вопрос - ответ
КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА
Подборка по материалам ИПК «КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»
Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью является перевозчиком твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) от юридических лиц на территории Московской области, где введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Организация имеет семь единиц автотранспортных средств, лицензию на перевозку грузов автотранспортом по территории РФ, разрешение на осуществление деятельности с опасными отходами. Договоры на транспортное обслуживание на вывоз ТБО и КГМ заключены с юридическими лицами, которые принимают и оплачивают услуги по акту выполненных работ (транспортировка ТБО). Согласно ОКВЭД ООО присвоен код 60.24 — деятельность автомобильного грузового транспорта.
В гл. 26.3 части второй НК РФ отсутствует четкое определение понятия «автотранспортные услуги». В связи с этим просим дать разъяснение, подпадает ли деятельность ООО под обложение ЕНВД.
Ответ. В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
В целях применения гл. 26.3 НК РФ под количеством эксплуатируемых транспортных средств следует понимать количество транспортных средств (но не более 20 единиц), находящихся на балансе организации или арендованных организацией для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг.
Согласно ст. 346.27 НК РФ под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
При этом к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) по кодам с 021520 по 021553 и коду подгруппы 022500.
В связи с тем что определение понятия «автотранспортные услуги» в НК РФ отсутствует, а п. 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ, целесообразно использовать значение указанного понятия, приведенное в ГК РФ.
Так, договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг регулируются гл. 40 «Перевозка» ГК РФ.
Согласно ст. 784 и 785 ГК РФ перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомо-ченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Исходя из ситуации, изложенной в вопросе, организация осуществляет вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от юридических лиц.
При этом согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами представляет из себя деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В связи с этим осуществляемая организацией транспортировка твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к деятельности по перевозке грузов.
Кроме того, осуществляя перевозку отходов и мусора от юридических лиц, организация не выполняет основных пунктов договора перевозки грузов, установленных ГК РФ, поскольку не осуществляет доставку вверенного груза в пункт назначения, не выдает его получателю, а также, предположительно, при транспортировке отходов отсутствуют сроки доставки.
Таким образом, осуществляемая организацией деятельность по перевозке твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от юридических лиц не относится к деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, и, соответственно, не может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
Данный вид предпринимательской деятельности подлежит обложению в соответствии с общим режимом налогообложения или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.
Основание: письмо Минфина России от 20.06.2006 № 03-11-04/3/299.
Вопрос. Организация имеет в собственности жилой дом — общежитие. Часть жилой площади занимают постоянные жильцы-квартиросъемщики, другая часть используется как гостиница для временного проживания. Квартиросъемщики оплачивают коммунальные услуги по тарифам, утвержденным муниципальным образованием. В то же время тарифы, по которым организация оплачивает коммунальные услуги, превышают тарифы для муниципальных жилищно-эксплуатационных предприятий. Предполагается, что во II квартале 2006 г. в целом результат от эксплуатации дома будет безубыточным. При этом от гостиничных услуг будет получена прибыль, от услуг постоянно проживающим - убыток.
Правомерно ли воспользоваться нормами подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ и учесть для целей налогообложения фактические расходы по коммунальным услугам, уменьшив базу по налогу на при-
быль на сумму убытков по услугам для постоянно проживающих в общежитии граждан?
Ответ. Порядок определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, изложен в ст. 275.1 НК РФ.
Согласно указанной статье НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
При этом для целей налогообложения прибыли к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
Таким образом, общежитие, оказывающее ус-лугикаксвоимработникам,такистороннимлицам, относится к объектам жилищно-коммунального хозяйства, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.
Согласно ст. 275.1 НК РФ в случае, если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в вышеназванной статье НК РФ объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:
— если стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных в настоящей статье объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
— если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
— если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения
работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.
В том случае, если общежитие используется исключительно работниками организации, применение подп. 32 п. 1 ст. 264 НК РФ, на который указано в вопросе, в рассматриваемом случае невозможно, в связи с тем что указанная норма предусмотрена для содержания вахтовых и временных поселков в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях. При этом, как следует из вопроса, указанное общежитие не относится к вахтовым или временным поселкам.
Иных норм, помимо содержащихся в ст. 275.1 НК РФ, позволяющих учесть в целях налогообложения прибыли расходы налогоплательщика по содержанию общежития, гл. 25 НК РФ не предусмотрено.
Основание: письмо Минфина России
от 20.06.2006 № 03-03-04/1/534.
Вопрос. Закрытое акционерное общество, занимающееся оптово-розничной торговлей, имеет торговые точки в другом городе. Для служебных целей в этом городе была куплена квартира и поставлена на баланс ЗАО. Квартира используется как гостиница во время командировок сотрудников. Вправе ли ЗАО учитывать расходы на содержание этой квартиры в целях налогообложения прибыли и если да, то достаточно ли будет приказа руководителя для документального подтверждения указанных расходов?
Ответ. Подпункт 12 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает в составе расходов на командировки такой вид расходов, как наем жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие
расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Учитывая изложенное, расходы по содержанию квартиры, предназначенной для проживания в ней командированных работников, на основании документов, косвенно подтверждающих факт пребывания в ней данных работников во время командировки (командировочного удостоверения, проездных документов до места командировки и др.), могут быть отнесены к признаваемым при налогообложении прибыли расходам. При этом такие расходы принимаются к налоговому учету в той доле, в которой квартира использовалась для проживания в ней командированных работников. Расходы по содержанию квартиры за то время, что квартира пустовала, не могут быть признаны в целях налогообложения прибыли.
Основание: письмо Минфина России
от 20.06.2006 № 03-03-04/1/533.
Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью просит дать разъяснения по вопросу признания доходов в целях налогообложения прибыли в случае последующей переуступки ранее приобретенных прав требования.
Ответ. Основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу установлены ст. 382 ГК РФ, в соответствии с которой право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Согласно ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права требования. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права.
Налоговая база по налогу на прибыль организаций при уступке (переуступке) права требования определяется в соответствии со ст. 279 НК РФ, п. 3 которой установлено, что при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, при-
читающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга.
Дата получения дохода при реализации финансовым агентом услуг финансирования под уступку денежного требования, а также реализации новым кредитором, получившим указанное требование, финансовых услуг определяется в соответствии с п. 5 ст. 271 НК РФ как день последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования. При уступке налогоплательщиком — продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу дата получения дохода от уступки права требования определяется как день подписания сторонами акта уступки права требования.
Основание: письмо Минфина России
от 20.06.2006 № 03-03-04/1/527.
Вопрос. Можно ли включить в расходы по налогу на прибыль услуги по мойке автомобилей фирмы? Если да, то какими документами это должно быть подтверждено?
Ответ. Расходы на содержание служебного транспорта, согласно подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
В составе расходов на содержание служебного транспорта можно учесть в том числе расходы, связанные с оплатой мойки служебных автомобилей.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Система налогового учета по налогу на прибыль организаций установлена ст. 313 НК РФ, согласно которой основанием определения налоговой базы по налогу на прибыль являются данные первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Согласно положениям п. 1 ст. 11 НК РФ понятие «первичные учетные документы» следует определять в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.
В соответствии со ст. 9 «Первичные учетные документы» Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Первичные учетные документы, составленные с учетом вышеизложенных требований, являются подтверждающими документами для налогового учета.
Основание: письмо Минфина России
от 20.06.2006 № 03-03-04/1/530.
Вопрос. В соответствии со ст. 346.29 НК РФ при исчислении суммы ЕНВД налогоплательщики, оказывающие услуги по хранению автотранспортных средств на платных стоянках, в качестве физического показателя базовой доходности используют площадь стоянки в квадратных метрах. При этом ст. 346.27 НК РФ определяет понятие «платные стоянки» как площади (в том числе открытые и закрытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств.
Исходя из этого, просим дать разъяснения по следующим вопросам.
1. Как определить и документально подтвердить площадь, используемую в качестве места для оказания платных услуг по хранению транспортных средств?
2. С какой площади следует исчислять ЕНВД: только с площади, используемой непосредственно для стоянки автомобилей, или со всей площади стоянки (включая помещения для сторожей, инвентаря, подъездные дороги и т.д.)?
3. Можно ли исключить из налогооблагаемой площади ту часть автостоянки, где бесплатно (по соглашению) размещается транспорт МВД России?
Ответ. В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.
Согласно ст. 346.27 НК РФ под платными стоянками понимаются площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств.
Пунктом 3 ст. 346.29 НК РФ физическим показателем, используемым при исчислении единого налога на вмененный доход, установлена «площадь стоянки (в квадратных метрах)».
Таким образом, гл. 26.3 НК РФ не предусматривается уменьшение площади платных стоянок на площадь подъездных дорог непосредственно к стоянке автомобилей; на площадь, занимаемую служебными помещениями стоянки; на площадь, используемую для бесплатного размещения транспортных средств специального назначения, и т.п.
Размер площади стоянки устанавливается на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих право налогоплательщиков на использование земельного участка для организации стоянки (договоры купли-продажи, аренды и другие документы).
Основание: письмо Минфина России
от 19.06.2006 № 03-11-04/3/293.
Вопрос. Открытое акционерное общество просит разъяснить, подлежат ли обложению ЕСН суммы страховых взносов по договорам добровольного медицинского страхования работников, заключенным на срок неменее года и предусматривающим оказание восстановительно-реабилитационной помощи застрахованным на базе санаторно-курортного учреждения, имеющего лицензию на осуществление медицинской деятельности реабилитационного характера.
Ответ. Пунктом 1 ст. 236 НК РФ установлено, что объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы по ЕСН налогоплательщиком, производящим выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Подпунктом 7 п. 1 ст. 238 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению ЕСН, в частности, суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц.
Статьей 1 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее — Закон) предусмотрено, что добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 4 Закона № 1499-1 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования.
Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
При этом договор медицинского страхования помимо наименования сторон договора, сроков действия договора, списка застрахованных лиц должен содержать перечень медицинских услуг, соответствующих программам обязательного или добровольного медицинского страхования.
Учитывая изложенное, если оказание восстано вительно-реабилитационной помощи соответствует программе добровольного медицинского страхования, то суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договору добровольного личного медицинского страхования работников, заключенному на срок не менее одного года и предусматривающему оказание восстановительно-реабилитаци онной помощи застрахованным лицам при наступлении страхового события, не подлежат налогообложению единым социальным налогом.
Основание: письмо Минфина России
от 16.06.2006 № 03-05-02-04/82.
Вопрос. Организацией приобретены нематериальные активы (торговые знаки и товарные образцы) на основании лицензионных договоров, подлежащих регистрации. Организация до подписания одного из договоров и с даты подписания до регистрации другого выплачивала правообладателю денежные средства в связи с фактическим использованием данных нематериальных активов.
Вправе ли организация включить данные денежные суммы в стоимость нематериальных активов или каким-либо иным образом учесть их в качестве расходов в целях обложения налогом на прибыль?
Будет ли в данной ситуации иметь значение то обстоятельство, что в соответствии с условиями договора он распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до его подписания?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ для целей налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были про-
изведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно ст. 27 Закона РФ от23.09.1992№ 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» договор о передаче исключительного права на товарный знак (договор об уступке товарного знака) и лицензионный договор регистрируются в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без этой регистрации указанные договоры считаются недействительными.
Порядок регистрации указанных договоров устанавливается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Таким образом, документом, служащим основанием для начисления лицензионного вознаграждения в случае, указанном в вопросе, будет являться зарегистрированный в установленном порядке договор. Поэтому до регистрации лицензионного договора организация не вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму лицензионного вознаграждения по указанному договору.
Основание: письмо Минфина России
от 08.06.2006 № 03-03-04/4/102.
Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью арендует нежилое помещение по договору аренды, заключенному на срок менее года, с обязанностью арендатора ежемесячно уплачивать арендную плату. Помещение принято от арендодателя по акту приема-передачи.
Является ли обязательным ежемесячное составление акта (выполненных работ, оказанных услуг) для подтверждения расходов и списания арендной платы? Если ежемесячное составление акта (выполненных работ, оказанных услуг) не является обязательным, то достаточно ли только счета-фактуры и платежного документа?
Ответ. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество, а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг.
При этом согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Статья 606 ГК РФ определяет, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (най-модатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Согласно ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются, в частности, первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).
Пунктами 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны
содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Таким образом, размер арендных платежей и порядок их перечисления устанавливаются договором аренды, заключенным в порядке, установленном гражданским законодательством. Документальным подтверждением произведенных расходов могут быть первичные учетные документы, составленные в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете».
При этом ежемесячное составление акта об оказании услуг по аренде недвижимого имущества является обязательным.
Основание: письмо Минфина России
от 07.06.2006 № 03-03-04/1/505.
Вопрос. Должно ли сельхозпредприятие начислять ЕСН на выплаты работникам, связанные с производственной деятельностью, за счет чистой прибыли?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Пунктом 3 ст. 236 НК РФ предусмотрено, что указанные выплаты и иные вознаграждения не признаются объектом налогообложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, определяются в соответствии с гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. При применении п. 3 ст. 236 НК РФ необходимо также учитывать, что он распространяется только на организации, формирующие налоговую базу по налогу на прибыль.
Учитывая изложенное, если в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ при формировании организацией — сельскохозяйственным товаропроизводителем налоговой базы по налогу на прибыль отдельные выплаты в пользу работников не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, то данные выплаты не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом.
Основание: письмо Минфина России
от 06.06.2006 № 03-05-02-04/75.
Вопрос. Сельхозпроизводители освобождены от уплаты транспортного налога в части транспортных средств, которые используются при производстве сельхозпродукции. Однако иногда такие машины используются и в других целях. Нужно ли в таком случае уплачивать транспортный налог с таких машин?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
При этом подп. 5 п. 2 вышеуказанной статьи НК РФ определено, что объектом налогообложения по транспортному налогу не являются тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Исходя из данной нормы НК РФ следует, что основными критериями непризнания объектом налогообложения вышеназванных транспортных средств являются соответствие физического или юридического лица понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, определенному ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», и использование этих транспортных средств по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу.
Следовательно, при соблюдении вышеназванных условий транспортные средства, перечисленные в подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не признаются объектом налогообложения по транспортному налогу вне зависимости от того, что они наряду с деятельностью, связанной с проведением сельскохозяйственных работ для производства сельскохозяйственной продукции, используются для целей, не связанных с этой деятельностью.
Основание: письмо Минфина России
от 05.06.2006 № 03-06-04-02/22.
Вопрос. Организация реализует пакет акций ОАО, полученных от государства в качестве взноса в уставный капитал.
В соответствии с законодательством РФ налогооблагаемая прибыль при реализации акций складывается из доходов от реализации, определенных исходя из рыночной цены реализации ценной бумаги, за вычетом расходов, формируемых исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), а также затрат на ее реализацию.
ОАО полагает, что доходы организации отреа-лизации по рыночной цене пакета акций ОАО должны быть уменьшены на расходы в виде стоимости акций, сформированной в налоговом учете продавца (по оценке, определенной государством в момент внесения акций в уставный капитал), а также на затраты, связанные с реализацией акций. Стоимость акций, полученных в качестве вклада в уставный капитал от государства, принимается в качестве налогового расхода.
На основании изложенного организация просит разъяснить, правомерен ли данный подход.
Ответ. В случае реализации (выбытия) ценных бумаг, полученных в результате их передачи в уставный капитал, организацией-получателем применяются положения ст. 280 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.
Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.
Таким образом, в случае продажи организацией акций, полученных в качестве взноса в уставный капитал, в том числе полученных от государства, у организации-продавца может возникать налогооблагаемая база для целей налогообложения прибыли, определяемая в виде разницы между ценой реализации и учтенной в налоговом учете стоимостью этих акций с учетом расходов по их реализации.
Основание: письмо Минфина России
от 01.06.2006 № 03-03-04/1/498.
Вопрос. Организация для найма персонала пользуется услугами кадрового агентства. За каждого предоставленного кандидата организация платит агентству. Но если кандидат не подойдет и не будет принят на должность, может ли организация учесть расходы на услуги кадрового агентства при определении базы по налогу на прибыль?
Ответ. Согласно подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала.
Вместе с тем следует иметь в виду, что если организация фактически не произвела набор работников, в том числе и в результате рассмотрения кандидатур, предоставленных специализированными компаниями по подбору персонала, то указанные расходы нельзя рассматривать как экономически оправданные расходы и учитывать для целей налогообложения.
Таким образом, в рассматриваемом случае расходы организации, связанные с оплатой услуг кадрового агентства по подбору кандидатур, не подошедших организации, не должны учитываться для целей налогообложения прибыли организаций.
Основание: письмо Минфина России
от 01.06.2006 № 03-03-04/1/497.
Вопрос. Организация занимается добычей полезных ископаемых, а также иными видами деятельности. При исчислении стоимости добытых полезных ископаемых применяется способ оценки исходя из расчетной стоимости. Какими нормами НК РФ следует руководствоваться организации при определении сумм косвенных расходов, произведенных организацией в течение отчетного (налогового) периода и подлежащих распределению между добычей полезных ископаемых и иными видами деятельности? Нормами гл. 26, в частности ст. 340, или же соответствующими нормами гл. 25 НК РФ?
Ответ. В соответствии с п. 9.3.3 Инструкции по заполнению налоговой Декларации по налогу на добычу полезных ископаемых по строке 070 указывается сумма косвенных расходов, связанных с добычей полезных ископаемых, подлежащая распределению между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика в соответствии с последним абзацем п. 4 ст. 340 НК РФ.
В соответствии с указанным пунктом ст. 340 НК РФ косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых в общей сумме прямых расходов.
Таким образом, распределению между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика подлежит сумма косвенных расходов, непосредственно не связанных с добычей полезных ископаемых. К таким расходам, в частности, относятся расходы на оплату труда персонала управления организацией; суммы единого социального налога, начисленные на указанные суммы; суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым для управления организацией; расходы на ремонт основных средств, не участвующих в производстве, и другие общехозяйственные расходы. При этом расходы, связанные исключительно с видами деятельности, не имеющими отношения к добыче полезных ископаемых, не учитываются. Основание: письмо Минфина России от 23.01.2006 № 03-07-01-04/2
Е.В. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 21.07.2006