Ф'Диоцпмм ,"&|(Пфа«Ч1 и поив*" •/>',
Зкзмношмш маме j Мегаамсцттчроешипасх« рвэуътвтав |
Jfi|xJ
Ншпите на кнолкц. чтобы узнать оценку: [[Реацпьтат. ||
♦ Простой вьйор + Простые вставки + Бинарные вставки + Пузырьковое всплытие + Простое слияние
+ Частный случай карманной сортировки 1 + Однородный бинарный поиск + Поиск в самоорганизующемся массиве
- Естественное оауипутевое слияние
- Шейкер-сюртировка
: Правильно выполнены в из 10 метопов ; Оценка за экзамен: |4 (хорошо)
Рис.2. Окно оценки результатов тестирования.
технологизированном мире. Эта способность приобретает весомое значение при освоении многих современных профессий. Алгоритмический стиль мышления позволяет решать задачи, возникающие в любой сфере деятельности человека. Решая большинство практических задач, человек, в той или иной мере применяет алгоритмический подход. Алгоритмический подход, рассматривая взаимосвязь действий, способствует развитию логического мышления у человека.
Одним из наиболее важных результатов курса «Сортировка и поиск» является выработка у обучаемых алгоритмического стиля мышления. Этому как раз и способствует представленная в статье автоматизированная система.
Хотя первый опьгг использования рассмотренной системы связан с процессом автоматизированного контроля на экзаменах, она, несомненно, может быть и будет использована в течение учебного семестра для промежуточной проверки знаний во время контрольных недель, а также для активизации процесса обучения. Использование ее студентами для самоконтроля дает им воз-
В. А. МУХИН И. М. ЗЫРЯНОВА Е. С. ЧАПКЕВИЧ
Омский государственный университет
Омский государственный университет путей сообщения
УДК 378.147, 681.3
Компьютеризация процесса обучения предусматривает применение автоматизированной диалоговой формы общения учащегося и компьютера для достижения поставленной дидактической цели [1]. Самостоятельная, индивидуальная деятельность студента, при использова-
можность увидеть свои ошибки и в следующий раз не допускать их снова. Ведь ошибки, допущенные студентом, выделяются самой системой с помощью цвета. Кроме того, приводится правильный вариант выполнения каждого задания.
Дальнейшее развитие системы предполагает усовершенствование ее интерфейса, расширение количества тестируемых методов сортировки и поиска, создание демонстрационной версии программы, подключение Не1р-возможностей ко всем диалоговым окнам системы.
Литература
1. Кнут Д.Э. Искусство программирования, том 3. Сортировка и поиск, 2-е изд.: пер. с англ.: Уч. пос. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. - 832 с.
2. Ефимов С.С. Сортировка и поиск: Методические указания. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. - 32 с.
ЕФИМОВ Сергей Сергеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной математики и информационных систем.
нии ПЭВМ, направлена на получение знаний, выработку умений, навыков в соответствии с технологией образовательного процесса.
Использование компьютерных технологий позволяет: • интенсифицировать процесс обучения:
КОМПЬЮТЕРНАЯ КОНТРОЛИРУЮЩЕ-ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА «КОРРОЗИЯ И ЗАЩИТА МЕТАЛЛОВ». РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
К РАССМОТРЕНИЮ ПРЕДЛАГАЕТСЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБУЧАЮЩЕ-КОНТРОЛИРУЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ «КОРРОЗИЯ И ЗАЩИТА МЕТАЛЛОВ». ПРОГРАММА ИМЕЕТ БЛОЧНО-МОДУЛЬНУЮ СТРУКТУРУ, КОТОРАЯ МОЖЕТ РАБОТАТЬ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО, ТАК И В ЕДИНОМ КОМПЛЕКТЕ БЛОКИ СОДЕРЖАТ НЕОБХОДИМЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, НАБОР УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ. МОДУЛЬ НАСТРОЙКИ ПОЗВОЛЯЕТ ВАРЬИРОВАТЬ ВРЕМЯ ОТВЕТА НА ВОПРОСЫ. ПРОГРАММА РАБОТАЕТ В ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ WIDOWS 95; 98; NT; 2000; ME (MILLENNIUM); ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА В СРЕДЕ С++ BUILDER 5. МИНИМАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ: Р-133; RAM-16 MB.
• внедрить эффективные методы обучения;
• реализовать постоянный контроль над деятельностью каждого студента;
■ сократить время на выработку практических умений и навыков у обучаемых, что приводит к совершенствованию учебного процесса и повышения качества подготовки студентов [2].
Современные средства вычислительной техники позволяют разрабатывать компьютерные системы, которые могут сочетать контролирующие и обучающие функции. Главная задача таких систем заключается в предоставлении обучаемому новой информации, по возможности в наглядной и доступной форме; в закреплении теоретического материала при выполнении упражнений, контрольных заданий, в самоконтроле, в контроле со стороны преподаватепя [3, 4, 5].
При условии использования таких программ на практических занятиях, в лабораторном практикуме снимаются следующие проблемы.
1. Появляется возможность моделирования и демонстрации объектов, явлений, процессов, которые невозможно или трудно организовать в обычных условиях, например, опасные опыты; трудоемкие или опыты, требующие дорогой аппаратуры [6, 7, 8].
2. Снимается проблема «субъективности» оценки, осуществляется переход к независимому автоматизированному промежуточному и текущему контролю знаний, умений.
Использование компьютерных средств контроля знаний способствует объективности, поскольку имеются:
■ одинаковые инструкции для испытуемых;
• одинаковая система оценки знаний;
• автоматизированный подсчет баллов испытуемых.
Существенный обучающий эффект достигается, когда
ПЭВМ не только выставляет оценку, но и отслеживает действия учащегося, снабжая его необходимой информацией, позволяя скорректировать обучение.
Для решения указанных задач была разработана конт-ролирующе-обучающая программа «Коррозия и защита металлов». Программа предназначена для обучения студентов по одному из важнейших разделов химии - «Коррозии металлов». Проблема коррозии металлических сооружений во всем мире привлекает большое внимание из-за огромных потерь в результате коррозионных разрушений, достигающих многих десятков тысяч тонн в год. Поэтому защита металлов от коррозии является одной из важнейших задач всей производственной деятельности [9, 10]. Таким образом, будущему инженеру - химику необходимо знание причин возникновения коррозионных процессов, механизмов их протекания, факторов, влияющих на скорость коррозии.
Компьютерная программа «Коррозия и защита металлов» состоит из следующих блоков:
1) изучение предмета;
2) сдача экзамена.
Она имеет разветвленную бпочно-модульную структуру, которая может работать как самостоятельно, так и в едином комплекте.
Блок «Изучение предмета» включает следующие модули:
а) информационно-теоретический;
б) вопросно-разъяснительный.
Программа включает необходимый теоретический материал, набор упражнений и заданий различной степени сложности.
Блок «Сдана экзамена» включает следующие модули:
а) экзаменационный модуль;
б) модуль настройки.
Экзаменационный модуль содержит набор контрольных упражнений различной степени сложности, предъявляемых студенту по усмотрению преподавателя. Модуль настройки позволяет варьировать время ответа на вопросы (без ограничения; от 1-й до 25 мин.).
Вопросно-разъяснительный и экзаменационный модули имеют следующие этапы своего функционирования:
■ непосредственно предъявление вопросов и фиксирование ответов на них;
• представление протокола работы обучаемого с соответствующим рейтингом;
■ фиксирование времени, необходимого для ответа на контрольные вопросы (при ограничении времени).
Компьютерная программа работает в следующих режимах: «Обучение» и «Контроль». В зависимости от сценария занятия программа может выполнять различные функции: обучение (путь А); самоконтроль (путь В); обучение и контроль (путь А, Б, С); контроль (путь С). На рис.1 представлена функциональная схема компьютерной контролирующе-обучающей программы.
Программа легко инсталлируется, имеет стандартный пользовательский интерфейс, работает в операционных системах Windows 95; 98; NT; 2000; ME (Millennium). Минимальные технические требования: Р-133; RAM-16 MB; программный продукт разработан в среде С ++ Builder 5.
Работа с обучающе-конролирующей программой начинается с запуска, после чего на экране монитора появляется заставка. Все функции и возможности данной программы сделаны с таким расчетом, что для ее использования требуются лишь элементарные навыки работы с ПВЭМ и операционной системой Windows. Программа снабжена необходимым справочным материалом, в случае необходимости при нажатии клавиши «Помощь» появляется опция, содержащая разъяснения и методические рекомендации (рис. 2).
При работе в режиме «Обучение» студент нажатием клавиши «Темы» может выбрать интересующий материал согласно содержанию:
1. Виды коррозионных процессов.
2. Классификация процессов коррозии.
3. Термодинамический аспект.
4. Химическая коррозия.
5. Электрохимическая коррозия.
6. Механизм электрохимической коррозии.
7. Коррозия металлов с деполяризацией.
8. Поляризация коррозионных гальванических элементов.
9. Важнейшие примеры электрохимической коррозии.
10. Методы защиты металлов от коррозии.
Информационно-теоретический модуль содержит основные понятия, определения, примеры, при необходимости можно вызвать рисунки (рис. 3), поясняющие учебный материал:
Закрепление полученных знаний осуществляется в разделе «Тесты». При нажатии на клавишу «Тест» учебник автоматически сворачивается, и предлагаются варианты упражнений. Программа содержит 12 вариантов тестовых заданий по пять вопросов в каждом (предусмотрено 5 вариантов ответов, из них один единственно верный). Щелчком мыши по нумерованным кнопкам выбирается правильный ответ. По окончании выполнения упражнения появляется опция с указанием количества правильных ответов из числа предложенных (рис. 4).
В режиме обучения студенту доступны некоторые опции: можно искать подсказку в текстах по соответствующей теме (выбрав закладку «Темы»), Таким образом, при работе в данном режиме учащийся имеет возможность возврата к информационно-теоретическому модулю, при переходе в режим экзамена вход в теоретические разделы блокируется. При запуске программы по умолчанию устанавливается режим обучения. Время ответа не ограничено (рис. 5). Следовательно, работая в этом режиме, обучаемый может самостоятельно поработать с учебным материалом, выполнить все предложенные упражнения (нажатием клавиши «Новый тест»), а затем приступить к сдаче экзамена (контрольного упражнения).
Выбор ввда работы
Стандартный интерфейс
Экзаменационный модуль
Рис.1. Функциональная схема компьютерной программы «Коррозия и защита металлов».
В ^ Мк па* каик» и
^ Порщос дошжмп* т«ст1 ДРяшТ^иит'
щ Настрой
^^ВвиаВЬайЛ I ш игодяал эышпг. ■ тгшг
Прежде, чем вы начвИв проход гл Тест,ваи чувшо выбрать в шок реввкеанСдегге отвечать
чшцщащтщщ - пс раодчаввю ара ¿аауов программы всегда усгааовяеы реяви ТгенчрдрК
Чтобы выбрел» режим'Эюаыун*.
■ажште Евощу 'или
Эфм* 1 выберете оунгг мю» >3юш0н. Далее. выберите в№р *ц>вантвт8ст», ааводрбсЫ которого ви.булет? охвечт. -Быв доацша рвван«' «граянчевме времен! чвзаигяа(додр<»6нее; н*стро*и0.г» часы вачянают текМь СРАЗУ ао&м того ,*а*вы увыжп первый вопрос терлЕргге
вввмягсвьвы: по зплдчмв»? щЛ ааоуса сроГрашш.утловяеаа
опцм 'Вр*мя нвофоаптсо'.
И
Г I
г
-а
шбопес
ч наиболее
кторная эапрпя
. л
ямткНфЫПП;
Рис. 2. Опция «Помощь».
При переходе в блок «Сдача экзамена» предусмотрена настройка временного режима, для этого необходимо нажать клавишу «Настройка» и выставить необходимое время (рис. 5). После настройки программы на вкладке «Тест» выбирается номер варианта. В режиме экзамена (с ограничением времени) сразу после предъявления вопросов запускаются часы, начинающие отсчитывать время. На вопросы необходимо отвечать строго в том порядке, как они пронумерованы. Одновременно по мере ответов на вопросы фиксируется результат в полосе статуса, что сразу позволяет отследить ошибки (рис. 6). По окончании сдачи контрольного упражнения выставляется оценка (рис. 4).
Если преподаватель предложил дополнительные контрольные задания, необходимо нажать клавишу «Но-
вый тест», либо сразу щелкнуть нужный вариант в выпадающем списке выбора (путь й).
В качестве методического обеспечения предлагается следующее контрольное упражнение:
Вариант 7
1. При повреждении медного покрытия на стали в нейтральной среде на катоде (К) и аноде (А) протекают процессы:
а) К 2И* + 2е = Н2
А Ре0 - 2 е = Ре2*
УиО КомниижшруёопрощМУз Лщ шЛгааа**» /гм*«м В оз Видный проб од
—Ж
шштт
Рельс
□ □ □
Лочбо ь триоопооеоа"
*
ошрН
м>
~з""'|. -РисА» Т
1
.1 ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ КОРРОЗИИ
■ре« сиеной среды и условий протекення подразделяется на несколько видов, зня. 9гот вид иоррозни наиболее 4 металлических конструкций подвергается шьку подаклявшес большинство металлических юсферных условиях. Считается, что критическая ьиая) равна 63 »ь, в более сухой воздухе коррозии
ла, находящегося в атносферс, особенно тфн 7 а |уется тонкая пленка воды. В шике воды
растворяются гаьугеходящнеся в атмосфере, н таким образом создаются условия соприкосновения металла с электролитами.
К числу факторов, влияющих ив скорость атмосферной коррозии, не меньшую пат. чем степень ппяжност волнухи. иглист состав пленки. Л]
Рис. 3. Электронный учебник.
ия
№Ш
ТрёмфОВЩД ..Э^М'ЦЦ;"
Ида«**;
ш
'-ПОМ«»:;
; 1и« |_
1. Вибрвпявриянт-■■. (7~
~з
Составьте злегаронно-ионные уравнения полуреакцнй для процессов окисления и восстановления, расставьте коэффициенты. Сколько моль серной кислоты участвует в реакции?
1) 8; 2)6; 3)4; 4)2; ^.-т-
,Т«Оокончен . :■.:■ . . • * 3. Укажете продукт взанмо .-,■*.•.•:■■
кислотой? он; |
1) РеСЬ; 2) ?еОб; 3)ЩГеС.,,,
центрированной соляной -т^зресу.
4. Какой кз приведенных ниже реагентов является окислителем при коррозии металлических конструкций в атмосферных условиях? 1) ионы водорода; 2) вода; 3) кислород; 4) углекислый газ ; 3) сернистый газ.
^ И кякпи ич петк^шспсыны* н-пппгушпннтлт гйгт|.вяннчргюгх- чпементпв 1п)ТПЛт.1й ^ ТЕСТ ОКОНЧЕН----— — | .
,К>дгканпярехови^5 ' ^мжеоайгрее*ы*вог#е1|»5*:
Рис. 4. Опция «Результат».
даймраа
Й-IV
.Трендом- ¡».«а Иедийи. /Лонмь'
Тм Хкт
Выпреть варионГ (5 3 1
3. Укажите, каким металлом следует покрывать железное изделие, чтобы оно не
' ' ' »»
разрушалось при нарушении; 1) медью ; 2) серебром; :.'
4. Пользуясь значения: перечисленных ниже металле изделий от коррозии (фср.2*
г ня+гпряжращюр й» - [влов, укажите, какой из
ем при защите железных
1)
-238 В; 2)
Уо* I
66 В;
1) *= -ОДб В ; 5) ф° с3",с, = -0,71 В.
5. Изделие из углеродистой стали покрыто оловом %
, 0.14В). КмтА 1тг> пгилпкггир . мгппмпа (тпн ютплмпл? Квкпй гтппегг Лулрг гтгтттт. на янтте. пли ВшЛрвЯИвгг^ИРвЫЯояда'-'---;
4 J /
234
Рис. 5. Блок настройки.
шшттттт '. " >
О*-! х йлчшжп а»«' . Экэаман Ы-ч^ь-^
] I
В^ерагцнумом:
"3'
2. Закончите уравнение реакции Си + Н^СЦппш.) -»
Составьте электронно-ионные уревнення полуреакцнй для процессов окисления и восстановления, расставьте коэффициенты. Сколько моль серной кислоты участвует в реакции?
1) 8; 2)6; 3)4; 4)1; 5)3.
3. Укажите продукт взаимодействия железа с концентрированной соляной кислотой?
1) ГеОз ; 2) РеСк; 3) Н^еО,]; 4) ГеСЦ; 5) Нанесу .
4. Какой ю приведенных ниже реагентов является окислгтелем при коррознн металлических конструкций в атмосферных условиях?
1) ноны водорода; 2) вода; 3) кислород; 4) углекислый газ; 5) сернистый газ. п п'гз с х г( [
--г,—=-;—-'.-,, ГГГ .
и
.¿I
б) В) Г) Д)
К А
К А
К А
К А
2Н20 + 2е = Н2 + 20Н" Ре ° - 2е = Ре 2*
Си 2* + 2 е = Си Ре ° - 2 е = Ре 2*
Си 2* + 2 е = Си 2Н30 - 4е = 02 + 4Н*
02 + 2Н* + 4е = 2Н20 Си - 2 е = Си 2*
Рис. 6. Выполнение контрольного упражнения.
г) Мд N1 1п
д) П Мп Ре
2. Вычислите толщину защитного цинкового гальванопокрытия, нанесенного на сталь площадью 5 см2 за 1 час при силе тока 0, 56 А. Плотность цинка равна 7,1 г/см3.
а) 0,01 см г) 0,25 см
б) 0,02 см Д) 0,1 см
в) 0,5 см
3. Рассчитайте Э.Д.С. гальванопары (В), образованной кадмием и цинком, если кадмий находится в стандартных условиях, а цинк в 0,01 М растворе сульфата цинка?
а)+ 0,361 б)-1,22 в)+ 0,419
г)+1,22 д) + 0,819
4. Укажите анодный (А) и катодный (К) процессы при катодной защите стальной трубы, если положительный электрод - старый стальной рельс.
а) К Ре 2* + 2 е = Ре0
А Ре0 - 2 е = Ре 2*
б) К 2НгО - 4е = 02 + 4Н*
А Ре0 - 2 е = Ре 2*
в) К Ре 2+ + 2 е = Ре0
А Ре°- 2 е = Ре 2*
г) К 2Н20 + 2е = Н2 + 20Н'
А Ре ° - 2 е = Ре *
Д) К 2Н20 + 2е = Н2 + 20Н"
А 2Н20 - 4е = 02 + 4Н*
5. Выберите три металла, образующих плотную оксидную защитную пленку в условиях атмосферной коррозии?
Схематично структура компьютерной программы «Коррозия и защита металлов» может быть представлена следующим образом (см. таблицу).
Таблица
Структура программы «Коррозия и защита металлов»
ЗАСТАВКА
Реяиы «Обучения» Режим «Экзамене»
Врем не ограничено Время по выбору
Теоретический блок Содержание Тестирование (блокировка) (Отсутствует возможность аожрата к учебному материалу) 12 варюнтое вопросов по 5 вопросов в каедом
Теспфоаание (возможность возврата к учебному штариалу) 12 вариантов вопросов по 5 в отрогов в каждом
фиксирование резул>татоа по мере выполнения задания
Результаты тестирования
о программе, помощь
а) А! гп С6
б) Со Сг Са в) N1 А1 Сг
Программа апробирована и используется на лабора-торно-практических занятиях по общей и неорганической химии в ОмГУПС, а также при изучении спецкурса «Коррозия и защита металлов» студентами старших курсов ОмГУ и работниками проектного института на курсах повышения квалификации. Обобщая полученный опыт, можно сделать следующие рекомендации: при подготовке к занятиям необходимо изучить теоретический материал, используя соответствующую литературу, самостоятельно или под руководством преподавателя выполнить необходимые упражнения традиционным образом, а затем (если позволяет сценарий занятия) проработать электронный учебник, выполнить упражнения для самоконтроля, добиться положительных результатов и перейти к контрольному тестированию. Большинство опрошенных преподавателей, использующих ПВЭМ в учебном процессе, считают обоснованным применение компьютера при изучении теории и отмечают, что использование компьютерного контролирующе-обучающего средства повышает эффективность обучения студентов и экономит время, затрачиваемое на изучение предмета. На занятиях с применением компьютерных технологий учебный материал усваивается большинством учащихся, о чем свидетельствуют проводимые тесты и контрольные работы.
Сравнение традиционного обучения и обучения с использованием ПК
Рис.7. «Сравнение традиционного обучения и контроля с обучением при использовании ПВЭМ».
Уровень подготовленности студентов выявляется при анализе их ответов на задания теста. Чем больше правильных ответов, тем выше индивидуальный тестовый балл. Обычно этот тестовый балл ассоциируется с понятием «уровень усвоения знаний». Однако правильнее говорить о подготовленности, включающей в себя владение требуемыми знаниями, умениями, навыками и представлениями (кто по данному набору заданий оказался выше или ниже) [11]. В процессе принятия зачетов и экзаменов (ОмГУ) было проведено сравнение традиционного обучения и способа приема экзамена и с использованием данной программы. Если в традиционном способе студенты просто пересказывали текст, отвечая на вопросы билета, то успешное контрольное тестирование с применением программы возможно только в том случае, если студент не только досконально разобрался во всех теоретических вопросах, но и умеет применять свои знания при решении конкретных задач, получил прочные навыки расчетов и способен с требуемой точностью выдать числовые данные. Это качественно более высокий уровень контроля, что подтверждается следующими данными (рис. 7), полученными при сравнении результатов контрольных и экспериментальных группах (8 групп из 12 студентов). Статистическая обработка и интерпретация результатов поверки знаний показали, что они согласуются с предположением о нормальном распределении, корреляция результатов (Р = 0,95). Расчеты производили с помощью компьютерной программы «Статистика» [12]. Проведенный педагогический эксперимент показал, что переход к новым информационным технологиям заметно повышает качество знаний и активизирует творческую активность студентов.
Литература
3. Дрождина Е. Возможности компьютерных технологий обучения. Народное образование. №9, 1997, с. 52-59.
4. Зырянова ИМ, Бахтызин П.М. Разработка компьютерной контролирующе-обучающей проограммы «Строение атома и периодическая система элементов» / Омский научный вестник. Вып. 18, 2001, ОмГТУ, с. 201-204.
5. Зырянова И.М., Имашов М.А. Компьютерные конт-ролирующе-обучающие программы по общей химии. // Тезисы докладов. Всероссийская научно - методическая конференция «Новые образовательные технологии в вузе»,
2001, Екатеринбург, с. 39.
6. Смердин С.Н. Использование компьютерных демонстрационных программ в курсе общей физики // Отчет по НИР / Использование компьютерных технологий при изучении общей химии и физики в ОмГУПСе. Омск, Ом-ГУПС, 2001, с. 27.
7. Интерактивный курс «Открытая химия», МИФИ,
2002.
8. Дмитриев В.М., Дмитриев И. В., Ушаков В.М., Шу-тенков А. В. Автоматизированное рабочее место студента-педагога технологического профиля. Открытое и дистанционное образование. Томск: ТомГУ, 2000, №2, с.73-78.
9. Мухин В.А., Зырянова И.М., Кандаев В.А. Исследование рабочих характеристик активатора для протектора сплава Zn - Mg. Сборник научных трудов. Электроснабжение, энергосбережение, электрификация и автоматика предприятий и речных судов. НГАВТ, 2001, с. 28-36.
10. Красноярский В. В. Электрохимический метод защиты металлов от коррозии. М.: ГНТИ,1961, 84 с.
11. Аванесов B.C. «Научные основы тестового контроля знаний». М.: Иссл. центр, 1994, 135 с.
12. Вершинин В.И., Галкин В.В., Чиркова Е.А., Надык-то Д.Г. Компьютерная программа «Статистика», ОмГУ, 1991.
1. Благовещенская М.М., Мануйлов В.Ф., Федоров И.В. Компьютерные наукоемкие технологии образования и их внедрение в процесс управления обучением / Труды X Международной конференции. Таганрог - Москва, ТРТУ, 2001, 25 с.
2. Концепция развития межвузовской комплексной программы «Наукоемкие технологии образования» (МКП НТО). М.: МГУПП, 2001, 65 с.
МУХИН Валерий Анатольевич, кандидат технических наук, доцент кафедры неорганической химии Омского государственного университета.
ЗЫРЯНОВА Ирина Михайловна, старший преподаватель кафедры физики и химии Омского государственного университета путей сообщения. ЧАПКЕВИЧ Елена Сергеевна, студентка группы М-85 Омского государственного университета.