Научная статья на тему 'Компьютерная контролирующе-обучающая программа «Коррозия и защита металлов». Разработка и использование'

Компьютерная контролирующе-обучающая программа «Коррозия и защита металлов». Разработка и использование Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
315
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мухин Валерий Анатольевич, Зырянова Ирина Михайловна, Чапкевич Елена Сергеевна

К рассмотрению предлагается компьютерная обучающе-контролирующая программа по общей и неорганической химии «коррозия и защита металлов». Программа имеет блочно-модульную структуру, которая может работать как самостоятельно, так и в едином комплекте блоки содержат необходимый теоретический материал, набор упражнений и заданий различной степени сложности. Модуль настройки позволяет варьировать время ответа на вопросы. Программа работает в операционных системах widows 95; 98; nt; 2000; me (millennium); программа разработана в среде с++ builder 5. минимальные технические требования: р-133; ram -16 mb.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Мухин Валерий Анатольевич, Зырянова Ирина Михайловна, Чапкевич Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерная контролирующе-обучающая программа «Коррозия и защита металлов». Разработка и использование»

Ф'Диоцпмм ,"&|(Пфа«Ч1 и поив*" •/>',

Зкзмношмш маме j Мегаамсцттчроешипасх« рвэуътвтав |

Jfi|xJ

Ншпите на кнолкц. чтобы узнать оценку: [[Реацпьтат. ||

♦ Простой вьйор + Простые вставки + Бинарные вставки + Пузырьковое всплытие + Простое слияние

+ Частный случай карманной сортировки 1 + Однородный бинарный поиск + Поиск в самоорганизующемся массиве

- Естественное оауипутевое слияние

- Шейкер-сюртировка

: Правильно выполнены в из 10 метопов ; Оценка за экзамен: |4 (хорошо)

Рис.2. Окно оценки результатов тестирования.

технологизированном мире. Эта способность приобретает весомое значение при освоении многих современных профессий. Алгоритмический стиль мышления позволяет решать задачи, возникающие в любой сфере деятельности человека. Решая большинство практических задач, человек, в той или иной мере применяет алгоритмический подход. Алгоритмический подход, рассматривая взаимосвязь действий, способствует развитию логического мышления у человека.

Одним из наиболее важных результатов курса «Сортировка и поиск» является выработка у обучаемых алгоритмического стиля мышления. Этому как раз и способствует представленная в статье автоматизированная система.

Хотя первый опьгг использования рассмотренной системы связан с процессом автоматизированного контроля на экзаменах, она, несомненно, может быть и будет использована в течение учебного семестра для промежуточной проверки знаний во время контрольных недель, а также для активизации процесса обучения. Использование ее студентами для самоконтроля дает им воз-

В. А. МУХИН И. М. ЗЫРЯНОВА Е. С. ЧАПКЕВИЧ

Омский государственный университет

Омский государственный университет путей сообщения

УДК 378.147, 681.3

Компьютеризация процесса обучения предусматривает применение автоматизированной диалоговой формы общения учащегося и компьютера для достижения поставленной дидактической цели [1]. Самостоятельная, индивидуальная деятельность студента, при использова-

можность увидеть свои ошибки и в следующий раз не допускать их снова. Ведь ошибки, допущенные студентом, выделяются самой системой с помощью цвета. Кроме того, приводится правильный вариант выполнения каждого задания.

Дальнейшее развитие системы предполагает усовершенствование ее интерфейса, расширение количества тестируемых методов сортировки и поиска, создание демонстрационной версии программы, подключение Не1р-возможностей ко всем диалоговым окнам системы.

Литература

1. Кнут Д.Э. Искусство программирования, том 3. Сортировка и поиск, 2-е изд.: пер. с англ.: Уч. пос. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. - 832 с.

2. Ефимов С.С. Сортировка и поиск: Методические указания. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. - 32 с.

ЕФИМОВ Сергей Сергеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной математики и информационных систем.

нии ПЭВМ, направлена на получение знаний, выработку умений, навыков в соответствии с технологией образовательного процесса.

Использование компьютерных технологий позволяет: • интенсифицировать процесс обучения:

КОМПЬЮТЕРНАЯ КОНТРОЛИРУЮЩЕ-ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КОРРОЗИЯ И ЗАЩИТА МЕТАЛЛОВ». РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

К РАССМОТРЕНИЮ ПРЕДЛАГАЕТСЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБУЧАЮЩЕ-КОНТРОЛИРУЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ «КОРРОЗИЯ И ЗАЩИТА МЕТАЛЛОВ». ПРОГРАММА ИМЕЕТ БЛОЧНО-МОДУЛЬНУЮ СТРУКТУРУ, КОТОРАЯ МОЖЕТ РАБОТАТЬ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО, ТАК И В ЕДИНОМ КОМПЛЕКТЕ БЛОКИ СОДЕРЖАТ НЕОБХОДИМЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, НАБОР УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ. МОДУЛЬ НАСТРОЙКИ ПОЗВОЛЯЕТ ВАРЬИРОВАТЬ ВРЕМЯ ОТВЕТА НА ВОПРОСЫ. ПРОГРАММА РАБОТАЕТ В ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ WIDOWS 95; 98; NT; 2000; ME (MILLENNIUM); ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА В СРЕДЕ С++ BUILDER 5. МИНИМАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ: Р-133; RAM-16 MB.

• внедрить эффективные методы обучения;

• реализовать постоянный контроль над деятельностью каждого студента;

■ сократить время на выработку практических умений и навыков у обучаемых, что приводит к совершенствованию учебного процесса и повышения качества подготовки студентов [2].

Современные средства вычислительной техники позволяют разрабатывать компьютерные системы, которые могут сочетать контролирующие и обучающие функции. Главная задача таких систем заключается в предоставлении обучаемому новой информации, по возможности в наглядной и доступной форме; в закреплении теоретического материала при выполнении упражнений, контрольных заданий, в самоконтроле, в контроле со стороны преподаватепя [3, 4, 5].

При условии использования таких программ на практических занятиях, в лабораторном практикуме снимаются следующие проблемы.

1. Появляется возможность моделирования и демонстрации объектов, явлений, процессов, которые невозможно или трудно организовать в обычных условиях, например, опасные опыты; трудоемкие или опыты, требующие дорогой аппаратуры [6, 7, 8].

2. Снимается проблема «субъективности» оценки, осуществляется переход к независимому автоматизированному промежуточному и текущему контролю знаний, умений.

Использование компьютерных средств контроля знаний способствует объективности, поскольку имеются:

■ одинаковые инструкции для испытуемых;

• одинаковая система оценки знаний;

• автоматизированный подсчет баллов испытуемых.

Существенный обучающий эффект достигается, когда

ПЭВМ не только выставляет оценку, но и отслеживает действия учащегося, снабжая его необходимой информацией, позволяя скорректировать обучение.

Для решения указанных задач была разработана конт-ролирующе-обучающая программа «Коррозия и защита металлов». Программа предназначена для обучения студентов по одному из важнейших разделов химии - «Коррозии металлов». Проблема коррозии металлических сооружений во всем мире привлекает большое внимание из-за огромных потерь в результате коррозионных разрушений, достигающих многих десятков тысяч тонн в год. Поэтому защита металлов от коррозии является одной из важнейших задач всей производственной деятельности [9, 10]. Таким образом, будущему инженеру - химику необходимо знание причин возникновения коррозионных процессов, механизмов их протекания, факторов, влияющих на скорость коррозии.

Компьютерная программа «Коррозия и защита металлов» состоит из следующих блоков:

1) изучение предмета;

2) сдача экзамена.

Она имеет разветвленную бпочно-модульную структуру, которая может работать как самостоятельно, так и в едином комплекте.

Блок «Изучение предмета» включает следующие модули:

а) информационно-теоретический;

б) вопросно-разъяснительный.

Программа включает необходимый теоретический материал, набор упражнений и заданий различной степени сложности.

Блок «Сдана экзамена» включает следующие модули:

а) экзаменационный модуль;

б) модуль настройки.

Экзаменационный модуль содержит набор контрольных упражнений различной степени сложности, предъявляемых студенту по усмотрению преподавателя. Модуль настройки позволяет варьировать время ответа на вопросы (без ограничения; от 1-й до 25 мин.).

Вопросно-разъяснительный и экзаменационный модули имеют следующие этапы своего функционирования:

■ непосредственно предъявление вопросов и фиксирование ответов на них;

• представление протокола работы обучаемого с соответствующим рейтингом;

■ фиксирование времени, необходимого для ответа на контрольные вопросы (при ограничении времени).

Компьютерная программа работает в следующих режимах: «Обучение» и «Контроль». В зависимости от сценария занятия программа может выполнять различные функции: обучение (путь А); самоконтроль (путь В); обучение и контроль (путь А, Б, С); контроль (путь С). На рис.1 представлена функциональная схема компьютерной контролирующе-обучающей программы.

Программа легко инсталлируется, имеет стандартный пользовательский интерфейс, работает в операционных системах Windows 95; 98; NT; 2000; ME (Millennium). Минимальные технические требования: Р-133; RAM-16 MB; программный продукт разработан в среде С ++ Builder 5.

Работа с обучающе-конролирующей программой начинается с запуска, после чего на экране монитора появляется заставка. Все функции и возможности данной программы сделаны с таким расчетом, что для ее использования требуются лишь элементарные навыки работы с ПВЭМ и операционной системой Windows. Программа снабжена необходимым справочным материалом, в случае необходимости при нажатии клавиши «Помощь» появляется опция, содержащая разъяснения и методические рекомендации (рис. 2).

При работе в режиме «Обучение» студент нажатием клавиши «Темы» может выбрать интересующий материал согласно содержанию:

1. Виды коррозионных процессов.

2. Классификация процессов коррозии.

3. Термодинамический аспект.

4. Химическая коррозия.

5. Электрохимическая коррозия.

6. Механизм электрохимической коррозии.

7. Коррозия металлов с деполяризацией.

8. Поляризация коррозионных гальванических элементов.

9. Важнейшие примеры электрохимической коррозии.

10. Методы защиты металлов от коррозии.

Информационно-теоретический модуль содержит основные понятия, определения, примеры, при необходимости можно вызвать рисунки (рис. 3), поясняющие учебный материал:

Закрепление полученных знаний осуществляется в разделе «Тесты». При нажатии на клавишу «Тест» учебник автоматически сворачивается, и предлагаются варианты упражнений. Программа содержит 12 вариантов тестовых заданий по пять вопросов в каждом (предусмотрено 5 вариантов ответов, из них один единственно верный). Щелчком мыши по нумерованным кнопкам выбирается правильный ответ. По окончании выполнения упражнения появляется опция с указанием количества правильных ответов из числа предложенных (рис. 4).

В режиме обучения студенту доступны некоторые опции: можно искать подсказку в текстах по соответствующей теме (выбрав закладку «Темы»), Таким образом, при работе в данном режиме учащийся имеет возможность возврата к информационно-теоретическому модулю, при переходе в режим экзамена вход в теоретические разделы блокируется. При запуске программы по умолчанию устанавливается режим обучения. Время ответа не ограничено (рис. 5). Следовательно, работая в этом режиме, обучаемый может самостоятельно поработать с учебным материалом, выполнить все предложенные упражнения (нажатием клавиши «Новый тест»), а затем приступить к сдаче экзамена (контрольного упражнения).

Выбор ввда работы

Стандартный интерфейс

Экзаменационный модуль

Рис.1. Функциональная схема компьютерной программы «Коррозия и защита металлов».

В ^ Мк па* каик» и

^ Порщос дошжмп* т«ст1 ДРяшТ^иит'

щ Настрой

^^ВвиаВЬайЛ I ш игодяал эышпг. ■ тгшг

Прежде, чем вы начвИв проход гл Тест,ваи чувшо выбрать в шок реввкеанСдегге отвечать

чшцщащтщщ - пс раодчаввю ара ¿аауов программы всегда усгааовяеы реяви ТгенчрдрК

Чтобы выбрел» режим'Эюаыун*.

■ажште Евощу 'или

Эфм* 1 выберете оунгг мю» >3юш0н. Далее. выберите в№р *ц>вантвт8ст», ааводрбсЫ которого ви.булет? охвечт. -Быв доацша рвван«' «граянчевме времен! чвзаигяа(додр<»6нее; н*стро*и0.г» часы вачянают текМь СРАЗУ ао&м того ,*а*вы увыжп первый вопрос терлЕргге

вввмягсвьвы: по зплдчмв»? щЛ ааоуса сроГрашш.утловяеаа

опцм 'Вр*мя нвофоаптсо'.

И

Г I

г

шбопес

ч наиболее

кторная эапрпя

. л

ямткНфЫПП;

Рис. 2. Опция «Помощь».

При переходе в блок «Сдача экзамена» предусмотрена настройка временного режима, для этого необходимо нажать клавишу «Настройка» и выставить необходимое время (рис. 5). После настройки программы на вкладке «Тест» выбирается номер варианта. В режиме экзамена (с ограничением времени) сразу после предъявления вопросов запускаются часы, начинающие отсчитывать время. На вопросы необходимо отвечать строго в том порядке, как они пронумерованы. Одновременно по мере ответов на вопросы фиксируется результат в полосе статуса, что сразу позволяет отследить ошибки (рис. 6). По окончании сдачи контрольного упражнения выставляется оценка (рис. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если преподаватель предложил дополнительные контрольные задания, необходимо нажать клавишу «Но-

вый тест», либо сразу щелкнуть нужный вариант в выпадающем списке выбора (путь й).

В качестве методического обеспечения предлагается следующее контрольное упражнение:

Вариант 7

1. При повреждении медного покрытия на стали в нейтральной среде на катоде (К) и аноде (А) протекают процессы:

а) К 2И* + 2е = Н2

А Ре0 - 2 е = Ре2*

УиО КомниижшруёопрощМУз Лщ шЛгааа**» /гм*«м В оз Видный проб од

—Ж

шштт

Рельс

□ □ □

Лочбо ь триоопооеоа"

*

ошрН

м>

~з""'|. -РисА» Т

1

.1 ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ КОРРОЗИИ

■ре« сиеной среды и условий протекення подразделяется на несколько видов, зня. 9гот вид иоррозни наиболее 4 металлических конструкций подвергается шьку подаклявшес большинство металлических юсферных условиях. Считается, что критическая ьиая) равна 63 »ь, в более сухой воздухе коррозии

ла, находящегося в атносферс, особенно тфн 7 а |уется тонкая пленка воды. В шике воды

растворяются гаьугеходящнеся в атмосфере, н таким образом создаются условия соприкосновения металла с электролитами.

К числу факторов, влияющих ив скорость атмосферной коррозии, не меньшую пат. чем степень ппяжност волнухи. иглист состав пленки. Л]

Рис. 3. Электронный учебник.

ия

№Ш

ТрёмфОВЩД ..Э^М'ЦЦ;"

Ида«**;

ш

'-ПОМ«»:;

; 1и« |_

1. Вибрвпявриянт-■■. (7~

Составьте злегаронно-ионные уравнения полуреакцнй для процессов окисления и восстановления, расставьте коэффициенты. Сколько моль серной кислоты участвует в реакции?

1) 8; 2)6; 3)4; 4)2; ^.-т-

,Т«Оокончен . :■.:■ . . • * 3. Укажете продукт взанмо .-,■*.•.•:■■

кислотой? он; |

1) РеСЬ; 2) ?еОб; 3)ЩГеС.,,,

центрированной соляной -т^зресу.

4. Какой кз приведенных ниже реагентов является окислителем при коррозии металлических конструкций в атмосферных условиях? 1) ионы водорода; 2) вода; 3) кислород; 4) углекислый газ ; 3) сернистый газ.

^ И кякпи ич петк^шспсыны* н-пппгушпннтлт гйгт|.вяннчргюгх- чпементпв 1п)ТПЛт.1й ^ ТЕСТ ОКОНЧЕН----— — | .

,К>дгканпярехови^5 ' ^мжеоайгрее*ы*вог#е1|»5*:

Рис. 4. Опция «Результат».

даймраа

Й-IV

.Трендом- ¡».«а Иедийи. /Лонмь'

Тм Хкт

Выпреть варионГ (5 3 1

3. Укажите, каким металлом следует покрывать железное изделие, чтобы оно не

' ' ' »»

разрушалось при нарушении; 1) медью ; 2) серебром; :.'

4. Пользуясь значения: перечисленных ниже металле изделий от коррозии (фср.2*

г ня+гпряжращюр й» - [влов, укажите, какой из

ем при защите железных

1)

-238 В; 2)

Уо* I

66 В;

1) *= -ОДб В ; 5) ф° с3",с, = -0,71 В.

5. Изделие из углеродистой стали покрыто оловом %

, 0.14В). КмтА 1тг> пгилпкггир . мгппмпа (тпн ютплмпл? Квкпй гтппегг Лулрг гтгтттт. на янтте. пли ВшЛрвЯИвгг^ИРвЫЯояда'-'---;

4 J /

234

Рис. 5. Блок настройки.

шшттттт '. " >

О*-! х йлчшжп а»«' . Экэаман Ы-ч^ь-^

] I

В^ерагцнумом:

"3'

2. Закончите уравнение реакции Си + Н^СЦппш.) -»

Составьте электронно-ионные уревнення полуреакцнй для процессов окисления и восстановления, расставьте коэффициенты. Сколько моль серной кислоты участвует в реакции?

1) 8; 2)6; 3)4; 4)1; 5)3.

3. Укажите продукт взаимодействия железа с концентрированной соляной кислотой?

1) ГеОз ; 2) РеСк; 3) Н^еО,]; 4) ГеСЦ; 5) Нанесу .

4. Какой ю приведенных ниже реагентов является окислгтелем при коррознн металлических конструкций в атмосферных условиях?

1) ноны водорода; 2) вода; 3) кислород; 4) углекислый газ; 5) сернистый газ. п п'гз с х г( [

--г,—=-;—-'.-,, ГГГ .

и

.¿I

б) В) Г) Д)

К А

К А

К А

К А

2Н20 + 2е = Н2 + 20Н" Ре ° - 2е = Ре 2*

Си 2* + 2 е = Си Ре ° - 2 е = Ре 2*

Си 2* + 2 е = Си 2Н30 - 4е = 02 + 4Н*

02 + 2Н* + 4е = 2Н20 Си - 2 е = Си 2*

Рис. 6. Выполнение контрольного упражнения.

г) Мд N1 1п

д) П Мп Ре

2. Вычислите толщину защитного цинкового гальванопокрытия, нанесенного на сталь площадью 5 см2 за 1 час при силе тока 0, 56 А. Плотность цинка равна 7,1 г/см3.

а) 0,01 см г) 0,25 см

б) 0,02 см Д) 0,1 см

в) 0,5 см

3. Рассчитайте Э.Д.С. гальванопары (В), образованной кадмием и цинком, если кадмий находится в стандартных условиях, а цинк в 0,01 М растворе сульфата цинка?

а)+ 0,361 б)-1,22 в)+ 0,419

г)+1,22 д) + 0,819

4. Укажите анодный (А) и катодный (К) процессы при катодной защите стальной трубы, если положительный электрод - старый стальной рельс.

а) К Ре 2* + 2 е = Ре0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А Ре0 - 2 е = Ре 2*

б) К 2НгО - 4е = 02 + 4Н*

А Ре0 - 2 е = Ре 2*

в) К Ре 2+ + 2 е = Ре0

А Ре°- 2 е = Ре 2*

г) К 2Н20 + 2е = Н2 + 20Н'

А Ре ° - 2 е = Ре *

Д) К 2Н20 + 2е = Н2 + 20Н"

А 2Н20 - 4е = 02 + 4Н*

5. Выберите три металла, образующих плотную оксидную защитную пленку в условиях атмосферной коррозии?

Схематично структура компьютерной программы «Коррозия и защита металлов» может быть представлена следующим образом (см. таблицу).

Таблица

Структура программы «Коррозия и защита металлов»

ЗАСТАВКА

Реяиы «Обучения» Режим «Экзамене»

Врем не ограничено Время по выбору

Теоретический блок Содержание Тестирование (блокировка) (Отсутствует возможность аожрата к учебному материалу) 12 варюнтое вопросов по 5 вопросов в каедом

Теспфоаание (возможность возврата к учебному штариалу) 12 вариантов вопросов по 5 в отрогов в каждом

фиксирование резул>татоа по мере выполнения задания

Результаты тестирования

о программе, помощь

а) А! гп С6

б) Со Сг Са в) N1 А1 Сг

Программа апробирована и используется на лабора-торно-практических занятиях по общей и неорганической химии в ОмГУПС, а также при изучении спецкурса «Коррозия и защита металлов» студентами старших курсов ОмГУ и работниками проектного института на курсах повышения квалификации. Обобщая полученный опыт, можно сделать следующие рекомендации: при подготовке к занятиям необходимо изучить теоретический материал, используя соответствующую литературу, самостоятельно или под руководством преподавателя выполнить необходимые упражнения традиционным образом, а затем (если позволяет сценарий занятия) проработать электронный учебник, выполнить упражнения для самоконтроля, добиться положительных результатов и перейти к контрольному тестированию. Большинство опрошенных преподавателей, использующих ПВЭМ в учебном процессе, считают обоснованным применение компьютера при изучении теории и отмечают, что использование компьютерного контролирующе-обучающего средства повышает эффективность обучения студентов и экономит время, затрачиваемое на изучение предмета. На занятиях с применением компьютерных технологий учебный материал усваивается большинством учащихся, о чем свидетельствуют проводимые тесты и контрольные работы.

Сравнение традиционного обучения и обучения с использованием ПК

Рис.7. «Сравнение традиционного обучения и контроля с обучением при использовании ПВЭМ».

Уровень подготовленности студентов выявляется при анализе их ответов на задания теста. Чем больше правильных ответов, тем выше индивидуальный тестовый балл. Обычно этот тестовый балл ассоциируется с понятием «уровень усвоения знаний». Однако правильнее говорить о подготовленности, включающей в себя владение требуемыми знаниями, умениями, навыками и представлениями (кто по данному набору заданий оказался выше или ниже) [11]. В процессе принятия зачетов и экзаменов (ОмГУ) было проведено сравнение традиционного обучения и способа приема экзамена и с использованием данной программы. Если в традиционном способе студенты просто пересказывали текст, отвечая на вопросы билета, то успешное контрольное тестирование с применением программы возможно только в том случае, если студент не только досконально разобрался во всех теоретических вопросах, но и умеет применять свои знания при решении конкретных задач, получил прочные навыки расчетов и способен с требуемой точностью выдать числовые данные. Это качественно более высокий уровень контроля, что подтверждается следующими данными (рис. 7), полученными при сравнении результатов контрольных и экспериментальных группах (8 групп из 12 студентов). Статистическая обработка и интерпретация результатов поверки знаний показали, что они согласуются с предположением о нормальном распределении, корреляция результатов (Р = 0,95). Расчеты производили с помощью компьютерной программы «Статистика» [12]. Проведенный педагогический эксперимент показал, что переход к новым информационным технологиям заметно повышает качество знаний и активизирует творческую активность студентов.

Литература

3. Дрождина Е. Возможности компьютерных технологий обучения. Народное образование. №9, 1997, с. 52-59.

4. Зырянова ИМ, Бахтызин П.М. Разработка компьютерной контролирующе-обучающей проограммы «Строение атома и периодическая система элементов» / Омский научный вестник. Вып. 18, 2001, ОмГТУ, с. 201-204.

5. Зырянова И.М., Имашов М.А. Компьютерные конт-ролирующе-обучающие программы по общей химии. // Тезисы докладов. Всероссийская научно - методическая конференция «Новые образовательные технологии в вузе»,

2001, Екатеринбург, с. 39.

6. Смердин С.Н. Использование компьютерных демонстрационных программ в курсе общей физики // Отчет по НИР / Использование компьютерных технологий при изучении общей химии и физики в ОмГУПСе. Омск, Ом-ГУПС, 2001, с. 27.

7. Интерактивный курс «Открытая химия», МИФИ,

2002.

8. Дмитриев В.М., Дмитриев И. В., Ушаков В.М., Шу-тенков А. В. Автоматизированное рабочее место студента-педагога технологического профиля. Открытое и дистанционное образование. Томск: ТомГУ, 2000, №2, с.73-78.

9. Мухин В.А., Зырянова И.М., Кандаев В.А. Исследование рабочих характеристик активатора для протектора сплава Zn - Mg. Сборник научных трудов. Электроснабжение, энергосбережение, электрификация и автоматика предприятий и речных судов. НГАВТ, 2001, с. 28-36.

10. Красноярский В. В. Электрохимический метод защиты металлов от коррозии. М.: ГНТИ,1961, 84 с.

11. Аванесов B.C. «Научные основы тестового контроля знаний». М.: Иссл. центр, 1994, 135 с.

12. Вершинин В.И., Галкин В.В., Чиркова Е.А., Надык-то Д.Г. Компьютерная программа «Статистика», ОмГУ, 1991.

1. Благовещенская М.М., Мануйлов В.Ф., Федоров И.В. Компьютерные наукоемкие технологии образования и их внедрение в процесс управления обучением / Труды X Международной конференции. Таганрог - Москва, ТРТУ, 2001, 25 с.

2. Концепция развития межвузовской комплексной программы «Наукоемкие технологии образования» (МКП НТО). М.: МГУПП, 2001, 65 с.

МУХИН Валерий Анатольевич, кандидат технических наук, доцент кафедры неорганической химии Омского государственного университета.

ЗЫРЯНОВА Ирина Михайловна, старший преподаватель кафедры физики и химии Омского государственного университета путей сообщения. ЧАПКЕВИЧ Елена Сергеевна, студентка группы М-85 Омского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.