этот подход эффективным и перспективным в современной образовательной среде. Для его успешной реализации необходимы всего несколько условий. В первую очередь, наличие ноутбука или аналогичного технического оборудования, способного воспроизводить фонограммы или минусовки, а также мобильного телефона со встроенным диктофоном. В своей работе мы также используем программы-мессенджеры. В этом контексте мобильный телефон превращается в главный инструмент благодаря возможностям записи и передачи аудиоматериалов.
В современном мире мобильный телефон становится неотъемлемым предметом повседневной жизни, и его использование в образовательных целях выходит на первый план. Функциональность встроенного диктофона позволяет учащимся записывать аудио и с лёгкостью отправлять аудиоматериалы преподавателю для дальнейшей работы над ними или использовать их для самостоятельной работы.
Интеграция функций программы iZotope RX в процесс обучения позво-
ляет расширить его границы и способствовать развитию самостоятельности у обучающихся. Данная программа, предназначенная для аудиореставрации и обработки, предоставляет уникальные инструменты, полезные для анализа и улучшения вокальных навыков. Способность проводить анализ частот, устранять шумы и корректировать тембр делает iZotope RX незаменимым инструментом для учащихся и преподавателей эстрадного вокала.
Изначально программа создавалась как инструмент реставрации звука, с её помощью можно вычищать спектральные шумы на записи, делать мастеринг. Её основу представляет очень гибкая спектрограмма со множеством настроек. Можно сравнить iZotope RX с такими знаменитыми программами, как WaveLab или SoundForge. Она позволяет удалить голоса из песни или, наоборот, добавить их, с её помощью можно посмотреть технические характеристики аудиофайла, такие, например, как trackbacks.
Посредством данной программы можно решать ряд специфических задач не только в области обработки аудиоформа- 163 тов, но и в области музыкального образования. Рассмотрим основные функциональные возможности программы iZotope RX.
1. Изоляция вокала. Программа оснащена алгоритмом, позволяющим отделять голос исполнителя от фонограммы. Это обеспечивает чёткое разграничение вокальной партии и музыкального сопровождения, что является ключевым аспектом при анализе и обучении вокальному искусству.
2. Анализ аудиозаписей, сделанных учениками. Программа позволяет загружать и анализировать аудиозаписи, сделанные на диктофон. Благодаря этому педагоги и ученики могут эффективно взаимодействовать в режиме онлайн,
поддерживая высокий уровень образовательного процесса.
3. Запись и воспроизведение вокальных партий педагогом. Записи можно использовать для демонстрации правильных вокальных техник и стилей исполнения музыкального произведения. Это особенно полезно для визуализации определённых аспектов певческого процесса, таких как дыхательная техника, артикуляция и фразировка.
4. Запись на диктофон. Ученику достаточно сделать аудиозаписи на диктофон, чтобы фиксировать и анализировать как непосредственно собственный прогресс в овладении певческим мастерством, так и ход и содержание занятий. Тем самым аудиозаписи способствуют более глубокому анализу и самоанализу достигнутых в процессе обучения результатов.
Приступая к работе с программным обеспечением iZotope RX, необходимо прежде всего составить представление о его оснащении, включающем ряд модулей. Каждый из них обеспечивает улучшение аудиообработки в одном из сле-164 дующих направлений:
• De-hum - эффективное устранение шумов в записях;
• Music Rebalance - изолирование или удаление вокала из аудиомикса, а также перестраивание композиции;
• Loudness Control - автоматическое поддержание громкости на необходимом уровне, с возможностью выбора предустановленных параметров и мониторингом посредством измерения пиковых значений;
• De-click - удаление щелчков и треска для очистки файлов от цифровых искажений и помех;
• Composite View - редактирование до 32 аудиодорожек одновременно как единого файла;
• Leveler - автоматизация регулировки громкости;
• Dialogue Isolate - выделение диалога из фонового шума, улучшение разборчивости речи в условиях низкого соотношения сигнал/шум;
• Spectral Recovery - восстановление высокочастотных гармоник с возможностью визуализации на спектрограмме;
• Wow & Flutter - удаление модуляций тона в аудиокассетах;
• De-clip - уменьшение искажений в записях, сделанных за один проход;
• Repair Assistant - анализ и автоматическая коррекция аудио;
• Voice De-noise - удаление шумов из вокала;
• Breath Control - регулировка звучания дыхания в записи;
• De-bleed - удаление нежелательных звуков, таких как шум от наушников или метронома;
• De-reverb - устранение реверберации;
• De-plosive - избавление от взрывных хлопков и ударов микрофона;
• De-ess - удаление шипящих звуков;
• Mouth De-click - устранение звуков плямкания и слюны;
• Spectral De-noise - эффективное устранение шумов любой сложности;
• Spectral Repair - коррекция повторяющихся шумов и искажений;
• RX Connect, RX Monitor - синхронизация с DAW (Digital Audio Workstation);
• Dialogue Contour - восстановление формант в диалогах;
• Dialogue De-reverb - упрощённое устранение реверберации;
• Interpolate - коррекция фазы сигнала;
• De-rustle - удаление шума от шелеста и воздушных потоков;
• Ambience Match - анализ и воссоздание звукового пространства;
• Center Extract - центрирование аудиофайла;
• De-wind - устранение шума от ветра;
• Deconstruct - восстановление старых или повреждённых записей;
• Fade - плавное усиление или затухание сигнала;
• Gain - усиление сигнала;
• Mixing - регулировка громкости каналов;
• Normalize - нормализация сигнала;
• Variable Time - регулировка временных параметров;
• Variable Pitch - изменение высоты тона.
Как мы видим, в данной программе представлен широкий спектр функций работы со звуком и аудиодорожками. Но для педагогики музыкального образования наиболее значимым является вопрос: как сделать, чтобы использование данной программы было направлено на улучшение качества обучения эстрадному ансамблевому пению и предоставляло инновационные технологические решения для педагогов и студентов в этой области?
Методические рекомендации
по использованию программы iZotope RX
При всём многообразии модулей и функций, входящих в состав программы iZotope RX, она довольна проста в эксплуатации и может быть использована для работы над музыкальными произведениями разного уровня сложности посредством применения следующих основных процедур:
1. Загрузка голосового сообщения. Используя мессенджер, ученик загружает в виде голосового сообщения записанное с помощью диктофона аудио. Педагог может прослушать и/или скачать их на своё устройство.
2. Использование программы Ableton Live. Программа открывается для загруз-
ки фонограммы (минусовки) и вставки голосового сообщения из мессенджера.
3. Определение темпа композиции. Темп исчисляется в единицах BPM (bpm, англ. beats per minute, удары в минуту), что является его стандартным обозначением в музыкальной индустрии.
4. Синхронизация аудиодорожек. Аудиодорожки из мессенджера можно подгонять под темп композиции, ориентируясь на звучащий минус для точной синхронизации.
5. Обработка в Ableton Live. После синхронизации мультитреки обрабатываются в Ableton Live и преобразуются в отдельные аудиодорожки, которые могут быть конвертированы в моно- или стерео-форматы.
6. Очистка аудиодорожки в iZotope
RX. Полученные файлы загружаются в программу iZotope RX для удаления минусовки и выделения только голосов. Также происходит очистка аудио от артефактов и шумов.
7. Финальная обработка в Ableton Live. Файлы возвращаются в Ableton Live для окончательной проверки баланса.
Для контроля громкости используется ли- 165 митер Pro L2, подрезающий так называемые true peaks (англ., истинный пик, это метрика, используемая для определения фактического максимального уровня аудиосигнала).
8. Экспорт готового трека. Конечный продукт сохраняется в форматах WAV и MP3. Для формата WAV параметр true peaks должен быть около 0.3, чтобы избежать пиков в формате MP3.
Важно соблюдать определённый алгоритм и последовательность применения программного обеспечения, используя описанные выше процедуры.
Процесс работы с музыкальным произведением начинается с его анализа педагогом и последующего дробления текста
на фрагменты, с которыми будут работать ученики (участники ансамбля). Эти действия осуществляются в зависимости от особенностей строения, мелодической и гармонической сложности выбранной песни, а также поставленной задачи.
Затем педагог создаёт аудиопримеры эталонной записи, на которые ученики будут ориентироваться при самостоятельной работе с произведением и с которыми смогут сравнить своё исполнение. С помощью диктофона каждая партия, фрагмент или музыкальная фраза записываются отдельно, а затем сохраняются с присвоением им уникального имени для облегчения поиска и систематизации. Таким образом, ученик получает аудио-примеры и чёткую, фрагментированную задачу, что позволяет отработать каждый элемент отдельно. Благодаря использованию программы iZotope RX появляется возможность дробить задачи и исследовать необходимые фрагменты, выделяя их, чтобы проследить правильность исполнения участниками ансамбля. Тем самым создаются благоприятные условия для самостоятельного разучивания 166 учеником своей партии и песни в целом, поскольку он слышит, как звучат другие голоса и аккомпанемент, привыкает к ансамблевому звучанию. Безусловно, это не может заменить занятия в классе, но, например, при пропуске занятий по независящим от ученика обстоятельствам не прекращается процесс работы над репертуаром.
От ученика также требуется создавать аудиозаписи своего пения с помощью диктофона или посредством записи аудиосообщения и отправлять их педагогу посредством мессенджера, после чего их необходимо скачать и произвести обработку в нескольких программах.
Для начала аудиодорожки обрабатываются в Ableton Live, а не напрямую
загружаются в iZotope RX. Это связано с особенностями работы с Ableton Live. При синхронизации аудиодорожек с фонограммой важно ориентироваться не только на сами записи, но и на фоновую музыку, звучащую в них. Благодаря этому можно добиться максимально точного соответствия между аудиодорожками и минусовкой. Если бы записи загружались непосредственно в iZotope RX, возникала бы сложность в восприятии и оценке фоновой музыки в них, что могло бы привести к увеличению неопределённости и ошибок в процессе обработки. Таким образом, предварительная обработка в Ableton Live позволяет более точно ориентироваться в аудиоматериа-ле, обеспечивая качественную подготовку для дальнейшей детальной обработки в iZotope RX.
Немаловажно отметить, что iZotope RX упрощает для ученика поиск необходимых условий для самостоятельной работы. Если раньше для записи аудиодорожки необходимо было тихое место и практически идеальные условия, ведь иначе она могла оказаться непригодной для использования и изучения из-за посторонних шумов и прочих артефактов, то благодаря технологиям и возможности «очистки» аудиозаписи в iZotope RX, например, с помощью применения функции Voice De-noise необходимость в поиске таких «идеальных» условий снижается до минимума. Это значительно расширяет для ученика возможность заниматься самостоятельно. Также он может прослушивать необходимые фрагменты произведения, слушать отдельно другие партии, тренируя и навык многоголосного пения и слух.
Внедрение в работу с эстрадно-джазовым вокальным ансамблем программы iZotope RX способствует систематизации полученных результатов и возможности
оценить прогресс или регресс, опираясь на конкретные примеры работы учащихся, хранящихся в виде аудиозаписей у педагога и у самих учеников. Также работа с помощью iZotope RX способствует повышению уровня их вовлечённости и самостоятельности в процессе обучения, ведь она предполагает постоянное действенное участие в работе за счёт необходимости записывать свои партии на диктофон.
Заключение
Резюмируя сказанное, ещё раз подчеркнём, что программа iZotope RX открывает новые возможности для совершенствования процесса непрерывного образования и саморазвития обучающихся. Она позволяет как оценить текущее состояние их знаний и умений, так и спланировать дальнейшие шаги для творческого роста.
Использование в процессе обучения эстрадно-джазовому ансамблевому пению современных технологий «позволяет
актуализировать новые возможности подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов различных уровней, востребованных в современном обществе, а также раскрывает перспективы в художественном образовании и музыкальной педагогике» [8, с. 269]. Применение таких программ, как iZotope RX, предоставляет возможности для более глубокой и точной обработки аудиомате-риалов, фиксирования процесса и результатов обучения.
Обращение к информационным технологиям и сервисам открывает перед педагогами и учениками большое количество преимуществ, однако важно помнить, что никакие технологии и сервисы не могут заменить «живого» общения. Оставляя за диалогом с преподавателем в реальности, а не посредством мессенджеров главенствующую роль, невозможно отрицать ощутимую помощь последних при внедрении цифровых инструментов в повышение качества и результативности процесса обучения ансамблевому эстрадно-джазовому исполнительству.
167
1. Мирная Р. Р. Применение цифровых технологий в классе эстрадного вокала как средство развития исполнительской культуры студентов // Международный форум Kazan digital week - 2021: сборник материалов / сост. Р. Ш. Ахмадиева, Р. Н. Минниханов; под общ. ред. член-корр. Академии наук Республики Татарстан, д-ра техн. наук, проф. Р. Н. Минниханова. Казань, 21-24 сентября 2021 года. Казань: ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности», 2021. С. 527-532.
2. Горбунова И. Б., Панкова А. А. Обучение студентов бакалавриата по программе «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей» в условиях реализации дистанционного образовательного процесса // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 235-238.
3. Покивайлова Е. Б., Кутепова Е. В. Перспективы использования электронных образовательных ресурсов в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов и исполнителей // Учёные записки Российского государственного социального университета. 2018. Т. 17. № 4 (149). С. 144-151.
4. Фильчаков С. И., Буторина Н. И. Музыкально-компьютерные технологии: трактовки понятия, проблемы, возможности // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2020. С. 701-713.
5. Карасёва М. Музыкант-педагог онлайн: проблемы и решения // Научный вестник Московской консерватории. 2020. № 2(41). C. 22-65.
6. Горбунова И. Б., Бажукова Е. Н. Преодоление формализма в знаниях педагогов-музыкантов в области информационных технологий с использованием музыкально-компьютерных технологий в условиях функционирования высокотехнологичной образовательной среды / Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 283-288.
7. Гемаддиев Д. И. Дистанционное обучение и интернет-ресурсы: к проблеме поиска и актуализации педагогического инструментария в классе эстрадно-джазового вокала // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 211-213.
8. Горбунова И. Б. Концепция музыкально-компьютерного педагогического образования в России // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). C. 267-275.
9. Вебсайт программы iZotope RX. URL: https://www.izotope.com/en/products/rx.html (дата обращения: 19.12.2023).
Поступила 26.12.2023; принята к публикации 26.02.2024 Об авторе:
Моисеев Евгений Олегович, стажёр кафедры Теории и истории искусств Института изящных искусств Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) (ул. Малая Пироговская, 1/1, Москва, Российская Федерация, 119435), masterofstyle89@mail.ru
Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
16S
REFERENCES
1. Mirnaya R. R. Primenenie cifrovyh tehnologij v klasse jestradnogo vokala kak sredstvo razvitija ispolnitel'skoj kul'tury studentov [The Use of Digital Technologies in the Classroom of Pop Vocal as a Means of Developing the Performance Culture of Students]. Mezhdunarodnyj forum Kazan digital week - 2021. Sbornik materialov [Proceedings of the International Forum Kazan Digital Week - 2021, Kazan, September 21-24, 2021]. Compiled by: R. Sh. Akhmadieva, R. N. Minnikhanov; Under the general editorship of Corresponding Member of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Doctor of Technical Sciences, Professor R. N. Minnikhanov. Kazan: State Budgetary Institution "Scientific Center for Life Safety", 2021. Pp. 527-532 (in Russian).
2. Gorbunova I. B., Pankova A. A. Obuchenie studentov bakalavriata po programme "Muzykal'no-komp'juternye tehnologii v dopolnitel'nom hudozhestvenno-jesteticheskom obrazovanii detej" v uslovijah realizacii distancionnogo obrazovatel'nogo processa [Teaching Undergraduate Students in the Program "Musical-Computer Technologies in Additional Art-Aesthetic Education
of Children" in the Conditions of Implementing Distance Educational Process]. Mir nauki, kultury, obrazovanija [World of Science, Culture, Education]. 2021, no. 1 (86), pp. 235-238 (in Russian).
3. Pokivaylova E. B., Kutepova E. V. Perspektivy ispol'zovanija elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v processe professional'noj podgotovki pedagogov-muzykantov i ispolnitelej [Prospects for Using Electronic Educational Resources in the Professional Training of Music Teachers and Performers]. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta [Scientific Notes of the Russian State Social University]. 2018, vol. 17, no. 4 (149), pp. 144-151 (in Russian).
4. Filchakov S. I., Butorina N. I. Muzykal'no-komp'juternye tehnologii: traktovki ponjatija, problemy, vozmozhnosti [Music and Computer Technologies: Interpretations of Concepts, Problems, Opportunities]. Nauka. Informatizacija. Tehnologii. Obrazovanie: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Science. Informatization. Technologies. Education: Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference]. Ekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University, 2020. Pp. 701-713 (in Russian).
5. Karaseva M. Muzykant-pedagog onlajn: problemy i reshenija [Augmented Reality in the Work of the Music Teacher]. Nauchnyj vestnik Moskovskoj konservatorii [Scientific Bulletin of the Moscow Conservatory]. 2016, no. 2 (25), pp. 141-183 (in Russian).
6. Gorbunova I. B., Bazhukova E. N. Preodolenie formalizma v znanijah pedagogov muzykantov v oblasti informacionnyh tehnologij s ispol'zovaniem muzykal'no komp'juternyh tehnologij v uslovijah funkcionirovanija vysokotehnologichnoj obrazovatel'noj sredy [Overcoming Formalism in the Knowledge of Music Teachers in the Field of Information Technology Using Musical Computer Technologies in the Context of a High-tech Educational Environment]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. 2014, no. 21, pp. 283-288 (in Russian).
7. Gemaddiev D. I. Distancionnoe obuchenie i internet-resursy: k probleme poiska i aktualizacii pedagogicheskogo instrumentarija v klasse jestradno-dzhazovogo vokala [Distance Learning and Internet Resources: Towards the Problem of Searching and Actualizing Pedagogical Tools in the Classroom of Pop-Jazz Vocal]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [World of Science, Culture, Education]. 2021, no. 1 (86), pp. 211-213 (in Russian). 169
8. Gorbunova I. B. Koncepcija muzykal'no-komp'juternogo pedagogicheskogo obrazovanija -
v Rossii [The Concept of Music-Computer Pedagogical Education in Russia]. MNKO [The World
of Science, Culture, and Education]. 2019, no. 4 (77), pp. 267-275 (in Russian).
9. Vebsajtprogrammy iZotope RX [Website of the iZotope RX program]. Available at: https://www. izotope.com/en/products/rx.html (accessed: 19.12.2023) (in Russian).
Submitted 26.12.2023; revised 26.02.2024
About the author:
Evgeniy O. Moiseev, Graduate of the Post-Graduate Department of Theory and History of Fine Arts, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119435), masterofstyle89@mail.ru
The author has read and approved the final manuscript.