ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
PSYCHOLOGICAL STUDIES
DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-219-223
КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Быдтаева Э.Л., ЗураеваА.М.
ФГБОУ «Северо-Осетинский государственный университет
им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Российская Федерация
В статье излагаются теоретические представления проблемы компьютерной и Интернет - зависимости у детей младшего и старшего школьного возраста. Рассматриваются основные виды компьютерной зависимости. Утверждается, что компьютер представляет большую угрозу для детей, которые обделены вниманием родителей.
Ключевые слова: сетеголизм; компьютерная зависимость; хакерство; Интернет-зависимость; родители; дети младшего школьного возраста; подростки.
COMPUTER AND INTERNET ADDICTION OF CHILDREN OF JUNIOR AND SENIOR SCHOOL AGE AS A PSYCHOLOGICAL PROBLEM OF THE MODERN FAMILY
Bydtayeva E.L., ZuraevaA.M.
North Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov, Vladikavkaz, Russian Federation
The article presents theoretical study of the problem of computer and Internet dependence of children of junior and senior school age.
The main types of Computer dependence are considered. It states that the Computer presents a great threat to the children who are deprived of the attention of their parents.
Keywords: Internet addiction; Computer addiction; hacking; parents; children of primary school age; teenagers.
На рубеже XX-XXI веков компьютер и Интернет прочно вошли в жизнь современного общества. Происходило нарастание информатизации общества - активное развитие новых технологий, массовых коммуникаций, использование электронной почты, Интернета, сотовой связи и других технологий в общении людей. «Жизнь современного общества немыслима без технических устройств, таких как компьютер и мировая информационная сеть Интернет. Компьютерные технологии стремительно вошли в жизнь не только взрослого человека, но и стали неотъемлемой составляющей жизни детей и подростков» [5, с. 195].
В настоящее время компьютер уже не является новинкой, для многих-это предмет первой необходимости [1, с. 68]. Дети раннего возраста умеют пользоваться сотовыми телефонами, планшетами, имеют доступ к компьютеру: смотрят мультфильмы, играют в различные компьютерные игры, используют Интернет. Большинство родителей приобретают планшетные компьютеры или телефоны с выходом в интернет своим детям уже при поступлении в школу, так как процесс обучения требует применения технических устройств -многие домашние задания связаны с поиском информации в сети Интернет и необходимостью выполнять в электронном виде научные работы: доклады, презентации, рефераты и т.д.
Длительное и бесконтрольное использование технических устройств детьми, со временем приводит к возникновению компьютерной зависимости. Данная проблема крайне актуальна и касается фактически каждого родителя, так как у нынешнего поколения детей изменились интересы, появились новые способы знакомства и общения со сверстниками, которые можно использовать в персональном компьютере, не выходя из дома. Большую угрозу компьютер представляет для детей, которые обделены вниманием родителей.
Компьютерную зависимость у детей можно отнести к психологическим проблемам современной семьи, потому что именно родители и другие родственники, в первую очередь, должны положительно повлиять на ребёнка, предотвратить возникновение у него «компью-теромании» или помочь ему избавиться от неё [6, с. 70].
Подростки - специфическая социально-демографическая группа. Формирование подростков сопровождается стремлением к самоутверждению и самопознанию. Взрослые, которые по разным причинам в недостаточной степени контролируют поведение ребенка, нередко слишком поздно узнают о наличии опасных форм проявления увлечений, в частности, компьютерной онлайн - зависимости.
Данная проблема психологами, врачами, педагогами и социологами. К этой теме обращались исследователи П.П. Блонский, Л.И. Бо-жович, JI.A. Венгер, JI.C. Выготский, П.М. Ершов, A.B. Запорожец, Н.Я. Иванова, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, С.Л. Рубенштейн, Д.Н. Узнадзе, П.Г. Шедровицкий, Д.Б. Эльконин.
Использование компьютера и Интернет-ресурсов в современном мире является необходимым. «Компьютеризация нашего общества в последнее время приобрела лавинообразный характер, практически невозможно найти учебное заведение, организацию без наличия в них компьютеров и компьютерных сетей» [7, с. 79]. Однако, наряду с удобствами, связанными с глобальной компьютеризацией, человек сталкивается с новыми проблемами, которые связаны, прежде всего, с влиянием компьютерной зависимости на психическое здоровье человека. По мнению Шайдулиной, «группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Этому способствует ряд факторов - широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к Интернет-сети, компьютеризация школьных и студенческих программ обучения, большое количество компьютерных клубов и интернет-салонов...». [7, с. 80]. Дети и подростки особенно склонны к появлению патологического влечения к работе с Интернетом, что вызывает различные расстройства личности, вследствие чего у зависимых лиц может возникнуть значительная социальная дезадаптация.
Понятие «компьютерная зависимость» определяет степень увлечения компьютером, которая приводит к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, существенно ограничивая общение с другими людьми. «Компьютерная зависимость широко распространенное явление в подростком возрасте» [6, с. 823].
У детей, начиная с младшего школьного возраста, проявляется повышенный интерес к компьютерным играм, что может привести к возникновению компьютерной зависимости. Причинами возникновения такой зависимости у подростков могут являться недостаток внимания со стороны сверстников и взрослых, неуверенность в себе, недовольство своей внешностью, отсутствие увлечений. Длительное пребывание детей и подростков за компьютером вызывает невозможность остановиться, игнорирование общения с людьми в реальности, способствует появлению депрессии, раздражения, возникновению трудностей в процессе обучения, отсутствию взаимопонимания в семье, в школе и т. д.
Войскунский А.Е., предлагает выделить основные виды компьютерной зависимости, учитывая интересы субъекта: познавательную; игровую; коммуникативную [2, с. 141].
Кроме того, существует такой вид компьютерной зависимости, как киберадикция - зависимость от компьютерных игр. Потребность в играх возрастает и вытесняет наиболее важные личностные потребности. Дети считают время, потраченное на игры, полезным, так как они сумели достичь нового уровня в виртуальном мире. Однако, реальность оказывается совершенно иной.
Компьютерная зависимость от сети - Интернет, длительное бесконтрольное нахождение индивида в сети нашло широкое распространение среди детей. Индивид с данным видом зависимости проводит за компьютером по 12-14 часов в сутки, регистрируясь и общаясь в социальных сетях, на форумах, играя в различные онлайн игры, скачивая музыку и видеофильмы.
Отличительные признаки детей с сетоголизмом: излишний интерес к проблемам сети Интернет; при отключении интернета, человек испытывает недовольство, полную подавленность; постепенно увеличивается время пребывания в интернете; возникает угроза
потери важных личных связей - родственников, друзей, коллег; использование интернета как метода избегания индивидуальных проблем, или наоборот, поднятия настроения; невысокая трудоспособность [3, с. 149].
Хакерство, как один из видов компьютерной зависимости, характеризуется пристрастием к поиску информации и использованием ее в своих целях. Подростки, неадаптированные к обществу, не умеющие заводить новые отношения, часто становятся взломщиками, так как проявляют свое негативное отношение к миру [4, с. 244].
Таким образом, компьютерная зависимость у детей и подростков нередко связана с дефицитом общения в жизни между сверстниками, отсутствием внимания со стороны родителей.
Список литературы
1. Андреев И.В. Информационное пространство ИНТЕРНЕТ и личность // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 10. Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 2007. С. 68-83.
2. Войскунский А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета//Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. №2. С. 140-153.
3. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде II Тезисы 2-й Российской конференции по экологической психологии. Москва, 12-14 апреля 2000 г. М.: Экопсицентр РОСС. С. 240-245.
4. Зураева A.M., Джелиева З.Т. Влияние компьютерных технологий и интернета на психическое здоровье детей и подростков II Теоретические и практические аспекты развития современной науки: материалы XI международной научно-практической конференции. Москва: Изд-во «Спецкнига», 2014. 212 с. С. 194-199.
5. Изард К. Эмоции человека. 5-е изд. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.440с.
6. Калинина Т.В., Ручкина A.A. Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста // Молодой ученый. 2016. №21. С. 822-824.
7. Шайдулина А.Ф. Интернет-зависимость - новая форма аддикгивнош поведения подростков // Вопросы психологии. 2011. №4. С. 79-87.