Научная статья на тему 'Компьютерная наглядность и особенности ее использования на уроках литературы'

Компьютерная наглядность и особенности ее использования на уроках литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1696
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАГЛЯДНОСТЬ / НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ / ГРАФИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / VISUAL AIDS / ARTISTIC VISUAL AIDS / GRAPHICAL VISUAL AIDS / COMPUTER VISUAL AIDS / PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Елена Викторовна

В статье рассматриваются особенности применения художественно-изобразительной и графиче-ской компьютерной наглядности на уроках литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER VISUAL AIDS AND ITS USE AT THE LESSONS OF LITERATURE

The author of the article speculates on the problem of using computer visual aids and graphics at the les-sons of literature.

Текст научной работы на тему «Компьютерная наглядность и особенности ее использования на уроках литературы»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №2(20)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ПЕДАГОГИКА

УДК 371.335.5

КОМПЬЮТЕРНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

© Е.В.Александрова

В статье рассматриваются особенности применения художественно-изобразительной и графической компьютерной наглядности на уроках литературы.

Ключевые слова: наглядность, наглядные средства обучения, художественно-изобразительная наглядность, графическая наглядность, компьютерная наглядность, презентация.

Одним из действенных методов преподавания литературы в школе традиционно является наглядность. Вопрос о необходимости использования наглядности на уроках, видах и приемах подобного рода деятельности достаточно часто оказывается в центре внимания ученых-методистов. Так, В.Я.Стоюнин отмечал: "Достоинство преподавания каждого учебного предмета зависит, сколько от личности преподавателя, столько же и от тех учебных средств, какими он может свободно распоряжаться. Без них у него нет возможности удовлетворить многим педагогическим требованиям, как бы они ни казались ему основательными и разумными" [1: 3].

На уроках литературы, где подавляющий поток информации идет в устной форме, для повышения качества усвоения материала наглядность приобретает особую значимость. В.В.Голубков в монографии "Методика преподавания литературы" выделяет три вида наглядности: "1) наглядность словесно-образная: умелое использование стихотворений и отрывков из художественной прозы, из мемуаров - средствами выразительного чтения, декламации и художественного рассказывания; 2) наглядность художественно-изобразительная: демонстрация портретов, снимков с картин, с рукописей и т.п. Учитель может принести эти картины в класс, может в соответствующих случаях организовать экскурсию в местный музей, может воспользоваться проекционным фонарем; 3) графическая наглядность: запись на доске словесного и цифрового материала, показ схем, диаграмм, а еще лучше -создание этих схем преподавателем тут же, в классе, на глазах аудитории и при активном ее участии" [2: 89]. Данная классификация наглядных средств на уроках литературы остается актуальной и на современном этапе. Вместе с тем наряду с традиционными видами наглядности в практику преподавания литературы в школе ак-

тивно внедряются информационные технологии, различные виды работы с персональным компьютером, обеспечивающие появление новых форм, методов и приемов. В связи с этим мы предлагаем дополнить традиционную классификацию видов наглядности еще одним - компьютерной наглядностью, под которой вслед за

А.Г.Войтовым [3: 25] мы будем понимать совокупность специфических учебных дидактических средств, педагогически целесообразно представляющих учебный материал в наглядном виде, и соответствующей аппаратуры для воспроизведения данной информации. Всю компьютерную наглядность мы предлагаем разрабатывать в среде "MS POWER POINT" в виде презентаций.

Характерной особенностью компьютерной наглядности является ее мобильность; учитель при подготовке к каждому уроку может самостоятельно создавать необходимые презентации, выбрав наиболее подходящий для данной темы материал. Чаще всего на уроках литературы используются словесно-образная и художественноизобразительная компьютерная наглядность, которые и станут предметом рассмотрения в данной статье.

Словесно-образная компьютерная наглядность может использоваться на всех этапах изучения творчества писателя: и при изучении биографии, и на этапе анализа произведения, а также на заключительном этапе. Например, при изучении романа "Евгений Онегин" будет целесообразным использовать презентацию, составленную из отрывков писем А.С.Пушкина, в которых поэт делится впечатлением о работе над романом. Для того, чтобы учащиеся смогли более полно уяснить авторский замысел автора, его отношение к героям романа, в презентации необходимо разместить отзывы А.С.Пушкина о некоторых героях романа. В этой же презентации

Е.В.АЛЕКСАНДРОВА

можно использовать и элементы художественноизобразительной наглядности, включив в нее рисунки на полях рукописей романа.

При изучении жизни и творчества писателя можно также использовать презентации, составленные из отрывков литературоведческих работ. Так, при рассмотрении политических взглядов

A. С. Грибоедова и его взаимоотношений с декабристами можно использовать презентацию - цитатник составленную на основе работы М.В.Неч-киной "Грибоедов и декабристы". При работе с самим источником внимание учащихся рассеивается, учителю сложно руководить процессом работы над цитатами. Используя же презентацию, учитель выделяет непосредственно на экране цитаты, на которые следует обратить особое внимание.

Большая роль на уроках литературы отводится выразительному чтению, именно выразительное чтение предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. "Выразительное чтение есть главная наглядность на уроке литературы", - писала М.А.Рыбникова [4: 147]. При использовании компьютерной наглядности не только речь учителя будет примером выразительного чтения, но и различные аудиофрагменты с авторским чтением произведения и аудиофрагменты чтения произведений мастерами художественного слова. Так, например, при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Смерть поэта" в презентации можно использовать два аудиофрагмента в исполнении

B.Качалова и К.Симонова, предложив учащимся сопоставить их и определить специфику исполнения чтецами данного стихотворения.

Помимо этого, на уроке можно также использовать презентации с аудио- вставками музыкальных произведений, созданных на сюжеты или слова изучаемого в школе текста. Так, например, прослушивание романса М.Глинки на слова А.С.Пушкина "Я помню чудное мгновение" оказывает на школьников огромное эмоциональное воздействие и помогает понять содержание этого шедевра пушкинской лирики.

Возможности компьютерной наглядности позволяют учителю управлять процессом прослушивания, делая паузы для озвучивания комментариев и проведения уточняющей беседы. При создании презентации с различными аудиовставками следует помнить, что большую роль здесь играет качество записи, так как прослушивание некачественной записи утомляет и не дает возможности учащимся в полной мере воспринять художественный текст (то же самое относится к длительности аудиофрагментов). Единственным исключением можно считать автор-

ские записи, выполненные на заре развития технологий, позволяющих записывать звук. Надо понимать, что такого рода записи являются раритетными и их ценность ни в коей мере не зависит от качества звучания. В качестве примера можно привести знакомые всем нам с детства аудиозаписи сказок в исполнении Корнея Чуковского.

Следующий вид компьютерной наглядности - художественно-изобразительная наглядность. Так, при изучении биографии писателя учитель может использовать виртуальные экскурсии, которые представляют собой презентации с фотографиями предметов, вещей, когда-либо окружавших писателя и в настоящее время находящихся в экспозициях музеев. Также под виртуальной экскурсией подразумевают подборку фотографий мест, связанных с жизнью и творческой деятельностью писателя, поэта, драматурга. Например, при изучении биографии А.П.Чехова можно провести виртуальную экскурсию "По Чеховским местам", в которой будут использованы фотографии мест, где жил и работал писатель, людей, его окружавших, фотографии его семьи. При изучении биографии используют портретные презентации, где собраны репродукции портретов писателя, написанных разными художниками-портретистами (например, можно изучать биографию А.П.Чехова по художественным портретам И.И. Левитана).

Несомненна эффективность презентаций сопоставительного характера, в которых используются материалы для сопоставления произведений литературы и живописи. При изучении произведений Н.В.Гоголя примером подобного рода наглядности может служить презентация с использованием картин П.А.Федотова. Тематика полотен художника во многом перекликаются с творчеством Н. В. Гоголя. Чиновничество было "главным героем" писателей "натуральной школы". С этими же образами учащиеся встретятся и на полотнах П.А.Федотова. В качестве творческого задания по такой презентации можно предложить учащимся найти и выделить те картины, которые являются своеобразными "иллюстрациями" к произведениям Н.В.Гоголя (например, рисунок П.А.Федотова "Передняя частного пристава" напоминает сцену из "Ревизора" Н.В.Гоголя, когда купцы приносят Городничему "попробовать продукты").

Художественно-изобразительные презентации иллюстративного характера на уроке литературы позволяют активизировать внимание учеников. Они так же как и словесно-образные презентации, используются на различных этапах изучения произведения. На вступительном заня-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕНАУКИ: ПЕДАГОГИКА

тии, перед началом изучения произведения Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" беседу можно сопровождать показом иллюстративной презентации из репродукций картин по теме "Крестьянские дети в живописи" (Х.Платонов "Крестьянская девочка" 1876; Р.Фелицин "На крыльце избы" 1855; Х.Платонов "Маленькая няня" 1880; А.Корзухин "Крестьянские дети в лесу"; К.Лемох "Варька" 1893; Н.Кошевев "Утро в деревне" 1880-е.; И.Галкин "Крестьянские дети" 1898 и т.д.). Данные картины будут работать на уроке прежде всего в качестве реального, бытового и исторического комментария к тексту

Н.А.Некрасова. При изучении драматических произведений хорошим подспорьем для учителя может стать использование презентаций с фотографиями сцен из спектаклей.

Чаще всего презентации иллюстративного характера используют при анализе литературного произведения. Например, в работе над отдельным эпизодом или отрывком произведения можно опираться на иллюстрации, близкие к тексту. Данный вид компьютерной наглядности поможет учителю не только привлечь внимание к художественному произведению, но и постепенно подвести к его анализу путем сопоставления зрительного и текстового образов (например, иллюстрации В.М.Васнецова к "Песне про купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова). В подобных презентациях можно использовать иллюстрации, воспроизводящие отдельные пейзажи, описание которых дается в литературных произведениях, например, рисунок А.Ф.Пахомова "Июльский день" и описание из рассказа Тургенева "Бежин луг".

Использование компьютерной презентации наиболее эффективно при обучении учеников составлению характеристики персонажей произ-

ведений. В этом случае можно применять различные виды презентаций: 1) презентация с иллюстрациями одного художника-иллюстратора к одному произведению; 2) подборка работ разных авторов, изображающих одного и того же литературного героя.

Использование компьютерной наглядности в виде иллюстративных презентаций на заключительных занятиях является одной из форм повторения и систематизации изученного материла. На этом этапе можно дать задание учащимся создать свои электронные альбомы иллюстраций к произведениям, сопоставить иллюстрации с текстом произведения, подобрать цитаты из текста к иллюстрациям, сделать сопоставительный анализ иллюстраций разных авторов (например, "Евгений Онегин" в иллюстрациях М.Добужинс-кого и А. Герасимова).

Таким образом, опыт применения компьютерной наглядности в школе показывает, что на уроках повышается эффективность усвоения материала учащимися, эмоциональный фон урока, формируется устойчивый интерес к литературе, на практике реализуется дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем подготовки, создаются условия для коллективной проектной деятельности учащихся.

1. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы. - СПб., 1908.

2. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М.: Учпедгиз, 1952. - 454 с.

3. Войтов А.Г. Учебная наглядность. - М.: ИТК "Дашков и К°", 2007. - 238 с.

4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М.: Просвещение, 1985. - 288 с.

COMPUTER VISUAL AIDS AND ITS USE AT THE LESSONS OF LITERATURE

E.V.Aleksandrova

The author of the article speculates on the problem of using computer visual aids and graphics at the lessons of literature.

Key words: visual aids, artistic visual aids, graphical visual aids, computer visual aids, presentation.

Александрова Елена Викторовна - соискатель кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

E-mail: elenaleksandrova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.