ВОПРОС - ОТВЕТ
КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА
Подборка по материалам ИПК«КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»
Вопрос. Организацией (ЗАО) заключен договор финансовой аренды (лизинга) автотранспортных средств. Согласно условиям данного договора лизинга автотранспортные средства были временно зарегистрированы (поставлены на учет) в ГИБДД на имя лизингополучателя — ЗАО.
В описанной ситуации ЗАО не является собственником полученных в лизинг автотранспортных средств, а является лишь лицом, на имя которого осуществлена их временная регистрация в органах ГИБДД. Просим разъяснить, кто в данном случае является плательщиком транспортного налога?
Ответ. В соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Обязанность государственной регистрации транспортных средств установлена Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Правилами регистрации автомототранспорт-ных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России (далее — Правила), утвержденными приказом МВД России от 27.01.2003 № 59, предусмотрена возможность регистрации транспортных средств, используемых по договору лизинга, за одним из участников договора лизинга по их письменному соглашению.
Кроме того, указанными Правилами предусмотрена также возможность временной, на срок
действия договора лизинга, регистрации за лизингополучателем транспортного средства, зарегистрированного за лизингодателем.
Учитывая изложенное, в случае если по договору лизинга транспортные средства (зарегистрированные за лизингодателем) временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет в органах Госавтоинспекции МВД России по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств.
Основание: письмо Минфина России от 16.09.2005 № 03-06-04-04/39.
Вопрос. Организация занимается лизингом и применяет УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов». Как следует учитывать расходы на приобретение объекта лизинга, являющиеся доходными вложениями в материальные ценности:
1) как расходы на приобретение основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) или
2) как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)?
Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогом налогоплательщики, применяющие УСН, могут уменьшать полученные доходы на сумму расходов на приобретение основных средств.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и исходя из положений подп. 16 п. 3 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ организации, применяющие УСН, обязаны вести учет основных средств в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом
Минфина России от 31.10.2000 № 94н, предусмотрено ведение учета материальных ценностей, приобретенных для предоставления за плату во временное пользование, по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Поскольку приобретаемые предметы лизинга учитываются в бухгалтерском учете не как основные средства, а ранее названным образом, то организац ии-лизингодатели, применяющие УСН, не вправе учитывать в составе расходов их стоимость в порядке, установленном подп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 346.16 НК РФ для учета расходов по приобретению основных средств.
В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы, осуществляемые организациями, применяющими УСН, должны соответствовать критериям, указанным в ст. 254 НК РФ.
В связи с тем что расходы капитального характера, к которым относятся расходы по приобретению организациями-лизингодателями предметов лизинга, ст. 254 НК РФ не предусмотрены, организации, применяющие УСН, не могут уменьшать на них доходы от реализации, руководствуясь при этом подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Если договором лизинга предусматривается переход права собственности на предмет лизинга от лизингодателя к лизингополучателю, то расходы по приобретению предмета лизинга могут быть учтены организациями-лизингодателями, применяющими НК РФ, в отчетном периоде перехода права собственности и получения дохода от лизингополучателя на основании подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Основание: письмо Минфина России от 16.09.2005 № 03-11-04/2/79.
Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью имеет лицензию на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений. Деятельность ООО предполагает предоставление абонентам операторов сотовой связи возможности участвовать в азартных электронных играх посредством SMS-сообщений. ООО за выплачиваемое оператором сотовой связи вознаграждение оказывает абонентам услугу. Услуга представляет собой азартную игру, проводимую ООО с абонентом с использованием аппаратно-программного комплекса. В результате игры абоненту может выплачиваться сумма выигрыша путем перевода на счет в банке или по почте. Для оплаты выигрышей создается призовой фонд, распределяемый с помощью специаль-
ного сервера, входящего в аппаратно-программный комплекс, между участниками игры. При этом аппаратно-программный комплекс, состоящий из сервера и расчетного счета ООО, позволяет получить всю необходимую информацию о поступивших платежах и последующих выплатах участникам игры. Общий результат по организации и содержанию тотализатора характеризуется следующей моделью движения денег: из взносов на лицевые счета участников игры (100%), которые поступают на счет оператора связи, 15% остается у оператора связи, а 85% поступают на расчетный счет ООО. Из этих 85% на оплату расходов ООО и его прибыль направляется 15%, а 70% составляет призовой фонд — сумма выигрыша, подлежащая выплате участникам игры.
В связи с этим ООО просит разъяснить: правомерно ли считать аппаратно-программный комплекс специально оборудованным местом у организатора тотализатора, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате (т. е. кассой тотализатора), и применяются ли в отношении указанной деятельности нормы гл. 29 НК РФ?
Ответ. В соответствии со ст. 364 НК РФ под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров, работ или услуг.
Пунктом 1 ст. 366 НК РФ установлено, что объектами игорного бизнеса, подлежащими налогообложению в соответствии с гл. 29 НК РФ, являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерской конторы.
В соответствии со ст. 364 НК РФ кассой тотализатора признается специально оборудованное место у организатора тотализатора, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
Организаторами тотализатора являются организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр, по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша.
При проведении азартных игр посредством отправки-приема SMS-сообщений, когда участники игры могут делать ставки денежными средствами, внося их через каналы связи, средства массовой информации, массовых коммуникаций, телерадиовещания и т. д., и принимают участие
в игре путем отправки SMS-сообщений с определенными командами, а по результатам игры победитель получает приз денежными средствами, перечисляемыми организатором игры - владельцем аппаратно-программного комплекса на счет участника игры в платежной системе, отсутствует специально оборудованное место, где учитывается сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате, а также отсутствуют иные объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, предусмотренные в ст. 366 НК РФ.
В связи с этим предпринимательская деятельность в сфере проведения азартных игр путем отправки-приема SMS-сообщений гл. 29 НК РФ не регулируется, следовательно, налогообложение ранее указанной деятельности производится в общеустановленном порядке.
Основание: письмо Минфина России от 15.09.2005 № 03-06-05-07/28.
Вопрос. Просим дать разъяснения по порядку учета расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций при реализации прочего имущества.
1. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ в редакции, действовавшей в 2002 — 2004 гг., при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой операции на цену приобретения этого имущества.
Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» текст указанной нормы дополнен. В соответствии с новой редакцией подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ организации получают право на уменьшение доходов от сделки по реализации прочего имущества не только на расходы по его приобретению, но также на расходы по его созданию.
Внесение рассматриваемой поправки, а также ее распространение на правоотношения, возникшие с 01.01.2005, позволяют сделать вывод о том, что до 01.01.2005 учет расходов по созданию прочего имущества, впоследствии реализуемого, законодательством о налогах и сборах не предусматривался.
Вместе с тем нормы законодательства о налогах и сборах не ограничивают перечень расходов, подлежащих учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, если такие расходы соответствуют критериям ст. 252 НК РФ. В этом случае реализация прочего имущества может быть признана деятельностью, направленной на получение дохода.
Таким образом, при наличии документально подтвержденных расходов отсутствие указания
на расходы по созданию прочего имущества в подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ не может являться условием, достаточным для отказа организации в уменьшении налоговой базы на суммы затрат по созданию имущества, подлежащего реализации.
В связи с этим просим разъяснить, подлежат ли учету в целях налогообложения до 2005г. расходы на создание прочего имущества, впоследствииреализуе-мого (незавершенное строительство, полуфабрикаты собственного производства, излишки материалов и пр.), и если подлежат, то в каком порядке.
2. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прочего имущества в составерасходов в периоды как до вступления в силу Федерального закона № 58-ФЗ, так и после его вступления в силу учитываются расходы на его приобретение.
При проверке таких операций возникают вопросы документального подтверждения расходов на приобретение реализуемого имущества, если оно приобретено в периоды, по которым истекли сроки хранения таких документов.
Подлежат ли учету в уменьшение налоговой базы при реализации прочего имущества в 2004 г. расходы на приобретение имущества, в случае если первичные документы по операции приобретения имущества относятся к 1998 г. (или ранее) и отсутствуют в организации в связи с истечением срока хранения документов подобного рода?
Ответ. 1. В соответствии с Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты Российской Федерации о налогах и сборах» дополнен подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ. Согласно новой редакции подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества.
Указанные изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Положения гл. 25 НК РФ не ограничивают перечень расходов, подлежащих учету в целях налогообложения прибыли, если такие расходы соответствуют критериям ст. 252 НК РФ.
Таким образом, ранее приведенная поправка носит уточняющий характер в целях исключения двоякого толкования подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ.
2. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает
полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, при реализации прочего имущества расходы на его приобретение не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в случае отсутствия первичных документов по операции его приобретения, как не соответствующие п. 1 ст. 252 НК РФ вне зависимости от сроков хранения таких документов.
Основание: письмо Минфина России от 15.09.2005 № 03-03-02/84.
Вопрос. Организация применяет УСН, объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов. Вправе ли организация признать при определении налоговой базы по единому налогу расходы в виде стоимости оплаченных, но не реализованных товаров, и если вправе, то в каком периоде?
Ответ. В соответствии со ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, уменьшают полученные доходы на сумму расходов, перечень которых приведен в п. 1 указанной статьи НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ применительно к порядку, предусмотренному для налога на прибыль организаций ст. 254, 255, 263, 264, 268 и 269 НК РФ, учитываются расходы, указанные в подп. 5, 6, 7, 9 - 21 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
В п. 2 ст. 346.16 НК РФ не говорится о распространении положений перечисленных статей гл. 25 НК РФ на расходы, указанные в подп. 23 п. 1 этой же статьи НК РФ.
Поэтому стоимость покупных товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, признается при определении налоговой базы по единому налогу в полной сумме после их фактической оплаты независимо от времени реализации товаров. Об этом указано в письме Минфина России от 13.05.2005 № 03-03-02-02/70.
В соответствии со ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в текущем налоговом периоде перерасчет налоговых
обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки в исчислении налоговой базы.
В связи с этим организация может учесть расходы, относящиеся к остаткам оплаченных, но не реализованных товаров, в отчетном периоде издания указанного ранее письма Минфина России.
Основание: письмо Минфина России от 15.09.2005 № 03-11-04/2/78.
Вопрос. Открытое акционерное общество в ходе хозяйственной деятельности проводит работы по реконструкции, модернизации и ремонту основных средств, в результате которых не производится ликвидация объектов. При выполнении данных работ происходит снятие с основных средств материалов и иного имущества, которые приходуются для целей бухгалтерского учета и включаются в состав внереализационных доходов в качестве безвозмездно полученного имущества. В дальнейшем оприходованное имущество может быть как реализовано контрагентам ОАО, так и использовано в производстве или при осуществлении реконструкции, модернизации и ремонта других основных средств.
Главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не установлен и не определен порядок признания для целей налогообложения прибыли дохода в виде стоимости материалов или иного имущества, которые получены при проведении ремонта, модернизации и реконструкции основных средств.
При снятии с основных средств материалов и иного имущества при проведенииремонта, модернизации и реконструкции основных средств не происходит переход права собственности на данное имущество, поскольку имеет место лишь различное использование снятого имущества внутри одного юридического лица. Экономическая выгода у ОАО не возникает.
В случае реализации или дальнейшего использования в производстве данных материалов и иного имущества их стоимость в соответствии с требованиями НК РФ не включается в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Признается ли стоимость материалов и иного имущества, полученного при проведении ремонта, модернизации и реконструкции основных средств, до момента реализации такого имущества доходом, учитываемым для целей налогообложения прибыли?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереали-
зационные доходы. Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ, с учетом положений гл. 25 НК РФ.
Статья 250 НК РФ содержит открытый перечень внереализационных доходов, при этом внереализационными доходами признаются доходы, не отнесенные к доходам от реализации.
В перечне внереализационных доходов, содержащемся в ст. 250 НК РФ, такой вид доходов, как стоимость материалов, полученных в результате ремонта (реконструкции) основного средства, не поименован.
При этом п. 13 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам относит доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подп. 19 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Учитывая экономическую тождественность этих доходов, стоимость материалов или иного имущества, полученного в результате проведения ремонта, модернизации или реконструкции основного средства, которое не выводится из эксплуатации, является внереализационным доходом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Основание: письмо Минфина России от 15.09.2005 № 03-03-04/1/189.
Вопрос. В соответствии с изменениями части второй НК РФ, внесенными Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ, с 01.01.2006 к внереализационным расходам согласно подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.
1. Положения подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ) распространяются только на премии, выплачиваемые продавцом покупателю при выполнении определенных условий договора, или в качестве внереализационного расхода необходимо также отражать величину скидки в виде снижения цены товара, предоставленной продавцом покупателю?
2. В случае если скидка в виде снижения цены товара является внереализационным расходом продавца, возникает ли налогооблагаемый доход на сумму скидки у покупателя, в том числе у покупателя-нерезидента? Должен ли в последнем случае (при предоставлении скидки нерезиденту) продавец удержать налог на доходы с нерезидента?
Ответ. При рассмотрении данного вопроса скидки следует разделить на две группы. Во-первых, продавец может предоставить скидки путем пересмотра цены товара, отраженной в договоре купли-продажи.
В таком случае следует учитывать, что ст. 424 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность изменения установленной соглашением сторон цены договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором.
В частности, договором может быть предусмотрено изменение цены единицы товара в случае возникновения обстоятельств, с которыми условия заключения договора связывают возникновение скидок.
В случае изменения цены единицы товара организация на основании соответствующих изменений данных первичных документов по передаче товара вносит изменения в данные налогового учета о стоимости проданных ценностей. Кроме того, в соответствии со ст. 54 НК РФ организация-продавец должна внести исправления в данные налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, заполняемой в отношении тех периодов, в которые произошла реализация ценностей, так как в этих периодах произошло искажение величины налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом следует учитывать положения ст. 40 части первой НК РФ.
Во-вторых, продавец может предоставить скидку или премию покупателю без изменения цены единицы товара.
В таком случае организация-продавец производит пересмотр суммы задолженности покупателя по договору купли-продажи, т. е. освобождает покупателя от имущественной обязанности оплатить приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных покупателю товаров. Такая скидка, на основании ст. 572 и 574 Гражданского кодекса РФ, должна рассматриваться в качестве освобождения от имущественной обязанности перед продавцом, что является безвозмездной передачей той части товара, которая не оплачена покупателем. Премию, выплаченную продавцом покупателю за достижение определенных обстоятельств, оговоренных договором купли-продажи, также следует рассматривать как безвозмездно переданное имущество. В таком случае в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ сумма скидки или премии не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом п. 17 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» определяет, что с 1 января 2006 г. к внереализационным расходам относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.
Таким образом, с 1 января 2006 г. налогоплательщик - продавец товаров, выплачивающий (предоставляющий) покупателям премии (скидки) вследствие выполнения определенных условий договора без изменения цены единицы товара, отражает сумму таких премий (скидок) в составе внереализационных расходов.
Что касается отражения в налоговой базе по налогу на прибыль покупателя скидки, предоставленной ему путем пересмотра цены товара, то у данного налогоплательщика, в том числе иностранной организации, налогооблагаемого дохода не возникает.
В том случае, если вследствие выполнения определенных условий договора продавец выплатит (предоставит) покупателю премию (скидку), для покупателя такая скидка будет являться безвозмездно полученным имуществом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в соответствии с п. 8 ст. 250 Кодекса. Данное положение распространяется на ранее названные премии (скидки), полученные покупателем как до 1 января 2006 г., так и после.
Основание: письмо Минфина России от 15.09.2005 № 03-03-04/1/190.
Вопрос. Для использования под комиссионный магазин индивидуальному предпринимателю на основании договора аренды с ЖЭУ предоставлено подвальное помещение, встроенное в пятиэтажный жилой дом. У предпринимателя имеются документы, содержащие информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке подвального помещения (технический паспорт на нежилое помещение, план и т.д.), в которых указано, что данное помещение предназначено для использования под комиссионный магазин. Относится ли арендуемое предпринимателем помещение к нестационарной торговой сети? Какой показатель базовой доходности следует использовать предпринимателю при исчислении ЕНВД?
Ответ. В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД применяется по решению субъекта РФ в отноше-
нии, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 м 2, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Статьей 346.27 НК РФ определено понятие розничной торговли - это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.
Указанной статьей НК РФ определено также понятие стационарной торговой сети - это торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.
В целях применения ЕНВД под магазином понимается специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, а под площадью торгового зала - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей.
К инвентаризационным документам относятся документы, составляемые органами и организациями технического учета и технической инвентаризации в соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921. К таким документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект стационарной торговой сети документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта (например, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации).
К правоустанавливающим документам относятся документы, оформленные и зарегистриро-
ванные в соответствии с нормами действующего законодательства РФ, устанавливающие право лица на определенный объект. К таким документам относятся договор купли-продажи, мены, дарения, приватизации, свидетельство о праве на наследство, договор передачи (договор купли-продажи) нежилого помещения, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и т. п.
Как следует из вопроса, для осуществления розничной комиссионной торговли продовольственными товарами предоставлено в аренду подвальное помещение, встроенное в жилой пятиэтажный дом. При этом в техническом паспорте на данное нежилое помещение, плане и других правоустанавливающих и инвентаризационных документах указано, что помещение предназначено для использования под комиссионный магазин, т. е. данное помещение соответствует установленному гл. 26.3 НК РФ понятию магазина.
Таким образом, указанное помещение следует относить к объектам стационарной торговой сети, и, следовательно, исчисление ЕНВД должно производиться с использованием показателя базовой доходности «площадь торгового зала в квадратных метрах».
Основание: письмо Минфина России от 12.09.2005 № 03-11-05/57.
Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью — резидент РФ возмещает членам совета директоров (нерезидентам РФ), прибывающим в РФ на заседание совета директоров, расходы на проживание и на проезд к месту проведения заседания.
В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении налогоплательщиком
документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.
Вправе ли ООО при выплате членам совета директоров суточных, а также при возмещениирасходов на проживание и проезд не производить исчисление и удержание НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ?
Ответ. Как указывается в рассматриваемом вопросе, организация возмещает членам совета директоров, прибывающим в РФ для участия в заседании совета директоров, расходы на проживание и проезд к месту проведения заседания.
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов).
При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.
Таким образом, доходы членов совета директоров, прибывающих в РФ для участия в заседании совета директоров, в виде суточных, а также в виде возмещения расходов на проезд и наем жилого помещения не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.
Основание: письмо Минфина России от 12.09.2005 № 03-05-01-04/271.
Вопрос. Открытое акционерное общество просит дать разъяснения по вопросам применения льгот по налогу на имущество организаций.
1. В соответствии с п. 7 ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
При этом НК РФ не содержит исключений в части предоставления льготы при одновременном использовании этих объектов как для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения, так и для иных нужд, т. е. при использовании данного имущества для целей, указанных в п. 7ст. 381 НК РФ, не в полном объеме (частично). Также НК РФ не устанавливает порядокрасчета части стоимости объекта социально-культурной сферы, не подлежащего налогообложению, при его частичном использовании для нужд, определенных ранее указанным пунктом НК РФ.
Кроме того, согласно ст. 374,375НК РФ объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, единицей которого является инвентарный объект. Но законодательство РФ о бухгалтерском учете не предусматривает ведениераздельного учета частей единого инвентарного объекта, используемого в различных видах деятельности.
Вправе ли ОАО применить льготу по налогу на имущество организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, одновременно используемых как для нужд, указанных в п. 7 ст. 381 НК РФ, так и для иных нужд?
2. В соответствии с п. 8 ст. 381 НК РФ в течение 2004 г. налогоплательщики имели право использовать льготу по налогу на имущество организаций в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве. Какие документы необходимо представить в налоговый орган для подтверждения права на использование указанной льготы?
Ответ. 1. Согласно п. 7 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
При этом льгота предоставляется в отношении имущества, учитываемого на балансе организации и используемого в рамках указанной деятельности, соответствующей определенным уставом (положением) целям и задачам создания организации.
Под объектами социально-культурной сферы, в отношении которых предоставляется льгота, необходимо понимать основные средства, входящие в состав единого обособленного комплекса имущества, функционально и организационно предназначенного для ведения организацией указанных выше видов деятельности.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
Нормативными документами по бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение раздельного учета объекта, относящегося к основным средствам и являющегося единым инвентарным объектом, в случае использования его для различных целей. Деление стоимости такого объекта для целей налогообложения на основании каких-либо показателей гл. 30 НК РФ не предусматривает.
Таким образом, если один и тот же объект основных средств используется для осуществления льготируемой и не льготируемой по налогу на имущество организаций деятельности, то налоговая льгота, установленная п. 7 ст. 381 НК РФ, предоставляется в целом по объекту.
2. Согласно п. 8 ст. 381 НК РФ в 2004 г. освобождались от налогообложения налогом на имущество организаций организации в отношении объектов
мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве.
Организации, имеющие мобилизационные задания (заказы), в целях использования льготы по налогу на имущество организаций должны представить в налоговые органы перечень объектов мобилизационного назначения, законсервированных и (или) не используемых в производстве, согласованный с соответствующим органом исполнительной власти (федеральным или региональным), который уполномочен Правительством РФ устанавливать мобилизационные планы, и оформленный в установленном порядке (данная позиция, в частности, отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от
18.05.2004 № 15583/03).
Порядок оформления документов, необходимых для предоставления данной льготы, изложен в Рекомендациях по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на налоговые льготы, а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, подготовленных в соответствии с поручением Правительства РФ от 20.05.2005 № АЖ-П4-2457 и утвержденных Минэкономразвития России и Минфином России 16.08.2005.
Основание: письмо Минфина России от
08.09.2005 № 03-06-01-04/343.
Е.В. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 18.11.2005
Вопрос. Банк просит разъяснить положения Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» в части налогового учета выкупной стоимости предмета лизинга.
В соответствии с новой редакцией п. 10 ст. 264 НК РФ начиная с 01.01.2006 арендные (лизинговые) платежи за принятое в лизинг имущество, а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
На основании норм Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ в общую сумму догово-
ра лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если соглашением сторон предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (ст. 28 п. 1 названного нормативного акта).
В связи с внесением Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ дополнений в перечень расходов налогоплательщиков-лизингополучател ей правомерен ли учет в целях налогообложения выкупной стоимости имущества, перечисляемой в составе лизингового платежа согласно договору о финансовой аренде (лизинге)?
Ответ. Изменения, внесенные в гл. 25 НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ, касающиеся налогового учета лизинговых операций, затрагивают лизингодателей, не амортизирующих лизинговое имущество.
В налоговом учете лизингополучателей в связи с принятием Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ ничего не изменилось.
Новая редакция подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, введенная Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ и вступающая в силу с 1 января 2006 г., определяет, что к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество, а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг. В случае если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами, учитываемыми в соответствии с данным подпунктом, у лизингополучателя признаются арендные (лизинговые) платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со ст. 259 НК РФ.
Глава 25 НК РФ как в действующей редакции, так и в редакции Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ не содержит специальной нормы, определяющей порядок признания в налоговом учете лизингового платежа, содержащего в себе выкупную стоимость лизингового имущества, уплаченного лизингополучателем, в том случае, если лизингополучатель не амортизирует объект лизинга.
Поэтому налогоплательщик-лизингополучат ель, в случае если объект лизинга амортизируется в налоговом учете лизингодателя, должен сформировать первоначальную стоимость основного средства, приобретенного посредством лизинга, и при переходе права собственности на объект лизинга начать амортизировать его в целях налогообложения прибыли.
Основание: письмо Минфина России от 06.10.2005 № 03-03-04/2/72.
Вопрос. Облагаются ли НДС инжиниринговые, консультационные услуги, оказываемые российской организацией иностранной организации, которая не имеет постоянного представительства на территории РФ.
Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ, согласно которым местом реализации инжиниринговых и консультационных услуг является место деятельности организации, приобретающей такие услуги.
Таким образом, в случае если организация, приобретающая указанные услуги, осуществляет деятельность за пределами территории РФ, местом реализации таких услуг территория РФ не признается.
Учитывая изложенное, инжиниринговые и консультационные услуги, оказываемые российской организацией иностранной организации, объектом налогообложения НДС на территории РФ не является.
Основание: письмо Минфина России от 03.10.2005 № 03-04-08/275.
Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью заключило с иностранной организацией лицензионный договор на передачу ему неисключительного права на использование зарегистрированного в РФ товарного знака. По договору в пользу иностранной организации предусмотрены периодические платежи (роялти). Лицензионный договор зарегистрирован в Роспатенте. Апостилированные документы, подтверждающие местонахождение иностранной организации, имеются.
Подлежит ли обложению НДС ранее указанная операция?
Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Порядок определения места реализации товаров (работ, услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ. Так, на основании положений данной статьи местом реализации услуг по передаче неисключительных прав признается территория РФ, если организация, оказывающая такие услуги, осуществляет деятельность на тер-
ритории РФ. Поэтому местом реализации услуг по передаче неисключительного права на использование товарного знака, оказываемых иностранной организацией, осуществляющей деятельность за пределами территории РФ, территория РФ не признается и, соответственно, при приобретении у иностранного лица таких прав НДС на территории РФне уплачивается.
Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2006 г. предусмотрено определение места реализации услуг по предоставлению неисключительных прав на использование объектов собственности по месту нахождения покупателя таких услуг.
Основание: письмо Минфина России от 23.09.2005 № 03-04-08/256.
Вопрос. Основной вид деятельности ООО — посредническая. Являясь комиссионером и исполняя договор комиссии, ООО осуществляет ввоз с территории Италии на таможенную территорию РФ импортного сырья по контракту с иностранным поставщиком, заключенному на условиях FCA.
Услуги по экспедированию груза от места реализации (Италия) до склада на территории РФ оказывает иностранная компания, являющаяся резидентом Австрии.
Таким образом, услуги по экспедированию груза ООО оплачивает иностранной организации, не зарегистрированной в РФ в качестве налогоплательщика.
Является ли ООО налоговым агентом по уплате НДС в бюджет РФ за иностранную компанию —резидента Австрии?
Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ. В связи с тем что экспедиторские услуги не относятся к услугам, перечисленным в подп. 1 — 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, в отношении таких услуг применяется положение подп. 5 п. 1 указанной статьи НК РФ, согласно которому местом реализации услуг признается территория РФ в случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории РФ.
На основании п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации считается территория НК РФ в случае фактического присутствия этой организации на территории НК РФ на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в РФ (если услуги оказываются через это постоянное представительство).
Таким образом, местом реализации экспедиторских услуг, оказываемых иностранным лицом по договору с российской организацией, территория РФ не является и, соответственно, такие услуги в РФ НДС не облагаются.
Учитывая изложенное, при перечислении вознаграждения иностранному лицу за оказание экспедиторских услуг, связанных с транспортировкой товара от места реализации, находящегося на территории иностранного государства, до конечного пункта назначения, находящегося на территории РФ, НДС не уплачивается.
Основание: письмо Минфина России от 20.09.2005 № 03-04-08/250.
Вопрос. Банк просит разъяснить следующее. В соответствии со ст. 264 НК РФ к командировочным расходам относятсярасходы на проезд работника кмес-ту командировки и обратно; наем жилого помещения; суточные в пределах норм, утвержденных Правительством РФ, и т.д. При этом ст. 272НК РФ установлено, что датой осуществления командировочных расходов признается дата утверждения авансового отчета.
В случае, когда командировочные расходы (например, за проживание в гостинице) оплачены банком в безналичном порядке, они в авансовый отчет работника не включаются.
Учитывая, что первичными документами, подтверждающими факт совершения расходов, в данном случае являются счет и акт выполненных работ (оказанных услуг), правомерно ли считать в целях налогового учета датой признания таких расходов дату получения банком вышеназванных первичных документов?
Ответ. Согласно подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на командировки, которые включают в себя в том числе расходы по найму жилого помещения.
В соответствии с подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ для налогоплательщиков, применяющих в налоговом учете метод начисления, датой осуществления расходов на командировки является дата утверждения авансового отчета.
Такой порядок признания расходов на командировки гл. 25 НК РФ установлен вне зависимости от того, оплатил ли эти расходы сам работник, а значит, данные расходы отражены в его авансовом отчете, или оплату расходов на командировку осуществил работодатель, что означает их отсутствие в авансовом отчете командированного работника.
Таким образом, расходы по найму жилого помещения, оплату которых произвел работодатель в безналичном порядке, признаются в налоговом учете на дату утверждения авансового отчета. При этом документами, подтверждающими ранее названный расход, являются акт выполненных работ (оказанных услуг) и документы, подтверждающие оплату этих расходов.
Основание: письмо Минфина России от 15.09.2005 № 03-03-04/2/58.
О.Б. СОЛДАТОВА Проект «КонсультантФинансист»
18.11.2005