Научная статья на тему 'Композиция цикла «Последние элегии» Н. А. Некрасова'

Композиция цикла «Последние элегии» Н. А. Некрасова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1759
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / РУССКАЯ ПОЭЗИЯ / ЛИТЕРАТУРА XIX В. / АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ЦИКЛ СТИХОТВОРЕНИЙ / КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / НЕКРАСОВ Н.А. / ЭЛЕГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Слонь О. В.

В статье анализируется композиция цикла «Последние элегии» Н.А. Некрасова, состоящего из трех стихотворений. Рассматривается структура каждого стихотворения, определяется его роль в построении цикла в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cycle composition of Last elegy of N.A. Nekrasov

Cycle composition of Last elegy of N.A. Nekrasov consisted with three poems is analyzed in this article. The structure of each poem is regarded here and its role in the cycle formation is determined.

Текст научной работы на тему «Композиция цикла «Последние элегии» Н. А. Некрасова»

Слонь О.В.

Оренбургский государственный педагогический университет

КОМПОЗИЦИЯ ЦИКЛА «ПОСЛЕДНИЕ ЭЛЕГИИ» Н.А. НЕКРАСОВА

В статье анализируется композиция цикла «Последние элегии» Н.А. Некрасова, состоящего из трех стихотворений. Рассматривается структура каждого стихотворения, определяется его роль в построении цикла в целом.

В ряде работ мы исследовали композицию жанра элегий Н.А. Некрасова [1]. Анализируя тематическую композицию элегий по методике, предложенной М.Л. Гаспаро-вым [2], мы продемонстрировали традиции Пушкина, Баратынского и Жуковского. Создавая типологию композиционных типов элегий Некрасова, мы выявили следующие типы: «расчленяющий» тип, в котором просматриваются традиции Баратынского; «совмещающий» - по типу элегий Пушкина; «блочный» тип, отражающий особенности школы Жуковского; «разрастающийся», созданный самим Некрасовым. В настоящей статье мы хотим выяснить, будет ли композиция элегий, входящих в цикл, соответствовать описанным нами типам отдельных элегий поэта.

В корпус текстов элегий Некрасова входят два цикла: «Последние элегии» и «Три элегии (А.Н. Плещееву)» [3]. Оба они уже привлекали внимание исследователей. Ю.М. Лотман анализировал цикл «Последние элегии» с точки зрения его фразеологии, «организации стилистического уровня» [4]. И.Г. Савостин описал сюжет дороги в «Последних элегиях» [5]. Е.Н. Опришко исследовала специфику романтической поэтики в «Последних элегиях» [6]. Наиболее ценна для нас работа известного некрасоведа А.М. Гаркави «Композиция стихотворных циклов Н.А. Некрасова» [7], в которой, среди прочих циклов, рассматриваются «Последние элегии» и «Три элегии».

Принимая во внимание результаты наблюдений литературоведов, мы в данной статье проанализируем цикл «Последние элегии», который состоит из трех стихотворений:

I. «Душа мрачна, мечты мои унылы...»,

II. «Я рано встал, недолги были сборы.»,

III. «Пышна в разливе гордая река.». Мы, солидаризируясь с Гаркави, считаем, что «рас-

сматривать первое стихотворение как экспозицию, второе - как завязку и т. п.» не имеет смысла, «ибо сквозной фабулы в цикле нет» [7, с. 39]. Гаркави изучил «Последние элегии» с точки зрения «характера связи» стихотворений, входящих в цикл. О значимости связей стихотворений в цикле говорят многие цикловеды: Л.Е. Ляпина, М.Н. Дарвин, С.А. Фомичев и др. [8]. В «Последних элегиях» связь между стихотворениями осуществляется на нескольких уровнях: «тематическом» [7], «ритмико-синтаксическом», «стилистическом» [4].

Композиция каждого стихотворения, насколько нам известно, не рассматривалась учеными; мы восполним этот пробел.

Первую элегию цикла «Душа мрачна, мечты мои унылы.» Ю.М. Лотман «.в отношении к принципам семантической организации.» делил на две части. Первая часть «.до середины шестнадцатого стиха.», в которой «.идет прямое описание душевного состояния автора.», вторая -«развернутое сравнение», причем «вторая часть, в свою очередь, делится на три по-разному организованных в лексико-семантическом отношении отрезка» [4, с. 207-208].

Применяя методики В.Е. Холшевнико-ва, Т.И. Сильман, Р.А. Евсеевой [9], мы в композиции элегий циклов выделили 3 части. Так, элегия «Душа мрачна, мечты мои унылы.» состоит из трех частей: зачин содержит описание душевного состояния героя, разработка раскрывает причину его печальных раздумий, концовка представляет развернутое сравнение.

Зачин строится на основе ярких поэтических штампов, имеющих «следы» влияния Пушкина и Лермонтова, на что было уже указано Ю.М. Лотманом.

Душа мрачна, мечты мои унылы,

Грядущее рисуется темно,

Привычки, прежде милые, постыли,

И горек дым сигары. Решено! <...>

«Цепь литературных штампов», по мнению Лотмана, составлена из функционально разнородных звеньев, что подчеркивает особый принцип организации семантики Некрасова - его поэтика «подразумевает множественность типов семантической структуры» [4, с. 210]. Для нас интересен тот факт, что уже в зачине показана безвыходность положения героя: «Решено!» (4 строка). Некрасов в самом начале задает не унылый и не печальный тон (хотя и пользуется штампом «мечты мои унылы»), а трагический.

В разработке драматизм ситуации усиливается повтором слова «горечь» в 5 и 7 строках, а также фокусированием всех несчастий в одном человеке («мечты мои унылы», «мой жребий1 горек», «я не избег», «мой светел ум», «я вижу все»), причем в трех случаях «я» выдвигается в начало строки. Л.Г. Фризман отметил, что в элегиях Жуковского через «удел прекрасного на свете» показана смерть как «общий жребий, то, что ждет всех» [10, с. 148], а у Баратынского, по словам М.И. Семенко, изображена «фатальная безнадежность всего человечества» [11, с. 150]. Некрасов одинок в своей участи: в разработке его думы «одинокие», в концовке - «кругом все чуждо», «никто его не призрел» (это будет проявляться и в других элегиях цикла). Обострение трагичности достигается за счет упоминания о ранней смерти:

<.. .> .А рано смерть идет,

И жизни жаль мучительно. Я молод,

Теперь поменьше мелочных забот И реже в дверь мою стучится голод:

Теперь бы мог я сделать что-нибудь.

Но поздно!..<...>

Робкие надежды на будущее - «Теперь бы мог я сделать что-нибудь.» резко обрываются: «Но поздно!». Поэт, таким образом, углубляет драматизм ситуации и, казалось бы, завершает тему.

В концовке «жизненный путь» сравнивается с «путем» в его прямом смысле (доро-

гой). Сравнение начинается словами: «Я, как путник безрассудный.» и продолжается до конца элегии, занимая 12 строк:

<.. > .Я, как путник безрассудный, Пустившийся в далекий, долгий путь,

Не соразмерив сил с дорогой трудной: Кругом все чуждо, негде отдохнуть,

Стоит он, бледный, средь большой дороги. Никто его не призрел, не подвез: Промчалась тройка, проскрипел обоз -Все мимо, мимо!.. подкосились ноги,

И он упал. Тогда к нему толпой Сойдутся люди - смущены, унылы,

Почтят его ненужною слезой И подвезут охотно до могилы.

Со слов «кругом все чуждо» начинается «разрастание» темы за счет боковой темы «лишнего человека» (эта же тема звучит в зачине элегии Некрасова «Памяти Белинского»). Мы отмечаем, что до этого момента в стихотворении был эксплицитный субъект «я». Здесь «я» переходит в «он»: «стоит он», «никто его не призрел», «он упал». По нашему мнению, в этом случае Некрасов говорит о герое уже как о неживом человеке. Новый взгляд, «со стороны» на героя (на него) дает «разрастание» в концовке. Со слов «тогда к нему толпой» взгляд обращен уже не на него, а на толпу. В этих строках и до конца элегии мы видим второе «разрастание» темы концовки: на героя люди обратили внимание только тогда, когда его уже нет в живых. Последняя строка «И подвезут охотно до могилы.» пронизана горькой иронией. Анализ первой элегии цикла показал, что она имеет «разрастающийся» композиционный тип с двойным разрастанием в концовке.

Вторая элегия цикла «Я рано встал, недолги были сборы.» трехчастна. Зачин составляют две строки:

Я рано встал, недолги были сборы,

Я вышел в путь, чуть занялась заря <.>.

Разработка темы, разросшаяся в двух случаях, аллегорична:

1 Во фразе «мой жребий горек» есть «следы» элегии Е.А. Баратынского «Из А. Шенье»: «И далеко ищу, как жребий мой ни строг, / Я жить и бедствовать услужливый предлог».

<.. .> Переходил я пропасти и горы,

Переплывал я реки и моря;

Боролся я, один и безоружен,

С толпой врагов <...>

Последние две из приведенных строк, по мнению Г аркави, являются «.идейным центром всего цикла. Некрасов не называет врагов по именам, но подразумевает, очевидно, врагов социальных, - может быть, весь тогдашний несправедливый строй.» [7, с. 42]. Именно с этим исследователь связывает выбор поэтом аллегорической формы во второй элегии.

Разрастание темы в первом случае получилось за счет введения прямой речи:

<...> «По силам ли, о боже! труд подъемлю?» <.>

и во втором случае из-за «развернутого аллегорического образа»:

<.. > Насмешливо сгибаясь и кряхтя Под тяжестью сумы своей дырявой,

Алчбы и жажды бледное дитя,

Голодный труд, попутчик мой лукавый,

Уж прочь идет: теперь нам розный путь <.>

Мысль о голоде в первой элегии: «И реже в дверь мою стучится голод» - повторилась, «но уже в виде <. > образа» [7, с. 42]. В последних строках разработки появляются мысли о близкой смерти (как и в первой элегии):

Вперед, вперед! Но изменили силы -

Очнулся я на рубеже могилы.2

Концовка, выделенная поэтом графически (пробелом), на наш взгляд, тоже «разросшаяся». Разрастание (последние четыре строки) образовалось за счет описания ситуации после смерти.

И некому и нечем помянуть!

Настанет утро - солнышко осветит

Бездушный труп; все будет решено!

И в целом мире сердце лишь одно -И то едва ли - смерть мою заметит.

Мотив одиночества и безызвестности Некрасова, по нашему мнению, перекликается с элегиями русских поэтов пушкинской поры - с одиночеством Баратынского в «Бдении»: «И мне назначена могила! / Умру в чужой стране, / Умру, и ветреная Лила / Не вспомнит обо мне!», с надеждой Пушкина в «Элегии» («Я видел смерть; она в молчанье села.») на то, что кто-нибудь заметит его смерть: «Друзья мои, - тогда подите к ней; / Скажите: взят он вечной тьмою./ И может быть, об участи моей / Она вздохнет над урной гробовою».

Третья элегия «Пышна в разливе гордая река.». Зачин этой элегии задает аллегорический тон всему стихотворению:

Пышна в разливе гордая река,

Плывут суда, колеблясь величаво, Просмолены их черные бока,

Над ними флаг, на флаге надпись:

слава! <...>

В разработке темы «аллегоризм сгущается: поэт представляет себя в виде скромного челна, гибель которого незамечена толпою, все внимание которой обращено на стоящие тут же гордые корабли» [7, с. 42]:

<.>Толпы народа берегом бегут,

К ним приковав досужее вниманье,

И, шляпами размахивая, шлют Пловцы родному берегу прощанье, -И вмиг оно подхвачено толпой,

И дружно берег весь ему ответит.

Но тут же, опрокинутый волной,

Погибни челн - и кто его заметит? <.. >

Как указала Е.Н. Опришко, ссылаясь на Б. М. Эйхенбаума, сравнение неудавшейся человеческой жизни с челном было традиционным в романтической литературе [6, с. 33].

«Разрастание» темы выступает в виде рассуждений поэта о незамеченной никем гибели героя:

2 На наш взгляд, Некрасов заимствовал фразу «Очнулся я» из элегии «Бдение» Е.А. Баратынского: «Очнулся я; румян и светел.».

<.> А если и раздастся дикий стон На берегу - внезапный, одинокий,

За криками не будет слышен он И не дойдет на дно реки глубокой... <.>

В данных строках, на наш взгляд, сконцентрировано смысловое ядро элегии.

В концовке Некрасов обращается к «подруге темной участи»:

<.. > Подруга темной участи моей!

Оставь скорее берег, озаренный Горячим блеском солнечных лучей И пестрою толпою оживленный, -Чем солнце ярче, люди веселей,

Тем сердцу сокрушенному больней!

Концовка «разрастается» описанием берега, которое создается нанизыванием его характеристик. В последних двух строках появляется резкий контраст: «яркость жизни» и «близость неминуемой смерти». Поэт возвращается к ситуации начала цикла (первая элегия). Это проявляется и в отдельных лексемах: «не ты горька, моя подруга» -«подруга участи моей», «грядущее темно» -«темная участь», «жадный недуг» - «боль в

сердце». Можно сказать, что с точки зрения композиции цикла первая и третья элегии образуют тематическое кольцо.

А.М. Гаркави, говоря о тематическом единстве «Последних элегий», отмечал, что «содержание раскрывается здесь не в виде последовательного изложения, а виде разных по стилю вариаций на одну и ту же тему» -«смерти поэта в момент, когда он уже преодолел тяготы голодной и одинокой юности и равнодушия толпы». «Единство достигается и перекличкой образов, которые переходят, трансформируясь, из одной элегии в другую» [7, с. 2]. Ю.М. Лотман отмечал «единство ритмико-синтаксического» строя и «стилистического». Мы, дополняя суждение Гаркави, Лотмана, можем отметить 1) единство композиционного типа («разрастающегося») для каждой элегии, что еще раз подтверждает правильность выделения данного типа композиции; 2) кольцевую композицию цикла в целом. Кроме этого, добавим, что общность проявляется на метрическом и строфическом уровнях - все три элегии написаны 5-стопным ямбом, астрофичны. Метрика и строфика элегий нами подробно рассмотрена в предыдущей статье [12].

Список использованной литературы:

1. Слонь, О.В. О типологии элегических композиций Н.А. Некрасова / О.В. Слонь // Вестн. ОГУ. - Оренбург, 2004. -№11. - С. 69-74; Слонь О.В. К вопросу о типологии композиций элегий Н.А. Некрасова / О.В. Слонь // Материалы регион. науч. практ. конф. молодых ученых и специалистов Оренбургской области. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. - Ч. 1. - С. 74-75; Слонь, О.В. Элегические концовки Н.А. Некрасова / О.В. Слонь // Художественный текст: варианты интерпретации: труды Х межвуз. науч. практ. конф.: в 2 ч. Ч. 2. - Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2005. - С. 128-131.

2. Гаспаров, М.Л. Три типа русской романтической элегии: индивидуальный стиль в жанровом стиле / М.Л. Гаспаров / / Избранные труды: в 3 т. Т. 2. - М.: Языки русской культуры, 1997. - С. 362-382.

3. Некрасов, Н.А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 т. Т. 1-10 / Н.А. Некрасов. - Л.: Наука, 1981-1985.

4. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха / Ю.М. Лотман. - Л.: Наука, 1972. - 271 с.

5. Савостин, И.Г. Сюжет дороги в поэзии Некрасова («Последние элегии») / И.Г. Савостин // Жанр и композиция литературного произведения. - Калининград, 1978. - вып.4. - С. 32-44.

6. Опришко, Е.Н. Поэтика жанра элегий Н.А. Некрасова / Е.Н. Опришко // Жанры русского реализма. - Днепропетровск, 1983. - С. 25-36.

7. Гаркави, А.М. Композиция стихотворных циклов Н.А. Некрасова / А.М. Гаркави // Жанр и композиция литературного произведения. - Калининград, 1980. - вып. 5. - С. 37 - 50.

8. Ляпина, Л.Е. Русские литературные циклы (1840-1860 гг.): монография / Л.Е. Ляпина. - СПб.: Образование, 1993. -114 с.; Ляпина, Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века / Л.Е. Ляпина. - СПб: НИИ химии СПбГУ, 1999. - 281 с.; Дарвин, М.Н. Циклизация литературных произведений: к проблеме понимания / М.Н. Дарвин, В.И. Тюпа // Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. - Новосибирск: Наука, 2001. - С. 14-58; Фомичев, С.А. «Песни западных славян» (история создания, проблематика и композиция цикла) / С.А. Фомичев // Духовная культура славянских народов. Литература. Фольклор. История. - Л.: Наука, 1983. - С. 130-144.

9. Холшевников, В.Е. Анализ композиции лирического стихотворения / В.Е. Холшевников // Анализ одного стихотворения. - Л., 1985. - С. 5-49; Сильман, Т. И. Заметки о лирике / Т.И. Сильман. - Л.: Сов. писатель, 1977. - 223 с.; Евсеева, Р. А. Поэтика композиции лирики В.А. Жуковского: дис. канд. филол. наук / Р. А. Евсеева. - Оренбург, 2003. - 223 с.

10. Фризман, Л.Г. Жизнь элегического жанра (Русская элегия от Сумарокова до Некрасова) / Л.Г. Фризман. - М.: Наука, 1973. - 167 с.

11. Семенко, М.И. Жизнь и поэзия Жуковского / М.И. Семенко. - М.: Худож. лит., 1975. - 256 с.

12. Слонь, О.В. Метрическая композиция элегий Н.А. Некрасова / О.В. Слонь // Филологические чтения: материалы всероссийск. науч. практ. конф. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. - С. 228-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.